ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН VI. Methodus Analogiae; Libertas (Pentagrammatica Libertas); Medium; l'Amoureux 3 (Возлюбленный); Bifurcatio (распутье дорог); Иероглиф (Глаз и Ухо).

   

l'Amoureux 3 (Возлюбленный)

 
     
 

pēlex (pellex и paelex), icis f (греч.) 1) наложница, любовница C, L, Just etc.: p. Oebalia O = Елена; p. barbăra O = Медея; p. Tyria O = Европа; 2) соперница законной жены, разлучница (p. matris O). [B.32]

*

παλλᾰκίς, ίδος (ῐδ) ἡ Hom., Anth. = παλλακή. [B.169]

παλλᾰκή ἡ наложница Her., Arph. [B.169]

παλλᾰκία ἡ внебрачное сожительство, конкубинат Isae. [B.169]

 

con-tubernium, ī n [taberna] 1) общий шатёр, общая палатка (deponere in contubernio arma Cs); общее жилище, общежитие Su, T; перен. пчелиные ячейки PM; 5) ирон. внебрачное сожительство (c. muliebris militiae C). [B.32]

 

dotis tabellae Su брачные договоры; veniunt a dote sagittae J стрелы (не от любви, а) от приданого (о браке по расчёту)

 

 
     
 

Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «…очень актуальная тема, на которую многие боятся говорить. Есть такая традиционная теория отношения, что есть два состояния – брак и блуд. Но современная молодёжь явно не вписывается в эти рамки: там есть очень много разных форм, когда люди живут годами, не регистрируя брака.

Есть такой анекдот: «Господи! А, правда, что секс без любви – грех?

Что вы к этому сексу прицепились! Всё без любви – грех[P.125.262]

 

Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «…вот его сын от другой жены – Амнон – её полюбил. Так написано в тексте – глагол «любить» там: «ахав» – еврейский глагол. Почему Библия называет это «любовью»? – «Он полюбил её».

Тот же самый глагол «любить» (ахав) используется там, где идёт речь про любовь к ближнему или любовь к Богу». [P.125.516]

*

( אַהֲבָה ) [ahăbā] любовь [B.18]

 

Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «А после завтрака Иисус спрашивает Симона Петра: – Симон, сын Иоанна! Любишь ли ты Меня больше остальных? Тот Ему отвечает: – Да, Господи, Ты знаешь, что я Тебя люблю…» (Ин.21:15)

Он не добавил «больше остальных». Наверное, было бы не скромно. И если Господь сам знает, то знает «больше / меньше / так же».

Кстати, в этом отрывке три вопроса – три ответа, и глаголы «любить» там разные: «ἀγαπάω» и «φιλέω». Иногда из этого выводят какой-то смысл, что «ἀγαπάω» – любовь, больше «духовная», а «φιλέω» – больше приятельско-дружеская». [P.125.550]

*

ἀγᾰπάω (ᾰγ) 1) любить; 2) высоко ставить, ценить; 3) быть довольным; 4) ставить выше, предпочитать; 5) воздавать почести[B.169]

φιλέω 1) любить; 2) относиться по-дружески; 3) целовать; 4) радушно принимать; 5) (в знач. лат. soleo и отчасти amo) иметь обыкновение, иметь склонность[B.169]

 

Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «А женатым приказываю уже не я, а Господь: жена пусть не бросает мужа, если же бросит, пусть остаётся в безбрачии или примиряется с мужем. И муж пусть не покидает жены» (1 Кор.7:10-11)

Вот здесь он отличает уже заповедь непосредственно господню от собственного совета. Брак ненарушим, но это от Бога, а я (Павел) считаю, что лучше обойтись без брака…» [P.125.574]

*7:10 Павел пересказывает слова Иисуса (ср. Мф 5:32, 19:9; Мк 10:11–12; Лк 16:18). Он особо подчеркивает, что те же самые нормы относятся и к женщинам, поскольку в греческом обществе того времени развод могла потребовать и жена. Даже состоявшийся развод, по словам Павла, не дает христианину возможности вступить в новый брак. [P.169.4]

*

…если кто разойдётся с мужем своим, лучше ей вернуться обратно, а если разведётся – лучше ей оставаться одной

 

 
     
 

На правом берегу реки виднеется бесконечная равнина; первые несколько вёрст её – луга, а затем…

 

Peter Gandy, Writer and Historian: «Что значит «pagan» – «языческий»? До того, как христиане превратили это слово в ругательство, оно обозначало «деревенский житель». Так что выходит, люди, построившие пирамиды и подарившие пьесы Еврипида и Софокла, труды Платона, были примитивными суеверными деревенщинами». [T.23.IX.5]

 

 
     
 

…бесконечная равнина; первые несколько вёрст её — луга, а затем, ближе к горизонту, всё покрыто густым лесом…

 

ἄπεδον τό равнина Her. [B.169]

 

Непроходимые вечнозелёные леса, бесконечное число видов животных и растений, тропические температуры и огромное количество осадков – всё это делает сельву такой пленительной. Когда мы произносим слово «сельва», то, чаще всего, имеем ввиду тропические влажные леса, опоясывающие планету. Они растут в Южной и Центральной Америке, Африке и Юго-Восточной Азии, а также в Австралии, то есть, по обе стороны экватора, примерно, до десятого градуса широты, хотя, иногда, значительно выходят за эти пределы. Исключения составляют, в частности, район Анд в Южной Америке, а также зона пассатов и муссонов в Восточной Африке.

