ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН VII. Spiritus dominat formam; Victoria; Jus Proprietatis (Право собственности, Авантюризм, НАЗАРА, «Тварь дрожащая»); Curriculum Hermetis (Колесница Гермеса); le Chariot; Иероглиф (Стрела в прямолинейном полёте).

   

Jus Proprietatis (Право собственности, Авантюризм, НАЗАРА, «Тварь дрожащая»

«Тварь дрожащая» 1, 2, 3, 4

 
     
 

Перед ней, уже до краев заполненная солнцем, лежала расчищенная от валунов и окаймлённая двумя рядами олив долинка. В глубине её теснили и сжимали в ущелье опоясанные террасами старые ржавые холмы Самарии, а над ними в молодом родниковом небе текли жёлтые отмели облаков.

Метрах в двухстах от Зяминого вагончика бугрился курган остатками каменных стен времён Османской империи.

Зато, если перевалить через курган, можно побродить, спотыкаясь и балансируя руками, по раскопанным стенам города Ай. Израильтяне взяли его вторым – после Иерихона, – когда вернулись в эту землю, текущую молоком и мёдом. Так написано в ТАНАХе.

До сих пор кроты выталкивают на поверхность земли обесцвеченные временем и почвой кубики – крошево мозаичных полов и настенных панно, что украшали когда-то строения Шомрона, Самарии – цветущего края. Во всех карманах Зяминой одежды валялись эти матовые кубики, похожие на кости для игры в шеш-беш. Их было приятно и странно перебирать в кармане, гладить пальцем шероховатую грань, согревать и думать, что тысячелетия назад они были вытесаны тёплыми и чуткими руками предка-мастерового всё из той же породы местного известняка, который и сейчас используют здесь для строительства.

Остатки древних стен, микву и маслодавильню с двумя огромными каменными жерновами каждое лето раскапывает парочка поджарых американских археологов-пенсионеров.

Совет поселения выделил им, по соседству с Зиминым, «караван», и эти всегда приветливые летние старички, в нахлобученных белых панамах, с утра до захода Солнца копают в своё удовольствие, так напоминающее тяжелый, изматывающий труд.

*

…и немалых усилий! – после тяжёлого дня.

А день был таков: они спихивали поселенцев с занятого теми пустынного холма. Что значит – занятого? Те разбили две палатки, воткнули в землю израильский флаг и расселись вокруг. Пришли как на пикник – женщины, дети, коляски... Ну-с, и полиция, конная наша полиция. Мама, смотри, лошадка!..

Их раввин, молодой рыжебородый парень, размахивал какими-то бумагами вроде, по планам земельного Управления, этот холм относится к их поселению. Чудак, причём тут бумаги...

Вначале, когда полиция только прибыла на место, когда страсти ещё не накалились, этот парень – по виду не скажешь, что раввин, обыкновенный поселенец в вязаной сине-белой кипе, отошёл с Фимой покурить. Как думаешь, спросил он, что будет? Фима пожал плечами. Я понимаю, сказал тот, причём тут вы, вы на службе...

Потом он стал рассказывать про этот холм, за который они, как сумасшедшие, цеплялись. Оказывается, именно здесь в древности был город Ай. И уже лет шесть какие-то археологи-американцы свой кровный отпуск тратят на раскопки. Живут в «караване», и поселенцы их кормят, лишь бы копали. Каждый год ждут, как возлюбленных, – приедут, не приедут? Кроме фундамента нескольких домов и древнейшей синагоги они раскопали микву с мозаичным полом, маслодавильню с каменным резервуаром и стоком для оливкового масла и огромным, тяжёлым жерновом.

Вот, смотри, говорил рыжий раввин, арабы ночью пробрались сюда и раскололи жернов. Наверное, это было трудно сделать, но они не пожалели сил. Унести не смогли. Но если отдать им этот холм, они превратят в крошево все памятники нашей истории, которые мешают им доказывать, что нас здесь никогда не было... Послушай, говорил он, вот ты разумный человек, скажи – как можно назвать людей, плюющих на свою великую историю? Ведь всё это – он повёл рукой в сторону холма – наше национальное достояние...

Дина РУБИНА [B.108.1]

 

…знаменитая «Израильская Стела» – единственное место в египетских записях, где упоминается Израиль. Данная стела была установлена преемником Рамзеса Мернептахом во славу своих военных завоеваний. Предметом особой гордости являлись победы над ливийцами и таинственными «морскими людьми», которые попытались вторгнуться в Египет. В конце записи говорится о военном походе в Палестину. Перечисляются все территории, которые были завоёваны: «Тейену разрушен, Хетты разгромлены, Ханнан разграблен…» Далее он говорит: «Израиль лежит опустошённый, у него больше нет потомков».

Dr. Bob (Robert) Brier, Long Island University: «При внимательном изучении иероглифов можно увидеть, что названия всех побеждённых территорий оканчиваются на иероглиф с тремя зубцами или горами. Это знак означает «Иноземная страна». Но в случае с Израилем этого знака нет. Название оканчивается иероглифом с изображением людей – мужчины и женщины: Израиль тогда ещё не установился как государство – это ещё кочевой народ…» [T.12.LXXXII.2]

*

Dr. Michаel Freikman, Jewish University in Jerusalem: «…у нас было два, фактически, якоря. Первый из них – 1207-й год до н. э. – это, фактически, было последнее событие, которое можно было датировать с большой долей точности. Мы знаем, что Мернептах – один из фараонов египетских, вторгается в 1207-м году до н. э. (то есть, самый конец тринадцатого века) в Ханаан с одним из карательных походов.

