ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН X. Testamentum; Kabbala; Fortuna; Regnum Dei; Ordo; Sphinx; Rota Fortunae (Колесо счастья); Иероглиф (Указательный палец человека, Фаллос).

   

Rota Fortunae 2

 
     
 

natura nos ad majora quaedam genuit et conformavit С природа породила и создала нас для каких-то бóльших (более значительных) дел

 

esse ( = ědere) oportet ut vivas, non vivere ut edas rhH нужно есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть

 

 
     
 

I Cyllēnius и Cyllēnēus, a, um [Cyllene] килленский, перен. меркуриев: proles Cyllenia O = Меркурий или сын его Кефал; ignis С. V = планета Меркурий; fides Cyllenea H = lyra. [B.32]

 

cynocephalus, ī m (греч.) кинокефал (собакоголовая обезьяна, предпол., павиан) С, РМ. [B.32]

*

κῠνοκέφαλλος ὁ Arph. = κυνοκέφαλος. [B.169]

Κῠνοκέφᾰλοι οἱ кинокефалы, «псоглавцы» (баснословное племя в Эфиопии) Her. [B.169]

κῠνο-κέφᾰλος ὁ кинокефал, собакоголовая обезьяна Plat., Arst., Luc., Diod. [B.169]

 

…комментируя эту надпись, Брюгш-бей объясняет что «под именем Пунта древние жители Кеми (Египта) подразумевали дальнюю страну омываемую большим океаном, страну полную гор и долин, изобилующую чёрным деревом и другим дорогим лесом, бальзамом, ладаном, драгоценными металлами и камнями; страну богатую, изобилующую дикими зверями, жирафами, леопардами, пантерами, большими обезьянами и длиннохвостыми макашками».

Даже название обезьяны на древнеегипетском языке Каф, Кафи (у израильтян Коф), чисто санскритское – Капи.

Этому «Пунту» (очевидно Индия) легендарные сказания уже весьма древнего Египта придавали весьма священный характер; ибо Пунт (или Пент) был «первобытною обителью богов, которые именно оттуда, под предводительством А-Мона (Ману-Вена, Каллуки-Батта?). Хора и Хатор отправились по направлению долины Нила и благополучно Прибыли в Кеми»

Не даром Хануманъ имеет такое родственное сходство с египетским священным кинокефалом (Cynocephalus), а эмблемы Озириса и Шивы одни и те же. Qui vivra verra!...

Е. П. БЛАВАТСКАЯ [B.135.1]

 

Весьма популярны были также киники, которые называли себя так потому, что прозвище Диогена было «собака» (κύων). Учение Диогена имеет очень мало общего с тем, что в наше время называется цинизмом: он учил, что люди могут достичь истинной свободы, лишь освободившись от своих желаний. О Диогене существует много анекдотов: будто он ходил по городу в одном плаще и сандалиях, таская с собой деревянную чашку для воды, а ночь иногда проводил в огромном сосуде (знаменитая бочка), отрицал всякие условности и безжалостно осмеивал разные надуманные потребности.

Ван Дер Варден Б.Л [B.157]

 

 
     
 

Преимущество «י» (Jod). Адепт осуществляет Perpetuum mobile и Квадратуру круга, т. е., по-нашему, порождает двойные вихри и осуществляет вращение Элементарной Rotae.

ГОМ [B.27]

*

…наибольшей известностью из всех представителей бесконечного класса трансцендентных чисел π обязано своей связью с окружностью.

По определению, трансцендентным называют число, которое не является корнем никакого алгебраического уравнения с рациональными коэффициентами. Квадратный корень из 2 – число иррациональное, но это – алгебраическое иррациональное число, потому что √2 есть корень квадратного уравнения (х2 – 2 = 0). π не может служить корнем ни одному алгебраическому уравнению с рациональными коэффициентами, оно получается в результате некоторого предельного перехода.

Ни одна дробь с целым числителем и знаменателем не может быть точно равной π, но много простых дробей дают хорошие его приближения. Самая замечательная из таких дробей была найдена еще в V веке до нашей эры знаменитым китайским астрономом Цю Шунь-ши. На Западе её открыли лишь тысячу лет спустя. Получается она прямо-таки артистически. Запишем по два раза первые три нечётных числа: 1, 1, 3, 3, 5, 5. Три последних числа сделаем числителем, а три первых – знаменателем дроби: 355/113.

Первые попытки вычислить точное значение π тесно связаны с попытками решить классическую проблему квадратуры круга: можно ли, пользуясь только циркулем и линейкой, построить квадрат, площадь которого была бы равна площади данного круга? Если бы можно было представить π в виде рациональной дроби или корня уравнения (линейного или квадратного), то с помощью циркуля и линейки нетрудно было бы построить отрезок прямой, длина которого в точности равнялась бы половине длины окружности. Отсюда уже было бы совсем просто получить квадратуру круга: достаточно построить прямоугольник, одна сторона которого равна радиусу окружности, другая – половине её длины. Площадь такого прямоугольника равнялась бы площади круга, а превратить его в равновеликий квадрат легко.

Если бы задача о квадратуре круга была разрешима, то это означало бы, что мы можем построить отрезок прямой, длина которого в точности равна π. Однако существуют совершенно строгие доказательства трансцендентности числа π и невозможности построения с помощью циркуля и линейки отрезка, длина которого выражается трансцендентным числом.

Мартин ГАРДНЕР [A.384]

 

Для вычисления площади круга египтяне возвышали в квадрат 8/9 его диаметра. Это соответствует очень хорошему приближенному значению:

π ≈ 4×(8/9)2 = 3,1605… [так как (1 – 1/9)2 есть египетское значение для π/4]

Большой заслугой египтян является одно это прекрасное приближение; действительно, вавилоняне, которые в научном отношении стояли на более высокой ступени, пользовались значением π = 3, которое принимает также Витрувий и которое имеется в китайской литературе. У евреев это значение π было даже священным числом, так как оно опиралось на авторитет Библии (1 Книга Царей, V, 23). Хотя около 150 н. э. рабби Нехемия, автор Mishnat ha-Middot, осмелился дать значение π = 3 1/7 и иначе истолковать текст Библии (V, 4), но Талмуд употребляет только каноническое значение π = 3.

