ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН XIX. Veritas facunda; Virtus humana; Aurum philosophalum; Vocatio; Lux resplendens (Ослепительный Свет); Sol, le Soleil (Солнце); Иероглиф (топор освобождения, прорубающий окно к свету в крыше предшествующего аркана).

   

Virtus humana  Человеческая Добродетель

 
     
 

Нежелание иметь врагов выработает в нас все грани альтруизма, столь красиво ограничивающие то, что именуется Человеческой Добродетелью Virtus humana. ГОМ [B.27]

 

 
     
 

I virtūs, ūtis (gen. pl. um, редко ium) f [vir] 1) мужественность, мужество, храбрость, стойкость (ducis in consilio posita est v. militum PS); энергия, сила (animi, corporis С); доблесть (militaris C; v. est militis decus L): virtute dolores superare Sen стойко переносить страдания; v. bellandi или rei militaris С воинская доблесть (res gestae, quae omnium anteponuntur virtutibus Nep); 2) pl. доблестные дела, героические подвиги (de suis virtutibus multa praedicare Cs); 3) превосходное качество (mercis Pl); отличные свойства, достоинства (arboris, equi С); талант, дарование (oratoris С): aliquid virtute adipisci С достигнуть чего-либо благодаря (своим) достоинствам (заслугам); v. memoriae С прекрасная память; v. navium L отличное качество кораблей; v. formae Pl красота; 4) добродетель, нравственное совершенство, нравственная порядочность, душевное благородство (est in eo v. et probitas C): est v. nihil aliud, quam ad summum perducta natura С добродетель есть не что иное, как доведённая до совершенства природа. [B.32]

II Virtūs, ūtis f богиня воинской доблести С. [B.32]

 

 
     
 

Наталья БАСОВСКАЯ, доктор исторических наук: «…за что? За расточительство и страсть к роскоши. Римляне довольно долго боролись за свои древние традиционные ценности, за понятие виртус, не переводимое на русский язык: система, комплекс добродетелей. В эту виртус обязательно входил достаточно скромный образ жизни, строгий, для богатых людей в первую очередь, довольно строгая одежда. И главные доблести – это воинские, ораторские, интеллектуальные, но не роскошество. Позже, в начале империи знаменитый Октавиан Август попробует даже бороться с роскошью аристократии». [P.97.5]

 

Геннадий МАЙОРОВ, доктор философских наук, заслуженный профессор МГУ, академик РАЕН: «…для стоиков высшим благом является одно – Честное. То есть только одна добродетель – аретея по-гречески [Арета (др.-греч. ρετή)], виртус по-латыни – только она является высшим благом. Ну, что такое «Добродетель»? Это слово в русском языке довольно сложное, как будто какое-то «качество». Виртус для римлянина это не просто Качество, а это, – я бы сказал, – Сердце Характера. То есть, или Добродетель, или Порок – среднего нет ничего: Добродетели противостоит Порок». [T.10.CCXLVI.4]

 

 
     
 

Наталья БАСОВСКАЯ, доктор исторических наук: «…император Клавдий – нетипичный римлянин. Мне кажется, секрет отношения к нему состоит именно в этом. Он не соответствовал тому набору римских доблестей, которые римляне классической эпохи как раз до времени, когда жил Клавдий, I век нашей эры. Он не соответствовал тому набору римских доблестей…

...туда входила жестокость, к врагам, конечно.

…которые называли словом «виртус», не переводимым на русский язык.

Это набор римских доблестей. Прежде всего воин, воин за родину, жизнь отдать за родину, с радостью, с улыбкой, с гордостью, к врагам беспощадней. Это антипод Клавдия. А Клавдий правил Римом 13 лет, а прожил он 64 года, достаточно долго для той эпохи. И прежде всего, он выпадал тем, что никакого стремления к воинским доблестям, внешность совершенно неподходящая для героического римского воина. А любимое занятие – писание истории…

…кажущаяся странным для человека, оказавшегося на вершине римской системы власти». [P.97.7]

 

Prof. Andrew Wallace-Hadrill, Reading University: «Этот амфитеатр был построен примерно в восьмидесятом году до нашей эры, когда бои гладиаторов всё ещё носили воспитательный характер, чтобы обучать граждан мужеству. Латинское слово «Virtus» – это не то, что отличает мужчину от женщины – это слово означает «Доблесть», «Мужество» человека, который готовится к бою. Это качество, по мнению римлян, надо в человеке воспитывать».

