ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН VI. Methodus Analogiae; Libertas (Pentagrammatica Libertas); Medium; l'Amoureux (Возлюбленный); Bifurcatio (распутье дорог); Иероглиф (Глаз и Ухо).

   

l'Amoureux 2 (Возлюбленный)

 
     
 

con-jūnx (и conjux), jugis [jugum] 1. f 1) супруга С, QC etc.; 2) поэт. невеста V, Tib, О; возлюбленная Prp, VF; 3) самка (у животных) О, РМ; 2. m 1) супруг PI, Ctl, V, О, VM, Sen, T etc.; 2) pl. супружеская чета Ctl, VM. [B.32]

 

I com-pār, aris adj. равный (conubium L): compări Marte concurrere L сражаться равными силами; с. alicui (rei) L и alicujus (rei) AG равный кому(чему)-либо. [B.32]

II compār, aris m, f товарищ, спутник Pl etc.; супруг или возлюбленный Pl, Ctl, О etc. [B.32]

III compār, aris n равносложность частей периода rhH. [B.32]

 

ἀγάπη (ᾰγᾰ) ἡ 1) любовь NT; 2) pl. агапы, братские трапезы (у христиан ранних веков) NT. [B.169]

ἀμφι-πίπτω 1) относиться с любовью, обнимать (τινά Hom.; τὸ γόνυ τινός Eur.): ἀ. στόμασιν Soph. прильнуть устами, горячо целовать; 2) относиться с любовью, любить (τινά Pind.). [B.169]

II ἅρμα, v.l. ἄρμα, ατος τό дельф. любовь (τὴν Ἀφροδίτην ἅ. καλοῦσιν Plut.). [B.169]

ἔρως, ωτος ὁ тж. pl. 1) любовь, преимущ. страсть (ὁ ἔ. πάθος ἀλόγιστον Arst.): ἔ. τινός Soph., Eur., Xen. и πρός τινα Arst. любовь к кому-либо; ἔ. ἀνίκατος μάχαν Soph. любовь, непобедимая в борьбе; ἔρωτ’ ἐρᾶν Eur. страстно любить, пылать любовью; 2) страстное желание, горячее стремление (τινός Aesch., περί τι Plat. и πρός τι Luc.): ἔρωτα σχὼν τῆς Ἑλλάδος τύραννος γενέσθαι Her. (Павсаний), жаждущий стать властелином Эллады; ἔ. ἐνέπεσε τοῖς πᾶσιν ἐκπλεῦσαι Thuc. всеми овладело страстное желание отплыть, т.е. участвовать в морском походе; ἔ. αὐτὸν ἔσχε τῶν σκιερῶν σκηνημάτων Xen. его потянуло к тенистым шатрам; ἔρωτες πόλεως Arph. влечение к городу; 3) предмет любви, любовь (ἀπρόσικτος Pind.); 4) наслаждение, радость: ἔφριξα ἔρωτι Soph. я затрепетал от радости. [B.169]

Ἔρως, ωτος (иногда pl. Ἔρωτες) ὁ Эрот (1. бог любви; по Гесиоду - сын Хаоса, по орфикам и другим - первый и старейший из богов: πρώτιστος θεῶν Parmenides ap. Arst.; обычно считается сыном Афродиты; соотв. римск. Amor или Cupido; изображался красивым мальчиком с золотыми крылышками; вооружённый луком, он пронзал стрелами любви сердца людей и богов Trag. etc.; 2. название ряда мелких местностей Anth.). [B.169]

στοργή ἡ любовь (γονέων πρὸς τέκνα Arst. и πρὸς ἔκγονα Plut.). [B.169]

I φῐλία. ион. φιλίη [φιλέω] реже pl. 1) любовь, привязанность; 2) дружба; 3) стремление, жажда; 4) предмет любви… [B.169]

II φῐλία [φίλιος I] (sc. γῆ или χώρα) дружественная страна Xen., Dem. [B.169]

*

ἀ-κοίτης, ου ὁ муж, супруг Hom., Pind., Soph., Eur. [B.169]

ἄ-κοιτις, ιος ἡ 1) жена, супруга Hom., Pind., Trag.; 2) возлюбленная (Anth. - v.l. κοίτη). [B.169]

II ἄ-λοχος ἡ [ἀ- copul.] 1) супруга, жена Hom., Hes., Trag., Arst.; 2) любовница, наложница Hom. [B.169]

γᾰμετή (тж. γυνὴ γ.) жена, супруга Hes., Aesch., Lys., Xen., Plat., Arst., Polyb., Diod. [B.169]

γᾰμέτης, ου, дор. α ὁ муж, супруг Aesch., Eur., Xen. [B.169]

γάμος ὁ тж. pl. 1) брак, бракосочетание, супружество Hom., Hes., Pind., Trag., Plat., Arst., Luc.: ἄγειν τινὰ ἐπὶ γάμῳ Xen. и πρὸς γάμον Plut. взять кого-либо в жёны; 2) свадьба, брачный пир (γάμον τεύχειν Hom.; γάμους ἑστιᾶν Isae., Arst.; εἰς γάμον τινὸς ἐλθεῖν Eur.); 3) половые сношения, сожительство (Πανὸς γάμοι Eur.; μεθημερινοὶ γάμοι Dem.). [B.169]

γύναιον (ῠ) τό 1) ласкат. жёнка Arph., Plat.; 2) презр. бабёнка Arst., Dem. [B.169]

γυνή, γῠναικός ἡ (pl. γυναῖκες, dat. γυναιξί(ν) - Theocr. γύναικες и γύναιξιν) 1) женщина; 2) смертная женщина, т.е. человек; 3) замужняя женщина, жена, супруга; 4) самка (ἄρρενες καὶ γυναῖκες Arst.). [B.169]

δάμᾰρ, αρτος (δᾰ) ἡ супруга, жена (Ὀδυσσῆος Hom.; Ἀκάστου Pind.; Διός Aesch.; Πριάμου Eur.). [B.169]

νύμφευμα, ατος τό 1) pl. свадьба, брак Soph., Eur.; 2) невеста или жена Eur. [B.169]

νυμφευτής, дор. νυμφευτάς, οῦ ὁ 1) жених или супруг Eur.; 2) устроитель браков, сват Plat. [B.169]

 

 
     
 

Нина МОЛЕВА, доктор исторических наук, кандидат искусствоведения: «…и Иван Егорович Гринёв – шестнадцатилетний мальчишка, пришедший в Москву на заработки – узнал, что весь этот праздник, всё это великолепие создаёт один человек – главный машинист Московской Императорской казённой сцены. И он, как всякий бойкий провинциал, отыскал эту контору Императорских театров, и поступил на работу «мальчиком на побегушках» в цех, которым ведал главный художник, а был им такой Фёдор Вальц.

И с шестнадцати до тридцати лет он превратился в художника-исполнителя. Никакого образования специального у него не было. И он загорелся одной идеей: это было время, когда возникали наши первые музеи – это было время возникновения Третьяковки, позднее музеев Щукина, Морозова, Хлудова, Солдатенкова и так далее. Так вот, он захотел собрать «музей своего имени», бесплатный, и чтобы в этом музее два сотрудника содержались, которые бы рассказывали детишкам про искусство.

