ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН XIX. Veritas facunda; Virtus humana; Aurum philosophalum; Vocatio; Lux resplendens (Ослепительный Свет); Sol, le Soleil (Солнце); Иероглиф (топор освобождения, прорубающий окно к свету в крыше предшествующего аркана).

   

Lux resplendens (Ослепительный Свет)

 
     
 

resplendentia, ae f блеск, сияние, свет (veritatis Aug). [B.32]

 

re-splendeo, duī, —, ēre давать отблеск, отражать свет, блистать, сиять V, SenT, Sil etc. [B.32]

 

re

 

splendeo, duī, —, ēre 1) блестеть, сиять, сверкать (claro colore Lcr; marmore purius H); 2) перен. блистать, выделяться, отличаться (virtus splendet per sese C). [B.32]

 

splendor, ōris m [splendeo] 1) блеск, сверкание, блистание (auri rhH; flammae О); 2) величие, слава, известность (summorum hominum С; imperii С); 3) великолепие, пышность (domūs AG; floris О); 4) краса, украшение (ordĭnis С); 5) живость, свежесть, благозвучие (verborum С); 6) звонкость, ясность, чистота (vocis С). [B.32]

 

coma, ae f (греч.) тж. pl. 1) волосы на голове, кудри; 6) лучи света, сияние (faces splendidas quatiunt comas Ctl). [B.32]

 

II lūcus, (ūs) m арх. свет, день (noctu lucuque Vr v. l.): cum primo lucu Ter на рассвете. [B.32]

 

lūmen, inis n [из *lucmen от luceo] 1) свет; 2) светило: l. diurnum O, Sen дневное светило (солнце); 3) поэт. день

 

sīdereus, a, um [sidus] 1) звёздный, усеянный звёздами (caelum O): arx mundi (или sedes) siderea V звёздный свод, небо; Canis s. O созвездие Большого Пса; dea siderea Prp = Nox; 2) солнечный (lux O): aestus s. O солнечный жар; deus s. M = Sol; 3) небесный, божественный (vates Maro Col); 4) лучезарный (ōs VF); блестящий (clipeus V). [B.32]

 

 
     
 

Син, бог месяца, иначе Наннар, почитавшийся первоначально в Уре и Харране и, благодаря продолжительному господству династии Ура, завоевавший себе одно из наиболее видных мест в религиозном сознании вавилонян, считался сыном ниппурского Энлиля, где вместе с ним и его супругой Нинлиль составлял высшую триаду. Он, был отцом бога солнца, Шамаша. Последнее объясняется, может быть, тем, что вавилоняне начинали день с вечера. Сумерийское имя его Эн-зу («владыка премудрый). Шамаш, бог Ларсы и Сиппара, иначе, по-сумерийски, Уту или Баббар, был богом солнца и света. Его свет вносит ясность в дела; отсюда он был богом правосудия и карателем злых, был губителем тёмной, злой силы, богом прорицаний и оракулом; олицетворённое право и суд считались его дочерьми; отсюда и Хаммурапи поместил на своём своде законов изображение Шамаша. Его изображали в виде старца, сидящего в зале суда. Он разрешает оковы, врачует больных и даже воскрешает мертвых, помогает слабому и низлагает сильного. Люди и боги радуются его свету. Возможно, что, как и у южных семитов (и улулубеев), он первоначально был женским божеством, но потом, слившись с Баббаром, передал женский характер своей супруге Айа.

Б. А. ТУРАЕВ [B.120.1]

 

שֶׁמֶשׁ ) [šémeš] солнце [B.18]

 

 
     
 

…именно тогда появилась связанная с ним легенда. Предание ранней Церкви сохранило имя римского воина, пронзившего тело Христа. Его звали Лонгин. Слабеющее зрение этого человека было чудесным образом исцелено кровью Иисуса.

Prof. Mario J. Valdes, University of Toronto: «Лонгин был слеп, он жил во тьме. Когда он сделал это, он осознал, что произошло. Он понял, что пронзил Бога, воплотившегося в человеческом теле».

До сего дня память о жизни Лонгина и его копье почитается в Ватикане.