Prof. Andrew Wallace-Hadrill, Reading University: «Кровопролития на римских игрищах совершенно сбивают нас с толку: мы не можем понять, неужели римляне были так жестоки, что зрелища такого рода их забавляли. С одной стороны – да, – были. Но необходимо учитывать, что жестокие римские игрища были одним из методов поддержания порядка (7 - 15). Они служили как бы предохранительным клапаном: насмотревшись на жестокость и насилие на арене, человек уже не хотел в этом участвовать. У него пропадало желание бунтовать, а власти больше всего боялись резни на улицах, и чтобы её предотвратить, устраивали такие зрелища. Правители покупали себе спокойствие, превратив убийство в представление, в искусство». [T.10.CCLXXVI.1]

 

…но не смотря на пропаганду, в том, что кельты были готовы к бою, сомнений не было. Но им противостояли лучшие мечи тех времён.

Но всё же гладий (gladius) в купе с хладнокровной дисциплиной римлян одержал верх. [T.13.LXIII]

 

 
     
 

О существовании колдунов, экстрасенсов, биополей и энергетических аур многие впервые узнали в начале 90-х годов прошлого века благодаря телепередаче «Третий глаз».

её автор и ведущий до сих пор считается одним из главных специалистов по чудесам в стране.

Слово – Ивану КОНОНОВУ.

– Иван, почему вы вообще заинтересовались темой чудес?

– Это никоим образом не связано с моей личной к ней привязанностью. Хотя всё, что касается высших сил, для меня, как для человека, пишущего стихи, вовсе не пустой звук. Такие понятия, как энергетика, воздействие словом, связь с космическим разумом, прозрение, – для поэта очень важны. Только потому я чувствовал себя в своей тарелке, разговаривая с так называемыми экстрасенсами. Да и как журналисту интересно было обсуждать «потусторонние» темы.

Я считаю, что человеческая жизнь на 90 % состоит из внутренних движений, а не из внешних проявлений. Последние у всех одинаковы: встал, умылся, поел, сходил в туалет, на работу, вернулся домой... Но это совершенно не жизнь. Безусловно, есть вещи, которые человек не в состоянии не то что объяснить, но и назвать-то толком не может. И именно этим экстрасенсы умело пользуются.

…по большому счёту, конечно, не верю ни во что, кроме собственной интуиции.

– Как вам кажется, способность к чуду, к творчеству заложена в каждом человеке?

– В каждом, я в этом убеждён. Хотя и в разной степени. Другое дело, что талант даётся от Бога, а гением человек становится благодаря своему труду.

Е. ТРОФИМОВА [A.36]

 

– Армен Борисович, актёр – это очень странная профессия...

...и сейчас, и во времена «Глобуса» коэффициент полезности нашего общения со зрителем ноль целых ноль одна тысячная.

– Тогда зачем выходить на сцену?

– Нет на свете человека, который бы не знал, чем кончается «Отелло». Но мы всё равно идём в театр, потому что у нас проблема – жена, как нам кажется, странно посмотрела на друга. Это называется «болит зуб». И мы идём, чтобы узнать, что вон тому положили, что у него не болит. У вас есть проблема, у вас есть боль. Гончаров хорошо говорил, что в зале есть «воспалённые зоны». Вы можете об этом даже не догадываться – вы сегодня приоделись, надушились, пришли с приятным человеком в театр, но там, внутри, у вас боль, проблема. И я выхожу на сцену ради таких пяти-шести больных.

