ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН XIX. Veritas facunda; Virtus humana; Aurum philosophalum; Vocatio; Lux resplendens (Ослепительный Свет); Sol, le Soleil (Солнце); Иероглиф (топор освобождения, прорубающий окно к свету в крыше предшествующего аркана).

   

Virtus humana  Человеческая Добродетель

 
     
 

Нежелание иметь врагов выработает в нас все грани альтруизма, столь красиво ограничивающие то, что именуется Человеческой Добродетелью Virtus humana. ГОМ [B.27]

 

 
     
 

I virtūs, ūtis (gen. pl. um, редко ium) f [vir] 1) мужественность, мужество, храбрость, стойкость (ducis in consilio posita est v. militum PS); энергия, сила (animi, corporis С); доблесть (militaris C; v. est militis decus L): virtute dolores superare Sen стойко переносить страдания; v. bellandi или rei militaris С воинская доблесть (res gestae, quae omnium anteponuntur virtutibus Nep); 2) pl. доблестные дела, героические подвиги (de suis virtutibus multa praedicare Cs); 3) превосходное качество (mercis Pl); отличные свойства, достоинства (arboris, equi С); талант, дарование (oratoris С): aliquid virtute adipisci С достигнуть чего-либо благодаря (своим) достоинствам (заслугам); v. memoriae С прекрасная память; v. navium L отличное качество кораблей; v. formae Pl красота; 4) добродетель, нравственное совершенство, нравственная порядочность, душевное благородство (est in eo v. et probitas C): est v. nihil aliud, quam ad summum perducta natura С добродетель есть не что иное, как доведённая до совершенства природа. [B.32]

II Virtūs, ūtis f богиня воинской доблести С. [B.32]

 

ἀνδρ-ᾰγᾰθία, ион. ἀνδρᾰγᾰθίη ἡ 1) мужество, доблесть Her., Thuc., Xen., Arph., Polyb., Plut.; 2) добродетель, честность, порядочность Thuc., Xen., Dem.; 3) мужественный поступок, подвиг Plut. [B.169]

 

 
     
 

Наталья БАСОВСКАЯ, доктор исторических наук: «…за что? За расточительство и страсть к роскоши. Римляне довольно долго боролись за свои древние традиционные ценности, за понятие виртус, не переводимое на русский язык: система, комплекс добродетелей. В эту виртус обязательно входил достаточно скромный образ жизни, строгий, для богатых людей в первую очередь, довольно строгая одежда. И главные доблести – это воинские, ораторские, интеллектуальные, но не роскошество. Позже, в начале империи знаменитый Октавиан Август попробует даже бороться с роскошью аристократии». [P.97.5]

 

Bettany Hughes, cultural and social historian, writer, and television presenter: «Латинское слово «Virtus» происходит от слова «Vir» – «Мужчина», и означает оно Мужество и Доблесть, поставленные на службу Риму. Наградой от Рима были «Gloria» и «Dignitas» – «Добрая Слава» и «Безупречная репутация». В этом смысле Сципион мог стать образцовым древнеримским героем». [T.10.DCXCVIII.1]

*

Bettany Hughes, cultural and social historian, writer, and television presenter: «Думая о Риме, мы часто представляем себе Колизей – он поистине стал символом города.

Будучи опытным полководцем, Веспасиан знал из личного опыта, какую важную роль играют амфитеатры для повышения морального духа солдат. Кровавый праздник под названием Virtus в сознании римлян превратился в акт проявления мужества. Веспасиан решил использовать это обстоятельство и объединить жителей Рима, построив самый большой амфитеатр». [T.10.DCXCVIII.2]

 

Геннадий МАЙОРОВ, доктор философских наук, заслуженный профессор МГУ, академик РАЕН: «…для стоиков высшим благом является одно – Честное. То есть только одна добродетель – аретея по-гречески [Арета (др.-греч. ρετή)], виртус по-латыни – только она является высшим благом. Ну, что такое «Добродетель»? Это слово в русском языке довольно сложное, как будто какое-то «качество». Виртус для римлянина это не просто Качество, а это, – я бы сказал, – Сердце Характера. То есть, или Добродетель, или Порок – среднего нет ничего: Добродетели противостоит Порок». [T.10.CCXLVI.4]

*

Анна ТРОФИМОВА, кандидат искусствоведения, заведующая отделом Античного мира Эрмитажа: «…конечно не только его полководческими талантами объясняется его притягательность, популярность и то, что его образ так сильно повлиял и на искусство, и на политическую психологию, и вообще на людей. Дело в том, что Александр (Македонский) совершил действительно невероятное.