И вот до семидесяти трёх лет, то есть, с тридцати до семидесяти трёх – это, слава Богу, сорок три года, он все деньги, которые получал, тратил на приобретение всех этих картин, мрамора, бронзы.

Он всё, что получал за сезон, увозил в Западную Европу и там на распродаже известных собраний, ну, тогда ещё не было антикварных магазинов, он покупал наиболее дорогие вещи. у него были советчики вроде Константина Алексеевича Коровина и Александра Яковлевича Головина, но он и сам великолепно разбирался, стал разбираться в живописи: сначала увлёкся малыми голландцам – бытовой живописью, а потом его заинтересовали фламандцы – он перешёл к окружению Рубенса, а потом – конец его жизни – это были итальянцы.

Ну, что, казалось бы, мог театральный художник заработать? – А вот что: на Императорских сценах – это Малый театр и Большой – за сезон проходило одиннадцать премьер, и оформление каждого спектакля оценивалось в десять тысяч рублей золотом. Вот эти десять тысяч и переходили к Ивану Егоровичу, которые он делил со своею артелью исполнителей, которые переводили эскизы художников в размер сцены.

И когда ему исполнилось семьдесят три года, и у него уже был очень большой круг вещей, то он решил жениться. Но не на ком-нибудь! Нет! – Молоденькая девочка ему была не нужна, и, кроме того, согласитесь, проработав всю жизнь в театре, просто на хорошенькую мордочку никто не заглядится. Он нашёл себе невесту, правда, сорока пяти лет – княжну Марию Никитичну Курбатову. Я застала последние годы её жизни.

И когда я её спросила: «Мария Никитична, но ведь это же был мезальянс? Ну, крестьянин, в общем, ремесленник, и вы, с вашим происхождением». Она сказала: «Княжна!? Без гроша! Без земли! И девка в сорок пять лет – лежалый товар. Вполне был равный брак». И вот Иван Егорович привёз свою княжну в эти вот стены.

Но настоящее чудо произошло позже, в советские годы. Конечно, семья была отсюда выселена. Конечно, двенадцатикомнатная квартира была превращена в четыре коммуналки. Иван Егорович вскоре погиб от тифа, от сыпняка. И только когда его увозила карета в сыпной барак, он попросил жену: «Если можешь, сохрани мой музей». И она сохранила – она не продала ни единой вещи». [T.10.DXXXIV.1]

 

…у обывателя, ранее с благоговением смотревшего на знать, рушились прежние идеалы. Императорская семья скрывалась в Царском Селе – в своём особом мирке – больше похожем на мираж. Дамы высшего света, проводив на фронт своих братьев, сыновей и мужей – цвет русской гвардии – переоделись в сестринские платья, похожие на одежду горничных.

Самоотверженность аристократов, так восхищавшая в первые месяцы войны, не приблизила страну к победе, и потому с каждым днём рождала всё большее разочарование в народе.

Россия постепенно втягивалась в рамки новой нравственности эпохи массового безверия и цинизма, которая многим начинала казаться близкой к апокалипсису. [T.10.CDLVII.16]

 

 
     
 

…на правом берегу реки виднеется бесконечная равнина…

 

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…Нил почитали повсюду, и ведь в древнеегипетском языке для Нила нет названия, он называется «Итеру» – «река», либо «Итеру Аа» – «Великая река». Хапи – великий дух Нила – он даёт своё имя реке именно в момент её половодья.

Сам Хапи – он андрогин, поэтому у него такие преисполненные плодородием женские груди, характерная повязка с тремя медными пластинами, жертвенник с хлебом и водой, и на голове у него распускаются папирусные заросли. (статуэтка рубежа 7-6 века до нэ из собрания Лувра в Париже)

Ещё одна важная фигура во всех этих аграрных циклах и праздниках – это птица Бах – это «Великая птица половодья», не путать её с египетским Фениксом Бену – они разные. Она, на самом деле сидит на палке укреплённой, которая торчит: когда Нил приступал к полям, такие палки вставляли на то место, где стояла межа участка, для того, чтобы раздел участка был виден над водой. В Египте были специальные законы, наказывающие тех, кто передвигает в момент паводка границу своего и чужого участка. И вот эта птица, которая сидит на палке, символизирующей собой раздел земли – Птица половодья – она тоже была очень важна для ритуалов, связанных с рекой и хлебом». [P.125.12]

 

 
     
 

…полноводная река омывает высокие жёлтые скалы; огромные горы вплотную подошли к ней и почти вертикально обрываются вниз, причём во многих местах массивы утёсов свешиваются над водной поверхностью…

 

II ἀπορρώξ, ῶγος ἡ 1) обрывистая скала, обрыв Polyb.; 2) ответвление реки, рукав (Στυγὸς ὕδατος Hom., Plut.); 3) кусок, (подлинная) часть, отпрыск (ἀμβροσίης καὶ νέκταρος Hom.; Ἐρινύων Arph.; δίης φρενός Luc.). [B.169]

 

А металлы (за исключением железа) на протяжении первого тысячелетия русской истории приходилось покупать. И это не было результатом неумения их отыскивать. Границы государства не выходили тогда из пределов равнины, где изверженные породы, перспективные в отношении рудных месторождений, перекрыты чехлом осадочных, бедных полезными ископаемыми.

Положение существенно изменилось, лишь когда границы государства расширились и в его состав вошли Урал и Сибирь, где в верхней, доступной для освоения зоне представлены все геологические формации и полезные ископаемые.

История формирования россыпей Урала, как и многих других районов, подтверждает: возникновение крупных скоплений возможно лишь при стечении целого ряда благоприятных условий, среди них химическое выветривание, а, следовательно, теплый, влажный климат – одно из существенных, даже обязательных (и в этом смысле алхимики были правы!). Так же обязательно интенсивное разрушение «родителей» – ультраосновных пород, только они содержат платиновые минералы, достаточно крупные, чтобы накапливаться в россыпях.

Наука о полезных ископаемых не случайно получила название – горное дело. От века горные хребты – основной источник минеральных богатств. Возникшие на завершающей стадии развития геосинклиналей, наиболее подвижных и проницаемых зон земной коры, они вмещают разнообразный комплекс горных пород, просматриваемый в рельефе и потому доступный. Вытянутые на сотни и тысячи километров такие складчатые структуры разделены платформами – устойчивыми блоками земной коры, которые имеют изометрические очертания и существенно отличаются от геосинклинальных зон своей историей, двухэтажным строением и сглаженным рельефом.

Аркадий ЛОКЕРМАН, кандидат геолого-минералогических наук [B.161.2]

 

Таким образом, не только сохраняется стремление движущихся тел отклоняться в правую сторону в северном полушарии, но вычисление показывает, что и количественная сторона этого явления не зависит от направления движения, будучи одинаковой как при движении по меридиану, так и по параллели или в промежуточном направлении, что является следствием общего закона движения по поверхности вращающегося тела, открытого французским учёным Г. Кориолисом в 30-х годах прошлого столетия и носящего его имя.

Описанное свойство движущихся тел на вращающейся Земле проявляется в ряде явлений. Как подметил в 1857 году русский академик К.М. Бэр, большие и полноводные реки стремятся отклониться в своём течении вправо, сильнее подмывая правый берег, который поэтому бывает более крутым. Это стремление проявляется и в движении воздушных масс и приводит к образованию пассатных ветров и циклонов, а также влияет на морские течения. Такое же отклонение происходит и при полёте артиллерийских снарядов, и даже на железных дорогах, если по одной колее движение происходит только в одном направлении, сильнее изнашивается правый рельс.

