ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН XIX. Veritas facunda; Virtus humana; Aurum philosophalum; Vocatio; Lux resplendens (Ослепительный Свет); Sol, le Soleil (Солнце); Иероглиф (топор освобождения, прорубающий окно к свету в крыше предшествующего аркана).

   

Иероглиф (топор освобождения, прорубающий окно к свету в крыше предшествующего аркана)

 
     
 

secūris, is (acc. im, реже em; abl. i, реже e) f [seco] 1) топор, боевая секира: s. anceps Pl, O (bipennis Vr) двойной (обоюдоострый) топор; securi ferire (percutere) C казнить топором, обезглавливать; securi Tenediā C тенедосским топором, т. е. беспощадно (от тенедосского царя Тенеса, который казнил за всякое ложное обвинение); 2) ликторский топор (secures de fascibus demere Fl); перен. верховная власть (sumere aut ponere secures H), преим. римское владычество (Galliam securibus subjicere Cs); 3) удар, урон, ущерб (gravem securim injicere alicui rei C); 4) последний удар топора, т. е. окончание постройки судна (classis quadragesimo die a securi navigavit PM). [B.32]

 

ἀξίνη (ῑ) ἡ 1) секира, боевой топор Hom., Her.; 2) топор, колун (ξύλα σχίζειν τῇ ἀξίνῃ Xen.). [B.169]

 

βου-πλήξ, πλῆγος ὁ и ἡ 1) остроконечная палка (которой погоняли быков), стрекало Hom., Luc.; 2) жертвенный топор Anth. [B.169]

 

γενηΐς, ΐδος, стяж. γενῇδος ἡ топор, по друг. мотыга Soph. [B.169]

γένυς, υος ἡ (gen. pl. γενύων и γένῡν, acc. γένυας и γένῡς) тж. pl. 1) (у животных) нижняя челюсть; 2) преимущ. pl. челюсти; 3) тж. pl. передняя часть лица, т.е. подбородок, щёки, губы; 4) (у животных) морда; 5) щека ; 6) секира, топор (ἀμφήκης Soph.). [B.169]

 

πέλεκῠς, εως, ион. εος ὁ (dat. pl. πελέκεσι - эп. πελέκεσσι) секира, топор (πελέκεσσι μάχεσθαι Hom.; π. ξυλοκόπος Xen.). [B.169]

 

σκέπαρνον τό (обоюдоострый) топор для тесания, тесло, скобель Hom., Plut., Luc., Anth. [B.169]

 

 
     
 

Dr. Bob (Robert) Brier, Long Island University: «Как я и говорил, пирамиды есть везде: в Перу, в Китае, в Египте, в Индонезии. Почему? Люди, построившие пирамиды, верили, что их боги живут на небесах. Чтобы подобраться к ним поближе, нужно построить здание, доходящее до неба. Поэтому и была построена Вавилонская башня, чтобы добраться до Бога. Они хотели добраться до Бога, построив здание, уходящее в небо.

…пирамиды по всему миру отличаются друг от друга. Но у них есть кое-что общее: все они стремятся к небу. Египетские пирамиды были гробницами фараонов, но ещё они показывали путь в небеса. В Древней Мексике люди строили пирамиды так, чтобы боги могли наблюдать за жертвоприношениями. А когда вавилоняне возвели свою башню, они пытались добраться до Небес. Везде одно и то же – все пытались добиться невозможного. Пытались достичь Небес. У нас ушло много времени, чтобы превзойти древних. В течение четырёх тысяч лет Великая пирамида Хеопса была самым высоким зданием на планете». [T.12.XXXIV]

 

Само слово произошло от геометрического определения. Египтяне называли пирамиду «мер», это слово произошло от глагола «иар», что значит подниматься, и обозначает, как мы думаем, место вознесения. Таким образом, ступенчатая пирамида служила огромной лестницей, по которой усопший фараон восходил на небеса. Это предположение подтверждают и «тексты пирамид», один из которых рассказывает о том, как была изготовлена для фараона лестница, по которой он поднялся на небо. Как мы видим понятие «дороги в небо» тесно взаимосвязано с существованием настоящих пирамид.