М. ГОРОДОВА [A.29]

 

 
     
 

Владислав СОКОЛОВСКИЙ, историк: «Заповеди (мицвот) в иудаизме, опять таки, грубо делятся на две части: одни заповеди, которые называются «Заповеди мидэорайта», то есть те заповеди, которые прямым текстом прописаны в Торе, и второй тип – заповеди, которые называются «Заповеди мидэрабанан», которые сформулированы раввинами на протяжении поколений на основании их понимания, их трактовки и концепции, заложенной в Торе, и не прописанные буквально. Заповедь «не есть свинину», она в Торе прописана чётко, без объяснений, а заповедь разделения молочного и мясного, это заповедь, которая строится на основании предложения в Торе «не вари козлёнка в молоке матери его».

Меир МАНЕВИЧ, раввин Большого зала Хоральной синагоги: «Рыба вообще традиционное блюдо у евреев, она символизирует многие вещи хорошие, положительные. Это символ изобилия и благополучия, над ней не властвует сглаз. Так написано в наших святых книгах». [T.10.VII.9]

 

 
     
 

Элагабал. По количеству странностей, которые приписывали ему, Элагабал занимает определённо первое место в ряду так называемых «Безумных римских императоров». Поэтому трудно объяснить, почему он является наименее известным из них. Назначение мужчин на государственные посты в зависимости от размера гениталий, попытка сменить пол и дефилирование по улицам Рима в женском наряде, женитьба на весталке и замена главы пантеона римских богов, – вот лишь некоторые из тех обвинений, о которых сообщают нам источники.

Dr. Marina Milićević-Bradač, Professor, Director of Studies in Classical Archaeology, University of Zagreb: «Создается такое впечатление, что когда Элагабал прибыл в Рим, он и понятия не имел, что это за город и как устроена в нём жизнь. Он не знал даже сколько человек живёт в этом городе…»

Элагабал вырос на востоке империи, в Сирии. После убийства императора Каракаллы армия провозгласила новым императором его родственника, – Элагабала. Ему тогда было всего четырнадцать лет, и он воспитывался своей бабушкой Юлией Месой и матерью Юлией Соэмией (IVLIA SOAEMIAS BASSIANA).

Dr. Marina Milićević-Bradač: «Элагабал прибыл в Рим из Эмесы, ныне это город Хомс в Сирии (в библейские времена – Кадеш), где он был верховным жрецом бога Солнца Элагабала. Практически вся его жизнь была посвящена служению этому богу. Выражаясь современным языком, можно сказать, что он был религиозным фанатиком».

Бог Элагабал, или Гелиогабал в греколатинской транскрипции, изображался в виде каменного монолита конической формы. Тогда в Риме он был одним из самых малоизвестных богов сирийского пантеона. Именно в честь него и получил своё имя Элагабал, хотя официально именовался Марком Аврелием Антонином (лат. Marcus Aurelius Antoninus Heliogabalus). Покинув Сирию, он прихватил с собой в Рим священный монолит и выстроил для него на Палатинском холме храм. Если бы он на этом и остановился, то вероятно никто не обратил бы особого внимания на этот новый культ. Но Элагабал хотел большего. Он провозгласил Гелиогабала главным божеством римского пантеона, и поставил его на место Юпитера.

Dr. Matthäus Heil, Berlin-Brandenburgische Akademie der Wissenschaften: «Это действие стало колоссальной провокацией, вызвавшей ненависть к Элагабалу как традиционно мыслящих римлян, так и всех остальных, что абсолютно ясно прослеживается по всем источникам. Тем не менее, совершенно ясно, что Элагабал считал, будто он делает мир лучше, внедряя в римскую практику новый культ».