Ван Дер Варден Б.Л [B.157]

*

Китайская «Математика в девяти отделах» (примерно первая половина 2-го века до н. э.) дает π = 3,0. В начале 2-го века н. э. (Чжан-Хэн) уже полагалось π = √10 (позднее у индийцев Брахмагупта), в 3-м веке Лю-Хуэй даёт π = 157/50 = 3,14; в 5-м веке Цзу-Чун-чжп пришёл к неравенствам 3,1415926 < π < 3,1415927.

Он же дал известное приближение π = 355/113, позднее (16-й век), появившееся снова в Европе. Только Гиясэддин в 15-м веке нашёл лучшее приближение: π = 3,14 159 26 535 89 7832

 

 
     
 

discursus, ūs m [discurro] 1) бегание туда и сюда; 4) движение, круговорот (stellarum Sen); 5) беспрерывное мелькание (telorum VM); 6) бестолковая беготня, суета; 9) беседа, разговор

 

Удар, сотворивший Луну, заставил Землю вращаться быстрее, настолько быстрее, что день стал длиться всего шесть часов. Это ускоренное вращение отрицательно повлияло на земную атмосферу. Вращение планетыодин из определяющих моментов глобального климата – оно создаёт ветра и воронки в атмосфере. Чем быстрее вращается Земля, тем сильнее дуют ветра. [T.10.VI.1]

 

…в течение миллионов лет в Исландии тектоническая активность приводила к разрушительным землетрясениям и мощным вулканическим извержениям. Тектонические плиты сдвигались и сталкивались друг с другом, заставляя кору проваливаться вниз и переплавляться в магму. В то же самое время магма вырывалась наружу в процессе извержения вулканов, создавая новые участки земной поверхности.

Dr. Christopher P. McKay, NASA Ames Research Center: «Сейчас это похоже на безмятежный пейзаж с деревьями и камнями, но в геологическом смысле это чрезвычайно активное место. Под нами, в буквальном смысле «под нами», расплавленные породы создают новые: создают новую поверхность Земли. Здесь мы можем ощутить сердцебиение нашей планеты. Образование новых пород и вулканические извержения – главные составляющие рециркуляционного механизма нашей планеты – круговорота минеральных и органических веществ. А рециркуляция необходима».

Геологическое взбалтывание и тектонические процессы осуществляют рециркуляцию и перераспределение по планете важнейших для жизни веществ.

Dr. Christopher P. McKay: «…эта жизнь, как и любая жизнь на Земле, состоит, в основном, из органического материала – из углерода. Если вы представите себе планету, на которой нет циклических процессов, там будет расти огромная гора из органики, а для создания новой жизни доступного углерода вскоре не останется. Поэтому очень важны процессы, в ходе которых старый органический материал перерабатывается и перераспределяется. На Земле это осуществляется за счёт тектонического движения плит: без тектоники плит Земля превратилась бы в замёрзший мёртвый мир. Это была бы планета типа Марса.

…только здесь происходят тектонические процессы, способные поддерживать жизнь: Марс слишком маленький, а Земля – в самый раз».

Поскольку Земля больше Марса, внутри неё давление создаёт колоссальную печь. Только на планетах такого размера, как Земля или больше, внутреннего тепла достаточно для рециркуляции и поддержания жизни. Но если планета слишком большая, то огромные гравитационные силы будут мешать плитам двигаться, предотвращая любую тектоническую активность. Размер Земли и делает её особенной… [T.10.CDIX]

 

 
     
 

И здесь неумолимый закон больших чисел заставляет идею начать первый виток.

П. КОРОП [A.361]

 

πόλις, эп. тж. πτόλις, εως и εος, ион.-дор. ιος, эп. ηος 1) город (Ἀθηναίων π. Thuc.): Ἰλίου π. Aesch. город Илион; ἡ Μένδη π. Thuc. город Менда; ἡ π. οἱ Ταρσοί Xen. город Тарсы; π. ἄκρη (= ἀκρόπολις) Hom. городской кремль, акрополь; 2) кремль, цитадель: Ἰνάχου π. Eur. кремль Инаха (в Аргосе); 3) страна (ἥδε π. καὶ γαῖα Hom.); 4) остров Hom., Aesch.: Εὔβοι’ Ἀθήναις ἔστι τις γείτων π. Eur. Эвбея есть остров (или страна) по соседству с Афинами; 5) община, население, граждане (π. καὶ ἄστυ Hom.; π. ἀνάριθμος Soph.; πᾶσα ἡ π. NT); 6) (= πολιτεία) государство (преимущ. демократическое) Hes., Pind., Soph., Xen. etc.: τὰ τῆς πόλεως Plat. государственные дела. [B.169]

ἀγυιά, эп. тж. ἄγυιᾰ (ᾰγ) ἡ 1) улица (sc. πόλεως Hom.; Θηβαῖαι ἀγυιαί Soph.; ἡ ἀ. ἡ πρὸς τὸ βασίλειον φέρουσα Xen.); 2) дорога (Ἑλλάδος ἀγυιαί Eur.): σκιόωντο ἀγυιαί Hom. на дорогах стемнело; 3) pl. селение, город Pind. [B.169]

*

χάρυβδις, εως (ᾰ) ἡ водоворот, пучина Eur. [B.169]

Χάρυβδις, εως, ион. ιος ἡ Харибда (опасный водоворот в Мессинском проливе Thuc., Eur., олицетворённый в виде чудовища Hom.): χ. ἁρπαγῆς Arph. пучина хищности (о расхитителе общественных средств). [B.169]

 

Странное ощущение овладевало землянами. Будто бы они смотрели на свои же массовые представления, разыгрываемые на исторические темы. Они видели гигантские города, редко разбросанные по планете, точно воронки, всосавшие в себя основную массу населения. Внутри них люди Торманса жили в тесноте многоэтажных зданий, под которыми в лабиринтах подземелий происходила повседневная техническая работа. Каждый город, окаймленный поясом чахлых рощ, рассекал их широкими дорогами, точно щупальцами, протянувшимися в обширные поля, засаженные какими-то растениями, похожими на соевые бобы и картофель Земли, культивировавшиеся в огромном количестве.

