ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН X. Testamentum; Kabbala; Fortuna; Regnum Dei; Ordo; Sphinx; Rota Fortunae (Колесо счастья); Иероглиф (Указательный палец человека, Фаллос).

   

Rota Fortunae  МАЛОЕ КОЛЕСО

СЕЧЕНИЕ 2 - 8 (ЖИЗНЬ В РАМКАХ [условного] ЗАКОНА)

 
     
 

cor-relātio, ōnis f соотношение Eccl. [B.32]

 
 
     
 

ЭКОНОМИКА (от греч. oikonomike, букв. искусство ведения домашнего хозяйства)

от греч. oikos дом, жилище, местопребывание

от греч. nomos – закон

от др.-греч. οἶκος – дом и νόμος – правило, закон, буквально «правила ведения хозяйства»

 

 
     
 

Экономика Древнего Египта основывалась не на денежных отношениях, а на бартере. Избыток зерна может свидетельствовать о том, что это был процветающий город, по крайней мере, для фаворитов фараона. Поскольку в обмен на зерно можно было получить другие товары и услуги, его избыток являлся признаком процветания. [T.13.XXXVI]

 

 
     
 

До сих пор знания передавались устно из поколения в поколение и от мастера к ученику, но после изобретения финикийского алфавита, который ионийцы быстро переняли, они получили инструмент для постоянной записи событий и сбора данных. Информация стала более доступной. И ещё один фактор способствовал рождению новой эры. До этого считалось, что миром правят боги, которые выражают свой гнев при помощи явления природы, внушая ужас древним людям.

Jack Charles Turner, writer and television documentary host, Master of Philosophy (M.Phil.): «Но вскоре ионийцы преодолели страх и бросили вызов богам. Это остатки города, который стал трамплином для нескольких самых поразительных открытий человечества. В VI-м веке до нашей эры здесь находился центр Вселенной. Это Милет. Древний Милет. Родина науки и техники. Он стоит на холме, широкие горизонты зовут вдаль. Наверное, ионийцы услышали этот зов, их больше не связывало прошлое, и привлекали практичные начинания. Я слышал об одном богатом милетце, который плавал по Средиземному морю и прославил свой родной город. Его звали Фалес. И в своих путешествиях он приобретал не только богатства, но и информацию. Насколько нам известно, Фалес был первым, кто открыл законы природы, что сделало его первым учёным и основоположником естественных наук. Его эволюционные наблюдения и догадки доказали, что в Мире существует Порядок, а не царит Хаос, созданный прихотью богов. Во время своих путешествий, особенно в Египет, Фалес сравнивал собственные наблюдения с наблюдениями других. Он пришёл к убеждению, что человек не зависит от милости богов, что природа действует как механизм, машина, повинуясь заложенным в неё законам. Законы делают события предсказуемыми, и поэтому Фалес стремился их понять. Учётные считают, что он получил данные о циклах вращения звёзд, Луны и Солнца от древних египтян и вавилонян. Фалес открыл закономерность и, когда он применил её к предсказанию природных явлений, то первым в истории предсказал затмение Солнца, что, наверное, потрясло древних. Разве это не доказало, что природа повинуется законам, не зависящим от богов».

Фалес бросил вызов богам, и этим решил богов ореола таинственности. Он отбросил традиции и задал жизненно важный вопрос: «Почему?», так как старался открыть основополагающие законы. Так возник фундамент науки. Традиционные линии и углы богатых сельскохозяйственный угодий вокруг Милета окружали Фалеса. Возможно, когда он сопоставил свои наблюдения с похожими закономерностями, которые наблюдал во время путешествий, у него возникла идея описать мир как систему, и найти законы, которые действуют во всех случаях. Строительные методы египтян и древние записи, касающиеся углов, треугольников и кругов, возможно, побудили Фалеса сформулировать собственные геометрические теории. Фалес стал отцом геометрии. Его открытия легли в основу современной науки и техники. Они описывали основные законы физического мира. [T.12.XV.3]

 

 
     
 

Gnosis – Иероглиф (Культура)

 

Валентин ЯНИН, академик РАН, доктор исторических наук: «В средневековом обществе женская грамотность служит индикатором высокого культурного развития. Сейчас в фонде берестяных грамот немало чисто женских писем, где авторы адресов – женщины. Кроме того, немало писем, обращенных к женщинам, или написанных им. Ими. Им. Не менее показательны крестьянские письма.

…завершить мне хочется одним, к сожалению, фрагментированным, текстом последней трети четырнадцатого века. Это грамота номер шестьсот девяносто семь. «Масле себе купи, а детям одежду купи. Сына или дочь отдай грамоте учить. А коней». Дальше оборвано. Что там с конями происходило, мы, значит, не знаем. Но важно то, что распоряжение о том, чтобы отдать сына или дочь учить грамоте, вот, оно находится в числе главных забот, семейных забот, которые занимают, так сказать, вот этого их, их, их отца. Обучение детей грамоте, как видно, было в Новгороде настолько заурядным явлением, что забота о нем стоит в общем ряду обычных домашних дел. Между указанием о по, о покупке масла и детской одежды, и каким-то распоряжением, касающемся содержания коней.