Разнообразие видов в сельве поражает воображение. Постоянная борьба за выживание и сложные климатические условия заставляют тропический мир всё время меняться, адаптироваться, приспосабливаться. А особая форма сосуществования растений и животных здесь – не случайное и непреднамеренное соседство, не спонтанное стечение обстоятельств, – а тонкий симбиоз, единая система.

Джунгли весьма впечатляют, потому что кипят жизнью, не смотря на сложные климатические условия, а, может быть, и благодаря им. А ещё они восхищают прелестью и богатством красок.

Заросли джунглей кажутся непроходимой стеной растительности, которая внушает людям почтительный трепет. И, несомненно, это мир, где царят контрасты.

Из-за особого климата деревья в сельве растут практически на глазах: на каждый квадратный метр здесь приходится от двух до четырёх кубических метров осадков, что в год составляет примерно десять кубометров. Средняя температура в сельве около двадцати пяти градусов Цельсия, следовательно, тут практически всегда тепло. Осадки, которые выпадают тут круглый год, особенно усиливаются осенью и весной – эти сезоны называют дождливыми: в это время влаги здесь так много, что она не успевает полностью испаряться. Говоря о сложности климатических условий в сельве, имеют в виду именно эту перенасыщенность воздуха влагой. Большее или меньшее количество осадков – единственное основание для разграничения здесь сезонов: климат тут всегда тёплый и привычного нам чередования жары и холода в течение года не происходит.

Растительность влажных джунглей распределяется по нескольким ярусам. Верхний ярус составляют очень высокие отдельно стоящие деревья, достигающие шестидесяти метров в высоту. Следующий ярус – куполообразные деревья, высотой от пятнадцати до сорока пяти метров. Плотно сомкнутые листья практически не пропускают солнечный свет к более нижним ярусам, поэтому внизу приживаются тенелюбивые растения. Большинство деревьев здесь находится на стадии рассады – молодой поросли – до тех пор, пока не получают возможность вырасти, например, когда какое-нибудь высокое старое дерево не упадёт, открыв путь солнечным лучам.

…на нижних ярусах леса, где солнечный свет редкий гость, нет ни громких звуков, ни разнообразия растительности. Настоящее же буйство зелени можно увидеть на берегах рек или на верхушках деревьев, где и живёт почти вся местная фауна.

И кажется, что ни одно растение здесь не похоже на другое: на одном гектаре джунглей свыше тысячи различных видов растений.

Вид с вершин деревьев поистине уникален: куда ни глянь – везде джунгли. Сельву отличает не только богатство видов и их красота, но и разнообразие функций: система джунглей не только источник питания, воды и лекарств, но и климатический регулятор.

Уже тот факт, что большинство видов местных растений и животных ещё не изучены и даже не открыты, говорит об их невероятном многообразии. [T.10.DXXXII]

 

 
     
 

С правой стороны юноши видна девушка с распущенными роскошными белокурыми волосами... Слева от юноши стоит женщина, она почти совсем обнажена, так как главную часть её наряда составляют обильные драгоценности.

Иероглиф Аркана VI представляет монаду в состоянии нерешительности. Две женщины – это две потенции его сознания и индивидуальности: девушка – это индивидуальность потенциальная, свойственная миру духа – Небесной Природе, женщина – это индивидуальность утвержденная, свойственная миру феноменальному, Гений – это первообраз монады в Мире Божественном, ее истинная субстанциональная сущность, мощью которой осуществляется как самое бытие монады, так и его отдельные этапы.

Две женщины иероглифа Аркана VI проектируются в феноменальный мир в бинер двух начал: девушка – это эмблема стремления человеческого духа к реальности, к сущности; женщина олицетворяет собой стремление человека к утверждению во вне, к созданию иллюзии. [B.24.1]

 

Dr. Christopher Naunton, Egyptologist: «Нужно лишь несколько изображений, чтобы понять, что это необычная царская гробница. Египтяне очень серьёзно относились к тому, чтобы всё следовало строгим канонам, но складывается впечатление, что здесь погребение было подготовлено неорганизованно.

Войдя в эту гробницу нужно пройти по спускающемуся коридору и повернуть направо. И это очень необычно для гробницы восемнадцатой династии, потому что в большинстве гробниц фараонов коридор заворачивает влево».

В Древнем Египте левая сторона была символом мужественности. Это было такой важной деталью, что в каждой царской гробнице династии Тутанхамона сразу после входа есть поворот налево. Единственная гробница с правым поворотом – усыпальница Хатшепсут – женщины-фараона. [T.29.IV.2]

 

…женщины – вечная загадка. Недаром академик Александров любил приговаривать, что удачно жениться – всё равно, что вытащить ужа из мешка с гадюками. [T.10.CDLXI]

 

 
     
 

Dr. Kathryn «Kara» Cooney, Egyptologist, UCLA: «Думаю в самой человеческой природе заложено стремление видеть сексуальную связь в политических отношениях между мужчиной и женщиной. Мы видим такие близкие отношения и говорим – конечно же, они любовники. Доказательств нет, но эти отношения необычны. Странно, что он (Сенемут) никогда не женился, у нас нет этому доказательств. Странно, что у него не было детей, это загадка для нас. Странно, просто странно». [T.12.LXXIX]

 

 
     
 

– Мне нельзя слушать такие вещи, – сказала Сандра после продолжительного молчания, – иногда мне кажется, что я иду по краю, и они могут столкнуть меня. Да нет, вы не поняли, я не имею в виду смерть. Какой-нибудь отчаянный поступок, за который неизбежно будешь наказана, совсем так, как обещает музыка.