Иван ЕФРЕМОВ [B.107.2]

 

Рим получал продукцию со всего Средиземноморья.

Prof. Martin Millett, University of Cambridge: «Италия недостаточно велика, чтобы поддержать Рим. Этот город привлекал ресурсы отовсюду».

Это было нечто новое в истории Запада: Рим стал городом потребления огромных размеров. И это не касается предметов роскоши, речь идёт об основных товарах – дереве, коже, масле, вине, и самом главном – зерне. [T.13.CVII.1]

 

…их не отвлекали фермы, и они не служили назначенный срок – они были профессиональными солдатами на службе у Господа.

Prof. Jonathan Riley-Smith, Cambridge University: «У Ордена Госпитальеров была удивительная, поразительнейшая черта – они превозносили бедность, – Госпитальеры придавали этому неописуемое значение: к каждому бедняку относились так, словно он был Христом. Но в их мрачном мире целитель должен был быть ещё и профессиональным убийцей. В их сознании не было различия, говоря о милосердии, между уходом за больными, с одной стороны, и борьбой за христианский мир, с другой – два совершенно противоположных выражения одного идеала».

Воинствующие ордена представляли серьёзное препятствие для Саладина: их оборонительные работы как воронка затягивали европейские капиталы. Сами рыцари-госпитальеры жили согласно своему обету, но основную часть Крак де Шевалье (фр. Krak des Chevaliers) занимали огромные кухни и кладовые. [T.22.XI.2]

*

 
     
 

*

Наталья БАСОВСКАЯ, доктор исторических наук: «Восстание подавлено, утоплено в крови, казнён Джон Бол, а ересь осталась. Ересь, когда её преследуют, после таких подавлений, она уходит в подполье, обращается в секты, секты живут, ютятся, прячутся, больше всего в городской среде.

Крестьянство, поднявшее этот тёмный бунт, это характерно для крестьянства, когда его доведут до крайности, оно поднимется, порушит всё, что может, погромит, а потом затихает покорно перед господами. А в городской, более просвещенной среде, среди ремесленников, торговцев живут и организует свои общины лолларды. И уже позже смерти Виклифа, которая наступит в 1384 году, вспыхнет восстание лоллардов под руководством знатного человека Олдкастла в 1414 году. Загадочное восстание. Но там каждый видел своё, но уже не крестьянское. Это будет просто порыв к духовной свободе». [P.97.27]

 

…и она ставит самый главный вопрос, который есть в мировой религиозной философии: вопрос – «Что есть Истина?»

Дело в том, что философия рождается там, где рождается сомнение. Вот поэтому мне так странно бывает читать учебники по истории философии, которые пробуют что-то рассказать о философии Вед, или о философии Гомера, о философии Библии. Это не философия – это совершенно другие тексты.

Философия возникает, во-первых, только тогда, когда возникают города, и когда в этих городах возникают условия для диспутов, публичных диспутов. Философия появляется тогда, когда возникает необходимость аргументировать. А значит появляются сомнения…

Диакон Андрей КУРАЕВ, кандидат философских наук, «Матрица».mp3

 

…кто-то считает Его Богом, кто-то Лжепророком, для прочих – Он лишь Герой древних притч.

Dr. Shimon Gibson, W. F. Albright Institute of Archaeological Research: «Иисус пришёл в Иерусалим. Это последняя неделя Его жизни, и это Его план. Он шёл от реки Иордан. И идея была прийти в город, где масса паломников: проповедовать и исцелять нужно в толпе, а не в пустыни». [T.11.XVIII]

 

Колеблясь между образами Иерусалима и Вавилона, город может выглядеть и как место, где сосуществуют красота, динамика и богатство, и как переполненный вертеп зла, насилия и смешения культур.

Prof. Glauco Maria Cantarella, Università di Bologna: «Город может стать воплощением святого Иерусалима, а может, в то же время, превратиться в место погибели. В любом случае города – это лаборатории для проведения социальных и экономических экспериментов: здесь можно найти всё. В городе есть такой элемент капитализма, как большие фабрики, куда люди приходят и уходят по сигналу колокола. Иногда здесь проводятся политические эксперименты».

С одной стороны город – это место, где развиваются новые принципы совместного существования и активной гражданской позиции, с другой стороны он казался весьма подозрительным для таких традиционных социальных групп, как монахи или рыцари. Правда, со временем, он начал привлекать «сильных мира сего» и нищенствующих монахов, которые приходили сюда со своими проповедями.

Не случайно все эти религиозные Ордена появились в тринадцатом веке, когда происходило перерождение города. Новые нищенствующие Ордена обычно располагались в городах. Францисканцы колебались между деревней и городом, но выбор был сделан в пользу последнего. Можно точно утверждать, что на протяжении всей эпохи средневековья сохранялось противостояние образа Вавилона, каким его видел цистерцианец Святой Бернард, и образа города Иерусалима. В любом случае, корни христианской религии лежат в городах, и весь её успех пришел к ней именно благодаря городам. [T.13.CIII.6]

 

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…недалеко от Луксора Нил вырывается из своего узкого песчаникового ложа и достигает своей максимальной ширины. Здесь когда-то в древности находился город, который греки называли Фивы. В самих древнеегипетских текстах назывался он «Уасет» – «Могущественная», ибо «город» в древнеегипетском языке всегда был женского рода.