Сам процесс обучения неоднократно запечатлен на бересте и ученических пособиях, образцовых азбук, алфавитов, а также ученических упражнениях. Знаменитым стал комплекс школьных упражнений мальчика Анфима, который учился грамоте в двадцатых или тридцатых годах тринадцатого столетия». [T.10.CI.5]

 

 
     
 

Gnosis – Карма (Проклятие)

 

…автором другого неканонического евангелия называют Иуду – предателя Христа. В нём Иуда изображается как герой, а его предательство расценивается как подвиг. Согласно этому евангелию Иисус сам велел Иуде предать его властям, и обещал за это награду на Небесах.

Prof. Karen L. King, The Divinity School, Harvard University: «Тому, кто нашёл эти рукописи, надо было глубоко раскаяться и пожалеть, что не оставил их там, где они лежали. Это очередные происки Дьявола, – у него только одна цель – погубить чью-нибудь душу».

Появление таких разных по духу и содержанию текстов было обусловлено политической и социальной нестабильностью в те времена на Ближнем Востоке… [T.17.XXXI]

 

 
     
 

Иероглиф (Рот Человека) – Themis

 

…у каракатиц есть нечто общее с людьми: относительно размеров тела у человека самый крупный мозг среди млекопитающих, а у каракатиц – среди беспозвоночных.

Лаборатория по изучению морских животных. Джес Пердью, сравнительный психолог из Юго-западного университета Техаса.

Dr. Jesse E. Purdy, Southwestern University: «Можем ли мы больше узнать о себе, изучая животных? Как представитель сравнительной психологии, я считаю, что можем: проникнув в их мир, мы можем глубже постичь наш».

что значит обладать интеллектом?

Dr. Jesse E. Purdy: «Интеллект можно трактовать как способность к обучению. Обучение, в свою очередь, – это относительно постоянные изменения поведения в результате приобретения опыта».

Способность к обучению измеряют на трёх уровнях

Dr. Jesse E. Purdy: «Первое, чему должно научиться животное, что определённые стимулы не имеют значения – они не опасны, не съедобны, и так далее: их можно безопасно игнорировать. Это так называемое привыкание.

Вторая форма обучения – это формирование классических условных рефлексов, то есть установление связи между двумя стимулами, один из которых предвещает другой.

Третий этап – это выработка инструментальных условных рефлексов, когда животное должно что-то сделать, чтобы получить пищу».

Чтобы продемонстрировать свои способности на этом уровне, животному нужно обучиться совершенно новому действию и помнить его в течение нескольких месяцев. Она (каракатица) должна бить по банке не потому, что внутри что-то движется, а в ожидании того, что к ней бросят рыбку. Каракатица быстро усвоила новый трюк и поднялась на третий уровень.

Dr. Jesse E. Purdy: «Обладают ли каракатицы интеллектом? Я убеждён, что «да»: в ходе эксперимента они продемонстрировали привыкание, выработку классических и инструментальных условных рефлексов. Но ограничиваются ли этим их когнитивные способности? Выяснили ли мы, насколько они умны? Думая, что «нет».

Интеллект каждого существа непосредственно связан со средой его обитания[T.10.CCCLXII]

 

 
     
 

Divina Substantia – Libratio

 

Александр МАРКОВ, доктор биологических наук: «…что в сообществе бактерии эволюционируют принципиально иначе, чем в монокультуре. При совместной эволюции бактерии начинают приспосабливаться друг к другу, они делят ниши, они начинают использовать продукты жизнедеятельности друг друга, и, тем самым, формируют замкнутые биохимические циклы. То есть они формируют прямо на глазах у исследователей взаимосвязные микробные сообщества. А это, на самом деле, – первый шаг к каким-то прогрессивным эволюционным преобразованиям.

Вообще, самое крупное, самое важное эволюционное событие, которое произошло за четыре с половиной миллиарда лет существования нашей планеты – это появление эукариотической клетки, ну, конечно, если не считать само зарождение жизни. Вот, после того, как жизнь уже зародилась, самым важным эволюционным событием было появление эукариотической клетки, то есть сложной клетки – с ядром, с органеллами – такой клетки, из которой сделаны тела всех высших организмов: животных, растений, грибов.

Так вот, эукариотическая клетка появилась в результате симбиоза, содружества многих разных микробов. То есть, сначала было сообщество, которое становилось всё более интегрированным, целостным, и, в конце концов, несколько микробов слились в единый организм – эукариотическую клетку». [T.10.CI.115]

 

 
     
 

Иероглиф (Рот Человека) – Карма

 

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…единой же системы образования, в общем-то, нет. Нет даже единой организации, которая заправляла бы подобными школами. Но в их ощущении, вот само название школы – «Перанх» – «Дом жизни» в прямом и переносном смысле, то есть это Дом, где не только учат, но это сразу же, как бы и научно-исследовательский институт, и это библиотека, скрипторий, там, где создаются литературные, магические, научные какие-то тексты. То есть, это залог того, что если вы установите контакт хороший с вашим учителем, он непосредственно даст вам свои наработки и быстрее пустит к вот этому, уже другому знанию, которое может абсолютно по другому поставить вашу карьеру, и ваш социальный статус изменить навсегда.

