ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН X. Testamentum; Kabbala 2; Fortuna; Regnum Dei; Ordo; Sphinx; Rota Fortunae (Колесо счастья); Иероглиф (Указательный палец человека, Фаллос).

   

consuetudo a majoribus tradĭta C обычай, унаследованный от предков

 

ὁσία, ион. ὁσίη ἡ 1) (= лат. fas) высший (божеский, нравственный) закон, веление нравственного долга…; 2) священный обычай или обряд, нерушимая традиция… [B.169]

 

 
     
 

Эта система философии аскетизма («Йога» Патанджали) самая трудно понимаемая в Индии. Как халдейская каббала, по которой Симеон бен-Йохай составил в первом веке еврейскую, или же некоторые трактаты алхимиков, каждое существительное имя в ней означает по условному ключу что-нибудь другое. Этот ключ, по общепринятым понятиям, находится у одних раджа-йогов, и брамины не имеют и понятия о настоящем значении её учения.

Е. П. БЛАВАТСКАЯ [B.135.1]

 

 
     
 

Более чем две с половиной тысячи лет на землю Японии не ступала нога иноземных захватчиков. Вековые традиции японского народа, с детства прививаемые беспрекословное подчинение императору и пренебрежение к смерти, – только некоторые причины, которые породили этот самоубийственный порыв, и не только у мужчин.

Танака КАЦУХИКО, почётный профессор Токийского университета «Хито Цубаси»: «Для того чтобы у ребёнка зародить чувство патриотизма, беспрекословного служения императору важно было заложить их с раннего возраста. Создать камикадзе было нетрудно, даже дети были камикадзе. Мне тогда было десять лет, и я готов был броситься на американцев с гранатой, если бы у меня была такая возможность. Девяносто процентов всех молодых людей погибли. Я один выжил среди знакомых мне сверстников, и я иногда сожалею, что не погиб тогда, как это сделали они». [T.9.I]

 

Владимир ФИЛИППОВ, доктор физико-математических наук, профессор, ректор РУДН, министр образования РФ: «…есть такое понятие: слово «менеджмент» – это управление, а есть ещё слово «культура управления». Вот надо переходить от «менеджмента чего-то» к «культуре чего-то». И вот на эту тему у ректоров есть известнейшая такая, много может быть десятилетий уже, история, когда приехала проверять комиссия университет, а ректора в кабинете нет. Это было в Англии, якобы. Нашли его во дворе, в садике, он читает Шекспира. Ему говорят: «Как же так, а кто же руководит, управляет университетом?» Он говорит: «А университетом управляют традиции». Вот в этом отношении я очень люблю именно традиции и историю». [T.10.I.28]

 

 
     
 

Наш западный мир построен на мудрости и традиции древних греков. Но многое из того, что мы о них знаем, основано на легендах и анекдотах. Греки знамениты не только своими войнами, атлетами и богами из мифологии, но своим пантеоном философов. Пусть они не искали решения для их практического применения, но старались найти научный подход к картине в целом. Древние греки задавали ключевые вопросы: «Откуда мы родом?», «Куда всё движется?», «Как всё работает и почему?», Они первые в истории посмотрели на окружающий мир пытливыми глазами.

Jack Charles Turner, writer and television documentary host, Master of Philosophy (M.Phil.): «Их поиск более глубокого понимая законов природы предполагал Мир, отделённый от Мира Богов. В результате возникла новая эра рационального мышления, которая привела к рождению науки и техники. Это наследие того, что знали древние греки. В древней Греции две с половиной тысячи лет назад революция разума заставила вздрогнуть Землю. И этим самым древние греки открыли нам глаза. Не только на основополагающие законы природы, но и на планету, и на всю Вселенную».

