ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН XVIII. Hierarchia occulta; Hostes occulti 2 (Тайные враги); Pericula occulta (Тайные опасности); Crepusculum (Сумерки); Justitia; Mysterium; Canes (Оборотни); la Lune (Луна); Иероглиф (крыша прихлопывающая, стесняющая).

   

…по бокам дороги, то там, то сям, сквозь скользкую мглу тумана, под холодным лучом луны, виднеются красные пятна, кажущиеся огромными сгустками крови…

 

cruor, ōris m 1) кровь, наружный поток крови (ср. sanguis): с. captivus T кровь пленника; 2) кровопролитие, убийство, резня (с. innocentium Vop); 3) pl. кровавые лужи (cruores hostiarum Ар); кровавые капли или струи (siccare veste cruores V); 4) жизненный центр: с. imperii Lcn = senatus; 5) иногда ( = sanguis ) кровь в жилах Lcr. [B.32]

 

tri-venēfica, ae f бран. ведьма из ведьм Pl. [B.32]

 

sāga, ae f [sagus] 1) прорицательница, колдунья C; 2) сводня LM, Tib. [B.32]

 

 
     
 

Рождение неполноценного потомства рассматривалось в Древнем Риме как «знак свыше», предупреждающий о бедах и опасностях. По этой причине родившихся уродцев называли на основе слова «монере» (monere) – «предупреждать», словом «монструм» (monstrum) – «предостережение» высших сил о грядущих неприятностях. Именно от этого слова и произошло английское слово «монстр», которое означает как «чудовище», так и «урод».

Мутации бывают не только вредными, но и полезными, придающими организму какие-то новые положительные качества. Именно такие мутации лежат в основе естественного эволюционного процесса и искусственной селекции растений и животных. Одной из главных причин мутаций можно считать воздействие на половые клетки различного рода излучений, как естественных, так и искусственных, возникающих в результате деятельности человека. Кроме того, в последнее время обнаружено существование «подвижных» генов, которые могут занимать в хромосоме различные места и проявлять своё действие как «мутантные», то есть подвергнутые мутации, гены. Это явление ещё до конца не изучено.

Айзек Азимов [B.129.2]

 

Кит издревле воспринимался людьми как хищник (греч. κῆτος) – «морское чудовище».

В ветхозаветных текстах самым страшным порождением океана считался левиафан: понятно, что этот образ также навеян многочисленными видами китов. «Кто осмелится подойти к двойным челюстям его? Они скреплены так, что и воздух не проходит между ними – сцепились и не раздвигаются» (Иов.41:6-9).

И сам кит стал героем библейского мифа, связанного с пророком Ионой. [T.10.I.38]

 

 
     
 

Животных, которых чаще всего встречаешь в Библии, прекрасно знакомы её читателям по повседневной жизни. Один взгляд на них рождает у всех нас стереотипные ассоциации. Пчела олицетворяет тяжелый труд, голубь – невинность, а овца – кротость. Это помогает усвоить смысл Писания, ведь Святой Дух в нём – голубь, а чада Божьи – агнцы, ведомые по жизни добрым Пастырем. Поскольку волк ест овец, он автоматически становится самим Дьяволом, нападающим на Божью паству. [T.10.LXXXVI.1]

 

Колхида находилась на восточном побережье Чёрного моря. Аргонавты направляются в те места, где ещё не бывал ни один грек. Они слышали про эти земли только ужасные истории о чудовищах.

Prof. Ken Dowden, University of Birmingham: «Чудовища – необходимый элемент мифологии. Но если в мифе действуют чудовища, их помещают на окраины мира, это соответствует ритуалу инициации. Юноша отправляется к границам известного мира, он должен совершить нечто важное и вернуться».

Покинув Иолк, «Арго» плывёт вдоль побережья на север. Скоро путешественникам придётся оставить безопасный берег… [T.10.CLXIV.1]

 

Лев НИКОЛАЕВ, российский телевизионный обозреватель, популяризатор науки, культуролог, академик РАЕН: «Нельзя рассеивать страх, не постигнув природы Вселенной. Это действительно, если рассматривать историю чудовищ – историю нашего воображения. Она впрямую связана с той суммой знаний, которыми располагает человечество и каждый из нас».

Охота на волков-оборотней, поиски чудовищ в далёких землях или отчаянные попытки защититься от вампиров – лишь грани присущего всем людям стремления докопаться до источника страха. История охоты на чудовищ не короче истории человечества. Проследив странную и полную неожиданностей историю чудовищ, мы исследуем мрачные подводные течения истории человечества.

Чудовища – образы первобытного страха, которым пронизана наша жизнь. Но в незапамятные времена люди создавали образы, сдерживающие этот страх. Удивительно, но единственное искусство, не оставившее изображений чудовищ – искусство Каменного века». [T.1.XLVII.1]

 

 
     
 

Иван ЗАТЕВАХИН, кандидат биологических наук: «…могут ли животные мстить вообще? Для того чтобы животное согласно Франсу де Ваалю (Frans de Waal) было мстительным, у него должно быть: А) Хорошая память; и Б) Оно должно быть агрессивным. Одно без другого не бывает. Поэтому кошка, которая писает вам в тапок, она не мстит, она просто стрессует. Это показатель её стресса. Дефикация в тапок – не есть акт агрессии. Для кошек это не акт агрессии. Вот для шимпанзе кидание фекалиями – это акт агрессии. Но у них ещё и память хорошая. То есть, он может не только сиюминутно агрессивно бросить в вас собственными фекалиями, но и запомнить вас и броситься через пятнадцать минут, (или) два дня, или даже месяц, когда вас увидит». [P.125.318]

 

Алексей КУЗНЕЦОВ, историк и педагог гимназии № 1543: «…и, вот, интересно. Процедура прописана очень чётко: первый вопрос – вопрос о юрисдикции. Какому суду в каком случае какое животное подлежит? Чёткое деление: церковный суд судил диких животных, а общинный суд судил домашних. Потому что домашние животные – это собственность человека. Это дело общины. А дикие животные: кто их хозяин? – Кто их создал, тот и их хозяин. Господь, конечно, за диких животных отвечает. Поэтому здесь церковный суд, одна из главных задач, которых выяснить: то, что произошло, вот то бедствие, которое вызвали эти животные – это их злонамеренное поведение, и тогда они ответственны, или это Кара небесная людям. Ведь известно, что Господь избирал не раз такие способы. «И вскипела река жабами…»

…с дикими животными. Их, естественно, казнить было сложно. Поэтому здесь речь идёт о проклятии и изгнании. Прецеденты, естественно, имеются. Богословы приводят три прецедента в качестве оснований для того, что можно применять такого рода проклятия.

