ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН XIX. Veritas facunda; Virtus humana; Aurum philosophalum; Vocatio; Lux resplendens (Ослепительный Свет); Sol, le Soleil (Солнце); Иероглиф (топор освобождения, прорубающий окно к свету в крыше предшествующего аркана).

   

Sol (Солнце) вульгарное название - le Soleil

 
     
 

I sōl, sōlis m 1) солнце (s. orĭtur, occĭdit C, Cs, L etc.): s. oriens Cs etc. восток; s. occĭdens H запад; sole primo J, orto И или novo V с восходом солнца; medio sole Ph в полдень; supremo sole H etc. на закате; patria alio sub sole jacens V другое (новое) отечество; nondum omnium dierutn sol occĭdit погов. L не в последний же раз закатилось солнце; 2) (тж. pl.) солнечное сияние, свет солнца (in sole ambulare С): soles et nubila О дни погожие и пасмурные; soles assidui Lcr или nimii M солнечный зной; 3) день (s. niger H): tres soles totĭdem noctes V три дня и столько же ночей, трое суток; 4) (редко) год: femina (canis), binos quae tulerit soles Nem собака, достигшая двухлетнего возраста; 5) общественность, общество (aliquid in solem producere С): in solem procedere С публично выступить (с речью); 6) перен. светило, светоч (Publius Africanus, s. alter С). [B.32]

II Sōl, Sōlis m бог Солнца, сын Гипериона и Теи, брат Луны и Авроры, впоследствии отождествлённый с Аполлоном С etc.: Solis urbs PM = Heliopŏlis. [B.32]

 

sōlāris, e [sol] солнечный (lumen O): circulus s. PM орбита солнца || обращенный к солнцу (pars arboris PM). [B.32]

 

I sōlārium, ī n [solarius] 1) солнечные часы Pl ар. AG, Vr, C; 2) форум (в Риме, где находились установленные Сципионом Назикой солнечные часы): ad s. versari С бывать на форуме, т. е. вращаться в обществе; 3) часы (вообще): s. ex aquā С водяные часы; 4) солярий (плоская крыша, терраса, вышка, балкон) Pl, Su, Dig. [B.32]

II solārium, ī n [solum II] (sc. vectīgal) земельный налог Dig. [B.32]

 

sōlifer, fera, ferutn [sol + fero] приносящий солнце: plăga solifera SenT край восходящего солнца, восток. [B.32]

 

sōl-sequia, ae f и sōlsequium, ī n [sequor] предпол. подсолнечник Is. [B.32]

 

sōlstitium, ī n [sol + sisto] 1) солнцестояние, солнцеворот (aestīvum, brumale Col); 2) летнее солнцестояние Cato, Vr, С; 3) летняя пора, летний зной (s. pecŏri defendere V). [B.32]

 

 
     
 

ἥλιος, эп. преимущ. ἠέλιος, дор. ἀέλιος и ἅλιος (ᾱ) ὁ 1) солнце: ἡλίου κύκλος Trag., Arst. солнечный диск; ἡλίου βολαί или τόξα Eur. (= ἀκτῖνες) солнечные стрелы, т.е. лучи; ἡλίου θάλπη Aesch., θάλπος Eur. и καύματα Soph. солнечный зной; ἠέλιος ἀνόρουσε Hom. солнце взошло; ἅμ’ ἠελίῳ ἀνιόντι Diod. с восходом солнца; ἐς ἠέλιον καταδύντα Hom. до захода солнца; δύσετο ἠέλιος Hom. солнце зашло; ἀφ’ ἡλίου ἀνιόντος μέχρι δυομένου Aeschin. от восхода солнца до (его) заката; ὑπὸ ἡλίου ἑωρᾶσθαι Thuc. быть освещённым солнцем; μικρὸν πρὸ δύντος ἡλίου Xen. незадолго до захода солнца; περὶ ἡλίου ἔκλειψιν Xen. во время солнечного затмения; ὁρᾶν φάος ἠελίοιο Hom. видеть солнечный свет, т.е. быть в живых, жить; ὑπ’ ἠελίῳ Hom., ὑφ’ ἡλίῳ Eur., ὑπὸ ἡλίου Thuc., ὑπὸ τὸν ἥλιον Dem. под солнцем, т.е. на земле, на свете; οὐκέτ’ εἶναι ὑφ’ ἁλίῳ Eur. не быть больше в живых; 2) место восхода солнца, восток: πρὸς ἠῶ τ’ ἠέλιόν τε Hom., πρὸς ἠῶ τε καὶ ἡλίου ἀνατολάς или πρὸς ἠῶ τε καὶ ἥλιον ἀνατέλλοντα Her. к востоку, на восток; οἱ ἀπὸ ἡλίου ἀνατολέων Αἰθίοπες Her. восточные эфиопы; 3) дневной путь солнца, т.е. день: φῶς ἓν ἡλίου Eur. свет одного дня, т.е. всего лишь один день; ἁλίῳ ἀμφ’ ἑνί Pind. в течение одного лишь дня; ἡλίους δέκα Luc. десять дней; 4) солнечная жара, зной: ὁ ἥ. πολύς Luc. сильная жара; οἱ ἥλιοι καὶ τὸ πνῖγος ἐλύπει Thuc. зной и духота мучили (пленников); 5) солнечный свет (ἐκ τοῦ ἡλίου εἰς τὸ σκότος ἰέναι Arst.; ἐν ἡλίῳ κατακεῖσθαι Plut.); 6) светлое настроение, ясность (τῆς ψυχῆς Plut.). [B.169]

