ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН XIX. Veritas facunda; Virtus humana; Aurum philosophalum; Vocatio; Lux resplendens (Ослепительный Свет); Sol, le Soleil (Солнце); Иероглиф (топор освобождения, прорубающий окно к свету в крыше предшествующего аркана).

   

Veritas facunda

 
     
 

XIX Аркан своим символом топора дает возможность прорубить окно в крыше XVIII-го; узреть свет, получить надежду на совершенствование, на Реинтеграцию в Мир Минорных Арканов. Но в чем этот топор? Закон Иерархии приведет нас сквозь крышу диалектики к созерцанию Света плодотворной истины Veritas facunda (Свет Истины).

ГОМ [B.27]

 

 
     
 

vēritās, ātis f [verus] 1) истина, правда (veritatem patefacere С; veritates fortiter dicere AG); прямота, искренность (in veritatem alicujus confugere C): v. odium parit погов. Ter правда глаза колет (досл.: порождает ненависть); 2) правдивость, честность, справедливость (judiciorum С); 3) действительность: veritatem imitari С подражать действительности; homo expers veritatis С человек, не знающий действительной жизни; similitudo veritatis С правдоподобие, вероятность; 4) правила, нормы (consulere veritatem С). [B.32]

 

vērus, a, um 1) истинный, подлинный... ; 2) законный, настоящий, обоснованный... ; 3) правдивый, верный, надёжный, прямой, искренний... ; 4) справедливый, разумный, праведный... [B.32]

 

I verum, ī n Pl = veru. [B.32]

II vērum, ī n [verus] 1) правда, истина... ; 2) справедливость, правильность...

III vērum частица 1) но, однако...

 

vēridicus, a, um [verus + dico] 1) истинный, правдивый, говорящий правду (voces С); 2) вещий (sorores М); 3) истинный, верный (usus РМ). [B.32]

 

vērī-similitūdo, inis f [verus + similitudo] (тж. раздельно) правдоподобие, вероятность С. [B.32]

 

 
     
 

fācundē [facundus] бегло, плавно, красноречиво (allŏqui aliquem L; accusare aliquid AG). [B.32]

 

fācundia, ae f [facundus] умение (способность) бегло и плавно говорить, дар слова, красноречие Ter, Sl etc.: f. praeceps H смелость речи. [B.32]

 

fācundus, a, um [for] 1) умеющий говорить, обладающий даром слова, красноречивый (loquax magis quam f. Sl; comes PS); 2) плавный, беглый (lingua H; dicta O; oratio Sl). [B.32]

 

for, fātus sum, fārī depon. (встреч. тк. praes. ind. fātur, fantur, fut. I fābor, fābitur, impf, conjct. fārer, imper. fāre, gerund. fandi, fando, gerundiv. fandus, supin. fātu, part. praes. fāns, fantis, fantem) арх.-поэт. 1) говорить (ad aliquem С); (воз)вещать, повествовать (aliquid V): qui fari possit quae sentiat H умеющий выражать то, что чувствует; talia fando V повествуя о подобных делах; fare age V говори же; fando accipere Pl (audire С) прослышать, знать понаслышке; mollissima fandi tempora V см. mollis 8; 2) воспевать (Tarpejum nemus Prp); 3) прорицать, предрекать, предсказывать (fata Enn). — См. тж. fandus. [B.32]

 

 
     
 

Андрей ГРИГОРЬЕВ, доктор филологических наук: «В древнегреческом языке слово «алетхия / алетейя» (αλήθεια) происходит от известного образа – от реки Лета – реки забвения, а «А» – это отрицательная приставка. То есть «истина» для грека – это то, что никогда не забудется. А для римлянина слово «веритас» (veritas) имеет в своей основе корень «вер», такой же, как и в русских словах «вера», «верный», то есть «истина» – это то, во что люди верят. А в славянской традиции «истина» имеет в своей основе корень «ист», такой же, как в слове «есть». [T.10.I.3]

 

 
     
 

ПАМЯТЬ

 
     
 

זָכַר ) [zākar] помнить, вспоминать [B.18]

 

( זָכָר ) [zākār] мужской пол; мужчина; самец [B.18]

 

animus, ī m 1) дух, разумное начало, мысль… 13) память (ex animo excidere или effluere С): omnia fert aetas, animum quoque V годы уносят всё, вплоть до памяти [B.32]