Бог-Отец проклял Змея, соблазнившего Еву. Давид проклял гору Гелвуй, за то, что на ней умерли Саул и Ионафан. И Христос проклял бесплодную смоковницу. На этом основании католическая церковь имеет право заклинать, отлучать, предавать анафеме и осуждать на вечную муку все одушевлённые и даже неодушевлённые создания без всякого исключения. И дальше список на много страниц…» [P.125.342]

*

«И Господь Бог сказал змею: «Ты проклят за то, что сделал: изгой средь зверей и скота, ты будешь ползать на брюхе и пылью питаться всю жизнь» (Бытие 3:14)

«Горы Гильбоа! Ни росе, ни дождю на вас не быть, урожая вашим полям не знать» (2-я Царств 1:21)

«И, вспомнив, Петр говорит Ему: Равви! посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла» (Марка 11:21)

 

 
     
 

Элизабет пытается защититься, говоря, что оба её сына стали священниками. К тому же, если бы они в детстве были в Блокколи (аналог немецкой «Лысой горы» Брокен), они бы знали об этом. Ни один их них не вступился за неё. Мы никогда не узнаем, почему так произошло. Вдова отрицала свою вину до самой казни, где она получила причастие, и грехи были ей отпущены. Ей отрубили голову и сожгли вместе с сестрой. Дети, дававшие показания против неё сказали, что теперь они могут спать спокойно.

Её сын Лаврентиус Хорнеус, не вступившийся за свою мать станет одним из самых замечательных «охотников на ведьм» того времени. Приходской священник из Торсокера (TORSÅĶERS) дал Лаврентиусу задание, вскоре он приступил к охоте на ведьм. Он специализировался по допросу детей. Биографом Ловрентиуса Хорнеуса был никто иной, как его внук, тоже ставший духовным лицом. Ион Хорнеус приступил к книге в 1735 году, через 60 лет после этих событий. Возможно, он хотел предупредить будущие поколения чтобы они не повторяли ошибок прошлого.

Он писал о своём дедушке, о котором ему рассказывали те, кого пытал Хорус, поэтому Ионсу можно верить. Он писал: «Люди ещё бояться проходить мимо дома моего деда. Он приказывал пороть детей, которые не хотели давать ему сведения. Если дети были слишком слабые для порки, он клал их в печь, поджигал солому и ветки, и грозил детям что поджарит их. Детей, которые отказывались свидетельствовать против своих родных, подвергались страшным пыткам. Некоторых свидетелей запугивали так, что они не могла оправиться до конца жизни».

***

Казни на время прекратились по приказу одного человека, находящегося у власти. Похоже, что Карл Спарре был шведом, спасшим большую часть жизни во время «Охоты на ведьм». Возможно, он никогда не задумывался об этом, но из-за бюрократической ошибки погибла одна десятая населения Торсокера.

Так как большинством казнённых были женщины, погибла одна пятая женщин Торсокера.

В этих убийствах был виноват Лаврентиус Хорниус, чья мать была сожжена на костре. Он был жестоким священником из Торсокера. Из семисот жителей города был убит 71.

***

Стокгольм 1675. Вместе с деревенскими бедняками в столицу пришли слухи о ведьмах. Стокгольм был растущим городом – за пятьдесят лет его население возросло от восьми до сорока тысяч.

В городских трущобах у церкви Святой Катерины обитали мелкие торговцы, моряки, солдаты и солдатские вдовы, слуги из Финляндии, проститутки и пьяницы. Тяжёлые условия жизни и грязь – прекрасная почва для сплетен, ссор и преступлений.

Одиннадцатилетний Йохансон Грис приехал сюда к родственникам. Он был настоящим экспертом по ведьмам. Доказав, что он часто бывал в Блокколи, он приговорил к смерти собственную мать. Вскоре он поймает первую ведьму и прославится как «мальчик из Гевля».

Сатана придёт в Стокгольм. Здесь живёт сорок тысяч человек, если помешательство на ведьмах достигнет Стокгольма, катастрофа будет неизбежна. По столице ходят слухи о ведьмах: обвинить можно почти любого.

Однако не каждый рискует быть обвинённым: некоторым людям бояться нечего, независимо от того, сколько детей будет свидетельствовать против них. Это дворец знати в Стокгольме – излюбленное место шведской аристократии. Здесь собираются люди из приблизительно двух тысяч трёхсот семей. Ни одного из членов этих семей не обвиняли в колдовстве. Возможно, в Европе было всего один-два таких случая.

В эпоху, когда в Швеции бушевало помешательство на ведьмах, аристократы были очень влиятельны: страной по очереди правили регенты – власть принадлежала аристократии. По закону только дворяне могли занимать государственные должности. Это значило, что в судах тоже заседали дворяне. Кто-то будет утверждать, что дворяне пытались остановить «охоту на ведьм» и спасти Стокгольм от кровопролития. Но правда ли это? Они не интересовались судебными процессами, потому что их больше интересовало то, что происходило у них дома.

Петер Энглунд: «Им хватало забот. Это было время войны, когда приходилось одновременно нападать и защищаться. Экономическая ситуация была нестабильной и дворяне пытались сохранить свои места. К тому же это была эпоха политических беспорядков».

Аристократы ставили себя выше закона: их не наказывали не за прелюбодеяние, как это делали в деревнях, их не обвиняли в колдовстве. Мысль о том, что Врангель мог быть обвинён в колдовстве, абсурдна. Частично из-за того, что это оружие бедняков: когда крестьянка хотела кому-то отомстить она могла только проклясть этого человека. Тот, кто жил во дворце мог обратиться за справедливостью в суд. Когда началась «охота на ведьм» к ней отнеслись как проблеме законодательного характера. Никто не хотел заниматься этой проблемой. У дворян были другие важные дела. Если бы в то время были вечерние газеты, там бы ничего не написали о судах над ведьмами, кроме, разве что, небольшой заметки на седьмой странице – знать не интересовалась ведьмами.

Вот одно достоверное событие. Два графа и их гость из другой страны приезжают в дом, в который они поехали ради развлечения. Родители присматривают за детьми, чтобы тех не забрали в Блокколу. Шведские дворяне и французский посланник сочли это глупостью.

Приходской священник и другие духовные лица серьёзно наблюдают за играющими детьми. Аристократы разговаривают по-французски, чтобы их никто не понял. Для них наблюдения за представителями наших слоёв в обществе – очередная забава. Аристократы обращались к крестьянам так же, как сегодня они ведут себя с собаками. Если крестьяне воображают, что можно летать на коровах – они без сомнения глупы. Разум человеку дарует Бог, и аристократы ничего не могут с этим поделать. Возможно, несколько казней заставят крестьян одуматься и найти себе более полезное занятие. Для дворян это вроде свиной чумы – беспокойство, от которого можно избавиться, применив нужные меры.

***

В провинциальных деревнях, таких как Торсокер, Венгерманланд дикая история «охоты на ведьм» внезапно заканчивается. После более ста сожжений оказалось, что сжигать больше некого. Когда эта же история охватывает Стокгольм, больше нет нехватки человеческого топлива – там проживает сорок тысяч человек. Логично опасаться огромной бойни. Когда собирается новая комиссия по колдовству случается кое-что совершенно новое и неожиданное.