– А мне думалось, что вы, артистки, способны перевоплощаться и этим спасаете себя от ударов жизни, – сказал моряк, – в музыке вы были одна, а сейчас – другая.

Сандра остановилась, в упор смотря на лейтенанта. Потом глаза её смягчились, и даже в скудном свете редких уличных фонарей он увидел в них нежную насмешку.

– Милый Андреа, перестаньте воображать, что я большая артистка! Я всего лишь хорошая модель, игравшая очень средне, так, как может каждая женщина, если она не совсем тупа. Всё моё существо противилось артистической карьере, это был ложный шаг, я расплатилась за него, и теперь кончено.

Андреа недоверчиво улыбнулся. Сандра взяла его под руку и слегка прижалась к нему, стараясь соразмерить свою танцующую походку с его тяжеловатыми шагами моряка.

– Мой милый, может быть, вы поблагодарите судьбу, что из меня не вышло артистки!

– Это в каком же случае?

– Когда, ну… – Сандра на мгновение смутилась и торопливо продолжала: – Если не обладать потрясающим, редкостным талантом, какой появляется раз в поколение, путь к вершинам искусства труден и жесток. Так у нас и, по-видимому, везде в мире. И пока женщина, даже талантливая, станет выдающейся артисткой, она потеряет так много, что перестанет быть женщиной, а станет только артисткой. Отсюда и поговорка, что талантливые люди бессердечны.

Лейтенант резко остановился. Шепча её имя, он схватил её, сдавил в крепких руках. Сандра обняла его шею, дыхание её прервалось, длинные ресницы скрыли глаза. Оба очнулись, лишь когда шумная компания молодёжи появилась на противоположной стороне улицы.

– Боже мой, какое бесстыдство! – Сандра, слегка задыхаясь, провела рукой по волосам и одёрнула платье. – В чужом городе! Сейчас нас поведут в тюрьму, решив, что кто-то из нас «цветной» и обольщает ангелочка белого.

– Вас настращала здешняя полиция, но ведь я с вами! – торжествующе сказал Андреа, заглядывая в её глаза. Переполненное любовью сердце билось тяжёлыми, сильными ударами.

Сандра отодвинулась и покачала головой.

– Не надо, милый. Подождите, а я всё объясню. Пора нам поговорить.

Лейтенант и Сандра медленно пошли по тёмной аллее между двухэтажных домиков. Где-то справа и впереди разносился шум электропоездов «Кейптаун – Саймонстаун», разрывавших ночь своими странными плачущими сигналами, похожими на человеческие вопли.

– А вам не будет очень стыдно, если я… пойду босиком? Хочется идти далеко, и я привыкла в море, на палубе… Здесь темно, ваш позор не будет виден.

Сандра сорвала туфли; несмотря на осень, она ходила без чулок. Её шаги по пыльной улице показались Андреа необыкновенно лёгкими, почти летящими. Не в силах сдержаться, он обнял Сандру, и снова она освободилась, на этот раз более нетерпеливо.

– Я понял, – глухо сказал лейтенант, – вы всё ещё любите его!

– Кого, Флайяно? Боже мой, нет! Но поймите, Андреа, я не могу так. Надо побыть одной, отделаться от всего навязшего, стать другой Сандрой – какой я хотела, но не той, какой пришлось. Поймите это, Андреа!

– Тогда почему же вам отвергать мою помощь? И… и любовь?

– Разве я отвергаю? Только не надо торопить меня.

– Торопить принять любовь ничем не замечательного моряка?

– До боли не похоже на моё представление о вас, Андреа. Едва лишь начинаются разговоры о «простых» моряках, служащих, машинистах, как…

– Как что?

– О, ничего, не всё ли равно! Ну, подозреваешь, что у человека есть внутренняя неуверенность, неполноценность, что он ищет, за что бы уцепиться и переложить собственную вину на другого.

– А что бы вы хотели?

– Чтобы пришёл тот, который примет женщину, какой она ему предстала, созданную жизнью и ею самой, но не существо, какое бог предоставил ему по специальному заказу. И если он хочет видеть её иной, более женственной или мужественной, то пусть обладает силой сделать её другой!

– И многие вас… переделывали по-своему? – спросил Андреа сдавленным, неприятным голосом.

Сандра так быстро повернулась лицом к нему, что её шатнуло. Пристально вглядываясь, в него, она не замечала, что всё теснее прижимает руку к сердцу жестом раненой. Что случилось с её чутким рыцарем? Откуда эта внезапная и ненужная грубость? Или это неизбежно, что все хорошо до того лишь предела, за которым мужчина становится уже не индивидуальностью, а безликим олицетворением своего пола? И милый Андреа тоже?

Лейтенант, конечно, заметил горькую обиду Сандры, но уже не мог, как несколько минут назад, взять её за руку и попросить прощения. Точно вся ревность, не раз мучившая его во время плавания на «Аквиле», вдруг вырвалась на волю. Чувствуя, как рвутся нити близости, казалось, навсегда соединившие их обоих. Андреа упрямо пробормотал:

– Я только хочу знать правду!

Правда – она зависит от понимания. У любящего – одна правда, у ненавидящего, подозрительного – другая!

– До сих пор я считал, что есть только одна.

