ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО |
||||||
ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ |
|
|||||
АРКАН III. Divina Natura 2; Partus Generatio; Venus Urania; Physis; Императрица; Иероглиф (Берущая рука - Влагалище). |
||||||
Divina Natura 2 (Тёрнер) |
||||||
φρήν, дор. φράν, φρενός ἡ 1) преимущ. pl. грудобрюшная преграда Hom., Trag., Plat. etc.; 2) только pl. внутренности, грудь: τοῦ ἐν φρεσὶν ἦτορ παχνοῦται Hom. сердце у него сжимается в груди; Αἴαξ ἔπαξε διὰ φρενῶν ξίφος Pind. Эант вонзил (себе) меч в грудь; 3) перен., тж. pl. грудь, сердце, душа: τρομέουσι φρένα Hom. они трепещут душой, т.е. содрогнулись от страха; κατὰ φρένα καὶ κατὰ θυμόν Hom. в глубине души; οὐκ ἀπ’ ἄκρας φρενός Aesch. от всего сердца (точнее не краем души); 4) тж. pl. ум, мышление, мысль: φρεσὶν ἀγαθῇσι κεχρῆσθαι Hom. быть честного образа мыслей; μετὰ φρεσί βάλλεσθαί τι Hom. мысленно решать что-либо; φρενὶ λαβεῖν τὸν λόγον Her. поразмыслить о (слышанных) словах; φρενῶν κενός Soph. обезумевший. [B.169]
βάσις, εως (ᾰ) ἡ 1) ход, движение, хождение (ἀκταίνειν βάσιν Aesch.; κυνός, τροχῶν βάσεις Soph.; χορείας Arph.; ῥυθμῶν Plat.): βάσιν οὐκ ἔχειν Soph. не иметь возможности ходить; 2) шаг (παρ’ ἑκάστην βάσιν Arst.); 3) переход, проход (βάσιν ἀσφαλῆ παρέχειν τινί Plut.); 4) поступь, походка (ἰσχυρά, νεανική Arst.); 5) стих. стопа Arst.; 6) нога, ступня Plat.; ноги (θηλύπους β. Eur.; αἱ βάσεις καὶ σφυρά NT); 7) подставка, ножка (λεβήτων Polyb.); 8) основание (τριγώνων Plat.; κώνου Arst.; τραχήλου Plut.); 9) устойчивость (β. καὶ στάσις Plat.). [B.169]
δίκη, дор. δίκα (ῐ) ἡ 1) обычай, уклад: αὕτη δ. ἐστὶ βροτῶν Hom. так уж повелось у людей; см. δίκην; 2) право, справедливость, законность…; 3) судебное дело, судебный процесс, тяжба (частная)…; 4) судебное решение, приговор…; 5) решение, веление, закон (δαιμόνων Soph.); 6) тж. pl. возмездие, кара, наказание…; 7) (в пифагорейской философии) триада, троица Plut. [B.169]
|
||||||
Воздух ( א ) – Жертва ( ל ) – Враги ( צ )
…советской власти как воздух был необходим очередной враг: наличие такого врага оправдывает любые жертвы и лишения. И враг был назначен и озвучен – Безродный Космополитизм. В эту не очень понятную упаковку завернули обыкновенный антисемитизм. Пройдёт совсем немного времени и будет сфабриковано «Дело Врачей», и новые лагеря будут стоять наготове. И вновь, как в тридцать седьмом многие прислушиваются к шагам в подъезде… [T.10.CXXXIV]
|
||||||
l'Empereur – Lex – Ordo (4 – 8 – 10) …железный закон, царивший в великой империи, был гарантом её прочности в период расцвета, но этот же принцип, по мнению учёных, впоследствии привёл империю к гибели. Посеял это смертоносное зерно сам её создатель. Владимир ПЕТРУХИН, доктор исторических наук, Институт славяноведения РАН: «Он ведь создавал империю, основанную на законе, то есть «империю мирового порядка», к чему стремились создатели всякой империи – Наполеон, или там, Третий Рейх – это «империи мирового порядка»: всё должно быть по закону. И Чингисхан стремился этот самый закон установить повсюду, во всех его улусах, во всём мире. Но как только возникает некая тоталитарная идея, так тут же у людей, которые оказались под властью носителей этой идеи, возникает здоровое чувство сопротивления этой самой идее. Культура сопротивляется, культура должна быть многокомпонентной. Поэтому и Золотая Орда стала трещать по швам казалось бы тогда, когда у татар появились города, появились возможности коммуникации, появилась собственная база». В шестидесятые годы четырнадцатого века в Орде наступают новые времена – времена внутренней смуты и борьбы за власть между чингизидами – потомками Чингисхана. Русские летописи окрестили ордынскую смуту Великой Замятней. [T.10.CLXXVIII.4]
Victoria – Карма – Nahash Конец восьмидесятых. Декада достигла кульминации. Возможно, Рейган и Горбачёв ведут себя дружелюбно, но пусть их улыбки не обманывают вас – Холодная война всё ещё не закончена. Никто не знал, как именно всё в итоге обернётся. Но у Америки есть секретное оружие – массовая культура (поп-культура / pop culture). В Советском Союзе понятия не имели о том, что грядёт. Kurt Andersen, Co-founder SPY Magazine: «Как только массовая культура в виде джинсов, рок-музыки и телесериалов стала проникать за «Железный занавес», исход уже был предрешён». Подпольные радиотрансляции, пиратские музыка и фильмы создавали образ Америки с её свободной и индивидуалистской культурой, манящей советскую молодёжь. «Свобода, индивидуальность» Prof. Gil Troy, McGill University: «Образ Америки, продававшийся в восьмидесятых годах нёс одно послание – это послание было «Жизнь хороша! Жить весело!» А веселье в восьмидесятых принимало все мыслимые формы, размеры и виды личного оружия… [T.21.XCV.1]
|
||||||
…одним из углов которого является Жертва (Повешенный)
Юрий ПИВОВАРОВ, академик РАН, доктор политических наук, профессор, директор ИНИОН РАН: «Всякие интеллектуальные явления трудно вставить в рамки жесткой хронологии. Но это примерно так. Причём, смотрите, это ведь очень интересные эпохи – конец восемнадцатого, начало девятнадцатого столетия. И середина двадцатого столетия. Что произошло на рубеже восемнадцатого и девятнадцатого столетия? Произошла Великая французская революция. Которая как бы покончила с тем, что говорили в семнадцатом, восемнадцатом веке. Эпоха Прогресса. Вера в лучшее будущее. Отрицание Церкви. Становление какого-то нового человека. Становление современного мира. И вдруг всё это кончилось гильотинами, кровью, которая там лилась, во Франции, по всей, по всей Европе. Кончилась каким-то страшным ужасом, конвульсиями. Говоря красиво, корабль Просвещения разбился о штормы Французской революции. А русские люди ведь учились всему этому. Для них это была трагедия. Как это мы вам сто лет верили. После Петра ведь русские сто лет подражали и учились у европейцев. И вдруг всё это рухнуло, и оказалось, что все эти замечательные идеи Просвещения привели к гильотине и к смерти тысяч и тысяч невинных людей. Надо иметь в виду, что Французская революция была не менее жестокой и кровавой, чем впоследствии наша Великая революция начала двадцатого столетия. А что ещё произошло? А в это же время в Англии началась промышленная революция. Помните, да? Переход к пару. Пароходы, паровозы. Конец всяких разных ремесленных дел. И начало современной промышленности, индустрии. Переход к индустриальному обществу. Мир совершенно изменился. Мир стал меньше, потому что появляются поезда. Можно быстро ездить. Можно быстро плавать по морю. Можно больше производить, а, значит, и растёт уровень благосостояния. То есть мир стал совершенно меняться. До этого он тысячелетиями был примерно одинаковый, что во времена Гая Юлия Цезаря, что во времена, там, я не знаю, Людовика Шестнадцатого, которому отрубили голову. Люди передвигались на лошадях. А уже через пару десятилетий они стали ездить на поездах и плавать на пароходах. Мир совершенно изменился». [T.10.CI.15]
Наталья БАСОВСКАЯ, доктор исторических наук: «Об этом говорит в предисловии А. А. Венедиктов, он сказал, что меня всегда интересовало, где там, в этих маленьких детках, благополучных, или неблагополучных, где там жил революционер. Очень интересно понять момент. Кто шёл к этому последовательно, кого толкнули обстоятельства, у кого это было убеждение. Но общее убеждение у меня от революционеров достаточно мрачное. Под прекрасными лозунгами «Во имя…» и как всегда, два главных слова – народ, свобода. Совершаются страшные дела. И логика деструктивной стороны революции приводит их к ужасу и разрушению. Как-то у меня вырвалась фраза в передаче о Робеспьере – революция руководствуется логикой гильотины». [P.88.9]
|
||||||