Ἥλιος эп. чаще Ἠέλιος ὁ (обычно Ὑπεριονίδης, но тж. Ὑπερίων) Гелиос (бог солнца, сын титана Гипериона и Теи [или Эврифаэссы], брат Селены и Эос; считался всевидящим и всеслышащим богом; впоследствии его стали отождествлять с Аполлоном [Фебом]; его эпитеты у Hom.: ἄναξ «властитель», παμφανόων «блистающий», φαέθων «лучезарней», φαεσίμβροτος «озаряющий смертных», τερψίμβροτος «услаждающий смертных», ἀκάμας «неутомимый» Hom., HH, Pind. etc. [B.169]

*

ἀνθήλιοι οἱ астр. ложные солнца Plut. [B.169]

ἀνθ-ήλιος, ион. ἀντήλιος 2 1) находящийся против (восходящего) солнца, обращённый к востоку, восточный (ἀγκῶνες Soph.; ὄρος Plut.); 2) выставляемый на солнце, т.е. воздвигаемый перед воротами дома (δαίμονες Aesch.); 3) подобный солнцу, сияющий как солнце (πρόσωπον Eur.). [B.169]

 

ἀκέστωρ, ορος (ᾰ) ὁ целитель, спаситель (эпитет Феба-Аполлона) Eur. [B.169]

 

βῶλος ἡ, редко ὁ 1) ком земли; 2) почвенный пласт; 3) почва, земля; 4) земельный участок, поле; 5) ком, кусок, слиток; 6) солнечный диск, солнце (ἀλύσεσι χρυσέαισι φερόμενα β. Eur.). [B.169]

 

I λαμπάς, άδος (ᾰδ) ἡ 1) факел, светоч (πευκίνη Soph.): λαμπάδος τὸ σύμβολον Aesch. сигнальный огонь; 2) (= λαμπαδηδρομία): λαμπάδα τρέχειν Arph. совершать факельный пробег; λ. ἀφ’ ἵππων τῇ θεῷ Plat. конный пробег с факелами в честь богини; 3) дневное светило, солнце: τὸ λαμπάδος ὄμμα Soph. солнечный диск; 4) солнечный свет, день: ἡ ἐπιοῦσα λ. Eur. наступающий (следующий) день; 5) молния: δαμασθεὶς λαμπάσιν κεραυνίοις Eur. поражённый ударами молнии; 6) огненный метеор Arst., Diod.; 7) лампада, светильник NT. [B.169]

II λαμπάς, άδος adj. f озарённая светом факелов (ἀκταί Soph.). [B.169]

 

 
     
 

soleil m 1) солнце; la lumière du ~ солнечный свет; coup de ~ солнечный удар; exposer au ~ выставить на солнце; entre deux ~s между восходом и заходом солнца; от зари до зари; au grand ~ на солнце, на солнцепёке, на припёке; перен. на виду у всех; ◊ piquer un ~ разг. покраснеть, вспыхнуть; avoir un coup de ~ разг. быть навеселе; rien de nouveau sous le ~ погов. ничто не ново под луной; 2) огненное колесо (фейерверк); 3) церк. дароносица; 4) подсолнечник. [B.34]

 

שֶׁמֶשׁ ) [šémeš] солнце [B.18]

יוֹם ) [yôm] день [B.18]

 

 
     
 

…поскольку бог солнца Шамаш является сыном бога луны Сина

Виталий БЕЛЯВСКИЙ [B.145]

 

Другим добрым богом был Энлиль. Он решал судьбы людей, заботился о плодородии земли, покровительствовал городам, растительности. Считали, что именно он изобрёл мотыгу и плуг. Он был женат на богине Нинлиль. От их совместного брака родился бог луны Син, бог войны Нинурта (библейский Нимруд) и ещё два сына – Забаба и Нингирсу. Старший сын, бог луны Син был женат на богине Нингал. От их брака родился бог солнца Шамаш – покровитель правосудия и справедливости.