…это обучение в школе, оно не было сугубо универсальным. То есть, например, некий храм: при нём есть эта школа. Особенно это касалось детей бедных людей, которые практически на дотацию храма попадали. Зачастую они готовили чиновников, жрецов для себя самих, то есть, потом эти люди поступали на службу в это управление Царского Дома – «Великий дом депеш», либо, наоборот, проникались тонкостями письма в храмовом хозяйстве».

«Маяк» Энциклопедия древностей. Образование, школы и писцы в Древнем Египте»

 

 
     
 

Жизнь – Культура

 

Сарианиди Виктор Иванович, археолог, доктор исторических наук

Я ведь Маргиану нашел совершенно случайно. Мне повезло. В 1972 году мы вели раскопки небольшого и в общем рядового поселения Тахирбай. И вот уже конец сезона, завтра уезжать.

Я говорю нашему антропологу: «Поехали на север. Может, чего-нибудь найдём». Я, собственно, проветриться хотел. И вот в десяти километрах от лагеря, прямо в песке, вижу куски керамики. А раз есть керамика, значит, была и жизнь. Ну, где Каракумы, где бронза и где те мои профессора, которые учили нас, что в пустыне жизни не было?!

Потом на горизонте появился холм-гигант, три метра в высоту. Так был открыт Гонур-депе. Это самое большое и, похоже, главное из 300 известных на сегодня поселений Маргианы. Огромный по меркам своего времени город площадью около 50 гектаров. [P.171]

 

 
     
 

Пред массивным каменным пилоном – входом в храм, на гладком полированном кубическом камне сидит Женщина

В правой руке, прижатой к сердцу, она держит свиток папируса, лежащий частью складками на коленях и ниспадающий до ступеней ног.

Непосредственно сзади Женщины на фоне пилона ясно вырисовываются две могучие колонны, поддерживающие портал…

*

Огромное, простирающееся во все стороны ровное поле; чёрная земля как бы застыла неожиданно и образовала широкую гладкую поверхность. Ночь; темно; сияют звезды. Поле пополам разделяет бесконечная, прямая как стрела дорога. По ней идут люди медленным, спокойным, каким-то мертвенным шагом; кажется, что они спят и идут во сне. Жуткую грусть навевает эта бесконечная вереница людей беспрерывно движущихся в одном направлении. Посреди поля стоит маленький храм; тысячи костров горят вокруг, озаряя его ярким светом; жёлтый камень его стен дрожит, переливается, кажется сотканным из струек пламени. Фасад храма составляет пилон; по бокам зияющего в нём входа две исполинские колонны поддерживают портал. На маленьком возвышении, немного впереди от них, на камне кубической формы сидит Женщина. Тёмно-фиолетовая туника, переливающаяся в лиловую при свете огней, пышными складками ниспадает вниз и скрывает камень совсем от взора. Женщина как-то застыла в своей неподвижности, повязка скрывает её лик, она кажется спящей, и сверкающий меч в правой руке недвижим и горит отраженьем огней. В левой руке весы с двумя чашами из синего хрусталя; в них пепел лежит, но недвижны и чаши, всё застыло в покое царственном ночи…

Вереница людей непрерывно проходит пред Женщиной, и каждый человек, поравнявшись с ней, на мгновение останавливается, поворачивается к ней как-то неестественно… [B.24.1]

 

Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…в конце царствования первого царя Четвёртой династии Снофру – тот, который предшествовал Хеопсу-Хуфу и который правил в 2600-2576 годах, сохранилась в Мейдуме мастаба – ещё не пирамида, а мастаба, такая кирпичная гробница – вельможи Рахотепа, у которой впервые написана на пилоне рядом с изображением владельца гробницы умершего, сидящего за жертвенным столом, рядом с этим написана жертвенная формула, что царь и Анубис приносят жертвы в дни Новолетия и в другие дни празднеств Рахотепу, и дальше идут его титулы.

Интересно, что в гробнице его брата Нефермаат этой надписи ещё нет. То есть мы видим вот ту точку, когда впервые решились жертвенную формулу, которую, видимо, до этого произносил от имени царя священнослужитель, но не записывали, записать. И это не случайность, потому что после этого начинают записывать всюду, больше и больше.

Почему записывают эту жертвенную формулу? А по очень простой причине: потому что у египтян нет уже уверенности, что всегда священник будет произносить эту жертвенную формулу устно. В какой-то момент гробница разрушится, чинопоследование священное забудется, а умершему, в этом египтяне были уверенны, жертвы будут нужны всегда. И поэтому формулу принесения жертв надо запечатлеть навсегда в камне». [P.165]

 

 
     
 

1 - 2

ДАЛЕЕ