Валентин ЯНИН, академик РАН, доктор исторических наук: «Получилось так, что возникновение древнерусского государства с центром в Киеве, объединило два славянских мира, развивающихся на основе разных традиций язычества, допустим. На севере было мало солнца, но было много воды. На юге было много солнца, но мало воды. Поэтому на юге, – на киевщене, – возникают купальские обряды, поклонение воде. На севере были масличные обряды, блины пекут – поклонение Солнцу, – а потом в язычестве соединяются вместе и Иван-Купала и Ярило с его солнцепочетанием. Вот это пример объединения разных традиций, разных культур». [T.10.CLXXVIII.5]
|
||||||
Иероглиф (Человек - Мужчина) – Смерть – Иероглиф (стрела в колебательном движении)
Младший лейтенант Леонид Николаевич Жилин попал на фронт после окончания Харьковского артиллерийского училища противотанковой артиллерии летом 42-го. На Брянский фронт. Участник Курской битвы, освобождал Украину, Белоруссию. Боевое крещение командир взвода 45-ти миллиметровых пушек, прозванных «Прощай Родина», получил во время зимнего наступления начала 1943-го года. Леонид ЖИЛИН: «Кругом рвались снаряды, мины, пули свистели, и трассирующие, и такие, которых не видно. Кругом падают убитые, раненные в снег. Мне так страшно стало, что я встал в полный рост между двумя пушками и стал командовать стоя. И мечтал, скорей бы меня убило… Так было страшно! Ко мне подбежал комиссар батареи, схватил меня за воротник, швырнул в снег с силой. И резко сказал: «Ты что, хочешь, чтобы тебя убило? А кто Родину от фашистов будет освобождать?» У меня как-то в голове просветление, стало просветляться, просветляться, и я пришёл в нормальное состояние. И уже, и лёжа, и в полусогнутом состоянии продолжал командовать взводом». [T.18.XI.1]
|
||||||
13 – 21 (Mors – Signum) Twm Morys, welsh poet and musician: «Наша беспомощность перед лицом смерти – вот, что нас пугает на самом деле. И, возможно, кельтские верования в предвестников смерти – это попытка отвести её жало, узнать неизведанное, какими бы ни были причины, и сегодня люди всё ещё верят в знамения». Сегодня мы воспринимаем долголетие как нечто само собой разумеющееся. Но не так уж много поколений назад наши предки кельты сталкивались со смертью гораздо чаще, чем мы сегодня, поэтому они обращали внимание на любой знак, указывающий на приближение трагедии: на цветущую не в сезон яблоню, на птиц, клюющих крошки на подоконнике. [T.17.XXX.1]
Марина СВИДЕРСКАЯ, доктор искусствоведения: «…у античных персонажей нет того ощущения трагизма жизни человеческой, который есть у средневекового человека. Когда мы смотрим на «головы из Клюни», мы понимаем, как писал Мальро, что за плечами уже и грехопадение и смерть Спасителя. Он считал, что в каждом изображении средневекового персонажа отражается Лик Бога: люди, рождаясь, понимают, что они рождаются, в общем, для того, чтобы когда-то умереть. Эта мысль пришла к людям и переживалась ими как собственная жизненная трагедия именно в эпоху средневековья. И отсюда начинается та линия христианского искусства, которая продолжается до сих пор». [T.10.DXXVIII.3]
Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «…по-гречески (τὴν νέκρωσιν τοῦ Ἰησοῦ) [2 Коринфянам 4:7-10]. «Некросис». Некроз – это процесс, но, одновременно, и результат. Медицинское слово «некроз» довольно точно это передаёт. «Всегда носим некроз Иисуса в теле своём» – «Его умирание» буквально. Не смерть: «смерть» – это «танатос» – слово вообще другого корня. А процесс его умирания. Вот мы все носим в теле процесс умирания. Это реальность биологическая. Но это «умирание Иисуса», и мы надеемся на новую жизнь с ним». [P.125.200]
|
||||||
Petra cubica – Immortalitas – Veritas facunda
Во времена Рамзеса фараонов хоронили в тайных подземных гробницах в Долине Царей. Но вездесущие воры всё же находили путь к мумиям и сокровищам царей. Перед лицом этой угрозы представление Египтян о бессмертии постепенно менялось. Теперь для этого больше не надо было вечно хранить бренные останки фараонов. Теперь новым способом обеспечить себе бессмертие стало воплощение в камне. Dr. JJ Shirley, University of Wales, Swansea: «Статуи с лицом и именем Рамзеса это магические символы, обладающие особой силой, символы в которых заключено бессмертие. Даже если его гробница будет разграблена, а мумию вынесут оттуда или даже уничтожат, есть и другие способы сделать так, чтобы остаться в Вечности. Рамзес проводит масштабную строительную компанию, возводя храмы по всему Египту от северных границ до южных». И сегодня многочисленные каменные и бронзовые статуи Рамзеса прославляют его имя. Таким образом, он всё же обманул смерть. Dr. Aidan Dodson, University of Bristol: «Маниакальные стремления Рамзеса усеять всю страну своими изображениями можно объяснить его надеждой на то, что хоть какие-то из них уцелеют обеспечив ему вечную жизнь». Dr. Peter J. Brand, University of Memphis: «Успех Рамзеса как правителя доказывает уже одно то, что у него было столько подражателей от Рамзеса Третьего третьего до Рамзеса Одиннадцатого. Многие пытались подражать ему, но никто не смог сравниться с ним, ни по продолжительности правления ни по масштабам своих достижений». Dr. JJ Shirley: «То, что мы сейчас говорим о Рамзесе Втором, – это именно то, чего он добивался. Таким образом, он всё же достиг желанного бессмертия». [T.10.CCXIII.2]
9 – 13 → 4 – 6 Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…с другой стороны, по легенде, в Загробном мире на пути души умершего, которая движется к Загробному суду и, возможно, оправданию, в качестве такой помощи растёт Великая Сикомора Неба. Сикомора – это вид инжира: если вы надломите листок, то увидите млечный, белый как молоко, сок. И листья этого дерева ассоциировались с молоком Богини-Матери, с Матерью-Защитницей. Сикомору очень часто сажали в египетских некрополях при входе в гробницу. …фрагмент виньетки. Вы видите здесь самого Ани и перед ним дерево – вот это Великая Небесная Сикомора. Из неё высовывается, чаше всего, Богиня Неба Нут, ведь Нут – мать Осириса – и поэтому она печётся и заботится о каждом умершем так, как она заботилась о своём сыне. И она даёт ему здесь хлебá на подставке и воду. Отпив воды Иного мира, преломив хлебá Иного мира, душа усопшего получает силы двигаться дальше, но навсегда забывает свою предыдущую земную жизнь. Если не откусывает и не отпивает, то не забывает, но не может двигаться дальше. Вот здесь выбор, который Книга Мёртвых даёт очень чётко человеку увидеть». [P.125.7] * Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…на нём массивный текст, который сохранился не полностью, и верхний, так называемый, тимпан. Сверху Хор Бехдетский – крылатое Солнце – символ египетского государства, и зеркально отражающаяся, согласно канонам египетского искусства, сцена: царь, возжигающий светильник с ладаном перед изображением Сфинкса, стоящем на огромном постаменте, и со второй стороны – тоже царь, который держит священный сосуд с водой, тоже по отношению к Сфинксу, лежащему на огромном постаменте». [P.125.33]
|
||||||
…указывают на единственную ключевую мутацию – фотосинтез. Dr. Michelle Thaller, NASA: «Это произошло по ошибке: мутация привела к ошеломляющему успеху. Впервые у жизни появился собственный источник энергии: где бы ни был организм, у него была пища, если был солнечный свет. Теперь организмы стали свободнее и начали проникать в различные уголки земли». Цианобактерии процветали. Побочный продукт фотосинтеза – кислород. Этот газ сильно токсичен почти для всех остальных примитивных форм жизни. [T.12.XCVI.3]
|
||||||
Magus – Magister – Prudentia
Перед массивным каменным столом стоит муж лет тридцати пяти, в полном расцвете своих сил… * Под балдахином на троне сидит иерофант, человек лет двадцати пяти; в его лице чувствуется что-то женственное… [B.24.1]