Этот поход был самым длинным в истории человечества. Он завоевал весь известный на тот момент мир. И когда он стал «мировым захватчиком – Господином Мира», ему исполнилось двадцать пять. То есть, он был очень молодым. И что самое главное – умер молодым: он не увидел крушения империи, он не увидел предательства, забвения, заточения или казни, то, что обычно случается с захватчиками мира. Он умер молодым.

Им двигала, конечно арете (ἀρετή). Арете – это мужество и доблесть. Ради краткого мига славы, грек, как писал Архилох, готов отдать тусклую жизнь ради сияющего краткого мига славы бессмертной. И арете – это качество, которое движет вот такими личностями, как Александр». [T.10.DXXXIII.16]

 

 
     
 

Наталья БАСОВСКАЯ, доктор исторических наук: «…император Клавдий – нетипичный римлянин. Мне кажется, секрет отношения к нему состоит именно в этом. Он не соответствовал тому набору римских доблестей, которые римляне классической эпохи как раз до времени, когда жил Клавдий, I век нашей эры. Он не соответствовал тому набору римских доблестей…

...туда входила жестокость, к врагам, конечно.

…которые называли словом «виртус», не переводимым на русский язык.

Это набор римских доблестей. Прежде всего воин, воин за родину, жизнь отдать за родину, с радостью, с улыбкой, с гордостью, к врагам беспощадней. Это антипод Клавдия. А Клавдий правил Римом 13 лет, а прожил он 64 года, достаточно долго для той эпохи. И прежде всего, он выпадал тем, что никакого стремления к воинским доблестям, внешность совершенно неподходящая для героического римского воина. А любимое занятие – писание истории…

…кажущаяся странным для человека, оказавшегося на вершине римской системы власти». [P.97.7]

 

Prof. Andrew Wallace-Hadrill, Reading University: «Этот амфитеатр был построен примерно в восьмидесятом году до нашей эры, когда бои гладиаторов всё ещё носили воспитательный характер, чтобы обучать граждан мужеству. Латинское слово «Virtus» – это не то, что отличает мужчину от женщины – это слово означает «Доблесть», «Мужество» человека, который готовится к бою. Это качество, по мнению римлян, надо в человеке воспитывать».

Prof. Andrew Wallace-Hadrill, Reading University: «Кровопролития на римских игрищах совершенно сбивают нас с толку: мы не можем понять, неужели римляне были так жестоки, что зрелища такого рода их забавляли. С одной стороны – да, – были. Но необходимо учитывать, что жестокие римские игрища были одним из методов поддержания порядка (7 - 15). Они служили как бы предохранительным клапаном: насмотревшись на жестокость и насилие на арене, человек уже не хотел в этом участвовать. У него пропадало желание бунтовать, а власти больше всего боялись резни на улицах, и чтобы её предотвратить, устраивали такие зрелища. Правители покупали себе спокойствие, превратив убийство в представление, в искусство». [T.10.CCLXXVI.1]

 

…но не смотря на пропаганду, в том, что кельты были готовы к бою, сомнений не было. Но им противостояли лучшие мечи тех времён.