Шамаш своими поступками, как гласят легенды, заслужил любовь и уважение всех богов и людей. Он рассеивал мрак, приносил свет и радость. Всё зависит от него. Если он захочет, то по его желанию восторжествует справедливость на земле – ведь он верховный судья. У него двое детей: Кетту (право) и Мешару (справедливость). Его боятся воры, ночные грабители, колдуны, так как он своим ярким и мощным светом наводит на них страх и ужас. Слабые находят у него поддержку, больные – здоровье, путники – облегчение в пути.

На цилиндрах и печатях, найденных археологами, бог Шамаш изображён с пальмовой ветвью в руке, рядом с ним супруга в колеснице, запряжённой огненными могучими конями.

К. МАТВЕЕВ, А. САЗОНОВ [B.147.2]

 

Человек часто видел в расположении и движении небесных тел высшее выражение божественного порядка. Он пытался разгадать принципы и механизмы работы этой бесконечно сложной системы. Фактически существует лишь один звёздный цикл, который каждый может понять и использовать – солнечный. Солнце всходит и заходит, оно абсолютный повелитель всех биологических ритмов. В этом свидетельство его великой силы. Многие цивилизации считали Солнце верховным божеством. Индийцы, инки и ацтеки – все они поклонялись Солнцу. Однако дольше всего его культ существовал, конечно, в Египте. Сохранившиеся до наших дней гробницы, стелы и монументальные постройки полны свидетельств этого солнечного культа. Устремлённая к небу пирамида, символизирует лестницу, по которой человек поднимается к Солнцу. Внутри – гробница фараона, считавшегося земным воплощением светила. [T.10.LXXXVI.2]

 

 
     
 

Путь в мир иной начинался в кромешной тьме.

Dr. Salima Ikram, American University in Cairo: «Для Джедефры погружение во мрак было очень важно, потому что, не познав истинную тьму, он бы не смог вернуться к настоящему свету. У египтян было несколько описаний перерождения после смерти: в недрах земли, возношение на небо к Полярной Звезде и третий вариант – слияние с богом Ра. Джедефра должен был воплотиться в образе бога Солнца».

Жрецы Джедефры верили, что его освободившаяся душа вознесётся к свету и станет частью Солнца.

«Джедефра был первым фараоном, чьё имя включало в себя имя бога Солнца – Ра. И он первый связал себя с самим Богом».

Джедефра положил начало новой вере, которая останется в династии надолго после его смерти. Фараон и Солнце – источник света, жизни и процветания для Египта.

Dr. Peter J. Brand, University of Memphis: «Он первый отождествил личность фараона с богом Ра, что стало обычным для последующих владык Египта». [T.11.I]

 

Dr. Vassil Dobrev, French Archaeological Institute, Cairo: «С самого начала своего царствования Джедефре стремился к стабильности. Само его имя «Джед-Э-Фрэ» значит – «Я сын Ра». [T.12.XXIX]

 

Dr. Claude Traunecker / professeur dUniversité et directeur de linstitut dEgyptologie de lUniversité de Strasbourg: «Для египтян гробница была не только последним приютом: отсюда начинался путь в «Потусторонний мир». Надписи на стенах служили усопшему руководством как пройти испытание двенадцатью ночных часов, чтобы вечно возрождаться как Солнце. День за днём». [T.10.XCVI]

 

Ра, Атум, Хепри – дневное («живое»), вечернее («умирающее») и утреннее («воскресшее») Солнце

Выяснилось, например, что у египтян не существовало даже правил, которые предписывали бы, как полагается изображать богов. Одного и того же бога изображали то в виде какого-нибудь животного, то в виде человека со звериной головой, а то просто в виде человека. Многих богов в разных городах называли по-разному, а у некоторых так даже в течение суток имена менялись несколько раз. Например, утреннее солнце воплощал бог Хепри, который, по представлениям египтян, принимал облик жука-скарабея и катил солнечный диск до зенита – подобно тому, как навозный жук катит перед собой свой шар; дневное солнце воплощал бог Ра – человек с головой сокола; а вечернее, «умирающее» солнце – бог Атум. Ра, Атум и Хепри были как бы тремя «разновидностями» одного и того же бога – бога солнца.