В июне 1964-го года врачи разрешили Комарову начать подготовку в качестве командира экипажа корабля «Восход». Лыжи, плавание, теннис, водное поло – Комаров выбирал те виды спорта, где риск получить серьёзную травму был минимальным6 он не хотел, чтобы из-за травм его отстранили от тренировок, а то и вовсе рисковать отчислением из отряда космонавтов. Алексей ЛЕОНОВ, лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза: «Нам по двадцать пять лет, а ему – тридцать пять лет, это очень большая поведенческая часть жизни человека. Нам бы всё хотелось взбрыкивать, нам везде хотелось всего, а он был гораздо осторожней». В школе у Владимира было прозвище «Комар», в лётном училище – «Комарик», в отряде космонавтов его прозвали «Всё будет хорошо». [T.18.XLV]
|
||||||
Иероглиф (Дыхание) – Radiatio [5 – 21]
Prof. Mike Tipton, University of Portsmouth: «Эксперименты с холодной водой начались примерно в 1800-м году физиком Джеймсом Линдом (James Lind) и доктором Джеймсом Карри (James Currie) из Ливерпуля. Однажды Карри увидел, как в порту тонет американский корабль. Люди цеплялись за борта и корабельные снасти, но буквально через десять-двенадцать минут погибали в ледяной воде. Карри ничем не мог помочь этим людям: это чувство беспомощности и подвигло его начать эксперименты. Ещё одним поводом к таким исследованиям стала трагическая гибель Титаника в 1912-м году. Есть психологические приёмы, которые увеличивают шансы выжить на холоде. Мы проводили исследования, в ходе которых заставляли людей задуматься о том, что им предстоит оказаться в ледяной воде. Просили их представить, как вода накрывает их тело и надо готовиться оказать сопротивление шоку. Благодаря психологической подготовке люди могут в два раза увеличить время, в течение которого им удаётся сохранить дыхание после погружения в ледяную воду. Первая проблема, с которой вы столкнулись – это психологический шок от холода – невозможность контролировать дыхание. Шестьдесят процентов людей, которые оказываются в ледяной воде, умирают от проблем с сердцем в первую пару минут». Галя Морелл часто рисковала жизнью во время путешествий на маленькой лодке по Северному Ледовитому океану, и не раз она оказывалась в ледяной воде. Галя МОРЕЛЛ, художник: «Первые семь минут нужно потерпеть, потому что первые семь минут – это страшная-страшная боль, которая буквально ломает тебе кости, рвёт тебе кожу. С этой болью ничего невозможно поделать. Но ты должен знать, что через семь минут эта боль уйдёт». Prof. Mike Tipton, University of Portsmouth: «Если я концентрируюсь, то могу лучше контролировать дрожь, потому что на этом этапе дрожь вызвана только снижением температуры кожи: она похолодела, но внутренняя температура тела не понизилась. Очень важная психологическая деталь: когда люди видят спасателей, они иногда слишком расслабляются, в результате их состояние резко ухудшается. Так что нужно постоянно бороться за своё выживание». Чувство холода или внезапного жара имеет одно и то же физиологическое объяснение – это нарушение работы вегетативной нервной системы. Оно проявляется в сужении или расширении кровеносных сосудов. Ощущение холода часто субъективное ощущение: температура воздуха может быть и не слишком низкой – просто так организм подаёт сигнал тревоги. Это значит, надо срочно принимать меры: психика в опасности. На теле человека есть два рода нервных окончаний, с помощью которых организм различает холод и тепло. Подсчитано, что на поверхности кожи имеется около двухсот пятидесяти тысяч «холодовых точек» и всего около тридцати тысяч точек, воспринимающих тепло. Так что ощущение холода намного важнее для выживания человека. [T.10.DLXVI.1]
|
||||||
Огонь – Вода
В результате длительной нагрузки с поверхности кожи может испариться до десяти литров воды в день. Потоотделение – это отличный способ для охлаждения тела: когда становится жарко или мы испытываем большую физическую нагрузку, температура нашего тела повышается. Обычно она не превышает тридцати семи градусов: любые излишки тепла выводятся из организма вместе с потом, превращаясь в водяной пар. [T.10.DLXXIII]
|
||||||
«Человек не становится по-настоящему взрослым, пока не потеряет обоих родителей». Джон Кеннеди-младший Gary L. Ginsberg (Гари Гинзберг, главный редактор журнала «George»): «Джон переносил смерть достойнее, чем все, кого я знал. Он потерял двоюродных братьев и сестёр. Он потерял родителей. И он не проявлял эмоций. Не то, чтобы он их не чувствовал, просто внешне он мог их сдерживать лучше, чем все, кого я знал. Я его спросил: «Как ты это делаешь». Он ответил: «Я научился у своей семьи. Нельзя застревать в смерти, надо двигаться дальше, держать всё при себе». [T.25.XXXII]
Выбор нами для переложения вавилонского эпоса, а не шумерийских поэм обусловлен, таким образом, тем, что перед нами – выдающийся памятник мировой литературы. Уже в первых его строках мы сталкиваемся с литературным приёмом, впоследствии использованным Гомером в поэмах «Илиада» и «Одиссея»: общая характеристика героя до рассказа о его подвигах, содержания поэмы и её идеи. Так же как и в гомеровских поэмах, в «Поэме о Гильгамеше» действие развёртывается в двух сферах: в земной, где живут, сражаются и гибнут герои, и в небесной, где боги наблюдают за ними и решают их судьбу. Автор вавилонской поэмы выдвинул на передний план и разработал тему, которой не избежал ни один из классиков современных национальных литератур: смысл человеческой жизни, имеющей один исход – смерть. Все герои мировой литературы, совершая свои подвиги, одерживают если не физическую, то моральную победу над смертью, обеспечивая бессмертие своему роду, городу, народу. Гильгамеш – первый из этих героев не только по времени, но по гуманистической мотивировке поставленной им перед собой цели. Он совершает немыслимое путешествие в страну, откуда нет возврата, в подземный мир, ради своего побратима и друга Энкиду. В союзе Гильгамеша и Энкиду впервые выражена идея, которая впоследствии будет без конца разрабатываться поэтами и философами, – идея противоположности естественного состояния человечества и прогресса. Гильгамеш – человек городской цивилизации, уже в самые ранние эпохи враждебной миру природы. Гильгамеш испорчен преимуществами своего происхождения (на две трети бог и на одну треть человек), своей властью дающей ему возможность осуществляет произвол над подданными. Энкиду – дитя природы, естественный человек, не знающий ни благ, ни зла цивилизации. В схватке между Гильгамешем и Энкиду нет победителя (герои равны физической силой), но Энкиду одерживает моральную победу над Гильгамешем. Он уводит его из города в степь, выпрямляет характер, очищает душу. НЕМИРОВСКИЙ А. И. [B.123]
|
||||||
(Авторитет + Квинтэссенция) = l' Ermite
Леонид МАЦИХ, кандидат филологических наук, доктор филологии и теологии (PhD): «Кто такой был Прометей? Не был ли это первый человек, который возвысил свой голос против богов, который сказал: «Ребята, а богов-то и нет, не надо им служить». Тут-то боги ему показали, что они есть. В общем, у этого мифа очень много смысловых слоёв. Чем руководствовался Прометей? Он кем хотел стать? Этот вопрос никто никогда не задавал. Хотя нет, задавали, конечно. А он зачем это сделал? Кем он хотел стать среди людей? Почему ему нужно было людям внушить все эти странные идеи, что богам нужны кости, чтобы они ослабели. А кем он сам хотел быть? Он хотел быть царем. По этому поводу хорошо сказал Альберт Камю: «Всякий Прометей неизбежно становится Цезарем». Это очень хорошая фраза. Тот, кто идет к людям с чересчур широко раскрытыми объятиями, к тому надо хорошо присмотреться. Просто тот, который говорит: «Я знаю, как надо» – этот человек, конечно, хочет быть вождём. Как у Галича: «Не бойтесь чумы, не бойтесь сумы / Не бойтесь ни мора, ни глада, / А бойтесь единственно только того, / Кто скажет: «Я знаю, как надо». [B.141.11]
|
||||||
Divina Substantia – Methodus Analogiae – Рот с языком, т.е. говорящий рот