…всё, что связано с «городом» – это «её». [P.125.38]

 

Леонид МАЦИХ, кандидат филологических наук, доктор филологии и теологии (PhD): «…Система записи – огромный шаг вперёд. С помощью письма фиксируются царские акты, летописи, указы и, самое главное, эпос. Что такое письмо? Письмо – это консервант, потому что слова уходят, а написанное остаётся. Записал некий кусок из древнего наставления по астрономии, по медицине, по мореплаванию, по сбору трав, и неважно уже теперь умрёт шаман или не умрёт. А чукчи, даже лучшие из народов Севера, все от этого зависели. Следующий шаман бездарный – знания падут? Нет. То есть получается огромный прорыв вперёд. Вместо конкретной личности начинает работать структура. Вот чем город хорош.

Город вырабатывает структуры общественные, которые потом вытаскивают общество вперёд. Так появляется управление, так появляется армия, так появляется налоговый аппарат, и так появляется жречество, которое записывает все древние знания. Много пустяков с нашей нынешней точки зрения, а много огромных прорывов с точки зрения знаний цивилизации и очень много информации исторической, культурологической, религиозной, которая растворена в этих многоречивых гимнах. Поскольку гимны главным образом и записывали. Они же были обращены к богам, а не к людям. Вот что такое Вавилон, вот что такое город». [B.141.4]

*

Леонид МАЦИХ, кандидат филологических наук, доктор филологии и теологии (PhD): «…поэтому ничего лучше коллективных хоровых танцев, знаменитого хоровода, ничего человечество не придумало. Видимо, это максимально соответствует человеческой природе. У греков круговой экстатический танец назывался «дифирамбос», отсюда знаменитое слово «дифирамб», у евреев это же называется «хаг», а у арабов – «хадж», то есть круговое движение вокруг святыни, когда все берутся за руки или кладут руки друг другу на плечи, все совершают простое движение в одном ритме – не надо быть танцором, чтоб это повторить, – и все повторяют несложную кричалку, такую речёвку. В ходе выполнения этого дифирамба происходит зарядка друг друга энергией, и, мне кажется, эта энергия удесятеряется. Один бы человек, если он не какой-то супердервиш, никогда не достиг бы такой степени концентрации, как толпа в десять, а то в двадцать человек во время кругового танца». [B.141.22]

*

δῑθύραμβος (ῠ) ὁ дифирамб (1. эпитет Вакха Eur.; 2. торжественная хоровая песнь в честь богов, преимущ. Вакха Pind., Her., Xen., Plat., Arst., Plut.; 3. высокопарная речь, славословие Plat., Arst.). [B.169]

**

 
     
 

**

Анна НОВИКОВА, кандидат искусствоведения: «…привычки телесмотрения у женщин отличаются. Это связано с тем, что они занимаются домашним хозяйством в момент просмотра телевизора, чаще всего…»

Бесхитростные телесериалы для домохозяек начали снимать в США в пятидесятые годы вместе с бурным развитием телевидения. Съёмки спонсировали компании, производящие мыло, стиральные порошки и средства для мытья посуды, их реклама шла в перерывах между эпизодами, поэтому и сами сериалы стали называть «Мыльными операми». Действие в них построено так, что можно снимать новые серии практически бесконечно.

Анна НОВИКОВА, кандидат искусствоведения: «…но, мне кажется, что, во-первых, это довольно таки удобный формат: он появляется регулярно, к нему привыкают. С другой стороны – с точки зрения зрителя – сериал структурирует время, что очень важно, особенно не в больших городах, где мы и так страдаем от недостатка свободного времени, а в маленьких городах, где свободного времени избыток. Особенно в деревнях, отказавшихся уже во многих местах от коровы, минимизировавших сельскохозяйственный физический труд. Чем структурировать время? Вот, я наблюдаю каждое лето, как бабушки в определённое время собираются просматривать сериал, а потом сразу же выходят, садятся на завалинку, и обсуждают, что произошло.

И рекламодателю это удобно: целевая аудитория, которая в течение года будет спокойненько себе держать и ничего больше делать не надо.

Потом эмоции. Наша жизнь, опять же, не в больших городах, где эмоций много, а на удалённых территориях эмоций, на самом деле, не так много. Главный зритель – женщина. Женщина, в общем, к сожалению, как показывает статистика, во многих случаях одинокая, одна воспитывающая ребёнка – это в лучшем случае – а там эмоции, страсти, то, что можно обсудить, с чем можно себя идентифицировать. То есть реальность, в которую можно уйти…»

Сергей МЕДВЕДЕВ, кандидат исторических наук: «Возвращаясь к тому, что как раньше храм и священник – телевизор – это окошко, через которое транслируются смыслы и модели поведения. То есть сериалы – это обучающие социальные программы». [T.10.LI.75]

 

Женился Иванов после армии. За восемнадцать лет вырос до пятого разряда. А в этом году в армию пошёл его сын. Дочка пошла в седьмой класс.

Какая жизнь? – обычная жизнь. Семья-работа. То-сё, круговерть.

Вечером поклюёшь носом в телик – и голову до подушки донести: будильник на шесть.

Дача тоже. Думали – отдых, природа, а вышла барщина. Будка о шести сотках – и вычёркивай выходные.

Весь год отпуска ждёшь. А он – спица в той же колеснице: жена-дети, сборы-споры, билеты, очереди, покупки – уж на работу бы: там спокойней, привычней.

Ну, бухнёшь. А все разговоры – о том же. Или про баб врут.

Хоп – и сороковник.

Как же всё так... быстро, да не в том дело бездумно?..

И всплыла эта вечная неудовлетворённость…

Михаил ВЕЛЛЕР [B.94.3]

***

 
     
 

***

Регресс, как писал Жан-Люк Бейонд, это просто одна из фаз прогрессивной синусоиды…

Но само понятие гораздо шире. Наша жизнь определяется ещё и той повесткой, которую спускает (вернее, поднимает из своих глубин) живущее по биологическим законам тело. А если взять совсем широко, повестка – это изменчивый ветер, в котором все существа жёлтыми листьями несутся к своей неизбежной утилизации.