– Милый моряк мой, вы совсем ещё мальчик! Едва я стала мисс Рома, как оказалась окружённой опытными охотниками за женщинами: кинорежиссёрами, журналистами, фотографами и просто бездельниками, посвятившими себя покорению таких, как я, девчонок, только что расцветших красотой дьявола.

– Это что за кинотермин?

– Кино здесь ни при чем. «Боте дю дьябль» – так французы называют момент, когда девушка впервые расцветает свежей и юной красотой. Большей частью это случается в восемнадцать лет. Такая красота действует на мужчин, особенно пожилых, неотразимо, вероятно, потому и возникло её название в эпоху средневековья. Но я жила не в средневековье. Шесть лет назад я поступила в семинар античной истории, получила красоту дьявола, а с ней титул «мисс Рома». Я никогда не была флази или изи лэй, как говорят американцы, но, конечно, не смогла противостоять искусным атакам. Всё произошло по обидному стандарту: режиссёр кино, начало кинокарьеры, неудачный конец её, работа гидом с иностранными туристами, а потом Флайяно…

Сандра умолкла. Снова в ночи раздался плачущий вой электропоезда.

– Конечно, было бы лучше, если б девочкам с детства преподавали науку жизни и любви, – опять заговорила Сандра, – мы могли бы лучше выбирать, распознавая настоящее. Теперь мне просто смешны избитые приёмы покорителей сердец. Болтовня об одиночестве, непонятой душе, претензия на загадочность, ложь о потрясающих похождениях. Сказки о пылкой любви, сочинённые ещё во времена Древнего Египта и пересказывающиеся на разные лады на всех языках мира. И главное – точный расчёт на самую слабую струну женской души – жалость. Уместная, тактичная жалоба испортила больше женских жизней, чем все другие мужские хитрости.

Иван ЕФРЕМОВ [B.107.1]

 

 
     
 

Светлана БАБКИНА, кандидат исторических наук: «…как-то вот какие-то вещи, которые их очень интересовали. Например, есть замечательное место такое, немножко смешное нам оно сейчас покажется. Скажем, в Книге Бытия 4 глава 19 стих говорится… очень простой для нас стих: «И взял себе Ламех две жены: имя одной: Ада, и имя второй: Цилла». Что такого, да? Ну, две жены было у человека. На самом деле, опять же, вот на комментарий Раши я сошлюсь. Комментарий создавался в ту эпоху, когда был издан декрет, запрещающий евреям в течение тысячи лет брать более одной жены. Евреи были давно уже моногамны, но как-то это не было юридически зафиксировано. И издал его рабби Гершом. А Раши учился в его ешиве. Он родился в тот год, когда рабби Гершом умер, но у него учился. И он написал такой комментарий: «Две жены – таков был обычай у поколений до Потопа: одна для размножения, другая для плотских утех. Той, что служила для плотских утех, полагалось выпить напиток бесплодия, чтобы она стала бесплодной. Её украшали, как невесту, и кормили лакомствами. Её товаркой пренебрегали, и она печалилась, как вдова». И Ада – это жена для размножения, а Цилла – жена для сожительства». [P.97.216]

 

 
     
 

Любовниц превозносили и проклинали, но они были всегда и оставили свой след в истории.

В обществе, в котором для женщин был закрыт прямой путь к власти, положение любовницы давало очевидные преимущества.

Dr. Rosalind Miles, Author «The Womens History of the World»: «Мы забываем, как трудно было женщине добиться независимости. Вплоть до середины девятнадцатого века женщина была собственностью либо своего отца, либо мужа. Она не могла распоряжаться собой».

Robert Greene, Author «The Art of Seduction»: «У женщины было крайне мало возможностей. Единственное, что она могла использовать в своих интересах, – свою привлекательность и мужскую чувственность».

И у могущественных мужчин всегда был богатый выбор замечательных высокоодарённых женщин.

Dr. Oliver James, Psychologist: «Власть возбуждает женщин намного сильнее, чем мужчин. До сих пор для женщины власть, общественное положение и богатство её избранника гораздо важнее, чем его внешность».

Dr. Rosalind Miles: «Положение любовницы приносило выгоду, но при всём том оно было весьма шатким. Если покровитель умирал, она в одночасье лишалась всего: защиты, привычного образа жизни, подчас и крыши над головой».

У любовницы нет никаких гарантий, и поэтому её положение крайне нестабильно.

Эмма Гамильтон закончила свои дни в нищете: когда её любовник умер, она потеряла всё.

Colin White, M.A., honorary doctorate from Portsmouth University, Director of the Royal Naval Museum: «В двадцатом веке история Нельсона и Эммы Гамильтон стала легендой о великой любви. В тридцатых годах о них писали пьесы, снимали фильмы, самый знаменитый из которых с Лоуренсом Оливье и Вивьен Ли в главных ролях. Но я бы сказал, что по тому влиянию, которое этот роман оказал на судьбу каждого из трёх действующих лиц – сэра Уильяма Гамильтона, Эммы Гамильтон и Нельсона – это не бульварный роман, а трагедия Шекспира. Я полагаю, в отношениях Нельсона и Эммы секс играл очень важную роль. В письмах он упоминает о вольностях, которые не позволяла себе ни с кем ни одна женщина. Ясно, что она научила его кое каким новым для него приёмам, которые показались ему возбуждающими и необычными».

