ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН XIX. Veritas facunda; Virtus humana; Aurum philosophalum; Vocatio; Lux resplendens (Ослепительный Свет); Sol, le Soleil (Солнце); Иероглиф (топор освобождения, прорубающий окно к свету в крыше предшествующего аркана).

   

Vocatio

 
     
 

vocātio, ōnis f [voco] 1) вызов (в суд) Vr ар. AG; 2) приглашение на обед Ctl; 3) призвание (videte vocationem vestram Vlg). [B.32]

 

voco, āvī, ātum, āre [vox] 1) звать…

 

vōx, vōcis f 1) голос…

 

nōmenclātio, ōnis f [nomen + calo = voco] 1) именование, называние по имени Quintus С; 2) перечень, список Col. [B.32]

 

ēlicio, licuī, licitum, ere [ex + *lacio] 1) выманивать…; 2) заманивать…; соблазнять, побуждать…; 3) пробуждать…; 4) призывать, вызывать магическими средствами, заклинать…; 7) извлекать…

 

 
     
 

Выражение ( שׁמַע  לְקוֹל ) или ( שׁמַע  בְּקוֹל ) «он услышал голос» означает «он послушался». [B.17]

 

קריאָה ) призывание [B.17]

קרא ) звать [B.17]

 

Леонид МАЦИХ, кандидат филологических наук, доктор филологии и теологии (PhD): «Голос с небес» на иврите «бат Коль», дословно – «дочь голоса» (почему дочь?). «Глас с небес» по-русски, а на иврите красиво: «дочь гласа». [B.141.39]

 

 
     
 

φωνή – голос, звук [B.155]

 

ἀνά-δοσις, εως ἡ 1) выделение, выход наружу; 2) физиол. усваивание (пищи), переваривание; 3) врождённое влечение, призвание Plut. [B.169]

ἀνα-κᾰλέω, Trag. тж. ἀγκαλέω преимущ. med. 1) звать, называть, именовать (τινας ὀνομαστί Thuc., Xen.; τινα ἀδελφόν Plat.): (Ἕλληνας) Δαναοὺς καὶ Ἀργείους καὶ Ἀχαιοὺς ἀνακαλεῖ Thuc. (Гомер) именует греков данайцами, аргивянами и ахейцами; 2) звать, призывать (θεούς Her., Soph., Eur.; προγόνους Dem.; μεγάλῃ βοῇ τινα Plut.): ἀνακαλεῖς με τίνα βοάν; Eur. зачем ты так громко зовёшь меня?; ἀ. τινα Lys. вызывать кого-либо (к себе); 3) звать обратно, отзывать; 4) подбодрять криком, поощрять; 5) исправлять, заглаживать; 6) брать назад, отменять[B.169]

ἀνά-κλησις, εως ἡ 1) взывание, зов, призыв (θεῶν Thuc., Plut.; ἀ. ἀλλήλων Plut.): τῇ σαλπίγγι σημῇνας ἀνάκλησιν Plut. дав трубный сигнал к отступлению; 2) обращение (δεξιώσεις καὶ ἀνακλήσεις Plut.). [B.169]

 

ἀϋτή, дор. ἀϋτά (ῡ) ἡ 1) крик, клич Hom., Pind., Aesch.; 2) звук, рёв (sc. σάλπιγγος Aesch.); 3) битва, сеча Hom., Theocr. [B.169]

 

βοάω (fut. βοήσομαι - поздн. βοήσω; aor. ἐβόησα - эп. βόησα, ион. ἔβωσα; pass.: aor. ἐβοήθην - ион. ἐβώσθην, pf. βεβόημαι) 1) тж. med. издавать крик(и), кричать, шуметь; 2) шуметь, реветь; 3) (о звуках) испускать, издавать, поднимать: ἄλγος β. Eur. жалобно вопить; 4) громко звать, призывать (τινα Pind., Soph., Xen., Theocr., Luc.); 5) кричать, громко приказывать; 6) громко петь, распевать; 7) тж. med. воспевать, прославлять [B.169]