Павел ЛЮБИМЦЕВ, профессор, заведующий кафедрой актёрского мастерства в Театральном институте им. Б. Щукина, Заслуженный деятель искусств РФ: «…исконные обитатели Эйн-Геди – маленькие зверьки, которые в Библии упоминаются пять раз. Библейское имя этих животных «шапан» или «шафан» (shaphan – שָּׁפָן). Переводчики Библии на европейские языки, в частности Мартин Лютер, они голову ломали себе, что такое «шапан» – что это за зверь, и как его обозначить на европейском языке. В конце концов решили, что «шапан» – это кролик, потому что упомянуто, что «шапан» – нечистое животное, ибо оно жуёт жвачку, но копыта у него раздвоенные. Вообще-то эти животные по-русски называются даманы. По виду они напоминают каких-то крыс, только хвостов у них нет. И жвачку они похоже, что жуют. То есть, вообще-то, они её не жуют, но они так всё время двигают мелко челюстями, как и кролики, и кажется, что даманы жуют жвачку, хотя в действительности это не так. Ближайшие их родственники – слоны: у даманов и слонов были общие предки. У дамана на лапке ногти как у слона и один коготок. При этом лапа у дамана стопоходящая. Сходство с кроликами послужило основой некоему недоразумению, увековеченному в названии целой европейской страны. Когда древние финикийцы приплыли на Пиренейский полуостров, они обнаружили там на скалах великое множество кроликов. Но как раз кроликов-то финикийцы не знали. Они знали даманов, которые на кроликов чем-то отдалённо похожи. И поэтому финикийцы назвали эту землю «Ишапан», то есть, «Остров даманов». Название «Ишапан» потом трансформировалось и возникло имя земли «Испания». [T.10.DCXIX.3]
|
||||||
Transmutatio viriam – Resurrectio mortuum (13 – 8 – 20)
…образуя двойней круг, выделялись высокие каменные плиты, под которыми в шахте раскопа Шлиманом были обнаружены захоронения; вглядевшись в эти мрачные углубления, он приподнял сказочное покрывало, сотканное легендой, и убедился, что, как он и предполагал, в основе легенды лежат действительные события. Мэри Чабб [B.149.1]
|
||||||
Полярная ночь. Долгие месяцы без солнца и тепла. В декабре единственным источником света на небосклоне становится Северное сияние. Его холодные лучи не могут пробиться сквозь толстую кромку льда. Подводное зазеркалье вымирает. И только с возвращением солнца у жизни появляется шанс. Александр СЕМЁНОВ, начальник водолазной службы Беломорской биологической станции МГУ: «Планктон начинает цвести, на него появляются маленькие рачки. На них появляются гребневики и медузы. И за один месяц море из безжизненной пустыни превращается в бурлящий котёл, в котором плавают сотни, тысячи, миллионы разных организмов. Всё это циклично, и всё это завязано на Солнце, на полярный день, на ледовую шапку. И это делает мир Белого моря уникальным абсолютно». [T.10.DCXCI]
|
||||||
Закон – Caritas
Владимир МИКУШЕВИЧ, писатель, российский поэт, прозаик, переводчик, религиозный философ: «…потому что византийское православие теряется в казуистических спорах, различных определениях, и оно, собственно говоря, уже на пороге того, чтобы изменить православной истине. На пороге того, чтобы заключить ту Флорентийскую унию в 1439-м году, которая погубит Византию. А Русь остаётся верна православию, и верна тому, что митрополит Иларион называет благодатью. А благодать – это то, что в отличие от Закона, человека спасает. Закон дан человеку для того, чтобы человек понял: спастись Законом он не может. Когда он думает, что он выполняет Закон, он выполняет его не полностью – это самообман. Закон детерминирует поведение человека и в этой детерминации Законом кроется некая опасность, которой не избежали книжники-фарисеи в Иерусалиме, распяв Христа: они думали, что они действуют по Закону, а упускали из виду ту благодать, которую им Христос принёс. Тут было, конечно, и лукавство, и политический расчёт. Но на самом деле это было стремление сохранить Закон без благодати. …и вот он (Блез Паскаль / Blaise Pascal) написал удивительные страницы в своей небольшой работе, которая называется «Les Écrits sur la grâce» (Письма о благодати). Надо сказать, что само слово «La grace», происходящее от латинского «грация», в западных языках двусмысленное. Оно означает действительно и «благодать» – спасение, которое от Бога, а раньше оно означало то, что Пушкин в своём стихотворении пишет: «Бог весёлый винограда / Позволяет нам три чаши / Выпивать в пиру вечернем. / Первую во имя граций, / Обнажённых и стыдливых». Это одно и то же слово: можно было бы сказать, что это Соблазн, а на самом деле это Высшая Истина, потому что благодать открывается тем, кто достоин того, чтобы она открылась. «Письма о благодати» Паскаля направлены против иезуитов, которые выступают, как будто бы, как всегда двусмысленно за абсолютную свободу человека. Что человек в любой момент может спастись, но для того, чтобы он спасался, он должен обратиться к ним – к их учителям; он должен совершать те духовные упражнения, которые предписаны их основоположником Игнатием Лойолой. [T.10.DCXX.10] * Благодать [др.-евр. ( חן ), др.-греч. χάρις, лат. gratia] * I grātia, ae f [gratus] 1) привлекательность, приятность, прелесть …; 2) благосклонность, милость…; 3) снисхождение, прощение…; 4) влияние, авторитет, …; 5) дружественная связь, взаимное согласие, дружба …; 6) благодарность…; 7) милость, благодать … [B.32] * Grātiae, ārum f (греч. Charĭtes) Грации, три богини красоты (Euphrosýnē, Aglaia и Thalīa), дочери Юпитера и Эвриномы, спутницы Венеры H, Q etc. [B.32] |
||||||
3 – 14 (Чувство – Мера)
Вячеслав ДУБЫНИН, доктор биологических наук: «Страх – это важнейшая часть деятельности нашего мозга, которая возникла не просто так в эволюции, а предохраняет нас от кучи неприятностей». Изучение страха – одного из главных человеческих чувств – начинается с его бессознательной, животной основы. Физиологически страх – сигнал тревоги в нашем мозгу, который передаётся всем системам организма. Это аварийная система оповещения и мобилизации нашего тела на случай опасности. Евгения ТИМОНОВА, российская научная журналистка и телеведущая, популяризатор науки: «Страх – это эмоция, подсвечивающая жизненно важные для нас ситуации, представляющие какую-то угрозу. Он может градироваться по интенсивности, по продолжительности, но, так или иначе, изначально смысл страха адаптивный». Страх, как механизм адаптации, на страже любого существа всякого биологического вида. Он есть и у людей и у животных. Страх причисляют к одной из основных эмоций, их ещё называют базовыми. Так или иначе, все природные или биологические страхи – это заложенная изначально, с самого рождения, реакция на то, что может угрожать нашей жизни. Вячеслав ДУБЫНИН, доктор биологических наук: «Самая банальная причина страха и негативных эмоций – это боль. Боль – это ситуация, когда что-то повреждает ваше нежное тело: кто-то вцепился в правый бок и грызёт, или добрый доктор уколол вам палец и берёт кровь для анализа. Боль – это самый очевидный сигнал, и он очень древний, и физиологически, биологически очень понятный. Кроме болевых сигналов эмоции, связанные со страхом может вызывать какой-нибудь отвратительный запах или какой-нибудь неприятный вкус, то есть то, о чём наш мозг знает врождённо». Омерзительный вкус или запах – сигнал для нашего мозга: «пища испорчена, заражена, опасна». Эволюция запрограммировала нас не прикасаться к такой еде: она грозила гибелью. Наши предки – это те, кто выжил. Вячеслав ДУБЫНИН, доктор биологических наук: «…и болевые сигналы, они достигают напрямую в обход всякой коры больших полушарий, и этой самой миндалины, и этого самого гипоталамуса. И возникает собственно то, что мы называем эмоцией страха, эмоцией тревожности. И дальше это может превращаться либо в поведение, связанное с бегством, одёргиванием, а в каких-то вариантах – с поведением, связанным с нападением, агрессией. Конечно, миндалина в этой