Стокгольм 1676 год. Первые три женщины уже предстали перед судом, дети-свидетели готовы и скоро начнутся казни. Кровавый фарс подстёгивает историю. Аппеляционный суд вынужден посвятить всё своё время процессам над ведьмами, если новая комиссия по колдовству не решит проблемы. Они обращаются за помощью к верховным властям. Для нашего поколения очевидно, что массовые истребления ведьм в столицах должно было быть делом высшего приоритета для короля. Но это было не так.

В 1672-м году, в средине восьмилетней «охоты на ведьм» Карл XI стал королём. Экономическая и международная ситуации были такими, что он запросто мог быть королём, при котором закончится период великой силы Швеции, и при котором независимое государство Швеция перестанет существовать. Армия пришла в упадок после долгого мирного времени, морской флот был в очень плохом состоянии. Экономика страны обеднела отчасти потому, что дворянство ввозило шёлк, страусиные перья и всякие безделушки, которые считались обязательными для одежды дворянина. А соседи Швеции хотели получить назад то, чего недавно лишились. Учитывая катастрофическую ситуацию, в которой пребывала страна, несложно представить насколько разозлился король, когда его попросили об очередной комиссии по ведьмам. В современном звучании он ответил так: «Замолчите! Молитесь и помните, у нас есть другие более важные дела». Но международные проблемы Швеции не спасали обвиняемых. Почти никаких последствий не вызывало решение того будут они жить или умрут.

Флот был восстановлен и снова готов к отплытию в апреле 1676 года. Лоренц Кроенц стал новым главнокомандующим военно-морскими силами. Когда-то он был президентом комиссии по колдовству в Даларне. Он был опытным и компетентным чиновником, но у него был столь же небольшой опыт, как и у его предшественника Стенбока. Возможно, единственный военный опыт передался его с генами. До этого момента его карьера была сугубо гражданской. Назначение Кроенца на пост главнокомандующего будет стоит в десять раз больше жизней, чем время «охоты на ведьм». Одного их величайших фиаско в истории войн Швеции.

Их флагман «Кронен» был гордостью морского флота и одним из самых больших боевых кораблей того времени. Именно на этом корабле Кроенц принял командование. Запутанная цепочка приказов вызвала катастрофу: после неловкого манёвра корабль опрокинулся и взорвался прямо на глазах у ошеломлённых датчан, которые не успели сделать ни единого выстрела. Адмирал и бывший судья ведьм ушёл на дно с кораблём и экипажем из 650-ти человек. В это же время после того, как шведский морской флот несёт потери сёстры Сиппея и Анна Менздоттер были сожжены на столбах. Первый инцидент был национальной катастрофой, второй – почти не имел значения для людей у власти. [T.13.III]

 

Денис ХРУСТАЛЁВ, российский историк, искусствовед, переводчик: «Любое действие с монархом носило символический характер. И, конечно, этот человек, который носил такую степень ответственности, довольно болезненно реагировал, особенно на какие-то покушения. Это были большей частью мнительные люди, на которых повлиять вот таким образом, путём какого-то наговора, путём какого-то подозрения в привлечении иных (потусторонних) сил и это было просто очень распространено. Понятно, что зачастую это касалось личной… это будуарная история – история семьи: это история взаимоотношения с женщинами, это история наследника, это, в значительной степени половая жизнь.

Если до семнадцатого века документировано очень много судебных процессов. Две вещи, которыми «заведовали» ведьмы – это килой и невстанихой. Кила – это грыжа, а невстаниха – термин русский, который сейчас переводят у нас иностранным выражением «импотенция». Большинство судебных процессов над ведьмами касалось их воздействия или улучшения именно двух болезней – килы и невстанихи. Это два основных направления действия ведьм в семнадцатом веке по сохранившимся документам: их там порядка двухсот, из них больше половины вот эти две. Это то, на что распространялась основная забота этих баб.

Это большей частью межличностные контакты, и определённые функции, которые сейчас называются «хилёры» – манипуляции с различными органами человека. И у нас фиксируются свидетельства, что подобные воздействия касались российских монархов с середины пятнадцатого века». [P.125.372]

 

 
     
 

Михаил ЯМПОЛЬСКИЙ, доктор искусствоведения, профессор Нью-Йоркского университета: «Лотман был непредсказуем: он выходил с докладом, который всегда отличался от каких-то его предыдущих вещей. Он очень легко импровизировал.

…с докладом об инквизиции и ведьмах в Европе. И он делает доклад, где доказывает, что массовое сожжение ведьм связано с введением книгопечатания. Потому что пока не было книгопечатания, не распространялись все эти идеи о ереси, о колдовстве и так далее. Но книгопечатание вдруг приводит к массовому взрыву мракобесия.

…и это было важное открытие, которое он для себя сам сделал, что чем больше просвещение, тем больше антипросвещение и мракобесие». [T.10.DCCLXIV]

 

Александр МАРЕЙ, кандидат юридических наук: «…с одной стороны испанская инквизиция это, безусловно, большое чёрное пятно на истории Испании, но, с другой стороны, именно испанская инквизиция способствовала тому, что в Испании не то что не было «охоты на ведьм», а после пары-тройки процессов (это уже начало семнадцатого века, баскский инквизитор Алонсо Салазар-и-Фриас) была просто защищена диссертация, утверждённая, где обосновывалась невозможность существования ведьм. После этого в Испании процессы ведьмовские просто прекратились. Основная цель инквизиции, целевая группа – это конверсы (исп. conversos), но, в основном, это криптоиудеи, перешедшие из иудаизма в христианство и продолжающие соблюдать иудаизм». [T.10.LI.137]

 

Со второй половины тринадцатого века, после появления инквизиции, суд Божий сменился судом человеческим.

Prof. Franco Cardini, Università di Firenze: «Церковь была тесно связана с обществом тех времён. Благодаря этой связи Церковь получала как культурную, так и социальную власть, которые были неразрывны в тогдашнем обществе. То, что считала ересью Церковь, могло стать преступлением и для государства. В тот момент Церковь стала защищаться, учредив трибуналы инквизиции. Поначалу эти трибуналы должны были принимать решения только об ортодоксии или гетеродоксии, и руководили ими исключительно епископы. Но такая власть, очевидно, давала отдельным епархиям слишком большую автономию, что отнюдь не входило в планы Римского Святого престола. Поэтому в начале тринадцатого века Папа Иннокентий Третий постановил, что отныне инквизиция будет подчиняться не епископам, а Папе». [T.13.CIII.1]

 

Григорий БАКУС, историк-медиевист: «Генрих Инститорис, основной автор «Молота ведьм», настаивал на том, что ведьмами чаще всего становятся брошенные любовницы. Соответственно, главное качество женщины, которое должно было позволить ей стать ведьмой, с точки зрения Инститориса, была её сексуальная распущенность. Возможно, это объясняется тем, что Генрих Инститорис, как монах-доминиканец, пытался увидеть в этом образе нечто противоположное главной женской христианской добродетели Средних веков. Он хотел показать, что ведьма – нечто противоположное женщине целомудренной. Поэтому она занимается магией.