Понимание того, как много знали древние, всегда вызывает чувство смирения. [T.12.XV.3]

 

Сергей КАРПОВ, член-корреспондент РАН, доктор исторических наук: «…такой император, – чьё слово было законом, который мог эти законы предписывать и издавать, – он всегда должен был опираться на ту кодификацию, которую провёл император Юстиниан, когда-то. И никогда от этих законов не отходить. Традиция была святой. И эта традиция была незыблема для Государя. Для Византии, как страны традиционной и традиционалистской самым плохим делом было новаторство. Новаторство осуждалось. Император должен был быть привержен традиции. И если он хотел что-то изменить, он должен был обязательно сказать, что это находится в русле завещаний предков, в русле того, что в империи уже кодифицировано, или есть, или расширяется и уточняется». [T.10.CI.27]

 

Ирина ВАСИЛЬЕВА, археолог, кандидат исторических наук: «…и на основе анализа этого архива, он пришёл к этим выводам, что навыки труда – такие вещи, которые передавались именно эмпирически. Написать книги, словари – можно, но на практике изучить по книжкам все эти навыки – просто невозможно: им обучались с детства – с пяти-шести лет, как этнография показывает. Навыки труда передаются именно контактным путём из поколения в поколение и по родственным каналам. И чем древнее, чем более традиционное первобытное общество, тем более эти навыки консервируются.

Традиционное общество основано на двух механизмах – это традиции и табу». [P.125.225]

 

Dr. Delphine Vettese, Muséum national d'Histoire naturelle of Paris, France: «…если речь идёт о чём-то систематическом и отличном от очевидного, то можно начинать говорить о традиции. В этом случае добавляется ещё один фактор – передача жеста или практики». [T.10.DCCXCII]

 

 
     
 

Анна ШМАИНА-ВЕЛИКАНОВА, доктор культурологии, профессор Центра изучения религий РГГУ: «…оттуда, кстати, происходит фраза чрезвычайно известная в поэзии: «В моём начале мой конец». Это одна из первых фраз Сефер Йециры (Книги Созидания).

…потом её стали изучать всё меньше и меньше. И со времён Каббалы её вытесняет, конечно Зогар.

И в какой-то момент появляется Каббала. «Каббала» – это тоже «традиция», как и «Масора». Только Каббала – это «получаемое». Масора – «передаваемое», а Каббала – «получаемое», то есть, то, что передают из рук в руки: из рук учителя (непосредственно), а не из книг.

По-видимому, истоки её в Вавилоне. По-видимому, это какой-то следующий этап развития той линии, которая Сефер-Йецира начинает. Первое сочинение, о котором говорят как о каббалистическом, но спорят (некоторые говорят как о протокаббалистическом) – это Сефер ха-бахир (Книга Блеска) неизвестного происхождения, но, по-видимому, с Востока: из Вавилона она прибыла в Европу в веке девятом. Там более-менее тоже описывается, как устроен Бог, и как Он сотворил Мир.

Читающих и изучающих эту Книгу было очень немного, как и до этого изучающих Сефер-Йециру. Это всё были чрезвычайно узкие эзотерические кружки.

…это всё было переписано его рукой, а где исходник – никто не знает.

Однако, произошло две вещи. Во-первых: всё равно, начиная с конца четырнадцатого века эта Книга стала самой влиятельной книгой – третей священной Книгой иудаизма, почти наравне с Танахом и Талмудом. Так и говорят: Танах – для всех, Талмуд – для многих, и Зогар – для немногих. Во-вторых: нельзя отрицать, что в 1947-м году профессор Сукеник (Элиезер / Eleazar Sukenik) – репатриант из Германии и знаменитый археолог – отправился на арабский рынок покупать оливки. И придя домой, развернув оливки, он обнаружил, что они завёрнуты в пергамент, а на нём таинственные письмена. Он помчался на рынок, нашёл того старого араба, который продал ему оливки: «Внук мой, пас коз. Я тебя с ним познакомлю». И профессор Сукеник по-пластунски пополз вместе с этим внуком. И открыл Кумран». [P.168/9]

 

 
     
 

Доподлинно известно, что для толкования своих видений Нострадамус прибегал к древнему культу. Его предки были крещёнными евреями, его дед, по видимому, посвятил юного Мишеля в тайны еврейской каббалы.

Dr. Peter Forshaw, University of Exeter: «Каббала – иудейская мистическая традиция. И чаще всего её происхождение ведут от того момента, когда Моисей на горе Синай получил Десять Заповедей от Бога и передал их людям. А ещё ему было передано тайное учение, которое он сохранил в тайне. Это учение передавалось посвящённым, от отца к сыну, от учителя к ученику. 72 – это число ангелов, наиболее значимых для Каббалы. Каждый ангел имел свою сферу деятельности. Есть письмо, одно из самых знаменитых писем Мишеля Нострадамуса, в котором он пишет о призвании ангела, который приходит к нему и во сне даёт ему прозрение».