Александр МИХАЙЛОВ, академик АН СССР [B.162]

 

 
     
 

Большая полноводная река омывает высокие жёлтые скалы; огромные горы вплотную подошли к ней и почти вертикально обрываются вниз, причём во многих местах массивы утёсов свешиваются над водной поверхностью. На правом берегу реки виднеется бесконечная равнина; первые несколько вёрст её луга, а затем, ближе к горизонту, всё покрыто густым лесом. Большой остров разделяет реку на два рукава. На его мысе видна группа из трёх людей. Впереди стоит юноша…

*

dividua amnis aqua O река, разделившаяся на два рукава [B.32]

μεσο-ποτάμιος 2 (ᾰ) 1) находящийся между реками (sc. χώρα Polyb.); 2) находящийся посреди реки (νῆσος Plut.). [B.169]

 

Сергей МЕДВЕДЕВ, кандидат исторических наук: «Острова – далёкие и манящие, – занимали воображение человека на протяжении всей истории. И, одновременно, острова были оплотом стабильности: не случайно многие космогонии изображают Землю, как остров, который стоит на спинах трёх китов или трёх слонов. И многие древние мифологии говорят о неких мифических континентах, например, Пацифида в Тихом Океане или дравидские мифы, которые говорят о Лемурии, – континенте в Индийском океане. Или даже мифический континент Арктида, о котором, кстати, пишет Обручев в своём фантастическом романе «Земля Санникова». Но самым известным из этих мифов является, конечно, Атлантида». [T.10.LI.37]

 

brāchium, ī n 1) часть руки от локтя до кисти; иногда вся рука от плеча до пальцев: brachia collo circumdăre (injicere) О обвивать руками шею, обнимать; lĕvi или molli brachio aliquid agere С ≈ делать что-либо спустя рукава (поверхностно); molli brachio aliquern objurgare С легонько толкнуть (одёрнуть) кого-либо (чтобы указать на какое-либо неправильное его действие), тж. слегка попрекнуть; praebere brachia alicui rei O помогать чему-либо (в чём-либо); brachia in numerum jactare Lcr ритмично (в такт) двигать руками (в танце); dirigere brachia contra torrentem J плыть против течения; 2) ветвь, сук, отпрыск (vitis V); 3) клешня рака РМ, О или скорпиона V; 4) щупальце (polỹpi РМ); 5) рукав реки, залив моря О, QC; 6) горный отрог или цепь...

 

 
     
 

…группа из трех людей. Впереди стоит юноша, и во всей его позе видна нерешительность, происходящая не из недостатка воли, а как бы из сознания невозможности в принципе определенного решения. С правой стороны юноши видна девушка с распущенными роскошными белокурыми волосами... Слева от юноши стоит женщина, она почти совсем обнажена, так как главную часть её наряда составляют обильные драгоценности.

В женщине видно огромное сознание своей силы; которое сначала может показаться надменностью. Она положила юноше руку на плечо и пристально на него смотрит; во всей её позе чувствуется привычка властвовать, и в её обращении с юношей заметна не столько просьба, сколько понукание, но это последнее выражается стремлением женщины вызвать в душе самого юноши соответствующее горячее желание. В женщине также чувствуется грусть, но эта грусть иного характера, чем у девушки. Здесь она переходит в какую-то глубокую тоску, в какое-то горькое сознание, и хотя она тщательно скрывает своё горе, все же это чувствуется.

На небе ярко сияет солнце, но на него надвигается огромная свинцовая туча. Воздух тих и мертвенно неподвижен, как это бывает перед сильной грозой.

В. ШМАКОВ [B.24.1]

 

sexus, ūs m 1) пол (s. virīlis L; s. feminīnus Su): liberi utriusque sexūs Su дети обоего пола; но: homines utriusque sexūs PM гермафродиты; 2) половой орган PM, Lact. [B.32]

 

I coitus, a, um part. pf. к coëo. [B.32]

II coitus, ūs m 1) соединение…; 5) половая связь, соитие…

 

congressio, ōnis f [congredior] 1) встреча, сближение, связь, общение (quum с., tum digressio nostra С); 2) соитие, половой акт (maris cum femina С); 3) стычка, столкновение, бой (prima belli с. Just). [B.32]

 

cōnsuētio, ōnis f [consuesco] интимная близость, любовная связь (clandestina Pl). [B.32]

 

muliebria, ium n [muliebris] 1) судьба женщины, женская участь: m. pati Sl, Т подвергнуться женской участи, перен. paedicari; 2) женские половые органы Т; 3) женские украшения РМ; 4) менструация Vlg. [B.32]

 

laevē [laevus] налево, слева, перен. неловко, неуклюже: non l. jussa accipere H точно уловить смысл приказания. [B.32]

*

laevus, a, um 1) левый (manus C; pars O): l. amnis T левая сторона реки; 2) неловкий, неумелый или неумный, глупый (mens V; pectus Pers); 3) неудобный, неподходящий (tempus H); 4) зловещий, предвещающий беду, неблагоприятный (numen V; omen Ph; picus H); губительный, гибельный (monĭtus J); 5) культ. (у авгуров) благоприятный (авгур стоял лицом к югу, а потому восток, который считался счастливой стороной, оказывался с левой стороны) (numen V; tonitrus O). [B.32]

 

ἄρτημα, ατος τό 1) подвески, серьги Her.; 2) привеска, груз Arst., Plut. [B.169]

 

I γυμνάς, άδος adj. 1) нагой, голый; 2) обученный, опытный, искусный; 3) стройный, изящный (γ. καὶ παλαιστική, sc. Ἑλένη Luc.). [B.169]

II γυμνάς, άδος ἡ Anth. = γυμνάσιον. [B.169]

III γυμνάς ὁ борец, атлет Anth. [B.169]

 

δημότις, дор. δᾱμότις, ιδος ἡ 1) женщина из народа, простолюдинка Theocr., Polyb.; 2) женщина из того же дема, землячка Arph. [B.169]

 

κόρη, эп.-ион. κούρη, Trag. тж. κόρα и κούρα, дор. κώρα ἡ 1) девушка, дева…; 2) невеста…; 3) молодая женщина, жена…; 4) дочь…; 5) изваяние девушки, женская статуэтка…; 6) зрачок; 7) глаз; 8) (в персидской одежде) длинный и широкий рукав[B.169]

 

 
     
 

Михаил РЕМИЗОВ, кандидат философских наук: «Как говорил Наполеон, скромность ведёт к безвестности». [T.10.LI.123]

*

δύσ-κλεια ἡ 1) отсутствие славы, безвестность…; 2) дурная слава…; 3) бесславие, позор…[B.169]

 

Наталья КИРЕЕВА, кандидат исторических наук: «…блудница притчей не только ничем особо примечательным не выделяется из числа женщин, но она ещё и сознательно описывается автором притчей похожей обликом и действием на персонифицированную Премудрость – квинтэссенцию добродетели. И та, и другая возвышают свой голос в людных местах. Речи и той, и другой сладки и притягательны. Обе желают завлечь к себе юношу. И разница лишь в последствиях: Премудрость ведёт к праведности, а чужая жена – в Преисподнюю. В кумранском же тексте отличие блудницы как от обычной женщины, так и от персонифицированной Премудрости абсолютно очевидны и подчёркнуты – у неё есть крылья.