Но всё же гладий (gladius) в купе с хладнокровной дисциплиной римлян одержал верх. [T.13.LXIII]

 

 
     
 

Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…вживание в веру если и происходило, то именно в результате семейной трансляции. В то же время, наблюдая за религией именно Рима в имперский период, мы видим интересный переход: люди начинают почитать не столько конкретных богов – Марса, Минерву, – сколько отвлечённые качества, которые тоже обожествляются и тоже считаются божествами, но это только качества. Это Fortuna – «удача», это Virtus – «мужество», Spes – «надежда», Fides – «вера»; это гений Рима, то есть, дух-покровитель города, это бог Сильван, то есть, бог лесов, соединившийся с ним. Мы не вполне понимаем, почему он соединился с гением Рима. И он ассоциировался с греческим Паном. Это почитание Виктории, то есть, «победоносности» отдельных императоров». [P.125.252]

 

 
     
 

О существовании колдунов, экстрасенсов, биополей и энергетических аур многие впервые узнали в начале 90-х годов прошлого века благодаря телепередаче «Третий глаз».

её автор и ведущий до сих пор считается одним из главных специалистов по чудесам в стране.

Слово – Ивану КОНОНОВУ.

– Иван, почему вы вообще заинтересовались темой чудес?

– Это никоим образом не связано с моей личной к ней привязанностью. Хотя всё, что касается высших сил, для меня, как для человека, пишущего стихи, вовсе не пустой звук. Такие понятия, как энергетика, воздействие словом, связь с космическим разумом, прозрение, – для поэта очень важны. Только потому я чувствовал себя в своей тарелке, разговаривая с так называемыми экстрасенсами. Да и как журналисту интересно было обсуждать «потусторонние» темы.

Я считаю, что человеческая жизнь на 90 % состоит из внутренних движений, а не из внешних проявлений. Последние у всех одинаковы: встал, умылся, поел, сходил в туалет, на работу, вернулся домой... Но это совершенно не жизнь. Безусловно, есть вещи, которые человек не в состоянии не то что объяснить, но и назвать-то толком не может. И именно этим экстрасенсы умело пользуются.

…по большому счёту, конечно, не верю ни во что, кроме собственной интуиции.

– Как вам кажется, способность к чуду, к творчеству заложена в каждом человеке?

– В каждом, я в этом убеждён. Хотя и в разной степени. Другое дело, что талант даётся от Бога, а гением человек становится благодаря своему труду.

Е. ТРОФИМОВА [A.36]

 

– Армен Борисович, актёр – это очень странная профессия...

...и сейчас, и во времена «Глобуса» коэффициент полезности нашего общения со зрителем ноль целых ноль одна тысячная.

– Тогда зачем выходить на сцену?

– Нет на свете человека, который бы не знал, чем кончается «Отелло». Но мы всё равно идём в театр, потому что у нас проблема – жена, как нам кажется, странно посмотрела на друга. Это называется «болит зуб». И мы идём, чтобы узнать, что вон тому положили, что у него не болит. У вас есть проблема, у вас есть боль. Гончаров хорошо говорил, что в зале есть «воспалённые зоны». Вы можете об этом даже не догадываться – вы сегодня приоделись, надушились, пришли с приятным человеком в театр, но там, внутри, у вас боль, проблема. И я выхожу на сцену ради таких пяти-шести больных.

М. ГОРОДОВА [A.29]

 

 
     
 

Владислав СОКОЛОВСКИЙ, историк: «Заповеди (мицвот) в иудаизме, опять таки, грубо делятся на две части: одни заповеди, которые называются «Заповеди мидэорайта», то есть те заповеди, которые прямым текстом прописаны в Торе, и второй тип – заповеди, которые называются «Заповеди мидэрабанан», которые сформулированы раввинами на протяжении поколений на основании их понимания, их трактовки и концепции, заложенной в Торе, и не прописанные буквально. Заповедь «не есть свинину», она в Торе прописана чётко, без объяснений, а заповедь разделения молочного и мясного, это заповедь, которая строится на основании предложения в Торе «не вари козлёнка в молоке матери его».

Меир МАНЕВИЧ, раввин Большого зала Хоральной синагоги: «Рыба вообще традиционное блюдо у евреев, она символизирует многие вещи хорошие, положительные. Это символ изобилия и благополучия, над ней не властвует сглаз. Так написано в наших святых книгах». [T.10.VII.9]

 

 
     
 

Элагабал. По количеству странностей, которые приписывали ему, Элагабал занимает определённо первое место в ряду так называемых «Безумных римских императоров». Поэтому трудно объяснить, почему он является наименее известным из них. Назначение мужчин на государственные посты в зависимости от размера гениталий, попытка сменить пол и дефилирование по улицам Рима в женском наряде, женитьба на весталке и замена главы пантеона римских богов, – вот лишь некоторые из тех обвинений, о которых сообщают нам источники.