Для охоты на ведьм существует определённая точка невозврата, и такой точкой невозврата стал пятнадцатый век. На протяжении этого столетия произошли два важных изменения. Формируется так называемый «колдовской стереотип», то есть, когда обвинение автоматически включает в себя несколько важных компонентов. Если до этого не было большой редкостью обвинение просто во вредоносной магии: кто-то на кого-то навёл порчу: молоко у коровы пропало, урожай сгнил, человек, после того как его обругали и прокляли, умер, то на протяжении пятнадцатого века к этому обвинению добавляются ещё несколько элементов. Такие как участие в тайной группе вместе с демонами, то есть, видимо, они из этой группы должны были черпать магическую мощь, а также вредоносная магия против добрых христиан остаётся, и сюда же добавляется такой компонент как убийство детей для приготовления магических мазей. Вот в такой комбинации к концу пятнадцатого века будет фигурировать большинство обвинений по колдовству. Это уже не просто отдельные случаи вредоносной магии против кого-то.

И что ещё интересно, на протяжении пятнадцатого века процессы перестают быть индивидуальными». [P.150.29]

 

 
     
 

Anthony Head, actor and musician: «Одно из самых известных изображений ведьм содержится в великой пьесе Шекспира «Макбет». Но откуда взялись его ведьмы? И есть ли за ними нечто большее, чем поразительно страшная сказка?»

Peter Craze, Director Drama Studio London: «…считается, что в заклинаниях ведьм в «Макбете» присутствуют настоящие заговоры. И отчасти такая точность связана с тем, что он писал пьесу для короля, для Якова Шестого Шотландского, который стал Яковом Первым Английским [James I (VI)]. Яков очень интересовался колдовством, вплоть до фанатизма».

Anthony Head, actor and musician: «Похоже, что человек, сформировавший наше понимание колдовства в шестнадцатом веке, находился на самой вершине общества. Здесь в Ламбетском дворце (Lambeth Palace) имеется документ о первом столкновении Якова Шестого с ведьмами».

Prof. Ronald Hutton, Bristol University (специалист по истории колдовства): «Эта книга – интересное досье, это официальный отчёт. И как видите, на обороте титульного листа напечатано «Я взялся опубликовать этот короткий трактат, в котором рассказана вся правда о том, что происходило, и что замышлялось этими злобными и отвратительными ведьмами против Его Величества короля, и о том, каким способом они это осуществляли». Эти события происходили к востоку от Эдинбурга в конце 1590-го года. Основное внимание уделено местной целительнице Агнесс Сэмпсон (Agnes Sampson). Суть заклинания в том, что слова обладают особой силой. Это может быть полная абракадабра, непонятная и звучащая удивительно, или это могут быть традиционные формулы христианской веры, с чем и столкнулась бедняжка Агнесс. Это звучало нелепо для протестантов того времени, но не содержало ничего незаконного, а тем более дьявольского. Бедная старуха Агнесс лечила людей и не подозревала о том, что рядом некоей женщине приходится плохо. Это была странноватая девочка Хилис Дантен, – служанка, которая нуждалась в исцелении. Её господин заставил её пытать, и бедняжка сказала, что продала тело и душу Дьяволу, и стала называть имена других женщин округи, как более сильных ведьм, чем она сама. Здесь говорится, что она обвинила нескольких людей в том, что они ведьмы. Так что тех арестовали. Среди них оказалась и Агнесс Сэмпсон (Agnis Sampfon так в оригинале текста) – самая старшая ведьма, из живших в Хаддингтоне (Haddington). И она называла всё новых и новых несчастных. Автор этой книги почти наверняка был священником из той местности, где жили ведьмы. Его звали Джеймс Кармайкл. И ему удалось заинтересовать короля, который начал лично заниматься допросами безобидных целительниц, приписав им дьявольский заговор Сатаны, направленный на убийство короля. Оклеветанную Агнесс Сэмпсон привезли в Холивудхаус и поставили перед королём и представителями шотландской знати, где её строго допросили. Строго – значит жестоко. Яков – необычный монарх. Он был интеллектуалом и сам проводил исследования. Тщательно разработав теорию разоблачения ведьм, он применил её на практике и в истории появляется необычный поворот – он становится не только монаршим судьёй, но и пыточных дел мастером. Король искал на ней ведьменскую метку. Было обнаружено, что Дьявол обычно ставит на них тайную метку: лижет языком какую-нибудь скрытую часть тела, когда делает их своими слугами. Король нашёл дьявольскую метку у неё в паху: возможно у старой Агнесс был геморрой. Однако это решает исход дела, – она ломается, понимая, что обречена. Можно допустить, что Агнесс Сэмпсон была ведьмой, но в этом случае, будучи совершенно блестящей колдуньей, она лишена умения выживать. Умирая, Агнесс становится частью мрачной статистики, одной из примерно одиннадцати сотен людей, казнённых в Шотландии по обвинению в колдовстве. Агнесс с приговором относительно повезло: её задушили, а тело потом сожгли. Но её убили до сожжения, так что она была избавлена от чудовищных мучений. После этого Яков становится одним из главных европейских знатоков колдовства. Специалистом. Он публикует книгу под названием «Демонология», очень хорошую по стандартам того времени, в том смысле, что она краткая, легко читается, и содержит чёткие и понятные объяснения почему следует верить в ведьм и как их нужно уничтожать. Если вы хотите увидеть экземпляр этой книги вам достаточно попасть в Британскую библиотеку (The British Library, London)».

Dr. Malcolm Gaskill, Cambridge University: «Он задаётся вопросом почему на одного мужчину колдуна приходится двадцать ведьм. Объяснение простое – женщины слабее мужчин и легче попадаются в сети Дьявола. Яков говорит, что женщины морально слабее, и потому легче подаются на дьявольские соблазны, как это случилось с Евой в раю. Он твёрдо заявляет, что их нужно умерщвлять в соответствии с Законом Божьими гражданским верховным и местным законом всех христианских стран. По его словам, это самое страшное религиозное преступление, так что подозреваемых следует допрашивать, а если их вина установлена судом, то их обязательно надо казнить».

В течение трёхсот лет от сорока до пятидесяти тысяч ведьм были казнены в результате применения закона «О колдовстве» (The Witchcraft Act).

Dr. Malcolm Gaskill: «Вера в ведьм сохранилась среди самых простых людей. Но к концу семнадцатого века суды уже не принимали всерьёз доказательства, на основании которых раньше выносились приговоры. Последний раз закон «О колдовстве» применяли в 1944-м году. Тогда судили спиритического медиума Хелен Дункан (Helen Duncan)».