Кумранская блудница вся соткана из мрака, а потому её дом – путь в Преисподнюю. Она демоница – крылатая и страшная – напоминает Лилит или месопотамскую Эрешкигаль – царицу Подземного мира.

Зачем же блуднице крылья[P.125.184]

 

 
     
 

– Каких же зверей вы укрощаете?

– Я сумею справиться с самым лютым из них! – самоуверенно усмехнулся молодой человек. – Здесь у меня лев, две львицы, тигр, леопард, две пантеры и медведь.

– Можно ли мне будет посмотреть на этих зверей?

– Разумеется, когда вам угодно.

Каров вышел им навстречу и предложил свои услуги в качестве чичероне.

– Нет, благодарю вас... Мне бы хотелось самой войти в клетку.

– Помилуйте! Вы не умеете с ними обращаться! Да они вас растерзают!

– Я хочу только попробовать.

– Вы шутите? – спросил Сесавин.

– Нет, я говорю серьезно. Если Господу не угодно, чтобы я умерла сегодня, – лев меня не тронет. Меня так и тянет в эту клетку; я и сама не знаю, что со мной происходит

– Я готов повиноваться, но вы войдете туда вместе со мной.

Я войду в эту клетку одна, – повторила Эмма и прибавила, обращаясь к Карову: – Подайте мне ваш хлыст и отоприте дверь.

Сесавин, бледный, как полотно, стоял перед клеткой, любуясь неустрашимой красавицей, которая так хладнокровно подвергала свою жизнь опасности.

– Вставай! – воскликнула она, толкнув льва ногой в бок. – Растерзай меня, если осмелишься! – и удары хлыста так и посыпались на хищника и его сожительниц.

Озадаченные звери грозно зарычали и попятились. Лев, колотя хвостом по полу, присел на задние лапы, глаза его метали искры... Сердца присутствующих замерли от ужаса... Гибель Эммы казалась неизбежной... А она, отбросив в сторону хлыст и сложив руки на груди, стояла перед разъяренным зверем, словно христианская мученица посреди арены.

– Да будет воля Божия, – проговорила она твердым голосом.

Лев встал на ноги, поднял голову, пристально посмотрел на Эмму и затем преспокойно растянулся у ее ног.

В эту минуту Каров с быстротой молнии подхватил девушку на руки и захлопнул дверь клетки.

– Редкая, невероятная отвага, – проговорил он, едва переведя дух.

По губам красавицы скользнула самодовольная усмешка.

***

– Почему? – переспросил патер Глинский. – А потому, что я искренне люблю вас и предчувствую, что ваши необузданные выходки будут иметь печальные последствия.

– Уж не вздумали ли вы запугать меня? – надменно произнес аристократ. – Я не стремлюсь дожить до преклонных лет и не хочу банально, как все, закончить свою жизнь… Мне завидна смерть Сарданапала... Погибнуть в огненном море!.. Вот это я называю наслаждением!.. Жизнь давно уже утратила для меня всю свою прелесть. Да и долго ли продолжается эта нелепая жизненная комедия? Стоит ли тянуть её до седых волос? Нет, слуга покорный! Я от души презираю радости престарелого дедушки, любующегося своими внучатами... и тому подобное дурацкое, мещанское блаженство... Мне бы следовало родиться на ступенях трона, повелевать миллионами верноподданных... О! Тогда бы я удивил весь мир своими подвигами!.. А я стеснён, так сказать, вставлен в узкую рамку вот почему мне опротивела жизнь Иногда мне кажется, что я лев, замкнутый в душную клетку, которому на самом деле следовало бы мчаться по необозримым пустыням...

Наступила довольно продолжительная пауза.

***

Но на этот раз судьба была благосклонна к влюбленному графу. Приехав к Огинским, он застал Анюту в слезах.

Что с вами? – спросил он и прибавил с непритворным участием: – Успокойтесь ради Бога!

Она плачет, потому что умерла её любимая канарейка, – объяснила Огинская.

– Бедная птичка!.. Но ведь можно разыскать другую...

Анюта снова залилась слезами.

– Да я готов перевернуть весь мир, чтобы вызвать улыбку на ваших устах! – воскликнул Солтык и, как вихрь, выбежал из комнаты. Спустя час он вернулся назад и повёл девушку, на глазах которой ещё блестели слезы, в зимний сад. Там их ждали шестеро лакеев графа, у каждого в руках был большой мешок. По знаку хозяина они развязали мешки, и сотни золотистых канареек огласили воздух звонким пением, порхая по ветвям пальм, померанцевых и лимонных деревьев, по лианам и орхидеям.

Радостная улыбка заиграла на губах Анюты, она с благодарностью пожала руку своему кавалеру.

– Я собрал канареек со всего Киева! – воскликнул граф. – Быть может, хоть одна из них заменит вашу любимицу.

Анюта собиралась произнести слова благодарности, но её смутил пламенный взор графа. По счастью, одна из птичек села к ней на плечо, подняла крылышки и громко запела.

– Счастливица!.. Как я завидую ей! – вздохнул Солтык.

Девушка стояла ни жива ни мертва, ей страшно было взглянуть на своего собеседника.

***

Молодёжь вернулась к бильярду, а старики – к карточному столу; но и теми и другими овладело какое-то непонятное, тревожное ощущение, всем так и чудилось, что в комнате невидимо присутствует очаровательная таинственная героиня трагического приключения. Сильнее других испытывал это чувство граф Солтык. Он был уже заочно влюблён в Эмму Малютину, как некогда, в дни своей юности, в древнюю царицу Семирамиду. Он верил в силу магнетизма, но мог ли он в эту минуту подозревать, что юная жрица неведомой ему секты мечтает о том, как бы поймать его в свои сети. Случайно взглянул он на Анюту и подумал: «Просто хорошенькая девочка, которую забавляют канарейки, а не борьба со львами!..»

Леопольд фон Захер-Мазох [B.93.1]

 

«Когда тебе за сорок и ты не настолько глупа, как модель, ты интересуешь только прирождённых неудачников или мужей, жёны которых им изменяют» [T.24.VII]

 

 
     
 

Борис ФЕДОТОВ, заслуженный артист России: «А познакомились мы с ней, это был 71-й год. Приехала Ирина Николаевна на гастроли. Ну, для меня, конечно, была больная честь, когда меня представили народной артистке укротительнице львов. И когда ей сказали, что вот этот молодой человек, вот он готовит номер с животными, она посмотрела на меня таким взглядом… И какая-то у неё тоска была во взгляде. И спустя годы я понял смысл этого взгляда, потому что работа с животными это очень и очень непростой труд».

Ирина Бугримова: «Те животные, которые работают в цирке, я вот скажу, что они получают довольно интересную жизнь. Они ждут своего часа работать идти. У них вырабатывается какой-то рефлекс на роботу».

Борис ФЕДОТОВ, заслуженный артист России: «Ну, это была действительно не дрессировщица, это была укротительница. Это была женщина, красивая, с таким самообладанием, то есть верили, что ей действительно, ей ничего не страшно. Трюки, которые она делала с этими львами они, в общем то запомнились…».