Римляне, даже самые консервативные, обычно благожелательно реагировали на новые культы. Римская религия часто обогащалась, принимая в свой пантеон богов, популярных в самых различных областях империи. Любой новый культ, если он укладывался в римскую религиозную традицию, только приветствовался. Но изменение главного божества римского пантеона означало покушение на самое святое. И с первых месяцев правления Элагабала стало ясно, что долго это правление не продлится. Приверженность культу бога Гелиогабала стала причиной совершения юным императором ещё одного непоправимого шага – женитьбы на весталке.

Dr. Martin Henig, University of Oxford: «В Древнем Риме весталки заботились о священном огне – важнейшем символе Рима. Это означало, что они замужем за Римом и нарушение их девственности считалось очень тяжёлым преступлением. Элагабал выбрал себе в жёны римлянку из очень хорошей семьи – весталку Аквилию Северу. Этот поступок вызвал не просто ненависть к императору, но и общую тревогу, так как многие увидели в совращении девы-весталки знак грядущего падения Рима».

Dr. Annalisa Marzano, University of Reading: «Культ богини Весты, в котором участвовали девы-весталки, считался в Риме очень важным. Исключительно важным. Храму Весты была уготована роль замещения самого главного домашнего очага, символизировавшего все остальные очаги. Так что культ Весты в какой-то мере отражал сущность Римского государства. В непрестанно горевшем Вечном Огне в храме Весты видели залог устойчивости и вечности Римского государства».

Древний храм Весты, в котором поддерживался священный огонь, имел круглую форму и располагался в самом центре Рима, прямо на Римском форуме. По римской традиции, если приговорённый к смерти случайно встречал по дороге на казнь одну из весталок, он получал помилование. Это говорит о том, какое большое значение римляне придавали весталкам. И наказание за нарушение их девственности была смерть.

Dr. Annalisa Marzano: «Для Элагабала вполне естественным, вполне разумным было стремление соединить своего верховного бога Элах-Габала с главной богиней Римского государства. Он хотел, чтобы эти боги слились в священном союзе, и чтобы на основе этой любви был построен фундамент для прочного будущего страны».

Dr. Matthäus Heil: «С этой точки зрения желание объединить культы было вполне логичным. Но для римлян это было покушением на весь Римский мир. То, что с весталкой можно открыто обращаться подобным образом, находилось за гранью понимания римлян».

Даже те источники, в которых Элагабал провозглашается самым аморальным из всех императоров, не сообщают нам о каких-либо дьявольских намерениях этого человека. Скорее речь идёт о взаимном непонимании и неприятии восточного и римского культов, о классическом столкновении цивилизаций.

Dr. Marina Milićević-Bradač: «Я думаю, что с одной стороны очень вероятно, что Элагабал был искренно удивлён, увидев такую реакцию римлян, тогда как римляне были шокированы тем, что делал он». [T.10.XLI]

 

 
     
 

Александр СМЫШЛЯЕВ, кандидат исторических наук, Институт всеобщей истории РАН: «Империя чести – это термин, введённый в оборот американским исследователем Лендоном, который несколько лет назад написал книгу «Империя чести и искусство управления в римском мире» (JELendon, «Empire of Honour»). Он обратил внимание на громадную роль аристократической системы ценностей в Древнем Риме на протяжении всей римской истории. И как с помощью этой аристократической системы ценностей было организовано государственное управление. Как правители влияли на подвластных, а подвластные со своей стороны оказывали с помощью этой же системы ценностей какое-то давление на правителей. В этой системе были честь, достоинство, авторитет и многие-многие другие. Вот на этом, с точки зрения Лендона, на этой системе ценностей во многом и строилась система управления, и само общество в целом.

Она формировалась, конечно же, одновременно с формированием самого общества и тесно была связана с характерными особенностями общества. Римское общество изначально было аристократическим. Менялся состав аристократии, менялось понятие аристократии, менялась политическая роль аристократии. Но сам принцип характера общества, он оставался неизменным. Общества, основанного на так называемом геометрическом равенстве.