Dr. Rosalind Miles: «Любовница знаменитого человека или видного политика – это звучит заманчиво. Но как это унизительно, если в женщине видят не самостоятельную личность, а существо, предназначенное для секса, которое без мужчины ничто. Пожалуй, хуже ничего и быть не может, потому что изменить такое отношение к себе практически невозможно. В современном обществе роль любовницы всё меньше отличается от роли жены, поэтому многие женщины становятся на этот путь не ради карьеры, но по любви и добровольному выбору. Положение любовницы неизбежно связано с высокой вероятностью нежелательной беременности. Когда женщина ждёт ребёнка, она теряет свою сексуальную привлекательность, и с этой точки зрения больше не представляет ценности для мужчины. Любовницы помогают мужчинам чувствовать себя более уверенно, а жёны не всегда считают это своим долгом».

Prof. Helen E. Fisher, Rutgers University, Anthropologist: «Современная любовница – женщина самостоятельная, образованная. Нередко она занимает довольно высокое общественное положение. Она может уйти когда захочет и потребовать от мужчины, чтобы он расстался с женой. Это очень отличается от того, что мы вкладываем в классическое понятие любовницы».

Но пока есть жёны, будут и любовницы. [T.12.LXXV.1]

**

 
     
 

**

Пока есть жёны, будут и любовницы. История знает множество примеров, когда две женщины делили одного мужчину.

Dr. Rosalind Miles, Author «The Womens History of the World»: «Известная французская пословица гласит: «Цепи брака так тяжелы, что их приходится нести вдвоём, а лучше… втроём».

Prof. Helen E. Fisher, Rutgers University, Anthropologist: «Некоторые женщины лучше подходят на роль любовниц, а не жён».

В западной культуре институт брака строится на идее моногамии.

История знает немало примеров супружеской неверности, и бесчисленные любовницы занимают воображение историков.

Dr. Fay Weldon, novelist: «Любовницы были окружены романтическим ореолом в те времена, когда женщины не так часто писали книги. Любовниц прославляли мужчины, потому что жёны казались им скучными, пассивными, чересчур обыденными».

В истории адюльтера жёны нередко выпадают из поля зрения, а ведь большинство жён играли в этих драмах главную роль. Многие из них, например, Екатерина Медичи, вынашивали планы свержения соперницы. Некоторые, в частности, Элеонора Рузвельт приветствовали появление у мужа любовницы. Некоторые уходили от неверных мужей, другие оставались, потому что у них не было иного выбора.

Dr. Rosalind Miles: «Известная французская пословица гласит: «В наше время произошло одно значительное изменение, – жена больше не обязана сосуществовать с любовницей, – неверность мужа может быть основой для развода».

С тысяча девятьсот тридцатых во многих странах действует закон, позволяющий женщинам расторгать брак в случае измены мужа. Но нередко жёны предпочитают остаться с неверным супругом.

Бил Клинтон был не первым из американских президентов, у которого была любовница. Но он был первым президентом, частная жизнь которого стала предметом широкого обсуждения. Репутация Хилари от этого только выиграла.

Christine Ockrent, Author «The Double Life of Hillary Clinton»: «Никогда Хилари не была так популярна как в те дни, когда американская общественность узнала, что муж изменял ей. Но она не оставила его. Так и должна была поступить настоящая американская жена, выполнявшая свой долг».

В наше время жена может добровольно примириться с неверностью мужа, но в прошлые века у неё просто не было другого выбора.

В шестнадцатом веке во Франции традиция требовала, чтобы у короля была фаворитка. И подчас она пользовалась большим влиянием, чем сама королева.

Robert Greene, Author «The Art of Seduction»: «Обычно короли заключали династические браки, и королевой Франции становилась иностранка. Официальная любовница короля была француженкой, она была чем-то вроде представительницы французского народа при короле Франции. Во многих случаях можно утверждать, что она была королевой де-факто».

…но исторически сложилось так, что в высших кругах общества адюльтер широко распространён.

Dr. Rosalind Miles: «Политики и королевские особы нередко бывают замечены в компрометирующих связях. Чем больше от них ждут, что их жизнь будет высшим образцом соблюдения норм морали, тем более они склонны эти нормы нарушать».

Prof. Helen E. Fisher: «Животное под названием человек не создано для того, чтобы делиться. Это знает мужчина, это знает любовница, это знает жена. И для треугольника обычны постоянная ревность, постоянное соперничество, постоянные проблемы».

Dr. Rosalind Miles: «Когда мужчина женится на своей любовнице, и она становится его женой, он вновь оказывается в ситуации, от которой бежал, когда их роман начинался».

…и наступила новая эра свободной любви. В шестидесятые годы двадцатого века появились противозачаточные таблетки, и открылся мир сексуальной свободы.

Dr. Fay Weldon: «В шестидесятые годы нравы стали гораздо свободнее, люди сходились без долгих разговоров. Роман женатого мужчины, как правило, не приводил к расторжению брака».

Prof. Helen E. Fisher: «В наши дни любовница не зависит от мужчины экономически, и, как правило, руководствуется чувствами».

Поскольку современное общество допускает развод, любовница всё более склонна рассматривать своё положение как временное.

Dr. Rosalind Miles: «В наши дни женщина может рассматривать это как промежуточный этап, чтобы привязать к себе мужчину и впоследствии убедить его развестись с женой и жениться на ней: статус замужней женщины всё же представляется ей более высоким в глазах общественного мнения».

Но человеческая природа такова, что для любовницы всегда найдётся место. [T.12.LXXV.2]

***

 
     
 

***

…их судьба была предопределена много лет назад – в восемьдесят первом, когда весь мир с надеждой наблюдал за свадьбой Чарльза и Дианы в соборе Святого Павла.