Хелен Дункан занималась материализацией духов, что считается высшей целью спиритов. Она вышла из себя в зале суда и сказала, что в жизни не слышала столько лжи. И её увели. Судья определил ей девять месяцев заключения, из которых она отсидела шесть. В 1951-м году закон «О колдовстве» отменили. Но колдовство не умерло с последней ведьмой Британии…[T.12.LXXIV.2]

 

Считается, что сам термин «феминизм» от латинского слова femina – «женщина» ввёл в обиход французский социалист-утопист Шарль Фурье, хотя по мнению некоторых исследователей история этого понятия так до конца и не ясна. Например, американские учёные Дженет Сальцман Шапетс (Janet Salzman Chafetz, Department of Sociology, University of Houston) и Энтони Гарри Дворкин (Anthony Gary Dworkin, Professor of Sociology at the University of Houston) истоки женского сопротивления видят в колдовстве, существующем с начала человеческой истории, в котором женщины-ведьмы были важнейшими персонажами. В знаменитой книге XV-го века «Молот Ведьм» Шпренгера и Краммера само слово «женщина» – «femina» – производилось от «фиде минус / fides minus» – «малая вера». [T.10.LI.58]

 

 
     
 

Эта мысль подстегнула художника. Он заворочался, пытаясь встать. Если бы хоть кто-то подал руку… Никто не подавал руки. Загребая воздух пятернёй, художник старался подняться и стискивал, стискивал зубы, чтобы не закричать. Кричать нельзя лес всегда идёт на крик, там лёгкая добыча, там пища. На крик о помощи всегда приходит убийца. Надо встать. Надо добраться до своих. Там помогут, там же люди… люди…

В. РЫБАКОВ [B.75]

 

 
     
 

Был вечер 30-го октября. В соответствии с мировоззрением древних кельтов старый год близился к концу. Сгущающаяся тьма опустилась на западное побережье Атлантики. Приближающийся закат возвещал наступление неспокойного Царства Тьмы. Миры сталкивались и поглощали друг друга. Это был Самайн – праздник Умирающего Солнца – время тайн, чудес и призраков.

Идея о том, что непорочные души могут возвращаться в этот мир в Хэ́ллоуин противоречила христианскому сознанию. Ещё более порочной в глазах церкви стала продолжающаяся связь между Хэ́ллоуином и Великой Богиней-матерью кельтов, которая поочерёдно повелевала летом и зимой. Хэ́ллоуин по-прежнему возвещал наступление царства Кьялах – злой богини зимы, которая ударяла по земле своей волшебной палочкой или молоточком, отчего та замерзала и становилась бесплодной. Имея множество различных обличий, Кьялах, по своей сути, олицетворяла разрушение и смерть. В системе верований язычников зима и её богиня были неотъемлемыми составными частями годового круга: без зимы не будет лета.

Христианство попыталось разделить два облика богини. Её летняя сущность ассоциировалась с Девой Марией – матерью Христа, у зимнего же облика была бесовская сущность, что связывали с Дьяволом. Тех, кто поклонялся богине в её обеих ипостасях, называли ведьмами. Элементы истинных языческих верований легли в основу распространённого облика ведьмы. Описание колдовских ритуалов, вырванных под пытками у жертв, чаще всего являлись плодом воображения их мучителей.

Хэ́ллоуин считался праздником ведьм, когда они на своём шабаше занимались чёрной магией. На празднике стихийно возникающая чувственность превращалась в оргию, на которой главенствовал сам Дьявол.

Великая охота на ведьм в Европе началась после начала протестантской реформации XVI-го века и последовавшей за ней католической контрреформацией. Остатки язычества и суеверий должны были быть окончательно искоренены католической церковью. Суды над ведьмами начинаются в городах, где образ мысли людей сильно отличается от мышления сельских жителей. В сельской местности католической Ирландии от рук охотников на ведьм погибли только 4 женщины. Даже в Шотландии, которую захлестнули зверства охотников на ведьм, находились отделенные места, где этой одержимости не было.

Обычаи Саммайна были перенесены в Хэ́ллоуин, и вера в волшебство идёт рядом с христианской верой. Но не все, обвинённые в колдовстве, были невинными собирательницами трав и повивальными бабками: некоторые ведьмы осознавали, что могут причинить больше вреда, чем пользы, и предоставляли свои услуги тем, кто был согласен за это платить.

К XIX-му веку вера в сверхъестественные силы стала ослабевать. Закончились великие судилища над ведьмами. Растущий средний класс в городах считал сказочные истории лишёнными какого-либо духовного значения и годными лишь для развлечения детей… [T.13.XXXV]

 

( שָׁמַיִם ) [šāmáyim] (всегда во мн. ч.) небо, небеса [B.18]

( מַיִם ) [máyim] (только мн.) вода [B.18]

 

 
     
 

«Итак, я посылаю тебе человека умного, имеющего знания, Хирам-Авия… умеющего делать изделия из золота и из серебра, из меди, из железа, из камней и из дерев, из пряжи пурпурного, яхонтового цвета, и из биссона, и из багряницы, и вырезывать всякую резьбу, и исполнять всё, что будет поручено ему». Исключительные способности этого человека, которого, как явствует из цитируемой главы второй книги Паралипоменон (13 – 14), Хирам тирский посылал царю Соломону по его просьбе, – это, разумеется, литературная гипербола. Она восходит к более древним и более скромным сведениям III Книги царств (VII, 13 и др.), согласно которым умелец из Тира был только «медником», бронзовых дел мастером. А то, что приписывает ему книга Паралипоменона, по существу, полная опись тирских и вообще финикийских ремёсел. Здесь не упомянуто только изготовление стекла. Это ремесло возникло позднее, чем другие. Стеклоделие зародилось в Сидоне, который стал потом благодаря этому очень знаменит, пожалуй, едва ли не ранее VII в. до н. э., после того как почти тысячу лет на рынках господствовали египетские поставщики стекла.

Карл-Хайнц Бернхардт [B.153.1]

 

 
     
 

Prof. David Stevenson, University of St Andrews: «…появилось масонство с его основными степенями и ритуалами. Многим людям это, конечно же, показалось забавным. Они обратились к поиску аллегорий, не имеющим отношения к масонам: рыцари-тамплиеры – это интересно, Святой Грааль. Они придумали занимательные легенды, в которых нет ни слова правды».

John Hamill, Director of Communications of the United Grand Lodge of England: «Ничего оригинального в масонстве нет, мы многое позаимствовали. Наша система обозначений заимствована у профессиональных каменщиков – это их инструменты. Мы также заимствовали религиозные символы: масонскими их делает лишь то, как мы их используем и интерпретируем».

Dr. Jessica Harland-Jacobs, University of Florida: «Масонам крайне хорошо удавалось соединять знания древней мифологии и алхимии с реалиями своего времени, а именно современной истории конца семнадцатого – начала восемнадцатого веков. Они смогли использовать нечто вымышленное в Век Просвещения, и создали Братство, притягивающее внимание широкой аудитории».

…строительство храмов было масштабным, работы продолжались десятки лет. С северной стороны здания каменщики возводили каменную постройку, которая стояла там вплоть до окончания всех работ. Её называли «Ложа». Именно здесь главным образом проходила жизнь строителей. Здесь они укрывались от дождя, принимали пищу, отдыхали и составляли план работ на грядущий день. Но Ложа служила не только местом отдыха.