Целлар К. «Архитектура страны фараонов: Жилище живых, усопших и богов» [P.67]

 

 
     
 

Thierry Lentz, Historian, Director of the Napoleon Foundation: «Что такое история? История – это исследование прошлого. Исследование не с помощью интуиции или личных ощущений, а с помощью инструментов. В данном случае инструментами являются документы тех времён». [T.10.CXII]

 

 
     
 

Neil Oliver, archaeologist, historian, broadcaster and writer: «Кремень – основа жизни в Каменном веке: срубить дерево, построить дом, обтесать бревно, выдолбить челнок – на всё нужен был топор». [T.10.CCLXX.1]

 

Алексей ЛЕВЫКИН, кандидат исторических наук: «А вот, между прочим, бердыш, который очень часто символизирует чисто русским названием «бердыш», на самом деле, всего, да это тоже такой топор с лунообразным клинком большим, который мы всегда, когда называем «бердыш», мы сразу вспоминаем стрельцов в этих красных кафтанах, с этим топором на плече. И кстати, и, между прочим, как считают специалисты, им не рубили, а им кололи вот этим длинным оттянутым концом. Главный удар был колющий. Так вот, этот «бердыш» – название имеет чисто западноевропейское происхождение, от слова «барда» – «топор». [P.97.77]

 

 
     
 

В Ассирии почитался бог Адад. «К нему обращались, когда нужно было обрушить на кого-либо ужасное проклятье или губительное зло: его просят тогда послать на вражескую страну или дом бурный прилив, злой дождь, опустошительный ураган, возмутить подданных против их властителя, вызвать нужду, голод и опустошить страну сильными молниями. Большинство ассирийских гимнов не перестаёт превозносить его могущественную и опустошительную силу. Его изображают с топором и громовой дубиной».

К. МАТВЕЕВ, А. САЗОНОВ [B.147.2]

 

 
     
 

В летний день 1900-го года в салуне одного из Канзасских городков было как всегда людно. Вдруг в салун вошла миловидная дама и с неожиданной силой принялась крушить стойку бара. В руках у неё был внушительного вида топор. «Мужчины! Я пришла сюда для того, чтобы спасти вас от пьяного ада», – провозгласила она. И представилась, – Керри Нейшин. Керри Нейшн (Carry A. Nation), вдохновлённая, по её признанию, Словом Господним, первой из женщин это страны вступила в неравный бой с Зелёным Змеем.

Жители молодой Америки не ограничивали себя в употреблении спиртного. Ещё для первых колонистов алкоголь стал защитой от стужи и цинги. Мисс Нейшн неспроста взялась за топор: виски разрушило её семью. Муж умер смертью пьяницы, оставив Керри без гроша в кармане и с ребёнком на руках.

В декабре 1917-го года конгресс одобрил проект 18-й поправки к Конституции, которая запрещала на территории Соединённых Штатов производство, продажу, а так же ввоз или вывоз опьяняющих напитков с целью их потребления. Поправка вступила в силу 16-го января 1920-го года. В этот день по всей стране звонили колокола церквей, пастыри и паства возносили благодарственные молитвы Создателю. К тому моменту прошло уже девять лет, как Керри Нейшн покинула этот мир, но Сухой Закон, несомненно, стал исходом и её войны. Она взбудоражила общественное мнение, за ней поднялась целая армия разгневанных дам с топорами в нежных руках.

Погромные акции ещё при жизни миссис Нейшн достигли такого размаха, что чуть ли ни в каждом баре Америки на стенах появились плакаты: «Мы рады людям любых национальностей, кроме Керри». Её газета «Почта Громилы», а также сувенирные топорики расхватывались в один момент. О том, что своим орудием она пробудила выход для жуткого монстра, миссис Нейшн уже не узнала. Сухой Закон породил гигантскую подпольную сеть производителей, контрабандистов и торговцев спиртным. Тот, кто хотел выпить, всегда находил заветную бутылку в заведениях, которые контролировались преступными группировками. Доходы от подпольного бизнеса были столь высоки, что в некогда благополучных городах загремели выстрелы. Мафия делила территорию на сферы влияния. На этой благодатной почве поднялся беспринципный убийца, всем известный итальянский иммигрант Аль Капоне (итал. Alfonso Capone), в преступных кругах награждённый титулом «Короля Чикаго».

Благие намеренья борцов за трезвость привели Америку в гангстерский ад, так и не выведя из ада пьяного. Уровень потребления спиртного в период действия Сухого Закона ничуть не сократился. А когда началась Великая депрессия, запрет на алкоголь стал не выгоден государству, ведь налоги от его продажи могли бы пополнить скудную казну. И в декабре 1933-го года американские законодатели отменили 18-ю поправку к Конституции.

Не взирая на неудачу в антиалкогольной компании, Америка до сих пор чтит память её идейного вдохновителя – Керри Нейшн. Штат Канзас даже назвал в честь воительницы одну из своих лучших автомагистралей, украсив её изображениями топориков. [T.10.LI.27]

 

 
     
 

…конечно это ловушка. Царю Ээту предсказали, что он будет царствовать, пока владеет Руном. Чтобы спасти трон, он должен убить Ясона. Он решил сделать это во время испытаний. Но царь не рассчитывал на то, что судьбу смертного будут определять боги. У Ясона есть важные друзья, ему хотят помочь Гера – старшая богиня Олимпа и Афина – богиня мудрости. Они поделились с богиней любви Афродитой своим планом. Она уговаривает Эроса-Купидона заставить Медею полюбить Ясона.