William Dalrymple, Writer and Historian: «Лонгин пронзил тело Христа копьём и вытекла вода и кровь. Это указание на Евхаристию, то есть Лонгин стал символом Церкви». [T.12.XXX]

 

«…взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет». (Мф. 17:1-2)

…и придёт день, когда трое смертных, наконец, увидят воочию тот Свет, который человек всегда стремился вообразить.

Место действия – гора в Галилее. Задолго до того, как Свет просиял на ней, её называли «Таббур ха-арец» – «Пуп Земли».

Впрочем, средневековые мистики видели в ней другое сходство: они назвали её «Опрокинутой Чашей». Что же излилось из этой опрокинутой чаши в наш мир?

Даже Церковь не сразу пришла к единодушию в понимании природы Фаворского света: что это? – Световое представление для вразумления апостолов, или Трещина в Ткани Мира? – встреча с чем-то, что стоит по другую сторону Творения. Обе точки зрения имели выдающихся и сведущих людей среди своих сторонников…

Но поверх голов спорящих Фаворский свет летел с одной вершины на другую.

…можно сказать, что свет горы Фавор увидели на другой святой горе – на Афоне. Именно там Фаворский свет стал предметом особенно глубокого духовного исследования. Впрочем, и там в понимании природы Преображения не было единодушия. Довольно долго смелые, чтобы не сказать дерзновенные, богословские идеи вызывали противодействие, и даже насмешки. Практиковавших особую, «умную» молитву монахов их братья насмешливо называли «Амфалопсихи», или, переводя с греческого, «Пуподушники», за их привычку молиться в так называемой «Позе кучера» – низко склонив голову на грудь. [T.4.LIV.1]

*

ТАВО́Р (תָּבוֹר), гора куполообразной формы на востоке Нижней Галилеи. Высота 588 метров над уровнем моря. Гора господствует над окружающей территорией и потому всегда имела важное стратегическое значение. На Таворе происходили многие сражения в войнах Рамсеса II, израильтян против мидианитов (Суд. 8:12 – 18), Деборы против царя Хацора (Суд. 4:6,12,14) и другие. В эпоху Первого храма поселение на горе Тавор было выделено левитам (I Хр. 6:62). В период Второго храма на Таворе была построена крепость; еврейская община сохранилась здесь и после разрушения Храма. В византийский период и во времена крестоносцев на горе было построено несколько монастырей (по христианскому преданию на горе Тавор, в русской традиции Фавор, произошло «чудо преображения» [P.115.1]

 

 
     
 

Виталий РЕМИЗОВ, профессор, кандидат филологических наук, директор Государственного музея Л.Н. Толстого: «…но в этом кабинете Толстой создаёт и самые главные свои произведения. Он пишет свои философские религиозные трактаты. «В чём моя вера» трактат о жизни, «Царство Божие внутри вас», «Христианский катехизис». Здесь, в этом кабинете, он работает над соединением и переводом четырёх Евангелий. Это огромная работа – девятьсот страниц. Она потребовала от Толстого знания не менее двенадцати языков мира. И он готовился к этой работе, уча самостоятельно древнегреческий, латинский, древнееврейский. Он заболевал иногда. Родные и близкие хотели остановить его от этой работы, но он продолжал и доводил всё, что он задумал, до конца. Здесь, в этом кабинете, произошло, может быть, самое главное – озарение жизни Толстого». [T.10.XXII.7]

 

 
     
 

Клиническая смерть – это состояние, при котором отсутствуют главные признаки жизни. Человек находится без сознания, он не дышит, его сердце не бьётся, мозг ещё жив. Человека ещё можно вернуть к жизни, оживить, как говорят врачи-реаниматологи. С «Того света» мало кто возвращается, только один из пяти, при этом далеко не каждый из спасённых помнит о том, что видел после смерти.

Почти все врачи атеисты, они не верят в мистику. Больные рассказывают о своих видениях, уверяют, что побывали на «Том свете». Врачи пытаются найти всему этому реальное объяснение, и почти всегда находят. [T.11.IV]

 

Prof. David Hovda, Ph.D., Director, UCLA Brain Injury Research Center: «Во многом смерть – это вопрос вашей философии: кто-то скажет, что этот человек мёртв, а другой считает его живым. Это суть нашей полемики».