…здесь он, как обычно, достаточно стандартно рассказывает, как он «уничтожил семя Исраил/Исриру», в зависимости, как читать. В нём можно достаточно просто узнать Израиль: ламед-реш – они запросто могут поменяться – собственно у египтян не было различия между этими двумя звуками до эллинистического периода.

Египетский язык, он, в какой-то мере даже более точное алфавитное письмо, чем сегодняшнее алфавитное письмо в том плане, что у него были как буквы, которые указывали на один, два, три, четыре даже пять звуков, но так и детерминативы в конце слова, которые добавляли ясности в смысл слова. И там показано огромное количество народов и городов, которые были уничтожены и захвачены, но только у «Исраила» появляется детерминатив, то есть, уточнитель. У всех названий народов, которые там указаны, мы увидим кружок крест-накрест перечёркнутый – это детерминатив укреплённого города, то есть, так показывали оседлые племена или города. Но только у израильтян мы увидим «мужчина и женщина, сидящие рядом» – такой детерминатив рядом с множественным указателем, это был детерминатив кочевых народов». [P.125.60]

**

 
     
 

**

…одно из таких мест – Гезер (Газер), где археологи обнаружили следы программы строительных работ Соломона – шестикамерные ворота.

Билл Девер (Prof. William G. Dever) руководил раскопками в конце шестидесятых годов двадцатого века.

…некоторые учёные заявляют, что вся Библия – это религиозная выдумка. Они даже сомневаются, что Израиль и его жители, вообще когда-либо существовали.

Prof. William G. Dever, University of Arizona: «Многие ревизионисты – эти крайние скептики – считают, что Древнего Израиля не было. Что Израиль – это интеллектуальный конструкт. Другими словами, эти люди не переосмысливали своё прошлое, а выдумывали его: у них не было прошлого, а Библия – это миф. Базовый миф, рассказанный, чтобы…»

Законность еврейского прошлого упирается в нахождение доказательств, которые подтвердили бы древнее происхождение Библии.

Повествование об Аврааме входит в Первую книгу Библии – «Бытие», – наряду с рассказами о Ное и Всемирном Потопе, об Адаме и Еве. Хотя они несут мощное послание, археологических или небиблейских текстовых данных, подтверждающих их, до сих пор не обнаружено.

Dr. David Ilan, Hebrew Union College, Jerusalem: «Чем больше углубляешься в библейский текст, тем сложнее найти там исторический материал. Патриархи, описаны в «Бытие». «Бытие», большей частью, это сборник мифов и историй о Мироздании. Найти там историческую составляющую, очень сложно».

…в действительности рухнула вся система ханаанских городов-государств, включая Хацор и Иерихон. Судя по археологическим находкам и древним текстам, можно с уверенностью говорить, что это случилось в результате долгого периода упадка и беспорядков, пронесшихся по Месопотамии, в районе Эгейского моря и Египетской империи примерно в 1200-м году до нашей эры.

Prof. Peter Machinist, Harvard University: «Когда пыль оседает, мы начинаем видеть, что образовалось на месте этой системы великих государств. Мы обнаруживаем, что брешь, образовавшуюся после распада системы великих государств, вдруг заняли другие, новые народы».

В семидесятых годах двадцатого века археологи начали масштабные исследования на центральном взгорье Ханаана. Сегодня это в основном палестинская территория на Западном берегу реки Иордан.

Prof. Israel Finkelstein, Tel Aviv University: «В то время я преподавал, и дважды в неделю мы со студентами ходили в горы. Ежедневно мы проходили два-три квадратных километра. Чтобы охватить всю территорию, двигаясь с такой скоростью, требуется много времени».

За семь лет он прошёл более тысячи квадратных километров, сортируя керамические изделия и отмечая места, где они были найдены, на карте.

Prof. Israel Finkelstein, Tel Aviv University: «В начале все эти отметки на карте ничего мне не говорили. Но постепенно я начал видеть в них явления и процессы».

Датируя керамические изделия, Финкельштейн обнаружил, что до тысячи двухсотого года до нашей эры, здесь было примерно двадцать пять поселений. По его подсчётам всего в этих поселениях жило от трёх до пяти тысяч жителей. Но всего два столетия спустя произошёл резкий рост числа поселений и населения в них.

Prof. Israel Finkelstein: «Произошёл резкий рост населения. Количество поселений увеличилось, примерно, до двухсот пятидесяти, а численность возросла в десять раз – от нескольких тысяч до сорока пяти тысяч человек, или около того. Это слишком резкий рост населения, чтобы его можно было объяснить естественными причинами. Такой темп роста был невозможен в древности».

Если это был не естественный рост, тогда, может быть, волны рассредоточенных народов поселялись здесь после распада системы великих государств?

Затем были найдены другие доказательства существования новой культуры – новый тип простого жилища, которого никогда раньше не было. И это как раз то самое место, где, если верить Стеле Мернептаха и Библии, жил народ Израиля.

Prof. Amnon Ben-Tor, The Hebrew University of Jerusalem: «Такие жилища появились по всей стране. И именно там жили евреи. Иногда их даже называют «Еврейские дома», или «Дома еврейского типа».

…и если вы посмотрите на находки, вы увидите, что это относительно недорогие вещи – это обычная керамика. Не хочу обидеть древних поселенцев или древних евреев, но в ней нет большой художественной ценности».