В. ПЕЛЕВИН [B.51.31]

 

– У нас теперь предмет такой есть. С прошлого месяца ещё…

Фрязин пожал плечами, перелистнул наугад несколько страниц, прочёл вслух:

– Задача: Вещий Олег решил отмстить неразумным хазарам. Сжёг на х ¿ й сотню их сёл, тыщу нив и пере ¿ бал всех девок. Вопрос: Какой народ справедливо считают Богоносцем? Хе… Ясен пень, русский.

Сын поморгал круглыми глазами и вынул карандаш из уха.

– Задача: В смутные времена, в России кончилась вода в кране. Вопрос: Кто виноват? Ну, кто виноват, а, Федь? – подначил отпрыска Фрязин.

– Жиды!

– Правильно! Умница. А вот дальше тут задача. В ещё более смутные времена в России кончилась водка. Вопрос: Кто виноват?

– Опять жиды!

– От пацан растёт! Голова! Ты не обижайся, что батька тебя за физику-то… Хер с ней, с физикой. Она в жизни не очень и нужна. А тут вон что… Полезная книжка! Ну-ка, что там ещё? Вопрос: в чём состоит смысл, бл ¿ дь, жизни? Смысл, бл ¿ дь, жизни состоит в том, чтобы жить и здохнуть, как определено, бл ¿ дь, Судьбой. Вот правильно сказано. Умный человек этот… – Фрязин перевернул книжку, посмотрел. – Лев Творогов. Лев, правда… уж не жид ли?

– Жида бы в школе не стали учить, – резонно сказал сын. – Всех жидов повыкинули давно.

– Вот эту книжку и учи. А физика – хер с ней. Если что, я с учителем переговорю, чтоб не приставал, – пообещал Фрязин и положил книжку, но не удержался, прочёл ещё чуть-чуть…

Юрий БУРНОСОВ [B.112.1]

 

…всем им не было сорока, и уже давно пришла мука – неразрешимый вопрос о смысле жизни. Нигде как в России нет столько писателей – тяжело пьющих людей, безнадёжно убивающихся совестью.

Беда в том, что сейчас всерьёз разговаривать о смысле жизни стало смешно. Почти неприлично.

Большинство людей вообще пробегают через жизнь, не успев задуматься о такой ерунде, как её смысл. Загнаны, озабочены, замучены, утомлены пустяковыми неприятностями. Целый день голодны, а вечером слишком сыты.

Быстрее! Быстрее! Как хорошо, что по утрам в воскресенье так мало машин, так мало пешеходов…

А. и Г. ВАЙНЕРЫ [B.133.1]

 

«Современная жизнь предлагает слишком много соблазнов. Сходить в театр, в кино, почитать интересную книгу, то есть «потребить» что-то, созданное другими. Такое, конечно, легче, чем сделать что-то самому. Легче… А потом все эти «легче» превращают жизнь в цепь случайностей, и человек постепенно теряет себя». Гавриил Илизаров, советский хирург-ортопед, Герой Социалистического Труда, член-корреспондент АН СССР, академик РАН, доктор медицинских наук [T.10.CCCXLVIII.9]

 

Андрей ЮРГАНОВ, доктор исторических наук: «…теология, она нужна человеку, потому что человек должен в принципе понимать «зачем?». А для Средневековья всегда было ясно «зачем». Это было как-то более понятно. Вопрос, так сказать, «о смысле существования» так прямо не стоял, всё-таки, никто так, в общем, не спрашивал: «зачем же я живу?» Современная цивилизация, она в своём материализме очень обкрадывает людей: предлагает вещи, но не предлагает идеи, предлагает, так сказать, «игры», (но) не предлагает чувства. Она немножко так убивает, и поэтому человек хочет сопротивляться – «а я уйду, вот, в это, здесь больше чего-то, что в себе, может быть несёт какую-то тайну, мистику». [T.10.LI.101]

 

 
     
 

…колесо с вписанной гексаграммой внутри быстро, с молниеносной скоростью, вращалось на оси, поддерживаемой двумя шестами. И, странное дело, чудилось мне, что это движение происходит как-то сразу в обе стороны [B.24.1]

*

Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…метафизическое самоубийство – это, естественно, служение Сатане, отказ от служения Богу. Но это – не самоупразднение. Человек не может быть «упразднён».

Египтянин вряд ли мог так красиво сказать, как отец Георгий Флоровский. Выражения «метафизическое самоубийство» он не знал, это дань греческой философии. Но суть здесь такова, что человек уничтожен как личность, но как бытийная сущность он неуничтожим, потому что он создан Богом. Всё, что создано Богом, имеет качество вечности». [P.166]

 

Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…но в сущности – говорит Плотин, – все идеи проходят три фазы. Первая – это мани – «Существование в себе». Вторая – «πρόοδος» (проодос) – «Исхождение из себя / Шествие вперёд» (когда она идёт в мир). И третья – «ἐπιστροφή» (эпистрофо) – «Поворачивание (обращение) вспять». То есть, каждая идея пребывает в уме, через душу разворачивается в φύσις (в природу / физис) и возвращается обратно. Это естественный круговорот. [P.125.121]

*

Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…Дэвид Венгроу, который посвятил не так давно специальную книгу об археологии раннего Египта, (в 2009 году) отмечал: «Можно с уверенностью утверждать, что самый постоянный аспект поселений [в додинастическом Египте, в сравнении с ранней Месопотамией] располагался не на поверхности, но под землёй. В привязанности всё большего числа людей к определённым точкам пространства и в воспроизведении этой привязанности от поколения к поколению, урбанизация умерших значила больше, нежели урбанизация живых, плотность общественной памяти значила больше, нежели величина постоянных поселений». [P.164]

 

 
     
 

Илья ЯКУБОВИЧ, доктор филологических наук: «…для индоевропейских языков реконструируется терминология, связанная с колёсным транспортом. Например, в древнехеттском языке есть слово «юкка», которое обозначает «ярмо». И это оказывается, видимо, тот же самый корень, что и русское «иго», которое до того, как это стало социальным термином, тоже в первую очередь обозначало «ярмо». [P.141.51]

 

Нателла БОЛТЯНСКАЯ, журналист радиостанции «Эхо Москвы»: «Кто был главной ударной или репрессивной силой?»

