ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН VII. Spiritus dominat formam; Victoria; Jus Proprietatis (Право собственности, Авантюризм, НАЗАРА, «Тварь дрожащая»); Curriculum Hermetis (Колесница Гермеса); le Chariot; Иероглиф (Стрела в прямолинейном полёте).

   

«Тварь дрожащая» 1, 2, 3, 4

 
     
 

cōn-spuo, uī, ūtum, ere 1) заплёвывать, оплёвывать (aliquem Pl, Pt etc.); 2) заслюнявить (immundissimo basio aliquem Pt); 3) плевать (in sinum suum Ptсредство против дурной приметы); 4) ирон. покрывать (Alpes nive H). [B.32]

 
 
     
 

Дмитрий БЫКОВ, писатель и поэт, журналист, кинокритик, сценарист: «Как говорил Розанов: виноватый мужик – подарок судьбы» [P.125.166]

 

 
     
 

Георгий ГРЕЧКО, дважды Герой Советского Союза, лётчик-космонавт СССР: «Я вышел в открытый космос чтобы осмотреть узел стыковочный. Если он испорчен, сказать, что туда нельзя стыковаться, или починить его. А узел оказался целым. И вдруг мне с земли приходит указание: «Сделайте доклад, как вы вышли в космос и нашли, что узел испорчен, – а узел то целый был, – и как вы его отремонтировали». И вот такое было давление: и сменный Руководитель полёта требовал, и Руководитель полёта требовал, и Зам. Генерального требовал, и Генеральный требовал. Я говорю: «Юра, но мы этого не делали!» А Юра говорит: «А я военный. Мне мой генерал приказал, я обязан сказать, что он приказал». Я говорю: «Юра, ты пойми, мы себе приписываем работу, которую мы не сделали – это грех. Но, тем самым мы же говорим, что он был сломан, и на ни в чём не повинный экипаж вешаем такую «дохлую собаку», от которой им не отмыться. Ты этого хочешь?» А в ЦУПе – в Центре управления полётами – уже была лотерея: значит, ставили ставки – «Выдержит Гречко давление – скажет неправду, которую с него требуют на таком высоком уровне, – или не скажет». Выиграли те, кто поставил на меня – я неправду не сказал». [T.10.CCXXXIII.1]

 

…из версии Казанцева следовало, что Тунгусского метеорита не существовало.

Александр КАЗАНЦЕВ, советский писатель-фантаст: «Моя гипотеза сводилась к тому, что Тунгусский взрыв был взрывом инопланетного корабля или модуля, если считать, что звездолёт остался на околоземной орбите».

Рассказ-гипотеза «Взрыв» произвёл в 46-м году эффект разорвавшейся бомбы. Общество будоражило: выдвигались смелые гипотезы, снаряжались новые экспедиции. В составе одной из них на поиски обломков марсианского корабля в тайгу отправился будущий космонавт Георгий Гречко.

Георгий ГРЕЧКО, дважды Герой Советского Союза, лётчик-космонавт СССР: «В 47-м году, когда я впервые прочитал статью Казанцева, я сказал себе: «Я поеду туда искать остатки корабля…»

Александр КАЗАНЦЕВ, советский писатель-фантаст (1987 г): «Экспедиция, организованная Сергеем Павловичем Королёвым, не нашла куска марсианского корабля какого-нибудь. Но кусок инопланетного корабля найден. И вы знаете где? – В Коми АССР, за тысячи километров оттуда, где произошёл Тунгусский взрыв, на берегу реки Ваше(и)ч. Но самое то удивительное то, что этот кусок отправили в самые высшие наши институты Академии наук, и расчленили на три части, и каждый из них отдельно определил: «Состав не земной».

В научной среде рассказ вызвал ярость: Казанцеву не могли простить, что он смешал науку с фантастикой. Обвиняли в идеализме, в приверженности к Теории взрыва Первоатома и образовании Вселенной Актом Творения. Всесоюзная Метеоритная Конференция обратилась к Союзу Писателей с требованием запретить Казанцеву выступать в печати по вопросу Тунгусского метеорита…

А, между тем, гипотеза Александра Казанцева о взрыве над Землёй в районе Подкаменной Тунгуски межпланетного корабля, до сих пор является единственной в полной мере объясняющей все проявления Тунгусской аномалии.