Как ни удивительно, но эти обыденные керамические изделия, найденные на месте этих новых еврейских деревень, очень похожи на повседневную керамическую посуду, найденную в более древних ханаанских городах вроде Хацора. В действительности есть лишь одно различие – Еврейский дом.

Такая сильная схожесть заставляет археологов сделать новый поразительный вывод о происхождении древних евреев.

Prof. William G. Dever: «Предположительно большинство древних евреев произошли от хананеев и вытеснили последних».

Prof. Peter Machinist: «Евреи всегда жили на Земле Израильской, это были коренные жители, но они образовывали разные группы. В большинстве своём это были бедняки».

Prof. William G. Dever: «Итак, речь идёт о перемещении народов, а не о вторжении вооружённых орд извне. Это скорее был социальный, экономический переворот».

Prof. Israel Finkelstein: «В тексте приведена история о евреях, пришедших извне, осадивших ханаанские города, уничтоживших их, и впоследствии образовавших государство на Ханаанской земле. Но археологические находки говорят об обратном. Согласно археологическим данным, подъём Древнего Израиля был обусловлен распадом ханаанского общества, а не являлся причиной этого распада».

Археологические данные указывают на то, что евреи сами произошли от хананеев.

Тогда почему в Библии постоянно говорится, что евреи были чужаками в Ханаане?

…возможно ответ на этот вопрос кроется в желании идентифицировать себя по-новому.

Prof. Peter Machinist: «Если верить психологам, личность формируется когда говоришь о том, чем ты не являешься, то есть о ком то другом. Чтобы выяснить «Кто я есть на самом деле», надо понять, кем я не являюсь».

Prof. Avraham Faust, Bar-Ilan University: «Евреям не нравилась ханаанская система, они противопоставляли себя этой системе. Не используя разукрашенных или импортных керамических изделий, они выработали идеологию простоты. Этим-то они и отличались от египетско-ханаанской системы».

Если евреи хотели отмежеваться от своего ханаанского прошлого, что может быть лучше, чем создать историю об их уничтожении…

Prof. Michael D. Coogan, Stonehill College: «В привычном понимании различия между евреями и их соседями состояло в том, что соседи поклонялись множеству различных богов и богинь, а евреи почитали одного Истинного Бога. Евреи часто поклонялись другим богам. Может быть они и не должны были этого делать, но всё равно делали. Итак, по крайней мере на уровне практики, многие евреи, если не большинство, не были монотеистами».

…впервые были извлечены из-под земли в 1968-м году. Билл Девер (Prof. William G. Dever, University of Arizona) проводил охранно-спасательные раскопки гробниц в южном Израиле, когда местный житель принёс ему украденную оттуда надпись.

Prof. William G. Dever: «Выполненная чётким письмом восьмого века, она оказалась надгробной надписью, в которой указано имя покойного. В ней говорится: «Да благословит (Того-то и того-то) Яхве». Это хороший библейский иврит. Но в ней сказано: «Да благословит Яхве и его Ашера».

А Ашера (אֲשֵׁרָה) – это имя древнеханаанской Богини-Матери.

На территории Израиля были найдены и другие надписи, связывающие Яхве и Ашеру: тысячи статуэток были извлечены из-под земли. Девер (Prof. William G. Dever, University of Arizona) приходит к выводу о том, что у Бога была жена.

Даже спустя сотни лет после того, как евреи отошли от своих языческих ханаанских корней, монотеизм ещё полностью не установился.

Не смотря на реформы Иосии, древние евреи продолжали поклоняться другим богам. Принятие ими Единого Бога и победа монотеизма начались с цепочки событий, которым есть наглядные доказательства в археологии, древних текстах и Библии.

Всё началось с разрушения земного жилища Яхве – Иерусалимского Храма.

В 586-м году до нашей эры, после победы над ассирийцами, Израиль оккупировала новая месопотамская империя. Вавилоняне разорили Храм и методично сожгли Святой город. Победители-вавилоняне убили сыновей Седекии – последнего царя из рода Давида – на его глазах, а потом ослепили самого царя. Завет – обещание, данное Яхве Избранному народу и Давиду, о том, что его род вечно будет править в Иерусалиме, – был нарушен. Спустя четыреста лет Израиль был стёрт с лица земли.

…вещественные доказательства библейского текста Эпохи Плена или более ранние, найти очень сложно. Самые известные сохранившиеся библейские тексты – это «Свитки Мёртвого моря». Они были обнаружены случайно в 1947-м году. Эти Свитки представляют собой почти все тридцать девять книг еврейской Библии, по крайней мере, фрагментарно. Они дошли до нас, потому что хранились в идеальных условиях – в жаркой и сухой пустыне. Археологи подозревают, что на территории Израиля было, по крайней мере, ещё несколько сотен таких свитков, но так как они были написаны на папирусе или коже животных, они давно разложились.

Самые древние рукописи Мёртвого моря датируются, по крайней мере, тремя веками после Вавилонского Плена. В отсутствие доказательств, существование более древнего текста, некоторые учёные заявляют, что вся Библия – это религиозная выдумка. Они даже сомневаются, что Израиль и его жители, вообще когда-либо существовали.

Законность еврейского прошлого упирается в нахождение доказательств, которые подтвердили бы древнее происхождение Библии.

…за стенами Иерусалима на Старом кладбище.

Prof. Gabriel Barkay, Bar-Ilan University: «Мы приехали сюда и раскопали семь гробниц. Они датируются седьмым веком до нашей эры, то есть примерно временами жизни царя Иосии. Но когда обнаружили эти гробницы, они уже были разграблены, поэтому многого мы не ждали».