John Hamill, Director of Communications of the United Grand Lodge of England: «…в Англии к тому моменту не осталось действующих лож каменщиков. Ложи перестали существовать практически одновременно с прекращением строительства каменных зданий и постепенным переходом в Эпоху Тюдоров – к кирпичной архитектуре. Всё свидетельствует о том, что люди, не имеющие никакого отношения к профессии каменотёсов, вдруг объявили себя «Вольными каменщиками».

Prof. David Stevenson: «…блестящей идеей Уильяма Шоу (William Schaw) было распоряжение о том, чтобы в каждой ложе имелся секретарь и велись подробные учётные записи. О чём ещё может мечтать историк? (смеётся

Robert L. D. Cooper, Curator of the Grand Lodge of Scotland Museum and Library: «…появились вступительные взносы. Дела стали вести более аккуратно, если можно так выразиться. В этом плане Шоу стал создателем современного масонства, установив порядок заседаний и другие процедуры».

Установления Шоу также закрепили древние обычаи каменщиков – Слово Масона.

Robert L. D. Cooper, Curator of the Grand Lodge of Scotland Museum and Library: «В зависимости от определённого уровня члена ложи, его умения, человека посвящали в тайну секретного слова или рукопожатия».

Prof. Roger Dachez, Institut Maçonnique de France: «Согласно Уставам Шоу, в шотландских ложах того времени соблюдался обычай: Мастер масонов не в праве дать работу человеку, желающему её получить, если тот не получил определённый символ, а именно, Слово Масона».

Robert L. D. Cooper, Curator of the Grand Lodge of Scotland Museum and Library: «Он был уверен, что у масонских лож есть знания, которые стоило бы сохранять…»

Уильям Шоу умер в 1602-м году (William Schaw)

John Hamill, Director of Communications of the United Grand Lodge of England: «Мне этот период кажется очень интересным, поскольку остаётся без ответа важный вопрос – зачем они это делали? Что они делали? Самое подходящее объяснение, на мой взгляд, заключается в идее, выдвинутой в последние тридцать – тридцать пять лет: они искали способ устранить разрыв, возникший из-за политических и религиозных разногласий, и объединить людей».

Prof. Andrew Prescott, University of Sheffield: «Проблема заключается в абсурдности разделения масонов на каменщиков по профессии и «вольных каменщиков». И напрашивается вывод, что правильно будет называть их «каменщиками» только в переносном смысле, именно это следует из идеи образования Великой Ложи».

Prof. David Stevenson: «Всё дело в терминологии. Если существуют Ложи с обрядами посвящения в масоны и их членами являются не только каменщики по профессии, то это и есть масонство». [T.13.LXXIV]

 

Алексей КОЗЫРЕВ, кандидат философских наук: «…масонство европейское, корни которого уходят в семнадцатый век (о первых ложах говорят, начиная с восемнадцатого века) – это продолжение традиции христианского гнозиса. Можно сказать, что гнозис – это религиозное учение, которое учит спасаться через знание. То есть, не вера, не осуществление каких-то религиозных практик является спасительным для христианина, а именно надлежащее «правильное знание» о божестве. И это всегда было таким альтернативным религиозным течением, неортодоксальным. И, собственно говоря, масонство восемнадцатого века впитывает в себя, вбирает в себя эти оккультно-мистические подводные течения средневекового христианства.

Масонство – не совсем продолжение Просвещения. Это, в некотором отношении, антипросветительский идеал, потому что Просвещение основано на идее разума, на идее научного познания мира. Символом Просвещения является энциклопедия Дидро и Даламбера – тридцать томов: мы объяснили всю природу, как она есть. А масонство допускает здесь «романтический элемент» знания, что не всё исчерпывается разумом, не всё исчерпывается логикой: есть скрытые духовные силы в человеке. Потому что иногда Просвещение понимают как материализм». [T.10.LI.124]

 

…ну, и, понятное дело, что очень скоро разговор переполз на любимую тему православных, не зависимо от того, в какой стране они живут. Незаметно для самих себя, мы вдруг начали говорить не о православии, а о масонах. И у каждого есть свои впечатления по этому поводу, потому что это больная тема для всего православного мира, всего христианского мира. И тут один из нас, который уже к этому времени был монахом в Троице-Сергиевой лавре, вот он сказал: «Слушайте, братцы, какие они странные люди эти масоны! А!? Столько усилий, и ради чего? – ради каких-то трёх с половиной лет власти!»

Знаете, дело в том, что Царство Антихриста с точностью до одной недели датируется в Апокалипсисе – ровно три с половиной года, – и ни днём больше. Вот, значит, уже это как бы заставляет, ну, что же, ну, семьдесят лет коммунизма пережили, может быть и тех лет – трёх с половиной – может быть не стоит слишком пугаться…

Диакон Андрей КУРАЕВ, кандидат философских наук, «О кончине мира».mp3

**

 
     
 

**

…а когда масоны превратились в жидо-масонов?

Маргарита СИЛАЕВА, старший научный сотрудник Государственного исторического музея: «Вы знаете, я думаю, что это традиция конца XIX века, когда появились так называемые «Протоколы Сионских мудрецов», и всплыла вот эта вот колоссальная идея о том, что существует Сионский заговор. А поскольку в масонских ложах изучали еврейские тексты, и вообще в конце XIX века, ну, и в других странах и ранее, а в ложах участвовали, в том числе и евреи, то сделалась вот эта вот идея о том, что ну, понятное дело, где искать тех, на кого свалить и перевести стрелки? Надо сказать, что эта традиция она очень сильно укрепилась после революции, потому что ну, искали, надо было найти вот ту точку опоры. Нашли масонов. Хотя, если смотреть на русскую историю, крови, заговоров не масонских было не меньше, чем, может быть, собственно, масонских. О чисто масонском заговоре, и то, условно масонском, можно говорить только исключительно про другие страны. Ну, в частности, про Германию двадцатых годов, после которых Александр, и это было в Испании и в Португалии, в Италии, где масонские деятели принимали участие в революциях. И после этого Александр в двадцать втором году посчитал, что что-то и у нас не так. Ну, естественно, ему бы ещё не посчитать, поскольку к этому моменту он уже знал, что существуют тайные общества, общество декабристов всем известное, многие деятели которых были в масонских ложах». [P.97.66]

 

Леонид МАЦИХ, кандидат филологических наук, доктор филологии и теологии (PhD): «…тут мы переходим к следующему мифу – «Масоны хотят всех погубить». Кого «всех», зависит от того, кто говорит. В России они, конечно, хотят погубить Россию, прежде всего. И Православную церковь. Если речь идёт о Франции, они хотят погубить Францию и Католическую церковь. Если речь идёт о Германии, они хотят погубить Германию и Протестантскую церковь. Значит, всё это бред. И как говорил мой профессор, если разговор идёт вне больничных стен, то этот тезис мы отметаем сразу. Просто из одного перечисления фамилий людей, которые состояли, скажем, в русском масонстве, понятно, что эти люди не только не хотели погубить ничего, но, наоборот, трудились на благо Отечества может быть гораздо более чем многие другие. Как писал поэт: «…имён блестящих череда». В масонстве состояли в России весь цвет аристократии…