βοή, дор. βοά ἡ 1) крик, вопль; 2) крик радости, шумное ликование; 3) боевой клич (ἄσβεστος β. γένετο Hom.); 4) шум боя…; 5) шум, гул, рёв (κλαυθμοναὶ καὶ βοαί Plat.; θηρῶν Eur.); 6) голос, звуки, пение (αὐλῶν Pind.; σάλπιγγος Aesch.; ὄρνις ἀπορροιβδεῖ βοάς Soph.: ὕμνων Arph.); 7) крик о помощи, зов, призыв (βοῆς ἀΐοντες ἐφοίτων Hom.); 8) вещее слово, прорицание (γυνὴ ἀείδουσ’ Ἕλλησι βοάς Eur.); 9) слово, речь: ὅσον ἀπὸ βοῆς ἕνεκα Thuc. (ἕνεκεν Xen.) только на словах, т.е. для виду; 10) Aesch. = βοήθεια. [B.169]

 

βωστρέω звать на помощь, призывать (τινα Hom. etc.). [B.169]

 

ἐκ-κᾰλέω 1) вызывать, звать к себе (τινα Hom., Arph., τινα δόμων Eur. и τινα ἔνδοθεν Lys.; med. τινα Hom., Her., Soph., Arph.; φόνος φόνον ἐξεκάλεσε Eur.): ἐκκληθέντες ἐπεβάλοντο πλεῖν ἐπὶ τὴν νῆσον Polyb. следуя призыву, они решили поплыть к острову; 2) призывать (τινα Soph.; med. θεούς Plut.); 3) med. вызывать, возбуждать[B.169]

ἐκκλησία ἡ [ἐκκαλέω] 1) общее собрание, преимущ. народное, сходка (ἐν ἐκκλησίᾳ ἢ ἐν ἄλλῳ τινὶ συλλόγῳ Plat.; τῶν στρατιωτῶν Xen.; συμβουλεύειν ἐν ταῖς ἐκκλησίαις Arst.): ἐκκλησίαν συναγείρειν Her., συλλέγειν и συνάγειν Thuc., ἀθροίζειν Xen., ἄγειν Xen., Plat. или ποιεῖν Arst. созывать собрание; ἐκκλησίαν διαλύειν Thuc., ἀναστῆσαι Xen. или ἀφιέναι Plut. распускать собрание; 2) (как законодат. орган - наряду с βουλή - в Афинах) экклесия, народное собрание Thuc. etc.: ἐκκλησίαν τινὶ ποιεῖν Arph. или δοῦναι Polyb. разрешить кому-либо выступить в народном собрании; 3) место или помещение для собраний (ἐν παλαίστραις καὶ ἐν ταῖς ἐκκλησίαις Luc.); 4) церковь NT. [B.169]

ἐκκλησιαστής, οῦ ὁ 1) член экклесии, экклесиаст Plat., Arst., Luc.; 2) оратор в народном собрании (ὁ ἐ. κρίνει περὶ τῶν μελλόντων, ὁ δικαστὴς περὶ τῶν γεγενημένων Arst.). [B.169]

ἔκ-κλησις, εως ἡ 1) призывание (ἐκκλήσεις θεῶν Plut.); 2) вызов (πρός τι Polyb.). [B.169]

 

κλῆσις, εως ἡ [καλέω] 1) зов; 2) приглашение; 3) призыв о помощи; 4) вызов в суд; 5) (при)звание, поприще (ἐν τῇ κλήσει, ᾗ ἐκλήθη, ἐν ταύτῃ μενέτω NT); 6) название, наименование; 7) именительный падеж; 8) грам. родовая форма [B.169]

κᾰλέω (fut. καλέσω - атт. καλῶ, aor. ἐκάλεσα, pf. κέκληκα; med.: fut. καλέσομαι - атт. καλοῦμαι; aor. ἐκαλεσάμην; pass.: fut. κληθήσομαι, aor. ἐκλήθην; pf. κέκλημαι) 1) звать, называть, именовать; 2) звать, призывать (θεούς Aesch.; Ζῆνα Soph.): τούτων μάρτυρας καλῶ θεούς Soph. в свидетели этого я призываю богов; 3) звать, созывать; 4) звать (к себе), вызывать; 5) юр. (тж. κ. εἰς τὸ δικαστήριον Dem.) вызывать в суд; 6) (повелительно) зватьили за собой), призывать: ἐμὲ νῦν ἤδε καλεῖ ἡ εἱμαρμένη Plat. но вот уже судьба зовет меня; καιρὸς καλεῖ πλοῦν σκοπεῖν Soph. время зовёт, т.е. велит думать об отплытии; οὗτοι οὐ παρεγένοντο βασιλεῖ καλοῦντι Xen. они не явились на призыв (персидского) царя; 7) звать, приглашать; 8) med. призывать (на чью-либо голову) (ἀράς τινι Soph.). [B.169]

 