Теодор ШАНИН (англ. Teodor Shanin), профессор социологии Манчестерского университета, президент Московской высшей школы социальных и экономических наук: «Главной ударной репрессивной силой была молодежь городская комсомольская или сельская комсомольская. И в этом смысле создалась ситуация конфликта поколений».

Нателла БОЛТЯНСКАЯ, журналист радиостанции «Эхо Москвы»: «Конфликта поколений или возможности, скажем так, социального лифта для молодых людей?»

Теодор ШАНИН (англ. Teodor Shanin), профессор социологии Манчестерского университета, президент Московской высшей школы социальных и экономических наук: «Этот конфликт поколений выражал борьбу за лифт. И в этом смысле нет никакого сомнения, что довольно много комсомольского состава было готово проводить резко эту коллективизацию, потому что считалось, что это их путь наверх, это первое. Второе, была группа населения, которая была очень важной, это были солдаты, которые закончили службу. То есть люди уходили на 2 года, очень часто становились комсомольцами на службе, возвращались и тогда старались попасть в город, очень часто в чиновничество. И становились важным элементом этого чиновничества. [P.97.42]

 

 
     
 

Остров Мэн (англ. The Isle of Man). Ирландское море

Древнее кладбище у замка Пил (Peel)

…в ней лежала женщина, которую снабдили могильными подношениями. Это языческая традиция.

Andrew Johnson, Curator of Archaeology for Manx National: «Первое, что показалось, – кости ног. И было такое впечатление, что ног три. Конечно, такого быть не может. Мы присмотрелись и поняли, что эта полоска с правой стороны – это какой-то железный предмет».

Это, явно, был важный предмет, но что это, понять было невозможно: такого никто не встречал.

Andrew Johnson, Curator of Archaeology for Manx National: «Несколько звонков разным археологам, и появилась версия. А что если это кухонный вертел

Так оно и оказалось. Символ хозяйки дома, принадлежность богатой женщины.

Рядом с вертелом оказались другие предметы: нож, пара ножниц и костяной гребень. А также разноцветные бусы из стекла, кварца и янтаря. Судя по предметам, женщина была из викингов, но в могиле не было фибул – обязательной детали скандинавского костюма… [T.17.XXXVII]

*

cuspis, idis f 1) острый конец, кончик, остриё (hastae Just; jaculi О); 2) жало (scorpionis О; apis PM); 3) копьё, дротик (cuspidem quatere L): c. triplex О трезубец (Нептуна); 4) вертел М. [B.32]

 

 
     
 

Александр Михайлович Панченко, академик РАН, доктор филологических наук: «…ведь восемнадцатый век, сказать правду, – это ведь «Век проходимцев»: чего стоит один «фаворитизм»? Вообще воры и разбойники три четверти восемнадцатого века занимают, начиная, конечно, с блестящего Александра Даниловича Меньшикова. А затем появилась Честь. Когда это появилось? – Ну, вот, мы можем верить Пушкину…

…когда родился Петруша Гринёв – там сказано «Береги честь смолоду». А Петруша Гринёв ровесник императора Павла: у них были общие цели – сохранить свою Честь. А честь связана ясно с чем – с рыцарством. Рыцарство и Поединок. Рыцарство и есть Поединок. Турнир. Пожалуйста, всё это было. Во времена Екатерины Павел этому научился. Турниры у нас тогда назывались «Карусели». [T.10.II.2]

*

…после внезапной смерти Генриха (Второго) во Франции начался многолетний кровавый конфликт. Его смерть оказалась концом и его любимой забавы: рыцарские турниры были заменены более безопасными состязаниями, когда всадники целились копьями в деревянные кольца. Со временем эти состязания превратились в катания на механических деревянных лошадках – родилась «Карусель». Так что каждый раз, когда вы видите ребёнка на карусели, вспомните, что эти невинные забавы появились после смерти французского короля. [T.10.CCCLXXXI.6]

 

Ксения ЧЕПИКОВА, PhD, историк, научный журналист, автор книг: «…потому что каруселей ещё не было в шестнадцатом веке. Вообще в Европе карусели, в той форме, какими мы их знаем, распространились с восемнадцатого века. Первые упоминания о каруселях – это начало семнадцатого века. Английский путешественник писал, что он видел что-то такое в Османской империи.

В Средневековье был подобный тренажёр для рыцарей: деревянный диск или колесо. Там находился человек с копьём. Ручной тягой вращали. Копьём должен был попадать в кольца, установленные по ходу. Но это не была карусель». [P.125.557]

 

Карусель (от фр. carrousel)

carrousel m карусель, конные состязания. [B.34]

carrossable adj: route ~ проезжая дорога. [B.34]

carrosse m карета; aller en ~, rouler en~ ехать в карете; ◊ avoir, rouler ~ быть богатым, жить на широкую ногу. [B.34]

carrossier m 1) уст. каретник; 2) кузовной мастер. [B.34]

 

…но приходит с годами прозренье,

И томит наши души оно,

Словно горькое, трезвое зелье

Подливает в хмельное вино.

Постарели мы и полысели,

И погашен волшебный огонь.

Лишь кружит на своей карусели

Сам себе опостылевший конь!

Ни печали не зная, ни гнева,

По-собачьи виляя хвостом,

Он топочет налево, налево,

И направо, направо потом.

И унылый сморчок-бедолага,

Медяками в кармане звеня,

Карусельщик — майор из ГУЛАГа —

Знай гоняет по кругу коня!