Образ Эроса с луком и стрелами сохранился до наших дней, но в Древней Греции он был вооружён до зубов. Он мог использовать топор или кнут, чтобы вызывать у смертных любовь. Но мы сохранили образ Стрелы Любви, – он прекрасно соответствует этому болезненно сладкому чувству.

Как только Эрос выпускает стелу, миф начинает говорить о женщинах по-другому. Теперь Ясону будет нужна их помощь. [T.10.CLXIV.1]

 

 
     
 

…непонятно, зачем древние поселенцы врубались в скалу, когда можно было строиться на плато.

Татьяна ФАДЕЕВА, кандидат исторических наук, ИНИОН РАН: «Чтобы построить жилище, надо наломать камней, соответственно, взгромоздить одно на другое, потом иметь проблему с перекрытиями. Было замечено, что те, кто строил пещеры, не знали, как решать проблему перекрытий – им гораздо проще было внутри что-то выдолбить».

Из всех пещерных городов Крыма Мангуп – самый большой по размерам. [T.10.DIX.2]

 

Ася ЭНГОВАТОВА, кандидат исторических наук: «…все эти топоры, это именно боевые топоры, и они были нужны для того, чтобы воевать. Это предметы войны. Войну клали этот топор обязательно в могилу, мужчине-воину. У женщин таких топоров в могилу не клали. И это подчёркивает его статус, как воина: причём, не охотника – для этого есть стрелы, а именно воина. И мы находим, в том числе, и следы действия этих вот топоров непосредственно на черепах».

Мария МЕДНИКОВА, доктор исторических наук: «Боевой топор – это невероятно мощное оружие, и это совсем не только инсигния власти или престижа. Это оружие имело практическое применение. И благодаря изучению антропологического источника, мы видим, насколько был высок уровень агрессивности этого поздненеолитического населения, потому что травмы черепа в антропологии считаются традиционно мерой агрессивности общества в целом». [T.10.D.23]

 

 
     
 

Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…это двулезвийный топор – тот самый лабрис, который так распространен был на Крите, и который изображён на целом ряде этрусских стел и фресок – в частности, на стеле Авла Фелуска из Ветулонии, пятого века. Этот двулезвийный топор, – это, конечно, Малая Азия: Зевс Лабрадей Карийский. Это ликийская лабра – двулезвийный топор, который пришёл в Крит с Востока, и, по всей видимости, изображал эту власть над Небом и Землёй или власть над Преисподней и Землёй – вот эту двойственную власть. Потому что двулезвийный топор страшно неудобен в бою: он совершенно не нужен в бою – это символическая фигура. Но он стал символом власти в Риме. Этот топор и пучок фасций-прутьев вокруг него – это был символом высшей консульской власти. Он таковой остался и до сих пор и, так или иначе, появляется то в гербе Франции, то в гербе Италии, как символ власти. Но всё этот в Европе от этрусков, а у этрусков из Малой Азии». [P.125.242]

*

λάβρυς, υος ἡ (карийско-лидийское слово) секира, топор Plut. [B.169]

 

 
     
 

Юрий БЕРЁЗКИН, доктор исторических наук, Музей антропологии и этнографии РАН: «В 1841 году куратор Копенгагенского музея Томсен (Christian Jürgensen Thomsen) открыл удивительную вещь, которая сейчас кажется очевидной, и даже немножко устаревшей, а для того времени это была полная сенсация. Он стал раскладывать топоры, которые были собраны в коллекции Копенгагенского музея. Топоров было много. И он сперва раскладывал их по красоте – каменные отдельно, бронзовые отдельно, железные отдельно. И потом он понял, что материал соответствует типам топоров. То есть, это не просто топоры из разного материала, а это совершенно какие-то разные по форме, отчасти по назначению орудия. И он догадался, что это орудия разного времени.

Он сперва воспринимал, что каменные топоры – это дикие финно-угры, бронзовые топоры – это протогерманцы, а железные топоры – это викинги и прочие будущие шведы. Но достаточно быстро эта концепция была переосмыслена в эпохальное развитие веков. То есть, есть Каменный век, есть Бронзовый век и есть Железный век.

У Гесиода был Золотой век, Серебряный век и Железный век (жил в седьмом веке до нашей эры). А здесь наоборот. Без Гесиода терминология Томсена бы не сложилась. Но смысл она получила другой: человечество развивается прогрессивно, орудия становятся всё лучше. И эта первая классификация структурировала сознание европейцев.

Полвека позже появились термины неолит и палеолит». [P.125.561]