…но пол был обрушившимся потолком, и под ним были артефакты, уцелевшие после нашествия мародёров. Среди сотен предметов могильной утвари выделялся один артефакт.

Prof. Gabriel Barkay: «Он был похож на окурок: цилиндрической формы, сантиметров двух с половиной в длину, около сантиметра в диаметре. Было совершенно ясно, что он серебряный. Это был какой-то крошечный свиток».

Там же был обнаружен второй свиток, чуть поменьше. Оба они были отвезены в лабораторию Израильского музея.

Dr. Andrew G. Vaughn, Executive Director of American Schools of Oriental Research: «По сути археология – разрушительная наука: чтобы что-то выяснить, надо что-то разрушить. Габриель Баркай и его команда должны были принять решение: надо ли разворачивать эти амулеты или лучше их сохранить. Они решили, что дело стоит такого риска. И оглядываясь на прошлое, можно сказать, что они были совершенно правы».

Prof. Gabriel Barkay: «Первое, что я мог расшифровать сразу же на месте, было слове «Яхве» – непроизносимое Имя Бога из четырёх букв».

Дальнейшее исследование выявило другие слова и удивительно знакомую молитву, которую и поныне произносят в синагогах и церквях:

«…да благословит тебя Господь и сохранит тебя!

да призрит на тебя Господь светлым лицом Своим и помилует тебя!

да обратит Господь лицо Свое на тебя и даст тебе мир!» (Книга «Числа», глава шестая, стихи с двадцать четвёртого по двадцать шестой)

Dr. Andrew G. Vaughn: «Без сомнения два этих амулета содержат благословения священников, которые приводятся в шестой главе «Чисел». Вот почему эти надписи так важны, ведь это самые древние, имеющиеся у нас упоминания письменных библейских рассказов».

«Серебряные свитки», содержащие благословение священников, были написаны на четыре столетия раньше самых древних «Свитков Мёртвого моря». Это удивительная находка, она доказывает что, по крайне мере, некоторые стихи Библии были написаны в древности, во времена правления потомков царя Давида.

Предоставляя нам текст, написанный раньше Вавилонского Плена, «Серебряные свитки» подтверждают, что еврейская Библия была написана по мотивам стихов устной традиции молитв времён писцов «Д», служивших при Дворе царя Иосии, а, возможно, и времён писцов «Э» и «Я». [T.21.XVIII.1]

**

 
     
 

**

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…в Британском музее хранится замечательный памятник – это легенда в религиоведении Древнего Египта – «Камень Шабаки».

Текст этого камня – это текст Мемфисского богословия. Он рассказывает о том, как царь Шабака, будучи воспитанным на корнях египетской культуры, приходит в храм бога Птаха, пытаясь изучить какую-либо мудрость. И находит он «свиток изъеденный червями». И на нём рассказывается, как бог творил мир. И потрясённый Шабака просит это уникальное знание запечатлеть в камне. Этот свиток был скопирован на камень, который в Средние века использовался как жёрнов.

В тексте рассказывается о том, что Птах воплощал собой вот тот потенциал, который есть в земле, и поэтому ему не нужно было создавать богов, прибегая, как это сделал Атум, к мастурбации. Он задумывает их в сердце и высказывает их тайные имена: и они начинают существовать. И дальше текст говорит о том, что всё, что произошло в Гелиополе – бог Атум и все потомки Солнечного бога – это зубы и губы бога Птаха. Они часть того творения, часть того мистического созидания мира, которым обладает Птах, зная тайные имена». [P.125.51]

*

Во вводной части «Стелы Шабаки» (фараон XXV эфиопской династии, около 710 г до н.э.) сказано, что фараон нашёл в храме полуистлевший папирус и велел воспроизвести его текст на камне. Это явно выдумка, также как и сообщение о находке в храме Яхве в Иерусалиме текста древних законов – Второзаконие. Такого восхваления Пта не могло быть в древние времена. Нововведением является то, что мир и боги созданы не с помощью физического акта, как это характерно для древних космогоний и теогоний, а мыслью и словом. Мемфисский текст делает понятным появившийся примерно в то же время в Палестине рассказ о сотворении мира Яхве.

НЕМИРОВСКИЙ А. И. [B.123.1]

*

В 622 г. до н. э. Иосия повелел полностью обновить Иерусалимский храм, сильно обветшавший за тот долгий период, который начался со смертью последнего яхвистского царя шестьдесят пять лет назад. Яхвистские священники, ожидавшие этого с нетерпением, были готовы. Первосвященник Хелкия объявляет о находке в тайной нише каменной стены храма старинной Книги Закона. Циники предположили бы, что эта копия была изготовлена самими священниками, но народ убедили в ином. Книга Закона, провозглашавшая яхвизм единственной допустимой религией и способствовавшая усилению власти священников, просуществовала якобы шесть веков со времён легендарного Моисея, получившего Закон в окончательном и неизменном виде от самого Господа на горе Синай.

Точное содержание Книги Закона никому не известно. Она не сохранилась. Большинство библейских исследователей, однако, почти уверены, что оно очень близко тому, что мы называем сейчас Второзаконием, где приведены речи, предположительно самого Моисея, которые он произнёс перед израильским народом до перехода через Иордан, незадолго до своей смерти.

Иосия признал эту книгу подлинной реликвией и немедленно начал осуществлять радикальную религиозную реформу. В стране искоренялись любые культы неяхвистского толка.