Арифметическое равенство, это всё термины, введённые греческими философами в своё время. Арифметическое равенство – это равенство всех граждан полиса, независимо от их состояния и того вклада, который они в общественное дело вносят. А геометрическое равенство – это система равенства, где права человека тесно связаны, взаимообусловлены его обязанностями. Чем больше обязанностей – тем выше права. С точки зрения Рима – это самая справедливая система на свете.

Необходимо иметь в виду, что аристократия римская не похожа была на аристократию средневековую или современную, ближе нам знакомую. Римская аристократия – это аристократия полисная, говоря другим языком – аристократия служивая. В Риме с тех пор, как там окончательно сложился в зрелом своём виде полис, с III века до нашей эры, аристократия, или знать – это те, кого знают, это те, кто мог в своём роду назвать хотя бы одного консула, высшего магистрата, которого все знали, по консулам велось летоисчисление. Не знать консула было просто невозможно.

Аристократия высшая – это те, у кого в роду больше всего было консулов, те, чей род постоянно давал Риму новых и новых консулов. Стать аристократом было невозможно в Древнем Риме, но можно было основать аристократическую династию. Те, кому удалось подняться до консульства, они сами не становились знатными, но их дети и правнуки уже были знатью. Очень интересен пример здесь с династией Катонов. Катон-старший, Катон-цензор, он был уже из вполне почтенного, но не знатного рода. Он добился высших постов консульства, цензорства, без него важные вопросы в государстве не решались. И он был непримиримым врагом римской знати. Он на первое место ставил доблесть, а на второе место – заслуги предков. Его правнук, Катон-младший, который так же, как и Катон-старший, Катон-цензор считался образцом римского гражданина и воплощением римлянина, он был главою аристократической группировки и оказывал большое влияние именно в этом качестве на римскую историю. Поэтому недаром говорят, что римскую аристократию невозможно было победить. Тот, кто добивался победы, становился её частью». [P.97.97]

 

aetās, ātis f [из apx. aevitas] (gen. pl. иногда ium L, Sen, Q) 1) время жизни, жизнь, век…; 2) лицо, личность…; 3) эпоха, пора, время, тж. поколение: nostrā aetate Q в наше время; clarissimus imperator suae aetatis L славнейший полководец своей эпохи; homines aetatis suae Ар его современники; aurea ае. О золотой век; verborum vetus ае. Н слова старшего поколения, т. е. устаревшие; 4) человеческий возраст (обыкн. 30 лет, поэт. 100 л.); 5) пора жизни, возраст (pueritia до 15 лет, adulescentia 15 — 30 л., juventus 30 — 45 л., возраст seniores 45 — 60 л., senectus от 60 л.):; ае. militaris Sl призывной возраст (обычно 17 лет); ае. quaestoria Q возрастной ценз для квестора (25 лет, при цезарях 22 года); ае. senatoria T возрастной ценз для сенаторов (25 л.); ае. consularis С возрастной ценз для консулов (43 г.); ut populi Romani ae. est С по сравнению с древностью римского народа; 6) юность, молодость…; 7) старость: aetatis vacatio Nep освобождение от повинностей по старости лет. [B.32]

 
 
     
 

Ирина ГЛУШКОВА, доктор исторических наук, кандидат филологических наук, Центр индийских исследований Института востоковедения РАН: «…это коллективный труд, это называется «Смерть в Махараштре. Воображение. Восприятие. Воплощение». Это коллективный труд, где я и мои коллеги, мы исследуем институт смерти. Но, естественно, не в физиологическом, а в культурном смысле, где-то с двенадцатого века до наших дней.

Вообще, поскольку князья большей частью, не исключительно, но большей частью принадлежали к воинскому сословию, кшатриев, то, соответственно, для них все воинские навыки и смерть в бою на поле битвы – это правильная смерть, это героическая смерть. Есть даже такое понятие, на всех индийских языках называется «veergati». Veer – это герой, а gati – это уход.

Да, геройский уход. И если человека настигала veergati, то veergati – это хорошо, это правильно. Ну, насколько в повседневной жизни люди этим руководствуются, не могу сказать». [P.97.170]