А ещё он занимался одной из важнейших в XVI-м веке наук – астрологией. В наше время идея о том, что звёзды и планеты могут влиять на нашу жизнь часто считается беспочвенной, но во времена Нострадамуса астрология считалась почтенной наукой. [T.12.XLV]

 

На юге Франции в городе Карпантра (Carpentras) одна из старейших синагог страны.

Rabbi Julien Darmon, PhD: «Каббала – это способ погружения в глубины Торы: каждого её слова и каждой буквы. В комбинациях букв нам открываются тайны. Мы узнаём о том, что было до сотворения времени.

Перед нами текст Торы, написанный от руки – в буквальном смысле «Слово Божие».

Первое же слово, которое обычно переводят как «В начале», может означать не только это. Читается «Берешит» ( בראשית ) – буквальный перевод «в начале чего-то».

Каббала спрашивает: «В начале Чего?» Подсказка таится в том, как написано слово «Берешит». Если переставить буквы в этом слове, мы сможем прочесть «Берит-эш» ( אש  ברית ), что означает «Завет огня» (Огненный завет). Это значит, что текст не просто информация – это средство нашей связи с Богом. Ещё одно значение слова «Берешит» в его корне «Рош» ( ראש ), а по-арабски «Рас», что значит «Голова». И отсюда следует, что перед тем, как создать Мир словом, Он замыслил его.

Обычный перевод: «Вначале сотворил Бог небо и землю», но в древнееврейском порядок такой: «Вначале сотворил Он Бога, Небо и Землю». Один из смыслов этого текста в том, что, прежде всего, Бог сотворил не Землю и Небо, а собственное проявление в этом мире.

Такой способ чтения текстов приводит к смирению. Говоришь себе: «Нужно учиться, учиться и учиться. То, что я понял сейчас, ещё не окончательный смысл Библии».

Постороннему эта бесконечная расшифровка может показаться бессмысленной, но, по моему, здесь важнее процесс, чем результат. Многие религии пытались выразить безграничность Вселенной ограниченными средствами: не лучше ли постигать тайну Вечности выбрав путь, которому нет конца?.. [T.21.CVI.5]

**

 
     
 

**

Берешит [бэрешит / бэрэшит]

 

предлога בְּ (бэ-) и существительного женского рода единственного числа ( ראשית ) [рэшИт] со значением «начало (первый момент, первый период)

*

Предлог ( ב ) [«Бе-»] может обозначать как место и время, так цель или причину: для «решит» ( ראשית ) , ради «решит», во имя «решит»

«решит» ( ראשית ) : начало, наилучшее, во-первых, во главе, главное, главная цель, величайшая цель.

*

использование слова ( ראשית ) в качестве наречия нигде более не встречается в Ветхом Завете, но выражение «в начале» типично передаётся с предлогом ( ב ) [Быт. 1:1, Иер. 26:1, 27:1, 28:1, 49:34]

 

 
     
 

В лихорадочных поисках тайных знаний Бётгер [Иоган Фридрих Бётгер (Johann Friedrich Böttger)] обращается к другому мистическому учению. Иудейская Каббала пронизывала средневековое алхимическое учение. Не было ни одного трактата, не отмеченного древнееврейскими символами из Торы. Их религиозный смысл был скрыт от алхимиков-христиан, но они верили, за этими письменами – тайные знания. Ключ к разгадке давала каббалистическая нумерология, так называемая ГЕМАТРИЯ. Она соотносит двадцать две буквы древнееврейского алфавита с числами. В сочетании букв и цифр, считали алхимики и заключён код программного языка Творца.