Dr. Marina Milićević-Bradač, Professor, Director of Studies in Classical Archaeology, University of Zagreb: «Создается такое впечатление, что когда Элагабал прибыл в Рим, он и понятия не имел, что это за город и как устроена в нём жизнь. Он не знал даже сколько человек живёт в этом городе…»

Элагабал вырос на востоке империи, в Сирии. После убийства императора Каракаллы армия провозгласила новым императором его родственника, – Элагабала. Ему тогда было всего четырнадцать лет, и он воспитывался своей бабушкой Юлией Месой и матерью Юлией Соэмией (IVLIA SOAEMIAS BASSIANA).

Dr. Marina Milićević-Bradač: «Элагабал прибыл в Рим из Эмесы, ныне это город Хомс в Сирии (в библейские времена – Кадеш), где он был верховным жрецом бога Солнца Элагабала. Практически вся его жизнь была посвящена служению этому богу. Выражаясь современным языком, можно сказать, что он был религиозным фанатиком».

Бог Элагабал, или Гелиогабал в греколатинской транскрипции, изображался в виде каменного монолита конической формы. Тогда в Риме он был одним из самых малоизвестных богов сирийского пантеона. Именно в честь него и получил своё имя Элагабал, хотя официально именовался Марком Аврелием Антонином (лат. Marcus Aurelius Antoninus Heliogabalus). Покинув Сирию, он прихватил с собой в Рим священный монолит и выстроил для него на Палатинском холме храм. Если бы он на этом и остановился, то вероятно никто не обратил бы особого внимания на этот новый культ. Но Элагабал хотел большего. Он провозгласил Гелиогабала главным божеством римского пантеона, и поставил его на место Юпитера.

Dr. Matthäus Heil, Berlin-Brandenburgische Akademie der Wissenschaften: «Это действие стало колоссальной провокацией, вызвавшей ненависть к Элагабалу как традиционно мыслящих римлян, так и всех остальных, что абсолютно ясно прослеживается по всем источникам. Тем не менее, совершенно ясно, что Элагабал считал, будто он делает мир лучше, внедряя в римскую практику новый культ».

Римляне, даже самые консервативные, обычно благожелательно реагировали на новые культы. Римская религия часто обогащалась, принимая в свой пантеон богов, популярных в самых различных областях империи. Любой новый культ, если он укладывался в римскую религиозную традицию, только приветствовался. Но изменение главного божества римского пантеона означало покушение на самое святое. И с первых месяцев правления Элагабала стало ясно, что долго это правление не продлится. Приверженность культу бога Гелиогабала стала причиной совершения юным императором ещё одного непоправимого шага – женитьбы на весталке.

Dr. Martin Henig, University of Oxford: «В Древнем Риме весталки заботились о священном огне – важнейшем символе Рима. Это означало, что они замужем за Римом и нарушение их девственности считалось очень тяжёлым преступлением. Элагабал выбрал себе в жёны римлянку из очень хорошей семьи – весталку Аквилию Северу. Этот поступок вызвал не просто ненависть к императору, но и общую тревогу, так как многие увидели в совращении девы-весталки знак грядущего падения Рима».

Dr. Annalisa Marzano, University of Reading: «Культ богини Весты, в котором участвовали девы-весталки, считался в Риме очень важным. Исключительно важным. Храму Весты была уготована роль замещения самого главного домашнего очага, символизировавшего все остальные очаги. Так что культ Весты в какой-то мере отражал сущность Римского государства. В непрестанно горевшем Вечном Огне в храме Весты видели залог устойчивости и вечности Римского государства».

Древний храм Весты, в котором поддерживался священный огонь, имел круглую форму и располагался в самом центре Рима, прямо на Римском форуме. По римской традиции, если приговорённый к смерти случайно встречал по дороге на казнь одну из весталок, он получал помилование. Это говорит о том, какое большое значение римляне придавали весталкам. И наказание за нарушение их девственности была смерть.