Георгий ГРЕЧКО, дважды Герой Советского Союза, лётчик-космонавт СССР: «Хотелось больше мечтать, хотелось, вот, самое главное что – хотелось-то подражать, чтоб стать таким, какими были герои научно-фантастических произведений, в том числе Казанцева. И, конечно, «Пылающий остров», это был роман, который читали, перечитывали. И он вдохновлял, чище тебя делал, вдохновлял на что-то большое». [T.10.CCXXXVII]

*

Дмитрий САДИЛЕНКО, младший научный сотрудник Лаборатории метеоритики ГЕОХИ РАН: «…насколько правдоподобна метеоритная гипотеза данного события? – Весьма правдоподобна! Судя по сохранившимся описаниям очень похоже, что, действительно это было падение метеорита.

Судя по тому, что на сегодняшний день является основной теорией – кометная гипотеза – что это была комета, состоящая изо льда, который полностью испарился, вызвал огромный взрыв.

Скорость кометы не бесконечна: какое-то время она к этой орбите должна приближаться. Астрономия в 1908-м году существовала, и если бы был пролёт такого существенного тела – кометы – конечно бы его видели. Никаких упоминаний о кометах не было.

Первая экспедиция – девятнадцать лет прошло, материал мог просто не то, чтобы исчезнуть, но частично разложиться, частично быть смытым водой. Плюс ко всему прочему не было подобного опыта, не было нормального оборудования: общего представления о том, что и где надо искать, и как». [P.125.243]

 

 
     
 

Владимир МЯСНИКОВ, академик РАН, доктор исторических наук: «…но резко выступила против этого Анна Андреевна Ахматова. Она показала в своей статье о Пушкине, что эта история давно известна».

Из статьи Анны Ахматовой: «Трубецкой не Пушкин, ни писем его, ни сочинений о нём не читал. Он по серости своей свято поверил в фольклорную историю с поцелуем, углём, лампой, свечкой, усами. Всё, что диктует Трубецкой, – это голос Дантеса, подкреплённый одесскими воспоминаниями Поледики».

Владимир МЯСНИКОВ, академик РАН, доктор исторических наук: «Ахматова права: вся эта история с «пачкающим поцелуем», – это фольклорная история многих народов. Даже в фольклоре восточных народов вы можете найти аналогичные куртуазные ситуации с такого рода поцелуем. Почему эта публикация появилась в парижском журнале? 1879-й год, – это восьмидесятилетие Пушкина, это пушкинский юбилей. Дантес, который пережил Пушкина почти на полвека, ушёл из жизни, когда ему было восемьдесят три года, он был известен в Европе. Он всю свою жизнь пытался оправдать себя. У него не было раскаяния, христианского раскаяния. Он пытался выставить себя защитником чести Натальи Николаевны. И, очевидно, кто-то – он сам, или его родственники, – подбросили в парижский журнал такой вот материальчик – «Историю о пачкающем поцелуе». [T.10.XXII.15]

 

…реакция достойная патриота, но никак не объясняющая феномена живучести Дантеса и появления его здесь вместо убитого им поэта. Если бы это был не Дантес, а Ленин, все бы решили, что скульптор в белой горячке или же просто по привычке изваял того, кого ему заказывали всю жизнь. Но Дантеса, чёрт побери, никто же и никогда не лепил!..

За спиной скульптора и на приличествующем отдалении стояла группа его приятелей-ханыг, и они также выглядели скандализованными трансформацией памятника, который собственноручно устанавливали. Учитывая торжественность повода и время дня, они уже безусловно находились в пристойном градусе. Поэтому никакого злого или циничного умысла не было у того, кто первым обрёл дар речи и с благородным возмущением пробубнил, имея в виду интонацией древнего анекдота осудить происходящее:

– Идут, понимаешь, по площади два снайпера... мля! и один говорит: – Слушай, не пойму я – почему памятник Пушкину? Ведь Дантес попал! Ну?!.

И тут напряжение лопнуло истерическим гоготом, непроизвольным и неудержимым. Визгливо хохотала культурдама со смазанным лицом, трубно ржал капитан, глюкал и хрюкал директор гимназии и раскатисто грохотал мэр, все приседали, тыкали пальцами, держались за животы, топали ногами, хлюпали, икали, стонали и падали. Детишки, разделяя общее настроение, заливисто подсмеивались и прыгали на месте.