…правильно говорил доктор Геббельс: «Чтобы быть убедительной, ложь должна быть чудовищной». Парень понимал в пропаганде. И именно на основе этого постулата – «Ложь должна быть чудовищной», а не по мелочи – возник ещё один миф, раз уж мы говорим о мифах, которые на антимасонской почве процвели. Это миф о так называемом «Жидо-масонском заговоре». Он относительно недавний, но довольно цепкий. Придумал сам термин «Жидо-масонский заговор» французский аббат-иезуит Огюстен де Борюэль (‎L'abbé Augustin de Barruel). Он жил в конце восемнадцатого века, умер в начале девятнадцатого, и пережил ужасы Французской революции. Ужасы эти были страшны и чудовищны. Но вместо того, чтобы сказать правду о невежестве народа, о чудовищной пропасти, которая разделяла низшие классы и дворянство, о продажности духовенства, утратившего абсолютно позиции духовного лидера общества, о сгнившем самовластии – диктатуре страха и подкупа, – которые царили при дворе Людовика, о фаворитизме, разложившем страну, о чудовищной коррупции. Вместо того чтобы говорить о всех этих объективных фактах, которые привели к революции и столь чудовищному ожесточению народа, Борюэль подумал, что нудно на кого-то дело свалить. Проще всего было бы сказать, что во всём виноват Дьявол – и веками на него всё и сваливали, – но в конце восемнадцатого века во Франции – отечестве Просвещения – ну, кто бы всерьёз про Дьявола стал слушать. Значит, надо было найти Дьяволу замену: конечно евреи. Ну, это всегда универсальный, так сказать, заменитель – их все не любят, они везде есть: никто их толком не видал, но все уже готовы не любить, – и поэтому евреев он сразу сюда привлёк. Хотя участие евреев в революции не было вообще никакого. Надо было кроме евреев, о которых всё-таки народ понимал, что не они были «дрожжами» этих страшных событий, приведших к революции, надо было кого-то ещё пристегнуть. Но кого? И он придумал про масонов. О масонах никто особо толком ничего не знал, но все нечто слышали. И он придумал абсолютнейший миф, собрав вместе крупицы истины и горы лжи, всё это он перемешал. Был он человек изумительно писучий, писал с такой скоростью… Каждый день у него выходили эти гигабайты текста. Написал многотомный труд «История якобинства», который был переведён на многие языки, поскольку история Французской революции волновала всех без исключения. Но люди отнеслись  с большим скепсисом: они это всё видели, и они сказали: «Не, ну, это всё ерунда». Это анализ абсолютно не годящийся – не таковы были причины революции, и читали Карлейля (англ. Thomas Carlyle), Дугласа, французских историков, но не читали Борюэля, и при его жизни он не был популярен, поскольку лживость его утверждений была слишком очевидна.

Но проходит время. События заволакиваются мифологическим флёром и начинают видеться в иной перспективе. И где-то с середины девятнадцатого века его труды стали опять вытаскивать с книжных полок. Извлёк его в обиход заново, ну, практически воскресил в научном смысле доктор Геббельс, о котором мы уже сказали, это был очень образованный человек. Геббельс был умён и образован, куда образованнее всех остальных членов гитлеровской верхушки, он про Борюэля знал. Он его извлёк, перевёл на немецкий язык, показал Гитлеру и остальной камарилье нацистской, им это очень понравилось. И термин «жидо-масонский заговор» с подачи нацистских пропагандистов стал гулять по страницам нацистских газет…» [T.10.CI.70]

*

Леонид МАЦИХ, кандидат филологических наук, доктор филологии и теологии (PhD): «…часть масонов была розенкрейцерами, например, Николай Иванович Новиков, будучи членом нескольких масонских лож, одновременно возглавлял и ложу московских розенкрейцеров. Они пересекаются внахлёст. Но в чём-то цели у масонов и розенкрейцеров совпадают и в чём-то разнятся. Разнятся, прежде всего в том, что масоны, многие из них, ставят перед собой политические задачи и их интересует этот мир, со всеми его страстями. А розенкрейцеров, как правило, нет, их интересуют вещи, исключительно духовные, слияние с абсолютом, достижение бессмертия, проблемы рая, отношения бога и мира. Вот такие вопросы, бытийные, не бытовые». [P.97.187]

*

Так на тёмном небосводе Средних веков начали появляться таинственные Братья Розы и Креста. Они не основывали обществ, не строили школ, ибо, будучи преследуемы со всех сторон подобно диким зверям, если попадались в руки христианской церкви, они подвергались сожжению без всяких разговоров.

«Так как религия запрещает проливать кровь, – говорит Бейли, – поэтому обойдя положение Ecclesia non novit sanguinem, они сжигали человеческие существа, так как при сжигании человека не проливается его кровь!»

Многие из этих мистиков, следуя тому, чему их научили некоторые трактаты, сохраняли в тайне из одного поколения в другое свои открытия, которыми не пренебрегли бы и в наше время точных наук.

Е. П. БЛАВАТСКАЯ [B.135.2]

 

 
     
 

…и как кстати случилась эта трагедия – как раз накануне выборов в Государственную Думу. В том же году красноречивый «защитник угнетённых» был избран в Думу депутатом от уездного города Вольска, в котором никогда прежде не бывал. Керенский не сразу занял видное место среди звёзд российского политического Олимпа: в Таврическом были свои знаменитые ораторы, свои «властители дум». К тому же Керенский входил в не слишком авторитетную фракцию «трудовиков». Его своеобразная внешность и манеры вызывали недоумение и насмешки. Впрочем, не так уж важно, что думали о Керенском коллеги, ведь главные пружины власти скрыты от глаз публики. В том же девятьсот двенадцатом Керенский сумел войти в иную влиятельную структуру: её роль в судьбе Керенского не до конца известна, но, как говорят, весьма существенна.

Керенский в этом вопросе не слишком многословен: «Предложение о вступление в масоны я получил в 1912-м году, сразу после избрания в Четвёртую Думу. После серьёзных размышлений я пришёл к выводу, что мои собственные цели совпадают с целями Общества, и принял это предложение».

Керенский возглавил думскую масонскую ложу. Кстати, должность его называлась «Генеральный секретарь».

Кирилл ПРИВАЛОВ, писатель, журналист: «Надо здесь уточнить очень любопытную деталь: Керенский был в ложе, где мужчины и женщины работали вместе, что абсолютно не соответствовало принципам масонства, потому женщина не может быть масонкой, потому что это тяжёлая работа – так шотландцы говорят. У них же была ложа очень своеобразная и очень секретная».

Владимир ФЕДЮК, доктор исторических наук, биограф А.Ф. Керенского: «Русское масонство накануне революции было очень серьёзным клубом – местом общения влиятельных людей. И вот эти влиятельные люди как раз и оказались в нужное время и в нужной ситуации. Не случайно, что, во всяком, в первом составе Временного правительства немалая часть министерских кресел была занята масонами. Даже не выискивая здесь руку каких-то там «далёких дирижёров», но, тем не менее, политический клуб людей хорошо знакомых друг другу и помогавших друг другу».