Dr. Annalisa Marzano: «Для Элагабала вполне естественным, вполне разумным было стремление соединить своего верховного бога Элах-Габала с главной богиней Римского государства. Он хотел, чтобы эти боги слились в священном союзе, и чтобы на основе этой любви был построен фундамент для прочного будущего страны».

Dr. Matthäus Heil: «С этой точки зрения желание объединить культы было вполне логичным. Но для римлян это было покушением на весь Римский мир. То, что с весталкой можно открыто обращаться подобным образом, находилось за гранью понимания римлян».

Даже те источники, в которых Элагабал провозглашается самым аморальным из всех императоров, не сообщают нам о каких-либо дьявольских намерениях этого человека. Скорее речь идёт о взаимном непонимании и неприятии восточного и римского культов, о классическом столкновении цивилизаций.

Dr. Marina Milićević-Bradač: «Я думаю, что с одной стороны очень вероятно, что Элагабал был искренно удивлён, увидев такую реакцию римлян, тогда как римляне были шокированы тем, что делал он». [T.10.XLI]

 

 
     
 

Александр СМЫШЛЯЕВ, кандидат исторических наук, Институт всеобщей истории РАН: «Империя чести – это термин, введённый в оборот американским исследователем Лендоном, который несколько лет назад написал книгу «Империя чести и искусство управления в римском мире» (JELendon, «Empire of Honour»). Он обратил внимание на громадную роль аристократической системы ценностей в Древнем Риме на протяжении всей римской истории. И как с помощью этой аристократической системы ценностей было организовано государственное управление. Как правители влияли на подвластных, а подвластные со своей стороны оказывали с помощью этой же системы ценностей какое-то давление на правителей. В этой системе были честь, достоинство, авторитет и многие-многие другие. Вот на этом, с точки зрения Лендона, на этой системе ценностей во многом и строилась система управления, и само общество в целом.

Она формировалась, конечно же, одновременно с формированием самого общества и тесно была связана с характерными особенностями общества. Римское общество изначально было аристократическим. Менялся состав аристократии, менялось понятие аристократии, менялась политическая роль аристократии. Но сам принцип характера общества, он оставался неизменным. Общества, основанного на так называемом геометрическом равенстве.

Арифметическое равенство, это всё термины, введённые греческими философами в своё время. Арифметическое равенство – это равенство всех граждан полиса, независимо от их состояния и того вклада, который они в общественное дело вносят. А геометрическое равенство – это система равенства, где права человека тесно связаны, взаимообусловлены его обязанностями. Чем больше обязанностей – тем выше права. С точки зрения Рима – это самая справедливая система на свете.

Необходимо иметь в виду, что аристократия римская не похожа была на аристократию средневековую или современную, ближе нам знакомую. Римская аристократия – это аристократия полисная, говоря другим языком – аристократия служивая. В Риме с тех пор, как там окончательно сложился в зрелом своём виде полис, с III века до нашей эры, аристократия, или знать – это те, кого знают, это те, кто мог в своём роду назвать хотя бы одного консула, высшего магистрата, которого все знали, по консулам велось летоисчисление. Не знать консула было просто невозможно.

Аристократия высшая – это те, у кого в роду больше всего было консулов, те, чей род постоянно давал Риму новых и новых консулов. Стать аристократом было невозможно в Древнем Риме, но можно было основать аристократическую династию. Те, кому удалось подняться до консульства, они сами не становились знатными, но их дети и правнуки уже были знатью. Очень интересен пример здесь с династией Катонов. Катон-старший, Катон-цензор, он был уже из вполне почтенного, но не знатного рода. Он добился высших постов консульства, цензорства, без него важные вопросы в государстве не решались. И он был непримиримым врагом римской знати. Он на первое место ставил доблесть, а на второе место – заслуги предков. Его правнук, Катон-младший, который так же, как и Катон-старший, Катон-цензор считался образцом римского гражданина и воплощением римлянина, он был главою аристократической группировки и оказывал большое влияние именно в этом качестве на римскую историю. Поэтому недаром говорят, что римскую аристократию невозможно было победить. Тот, кто добивался победы, становился её частью». [P.97.97]