Айзек Азимов [B.129.3]

*

Анна ШМАИНА-ВЕЛИКАНОВА, доктор культурологии, профессор Центра изучения религий РГГУ: «…во Второзаконии говорится о том, как народ должен жить, когда он придёт на Землю Израиля. Там даже говорится о том, что они, может быть, изберут себе царя: говорится о правах и обязанностях царя – если у вас будет царь, то пусть он делает то-то и то-то. Когда у вас будет Храм – делайте то-то и то-то. То есть, как бы, автор, это пророчество «ex eventu». Второзаконие написано, когда Храм давно стоял, и царь давно был, но оно построено, как пролог: «когда всё это будет, делайте то-то и то-то». И дальше за этим прологом начинает рассказываться, как осуществится всё это». [P.168/2]

 

 
     
 

Юй прославился как спаситель людей и объединил конкурирующие кланы в первую династию Китая – династию Ся. История Юя Великого очень древняя и доказательств её достоверности у нас нет.

Prof. Dr. Klaus Mühlhahn, Freie Universität Berlin: «Однако есть археологические свидетельства эпохи династии Шан. Правление Шан охватывает период примерно с 1600-го до 1100-го года до н. э. Первый, из дошедших до нас памятников китайской письменности, относится именно к династии Шан. Уже тогда это было высокоразвитое общество, имевшее письменность. Дальше последовала династия Чжоу, которая правила невероятно долго – от 1100-го по 200-й год до н. э. Династия Чжоу – это период уже очень высокого развития политической организации, техники и культуры. По сути это было началом китайской цивилизации».

В это время военная техника и философская мысль достигли в Китае высокого уровня. Произошли изменения в способах ведения войны и в образе жизни китайцев. Тогда же родился легендарный мыслитель – великий Конфуций.

Yasmin Koppen, M.A. (PhD Candidate): «Думаю, Конфуций был самым известным учёным в истории Китая. Он жил с 551-го по 479-й год до н. э. а родился в семье, которая происходила из старой династии Шан».

Это было бурное время, сопровождавшееся войнами и хаосом. Конфуций работал в качестве магистрата при дворе князя Лу в Восточном Китае. Во время его пребывания в этой должности, он увидел, что традиционные устои – правила поведения, дисциплины и уважения – рушатся. Он понял, что даже сам князь пренебрегает своими обязанностями, проводя большую часть времени с придворными красотками. Конфуций тщетно пытается реформировать правительство.

Yasmin Koppen, M.A. (PhD Candidate): «У Конфуция была особая миссия: он никогда не стремился создать новую религию. Он хотел изменить кое что, что было заложено в прежней. Он считал, что если люди будут соблюдать этикет и необходимый порядок, то войны прекратятся. Если бы люди действовали правильно, то их ум тоже встал бы на место. Конфуций был убеждён, что каждый, независимо от социального положения и образования, может стать добродетельным. Праведный и добродетельный правитель примером правильной жизни и соблюдением ритуалов превратит своих подданных в хороших людей. Конфуций стремился к распространению мудрости, потому что мудрость – основа мира и гармонии. Чтобы достичь мудрости, люди должны быть разумными, гуманными и праведными».

«Благородный муж всегда думает о добродетели, низкий – о комфорте» Конфуций

Yasmin Koppen, M.A. (PhD Candidate): «…он, покинув родные места, перебирался с места на место, и жил в крайней бедности. При этом его сопровождали молодые последователи, которые записывали его слова. Надо сказать, он никогда не стремился к славе и известности, никогда его не почитали за то, что он сделал, всё это пришло к нему уже после смерти».

Конфуций дожил до семидесяти двух лет, но так и не нашёл правителя, который бы соответствовал его высоким идеалам. Перед смертью он чувствовал, что потерпел неудачу в своей жизненной миссии. Но его последователи сумели передать основы его учения будущим поколениям.

Yasmin Koppen, M.A. (PhD Candidate): «Многие из них, став чиновниками, оказали заметное влияние на государство. Они основывали школы и активно распространяли идеи Конфуция, цитаты и его учение в целом. Это было ново. Все хотели мира, и люди хотели учиться. Его основная идея была в том, чтобы учить добру и человечности всех, независимо от возраста, богатства и положения».

Ученики Конфуция записывали его высказывания в книгу под названием «Беседы и суждения». Благодаря ей, философия Конфуция живёт по сей день. [T.29.XXXIII.1]

*

Биографию Конфуция впервые написали в империи Хань через четыреста лет после его смерти. После долгих веков войны воцарился мир, пришло процветание. То была эпоха инноваций и образования, появились обычаи и традиции, которые по сей день остаются неотъемлемой частью китайской культуры.

Придворный историограф Сыма Цянь посвятил жизнь описанию первой полной истории Китая – Ши Цзи. Он описал самые важные события, а также династии правителей, которые внесли большой вклад в историю Китая. Составил и первую полную биографию Конфуция.

Эта биография – один из главных источников информации о жизни Конфуция: в ней описана борьба за продвижение его идей.

Dr. Annping Chin, Yale University: «Биография Конфуция, написанная Сыма Цянем очень важна, поскольку это самая первая попытка собрать воедино многочисленные предания, появившиеся в течение трёхсот лет после смерти Конфуция. Конечно, Конфуций не знал, что его слова станут настолько важными для китайцев».

…со временем, согласно источникам, в школе учится более трёх тысяч человек.

Prof. Michael Nylan, University of Berkeley: «Это не современное академическое образование, знакомое нам. Как во времена древнегреческих философов, влиятельные мыслители учили, подавая пример. Приходили люди, у которых была власть и немного свободного времени – люди, которые хотели стать мудрыми руководителями».