Борис БИРЮКОВ, народный артист России: «Сейчас у нас и космонавты, и телевидение, всё! А в то время это была героиня, можно сказать. Когда Бугримова приезжала в город, это было паломничество, в кассу стаяли кварталами очереди. Выше не было по значимости». [T.10.CLIX]

 

 
     
 

…стоит женщина, она почти совсем обнажена, так как главную часть её наряда составляют обильные драгоценности…

 

Александр КОЛЕСНИК, доктор исторических наук, ИИМК РАН: «…тем не менее, для нас – для археологов – точно будем считать установленным фактом, что это было отражение знакового поведения, потому что украшение – это знак, это символ. Значит, люди практиковали знаковое поведение, то есть, существовало кроме планирования у неандертальцев ещё и система знаков. Мы рассуждаем знаками, мы разговариваем знаками, то есть, у нас коммуникация носит знаковый характер. Это такой аргумент, который говорит об очень высоком интеллектуальном уровне людей среднего палеолита, у которых тот же самый тип психики был, что и у нас». [P.125.601]

 

В разные эпохи и у разных народов были свои любимые камни.

Ещё за несколько тысячелетий до нашей эры в священных индийских книгах – «Ведах» упоминались многие драгоценные камни, особенно красно-вишнёвой гаммы. По преданию, то были капли крови борющихся в небе богов. Капли падали в раскалённый песок Ганга, превращаясь в рубины и гранаты. Другая легенда говорит о том, что драгоценные камни – это капли амриты, божественной жидкости, дававшей бессмертие. Боги позволяли, чтобы амрита доставалась людям только в твёрдом состоянии, когда она уже утратила свою волшебную силу.

Индийская мифология украшена россыпями драгоценных камней.

из трёх древнейших назначений драгоценных камней: амулет, печать, украшение – украшение становится преобладающим.

Б. СТРЕЛЬЦОВ, кандидат технических наук [A.381]

 

…открыло нам ещё кое-что – окно в манящий мир роскоши Древнего Египта.

Dr. Nicholas Reeves, Myers Museum: «Если это были сокровища малозначительного фараона, какова же должна была быть гробница действительно важного правителя? Об этом можно только догадываться». [T.21.LXVI]

*

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…традиционные драгоценные наши с вами камни – бриллианты, изумруды, сапфиры, рубины – были Древнему Египту неизвестны, они не знали этих камней. Поэтому их драгоценные камни – поделочные. Поэтому когда встречаешь какие-то книжки по истории моды, где написано про изумрудное колье Тутанхамона, которое какая-то дама получила от Говарда Картера… Вот это прекрасное романтическое воображение у человека, потому что попросту не могло такого ожерелья быть в гробнице, поскольку изумруды древнему египтянину были неизвестны.

…восход на Синае. Синайский полуостров присоединил к Египту царь Снофру в двадцать седьмом веке до новой эры (все знают его сына Хуфу – это Хеопс). На скалах Вади Магара находились медные прииски. Синай издревле был богат медью, а медь была очень важна Египту для всех его свершений.

Самое интересное место Синая – это Серабит эль-Хадим – «Храм бирюзовой госпожи», дословно это «Место столбов» в переводе с арабского. Храм, который функционировал с глубокой древности, и последние памятники здесь это десятый век до новой эры, когда Египет уже стал терять свои ближневосточные владения. Основное – «Святая святых» – находилось в скале, это скальный храм. И храм здесь воспринимался так же, как это часто бывало в культе богини Хатхор – в утробе Богини-матери, которая способна перерождать умершего и, вообще, всё мёртвое в живое посредством пребывания в Великом лоне.

Когда Питри начал работать здесь в девятнадцатом веке, он начал находить очень странные предметы, которые постепенно стали складываться в единое целое. Во-первых, гимны прославляли здесь Хатхор, как Великую госпожу, у которой бирюзовая кожа и лазуритовые брови. Дело в том, что культовая статуя богини была сделана по технике, откуда потом её заимствуют греки для своих хризоэлефантинных произведений: обнажённые части тела – лицо, руки – были покрыты пластинами бирюзы. Это было бирюзовое лицо. Всё остальное было инкрустировано. Это было невероятно красиво.

…и под Серабит, под храмом, находятся знаменитые прииски бирюзы.

Второй материал, который ассоциируется с Хатхор – это золото: один из её эпитетов – «Нубит» – «золотая» дословно. Золотая Владычица богов.

Хатхор, как Владычица сопредельных стран, Владычица минералов, она выступает на Синае в виде Великой священной Медной змеи. И как Медная змея, она почитается в Тимне. Это храм Тимны, который находится недалеко от современного Эйлата – вспомним Медную змею библейского текста: Медный змей – это Хатхор из Тимны.

Она здесь может преставать и в образе ящерицы и в образе скорпиона: когда ступает Хатхор, перед её стопами расступаются сквозь землю драгоценные камни. Бегут медные ящерицы и карлы несут на голове подносы с драгоценными камнями, с бирюзой. Такой вот образ «Великой хозяйки горы», только не медной, а бирюзовой». [P.125.19]

**

 
     
 

**

Любовь ЛЕВИТИНА, хранитель Национального музея республики Бурятия: «…у бурят в четырнадцатом-пятнадцатом веке кое-где существовал матриархат: женщина была воительница, и она участвовала и в боевых действиях, и в облавных охотах.

…часть доспеха – атрибут одежды женщины».

…считается, что от воинских доспехов произошли и традиционные украшения бурятской женщины, потому что они очень массивные и тяжёлые.

Эржена НАЙДАНОВА, учёный секретарь Национального музея республики Бурятия: «В традиционной культуре у бурят, ну, так же, как, в принципе, и у многих народов, мужская энергия – это Космос-Порядок, женская энергия – это Хаос-разрушение. Таким образом, мужчина в украшениях не нуждается, а украшения женские, они призваны гармонизировать женскую разрушительную энергию и привести её в порядок. Поэтому у женщин очень много украшений.

Удивителен тот факт, что коралл у нас нигде не добывается, он исключительно привозной из Индии и Китая. Но и в девятнадцатом веке по нашим запискам купцы привозили кораллы из Италии. Коралл был очень дорогой: допустим, вот, крупные бусины коралла стоили вплоть до стоимости быка трёхлетки.

Праздничный убор является личной собственностью женщины: то есть, если её приданое поступает в ведение супруга, то своим праздничным убором распоряжалась сама женщина. По достижению шестидесяти женщина могла срезать свои волосы и снять украшения, то есть, этим она показывала, что она прекращает свою главную функцию как женщина – она уже не может рожать. И свои украшения она уже могла дарить своим дочкам, внучкам, невесткам и так далее». [T.10.CCCXVII.5]

 

На камни, известно, тоже властна мода. У арабов, бывало, цена на бирюзу подскакивала неимоверно. За маленький камень можно было купить скакуна. В Европе этот алюмосиликат меди никогда не ценился так высоко. В последние десятилетия его промысел совсем заглох.

…недавно неожиданно на международном рынке спрос на бирюзу сильно пошёл в рост. Внешторговцев это не могло не заинтересовать. Они запросили специалистов, нельзя ли что выставить на продажу? Знаток драгоценных камней, открывательница якутских алмазов Лариса Анатольевна Попугаева выехала в Среднюю Азию.