 

aetās, ātis f [из apx. aevitas] (gen. pl. иногда ium L, Sen, Q) 1) время жизни, жизнь, век…; 2) лицо, личность…; 3) эпоха, пора, время, тж. поколение: nostrā aetate Q в наше время; clarissimus imperator suae aetatis L славнейший полководец своей эпохи; homines aetatis suae Ар его современники; aurea ае. О золотой век; verborum vetus ае. Н слова старшего поколения, т. е. устаревшие; 4) человеческий возраст (обыкн. 30 лет, поэт. 100 л.); 5) пора жизни, возраст (pueritia до 15 лет, adulescentia 15 — 30 л., juventus 30 — 45 л., возраст seniores 45 — 60 л., senectus от 60 л.):; ае. militaris Sl призывной возраст (обычно 17 лет); ае. quaestoria Q возрастной ценз для квестора (25 лет, при цезарях 22 года); ае. senatoria T возрастной ценз для сенаторов (25 л.); ае. consularis С возрастной ценз для консулов (43 г.); ut populi Romani ae. est С по сравнению с древностью римского народа; 6) юность, молодость…; 7) старость: aetatis vacatio Nep освобождение от повинностей по старости лет. [B.32]

 
 
     
 

Георгий ДЕРЛУГЬЯН, профессор социологии Нью-йоркский университет Абу Даби: «…а вот древние греки начали выращивать всё больше и больше (это хороший эмпирический вопрос к археологам: в какой период и насколько больше) виноград на вино и оливковое масло. Это почти всегда идёт на экспорт. Тот же Египет с удовольствием это покупал. Судя по всему, ещё с минойских времён продавалось по Ближнему Востоку. И тут каждый фермер начинает выступать отдельным хозяином. Нужно защищать это своё хозяйство: в древности то, что ты не можешь защитить – не твоё: придут и отберут. Греции ещё очень помогает ландшафт, в отличие, скажем, от Милета в Малой Азии сюда полчища персидских армий с трудом домаршируют. Добраться до греческого полуострова – сложная логистически операция. То же самое относится и к Аппенинам, к Риму в последствии. Им удобно атаковать, а их атаковать на краю света трудно. Давайте честно посмотрим: Греция и Рим вообще-то были на краю Передней Азии. И плюс к этому у вас появляется возможность заплатить за довольно дорогое вооружение пешего воина. Не колесничьего: колесница – это такой «Rolls-Royse» для того, чтобы прибыть к месту боя, ты с неё спрыгиваешь и начинаешь махаться, как Ахилл какой-нибудь, а людей, которые встали в фалангу плечом к плечу. Вот тут у вас появляются гражданские доблести, свободы. Этому надо тренироваться с детства. Здесь должен быть очень сильный социальный дух, чтобы из фаланги не сбежать. Потому что если один сбегает, то вся фаланга рушится». [P.141.72]

 

 
     
 

28 и, раздев Его, надели на Него багряницу;

29 и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!

*

Историки долго не могли найти логического объяснения этим евангельским строчкам: знаменитое Римское право исключало возможность подобного издевательства над людьми, приговорёнными к смертной казни. Насмехаться же над иудеем из-за его религиозных убеждений, будучи веротерпимыми, римляне вообще не могли.

Этот евангельский эпизод показался бы исследователям аллегорией…

Свет на загадку Тернового венца пролили археологи. В конце девятнадцатого века учёные раскопали резиденцию прокуратора Иудеи – евангельскую Преторию, вместе с гарнизонной тюрьмой и каменным помостом, на котором Пилат судил Спасителя. По-гречески он называется лифостротон.