Prof. Dr. Klaus Davidowicz, University of Vienna: «Суть Гематрий в том, что каждая еврейская буква имеет числовое выражение. Это даёт простор различным интерпретациям, например, одно слово может соответствовать тому же числу, что и другое. Значит можно установить между ними некие связи, либо предположить, опираясь на каббалистические или мистические тексты, что Бог использовал буквы при сотворении Мира. Идея очень важная для алхимиков: если хотят что-то создать, то вполне естественно обратиться к Творцу, – а как Господь создал всё, – с помощью древнееврейских букв и их комбинаций. Они пытаются экспериментировать с теми же буквами, что-то менять, переставлять, и тому подобное». [T.10.CVI]

 

Prof. Daniel C. Matt, University of California, Berkeley: «В «Сефер Йецира» сделана попытка описать сотворение мира более детально, чем в «Генезисе» («Бытие»). В книге сказано: «Бог создал мир, используя язык», но речь шла скорее об отдельных буквах, чем о словах. Бог взял три буквы: «алеф», «бет» и «нун». Все они содержатся в слове «обен» ( אֶבֶן ), то есть «камень», сочетанием этих букв был создан камень. И точно таким же способом, соединяя буквы и цифры, Бог создавал каждый объект во вселенной».

В одиннадцатом веке крестоносцы начали новую волну еврейских гонений. Христианские армии пытались отбить Святую Землю у арабов. Убегая от пыток и казней, евреи рассредоточиваются по территории Европы и Средней Азии, принося свои традиции на новые земли. К тринадцатому веку мистические учения распространились среди еврейских общин на территории современной Германии, Франции и Испании. Эта особая ветвь иудаизма получила название «Каббала», что в переводе с иврита означает «приобретение, получение».

В данном случае речь идёт о небольших группах иудейских учителей, – раввинах, – которые хранили древние традиции. Их отличало особое внимание к новой технике медитации, позволявшее вызывать ментальный образ Бога. Эти практики действительно были необычными.

…Зогар – «Сияние» – это центральный шедевр Каббалы. Идеи, изложенные в Зоаре радикальны, свежи, и, несомненно, способны вызвать интерес не только у специалистов. Зогар рассматривает Библию как своего рода секретный код. Каждое событие, описанное в Зогаре, каждая библейская заповедь не просто раскрывает перед нами исторические факты, – речь идёт о внутреннем мире Бога – о мистериях, позволяющих постичь тайны бытия.

Каббалисты верят, что расшифровав Зогар, можно получить доступ ко всем тайнам земного мира и Небес.

Rabbi Dr. Byron L. Sherwin, Spertus Institute: «В Зоаре Библия рассматривается не только как рассказ о людях, их отношениях между собой и Небом. Это также таинственная история о том, что происходит в жизни самого Бога».

Согласно Зогару, библейские персонажи являются метафорическими отображениями мыслей и действий Бога. Зогар помогает обнаружить в событиях, изложенных в Библии, массу скрытых смыслов.

Prof. Pinchas Giller, American Jewish University in Los Angeles: «Такие качества как любовь и доброта, например, ассоциируются с Авраамом и Библией. Практически все деяния Авраама рассматриваются как проявления любви и добра в мире. Потоп, согласно учению Каббалы происходит сейчас. Если вы об этом не знаете, значит, вы перманентно тонете, не ведая этого. Точно так же многие библейские символы хаоса рассматриваются не в прошедшем, а в настоящем времени, как длящиеся до сих пор».

…одни адепты собираются у могилы раввина Шимона Бар Йохая, а другие обращаются к духу Исаака Лурии. Один из основных его вкладов в учение Каббалы – новая концепция Сотворения Мира.

Prof. Pinchas Giller, American Jewish University in Los Angeles: «Мир существует только по той причине, что Богу нужно с кем-то поддерживать отношения. Подразумевается, что у Бога тоже есть потребность в Любви».

Согласно учению Исаака Лурии первым действием Господа в Сотворении Мира было отстранение. Можно сказать, Бог покинул мир, начиная с самого центра. Вот таким образом возник некий вакуум – мистическая пустота внутри самого Бога. Лурия считал, что эта пустота помогла Богу найти достаточно пространства для создания Мира. Господь взял несколько сосудов и наполнил их Божественным Светом, но некоторые из них разбились.