 

commemorātio, ōnis f [commemoro] 1) напоминание, упоминание (alicujus rei C): Verres fuit in assiduā commemoratione omnibus omnium flagitiorum С все постоянно упоминали (говорили) о всяческих преступлениях Верреса; 2) воспоминание, память (posteritatis С). [B.32]

 

memoria, ae f [memor I] 1) память, способность запоминания…; 3) память, воспоминание…; post hominum memoriam C насколько хватает человеческой памяти, т. е. испокон веков…; 4) мысль, помысел…; 5) сознание …; 6) время, пора, эпоха…; 11) памятник

 

mentio, ōnis f [mens, memini] 1) упоминание... 2) разговор, беседа...

 

monitor, ōris m [moneo] 1) тот, кто напоминает (alicujus rei Sl; m. et praemonstrator Ter); 2) советник, консультант (в судебном процессе) С: te monitore С по твоему совету; 3) тот, кто предостерегает, предупреждает H, Col; 4) надзиратель, надсмотрщик Col, Dig; 5) С, PJ = nomenclator; 6) (в богослужении) запевала или кантор Tert. [B.32]

 

ἀμνηστία, ион. ἀμνηστίη ἡ 1) забвение: ἀμνηστίην ἔχειν τινός Diog.L. предать что-либо забвению; 2) прощение, амнистия Plut. [B.169]

ἀνα-νεόομαι, Soph. ἀννεόομαι 1) возобновлять, восстанавливать…; 2) воскрешать в памяти, вспоминать (τὸν ὑμέναιόν τινος Eur.; τὸν λόγον Polyb.). [B.169]

 

διὰ μνημης ἔχειν Luc. хранить в памяти, помнить

 

 
     
 

Александр КОРОЛЬКОВ, доктор философских наук, профессор: «Есть ценности непреходящие. Как выразился один французский философ: «Подлинной противоположностью старого является вовсе не новое, а подлинной противоположностью старого является Вечное».

Алексей КОЗЫРЕВ, кандидат философских наук, главный редактор журнала «Сократ»: «Августин в «Исповеди» в одиннадцатой главе говорил о времени. И говорил, что вообще то прошлое, будущее – это настоящее: настоящее прошедшего – память, настоящее будущего – это воображение, и настоящее настоящего – это внимание. Вот три способности человека, которые связывают разрозненные события в единую цепочку времён, в единую логику. И память здесь первична».

Историческая память – вопрос, который одинаково волнует историков, философов, политологов. Время всякий раз переставляет акценты, и любая ошибка может оказаться роковой. [T.10.I.9]

 

Праздники всегда условны и символичны. Они иногда выглядят странно, безумно, но всегда похожи на взрослые игры, в которых смысл происходящего уже давно забыт всеми участниками. [T.10.CLXXXVI]

 

…самая первая «теория памяти» появилась в четвёртом веке до нашей эры. Её придумал Платон и назвал «гипотезой восковой доски». По его теории весь наш опыт, и все наши знания остаются в памяти, как отпечатки предметов на восковой доске. Со временем отпечатки исчезают, и тогда мы что-то забываем.

Римский врач Гален, живший во втором веке нашей эры, связывал все психические процессы, в том числе и память, с воздействием жидкостей, которые вырабатывает мозг. С того самого времени и вплоть до семнадцатого века представления о механизме памяти почти не менялись: память является функцией души, сосредоточенной в мозге. Качество памяти зависит от жидкостей, текущих по каналам мозга: чем шире каналы, тем больше жидкости по ним протекает, тем качественнее процесс запоминания. [T.10.CXVII.17]

**

 
     
 

**

Аскольд ИВАНЧИК, доктор исторических наук, член-корреспондент РАН: «…народная память помнит гораздо меньше. Были специальные исследования о тои, насколько далеко простирается «устная память» при существовании только устной традиции, без письменной. Это не больше трёх поколений, а три поколения – это сто лет: за пределами ста лет не помнится уже практически ничего. Даже на пределе третьего поколения помнятся уже такие смутные вещи. Традицию может поддерживать письменная культура, когда у вас есть историки, или священные тексты, которые заучиваются наизусть – они помнятся дольше.