…работа партии такая, что сбор «мифологического материала» прямо входит в её задачу. Никаким фантастическим вымыслом пренебрегать нельзя. В народном эпосе, к примеру, немало пышных описаний драгоценностей и украшений; тщательное прочтение может навести на поиски неизвестной залежи.

Или названия урочищ, рек, саёв. Мискан – медный рудник, Тузкан – соляной, Хазрет-кан-и-зак – купоросное место, Чакмак-тюбе – кремневый бугор.

Утверждают, что большинство местных названий так или иначе связаны с былым горным промыслом, составлявшим когда-то славу края. Однако расшифровать их зачастую нелегко. Приглашают лингвистов, востоковедов.

Предшественников нет, и приёмы приходится изобретать самому, многое заимствуя из смежных наук: этнографии, археологии, истории (общей и истории материальных культур) и, разумеется, геологии. «Смежность» этих дисциплин нигде более не проявляется: они сошлись как бы для познания искусства древних рудознатцев, породив вместе с тем, быть может, новую отрасль науки. Недаром к ней проявляют интерес учёные Ирана, Ирака, Америки…

Трижды (не считая новейшего времени) расцветал горный промысел на территории Средней Азии: в каменном веке, в античный и раннефеодальный периоды. И ведь вот что поразительно! Древние-то, оказывается, тоже искали по следам древнейших! Во многих древних отвалах ясно различимы два слоя: первый датируется неолитом или антикой, второй – восьмым-двенадцатым веками. А теперь уж накапливается и третий – современный! Как переплелись здесь глухая старина и торопливая новь! Горно-обогатительные и перерабатывающие комбинаты живут рудой, открытой вторично.

Никто уж теперь не спорит, что их следы – превосходные поисковые признаки; давно поняли и то, что их следует анализировать серьезно и научно.

Я. КУМОК [A.320]

*

Алмаз во все времена был символом страсти и власти. Бриллиантам, как и людям, давали и дают имена собственные: верят, что они обладают магической силой. Необработанные алмазы украшали доспехи великих воинов, огранённые – короны и облачение монархов: стоимость украшений французских королей равнялась бюджету всей Франции. Мир бриллиантов загадочен: за каждым грандиозным состоянием, как и за каждым великим открытием, всегда стоит тайна.

…тайну об открытии в СССР промышленных алмазов по политическим соображениям хранили более полутора лет. До середины прошлого века алмазы в России были привозные: были небольшие россыпи на Урале, но их хватало, разве что, на ювелирные поделки, на технические нужды, для абразивного и режущего инструмента, для буровых коронок камни закупали в Англии за золото.

…пиропы повезло найти Ларисе Попугаевой. Шуметь об этом не стали.

…и 21-го августа 1954-го года у реки Далдын она нашла алмазы. Так Советский Союз стал третьей в мире страной, где было открыто коренное месторождение алмазов.

Наталья ПОПУГАЕВА (дочь Ларисы Попугаевой): «…ей даже не дали защититься, хотя все они защитились, естественно, по алмазам, кандидатские свои степени. Она закончила аспирантуру, а потом она стала заниматься «цветными камнями» Советского Союза».

В кимберлите вместе с алмазами всегда есть ещё три ювелирных минерала: пиропы всех оттенков, нежнозелёные хризолиты, коричневые гиацинты. Вместе с пустой породой камни сбрасывали в отвалы.

…понимания у начальства она не нашла, а отношения испортила: написали донос, что в тяжеленных рюкзаках она привозит из Средней Азии бирюзу на продажу. Приходили следователи, проверяли и уходили с извинениями.

Наталья ПОПУГАЕВА (дочь Ларисы Попугаевой): «…она написала большую докладную записку. И поехала к Косыгину в шестьдесят четвёртом году. И буквально через год Центральная научно-исследовательская лаборатория камней-самоцветов преобразовалась во ВНИИ Ювелирпром».

Попугаевой поручили описать все месторождения самоцветов в Советском Союзе. Она с рюкзаком и геологическим молотком побывала на каждом из ста. Картина удручающая: вместо того, чтобы украшать людям жизнь, и у нас в стране, и за границей, аметисты сбрасывали в отходы, яшмой вместо щебня отсыпали дороги, малахит перетирали на краску.

Валерий БАРКОВ, скульптор: «От людей, которые добывают вот эти вот кимберлиты, руду, и с тех пор, как алмазы нашли, прошло буквально чуть-чуть времени, и Россия полетела в космос. То есть, алмазы – это не просто украшения для девушек, а это новые технологии. Промышленность двинулась лет на пятьдесят вперёд».

Памятник из гранита Ларисе Попугаевой поставили на краю гигантской трубки Удачная. О драгоценных камнях она знала практически всё, слыла крупнейшим авторитетом, но к алмазам, одарившим её величайшим счастьем, и, в итоге, сломавшим жизнь, старалась не прикасаться.

…предчувствуя скорый уход из жизни, она чётко планировала оставшееся время.

Наталья ПОПУГАЕВА (дочь Ларисы Попугаевой): «…у меня потрясающий такой документ. Она пишет на тетрадном листке «Что надо успеть до небытия».

«Закончить Атлас-справочник Самоцветы СССР» – не успела

«Сделать для Горного института витраж из самоцветов» – не успела

«Закончить гарнитур Якутская симфония для Алмазного фонда СССР» – тоже не успела

Но как человек государственный, она продумала всё, и работу закончили те, кто шёл следом… [T.10.CDLII.1]

***

 
     
 

***

…мы считаем обручальное кольцо с бриллиантом – символом вечной любви, но, оказывается, эту «древнюю традицию» меньше ста лет назад придумала корпорация «Дэ Бирс» (De Beers). До тридцатых годов прошлого (двадцатого) века влюблённые не дарили друг другу кольца. Но в тридцать восьмом году «Дэ Бирс» запустила рекламу: «Символом любви мужчины может быть только кусок кристаллизованного углерода». И мы, конечно же, купились. Более того, каждая деталь этой традиции была придумана для обогащения «Дэ Бирс». По обычаю – двухмесячную зарплату: нет такого обычая – это цифры из старой рекламы «Дэ Бирс». «Купи бриллиант за месячную зарплату, и она будет любить тебя вечно» – прибыль падает, возьмём двухмесячную. Это самая успешная рекламная компания в истории.

На самом деле бриллианты ничего не стоят. Директор «Дэ Бирс» Ники Оппенгеймер, говорил: «Бриллианты ничего не стоят».

Эдвард Джейн Эпстейн (Edward Jay Epstein) пишет о картеле «Дэ Бирс» больше тридцати лет.

Edward Jay Epstein: «Вы пробовали продать бриллиант? Я пробовал. Работая над книгой я предлагал бриллиант, купленный за шесть тысяч днём ранее, различным ювелирным магазинам Нью-Йорка. Знаете, сколько мне давали? – Не поверите. Меньше тысячи долларов. За день бриллиант потерял пять шестых своей стоимости».

Дело в том, что алмазы – не редкость: их довольно много. Они дороги только потому, что «Дэ Бирс» обладает монополией на их добычу, и, конечно же, искусственно ограничивает поставку, чтобы удерживать высокие цены. Вот почему «Дэ Бирс» уверяет, что «бриллианты – навсегда», пока мы их не продаём, подстава не очевидна.