*

И тут учительница сделала промашечку. Она раскрыла какую-то книгу с портретом Дантеса и пустила по рядам. И когда школьники увидели мужественного юного красавца, и сопоставили с репутацией Натальи Николаевны как блестящей красавицы, и сравнили с портретом Пушкина на стене кабинета литературы, где и дискутировали, они как-то задумались. Ибо Пушкин на портрете красавцем не выглядел, и таковым никогда не числился.

*

Возможно, главная причина тут в том, что в душе они стихов Пушкина не любили. Может, не доросли. Школьники вообще не любят того, что изучают по обязательной программе.

*

…а сам поэт при жизни закладывал и продавал драгоценности и шали жены, устраивая ей сцены, если она смела оплакивать свою жизнь. Если бы эту лекцию услышала дирекция музея, она вышибла бы мэнээса вон немедленно.

И как умелые провокаторы, они стали поддевать исправно хлопающего рюмки мэнээса, что не может этого быть, Пушкин был верный муж, как же он мог продавать брюлики жены, это мэнээс свистит..

Вообще если всех сотрудников музеев Пушкина допросить на детекторе лжи, народ узнал бы много нового об истинном отношении к поэту со стороны тех, кто кормится на его памяти. Для психологов только ничего нового тут не будет: с кого кормлюсь, от того подсознательно и хочу освободиться, и к тому ищу всяческие аргументы. Дорожить или нет любовию этого народа – личное дело каждого, но цену ей знать надо.

В сознании также подвыпивших школьников вырисовался абсолютно отрицательный образ прелюбодея и чуть ли не кидалы, не отдающего долгов. Это глупости, что современная молодёжь испорчена: так всегда говорили. В душе современная молодежь так же романтична и взыскует идеалов, как и во все времена. И наши школьники почувствовали себя оскорблёнными в лучших чувствах. Раньше они всё-таки не очень сами верили в свой эпатаж – ну так, себя показать, ум явить, самоутвердиться. Но когда специалист по Пушкину, работающий в его квартире-музее в Санкт-Петербурге, такое говорит – господа, да где же в жизни святое?! И вот этой фигуре им приказывают поклоняться и объявляют идеалом человека?

Михаил ВЕЛЛЕР [B.94.4]

 

 
     
 

Сати СПИВАКОВА, телеведущая: «Это будет, конечно, очень смешно, зачитывать вам фрагменты ваших же произведений».

Дина РУБИНА, израильская писательница, пишущая на русском языке: «Это, даже, жестоко…

…по моему рассказу «Любка» фильм снят моим другом режиссёром Станиславом Митиным, и, на мой взгляд, фильм получился очень хорошим. Ну, и, «На Верхней Масловке», я тоже писала сценарий, и тоже, мне кажется, что фильм хороший.

В последние годы, особенно если это предполагается сериал, то есть каторжная работа, я предпочитаю просто отдать права, и тогда люди пишут сценарий, и, как-то, меня это уже не касается…»

Сати СПИВАКОВА, телеведущая: «Ну, это какая-то пластическая операция тотальная происходит».

Дина РУБИНА, израильская писательница, пишущая на русском языке: «Нет, это просто убийство, но дело не в этом. Я-то, так сказать, устраняюсь из кадра, и поэтому меня это как бы уже не касается». [T.CCCXV.1]

 

 
     
 

Александр СМЫШЛЯЕВ, кандидат исторических наук, Институт всеобщей истории РАН: «…мы, конечно же, унаследовали многие и очень важные принципы Римского Права, которыми мы если не руководствуемся, то стараемся руководствоваться. Я могу назвать некоторые из них, связанные с конкретными римскими императорами. Например, император Троян, который в Риме считался лучшим императором. Он ввёл принцип по отношению к христианам. Запретил принимать анонимки. У нас эти запрещения потом повторялись совсем в недавнее время. И это указывает на то, что очень трудно обойтись без этих анонимок.

Второй принцип Трояна: пусть лучше будет оправдано девять виновных в сомнительных случаях, чем пострадает хотя бы один невиновный. Принцип презумпции невиновности. Это принцип, который мы унаследовали от Римского Права. И многие другие. Без Римского Права, без его принципов, правил, законов, очень трудно себе представить современную юриспруденцию. Сейчас объединённая Европа, там пытаются создать единый гражданский кодекс. На какой основе он может быть создан? На основе Римского Права, которое является общим почти для всех этих европейских государств.