ὀμφή, дор. ὀμφά ἡ 1) голос, глас, зов (θεῶν Hom.; κατ’ ὀμφὰς τὰς Ἀπόλλωνος Soph.): ὀμφὰν κληροῦν Eur. прорицать метанием жребия; 2) звук, пение (γλυκεῖαι ὀμφαί Pind.): ἰύζειν ὀμφὰν οὐρανίαν Aesch. запеть песнь небу. [B.169]

 

παρά-κλησις, εως ἡ 1) призыв, воззвание, увещевание, побуждение; 2) просьба; 3) призывание на помощь, просьба о помощи; 4) утешение [B.169]

 

 
     
 

Локеш Чандра, профессор, президент Международной Академии индийской культуры: «Я рассматриваю Рериха как великого вдохновителя. В его работах я вижу Основу Мирозданию и Перехода в другой Мир. Ведь переход в Потусторонний Мир – это тоже часть Мироздания. Если у тебя нет высших ценностей, то низшие ценности поглотят тебя».

«Лама! Как произошло, что земная Шамбала до сих пор не открыта путешественниками? На картах можно видеть множество экспедиционных маршрутов, все вершины уже отмечены, а все долины и реки исследованы. – Человек не в состоянии достичь Шамбалы без зова. Только немногие достигают святого места, и лишь тогда, когда их карма готова».

Локеш Чандра, профессор, президент Международной Академии индийской культуры: «Да, мы находим в работах Рериха видения, как, например, встречи с махатмами. Эти видения мы можем охарактеризовать как идеи. Часть их воплотится в реальности, а часть так и останется фантазией, но идеи необходимы для того, чтобы зарождалось что-то новое. Идеи нужны человечеству для расширения сознания, для определения горизонтов».

В Шринагаре родился замысел серии «Знамёна Востока», святые, пророки, основатели мировых религий. Азия – колыбель всех религий, всех взлётов в надземное. [T.10.CXXVI]

 

Это служение и образ жизни базировались на трёх важных принципах – Призвание, Любовь к Богу и Целомудрие.

Father José María Recasens, Monastery of Poblet: «Нужно Призвание, чтобы быть монахом. Иметь призвание – означает обладать особой склонностью к этому образу христианского служения, когда вы чувствуете после испытательного срока, что смирились с такой жизнью. То есть «Быть призванным» означает любить Иисуса Христа, – не так ли? Все люди состоят из плоти и крови, и мы, – монахи, – не исключение. И конечно монашеский образ жизни сам по себе не означает, что Целомудрие уже достигнуто. Нужно бороться с самим собой, противостоять искушениям, чтобы примирить себя с выбором, который ты сделал. Я ни за что не откажусь от этого». [T.10.CLXXVI]

 

Наталья НАРОЧНИЦКАЯ, доктор исторических наук, депутат Государственной думы России четвёртого созыва: «…и однажды мне приснилась фактически одна из притч евангельских. И тут я просто поняла, что Господь сжалился надо мной и призывает меня. И, вот, всё, я помчалась буквально в храм. И впервые я исповедовалась на Святой Земле.

…и заплакала, как дети, и стыдно было за что-то. Всё, что могла тогда вспомнить, я сказала – что меня мучило.

…самое большое обретение, ни с чем несравнимое. Знаете, оно очень освобождает. Только встав на колени перед Богом, понимаешь, что ты выпрямился во весь рост на самом деле. И у тебя есть якорь…» [T.10.DIII.1]

 

 
     
 

…и ещё один фактор способствовал рождению новой эры. До этого считалось, что миром правят боги, которые выражают свой гнев при помощи явления природы, внушая ужас древним людям.

Jack Charles Turner, writer and television documentary host, Master of Philosophy (M.Phil.): «Но вскоре ионийцы преодолели страх и бросили вызов богам. Это остатки города, который стал трамплином для нескольких самых поразительных открытий человечества. В VI-м веке до нашей эры здесь находился центр Вселенной. Это Милет. Древний Милет. Родина науки и техники. Он стоит на холме, широкие горизонты зовут вдаль. Наверное, ионийцы услышали этот зов, их больше не связывало прошлое, и привлекали практичные начинания…» [T.12.XV.3]

 

 
     
 

Почему все годы существования Третьего Рейха Ватикан, руководство католической Церкви демонстрировали расположение к властям нацистской Германии?