паре является главной структурой, то есть, именно она собирает на себя и информацию о врождённо значимых стимулах, которые дальше запустят то, что называется оборонительным поведением, и в неё же из коры больших полушарий идёт информация о стимулах, которые мы выучиваемся бояться, и которые, опять же, предупреждают нас об опасности уже в силу нашего жизненного опыта». Туда же – в амигдалу – отправляет свою информацию и кора больших полушарий – структура мозга, наиболее развитая у людей. Вячеслав ДУБЫНИН, доктор биологических наук: «И, на самом деле, в миндалине происходит процесс более сложный, чем просто превращение страха дальше в какую-то эндокринную реакцию. Дело в том, что миндалина – структура, стоящая на развилке: она дальше вот эту неприятную ситуацию, неприятный сигнал, запускает либо по пути «дерись», либо по пути «убегай». Чтобы эти сигналы мозга стали нашими поступками и движениями для этого существуют нейромедиаторы и вся система гормональной регуляции. Вячеслав ДУБЫНИН, доктор биологических наук: «Те же самые симпатические сигналы, они передаются с помощью молекулы, которая называется норадреналин. Эта же молекула используется как эстафетная палочка в симпатической нервной системе, и она, в конце концов, достигает нашего сердца и, соответственно вызывает учащение, усиление его сокращений. Если какая-то реальная или потенциальная опасная ситуация была короткой, и вы реализовали реакцию страха или реакцию агрессии, и всё завершилось хорошо, и такой кратковременный стресс и кратковременная реакция, связанная со страхом, она, в общем, даже оказывается полезной, потому что она взбадривает все системы нашего организма – эндокринную систему, нервные центры, иммунитет. И итоговый результат явно положительный». Юрий АРАБОВ, прозаик, поэт, сценарист, Заслуженный деятель искусств РФ: «…я, естественно, говорю полемически, специально заостряя: вампиры – вот это всё крайне страшно. Но уверяю вас, это может испугать только умственно неполноценных людей. Люди, вообще, этого не боятся. Но я говорю это только потому, что страх – он, вот там – он прячется в ненормативности. Люди боятся того, что непонятно: вампир, пьющий вашу кровь – понятен, особенно русскому человеку. А вот «нечто», что является не вампиром, не трупом, не избушкой в лесу – «ненормативное» – вот это может испугать до крайности». Необъяснимое, непонятное, иррациональное пугает больше, страх остаётся с нами дольше. Евгения ТИМОНОВА, российская научная журналистка и телеведущая, популяризатор науки: «…чем ещё испуг отличается от страха? Испуг – это реакция на новую ситуацию, потенциально опасную для тебя. А страх – это реакция на ситуацию, которую ты уже осознал, как опасную. Если это пугающее воздействие остаётся, то страх может перейти в хроническую форму и являться постоянным стрессирующим фактором». Затянувшийся стресс – это страх, который не заканчивается, ни к чему не приводит. Организм в постоянной боеготовности, но «драться или убегать» не получается: страх становится повседневностью, и вскоре на смену ему приходит апатия: любое действие кажется бессмысленным и ненужным. [T.10.DCCIV]
|
||||||
2 (Gnosis) – 3 (Divina Natura) – 14 (Плод)
Наталья СИПОВСКАЯ, доктор искусствоведения, директор Государственного института искусствознания: «…греки говорили, что есть три способа познания: «материя / хиле» (ὕλη) – рациональный, «пневма» (πνεῦμα) – это духовные практики и «психо» (ψυχή) – душевные практики. Искусство – это способ такого познания мира через чувствования, и этим человек приобретает некие существенные смыслы, которые другим образом не получишь. А задача искусствоведения, истории искусства – это всё попытаться объяснить». [T.10.D.29]
Алексей МУРАВЬЁВ, кандидат исторических наук: «…например, он говорил об «Афинском Моисее», называя такими людьми Сократа и Платона. Он очень активно использует платонические, прежде всего, тексты в своих сочинениях. Но надо сказать, что в сочинениях Иустина заметна, прежде всего, не планоническая струя, а струя стоическая. Стоицизм был таким направлением античной философской мысли, которое содержало несколько важных учений – пролепсис (πρόληψις), телесность Бога, пневма. Очень важное учение в стоицизме – учение о семенных логосах, или вообще о логосах. Они считали, что весь мир животворится и пронизывается неким духом, который называли пневмой. Дух они воспринимали в материальных соединениях огня и воздуха. Но вот эта невидимая пневма пронемли духа животворит всё на свете». [P.149/4] * πρό-ληψις, εως ἡ 1) предположение, предчувствие, предвидение…; 2) филос. (у стоиков) предвосхищение, первичное общее понятие (врождённое, но вступающее в действие только в связи с чувственным опытом)…; (у эпикурейцев) эмпирическое общее понятие: π. μνήμη τοῦ πολλάκις ἔξωθεν φανέντος Diog.L. пролепсис (есть) воспоминание о многократном внешнем явлении; 3) рит. предвосхищение, упреждение (ответ на предвидимое возражение)…; 4) грам. пролепсис, смещение (напр., превращение подлежащего придаточного предложения в дополнение главного). [B.169]
|
||||||
Spiritus dominat formam – Lex – Fatum
– Пётр Петрович! Там милиционер пришёл… он пришёл-то, вас спрашивает. Прохоров Александр Матвеевич, старший инспектор уголовного розыска, капитан милиции: …я бы с интересом посмотрел в телескоп: это же любопытно – телескоп. Людмила Гасилова: Знаете, папа всегда бывает таким добрым и покладистым, когда сидит за телескопом, что я со всеми своими просьбами обращаюсь к нему только в этот момент. Серьёзно. Прохоров: Здравствуйте! Гасилов Пётр Петрович, мастер: А! Александр Матвеевич! Рад вас видеть. Проходите. Садитесь, прошу вас. Вот не думал, что мы как раз здесь встретимся. Моё хобби (телескоп). Прохоров: Оригинальное хобби. Хотите верьте, а хотите нет, но меня интересует именно ваше хобби. Отчего, хочется понять, вы порой целыми ночами сидите, наблюдаете за звёздным небом. Можно хоть краешком глаза взглянуть? Гасилов: Ну, отчего же – конечно. Прохоров: С непривычки жутковато – самому себе кажешься не песчинкой, а нулём. И мысли приходят весёленькие – а не махнуть ли с крутого берега в реченьку. Гасилов: Да, вы, пожалуй, первый человек, который правильно меня понял. Я тоже, когда первый раз посмотрел, тоже подумал, как и вы – именно в реченьку, именно с обрыва. Жизнь человеческая – мгновение. К сожалению истину эту мы понимаем, когда нам за пятьдесят. Но только понимаем – больше ничего. Поищите хотя бы одного человека, который бы поняв, что жизнь – мгновение, остановился бы в своей суете: перестал бы там приобретать земли, рабов, воевать с соседним князем. Нет! Не найдёте вы такого человека: на Земле – нет. Слаб человек! Слаб, чтобы поняв всю бренность бытия, остановиться в своей суете. Прохоров: Да, когда долго глядишь на звёзды, и спокойствие приходит, тоска, и суетиться не хочется. На раскладушку хочется, вот что. Закрыть глаза, вспомнить о маме, как она пела «Меж высоких хлебов затерялся…» [T.24.VIII] * Две вещи наполняют душу всегда новым и всё более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, – это звёздное небо надо мной и моральный закон во мне. И то и другое мне нет надобности искать и только предполагать как нечто окутанное мраком или лежащее за пределами моего кругозора; я вижу их перед собой и непосредственно связываю их с сознанием своего существования. Первое начинается с того места, которое я занимаю во внешнем чувственно воспринимаемом мире, и в необозримую даль расширяет связь, в которой я нахожусь, с мирами над мирами и системами систем, в безграничном времени их периодического движения, их начала и продолжительности. Второй начинается с моего невидимого Я, с моей личности, и представляет меня в мире, который поистине бесконечен, но который ощущается только рассудком и с которым (а через него и со всеми видимыми мирами) я познаю