Prof. Daniel C. Matt, University of California, Berkeley: «Во время кризиса и страданий, когда люди держатся друг за друга, пытаясь вернуть в мир гармонию, обрести новый смысл жизни, на помощь всегда приходит мистицизм». [T.11.VI.6]

 

 
     
 

откуда у Малевича идеи об изначально присущих природе энергиях? Кстати, их выражением и явился предельно сконцентрированный на цвето-форме, как бы сжавшийся до энергетического минимума «Чёрный квадрат». Полагаю, что Малевич мог быть связан с эзотерическими течениями.

Знал он наверняка (хотя бы из истории искусства и культуры) о тайных науках и их деятелях, об алхимии, древней космогонии, герменевтике. Об этом говорят его теоретические пассажи. Это изобличает и его странный автопортрет, в котором он использовал элементы изображения известного в кругу эзотериков Роберта Флудда.

Этот глава английских розенкрейцеров постоянно цитируется в герметической литературе. Его система оккультизма позднее легла в основу шотландского масонства. Часто ссылаются на выполненные Флуддом иллюстрации, представляющие образное и символическое воплощение его теорий. И вот в одном из современных богато иллюстрированных изданий я неожиданно наткнулся на серию гравюр, созданных Робертом Флуддом в 1617 году. Это изыскания в области космогонии, возникновения мира представлений столь же древних, сколь и популярных у мистиков всего международного братства.

В серии шесть гравюр. В них представлена схема эволюции Космоса от его первоначального неоформленного состояния, через ряд эволюционных этапов, к разделению стихий и образованию структурированного, как мы это теперь знаем, Универсума. Самая замечательная картина для предмета нашего разговора первая. Она очень проста: это чёрный квадрат на белом поле. По четырём сторонам белого обрамления повторяется одна и та же надпись на латыни: «И так до бесконечности». То есть предполагается, что квадрат -лишь условное выражение бесконечности пространства Вселенной, которая беспредельно простирается во все стороны от изображения.

Тождество гравюры Роберта Флудда и «Чёрного квадрата» Казимира Малевича очевидно. Да это просто одно и то же. Разница лишь в том, что «квадрат» Флудда называется «Великая тьма» (то есть непроявленный, мёртвый Космос).

Нет сомнения, что знаменитый художник XX века позаимствовал идею и форму выражения для своей самой знаковой картины у малоизвестного (в кругу художников) мистика XVII века. Ведь Малевич, как и Флудд в своих трактатах, говорит об энергийной силе Космоса, об экономии энергии пространства.

Л. МЕЛЬНИКОВ [A.280]

 

Итак, Малевич не был первым со своим квадратом. Но он не стал даже вторым. Перефразируя известное изречение, можно сказать, что в данном случае искусство странным образом повторяется четырежды: первый раз как откровение, второй как шутка, третий как концепция, а в наше время нередко встречается как модный элемент интерьера.

В.Д. [A.280]

 

 
     
 

…в них говорится о еврейских торговцах, которые вели коммерцию с Западом, путешествуя на финикийских кораблях, принадлежащих Хираму – царю Тира и Сидона. Это был девятый век до нашей эры – эпоха царя Соломона. Начиная с этого времени уже идёт речь о первых евреях, живущих в Испании, на земле, которая называется Сефарад. Наконец в Книге пророка Исайи упоминается о существовании евреев, на земле Тартес, которая сейчас называется Западная Андалусия. «Изгнанники из Иерусалима» – так называет их другой пророк – Авдий.

В Жироне с двенадцатого по тринадцатый век возникает философское течение, которое сильно повлияло на средневековую мысль – Каббала. Каббала была мистической интерпретацией Торы – еврейского Закона. Священные тексты можно было понять только через размышления и изучение языка символов, которыми, как утверждали каббалисты, была наполнена Тора. Тора похожа на орех: твёрдая оболочка ореха соответствует буквальному смыслу Закона, она скрывает под собой плод, состоящий из двух тонких слоёв – двух более продвинутых уровней понимания – традиционное понимание и мистический смысл Каббалы – откровение Бога.

Основой учения Каббалы был текст Моисея Лионского, который назывался «Зогар» или «Книга Сияния». Произведение, которое возникло под влиянием францисканского учения в начале двенадцатого века. Также учение Каббалы обязано в значительной мере своим происхождением катарам – еретическому движению – даже не смотря на ненависть, которую альбигойцы испытывали к евреям.