Dickie Arbiter, former Royal Press Secretary: «За церемонией следили семьсот пятьдесят миллионов человек. На то время это была самая большая телевизионная аудитория».

Толпы зрителей даже не предполагали, что брак заключался не по любви, а по расчёту.

Sarah Gristwood, Royal historian: «По сути это была последняя традиционная королевская свадьба. Невесту для принца тщательно выбирали, как племенную кобылу, ориентируясь на её качества и родословную. Никому не было дела до чувств молодых людей».

Но с точки зрения народа торжества пришлись как раз вовремя.

Dr. Dominic Sandbrook, social historian: «В 81-м году Британия выходила из длительного кризиса: забастовки, отключение электроэнергии, бунты безработных – люди дрались на улицах. Бешеные толпы бушевали на стадионах. Инциденты следовали один за другим. Королевская свадьба в восемьдесят первом стала разрядкой для общества».

Вся страна возлагала на Диану огромные надежды: никому неизвестная воспитательница мгновенно стала мировой иконой.

Но вскоре началась эта эпопея с Камиллой.

За дежурными улыбками на публику молодожёны скрывали проблемы, которые сказывались на семейной жизни.

Prof. Kate Williams, University of Reading: «Отношения пары портились из-за растущей популярности Дианы. Она стала звездой – все её обожали. Чарльз был от этого не в восторге: «Я – наследник престола, будущий король – а всё внимание достаётся моей жене!»

Чем популярнее становилась Диана, тем стремительней рушился брак.

Rachel Johnson, journalist: «На публике Чарльз и Диана изображали идеальную пару, но они не были счастливы вместе».

Но пара не могла скрывать правду вечно.

Джон Мейджор, премьер-министр Великобритании с 1990 по 1997 год: «Представители Букингемского дворца с прискорбием сообщили, что принц и принцесса Уэльские решили расстаться».

Девятого декабря 92-го года пара официально заявила о своём решении.

Девяносто второй год выдался весьма не лёгким для Британской монархии.

Елизавета II, королева Великобритании: «Это поистине был ужасный год».

Penny Junor, biographer: «Он начался с расставания Эндрю и Ферги. Затем принцесса Анна развелась с Марком Филлипсом. А в довершение всего в Виндзорском замке случился пожар. У всех бывают трудности. Королевская семья переживала кризис. В тот год всё шло наперекосяк. СМИ освещали события в королевской семье так, словно это мыльная опера. Мы так это и воспринимали, забывая, что речь идёт о живых людях со своими чувствами и эмоциями».

Andrew Morton, biographer: «Интервью, данные Дианой и Чарльзом, породили множество сплетен. Это настраивало людей не только против пары, но и против всей монархии. Наконец вмешалась королева и потребовала, чтобы они развелись».

28 августа 96-го года желание королевы исполнилось. Чарльз стал первым в истории разведённым наследником престола.

…образовавшийся вакуум заполнил новый премьер-министр.

Тони Блэр, премьер-министр Великобритании с 1997 по 2007 год: «Диана была «народной принцессой». Такой она и останется в наших сердцах и в нашей памяти навсегда».

Prof. Kate Williams, University of Reading: «Тони Блэр привлёк внимание масс, и, как следствие, популярность королевской семьи упала ещё больше. Если политики набирают авторитет, монархия теряет сторонников, и наоборот. Тут прямая взаимосвязь». [T.21.CXXI]

 

 
     
 

Танька у него стала всему голова. Она, видишь, в прислуги пошла с бедного дому; «На придано, худо-бедно, заработаю! Своим домом жить стану!» Да Протокишны Глаза ухватист, как рак, – схватит, и кровь закаплет, дак не выпустит… День-то Танька у него кухаркою, а ночь – сударкою! И деться стало ей некуда – огласка вышла делу, сам знаешь, как в деревне-то… Жена – при живой жене дело совершалось! – чахнуть стала… Бил он её, думал, умрёт! Нету! Пить сильно стала только… Тогда он что удумал! В светлицу – знаешь, под самой крышей! – посадил, окошко решёткой забрал – полоумная, мол. Она оттуда на всю Толвую причитывала, а потом смолкла, да так и забыли про ей!

А Протокишны Глаза из ума выжил, по всякому делу всё на Таньку указывает, гнусавит. Всем она руководила и всё решала. Одного не терпел – когда услыхал – Татьяной Власьевной звать её стали… Зайдётся весь, побелеет!

Ну, это когда было! Перед самой революцией. Вскоре, в шестнадцатом годе, он и помер… Сынова остались – тоже хороши мазурики.

В. ПУЛЬКИН [A.440]

 

 
     
 

…возле дома, где продолжался бал, посол обратил внимание на машину великого князя Бориса Владимировича. Кузен императора славился своей тягой к светским развлечениям. Однако в то время, как его брат Кирилл повяжет красный бант и приведёт матросов гвардейского экипажа в распоряжение Временного правительства, Борис Владимирович станет единственным из Романовых, кто после отречения царя отправится к нему в ставку.

Из воспоминаний капитана второго ранга Гаральда Графа: «В кругах, близких Борису Владимировичу его любили и очень ценили, а в широких кругах общественности критиковали и рассказывали о нём всякие небылицы, которые портили ему репутацию и отзывались и на его братьях».