себя не только в случайной связи, как там, а во всеобщей и необходимой связи. Первый взгляд на бесчисленное множество миров как бы уничтожает моё значение как животной твари, которая снова должна отдать планете (только точке во вселенной) ту материю, из которой она возникла, после того как эта материя короткое время неизвестно каким образом была наделена жизненной силой. Второй, напротив, бесконечно возвышает мою ценность как мыслящего существа, через мою личность, в которой моральный закон открывает мне жизнь, независимую от животной природы и даже от всего чувственно воспринимаемого мира, по крайней мере поскольку это можно видеть из целесообразного назначения моего существования через этот закон, которое не ограничено условиями и границами этой жизни». Иммануил Кант «Критика практического разума» * Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…слова Сенеки из его двенадцатого диалога: «Куда бы вы ни были изгнаны, две вещи следуют за нами – наша доля в звёздном небе над нами и в мире вокруг нас, и наша душа праведная в нравственных влечениях нашего сердца. Таков дар нам от высшей силы, создавшей Вселенную. Эту силу мы порой называем Всеправящим Богом, иногда бестелесным Разумом, сотворившим всё, иногда Божественным духом, который входит во все вещи великие и малые, давая им должное звучание». [P.125.119]
|
||||||
Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…когда Юм пишет «всё, что мы воспринимаем в реальности, воплощено в ряде впечатлений и идей» – это совершенно не европейская мысль. Юм говорит о пучке восприятий в нашем сознании, которое формирует предмет вне нас. У нас есть только восприятия, а мысль о том, что помимо этих восприятий есть предмет – это наше обобщающая идея. А идеи намного менее яркие вещи, чем восприятия. То есть, мы воспринимаем ярко, а анализируя, соглашаемся уже намного более абстрактно. И, соответственно, пучок восприятий в нашем сознании формирует как бы «предмет вне нас». Привычка наделяет наше восприятие субстанцией вне нас. То есть, субстанция – это наше восприятие, а не реальность. Идея нашего «Я» не может происходить от впечатлений, так как они переменчивы. А, следовательно, такой идеи совсем нет. То есть, меня, как субстанции, нет вообще, даже в виде идеи, даже в виде восприятия. Мы являемся ничем иным, как сплетением впечатлений и идей». [P.125.157]
Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «Гегель видит логику в военных категориях борьбы, она ему очень близка. И тезис, и антитезис, в конце концов, покоряются третьему – синтезу. Тезис – абстрактная или рассудочная сторона. Антитезис – диалектическая или негативно разумная сторона. Синтез – спекулятивная или позитивно разумная сторона. Спекулятивная – это созерцательно-личная. Позитивно разумная сторона, которая творит нечто новое. В отличие от античной диалектики, которая строилась на тезисе и антитезисе, вся гегелевская диалектика строится на триаде – тезис, антитезис и синтез. Именно синтез – главный вывод». [P.125.167]
Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…кроме плоти, тела, которое по-гречески именуется «сома / σῶμα», человеческий состав включает «психею» (псюхе / ψυχή) и «тимос / ϑῡμός». Причём, если тимос коренится в мозгу, в крови, в сердце, то психея, как правило, связывалась с родовым принципом и помещалась древними греками в область спинного мозга. В момент смерти тимос просто растворялся, исчезал. А вот психе, теряя ум, то есть, становясь безумной, сохраняла некую тень личности и уходила в безвидный мир. Так что умерший переставал быть человеком и становился только бестелесным образом человека, который греки именовали «идолон / εἴδωλον». От слова «образ», так переводил Жуковский «Одиссею», это «идолон». Словом «идолон» греки именовали и статую из камня или бронзы – любую статую бога, и статую, и образ усопшего». [P.125.229] * σῶμα, τος, τό, тело (в тех же значениях, как в русском: тело людей и животных; тело мёртвое, труп; тело естественное и т.п.); часто описательно в значении лица, человека; в пер. жизнь; b) целое, весь состав; c) тело, как нечто осязаемое, существенное, сущность предмета (против. σϰιά); позд. Н.З. ψῡχή, ἡ, дор. ψυχά (ψύχω), соб. дыхание; об. дух, душа; в пер. жизнь; b) дух усопшего, тень. ϑῡμός, ὁ, (ϑύω, соб. дыхание), дух, душа, жизнь; b) душа, или тоже, что в пер. сердце; c) желание; d) мысль; e) дух, мужество; f) гнев. εἴδωλον, τό (είδος), изображение, образ; привидение, призрак, тень усопшего; 2) Н.З. идол.
Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «Варуна, понятно – владыка вод, но откуда это? В Яджурведе говорится: «Вода, конечно, была всем этим в начале». То есть, всё это было воды; воды – это то, что было всегда. …в Библии нет образа творения вод; есть образ творения чего угодно – света, материи, земли, но не вод. «Дух Божий носился над водами». Воды уже были, когда Дух Божий творил мир». [P.125.334] ** |
||||||
** Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…и «Ратнаготравибхага» или «Уттаратантра» – «Рассуждение о драгоценной природе» или «Высшая Тантра». «Тантра» – слово, которое, конечно всем вам, так или иначе, известно. На самом деле это «ткацкий стан», и, одновременно, – «основа ткани». Тантра – это как «основа», «оснóвное учение». Раньше в русском языке было слово «основное» и было слово «оснóвное», вот, это «то, что даёт основу». [P.125.423]
На Руси названия этих ремёсел образовались от славянских глаголов «прясти» – «вытягивать нить» и «ткати», то есть, «тыкать». А сами профессии ткача и пряхи появились очень давно – ещё в Каменном веке. …в древности каждая женщина должна была освоить эти ремёсла. Не случайно нерадивых девочек называли «непряхами» и «неткахами». [T.10.DCCXXI.2]
|
||||||
2 (Врата) – 8 (Правосудие) – 20 (Суд)
Алексей КУЗНЕЦОВ, историк и педагог гимназии № 1543: «…и дело должно было бы попасть в Мособлсуд, но по ряду причин попадает в Верховный Суд РСФСР, который должен вынести окончательное решение, к судье Ивану Степановичу Петухову. Значит, Иван Степанович Петухов, фронтовик, инвалид войны, человек, который довольно долгое время… …это человек с таким очень точным, очень острым взглядом на… умением читать дело, разбираться именно в бумагах и так далее. И он совершенно блестяще проводит процесс. Ровно, объективно, принимает практически все ходатайства защиты. Единственное Каминскую очень удивило, значит, на очень серьёзное ходатайство, просьбу, значит, выехать на место со всем составом суда – есть такое дело, да, – выехать на место и там всё осмотреть, он говорит: «Нет, в этом нет необходимости». А потом уже после приговора Каминская его через некоторое время спрашивает: «А почему Вы наше ходатайство завернули?». А он сказал: «А действительно не было необходимости. Я как только дело получил, пока меня свидетели в лицо не знают, я в свой выходной туда съездил, всё посмотрел. И убедился во всём, что Вы правы». Он всё это увидел. И в результате дело закончилось полным оправданием. Правда, процесс длился… То есть, я имею в виду, с момента их задержания до момента их оправдания прошло более двух лет. А в общей сложности 23 месяца и 20 дней они отсидели. …я много, так сказать, сейчас с теми же адвокатами общаюсь. Насколько я понимаю, сейчас их бы признали виновными в чем-то небольшом, назначили бы эти два года и выпустили бы как отбывших уже срок. Потому что сейчас статистика такая, что оправдательных приговоров практически нет. А вот здесь всё-таки…» [P.97.225]
|
||||||