Наши коллеги, которые приезжают к нам на Международный конгресс по Римскому Праву в Москву, или к которым мы приезжаем, очень много интересного сообщают. Поляки говорят, что Верховный суд Польши многие решения выносят, исходя из правил и принципов Римского Права». [P.97.97]

 

 
     
 

Александр ШИЛОВ, народный художник СССР: «…вот я за такое искусство, которое вне времени. И Крамской – великий русский художник – то же правильно сказал, я полностью поддерживаю каждое его слово: «Нет понятия «современное искусство»: искусство, либо оно есть, либо его нет». И это правда…

Искусство – от слова «искушать». Искушать своим величайшим исполнительским мастерством, плюс настоящим искусством надо быть призванным. И это адский труд. Художник пишет автопортрет не для того, чтобы заниматься самолюбованием, а для того, чтобы изучать на себе анатомию, мимику, психологию, светотень – всё, что понадобится, когда я кого-то буду писать. Вот, например, Рембрандт: у него свыше ста автопортретов. Он далеко красавцем не был, и самолюбованием, естественно, не занимался.

…потом я написал Терешкову, Елисеева, Берегового, Климука. И когда я сделал серию этих портретов, мне космонавты вдруг говорят: «Сейчас будет всесоюзная выставка в Манеже. Мы хотим рекомендовать три портрета – Шаталова, Гагарина и Николаева – на выставку в Манеж». А я говорю: «Там принимают работы только членов Союза Художников. Я же не член Союза Художников, я – только студент». «Но, ничего, – говорят. – Там что скажут». И, в общем, мои работы попали на выставку. А что такое раньше было попасть на такую выставку, всесоюзную? – Все средства массовой информации – «Огонёк», «Советский Союз» – сразу отпечатали все мои работы. По программе «Время» показали – вот так первая известность ко мне пришла. Я педагогов боялся, стеснялся: они на меня косо смотрели. А даже педагог, который вёл меня до диплома, он перестал со мной здороваться: как это я вишу рядом с ним? Это странно звучит, но это было такое. Помню, меня один педагог остановил и говорит: «Ну-ка, выпрямись! Прекрати прятаться! Ты что, украл что-то? – Твои работы на выставке всесоюзной висят».

После этого у меня была выставка на Кузнецком мосту. Это был восемьдесят третий – восемьдесят четвёртый год, зимой. Выставку даже пролонгировали на второй срок, потому что народу было очень много: на руке номерки ставили. Я как сейчас помню: сижу в мастерской, звонит помощник Горбачёва – Казначеев Алексей Алексеевич – и говорит: «Шилов?» Я говорю: «Да» – «А что вы сидите? Вы почему не идёте?» – «А куда я должен идти?» – «Ну как, через двадцать минут у вас Горбачёв. Уже вышел». Я говорю: «Первый раз слышу» – «Как первый раз. Мы же Отдел культуры ЦК КПСС предупредили, чтобы вы там были обязательно». Я, значит, оделся, и бегом. Хорошо, что там недалеко, но минут десять бежал до Кузнецкого моста, по Петровке, как сейчас помню. Прибегаю, смотрю: всё оцеплено охраной, и стоят люди из Отдела ЦК. Они пригласили из Манежа искусствоведа своего, и когда я появился, они абсолютно этого не ожидали. А меня всего трясло внутри – я мгновенно всё понял. Так я начал постигать жизнь, «дворцовые» всякие штучки. Горбачёв вошёл, с женой, с дочерью. Начали смотреть картины. К первой работе подходим. Они тут же подставляют Горбачёву вот эту ангажированную даму из Манежа, и она начинает в моих картинах выискивать недостатки. Это они при мне так, а если меня бы не было? У меня внутри сердце прямо вырывается из груди, а я молчу. Подходим к следующей картине. Она опять начинает: «Здесь не так, то не так». Он к ней поворачивается и говорит: «Если всё это сделать, то что вы предлагаете, это будет уже не Шилов. А я пришёл на выставку к Шилову».

Я никогда не пользовался заказами Союза Художников: никогда ни одного заказа я от них не получил.

Вдохновение – это награда за каторжный труд: оно каждый день не приходит». [T.10.CDXCV]

 

 
     
 

1 - 2 - 3 - 4