На каменных плитах лифостротона до наших дней сохранились рисунки, чем-то похожие на детскую игру. При внимательном рассмотрении на некоторых из них можно обнаружить корону или меч, или греческую букву «Β» – начальную от слова «Василевс» – «Царь». Перед нами излюбленная и очень жестокая игра римских солдат в кости. Её победитель на три дня становился Шутовским царём: его одевали в красную одежду, напоминавшую царскую порфиру, вместо скипетра давали в руки палку, а на голову надевали шутовскую корону. Три дня ему оказывали почести, соответствующие царскому положению и разрешали удовлетворять все свои самые низменные чувственные прихоти. По окончании игры Победителя убивали.

Христа обвиняли в том, что он называет себя «Царём иудейским». Солдаты знали это. Поэтому, когда Пилат велел бичевать Иисуса, они охотно выполнили приказ, и решили уже от себя позабавиться и выразить перед толпой евреев своё «римское презрение» к жалкому претенденту в цари. [T.10.LXXXIX.9]

*

(гр. basileus – букв. скипетродержатель)

*

I βᾰσῐλεύς, έως, эп.-ион. ῆος и έος ὁ 1) царь, властелин, повелитель, предводитель; 2) царский сын, царевич Xen.; 3) (в Афинах) архонт-басилевс Lys., Plat., Arst.; 4) (= συμποσίαρχος) председатель пира Plut., Luc.; 5) (в Риме, после Августа) император NT; 6) птица крапивник (Troglodytes parvulus), по друг. - королёк (Regulus cristatus) Arst.; 7) зоол. пчелиная матка, царица (τῶν μελιττῶν Arst.). [B.169]

II βᾰσῐλεύς, έως adj. царственный, могущественный (βασιλεύτερος καὶ προγενέστερος, σὺ γὰρ βασιλεύτατός ἐσσι Hom.). [B.169]

*

λῐθό-στρωτον τό каменный помост NT. [B.169]

 

 
     
 

Марк ЮСИМ, доктор исторических наук, Института всеобщей истории РАН: «…он был успешным правителем, по крайней мере, в глазах его современников – современных ему историков, но чуть более поздних – знаменитых мыслителей Возрождения, таких как Макиавелли и Гвиччардини, которые писали историю Флоренции. Гвиччардини сказал о нём так, что это был лучший и приятнейший тиран: понятие, тоже, сложное. Флоренция была привязана очень к свободе – это святой был идол флорентийцев. И то, что Медичи постепенно восходили к сеньории, к восстановлению своего правления больше ста лет – это было поэтапно. Лоренцо был человеком, который свой камень вложил в это здание, и очень удачно.

Макиавелли пишет о том, что у него было две натуры: это характерно для Возрождения – что он был человек серьёзный, но очень любовными делами занимался. Это тоже такой был стереотип – сочетание серьёзного и суетного. И что касается его политических успехов. Если мы говорим о правителе-политике, то здесь критерием главным является успех: чтобы он ни делал, какой бы он добрый и хороший не был, если он провалился – значит это плохо для всех.

Люди Возрождения мыслили, что успех определяется доблестью – virtu – человека и его Фортуной. В данном случае для Возрождения важен именно этот аспект «доблести», его качеств.

Фортуна, по крайней мере, наполовину, Лоренцо благоприятствовала. И плюс его умение воспользоваться теми дарами судьбы». [T.10.D.69]

 

 
     
 

Ирина ГЛУШКОВА, доктор исторических наук, кандидат филологических наук, Центр индийских исследований Института востоковедения РАН: «…это коллективный труд, это называется «Смерть в Махараштре. Воображение. Восприятие. Воплощение». Это коллективный труд, где я и мои коллеги, мы исследуем институт смерти. Но, естественно, не в физиологическом, а в культурном смысле, где-то с двенадцатого века до наших дней.

Вообще, поскольку князья большей частью, не исключительно, но большей частью принадлежали к воинскому сословию, кшатриев, то, соответственно, для них все воинские навыки и смерть в бою на поле битвы – это правильная смерть, это героическая смерть. Есть даже такое понятие, на всех индийских языках называется «veergati». Veer – это герой, а gati – это уход.

Да, геройский уход. И если человека настигала veergati, то veergati – это хорошо, это правильно. Ну, насколько в повседневной жизни люди этим руководствуются, не могу сказать». [P.97.170]