Со временем учинение Конфуция легло в основу одного из самых священных китайских текстов – «Аналекты Конфуция». В нём собраны его самые известные изречения и мысли. С ним развивалась китайская цивилизация.

Ученики Конфуция записали текст на хрупких бамбуковых пластинках. Старейшие фрагменты текста нашли в могилах, датируемых третьим веком до нашей эры. Они указывают на то, что после смерти мыслителя были в ходу разные версии книги. Во втором веке нашей эры создают одну главную версию, её высекают на каменных плитах. Эта версия украшала императорскую академию. Её изучали и заучивали. Она становится одним из фундаментальных текстов китайской империи. Этот текст изучают в школах Китая вот уже более двух тысяч лет.

Аналекты – основная книга по философии Конфуция, в ней содержится кодекс морали, на котором строилась китайская культура.

В конфуцианстве важна иерархия, традиции и древний этикет. Всё это стало поводом критики со стороны альтернативных философских течений. Конфуция критиковали как при жизни, так и через много веков после смерти. В двадцатом веке было принято обвинять имперский уклад в нищете и отсталости народа. Поскольку конфуцианство было главной традицией, оно стало главной мишенью. К концу шестидесятых Конфуций вошёл в так называемые «Четыре пережитка» – старая культура, старое мышление, старые обычаи и старые привычки. В этот период Конфуций ассоциируется с феодальным прошлым Китая. Его наследие начали устранять, прежде всего, в родном городе мыслителя Цюйфу. [T.29.IX]

**

 
     
 

**

На восьмой год после объединения было сожжено множество бамбуковых пластинок. А ещё через год людей казнили погребением заживо.

Prof. Duan Qingbo, Chinas Northwest University School of Cultural Heritage: «Цинь Шихуанди называют тираном из-за сожжения книг и массовых казней учёных».

Пока в стране проводились реформы немало влиятельных придворных – сторонников феодализма – выступали против введения системы округов. Ли Сы предложил сжечь книги, потому что позицию порождали старые обычаи. Сожжение книг Ли Сы считал частью реформации.

Prof. Duan Qingbo: «Книги сожгли из-за сильного противодействия процессу проведения реформ. Целью их сожжения было укрепление централизации и системы префектур».

Вопреки общему мнению сжигались не все книги подряд. Книгам учёных-конфуцианцев, одобренных государством, ничто не грозило. Книги по сельскому хозяйству, прикладным наукам и астрономии хранились в дворцовой библиотеке.

Второе событие произошло через год. Согласно записям, сделанным в царстве Хань, Цинь Шихуанди приказал заживо закопать четыреста шестьдесят учёных-конфуцианцев.

Что послужило причиной трагедии?

Prof. Duan Qingbo: «Сведения о погребении учёных впервые появились в литературе царства Хань. В первых документах говорилось о казни алхимиков, а вовсе не учёных-конфуцианцев. Но к концу династии Хань записи были изменены – вместо алхимиков появились конфуцианцы, и две тысячи лет считалось, что Цинь Шихуанди убивал учёных».

Prof. Jeffrey Riegel, University of California, Berkley: «Его приближённые, его правительство происходит из династии Хань. Ханьские записи о Цинь отличаются искажениями – неверно расставленными акцентами, и тому подобным».

Историю почти всегда пишут победители, но большинство записей о Цинь Шихуанди исходят от династии Хань. Поскольку Хань покорилась Цинь, о Цинь Шихуанди там писали не в благожелательном ключе.

Вопреки общему мнению учёные утверждают, что император был настоящим трудоголиком и не ложился спать, не прочитав семьдесят два килограмма бамбуковых пластинок. [T.29.XI.1]

*

…не смотря на эти достижения Цинь Шихуандина на протяжении более двух тысяч лет называли тираном. Что же стояло за этим?

Через восемь лет после объединения было сожжено множество бамбуковых пластинок с надписями. А в следующем году и людей стали хоронить заживо.

Процессу объединения сопротивлялись могущественные люди – сторонники феодализма и противники единого государства.

Ли Сы предложил жечь книги, так как оппозиция опиралась на древние обычаи. Ли Сы считал уничтожение книг частью реформ.

Prof. Duan Qingbo, Northwest University: «Книги жгли потому, что считали их источниками сопротивления процессу реформации. Уничтожение книг должно было усилить централизм и систему префектур».

Впрочем, вопреки расхожему мнению, не все книги сжигались. Книги, которые читали учёные-конфуцианцы, и которые были разрешены в стране, не сжигались. Книги по фермерскому хозяйству, технике и астрономии хранились в дворцовой библиотеке.

Согласно хроникам царства Хань Цинь Шихуанди сжёг заживо четыреста шестьдесят учёных-конфуцианцев.

Prof. Duan Qingbo, Northwest University: «Сведения о похороненных заживо учёных были обнаружены в письменных источниках Хань. Там шла речь об уничтожении алхимиков, но об учёных-конфуцианцах не было ни слова. На закате династии Хань появились записи об убийстве конфуцианцев. В них верят уже две тысячи лет».

Prof. Jeffrey Riegel, University of California, Berkley: «Он сам и члены его правительства имели отношение к династии Хань. Все эти искажения – ложные данные. Всё это очень типично для хроник, посвящённых царству Цинь».

История отражает лишь образ победителя. Большая часть хроник связывала Цинь Шихуанди с династией Хань. После того, как Хань разгромили Цинь, у них возникли сомнения в правдивости истории Цинь Шихуанди.