Ещё 13-го марта 1933-го года в Риме Папа Пий Одиннадцатый высоко оценил Адольфа Гитлера, назвав его «Первым государственным деятелем, возвысившим голос против коммунизма». Папа принял Мюнхенского архиепископа кардинала Михаэля фон Фаульхабера (Faulhaber), который вернувшись, объяснил католическим священнослужителям Германии: «Святой Отец славит перед всем светом Адольфа Гитлера как государственного деятеля, который первым после Святого Отца возвысил свой голос против большевизма».

После прихода нацистов к власти был подготовлен, и 20-го июля 33-го был подписан Конкордат – соглашение об отношениях между Ватиканом и новым правительством Германии. Отныне немецкие епископы приносили такую присягу: «Перед Богом и святым Евангелием я клянусь, приняв сан епископа, хранить лояльность Германскому Рейху и государству. Я обещаю уважать законное правительство и способствовать тому, чтобы и священнослужители уважали его. Я буду заботиться о процветании и интересах Германского Рейха и избегать любых действий, способных причинить ему успех». [T.4.XXXVI]

 

 
     
 

Dr. Kevin-John McIntyre: «Шёлк. Он красив, мягок, изыскан, крепок и надёжен. Эта удивительная ткань приковывает внимание человечества уже более трёх тысяч лет. Испокон веков его носили сильные мира сего. Кроме того, шёлк использовали как валюту и средство дипломатии. Он был показателем статуса и уделом небожителей. Из всех ценностей именно шелк прочной нитью связал Восток и Запад. Это артефакт, изменивший ход истории».

Со смертью последнего императора династии Хань в 220-м году нашей эры Китай распался на отдельные самостоятельные царства. А в 408-м году под натиском варваров пал Рим. С распадом империй стала угасать и торговля, причём, как товарами широкого потребления, так и предметами роскоши, включая шёлк. В это нестабильное время Шёлковый путь использовался нерегулярно, так как торговцы не могли обеспечить свою безопасность и сохранность товаров. Те немногие, кто отваживался на рискованный путь, руководствовались не просто желанием заработать, этих людей звала в дорогу вера. Теперь они шли не торговать на Запад, а устремлялись в паломничество на юго-запад Индии.

Dr. Kevin-John McIntyre: «По Шёлковому пути везли не только шёлк и сокровища. Миссионеры и паломники несли с собой свою веру. Наиболее влиятельным учением на тот момент был буддизм. Оживлённая торговля связала Китай и Индию, китайцы в огромном количестве везли в Индию лучший шёлк. Там его использовали для украшения храмов и обменивали на реликвии, которые, в свою очередь, вывозили в Китай и бережно сохраняли в пагодах».

Ажиотаж, связанный с реликвиями, часто был причиной недовольств китайских властей буддистскими монастырями. Но, в конце концов, стало ясно, что обмен шёлка на реликвии, это небольшая плата за утешения, которые народ получал от приобретённых святынь. Буддизм дарил им надежду и делал смиренными перед лицом бед и страданий, охвативших население. И вместо того, чтобы запрещать религию, был издан указ, согласно которому государство брало её под свой строгий контроль. После падения династии Хань купцы и миссионеры многих других конфессий устремились в Китай, обращая в свою веру обедневших крестьян и торговцев. [T.17.XVI.1]

 

 
     
 

Олег БУДНИЦКИЙ, доктор исторических наук: «О призывах, да, да. Ну, добровольцы – немножко другая история, и тут, в общем, все было, кстати, тоже не так красиво и парадно, как это изображается в некоторых трудах. Добровольцы, в основном – это была городская интеллигенция, между прочим. Городская интеллигенция, часть рабочих, а вот, люди, как бы, которые ближе к земле, так, и ближе к реалиям, как-то они не сильно к добровольцам рвались. То есть воевать за Отечество надо, тут деваться некуда, да тебе и не позволят не воевать. Но вот такого патриотического порыва и пафоса, вот, я нигде не нашёл, ни в каких текстах. Как правило, добровольцы – это интеллигенция или молодые люди, как правило, из крупных городов, по большей части, сформировавшиеся, вот, в годы советской власти и получившие лучшее в годы советской власти». [P.97.98]

 

 
     
 

Прежде всего, казался странным нуль. «Этот знак один причиняет больше всего затруднений и неясностей», писал кто-то в пятнадцатом веке. «Nulla figura» – а совсем не знак – так назывался нуль в то время по-латыни. И, однако, он является цифрой и даже цифрой par excellence, так как слово «цифра» произведено от латинского «cifra» – «нуль» (по-арабски «al-sifr» – «пустота»). Нуль не представляет ничего и, однако, удесятеряет цифры, которые стоят перед ним. Этого никак не могли понять. «Algorismus-cifra» во Франции было ругательством, как у нас kwiebus ( = quibus) или Vocativus (Звательный падеж [лат.]) у Фрица Рейтера.