Каббалистическая мысль развивалась в условиях напряжённой политической и религиозной обстановки, и была близка к мистическим тенденциям, которые в то время существовали также в христианстве и исламе.

Римская церковь в такой напряжённой обстановке испытывала потрясение от первых нищенствующих орденов, которые вынудили Иннокентия Третьего созвать в 1215-м году Латеранский собор.

В исламе мистицизм проявился в кроваваой революции, осуществлённой альморавидами и альмохадами.

Каббалой занимался живший в Кордове учёный и врач Маймонид, который развивал рациональное направление Торы, что способствовало объединению религии и науки. Для этого он провозгласил отказ от традиционных верований. Согласно учению Маймонида рациональное толкование еврейских заповедей считалось основным, а строгое следование указаниям – второстепенным. Распространение идей Маймонида выявило резкое противодействие со стороны самых консервативных раввинов, живших на севере. Они пошли до конца, предав анафеме учение, развивающееся в Кордове. Они утверждали, что нужно исправлять излишнюю свободу в привычках евреев, живших на юге Сефарады, и бороться с признаками ассимиляции, которые эти евреи проявляли в отношении других религий.

Каббала проявила себя как движение этнических реформ в еврейском обществе, и Жирона оказалась её центром. Это противостояние скрывало под собой полемику внутри общества, полемику, безусловно, политическую. В то время, как еврейская аристократия защищала рационализм, господствующий в Кордове, северная буржуазия, опираясь на бедные слои народа, выразила поддержку консервативному направлению Каббалы. Умеренные каббалисты Жироны считали, что следует ограничить эту полемику только еврейским обществом, но противники Маймонида дошли до того, что стали склонять Христианскую церковь к запрету распространения учения Маймонида и к гонениям на него со стороны христианских властей. Аргумент был простой и радикальный: ересь – это всегда ересь, когда она возникает, то это влияет как на одну, так и на другие религии. Полемика вокруг новаторского учения Маймонида всегда была очень активной, и из-за этого возникло новое течение в рамках иудаизма, основанное на тезисах араба Аверроэса.

Северные каббалисты жаловались на то, что большинство еврейских общин юга Сефарады испытывают разрушение духовности. Множество евреев теряло веру, другие прекращали посещать синагогу, и причиной всего этого было влияние учения Аверроэса.

Аверроэс утверждал, что мир управляется по естественным законам: по законам астрологии, но, ни в коем случае не по Божественному промыслу. «Нет ни Судьи, ни Судилища» – говорил Аверроэс. У человека нет Судьи над ним, из-за этого человеческая деятельность не состоит в исполнении указаний, и что страдания человека ничего не значат для будущего искупления.

Имея такие положения, учение Аверроэса было для северных евреев основной причиной такого широкого движения по переходу евреев в христианство и, даже, в ислам.

И ещё раввины северных земель не могли согласиться с тем, что на юге Сефарады происходило христианско-еврейское слияние, так же, как это происходило и ранее при добрососедском проживании иудеев и мусульман. Эти неприятные столкновения, порождённые учениями Маймонида и Аверроэса, продолжались в течение трёхсот лет, сопровождаемые такой длительной осуждающей полемикой, что фактически было два диаметрально противоположных иудаизма: с одной стороны – ашкенази, а с другой – сефард. [T.22.XLII]

*

К концу XI в до н. э. Тир добился значительных успехов среди финикийских городов, и, вероятно, Сидон попал в зависимость от него. Ветхозаветное предание говорит о Тире времён Давида и Соломона, который распоряжался богатыми кедровыми лесами за Сидоном, как о равноправном партнёре Израильского государства: Тир был единственным соседом, с которым у Израиля не доходило дело до военных столкновений. Вероятно, Тир в союзнических отношениях с Израилем был более сильной стороной. Это видно хотя бы по торговым соглашениям с Хирамом, которые отнюдь не были так уж выгодны Соломону, и прежде всего по передаче Хираму Галилеи, важной для Тира холмистой области позади ливанской прибрежной равнины.