Вопреки распространённому мнению учёные утверждают, что Цинь Шихуанди был настоящим трудоголиком и мог заснуть лишь после ежевечернего прочтения семидесяти двух килограммов бамбуковых пластинок. [T.10.DCCXII.1]

 

 
     
 

Hamed Qawasmeh, palestinian resident, UN’s Office of the High Commissioner for Human Rights: «Евреи, по-прежнему, намерены считать себя «избранным Богом народом». Но мы не верим, что Бог занимался дележом земли: «Так! Эта земля для вас, а эта – для вас». Лично я уверен, что Господь, как бы вы его не называли, всегда судит по справедливости, Он поступает с людьми по-честному, не лукавя. Господь бы не сказал: «Это мои люди, а остальные – какие-то отбросы». С этим не только мы и палестинцы не согласны, но другие бы тоже не согласились: нельзя делить людей на первосортных и второсортных – мы все равны перед Богом, и все имеем одинаковые права на землю».

Gideon Levy, Haaretz journalist: «…в нашем обществе люди всё меньше и меньше задумываются о моральной стороне этого вопроса. И мы прикрываемся разговорами о безопасности, о терроризме, а если и это не помогает – что же, всегда можно поднять «Тему холокоста». Вспомните, что сказала Голда Меир: «После холокоста евреи имеют право делать всё, что им угодно». Такой вот образ мышления». [T.25.III]

 

Что происходило в западной половине Плодородного полумесяца? Она меньше восточной половины и не так плодородна; она меньше по площади и долины Нила и тоже менее плодородна. Тем не менее, на заре цивилизации западная половина Плодородного полумесяца была столь же развитой, как и остальные его области.

Но она находилась посередине. Изоляция никогда не приносила мира. Цивилизации Тигра – Евфрата всегда тяготели к западу в надежде обеспечить себе господство в Средиземноморье, а цивилизация Египта так же упорно стремилась на север.

Оказавшееся посередине Средиземноморское побережье не смогло превратиться в империю. Оно оставалось скоплением городов-государств и слабых малочисленных народов. На протяжении всей своей истории оно находилось под властью соседних империй, за исключением краткого периода около 1000 г. до н. э.

Айзек Азимов [B.129.3]

**

 
     
 

**

Самая древняя надпись на Эль-Кельб («Собачья река») сделана по повелению Рамсеса II. Вероятно, он вообще был первым властелином, который рискнул двинуть войско по прибрежной тропе. Обычно пользовались удобным путём через Бекаа, одновременно для обеспечения фланга высылая вдоль берега флотилию, которая могла бы действовать с моря и высаживать воинов на сушу. Вполне вероятно, что превосходство вражеского флота вынудило Рамсеса II отказаться от этого испытанного манёвра.

В середине XIV в. до н. э. главной морской силой в восточной части Средиземного моря становятся ахейцы. В борьбе за господство над Сирией между хеттами и египтянами они встали на сторону проникших с севера хеттов.

Рамсес II не раз пользовался перевалом у Эль-Кельб. Он – единственный, кто оставил здесь три надписи. Правда, одной из них пришлось уступить место для прославления Наполеона III. Командующий военной экспедицией генерал Бофор распорядился в 1860 г. изгладить одну из надписей Рамсеса II, чтобы без особого труда получить достойное обрамление для своих слов, высеченных в память о предпринятой им операции.

Эпоха надписей у «Собачьей реки» весьма далеко отстоит от тех времен, когда Ливан начал втягиваться в общий поток политической истории Передней Азии, Но они, эти надписи, весьма характерны как символ ливанской истории вообще. Знаменательно, что все эти надписи оставлены иноземными владыками и полководцами. Исключение составляет только самая поздняя. Она посвящена уходу из Ливана последних англо-французских войск 31 декабря 1946 г.

Роль небольших общин, которые складывались на территории Ливана в IV – III тысячелетиях до н. э., с самого начала была определена и ограничена географическим положением страны. Предпосылки для образования великой державы здесь отсутствовали. Более того, природные условия обрекали Ливан, как, в общем, и всю прибрежную часть Передней Азии, на судьбу транзитной (проходной) страны.

Подобная ситуация имела как свои преимущества, так и весьма серьёзные недостатки. С одной стороны, положение на перепутье способствовало развитию торговли. Обмен товарами между восточной частью Передней Азии, странами эгейского мира и Египтом во все времена проходил преимущественно через гавани средиземноморского побережья, среди которых самое большое значение имели те, что находились под защитой Ливанских гор. С другой стороны, особенность географического положения привлекала сюда военную мощь великих держав всякий раз, когда дело касалось господства в древнем мире, когда важно было получить под свой контроль транзитную территорию. Овладевший землями между Палестиной и устьем Оронта держал в руках ключи от мирового господства. Надо ещё учесть и то, что страны транзитной области с их огромными природными богатствами сами по себе были весьма привлекательны для вершителей мировой политики. Правда, до конца III тысячелетия ни одно государство на обжитых землях древнего мира не было в состоянии проводить долгое время столь широкую великодержавную политику, чтобы включать в её сферу Ливан и соседние с ним области Сирии и Палестины.

И нет никаких сомнений, что вооружённые походы месопотамских царей на запад были связаны именно с торговыми отношениями. Такие демонстрации силы укрепляли позиции месопотамских купцов. Для последних было весьма выгодно находиться под покровительством могущественного государства, которое, безусловно, могло развернуть военные действия и далеко от своей территории. Естественно, подобные походы-демонстрации не могли повторяться ежегодно, во всяком случае в ранний период развития государств Месопотамии. Но в этом и не было необходимости, так как царственный предводитель военного похода оставлял здесь о себе память-стелу, которую он воздвигал.