Галич, когда писал свою песню о карусельном «коне», уже не очень жаловал Евтушенко. «Если человек талантливый умышленно закрывает глаза на всё, что происходит вокруг, то это кончается крушением дарования, – скажет он тремя годами позже, летом 1974 года, журналисту Олегу Красовскому. – Человеку становится не о чем говорить, и мы видим, как люди, подававшие огромные надежды, превращаются в пустышек, которые ещё что-то умеют писать только потому, что они талантливы…

…сознательно прислуживающие существующему в стране строю люди обречены на бесплодие или на шаблон мышления и, стало быть, на абсолютный творческий шаблон». [P.154]

 

 
     
 

Prof. Jim Al-Khalili, University of Surrey: «В сущности, к началу двадцатого века, учёные видели Вселенную как огромное сложное механическое устройство – разновидность планетария вселенских размеров. Идея заключалась в том, что Вселенная является огромной и сложной машиной, которая повинуется упорядоченным математическим правилам: если в начале знать правила, по которым устроена машина, то при повороте ручки раз за разом, она будет себя вести совершенно предсказуемым образом».

Prof. Ian Stewart, University of Warwick: «Ещё во времена Исаака Ньютона, когда люди открывали законы, управляющие Вселенной, они выдвигали своего рода метафору «Часового механизма Вселенной» – Вселенная похожа на большой механизм, который был запущен в «Момент создания», и просто следуя правилам тикал дальше».

Prof. Jim Al-Khalili: «Машина эта была сложная, а, следовательно, происходили сложные события. Но как только её запустили, делать она будет нечто определённое: вывод, который люди делали из этого, заключался в том, что всё, что описывается математическими законами, должно быть по своей сути довольно простым. Обнаружив математические законы, описывающие систему, вы сможете предсказать, каким образом эта система будет развиваться. Это была большая идея: она начиналась с Закона всемирного тяготения Ньютона, который может быть использован для прогнозирования движения планет вокруг Солнца.

Вскоре учёные вывели множество похожих уравнений. Ньютоновская физика казалась этаким абсолютным Магическим шаром для предсказаний: она содержала в себе соблазнительную возможность того, что будущее в принципе можно узнать. Чем точнее будут ваши измерения сегодня, тем лучше вы сможете предсказать то, что случится завтра.

Но «Ньютонство» имело одно опасное последствие: если некая хорошо отложенная математическая система, работающая, примерно, как планетарий, иногда вела себя непредсказуемо, учёные подразумевали, что это было вызвано некими злыми силами – может быть, например, она засорилась, может износились шестерёнки, или, возможно кто-то в ней что-то подкрутил».

Prof. Ian Stewart: «Обычно мы привыкли думать, что если мы сталкиваемся с очень необычным поведением, какой-то задачей, над которой работаем, то это должно быть результат неких случайных внешних воздействий: оно не может быть вызвано внутренними причинами – для самой задачи это нехарактерно – это что-то оказывает на неё воздействие».

Если смотреть с этой точки зрения, вся идея самоорганизации выглядит абсурдной… [T.22.XXXIII]

 

Prof. Michio Kaku, City University of New York (CUNY): «Гравитация притягивает, или, как говорят студенты, «засасывает». Другими словами космические объекты формируются из обломков. Гравитация тянет их к центру объекта, и, чем тяжелее объект, тем сильнее гравитация. Она действует на все предметы с одинаковой силой, поэтому базовое состояние с самым низким уровнем энергии наступает, когда гравитация собрала всю массу – сгладила все неровности и создала сферическую звезду или планету. Но небольшие объекты, вроде астероидов, гравитация сгладить не может. Если диаметр объекта меньше тысячи километров, силы притяжения не хватает, чтобы сделать его круглым». [T.30.XLI.1]

 

 
     
 

Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «…если посмотреть на этимологию слова «Левьятан» (Левиафан) – это что-то «скрученное».

Мы встречаем его и в окрестных народах и культурах. «Лётану» – это из Угарита. Угарит был севернее, чем Израиль и древнее. И там морской змей Лотану, с которым сражается их главный герой». [P.125.520]

 

 
     
 

Robin James Lane Fox, FRSL, English classicist, ancient historian, Emeritus Fellow of New College, Oxford: «Великий греческий поэт Гесиод жил во времена расцвета Эретрии (Ερέτρια), но его главным поэтическим наследием было отнюдь не описание жизни земледельцев: он был выше этого и писал о битвах на Небесах, описанных в его поэме «Теогония». Он представил её на конкурсе в Эвбее. В ней Гесиод рассказывал, как всемогущий бог греков Зевс был вызван на бой змееобразным чудовищем Тифоном – таким огромным, что его голова затмевала небо.

В Тёмные века Греции, когда эвбейцы пришли на Восток к подножию горы Кассиус (Κάσιον ὂρος / Джебели-Акра), они основали поселение Аль-Мина. Так же, как они адаптировали миф об оскоплении Урана его сыном Кроносом, эвбейцы адаптировали и хеттский миф, услышанный на этой горе – миф, давший пищу для сочинения собственного мифа о схватке Зевса с Тифоном. Здесь они узнали о борьбе за власть хеттских богов и о свержении правящего бога Кумарби его сыном Тархунтой.

Чтобы отмстить, Кумарби призвал несколько чудовищ, среди которых был и змей по имени Хедамму. История Хедамму была недавно собрана воедино из разрозненных хеттских скрижалей. А ещё мы узнали, что они складывали гимны, которые люди пели на склонах этой горы.

…как сообщают нам письмена на статуе, в девятом и восьмом веках до нашей эры – в конце Тёмных веков Греции – этим регионом, известным нам как Киликия, правила династия Муксос. Это королевство было одним из многих, на которые распалась империя хеттов. Неохетты продолжали поклоняться старым богам и соблюдать прежние традиции. Мы знаем, что неохетты продолжали поклоняться богам старой империи. Именно от них эвбейцы услышали истории о хеттском змее-чудовище, и даже смогли найти логово этого мифического существа – место, ставшее домом и для их собственного Тифона.

В границах прибрежного государства династии Муксосов лежали и ущелья к юго-западу от Каратепе. Сейчас турки называют их «Пещерами Рая и Ада» (Дженнет-ве-Джехеннем), по-турецки она называется «Джехеннем» или «Геенна» по мусульманско-христианской традиции.