Можно сформулировать тезисы: 1) органическая материя возникла в недрах неорганической; 2) она состоит из того же вещества, но структурно организованного специфично; 3) поглощает, перерабатывая, как органическую, подобную себе, так и неорганическую материю; 4) высшие формы органической материи способны к активному волепроявяению и мышлению. Эти положения позволили сделать достаточно очевидный вывод: живое паразитирует на «мертвой» материи. Этот вывод не требует специальных доказательств: достаточно лишь напомнить, что к живому относится и Homo sapiens. Руды, стройматериалы, нефть, биомасса леса и океана – всё это поглощается человечеством в гигантских масштабах. Ранее природа угнетала и держала в страхе питекантропа. Но современный человек совершенно отчётливо начал выполнять обратную функцию. Если спуститься в мир атомов, молекул, хромосом и генов, то мы увидим ту же картину. Мертвый материал – кристаллы. Здесь строгий порядок – плоские грани, прямые ребра (прямолинейная симметрия). Растения и животные обладают криволинейной симметрией, как более общей. У неорганических веществ (в том числе и у природных минералов) правые и левые кристаллические разновидности встречаются практически с одной частотой. Но у органических веществ ещё Луи Пастер в 1860 году заметил неожиданное преобладание то правых, то левых изомеров… У простейших организмов крен вправо или влево связан с асимметрией протоплазмы. Подспудно же в этом «правом, левом мире» тон задаёт Архимедова спираль, способная быть право- и левовращающей. Именно её обнаружили нобелевские лауреаты 1962 года англичане Д. Уотсон, Ф. Крик и М. Уилкинс, когда вскрыли структуру белковой молекулы ДНК. Среди учёных долго бытовало мнение, что у кристаллов («мёртвое») и животных, растений («живое») есть одни и те же элементы симметрии: оси разных порядков, плоскости, центр симметрии. Однако кристаллограф Огюст Бравэ разрушил это заблуждение: мы уже говорили, что решётчатое строение кристаллов накладывает безусловный запрет на ось симметрии пятого порядка и все оси, выходящие за цифру 6. Итак, в кристаллах есть лишь такие оси симметрии: L2, L3, L4, L6. В мире же растений и животных эта «запрещённая» ось L5 «пользуется большим успехом». Изобильны и оси более высоких, чем 6, порядков.
Платон открыл миру пять правильных многогранников: тетраэдр, куб, октаэдр, додекаэдр и икосаэдр. Убеждение, что у кристаллов есть ось симметрии пятого порядка, что означает способность кристалла совмещаться «самому с собой» пять раз через каждые 72° при вращении вокруг оси, – это убеждение началось, собственно, с обнаружения двух последних «тел Платона». Сумма их осей симметрии одинакова. Различно только количество граней и вершин: У обеих фигур есть по шесть осей симметрии пятого порядка. А кристаллы пирита, казалось бы, точно соответствуют по форме Пентагон-додекаэдру (который ранее назывался пиритоэдром) и икосаэдру. Ясное и математически строгое доказательство Бравэ вначале вызвало у кристаллографов изумление, а затем вынудило сесть в тёмную комнату за гониометры, приборы, измеряющие углы между гранями кристаллов. Дух противоречия заставляя доказывать, что у пирита всё-таки есть L5. Однако разочарование не заставило себя ждать. Если в пентагон-додекаэдре – идеальном платоновском правильном многограннике – все углы между гранями равны 117°, то у реальных кристаллов пирита эти углы оказались равными 127°! «В действительности выглядит всё иначе, чем на самом деле», – любил говаривать в таких случаях польский сатирик Ежи Лец. Да и сами грани – «пентагоны» – на пирите оказались вовсе не правильными пятиугольниками с углами в 72°: лишь 4 из 5 сторон были равны друг другу. Закон Бравэ отныне утвердился окончательно: у кристаллов не может быть пятерной оси. Ещё в 1940 году академик А.В. Шубников писал: «Что касается организмов, то для них мы не имеем такой теории, которая могла бы ответить на вопрос, какие виды симметрии совместимы, а какие несовместимы с существованием живого вещества. Но мы не можем не отметить здесь тот в высшей степени замечательный факт, что среди представителей живой природы, пожалуй, чаще всего встречаются как раз простейшие из невозможных для затвердевшего, окристаллизованного мёртвого вещества виды симметрии (пятерная симметрия)». И, наконец, лишь в 1962 году была сделана основная догадка. Её высказал академик Н.В. Белов: «…можно думать, что пятерная ось является у мелких организмов своеобразным инструментом борьбы за существование, страховкой против окаменения, против кристаллизации, первым шагом которой была бы их поимка решёткой». Многотрудными расчётами показано, что на Земле ежегодно производится 8,3×1010 тонн живого вещества, которое, участвуя в общем круговороте, разлагается, минерализуется. Биосфера нашей планеты за всю историю своего существования генерировала в два раза больше «продуктов», чем масса неорганической земной коры. Можно ли говорить в этом случае о мирном сосуществовании? Почему происходит окаменение живых тканей? Среди цветов, морских ежей, звезд, радиолярий и т.п. широко распространены пятилучевые формы тел. А стоит ли сравнивать кристалл со сложным организмом? Что в них общего? Если внутреннее решётчатое строение кристалла обусловливает запрет L5, то у растений и высокоорганизованных многоклеточных животных внешняя симметрия прямо не обусловлена внутренним строением на уровне молекул и их укладок. Так форма автомобиля не зависит от типа кристаллического строения металлов, использованных для его изготовления. Но сравнение «кристалл – животное» будет полно глубокого смысла, если объектом нашего анализа станут действительно «мелкие организмы». Прежде всего – вирусы. Они являются простейшей ассоциацией белка и нуклеиновой кислоты, заслуженно названной английским кристаллографом Ч. Банном химическим ключом жизни. Почему они в большинстве случаев так разрушительно действуют на ткани организмов, перерождая, омертвляя их? Что известно о происхождении вирусов? Теории нет. Одни гипотезы. Десятки гипотез. Если их все рассортировать на группы, то одна из них может быть сформулирована так: «Вирусы – потомки доклеточных первобытных форм; они научились паразитически существовать внутри клеток и прошли с ними биологический путь во многие сотни миллионов лет». Настораживает обстоятельство, подчёркнутое Дж. Берналом в 1962 году: в структуре строения вируса есть L5! При моделировании белковых оболочек некоторых вирусов используют структурные единицы – капсомеры. На сферическую или цилиндрическую поверхность оболочек капсомеры-ячейки проектируются в виде шести- и пятиугольников. И это не случайно: по законам пространственной геометрии невозможно сделать сферическую сетку лишь с одними шестиугольными ячейками – должны встроиться и пятиугольные. Изучение цилиндрических спиральных вирусов, и в частности шаровидных, привело ещё к одному перевороту в понятии кристаллографического порядка. Глобулярные вирусы могут быть синтезированы в виде кубических или псевдокубических кристаллов, представляющих собой, как это следует из данных электронно-микроскопического исследования, агрегаты из округлых частиц, очень напоминающие учебные шариковые модели кристаллов. Элементарные ячейки этих вирусов обладают большими размерами – в несколько тысяч ангстрем. Рентгенографические исследования монокристаллов – вирусов позволили заметить присутствие в обратном пространстве рассеивания так называемых «пиков», которые не соответствуют ни одному кристаллографическому классу симметрии, но легко объясняются в рамках некристаллографического класса, соответствующего правильному додекаэдру или икосаэдру. Вот где неожиданно появляются две последние платоновские фигуры! Расшифровано большое число структур веществ, содержащих до 120 молекул в элементарной ячейке, и многие из них в своей основе имеют икосаэдрическое строение. Вирусы образуют конструкции, в какой-то мере промежуточные между нормальными кристаллами и белковыми структурами. Чтобы сделать живую материю кристаллически мертвой, нужен «троянский конь»: все та же L5. Сначала возникает вирусный псевдокристалл с L5. Он ассимилирует живую ткань клеток. Затем идёт уже нормальная перестройка решётки: L5 энергетически не выгодна, поэтому и исчезает. Это будет соответствовать возникновению настоящего кристалла. Итак, печальный финиш: живая материя вновь вернулась к своей праматери. Произошло окаменение, кристаллизация. Посредником же оказался вирус, существующий на грани, разделяющей живое и мёртвое. А. Г. ЖАБИН, доктор геолого-минералогических наук, профессор [B.163]