Борис Владимирович по традиции царской семьи кончил Николаевское кавалерийское училище. Вместе с братом Кириллом воевал в русско-японской войне, был награждён за храбрость золотым оружием. С началом Первой Мировой командовал полком, и по отзывам был очень популярен среди сослуживцев, а в 1915-м году император назначил великого князя Походным атаманом всех казачьих войск. В Петрограде великий князь жил холостяцкой рассеянной жизнью, устраивая порой весёлые приёмы в своём царскосельском коттедже. Этот загородный особняк в начале века стал в России настоящей архитектурной сенсацией. По одной из версий его подарила Борису Владимировичу на двадцатилетие его крестная мать – королева Великобритании Виктория. Особняк князя Бориса всегда носил неофициальный статус самого английского места Петербурга, причём выражалось это не только в стиле постройки: Борис Владимирович был истинным англоманом и создал для себя «маленькую Британию». В качестве слуг держал исключительно подданных Соединённого королевства, да и русская речь звучала здесь редко: английский язык был князю привычнее, так как воспитывался он няней-англичанкой.

По настоянию матери – великой княгини Марии Павловны – Борис Владимирович пытался в 1916-м году свататься к старшей дочери императора – великой княжне Ольге Николаевне. Императрица была решительно против, написав супругу: «Отдать чистую свежую на восемнадцать лет его моложе девушку полуизношенному пресыщенному человеку тридцати восьми лет, чтобы она жила в доме, где он сожительствовал со столькими женщинами

Борис Владимирович скорее вздохнул с облегчением: в то время его уже связывали отношения с Зинаидой Рашевской – прелестной двадцатилетней женщиной совершенно незнатного происхождения.

История сохранила забавный эпизод о фиктивном браке Рашевской с сыном знаменитого купца Елисеева – Петром. Как-то Елисеев-младший проиграл в карты девяносто шесть тысяч рублей. Отец, не смотря на миллионное состояние, отказался ему помогать: это был второй крупный проигрыш сына за последнее время. «Стреляйся» – сказал он. Пётр Григорьевич был близок к отчаянию, когда неожиданно пришло спасение: ему предложили оформить брак с незнакомкой в обмен на нужную сумму. Незнакомкой оказалась Зинаида Рашевская, которая в тот момент ждала ребёнка от великого князя Бориса Владимировича. Брак был необходим чтобы соблюсти приличие. Из церкви жена отправилась в Английский особняк князя, а муж – в банк за деньгами.

Когда в марте семнадцатого Борис Владимирович отправился в ставку к Николаю, к отрёкшемуся императору его не допустили и посадили под домашний арест в царскосельский особняк. Вместе с Зинаидой Рашевской, к тому моменту Елисеевой, они жили там до осени. Наконец смогли уехать из революционного Петрограда и присоединиться к матери и младшему брату – князю Андрею Владимировичу – в Кисловодске. Там они чудом избежали гибели. Командир большевистского отряда, которому было приказано расстрелять двух представителей династии, оказался бывшим художником. В великом князе Борисе он неожиданно узнал человека, который за год до войны практически спас его от голода в Париже, купив несколько работ.

Вот как вспоминал об этом великий князь Александр Михайлович: «Большевистский комиссар не мог убить человека, который оценил его искусство. Он посадил обоих Великих Князей в автомобиль со значком коммунистической партии и отвёз их в район белых армий». [T.10.CDLVII.20]

 

 
     
 

Наталья БАСОВСКАЯ, доктор исторических наук: «…но сначала она при французском дворе сильно отвлеклась, там случился у неё роман, очевидный, демонстративный, открытый. Она, как все в этой семье, была красавицей. Надо было хотя бы прикрываться, а тут совершенно открыто. Её осуждали, мягко осуждали при дворе в документах. Но мягко, что её отношения с мужем столь плохие, что её можно понять.

А роман случился с Роджером Мортимером, бароном Вигморским, одним из самых знатных людей в Англии. Но в Англии он был злейшим врагом Диспенсеров, тех самых фаворитов короля Эдуарда II, поэтому он тоже бежал во Францию, и бежал за ней.

Королеве 30 лет, ему 35. И роман случается, видимо, абсолютно страстный, потому что её предыдущая жизнь с мужем была служением, она с самого начала была товаром, юной принцессой отданной во вражеский стран. Какие там могли быть чувства, и вряд ли они случились, к тому же такое незадачливое правление её мужа. А здесь, вероятно, роман.

Да, он рыцарь! Все признают за ним всякие мужские атрибуты мужского поведения, внешность, мужчина, боец, побег из тюрьмы, участник походов, и видимо, случился очень большой роман, потому что она в открытую, не прикрывает, не декорирует.

…всё накопленное за жизнь, в 30 лет выплеснулся. Я думаю, что был и политический расчёт. Думаю, что с этого времени она начинает видеть себя, там первые контакты в Англии были, руководительницей заговора против её незадачливого мужа-правителя. Она начинает ощущать себя в роли великого короля, она хочет принимать решения сама. Её муж пишет довольно жалостливые письма, чтобы она возвратилась. Мы помним, что ему бароны запретили свободный отъёзд из Англии». [P.97.25]

 

Зина была сиротой, солдатской дочкой, и звали её собственно Фёклой Анисимовной. Но это имя показалось барину не поэтичным. В его любви было что-то отеческое, и разница их в возрасте вполне способствовала тому. Родня была в ужасе. А друзьям Зинаида понравилась, и они дали ей отчество Николаевна.

«Николай Алексеевич любил меня очень, – рассказывала она потом, – баловал, как куколку держал. Платья, театры, совместная охота, всяческие удовольствия – вот в чём жизнь моя состояла».