Историческая память – это не «живая народная память», а, в общем, интеллектуальный конструкт». [P.141.7]

 

Карина ОЗЕРОВА, кандидат социологических наук: «…когда мы говорим о памяти, мы, прежде всего, имеем ввиду отражение в психике, сознании отдельного человека тех событий, которые он условно помнит, тех событий, которые он пережил, опыт которого у него есть.

…одной из наиболее универсальных классификаций памяти является предложенная культурологом Яном Ассманом разделение на два уровня памяти – это коммуникативный и культурный.

Коммуникативный уровень памяти предполагает тот уровень, на котором представления о прошлом передаются при непосредственном общении людей. То есть, хорошим примером может быть передача памяти сквозь поколения, например, старшие родственники рассказывают в семье о каких-то событиях своим младшим родственникам – передают интерпретации эпохи. А уровень культурной памяти – это уже уровень памяти, закреплённый институционально, то есть, того уровня, который предполагает, что есть некоторые большие культурные объекты, транслирующие нам образ прошлого – эпохи, событий, человека конкретного. Это может быть музей, книга, фильм, статьи (если мы говорим про академическую сферу) культурная память более обширная, и она существует несколько дольше, чем коммуникативная, хотя оба эти уровня связаны друг с другом, и, соответственно, культурная память формирует коммуникативную». [P.125.299]

 

 
     
 

Александр ВАЩЕНКО, доктор филологических наук: «…снижение уровня всякого знания, попытки дозировать информацию, манипулировать информацией в вечной борьбе Порядка и Хаоса, характерных для жизни общества, усиливают эсхатологические эффекты, то есть связанные с ощущением Конца Света. Эпоха рождает и другие тревожные тенденции, связанные со сменой моральных ориентиров, которые, на первый взгляд далеки и от мифа, и от морали, и от манипулирования. Так, например, исподволь, но неуклонно, а по мере развития техники человечество традиционно отказывается от данной ему природой категории памяти – исторической и личной. Память в мифологии сакрализовалась, она способна переносить нас в любое «время и пространство», накапливать и использовать опыт, оживлять чувства. Поэтому в Древней Греции, известно, Мнемосина (греч. Μνημμοσύνη) – дочь Урана и Геи (Неба и Земли), которая от Зевса родила девять Муз – все Науки и Искусства. По другому источнику в Беотии у Святилища протекали два ручья – Мнемосина-Память и Лета-Забвение – то есть альтернатива Памяти есть потеря сознания. Письменность не стала врагом для устной памяти: обе уживались бок о бок многие столетия. Книгопечатание подорвало основы устности, но подарило памяти новые возможности. С книгой в обнимку мы вступили в двадцатый век, вот тут уж скорость отказа от памяти увеличилась многократно: книга экранизируется и становится альтернативой первоисточнику…» [T.10.CI.72]

 

Это была столица фараона-отступника. Город, который он построил в пустыне. Его звали Эхнатон, и он поклонялся солнечному диску. У него и его родственников были похожие лица. Я подумал, что так могла выглядеть его пирамида.

Я уже сказал, что это пирамида Бога. Многие великие мистики видели эту голову во сне. Но мало кто потом об этом помнил.

Почему?

Память это разновидность света. А здесь место, где исчезает всякий свет.

Виктор ПЕЛЕВИН [B.51.8]

 

 
     
 

Сергей МЕДВЕДЕВ, кандидат исторических наук: «История человечества – это история хранения информации. Самым первым хранилищем была наша память, затем люди изобрели письменность. У Умберто Эко в его знаменитой лекции об истории книг приведён диалог Платона «Федр»: фараон разговаривает с Гермесом, – изобретателем письменности. «Хитроумный Тот, – говорит фараон – письменность, это прекрасно, но люди разучатся пользоваться памятью». Сами египтяне записывали свою историю на обелисках, но тот народ, который был у них в плену, был кочевым племенем и носил свою историю на свитках, на книгах…» [T.10.LI.60]

 

Главный землемер фараона Тот (Платон его называет Тевт … Позднее, в греческой традиции, Тот известен под именем Гермес Трисмегист)

 