После ста лет рекламы традиция дарить кольцо так глубоко вошла в нашу культуру, что даже эти знания не останавливают нас. [T.12.C.1]

 

…на месте падения астероида, и что разработка Попигайского месторождения может произвести революцию на мировом рынке алмазов.

…алмазов, которые не могут быть использованы в ювелирных целях, они могут использоваться только для промышленности.

Первые исследовательские работы начались в далёком 1973-м году Красноярским геологическим управлением. Через два года было решено направить туда крупную полярную экспедицию. В это время в Министерстве среднего машиностроения решался вопрос – или строить шесть-семь заводов по выработке искусственного алмаза или же быстро оценить перспективы этого месторождения и начать там разработки.

Но в конце восьмидесятых годов, когда началась перестройка, всё развалилось: лоббисты, которые занимались производством искусственных алмазов, передавили интересы власти в свою пользу. Экспедицию ликвидировали, месторождение стоит в страшном запустении.

Ресурс месторождения превышает все разведанные на сегодняшний день мировые запасы алмазов. Речь идёт о триллионах карат. Для сравнения – разведанные запасы месторождений Якутии оцениваются в миллиард карат. Если брать нынешнее потребление технических алмазов за единицу, то ресурсов Попигайского месторождения хватит всему миру на три тысячи лет.

Максим ШИНГАРКИН. заместитель председателя комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии: «…здесь нужно понимать, вот эти алмазы принципиально отличаются от кимберлитовых, как отличается метеоритное железо от того металла, который у нас дома. Все мы имеем доступ к обычному металлу: он у нас ржавеет, гвозди мы выкидываем гнутые и не бережём. А между тем каждый грамм метеоритного железа, который человек взял в руки, осознав, что это метеоритное железо по физическим свойствам, он бережётся дороже, чем многие ювелирные изделия аналогичного размера и веса. Точно так же и с этими алмазами. То, что у них другие свойства и то, что они не похожи на ювелирные алмазы, их ценности не меняет. Ведь почему золото, как драгоценный металл представляет интерес?

Это функция цивилизационная – придавать тем или иным вещам какие-то дорогостоящие значения. И поэтому это чисто маркетинговая вещь: будут женщины через двадцать-тридцать лет ценить тёмненькие, особым образом огранённые камешки, и на какие ухищрения пойдут мужчины для того, чтобы своим любимым этот метеоритный подарок преподнести – это маркетинг. Другое дело, что было действительно сказано – принципиально существуют другие свойства у этих материалов. И вот реализация этих других свойств создаёт уникальные технологии, которые могут быть сегодня применены цивилизацией. И вот цена этих технологий и будет определять истинную цену вот этих самых материалов. То есть, не сами они по себе или их ювелирный аналог, а именно цена того, что получится.

Если мы с помощью этих космических алмазов приобретём миниатюризацию электронной техники, какие-то особые свойства того, что у нас сейчас развивается, космические виды связи за счёт того, что они будут генерировать очень жёсткий сигнал.

Будут бесспорными лидерами те страны, которые реализуют вот эти технологии из свойств этих кристаллов. Вот если это будет Россия, значит, мы будем лидерами, а если нет – мы будем страной, которая будет этому лидеру поставлять это исходное сырьё.

Если у нас возникло новое вещество с уникальными свойствами – в два с половиной раза твёрдость превышает тот алмаз, который практикуется – соответственно под него должен появиться круг задач. Мы сейчас говорим о том, что это свойство установлено исследованием: мы еще не знаем, какое количество свойств в нём». [P.125.122]

 

 
     
 

Dr. Johan Berger, Wharton School of Business, University of Pennsylvania: «Когда вы общаетесь с кем-то, ваш мозг распознаёт тысячи мельчайших вербальных и невербальных реакций вашего собеседника. Когда эти реакции у двух людей совпадают, это называется «зеркальным поведением». Если кто-то подражает вам, вы думаете, что вы похожи, если же человек делает что-то отличное от вас, скорее всего он понравится вам меньше».

Другими словами, вы будете больше нравиться людям, если будете копировать их реакции. Это происходит само собой, когда мы общаемся с кем-то, кто нам нравится. Когда два человека хорошо ладят, у них синхронизируется дыхание, скорость речи и движение глаз. Учёные называют такие неосознанные реакции «автоматической имитацией» – это придаёт новый смысл слову «обезьянничать». [T.21.LXX.6]

 

Nicolas Herpin, sociologist, directeur de recherche émérite au CNRS: «Существует такое понятие как «Идеальный рост» – он составляет (один) метр, восемьдесят два сантиметра или шесть футов. Его преимущество в том, что он нравится большинству женщин. А сознание того, что другие женщины выбрали того же мужчину, что и ты, может стать решающим фактором для отдельно взятой женщины. Это, в своём роде, взаимное уверение в правильности выбора: женщина думает, если всем остальным женщинам нравятся высокие мужчины, значит это беспроигрышный вариант – не можем же мы все ошибаться».

Dr. J. Michael Plavcan, paleoanthropologist, University of Arkansas: «Из всех приматов, людей, пожалуй, изучать труднее всего, потому что мы, в отличии от других животных, умеем лгать и спариваемся наедине, при закрытых дверях. Учёные не могут вот так просто взять блокнот и пойти наблюдать наше брачное поведение и наш выбор партнёров. Как следствие – очень сложно установить, почему самки предпочитают высоких самцов, и каковы последствия этого выбора для самки. Может быть, высокие самцы имеют какие-то генетические преимущества, может они дают лучшее потомство, может высокий рост даёт самцам преимущество в борьбе за ресурсы? А самка от этого выигрывает, потому что это снижает смертность её потомства и повышает её репродуктивную производительность. Возможно, высокие самцы способны лучше защитить самку от других самцов и защитить её потомство». [T.10.CDXLIX]

 

 
     
 

Екатерина ГРЕСЬ, аспирант философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова: «…беседа о чём-то прекрасном, в данном случае о любви. Один из главных диалогов, посвящённый любви у Платона – это диалог «Пир». Действие происходит как раз на пиру у драматурга Агафона. И там начинается спор: такая лёгкая интеллектуальная полемика о любви и её видах. И вот центральной идеей этого диалога становится мысль об Эросе: о том, что же Эрос даёт современной для Платона культуре. И Платон говорит, что Эрос позволяет нам достичь единства с миром идей, то есть, он, как будто, приподнимает нас из вот этой понятной телесной реальности, и возвращает душу в те кущи, которые она витала, пока её не поместили в бренное тело.

И Сократ, как главный ambassador платоновских идей, как раз и рассказывает о том, как выглядит вот это духовное восхождение.

У греков был вокабуляр достаточно развитый. То, что касается любви, мы сейчас, конечно, тоже можем козырять разными словами: говорить о том, что мы любовь описываем в разных терминах, например, отличаем «любовь» и «влюблённость». Но на этом вроде бы и всё. Для греков всё было гораздо интереснее и гораздо витиеватей. И вот всё это было формализовано как раз в виде языка.

Какие формы и виды любви выделяет Платон?