Ещё определённее выскажется позже хорошо осведомлённый большевик Бонч-Бруевич: «Он был вспоен и вскормлен масонами ещё когда он был членом Государственной Думы, и был специально воспитываем ими в качестве наиболее подходящего кандидата на роль политического руководителя во время предстоящего движения за свержение самодержавия».

…в лихорадке тех февральских дней, когда остатки здравого смысла оказались смыты потоками красноречия, а словесные излишества стали нормой. Барон Врангель, оказавшийся весной семнадцатого года в Петрограде вспоминал: «Это была какая-то вакханалия словоизвержения. Казалось, что столетиями молчавший обыватель ныне спешил наговориться досыта, нагнать утерянное время. Сплошь и рядом в каком либо ресторане, театре, кинематографе во время антракта или между двумя музыкальными номерами какой-нибудь словоохотливый оратор влезал на стол и начинал говорить. Ему отвечал другой, третий и начинался своеобразный митинг».

Страницы прессы сплошь были заняты речами членов Временного правительства, членов Совета рабочих и солдатских депутатов, речами разного рода делегаций. Темы были всегда одни и те же – осуждение старого режима, апология «бескровной революции», провозглашение «борьбы до победного конца».

Впрочем, называя революцию «бескровной», ораторы Февраля либо проявляли неосведомлённость, либо намеренно искажали факты: кровь уже лилась вовсю. 28-го февраля в Кронштадте за несколько часов было убито три адмирала и свыше двух десятков офицеров. Страшными расправами были отмечены февральские дни в Гельсингфорсе. В самом Петрограде убийства на улицах стали обычным делом. А Керенский в эти дни бросает в толпу эффектные слова…

Не любивший его Василий Шульгин отзывался о нём: «Актёр до мозга костей, но человек с искренним отвращением к крови в крови».

Только вот он, словно умышленно, уничтожал все скрепы, делавшие государство прочным. Он разрушил прежнюю судебную систему, провёл поспешную амнистию, выпустив из тюрем тысячи заключённых, в том числе бандитов, которых остряки стали называть «Птенцами Керенского», и при этом арестовал царскую семью. Именно он санкционировал автономию Украины. А ещё он добил воюющую армию, подписав знаменитую «Декларацию прав солдата»: солдаты получили право обсуждать приказы, и даже выбирать командиров. Стоит ли удивляться, что через несколько месяцев некому будет его защищать.

Очевидец – английский писатель и разведчик Сомерсет Моэм – оставил о нём саркастическое свидетельство: «Он произносил речи. Он произносил нескончаемые речи. Возникла угроза немецкого нападения на Петроград – Керенский произносил речи. Нехватка продовольствия становилась всё серьёзнее, приближалась зима, топлива не было – Керенский произносил речи. За кулисами активно действовали большевики, Ленин скрывался в Петрограде – он произносил речи». [T.2.LVIII]

 

 
     
 

Алексей БОЛДЫРЕВ, кандидат философских наук: «…допустим, мы с вами хотим создать «тайное общество». Что мы должны сделать, чтобы сохранить тайну? И не без пользы для себя, допустим, мы читали Ницше, а Заратустра там говорил: «Я научился не выдавать себя молчанием, играя словами, как игральными костями». Поэтому лучший способ сохранить таинственность – это говорить о себе, причём, на передний план выдвигая людей с не совсем здоровой психикой. И тогда порядочный человек скажет: «О! Конспирология, теория заговора, я туда не пойду». И даже не будет задавать вопрос «Кому это выгодно», и будет, так сказать, наивным дурачком в политике: будет всё воспринимать, как некое стихийное событие, само собой происходящее, и не искать какого-то «субъекта». А, между тем, масоны играли действительно важную политическую роль.

…масоны занимаются духовным, как бы, самостроительством: превращением «дикого камня» – человека – в совершенный многогранник или куб. за счёт работ в ложах. Естественно, там было духовное наставничество, там пелись песни-гимны, дешифровывались символы публично – шла такая углублённая внутренняя работа. Это что-то вроде такого монашества в миру, во всяком случае, если речь идёт о серьёзном масонстве. Идеология масонства, их философия, конечно, была не еретической, потому что они полагали, что человек способен, как Иван Лопухин в своих трудах описал: «Центрально слиться с высшим Солнцем Чистого Света», то есть, Человек может стать Богом. Это ересь человекобожия недопустимая, хотя, в самом христианстве есть такая тенденция, но она, обычно, не афишируется, потому что человек должен каяться, должен со смирением относиться. Это перфектизм религиозный, то есть, вера в то, что человек способен… двигаясь по «градусам», по ступеням совершенствования внутри масонской ложи». [T.10.D.10]

 

Олег НАСОБИН, музеолог, искусствовед: «В масонстве состоит сто семьдесят две тысячи человек официально во Франции. Что такое масонство без ритуала? – Это было бы партийное собрание завода «Серп и Молот». Масонство, как таковое, по форме своей держится и оформлено через ритуал». [P.125.146]

 

 
     
 

Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «…и третья цитата:

«Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах. И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: »

Иродиане – сторонники царя Ирода. Когда фарисеи вместе с иродианами куда-то подходят – это, как если бы партия «Единая Россия» и «Фонд борьбы с коррупцией» вместе объединили свои усилия по борьбе с кем-то: значит враг уже ТАКОЙ для тех и других, что их собственные раздоры ничего не значат между ними.

Так вот: «Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице; итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет? Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры? покажите Мне монету, которою платится подать».

Самую ходовую монету. Это был динарий римский, который каждый человек в течение дня брал в руки, если он жил в городе и вступал в какие-то товарно-денежные отношения.

«Они принесли Ему динарий. И говорит им: чьё это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы».

Напомню, что в иудаизме вообще-то запрещено изображать живых существ. И, кроме того, надпись, которая там есть – это «Divus Augustus» – Божественный Август, «Pontifex maximus» – Верховный жрец. На динариях это писалось. То есть, это максимально нечестивое изображение и надпись, которую только можно себе представить.

«Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу». (От Матфея, 22:15-21)

Тоже максимально экстремистский призыв. Что же, не брать в руки денарии?» [P.125.192]

 

 
     
 

Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…богов призывают не колдовством, а Ритой.

Специалист по ведической религии А.А. Макдонелл в «Энциклопедии Религии и Этики» (начало XX-го века) писал о колдовстве: «Магия (колдовство) в Ведах обозначает такой круг действий, который, вместо того, чтобы снискать благоволение Божества и обрести благие силы благодаря молитвам, направлен большей частью против демонических и враждебных явлений с помощью непосредственного воздействия на порядок вещей без привлечения богов»

То есть, когда человек встаёт на место бога: не вместе с богом, а на место бога. А законный путь – при помощи Риты – это быть вместе с богами, а не на месте богов. Рита определяет и космический закон, и нравственность людей». [P.125.317]

 

 
     
 

1 - 2