Mary Roach, Author «SPOOK: SCIENCE TACKLES THE AFTERLIFE»: «Есть два подхода к толкованию предсмертного опыта, два разных объяснения. Либо это связано с умиранием мозга и отсутствием кислорода, и тогда это чисто органическая причина. Либо мы действительно покидаем своё тело, и отправляемся в какое-то другое измерение».

Dr. Sam Parnia, M.D., Ph.D., School of Medicine, University of Southampton, Author «WHAT HAPPENS WHEN WE DIE»: «Один из самых интересных факторов этого опыта, это то, что он очень типичен».

Mary Roach: «Основные элементы повторяются вновь и вновь».

Dr. Sam Parnia: «Похоже люди переживают нечто сходное».

В семидесятых и восьмидесятых годах двадцатого века возможный ответ на вопрос о причинах предсмертных переживаний был получен из необычного источника.

James E. Whinnery, M.D., Ph.D., Major General, US Air Force (Retired): «У ВВС США были новые самолёты F-15 и F-16, они могли выдерживать высокое ускорение и перегрузки. Мы работали над усилением выносливости пилотов, чтобы получить преимущество в бою. Вращение в центрифуге аналогично выполнению высокоскоростных манёвров на самолёте, когда величина «G» за одну секунду увеличивается от «одного» до «девяти». То есть вы весите девяносто килограммов, менее чем за секунду ваш вес увеличивается до восьмисот десяти килограммов».

При таких перегрузках пилоты теряли сознание, – ускорение не позволяло крови добраться до мозга. Этот результат не вызвал удивления, но затем начались странные вещи.

James E. Whinnery, M.D., Ph.D., Major General, US Air Force (Retired): «Помимо всего прочего мы выяснили, что пилоты видели яркий свет, видели родственников и друзей, знакомые сцены. Они как бы покидали своё тело, находились над собой, смотрели на себя сверху».

Виннери и его пилоты были на короткое время лишены кислорода, но они не были присмерти. Эксперимент Виннери оказался очень важным: он убедительно подтвердил то, что предсмертные переживания, не какое-то мистическое явление, а результат экстремальной нагрузки на мозг.

Prof. David Hovda: «По мере приближения к смерти, мозг начинает функционировать только в тех областях, которые крайне важны для выживания. Всё ближе к стволу мозга. А это очень маленькая и примитивная часть мозга. И если задействовать зрительную зону коры, заднюю часть головного мозга или верхние холмики, которые считаются частью ствола мозга, то вы увидите только свет. Обычно, когда мы видим свет, а вокруг нас тьма, то нам кажется, что это туннель. И нас влечёт к нему, потому что мы млекопитающие, – нас влечёт к свету. Это как в наших снах. Наши сны это просто совокупность вспышек в Центральной нервной системе, и наш жизненный опыт помогает собрать из них своего рода картинки. Возможно, эти образы выглядят причудливыми, когда мы видим их во сне. И, скорее всего, тоже самое происходит с предсмертными ощущениями: когда вы пробуждаетесь от этого состояния, мозг начинает задействоваться полней. Если подумать, то вещи, наиболее глубоко укоренившиеся в вашем сознании, это ваш жизненный опыт. И воспоминания как раз являются частью опыта, поэтому вы говорите: «Да. Вся жизнь промелькнула у меня перед глазами». Меня беспокоит то, что пересказывая свою историю снова и снова, люди начинают на неё опираться, для них она становится реальностью. Это не значит, что у людей не бывает предсмертных видений, и это не значит, что эти ведения являются неточными или обманчивыми. Я думаю, что человеку просто свойственно размышлять об этом». [T.17.XVIII]

 

 
     
 

Простой народ не мог читать Священное Писание, в Соборе люди имели возможность познакомиться с его содержанием: здесь каждая деталь говорила верующим не меньше, чем слова мессы. Паломники останавливались как зачарованные на пороге Храма. Они не представляли, что в Средневековье могут быть такие величественные и так богато украшенные порталы. Все скульптуры были расписаны великолепными красками. Они повествовали истории из Ветхого и Нового Заветов.