В сознании древних изображение человека и начертание его имени отождествлялись с самим человеком. Такие воплощения были больше чем только знаки, напоминающие о доблестных делах. Они сохраняли действенность, пока существовала сила, которую они представляли. В этом смысле возведение стел и начертание скальных надписей выглядело актом экспроприации, неким вступлением во владение. Если выражавшееся в них притязание и не могло реально осуществляться в политическом плане, то, во всяком случае, в плане пропагандистском оно оказывало своё воздействие.

Не слишком тесные политические связи с державами Двуречья для малых государств Передней Азии во многих отношениях могли быть выгодными. Для отдельных правителей таких государств, постоянно раздираемых различием интересов и устремлений, даже слабая связь с великой державой означала большую безопасность и больший политический вес. В системе государств, где каждый мало-мальски приличный городской правитель был милостью божьей царём своего города, титул высокопоставленного чиновника дальней великой державы был в большой цене. Даже при известной потере суверенитета – возможно, лишь условной – с таким положением можно было смириться. Отсюда становится понятным тот факт, что Ибдати, один из правителей Библа в XXI в. до н. э., первый, как нам известно, носил титул «энси», царя, косвенно подчинённого владыкам III династии Ура. Выраженное в этом признание верховной власти Ура, без сомнения, не было результатом завоевания. Тягостное иго южномесопотамской великой державы правитель Библа в те времена смог бы быстро сбросить. К подобным отношениям должны были привести лишь обоюдные интересы. Вообще в духе политики III династии Ура было подчинить своему влиянию торгово-политические интересы городов-государств сирийского региона. Это, возможно, особенно коснулось Библа, когда Ур захватил позиции Египта, где в конце Древнего царства к 2250 г. до н. э. наступил период упадка.

Период от конца египетского господства до первых успешных попыток Ассирии взять под свой контроль Сирию и Ливан называют «золотым веком» Финикии. Эта более чем 200-летняя эпоха независимости от чужеземных владык создала предпосылки для самостоятельного развития во всех областях культуры. Прежде всего на южносирийской и палестинской территориях впервые образовались крупные независимые объединения, которые по сравнению со старыми городами-государствами обладали большими возможностями экономического и социального развития. Самым значительным из возникших здесь государств было Израильско-Иудейское царство Давида-Соломона, граница которого иногда достигала северного выхода из Бекаа. Правда, это крупное палестинское государство просуществовало совсем недолго.

Карл-Хайнц Бернхардт [B.153.1]

 

 
     
 

В Израиле много различных спецслужб, но у этой, действующей в составе так называемого Управления древностей, особые задачи, уникальная организация, и почти каждый день или ночь очередная операция или захват. Этих людей называют охотниками за «черными копателями».

Амир Ганор, командир отряда полиции спецназначения Управления древностей Израиля: «Мы созданы в 1985 году, когда выявились огромные масштабы разграблений археологических объектов и памятников культуры на территории Израиля. Только вдумайтесь, на сегодня их более 30 тысяч! Их надо защищать, а преступников, которых немало, ловить и отдавать под суд».

Командир отряда Амир Ганор показывает десятки сохраненных от контрабандного вывоза за границу артефактов. Глиняные кувшины эпохи Римской империи, золотые и серебряные монеты, фрагменты мозаики и многое другое.

Банды интернациональные. В них есть арабы, евреи и не только. Обороты – миллионы долларов в год.

Все бойцы Амира Ганора – профессионалы, прошедшие армейский спецназ. Кроме того, для многих археология и истории – вторая специальность.

С начала этого года спецназу Управления древностей Израиля уже удалось предотвратить разграбление нескольких археологических объектов, попутно обнаружить новые, а также задержать нескольких расхитителей древностей.

Впрочем, возмущается Амир Ганор, проблему это не решает, мягкое наказание – всего до пяти лет тюрьмы – не останавливают преступников. Значит, впереди у охотников за «черными копателями» еще много работы.

Руслан Гусаров. Собственный корреспондент НТВ в Израиле (13.03.2011) [P.31.4]

 

– Агриппа Соколов продаёт гору Елеонскую, – не обращая внимания на её реплику, увлекшись, продолжал Рабинович… – Ну, не смотрите на меня так. Землю, землицу продаёт. Святую землю с горы Елеонской. Во-он той… Ну, что вы как бараны уставились-то? Продаёт в Россию монастырям и церквам. Если не ошибаюсь, склянка – пять долларов. Нарасхват идёт, горочка-то! Чай, Машиах не обеднеет… Бери лопатку, иди копай…

– Рабинович, ты что, охренел? – полюбопытствовал Доктор. – Агриппа – человек религиозный, для него наша Масличная гора – не звук пустой.

Рабинович молча налил вино во второй стакан и протянул его Доктору.

– Выпьем за нашу святыню! – сказал он торжественно. – За гору нашу Масличную, на которой состоится помазание Машиаха…

– Признайся… – пробормотал Доктор, глотнув вина. – Признайся, ты сбрехнул насчёт Агриппы…

Рабинович упорно молчал. Писательница N. была почти уверена, что Сашка сказал чистую правду.

Дина РУБИНА [B.108.1]

 

 
     
 

1 - 2 - 3 - 4

ДАЛЕЕ