ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО |
||||||
СБОРНИК |
|
|||||
АРКАН V. Magister Arcanorum (Великий иерофант 2); Magnetismus Universalis (Scientia Boni et Mali); Quintessentia; Religio; Папа; Иероглиф. |
||||||
В индуизме и буддизме гуру – это человек, наделённый высшей степенью духовности, который опекает и наставляет другого в религиозном учении и ритуалах. Это значимая фигура традиционной системы индийского духовного образования. О гуру говорится в древних священных текстах – «Ригведе» и «Бхагавадгите». Первоначально так называли учителя, передающего молодому жрецу знания священных текстов и общественных законов. На санскрите слог «гу» значит «тьма», а слог «ру» – «свет». Гуру устраняет тьму и невежество и несёт просветление ученику (шишья). Сегодня так называют вообще любого духовного учителя. Считается, что хорошего гуру очень сложно найти, а его идеальные отношения с учеником по степени взаимопонимания превосходят отношения между близкими родственниками или друзьями. В узком же смысле гуру – это звание настоятеля общины сикхов. Родоначальником института гуру считают проповедника Нанака, жившего в XV – XVI веках в Пенджабе. Нанак учил о божественном единстве, о равенстве индусов и мусульман, об отмене каст и религиозных знаков отличия. Он создал общину единомышленников и стал её первым гуру – наставником, ведущим своих учеников дорогой постижения Бога и его священных писаний. У сикхов было десять гуру, вплоть до 1708 года, когда это звание было упразднено. [A.93]
|
||||||
06.02.2008. В Нидерландах скончался человек, которого называли духовным учителем «Битлз» – Махариши Махеш Йоги, создатель так называемой трансцендентальной медитации. Учение Махариши стало популярным в середине 60-х и до сих пор имеет во всем мире миллионы последователей. И, пожалуй, не меньше противников. Кто-то считал его святым, кто-то – великим учителем, кто-то – дешёвым популяризатором тайных знаний. Для кого-то Махариши Махеш Йоги был талантливым бизнесменом от эзотерики. Не больше и не меньше. Дипломированный физик, ученик духовной школы под конец жизни управлял коммерческой империей общей капитализацией около четырёх миллиардов долларов. Казну Махариши пополняли поступления с 57 зарегистрированных торговых марок, связанных с духовными практиками. Безусловно, торговля счастьем – выгодный бизнес. Тем более, если «Счастье – рядом» – главный слоган созданной Махариши трансцендентальной медитации. Махариши – один из тех, кто очень хорошо умел оказываться в нужном месте в нужное время. 60-е годы, время культурных потрясений. Музыканты, художники, писатели, а вслед за ними и широкие массы алчущей публики с негодованием отвергают привычный жизненный уклад со всеми его ценностями и ищут чего-то эдакого, альтернативного. Начинается массовое «паломничество в страну Востока». В индийском штате Гоа появляются первые западные общины. Но для большинства, чтобы припасть к живительным источникам мудрости, даже не надо ехать куда-то там за океан. Поскольку всевозможные гуру и сами охотно едут на Запад, где их с таким нетерпением ждут. Махариши приехал в Штаты в 59-м. Причём не куда-нибудь, а в Калифорнию – один из главных центров зарождения новой культуры. Слушателей лекций подкупало обещание счастья вкупе с легкостью достижения оного: повторяй себе ведические мантры, и вот оно – благоденствие. Всемирная известность пришла в середине 60-х, когда учиться уму-разуму к Махариши приехала легендарная «ливерпульская четверка». Были и другие звездные поклонники – музыканты «Роллинг Стоунз», киноактеры, политики. И пусть потом те же битлы называли бывшего учителя проходимцем – реклама сделала свое дело. Свою жизнь Махариши окончил во дворце в Голландии. Неподалеку – целый посёлок последователей. Он же – столица новой цивилизации, страны Вселенского мира. Своя телестудия. Своя валюта. Своя торговая империя. Свои рецепты решения глобальных проблем. Например, международного терроризма. В сентябре 2001-го, после терактов в США, Махариши заявил, что готов собрать армию из 40 тысяч йогов, которые, медитируя, смогли бы покончить с терроризмом. Бюджет проекта учитель оценил в миллиард долларов. Корреспондент НТВ А. АСКОЧЕНСКИЙ. [P.31.1]
|
||||||
«Это был 54-й год, это было пятилетие Китайской революции. И тогда там открыли Выставку достижений народного хозяйства Советского Союза в Пекине. Туда приехал Хрущёв, Булганин, Фурцева, в общем весь синклит. А со стороны китайской были Мао Цзэдун, Чжоу Эньлай, и были приглашены туда Далай-лама и Панчен-лама. Я помню как вот эти две группы, и советская и китайская, будучи в очень хороших отношениях тогда, ходили по этой выставке. И вместе с ними ходили Далай-лама и Панчен-лама, им было тогда, если я не ошибаюсь, лет по восемнадцать обоим. Они ходили в этих своих традиционных одеждах, и они сочетались с современным миром, с тем современным миром тем, что у них были абсолютно новейшие оправы очков и ручка «Паркер» (здесь торчала). Был какой-то момент, когда вдруг исчезли и Далай-лама и Панчен-лама. Вот эта группа Хрущёв, Мао Цзэдун, Чжоу Эньлай – все на месте, а их нету. Первым это заметил, если я не ошибаюсь Чжоу Эньлай. Он сказал: «А где Далай-лама и Панчен-лама?» И Бальтерман, у которого глаз фотографический, сказал: «По моему я их видел последний раз в зале детских игрушек». И мы пошли, я вмести с ними, в зал детских игрушек. И эти два человека, значит, святых, они стояли, и совершенно нормально и симпатично запускали электрическую детскую железную дорогу. И получали от этого огромное удовольствие». Г. БОРОВИК, писатель, журналист [T.10.LI.4]
ДАЛАЙ-ЛАМА XIV (Тензин Гьяцо) р. 6 июля 1935 [B.38] ДАЛАЙ-ЛАМА [от монг. далай – море (мудрости) и лама], титул (с 16 в.) первосвященника ламаистской церкви в Тибете (происхождение института Далай-ламы относится к нач. 15 в.). [B.38] ЛАМА (тибет., букв. – высший), буддистский монах в странах, где распространен ламаизм. [B.38] ПАНЧЕН-ЛАМА (от пан, сокращение санскр. пандита – ученый, тибет. чен – великий и лама), титул второго (после далай-ламы) иерарха ламаистской церкви в Тибете (с сер. 17 в.). [B.38]
|
||||||
Dr. Jacques Giès, conservateur an chef au Musée Guimet in Paris, Section Chine et Asie central: «Есть огромная пропасть между идеями учителя и идеями, так сказать, частного индивида...»
|
||||||