Он учил её играть на рояле, нанял учителя французского и сам учил её русскому языку. Его первая поэма о декабристах «Дедушка», построенная как рассказ ребёнку и посвящена Зине. И «Русские женщины» тоже, очевидно, появились во многом благодаря ей. Сестра Марии Волконской возмущалась: «Рассказ, который поэт вкладывает в уста моей сестры, был бы уместен в устах какой-нибудь мужички».

«Я только теперь, в руднике роковом…»

Зина тоже стала для Некрасова и мамой, и ангелом, и для него это был не просто красивый образ… [T.10.CDI.28]

 

 
     
 

Любовь и половое влечение – это одни из самых сильных человеческих эмоций. Родственные семейные узы, завязанные на сексуальных отношениях, влияли на формирование каждой культуры. И в каждой культуре любовь и секс регулируются строгими запретами и наказаниями за их нарушения.

Любовь может быть разной: для кого-то она, в конце концов, должна выражаться в создании семьи и принятии клятвы всю жизнь хранить верность одному человеку. Институт семьи для них является священным и нерушимым. Главная для человечества социальная группа основана на сексуальной моногамии.

Dr. Stephen Juan, University of Sydney: «Моногамия – это основная модель отношений в западном мире, ведь в истории нашей культуры моногамия задана Библией, и, следовательно, она отражена в наших законах, в нашей религиозной традиции, в социальном устройстве общества. От этого никуда не деться».

Половое влечение – один из основных инстинктов, но отношения полов во многом определяются культурными традициями. В разных культурах обычаи сексуального поведения различные, но в каждой культуре они чрезвычайно важны и охраняются строгими запретами.

Prof. Gilbert Herdt, San Francisco State University: «Сексуальность – это одна из важнейших областей человеческой жизни, в которой сходятся многие наши мотивы: любовь, брак, дети, эмоции, деньги, власть – многое от этого зависит, – поэтому общество всячески старается регулировать половые отношения».

Prof. William von Hippel, University of Queensland: «Моногамия – это основная модель половых отношений у человека в основном потому, что детям нужно уделять много заботы. Как следствие, для того, чтобы вырастить ребёнка, нужны оба родителя. Из истории эволюции мы видим, что человечество в основном предпочитало моногамные отношения». [T.21.VIII.3]

 

Средневековье, в отличие от античности, отмечено значительными изменениями в области отношения к сексуальности: по сравнению с сексуальной свободой Рима, правила плотских удовольствий, установленные в Средние века, отличаются строгостью и сильными ограничениями. [T.13.CIII.6]

 

 
     
 

Владимир АЛЕКСАНДРОВ, генеральный директор Государственного предприятия «Адмиралтейские верфи», Герой России, доктор технических наук: «…у меня было две крановщицы – Вера и Женя – одна такая, нормальная женщина. Ей – в десять вечера, Жень, надо прийти поработать, ну, господи, семья – ну, идёт, безропотно. А вторая такая, молодящаяся, и так далее. Вот, делим премию – дали на двоих тринадцать рублей. Ну, я одной крановщице шесть рублей, другой – семь. Скандал! Она написала начальнику цеха, что, якобы я нахожусь чуть ли ни в интимных связях. Начальник цеха меня вызывает: «Ты чего? А ты что, баб не знаешь?» Я говорю: «А в каком смысле?». «Да ты знаешь, что бабам надо платить поровну». Я говорю: «Так что, – по шесть пятьдесят?». Он говорит: «да хоть по шесть пятьдесят одной. На всю жизнь запомни: никогда, будь ты, если ты на кого-то обратил внимание, ни упаси бог – все одинаково – всем по одной книжке одинаковой, цвета, по коробке конфет, по одному цветку. Никогда никого не надо выделять». [T.10.CDLXXIX]

 

 
     
 

В сварливом настроении ничего путного, чтобы об этом писать. Вместо этого – такой вот список.

Любовь: руководство для энтузиаста-наблюдателя

Любовь с первого взгляда: всепобеждающее желание осмотреть изнутри ближайшее уединённое местечко (туалет в пабе, задний двор приятеля, во-он тот переулок…).

Настоящая любовь: тот, кого можно представить родственникам без иррационального страха (за родственников).

Вечная любовь: когда оба партнёра ходят налево и годами не спят друг с другом.

Брак по любви: межгосударственный альянс.

Любовь всей жизни: бездельник с твоего последнего курса универа, который проводил в онлайне по восемь часов в сутки и сжирал всю «Нутеллу» в доме, воспоминания о котором становятся с годами всё приятнее.

Влюблённость: преходящий момент, когда другой вдруг делается почти таким же интересным тебе, как и ты сама.

Влюблённый: человек с невероятной способностью к удушению чувствами.

Материнская любовь: невероятная способность удушать чувствами.

Братская любовь: запрещена нравственным законом большинства мировых религий.

Любовник: тот, кто приходит, когда твой партнёр «уезжает из города по делам» (читай: встречается со своей любовницей).

Милый: симпампуля. В уничижительном смысле (вроде термина «аппетитные ножки» – кодового обозначения для пышечек).

Симпатичный: едва переносимый. «Симпатичная была вечеринка! Надеюсь, ты как-нибудь снова повезёшь меня в Кетеринг!»

Любовное зелье. Видимо, единственная вещь на данный момент, которая может побудить Этого Парня позвонить мне. Что-то мне тут становится одиноко.

Бель де Жур [B.144]

 

 
     
 

1 - 2 - 3