Иван РАК [B.121.2]

 

 
     
 

Солнце хорошо уже тем, что согревает тело, и ещё потому, что у него хватает ума вставать каждое утро, хорошо всё то, что возвращается, а не то, что отходит и навсегда исчезает и с глаз, и из сердца. Наилучший способ вернуться туда, откуда ты вышел, не повторяя дважды пройденного пути, это идти по кругу. А поскольку единственное существо, способное свернуться в бублик, – змея, это и объясняет причину появления такого множества мифов и культов, связанных со змеёй; ведь непросто представить себе возвращение Солнца, скручивая в крендель бегемота. Кроме того, если при проведении ритуала тебе необходимо воззвать к Солнцу, лучше всего перемещаться по кругу, поскольку если ты идёшь по прямой линии, то всего лишь удаляешься от изначального места и церемония продлится недолго, а с другой стороны, круг – наиболее удобен для любого образца, и знают об этом даже огнеглотатели, выступающие на площадях: став в круг, все могут видеть то, что происходит в его центре, а если бы целое племя выстроилось в шеренгу как солдаты, тем, дальним, ничего не было бы видно. Вот почему круг – это движение, а движение – круговое, и цикличные возвращения лежат в основе каждого культа и каждого обряда.

Умберто ЭКО [B.158.1]

 

 
     
 

Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…дионисийство неразрывно с почитанием другого божественного лица – Аполлона; Дионис и Аполлон – это пара. Аполлон, как отмечал Мирча Элиаде, открыл человечеству (греческому человечеству, конечно) путь, ведущий от видений пророка к ясной логической мысли. Демонический элемент, присутствующий обязательно в любом оккультном знании, таким образом, изгоняется.

…для Мирча Элиаде этот демонический, или даймонический, чтобы вовсе это не звучало негативно по христиански, момент, он присутствует в Дионисиях. С точки зрения Мирча Элиаде, там присутствует память шаманских камланий. Это распространённая точка зрения, и прекрасный знаток шаманизма Мирча Элиаде является её сторонником.

Но Аполлон, то, с чем связана «светлая греческая религия», та религия, которую очень любили в восемнадцатом - девятнадцатом веке, если угодно, религия Гёте. Когда Гёте говорил, что он хотел бы спать и просыпаться в зале античных статуй, конечно, он имел в виду не дионисийский, в общем, странный и даже где-то страшный культ, а он имел ввиду этот светлый аполлонический образ «правильного, рационального, разумного», там, где мышление подчиняет язык, там, где гармония в музыке и гармония в культе. Символом этой гармонии, вот этой красоты аполлонической, является, безусловно, весь Дельфийский комплекс, и знаменитый храм Аполлона в Дельфах.

Именно в Дельфах, по греческому преданию, была гробница Диониса. Именно в Дельфах, кроме храма Аполлона и рядом с ним, стоял храм Диониса. И это не случайно. Гераклит, знаменитый философ, мудрец, мистик греческий и тоже во многом парадоксалист, говорил абсолютно разумные и совершенно не парадоксальные вещи: «гармония происходит из напряжения противоположностей, как в лире или луке». Заметим, что и лук как оружие, и лира как музыкальный инструмент, это любимые орудия Аполлона.

Так вот гармония происходит из напряжения противоположностей. Это та идея, которую до сих пор очень многие люди не в состоянии понять. Они не понимают, что эта борьба институционализированная, организованная борьба разных начал, она и создаёт гармоничный мир.

Так что соединение противоположностей, их борьба, то, что в диалектике называют «единством и борьбой противоположностей», – это необходимая гармония. Если бы не напрягались струны лиры или кифары, то тогда они бы не звучали, но если их только напрягать, а не расслаблять, тогда бы они тоже не создавали мелодию. И об этом очень ясно и чётко говорит Плутарх в своём сочинении…» [P.125.240]

 

Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…или ещё его именовали «Итон». Итон – это Диск Солнца. От него происходит слово «Атон». Но египтяне отлично понимали, что Солнце – это символ Бога».

…епископ Дионисий Ареопагит, писал: «Солнечный свет является видимым образом божественной благости. Само слово «Солнце» («илиос / ἥλιος») происходит от слова «илло» – собирать. Благодаря ему всё разрозненное становится собранным».

…иногда греки этимологию свободно очень выбирали, но характерно, что замечательный богослов (один из лучших богословов) именно так всё и понимает.

И, наконец, третье, очень интересное общесемитское наименование Солнца словом «Тем» или «Атум». Атум происходит от слова «полнота». В Древней Месопотамии слово «тэм» (Тиамат) – это «не-существующее»: это «то, что по ту сторону существования», (олицетворяющая Изначальную Бездну). Это начало бытия, находящееся за пределами (самого) бытия – то есть, не-бытие или инобытие. Тэм-Тиамат и Атум имеют один тот же корень «tm». [P.125.254]

 

 
     
 

1 - 2 - 3 - 4 - 5

ДАЛЕЕ