Сократ. Так вот, я слышал, что близ египетского Навкратиса родился один из древних тамошних богов, которому посвящена птица, называемая ибисом. А самому божеству имя было Тевт. Он первый изобрёл число, счёт, геометрию, астрономию, вдобавок игру в шашки и в кости, а также и письмена. Царём над всем Египтом был тогда Тамус, правивший в великом городе верхней области, который греки называют египетскими Фивами, а его бога Аммоном. Придя к царю, Тевт показал свои искусства и сказал, что их надо передать остальным египтянам. Царь спросил, какую пользу приносит каждое из них. Тевт стал объяснять, а царь, смотря по тому, говорил ли Тевт, по его мнению, хорошо или нет, кое-что порицал, а кое-что хвалил. По поводу каждого искусства Тамус, как передают, много высказал Тевту хорошего и дурного, но это было бы слишком долго рассказывать. Когда же дошёл черед до письмен, Тевт сказал: «Эта наука, царь, сделает египтян более мудрыми и памятливыми, так как найдено средство для памяти и мудрости». Царь же сказал: «Искуснейший Тевт, один способен порождать предметы искусства, а другой судить, какая в них доля вреда или выгоды для тех, кто будет ими пользоваться. Вот и сейчас ты, отец письмен, из любви к ним придал им прямо противоположное значение. В души научившихся им они вселят забывчивость, так как будет лишена упражнения память: припоминать станут извне, доверяясь письму, по посторонним знакам, а не изнутри, сами собою. Стало быть, ты нашёл средство не для памяти, а для припоминания. Ты даёшь ученикам мнимую, а не истинную мудрость. Они у тебя будут многое знать понаслышке, без обучения, и будут казаться многознающими, оставаясь в большинстве невеждами, людьми трудными для общения; они станут мнимомудрыми вместо мудрых». ПЛАТОН [B.102.1]

 

 
     
 

Что же такое память? Память процесс сохранения прошлого опыта, делающий возможным его повторное использование в деятельности и возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Возобновляющиеся образы отдельных предметов и процессов, воспринятых в прошлом, усвоенные раннее движения и действия, пережитые прежде чувства и желания, наконец, возникшие когда-то мысли составляют прошлый опыт человека, содержание того, что помнится.

В психоаналитических учениях процесс забывания как один из важнейших компонентов мнемической активности человека объяснялся стремлением вытеснить из сферы сознания то, что травмирует личность, вызывает у неё неприятные воспоминания, в конечном счёте оказывает негативное воздействие на эмоциональное состояние субъекта.

Структурными компонентами памяти человека выступают запоминание, забывание, воспроизведение и узнавание того, что составляло его прошлый опыт.

В. А. ПЕТРОВСКИЙ, доктор психологических наук [B.12]

 

Результат всего этого ряда исследований один и тот же: во всех случаях в основе забывания лежит мотив неохоты (Unlustmоtiv).

Анализ тех примеров забывания, которые, на наш взгляд, нуждаются в особом объяснении, каждый раз обнаруживает в качестве мотива забвения неохоту вспомнить нечто, могущее вызвать тягостные ощущения. Мы приходим к предположению, что этот мотив стремится оказать своё действие повсюду в психической жизни, но что другие, встречные силы мешают ему проявляться сколько-нибудь регулярно. Объём и значение этой неохоты вспоминать тягостные ощущения кажутся нам заслуживающими тщательнейшего психологического рассмотрения; вопрос о том, каковы те особые условия, которые в отдельных случаях делают возможным это забывание, являющееся общей и постоянной целью, также не может быть выделен из этой более обширной связи.

эти процессы сгущения и искажения тянутся долгое время, в течение которого на содержание наших воспоминаний оказывают свое действие все последующие события, то нам и кажется, что это время делает воспоминания неуверенными и неясными. Между тем весьма вероятно, что при забывании вообще нет и речи о прямом воздействии времени.

З. ФРЕЙД [B.84]

 

 
     
 

Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…Дэвид Венгроу, который посвятил не так давно специальную книгу об археологии раннего Египта, (в 2009 году) отмечал: «Можно с уверенностью утверждать, что самый постоянный аспект поселений [в додинастическом Египте, в сравнении с ранней Месопотамией] располагался не на поверхности, но под землёй. В привязанности всё большего числа людей к определённым точкам пространства и в воспроизведении этой привязанности от поколения к поколению, урбанизация умерших значила больше, нежели урбанизация живых, плотность общественной памяти значила больше, нежели величина постоянных поселений». [P.164]

 

 
     
 

1 - 2

ДАЛЕЕ