Это Эрос (Ἔρως). Сразу должны возникать какие-то коннотации, связанные с половой страстной любовью. То есть, это влечение – любовь, которая стирает все границы и ведёт нас, как рыцарей без страха и упрёка, к объекту любви. То есть, это любовь, которая не связана с разумом, который, скорее, всё-таки, фиксируется на таком вот иррациональном стремлении и влечении.

Следующий вариант любви – это «филия / φιλία». Это тоже такая идея стремления, приязни к каким-то определённым вещам. И это может быть не какой-то конкретный человек, а в целом система идей.

Кроме этого греки выделяли в рамках «филии» разные объекты. Это и «любовь к родителям», и «любовь к детям», и «любовь к родине», и «к товарищам», и так далее. Но здесь очень важно понять, если Эрос объединял стремление плоти, то Филия объединяла стремления души. Хотя вот этот иррациональный компонент безусловно сохранялся.

Следующий вид любви – это Агапэ (ἀγάπη). Это Любовь жертвенная – любовь, снисходящая к ближнему. Любовь, которая позволяет нам достигнуть настоящего единения с другим. Вот как раз, например, христианская этика использует агапэ, как такой главный ориентир для слияния с Богом и с другим человеком.

Существовала любовь и более тривиальная – «любовь семейная» (сторге / στοργή). Это Любовь-привязанность, которая, скорее, держалась на родовых чувствах. И, вот, благодаря разветвлённой этой системе понятий, мы видим, каким многосторонним было понятие любви в античном мире.

…как выглядят фигуры любовного дискурса по Ролану Барту.

Первая фигура – это фигура аскезы. Любой влюблённый говорит, что готов отказаться от всего, ради своей возлюбленной. Он отдаст ей всё. И очень часто это такое нарочитое, показное: «Я умру, если ты меня бросишь», «Я уйду / уеду из этого города, если ты меня покинешь». Вот это прослеживается почти в любой любовной истории.

Следующая фигура – это фигура атопичного (атопос / ἄτοπος) героя. Потому что обычно влюблённый человек, он как Сократ – он неуместный, странный, непонятный. Мы сами себя такими чувствуем: когда я влюблён, я совершенно на себя не похож.

Следующая фигура, которую выделяет Барт, – фигура безумства: я теряю свой разум, я прихожу к опыту деперсонализации, и при этом я понимаю, что в этой деперсонализации, я, всё равно, никогда не сольюсь со своим любимым, всё равно я никогда не проникну в его голову и сердце так, как мне бы хотелось. Это, безусловно, фрустрирует и рождает огромное поле для сомнений.

Влюблённый человек – это человек, который всегда находится в состоянии имперфекта: время, как будто бы замерло, как будто бы действие не совершилось – оно бежит по кругу.

И завершает все эти фигуры любовной речи (Нереальность / Знаки / Единение) идея Единения. То есть, мы видим, как вот эта платоновская модель Единения, возвышения человеческой души, она наполняет культуру до сих пор, и это и подчёркивает в «Метаязыке любви» Ролан Барт. Мы стремимся слиться с нашим возлюбленным.

То есть, Ролан Барт кодифицировал наши переживания и собрал всё в единую мозаику сознания влюблённого человека.

Мы понимаем, что любовная речь в разных культурах и в разные эпохи состоит, по мнению Барта, из повторяющихся фигур, которые прибывают в языке с самых давних пор – ещё со времён Платона. Язык – это код, это определённая игра по правилам, которая начинает восприниматься, как реальность. То есть, не понятно, что здесь определяет наши переживания (язык или переживания), что здесь первично.

Энтони Гидденс и Эрих Фромм говорят нам о том, какие же проблемы у любви теперь есть в двадцать первом веке.

Энтони Гидденс – социолог и философ – выделяет три вида любви. И он говорит, что эти виды любви прослеживаются на протяжении всего развития человеческой культуры и цивилизации.

Первый вариант любви – это любовь-страсть, то есть, это такой Эрос по-гречески. Это эмоционально-доминантная любовь, которая вытесняет все другие чувства: когда вы готовы всю жизнь положить ради своей «прекрасной дамы». Вы её желаете, вы её вожделеете – она / он самая нужная для вас во всём этом мире. Эта любовь нон-конформна: она не предполагает следования за кем-то: она предполагает вечный бунт, то что мы хотим выйти за границы привычного социума, мы хотим отказаться от всего. В общем, вот такая любовь-страсть, которая автономна, которая заполняет вообще всё пространство вашей деятельности, она присутствовала в культуре примерно до конца восемнадцатого века. То есть, необходимое слияние, оно прослеживалось в любом любовном запросе.

Но в восемнадцатом веке на смену любви-страсти приходит романтическая любовь. Вот та любовь, которую мы можем увидеть во всех американских ром-комах (романтических комедиях) вроде «Красотки» или «Сбежавшей невесты». Здесь появляется идея Возвышенного, Идеализирующего начала, то есть, вы уже не хотите слиться со своим объектом в акте любовной страсти: вы, скорее, хотите вознести его на пьедестал и только постепенно приближаться к нему маленькими шажочками, чтобы в конце упасть ниц перед объектом вашей любви. Вся романтическая проза, она наполнена этой идеей. Такая любовь, в отличие от любви-страсти, является любовью феминизированной. И вот такая любовь доминирует в культуре где-то до примерно семидесятых-восьмидесятых годов прошлого века.

Мы переходим немножечко в новый формат. Этот формат называется «конфлюентной любовью» или любовью-слиянием. То есть, эта любовь как будто бы возрождает в нас сексуальное желание, потому что нам обязательно достичь и такого соприкосновения со своим объектом: как раз эта часть жизни становится доминирующей. Это можно связать, безусловно, с сексуальными революциями в Америке, в Европе и даже в России. Это любовь, которая, всё-таки, предполагает факт наличия «здесь и сейчас». То есть, вот эта имперфектность воспоминания бартовская, она размывается, и в эту любовь мы погружаемся ровно вот в один какой-то конкретный момент. И поэтому мы можем сказать, в отличие от человека, который является апологетом романтической любви, что «моя любовь прошла», «я разлюбил». Мы больше не существуем в реалиях романтических идеалов: любовь «здесь и сейчас», она, как раз, становится приоритетной. Это любовь текучая и переходящая. Здесь может меняться объект любви, то есть, вы уже не выбираете одного единственного: эта любовь предполагает бесконечный поиск. Но если поиск романтизированной любви, любви романтической – это поиск, который говорит «я найду одну единственную, и этот идеал будет со мною на протяжении всей жизни», то конфлюентная любовь говорит «я должен сосредоточиться, по крайней мере, на одном человеке за раз, и будет с меня». [T.10.DCCLXI.3]

*

ἐρω-μᾰνέω быть безумным от любви (πῶς δύναται ψυχὴ ἐ. ὀρθὰ λογιζομένη; Anth.). [B.169]

ἄ-τοπος 2 1) странный, небывалый, необычайный (ἡδονή Eur.; ὄρνις Arph.; ζῷον Arst.; πράξεις Plut.): ἄτοπα τῆς σμικρολογίας Plat. неслыханная болтливость; 2) нелепый, чудовищный Thuc., Lys., Plat., Arst., Dem., Plut.: πῶς οὐκ ἄτοπον …; Isocr. разве не нелепо …? [B.169]

 

 
     
 

1 - 2 - 3

ДАЛЕЕ