Если подняться наверх, можно представить, какое громадное впечатление производил неф на людей тринадцатого века. Высота его 37 метров, подобного нефа не имел в то время ни один кафедральный собор. Такая высота стала возможна благодаря новшеству: архитекторы готики узнали, что крестовые своды со стрельчатыми арками перемещают силу тяжести со стен на распорки и опорные столбы. Таким образом, стены уже не выполняют несущую функцию и их можно заменить окнами. Окна делали настолько большими, насколько это было возможно. Они должны были перевести льющийся свет из эстетической реальности в плоскость мистики: Бог сам есть свет, и свет придаёт такую прелесть всем этим вещам. [T.10.XI.33]

 

...старушка-мать одного купца, ездившего каждый год по делам в Индию, как-то попросила сына привезти ей из святой земли какую-нибудь реликвию. (Тибетцы считают колыбель буддизма – Индию святой землёй). Купец обещал выполнить это поручение, но в хлопотах забыл о своём обещании. Старушка-тибетка очень огорчилась и, в следующем году, когда караван сына снова отправился в Индию, опять попросила привезти ей реликвию. Сын обещал и опять забыл. То же самое повторилось и в третий раз. Но теперь купец, уже подъезжая к дому, вспомнил о просьбе матери и при мысли о горе благочестивой старушки сам искренне опечалился. Пока он размышлял, как бы поправить дело, ему на глаза попался валявшийся на обочине дороги осколок собачьей челюсти. Купец нашёл выход из положения. Он вырвал из высохшей челюсти один зуб, очистил с него пыль и завернул в кусок шелковой ткани. Приехав домой, он преподнёс этот зуб матери как исключительно драгоценную реликвию – зуб великого Сарипутры (один из самых знаменитых учеников Будды). На седьмом небе от радости, преисполненная благоговения, старушка спрятала зуб в ковчежец на алтаре. Каждый день она совершала перед ним священный обряд, зажигала светильники и окуривала его благовониями. К старушке присоединились и другие верующие, и через некоторое время собачий зуб, возведенный в достоинство святых мощей, вдруг начал излучать сияние.

Эта легенда породила следующую поговорку: «поклонение заставляет излучать сияние даже собачий зуб».

Из всего вышеизложенного можно заключить, что толкования теорий ламаистов, относящихся к каким угодно явлениям, в сущности, всегда идентичны. Все они основаны на силе духа, и для людей, воспринимающих видимый мир только как субъективную иллюзию, такая философия вполне логична.

Александра Давид-Неэль [B.100]

 

 
     
 

Алексей СИСАКЯН, академик РАН, директор Объединенного института ядерных исследований: «…может быть, как раз хорошо… Вот смотрите сейчас на эту прозрачку, и тут будет содержаться частично ответ на этот вопрос. Ну, вот мы уже сейчас упомянули о том, что вот темная энергия, темная материя есть. И то, что мы видим – это всего малая часть, это всего четыре-пять процентов, видимая часть Вселенной. Здесь есть вот цитата Омара Хайяма: «Даже самые светлые в мире умы не смогли разогнать окружающей тьмы». Конечно, он не мог предвидеть этого поворота, но он интуитивно вот, может быть, нечто предвидел. У этого пиара есть две стороны. Одна сторона – ну, понимаете, в чём дело… Конечно, любой пиар, он как-то обращает внимание людей на какую-то проблему. Ну, конечно, хотелось бы, чтобы по поводу научных открытий, научных достижений был бы, по крайней мере, правдивый пиар. Справедливый. А не такой вот, когда людей страшилками привлекают к той или иной области. И я в связи с этим хотел бы… вот посмотрите – внизу есть маленькое четверостишие. Мы как-то вот с выдающимся нашим учёным Владиленом Степановичем Летоховым на одной конференции были, где, ну, наряду с хорошими докладами были некоторые такие немножко сумасшедшие доклады. Вот, и развернулась дискуссия по поводу того… Ну, люди же любят изобретать опять вечные двигатели, ещё чего-то по новой. В частности, были люди, которые хотели изобрести способ передачи информации какой-то больше, чем скорость света, с большей скоростью. И вот Летохов гениальную фразу сказал. Он сказал: «Я знаю, что может распространяться быстрее, чем свет. Это тьма».

И действительно, так оно и есть. Вот это четверостишие как раз этому посвящено, я просто так себе записал, на полях его ответ. Сойти с ума от этого ответа, летит лишь тьма быстрее света. Вот. Вот поэтому невежество, к сожалению, оно больше…» [T.10.CI.2]