|
||||||
Право – Поле – Логика
Ольга ОКУНЕВА, кандидат исторических наук: «…то, что французы оставались на низовом уровне сотрудничества с индейцами – меновой торговле, когда привозились европейские товары, выменивались на красное дерево, определённые красители естественного происхождения, которых в Европе не было, выменивались, в том числе на экзотических животных, птиц, на перья, шкуры, на драгоценные или считавшиеся таковыми камни, на такого рода этнографические предметы, которые нам сейчас кажутся диковинками, но представляли любопытство больше, чем научный интерес. Так вот французы оставались на этом уровне низовой торговли меновой часто усилиями частных лиц: не создавали специальных государственных предприятий, ни государственных инициатив не было. Государство максимум что могло, монархия французская могла им не мешать, или, наоборот, мешать. Испанская конкиста получила такой большой импульс благодаря тому, что отправлялись на поиски счастья, чинов, денег обедневшие сыновья знатных родов, которым не было применения на родине. Но во Франции руки не могли быть настолько развязаны, как у испанцев, потому что существовало разделение сфер влияния между Испанией и Португалией. И хотя по преданию французский король Франциск Первый воскликнул, что «покажите мне завещание Адама» – что в мире нет того завещания, которое заставляет моих подданных сидеть дома в то время, как подданные других стран отправляются за море. Это Тордесильясский договор – это то, что на пятьсот лет определило судьбы континента, особенно если вы представите себе в какой глуши находился этот самый Тордесильяс, где был заключён договор. И та причина, по которой это было заключено – одна из многочисленных войн Испании и Португалии. Было подписано соглашение – установлена достаточно условная точка…» [P.141.38]
|
||||||
6 – 7 – 8 (Свобода – Право – Поле)
Андрей СМОРЧКОВ, доктор исторических наук: «…слово «libertas» – свобода – для римлянина это подчинение идее, для галла – это вольница. Это хорошо видно в том характере боя, который наглядно заметен, когда сталкивались галльская армия и римская. Галлы были сильны первым натиском: азарт – вперёд, в атаку, бросились, но если выдержать первый натиск… Вот, римляне азарт не любили. А если первый натиск галлам не удался, им становится скучно, неинтересно. И вот тут уже начинается железная поступь римских легионов – шаг за шагом, методично, чётко, рационально». [P.141.41]
|
||||||
Jus Proprietatis – Justice – Sphinx
Но по делу Игнатовича в достатке было других свидетелей и соучастников, и с ними таких проблем не возникало. Как правило, в таких случаях преступное «братство» даёт сильную трещину, и подельники довольно охотно освещают деятельность друг друга, при этом явно умаляя свои «заслуги». Особенно откровенны они бывают, когда беседа ведётся «без протокола». В остальных случаях показания становятся предметом торга, особенно если в итоге выторговывается собственная жизнь. Я говорю об этом потому, что такие дела, как похищение человека, его убийство и захоронение тела, в одиночку не делаются. Я не помню случая, чтобы когда-либо у следователей при наличии как минимум двух обвиняемых возникали какие-то проблемы по установлению истины. А вот в деле Игнатовича такие проблемы возникли. И, судя по всему, не без посторонней помощи. Олег АЛКАЕВ [B.172.1]
|
||||||
15 (Solve) – 21 (Radiatio)
Евгений ДЕНИСОВ, кандидат химических наук, УрФУ: «…радиация и алкоголь – тоже некоторая такая взаимосвязь, которая постоянно почему-то всплывает. И здесь есть два момента. Первый момент, что на самом деле между ними есть взаимосвязь. Ну, а другой момент, что не всегда эту взаимосвязь как-то можно адекватно оценить. Алкоголь, он является в некотором смысле антиоксидантом для нашего организма, а наличие свободных радикалов в нашем организме, они, как раз, и являются переносчиком тех последствий ионизирующего излучения, которое оказывает негативное влияние на наш организм. Поэтому, если вдруг вы собираетесь облучаться в каких-то приличных дозах, и вы чётко представляете, что это будет, то, чтобы минимизировать эти облучения, как радиопротектор, а есть специальные вещества, которые так и называются, вы можете выпить энное количество алкоголя: надо представлять соответственно вашей массе. И через энное количество времени пятнадцать-двадцать-тридцать минут спирт начнёт перерабатываться в ацетальдегид, и вот этот ацетальдегид, он и является антиоксидантом. Соответственно количество активных молекул-радикалов всяких разных перекисей будет уменьшено и последствия последующего облучения будут значительно уменьшены – буквально в разы. Но если вы уже облучились, то пить водку абсолютно бесполезно. Но вы можете выпить красного винца – там есть всякие полезные вещества растительного происхождения: они будут активизировать ваш иммунитет. А наш иммунитет постоянно борется с последствиями ионизирующего излучения, хоть во время облучения, хоть после облучения. Поэтому ПОСЛЕ радиоактивного облучения надо пить красное вино, ДО радиоактивного облучения надо пить водку. Но во всём должна быть мера: без меры никакое лекарство не будет полезным, целебным». [P.125.376]
|
||||||
Фемина (2) – Творчество (14) – Мистерия (18)
Natalia Pollak. Directora del Museo de Arte Moderno (MAM): «Варо считали частью движения сюрреалистов. После начала гражданской войны в Испании художница уехала в Мексику. Здесь она подружилась с Леонорой Каррингтон – сюрреалисткой – которая в то же время переехала в Мексику из Великобритании. По словам Андре Бретона «Мексика – это страна сюрреализма». Варо очень хорошо владела техникой живописи. Она много училась. Прежде, чем подойти к холсту, она рисовала эскизы карандашом. Она делала много набросков и уже потом писала маслом. …часть анерических снов – плод её богатого воображения. Это было творческое объединение женщин – Ремедиос Варо и Леонора Каррингтон. Многие женщины, родившиеся в Европе, приехали сюда – в Мексику. В этой группе они читали карты Таро, обсуждали сюрреализм и толкование снов: занимались, в некотором роде, психологией». [T.10.DCCXXIV.6]
|
||||||
3 (Иероглиф) – 4 (Иероглиф) – 22 (Иероглиф)
Александра АРХИПОВА, кандидат филологических наук, Центр типологии и семиотики РГГУ: «…потому что есть один глобальный страх человека – это страх манипуляции с телом. Он невероятно силён, и, как бы, все антропологи знают, что это такой один из главных страхов и одно из главных табу, которое распространено практически во всём обществе – это манипуляция с телом, манипуляция со всем, что приходит извне и входит в тебя. Поэтому основными табу защищены секс, одежда и еда». [P.150.34]
|
||||||
François Pécheu, journaliste français: «В индуистской религии, если ты умираешь на Ганге, и твой прах попадает в Ганг – прерывается цикл перевоплощений. И ты уходишь. Они называют это «мокша». …я попал в то место, где тысячелетиями живут в ритме кремации. Здесь время будто застыло». Нужно триста килограммов дров, чтобы сжечь тело. Но это зависит от сложения покойного. Это работа для «неприкасаемых» – только им можно таскать дрова и разводить костры. И так круглые сутки, семь дней в неделю – день и ночь. После кремации пепел высыпают в Ганг. François Pécheu, journaliste français: «…но я впервые вижу место, куда приходят умирать. И это всё равно выглядит очень естественно. Наверное, именно здесь Ганг обретает свою силу: не вы идёте в Варанаси – Варанаси идёт к вам». [T.22.LX.1]
|
||||||