Карл-Хайнц Бернхардт [B.153.1]

 

 
     
 

Леонид МАЦИХ, кандидат филологических наук, доктор филологии и теологии (PhD): «…в конце концов, всякую память о нем постарались искоренить. Ну, это нереально, его, конечно, помнят. Его объявили посланником сатаны и воплощением всяческого зла и приняли целый ряд драконовских мер и сказали так: «Во-первых, если человек начинает вести себя демонстративно в синагоге, – его тут же отлучают». Это для иудаизма высшая мера наказания. Второе, запретить изучать каббалу людям моложе сорока лет и неженатым. Значит, если ты до сорока не женился – нельзя. Если ты даже и женился, но нет сорока, тоже нельзя, потому что человек должен быть зрелого ума. Некоторые считают, что до сих пор постановление не отменено, хотя, конечно, это не так. Это именно реакция на Шабтая. Почему-то считалось так. На кого-то же надо свернуть. Ну как объяснить? В него вселился бес – это христианское объяснение, для евреев оно не катит. Можно сказать, сумасшедший – какими-то терминами по Ганнушкину: шизофрения, паранойя, пролонгированный абсанс – это не проканало бы. Ну, сказали, что свело его с ума: его рассудок помутился, потому что был незрелым, а он начитался слишком умных и сложных книг. А вообще, чтобы так не было, не читайте сочинений по каббале, пока вы ещё не дозрели до них. Вот почему запретили. Раннее изучение каббалы сделали крайним.

Натан не понёс никакого наказания, жил ещё после этого лет двадцать, продолжая наполнять мир своими дивными творениями». [B.141.13]

 

Леонид МАЦИХ, кандидат филологических наук, доктор филологии и теологии (PhD): «Он (Иван Григорьевич Шварц) хотел, чтобы труды, которые он читает на немецком, его студенты могли читать на русском и наслаждаться всем блеском мысли великих людей. Он перевёл не очень удачно. Потом это подправили, он перевёл мистиков, он перевёл Бёма, Рейхлина, он познакомил русскую читающую публику, кстати, и своего друга Новикова, который был ему искренне предан, познакомил их с Каббалой. И в своих штудиях Шварц, он был экзегет библейский, исследователь Библии, он применял чисто каббалистические методы.

И сама терминология, треугольник познания, гармонизация граней треугольника познания, искра Адамова, мир, как эманация рассыпанных искр, сам термин эманации, который он заимствовал из Каббалы. Это было ново и необычно. Это обеспечивало ему огромный успех. И Каббала очень увлекала Николая Ивановича Новикова, есть предание, что он настолько увлёкся Каббалой, и так был ею увлечён, что не хотел чтобы одним и тем же словом, называлось «Великая доктрина» и «Расписка ростовщику». И внедрил правописание Каббалы, как науки, как доктрины опознания мира через большое «К» и два «Б». [P.97.188]

 

Леонид МАЦИХ, кандидат филологических наук, доктор филологии и теологии (PhD): «У фригийцев была богиня Кибела. Это слово – однокоренное со многими словами Средиземноморья: на финикийском, на ханаанском, на иврите. Слова «Каббала» и «Кибела» – однокоренные. Это – «та, кто получает». Та, кто получает в свою утробу зерно, семя всего Мира, а потом рождает весь Мир – Мать всего живущего. Это – Кибела. Идея о том, что весь Мир кем-то порождён, реально, прямо из бёдер нечто вышло – эта идея старая. Но, как я вам рассказал, это – просто метафора». [B.141.27]

 

 
     
 

Этапы «ЗАВЕТА»

Формирование «Концепции Бога» – индивидуальный этап – связан с осознанием собственной конечности (смертности), реализуется как протест на эту «конечность».

«Поиски живого Бога» – этап коллективный. Начинается как присоединение к организации «единомышленников» (по сути секте любой окраски – иеговисты, баптисты, целители, уфологии и т.п.). Этап завершается разрывом с организацией при осознании того, что она ведёт к обезличиванию членов (ибо цель организации – вербовка неофитов).

«Поиски Единого Бога» – индивидуальный этап. Начинаясь с разрыва с сектой, оканчивается в Амарне, в гробнице царедворца Эйе (позже – одного из последних фараонов XVIII-й династии).