Ван Дер Варден Б.Л [B.157]

*

II quīs ( = quibus) арх. dat./abl. pl. к qui I. [B.32]

quibus – вопросительное местоимение, форма дательного и отложительного (аблатива) падежей множественного числа всех трёх родов от quis.

 

 
     
 

Откуда же берётся уверенность в призвании? Есть, конечно, люди с отчётливой склонностью к музыке, математике, языкам. Гораздо больше просто способных, которые с равным успехом занимались бы и биологией, и медициной, и физикой. Вот здесь-то вступает в силу социальный престиж профессии, то уважение, которое оказывает ей общественное мнение, печать. Сюда же относится материальное обеспечение, перспективы научного роста. И молодому человеку – сознательно и подсознательно – начинает казаться, что полупроводники, лазеры или космические ракеты – это и есть то, для чего он рождён.

Если бы общество оценивало другую профессию столь же высоко, как профессию физика, то значительная часть тех, кто сегодня ещё рвётся па физические факультеты, устремились бы в другие учебные заведения. И была бы уверена, что там её призвание.

В прошлом веке, когда Луи Пастер и Роберт Кох делали свои знаменитые открытия, престиж биологических наук был очень высок. Эти науки привлекали к себе наиболее одарённых молодых людей. Не исключено, что сегодняшнее развитие генетики и биохимии вновь привлечёт множество способных людей на биологические факультеты, и они будут искренне считать, что рождены для занятий биологией.

Видимо, призвание – это понятие больше социальное, чем биологическое, и формируется оно из врождённых задатков психики, условий воспитания и потребностей общества.

Александр ЛУК, кандидат философских наук [A.393]

 

 
     
 

И дальше в интерпретации Ковалинского мы узнаём любимейшую идею Сковороды – идею непременной «сродности» человека с его деятельностью, идею, которую, как мы ещё увидим, он многократно излагал в баснях своих, притчах и диалогах, напоминающих платоновские.

Он мыслил, что счастье человека состоит в том, чтоб, узнав собственную в себе способность, по оной употребить себя в жизни. Так многие богословы были бы, может быть, лучшими стряпчими по делам, многие учёные – разносчиками, многие судьи – пахарями, военачальники – пастухами, монахи – целовальниками и прочее.

Наслышавшись об учёности Григория Сковороды, харьковский губернатор Евдоким Алексеевич Щербинин, любитель музыки, наук и талантов, призвал его к себе и после недолгой беседы сказал:

– Честный человек! Для чего не возьмёшь ты себе никакого известного состояния!

– Милостивый государь! – ответствовал Сковорода. – Свет подобен театру: чтоб представить на театре игру с успехом и похвалою, то берут роли по способностям. Действующее лицо на театре не по знатности роли, но за удачность игры вообще похваляется. Я долго рассуждал о сём и по многом испытании себя увидел, что не могу представить на театре света никакого лица удачно, кроме низкого, простого, беспечного, уединённого: я сию роль выбрал, взял и доволен.

Виктория ГАЛУЗИНСКАЯ [A.407]

 

 
     
 

Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «Молитва – это, обязательно, призывание Бога. Соответственно, имя бога – кого ты призываешь. Если ты призываешь Не Творца, особенно если это заупокойный текст, у тебя нет шанса соединиться с Творцом.

Призывание, или, как говорят религиоведы, инвокация по-латыни (invocatio) – это серьёзная вещь». [P.125.256]

 

Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…кому же молятся джайны, если нет Бога-Творца? Главная молитва – «Панчанамаскара». Она обращена к пяти «панча» – к пяти категориям существ: это обращение к всеведущим учителям, освободившимся душам, учителям твоим, пусть и не-всеведущим, наставникам и ко всем монахам. Вот этот синклит всеведущих учителей, освободившихся душ, учителей, наставников и монахов является, если угодно, коллективным божеством. Психологам очень понравилась бы эта формула, что Бог – это «Сверх-Ты». Люди, объединённые в джайнскую общину, внутри джайнской общины видят тех, кто особыми подвигами стали совершенными, и именно им молятся, именно их просят помочь как можно быстрее достичь спасения». [P.125.374]