В одном из мифов о хеттском змее говорится, что он сначала победил бога грозы Тархунту, украл его глаза и сердце, и спрятал их в пещере. В поздних греческих мифах Зевс также был сначала побеждён змеем Тифоном на горе Кассиус. Тифон отрезал Зевсу сухожилия серпом из адаманта, обернул в шкуру медведя и спрятал в своём логове в корикийской пещере.

Глубина пещеры Арима – двести пятьдесят метров. Арима была местом поклонения как для греков, так и для римлян, а началось всё ещё с древних хеттов, а может и раньше. Где-то в глубине и правда шумит река Аоос (Αώος). Именно через гимны и истории, рассказанные у этой пещеры, эвбейские греки узнали о чудовищном змее, которого нарекли Тифоном.

В греческом мифе, получив назад свои сухожилия, Зевс начал метать в чудовище молнии. Есть поверие, что следы той схватки можно найти в Киликии и сейчас. Рядом, к северо-востоку от пещеры есть ещё один огромный разлом, известный сегодня, как Канлыдиване, то есть «Безумное место крови».

Канлыдиване запятнана кровью, но Тифон не мог почить именно здесь: он был слишком большим – его голова задевала звёзды, руки простирались до Запада и Востока, а на голове шипели сотни змей. Ему было нужно место намного большее.

В своих путешествиях эвбейцы нашли такое место вдали – на самом краю Греческого мира. В середине восьмого века до нашей эры эвбейцы основали поселение на восточном берегу острова Сицилия, и каждый день наблюдали один из величайших вулканов – Этну. Это жуткое и опасное место. Эти испарения могут удушить беспечного туриста, а наверху ветер меняется мгновенно.

Эвбейцы считали, что Зевс испепелил Тифона на этих склонах и заточил его в гору, где его ждало вечное наказание. А когда змей поворачивается, он извергает пламя своего гнева. Через триста лет после прибытия первых эвбейцев великий греческий поэт Пиндар стал свидетелем извержения вулкана, и описал его в своих стихах, как проявление гнева чудовища.

В воображении греков миф о Тифоне не закончился на Этне: эвбейцы нашли следы его присутствия и к северу от Сицилии. Уходя дальше на запад, наши путешественники прошли Мессинским проливом дальше вдоль берегов Италии. Ещё до того, как основать поселение на Сицилии, эвбейцы проходили дальше на север – в Неаполитанский залив. Там жили этрусски, и эвбейцы не стали селиться на материке, и решили пойти дальше – на остров за заливом. Сейчас он называется Искья, а они называли его Питекуссы (Πιθηκούσσαι), что по-гречески означает «Остров обезьян». Но зоологи утверждают, что в те времена никаких обезьян тут не было. Здесь на пляже песок вулканический, будто его извергал сам Тифон.

Греки тоже заметили, что здесь из под земли выходит пар, как и на Этне, и сделали вывод, что подземная темница Тифона простирается и сюда. Просто чудовище было таким огромным, что его тело под морским дном занимало расстояние от острова Искья до вулканической Сицилии.

Основав поселение на острове Искья, эвбейцы решили пересечь Неаполитанский залив. Здесь, в прямой видимости острова Искья, они основали первое греческое поселение на территории современной Италии – Кумы (Κύμη). В Кумах очень много плодородных земель, поэтому город оставался центром греческого влияния более тысячи лет.

Поселившись в Кумах, эвбейцы нашли ещё больше свидетельств небесных битв, укрепивших могущество Зевса. Один из мифов рассказывает, как после победы над Тифоном перед богами возникла новая угроза – племя дерзких гигантских великанов. И недалеко от города Кумы эвбейцы обнаружили поле боя с этими гигантами. Они назвали это место «Флегра / Φλέγρα», что значит «Пылающий». И мы до сих пор видим то, что описывали древние – раны, нанесённые великанам молниями, до сих пор извергают огонь и воду. [T.29.XLII]

 

…к 750-му году до нашей эры вулканический остров Искья стал самым притягательным центром для искателей приключений, торговцев и старателей.

Население в этом плавильном котле быстро достигает нескольких тысяч.

Prof. Greg Woolf, UCLA: «Это не очень большой остров, но по меркам древности – это удивительное место. Ничего подобного больше не было на Средиземноморье в то время».

Археологи могут определить численность населения по захоронениям. В этих захоронениях можно найти разные артефакты, и не только из Средиземноморья.

Чашу VIII-го века, которую называют «Чаша Нестора», нашли в могиле мальчика. Надпись на ней – это первый пример алфавитного греческого письма.

Население Искьи превосходит его ресурсы, и многие греки переезжают на континент, в первые греческие города Италии, которые быстро множатся. Началась эра поселений. Из них образуются города, которые скоро сформируют Римскую империю.

Prof. Joe Manning, Yale University: «Рост населения и передвижение людей – это два основных двигателя огромных перемен в мировой истории».

Большая удача – это найти плодородную землю для сельского хозяйства.

Prof. Joe Manning, Yale University: «С восьмисотого до шестисотого годов до нашей эры греки образуют новые колонии в тех местах, где много дождей на Чёрном море, Киренаике, Северной Африке или на юге Италии».

Появляются новые города, и население Средиземноморья удваивается.

В Древнем мире причины для роста населения не так очевидны. Земледелие началось в Каменном веке, и тогда рост населения шёл большими темпами. Но и помех на этом пути было очень много… [T.13.CXXI.1]

 

 
     
 

Скорость самого лёгкого из ощутимых ветров около восьми километров в час – он может прошелестеть газетой. Двадцать четыре километра – и ваш зонтик «прикажет долго жить». Сорок километров в час – и шезлонг пуститься в свободное плавание. При пятидесяти за ним последует садовый гарнитур. Семьдесят пять – и всё начнёт разваливаться: ломаться будут даже крепкие на первый взгляд постройки. При девяноста километрах в час в движение приходят небольшие здания.

Richard Hammond, presenter, writer, and journalist: «Учёные выяснили как соотносится скорость ветра и вес в килограммах: я вешу около семидесяти килограммов – приблизительно при такой же скорости ветра я попаду в неприятности». [T.21.XCIV.2]

 

 
     
 

1 - 2