«Имя Бога» – начинается в Амарне…

 

 
     
 

Хасиды были мистиками, впадали в молитвенный экстаз, к тому же придавали большое значение изучению Каббалы и ожидали скорого прихода Мессии. Последнее роднит хасидов с некоторыми христианскими сектами.

*

Оказалось, это космогония в самом отвлечённом и оторванном от реальности смысле, грандиозная «Игра в бисер». И за две тысячи лет, в течение которых мальчики с пятилетнего возраста проходят эту школу логики, мозги пришли-таки в рабочее состояние. И все современные еврейские физики-математики, нобелевские лауреаты и ненаграждённые изобретатели – отходы основного продукта, то есть те, кто отказался от царского пути каббалы, которая рассматривала те же проблемы, что и все прочие эзотерические науки всех времён и народов. Однако именно каббала оказалась под подозрением как интеллектуальный теракт, длящийся полтысячелетия. Нет нужды опровергать эту трусливую мысль: любая интеллектуальная деятельность может рассматриваться как теракт по отношению к установившимся канонам, как в области науки, так и в области культуры и социологии.

Национальное самосознание в наше время обретает устойчивость не в почитании догматов, а в кулинарных рецептах, покрое одежды и способе мытья, а также в одном, но несокрушимом заблуждении, что именно традиционалистам принадлежит вся полнота истины.

*

Как можно вообще об этом разглагольствовать? Этой высокомудрой болтовнёй непостижимость Творца ставится под сомнение! Они уже постигли, что есть три лица! Как электричество устроено, никто не знает, а как устроен Бог, они знают! У евреев тоже есть такие исследователи, каббала этим занимается! Но меня это не интересует. Господь говорит: «Возьми свой крест и иди!»

Людмила УЛИЦКАЯ [B.160.1]

 

Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…Вероника Афанасьева назвала этот гимн по первым словам «Властелин остроглазый». Гимн от имени Ур-Нинурты – шестого царя первой династии Исина. Первая династия Исина – это последняя чисто шумерская династия Месопотамии, которая правила в начале второго тысячелетия до Рождества Христова. Это, безусловно, официоз. Мы должны себе представить, что шумерский мир умирал, уходил. Приходил мир аккадский.

И сила уходящего – в традиции, и сила приходящего – в новации.

И поэтому этот гимн, он очень традиционен…» [P.125.87]

 

Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…в шестнадцать лет Соловьёв впервые прочёл Спинозу. И это его сначала увлекло такой материалистической частью учения, а потом он, конечно, понял, что Спиноза, безусловно, религиозный человек, и увидел в нём к восемнадцати годам и его отношение к Богу, и его типичный для Спинозы детерминизм и отказ от свободы. Всё это потом надолго осталось у Соловьёва. И, главное, о чём не часто пишут биографы, он увидел в Спинозе, безусловно, каббалистическое учение, которому Спиноза отдал очень большую дань, и, в сущности, философия Спинозы – это, во многом, переложение современным философским языком учения Каббалы.

Соловьёв увлёкся двумя вещами у Спинозы. Он пришёл к вере, вернулся к церкви, но он понял, что можно языком современной философии изложить непосредственно, не входя в догматику, учение христианства. И, во-вторых, некоторые идеи Каббалы присутствуют у него постоянно, вплоть до терминов, типа «Эн-Соф». [P.125.181]

 

 
     
 

Александр ЕМАНОВ, доктор исторических наук: «…там нужно учитывать фактор турецкой экспансии. Уже с конца тринадцатого века новая волна турецких завоеваний начинается. Турки-османы. И они постепенно занимают эти города, и таким образом там вытесняют эти колонии. В Трапезунде сохраняются дольше. С турками-османами договориться не удалось: другая политика. Вернее, там тоже договорные условия предлагались, но с самого начала они были невыгодными для европейцев: там сразу налог устанавливался на торговлю в десять процентов. А такой налог испанцы воспринимали весьма характерным термином – «аль-кабала», то есть «кабала». То есть, чрезмерно высокий налог на торговлю. И это сразу купировало подобные деловые отношения». [P.125.435]

 

 
     
 

1 - 2