ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 

 
 

АРКАН II. Изида; Gnosis; Врата Святилища 2 (la Porte du Sanctuaire); Папесса (la Papesse); Divina Substantia; Femina; Natura naturata; Иероглиф (Рот Человека).

   

БИНЕР

СБОРНИК_02_2_3

 
     
 

( בֵּין ) [bên] между («между A и B» «bên A ûbên B» или «bên A wә B») [B.18]

 

( בִּינָה ) [bînā] понимание, разум [B.18]

 

bīnārius, a, um [binus] двоичный: numerus b. Aug число два; formae binariae Lampr монеты достоинством в два денария. [B.32]

 

corcillum, ī n [demin. к corculum] сердечко, перен. рассудок или душевные качества (с. est quod homines facit Pt). [B.32]

 

 
     
 

Владимир КАРЦЕВ, кандидат биологических наук: «Тема нашей сегодняшней лекции – интеллект насекомых. Звучит завлекающее, но, отчасти, провокационно, потому что «Какой же у насекомых интеллект?» – они же маленькие.

…тема шла очень трудно из-за какой-то удивительной предубеждённости и обиходного сознания, так сказать, обывателей, и учёных. Считалось долгое время, что насекомые вообще ничему научиться не могут, что это маленькие живые автоматы. И до сих пор так некоторые думают.

Ну, а что такое разумность или интеллект – это более или менее понятно – это способность усваивать законы окружающего мира, какие-то логические связи между происходящими событиями, и способность добиваться своей цели в переменчивых условиях, то есть, вот, условия нестандартные, а, тем не менее, умный организм добивается своего за счёт модификации поведения. Сейчас это, конечно, называется уже не интеллект, теперь к нам вот эти вот ядовитые ростки английского языка проникают: теперь это называется «когнитивная деятельность», от английского «cognition».

…и, если угодно, то, вот, другое определение интеллекта: интеллект – это способность с пользой для себя совершать противоестественные поступки». [T.10.CI.114]

 

Олег КУЗНЕЦОВ, доктор технических наук, академик РАЕН: «Теперь уже утверждена стратегия по искусственному интеллекту, где просто сказано, что искусственный интеллект это комплекс технических и программных средств, который…

Значит, искусственный интеллект – это способы решения интеллектуальных задач.

Интеллектуальные задачи – это задачи, для которых у человека нет алгоритма.

Когда у человека есть алгоритм, кого ни посади, он будет действовать примерно так же, и результат будет один и тот же. А интеллектуальную задачу каждый человек решает по-своему: иногда ответы одни и те же, а иногда – нет. При этом у него нет алгоритма, он пользуется знаниями, умением рассуждать, опытом и сообразительностью». [T.10.D.31]

 

Dr. Karl-Erik Fichtelius, Uppsala universitet: «Остановимся на таком определении: разум – это способность различать, объединять и обобщать, анализировать и ассоциировать, улавливать связи, иметь представление о причине и следствии, представлять результат ещё лишь задуманных действий, путём рассуждения находить средства для достижения желанной цели». [A.477]

 

 
     
 

По мнению многих, эта золотая спираль отражает природную структуру. Понимание греками соотношений привело к появлению одного из самых великих архитектурных шедевров древнего мира. Парфенон стал легендой ещё в античные времена.

Основываясь на пропорциональных соотношениях, Архимед сформулировал правило, описывающее действие одного из древнейших методов приложения силы с использованием точки опоры и рычага. В сущности, закон Архимеда гласит: «Чем длиннее рычаг, тем легче выполнить работу».

Краны, блоки, приводы и винты: всё это действует по принципу рычага. Архимед описал закон механики. Фактически такие сооружения как гавани в Пирее и другие во всём мире, где работают машины, в неоплатном долгу его прозорливости. [T.12.XV.3]

 

 
     
 

Тогда то и появилось нашумевшее «Купание», которое у насмешников превратилось в «Завтрак на траве». Это было сродни актерскому мастерству, смене настроения: современная Сусанна – тут позировала уже другая натурщица, – вовсе не кажется недотрогой, и в обществе Старцев вполне комфортно себя чувствует.

В том же году в пандан на таком же контрасте Эдуар превращает «Невесту» Тициана, с собачкой – символом верности, – в содержанку с гулящей кошкой и упаковочной лентой на шее. Бодлер умолял отдать его в Салон 64-го именно её («Олимпию»), но Мане больше не захочется скандала. В пару к «Воскресающему Господу», он пишет эпизод «Боя быков», – другая смерть на глазах у жаждущих зрелищ. Пронзённое ребро – страшные параллели, страшные развлечения.

Первого мая, едва открылись двери Дворца Промышленности, как толпа ринулась в зал, где висели «Ангелы у гробницы Христа» и «Бой быков». Мане снова не подкачал: по воспоминаниям зрители задыхались, захлёбывались от смеха и надрывали животы.

«Пробудившись, – это один из комментариев, – тореадор видит на расстоянии шести лье от себя быка. Он бесстрашно поворачивается на бок и героически засыпает снова. Кажется, он легко мог бы раздавить крошечного бычка, изображённого на заднем плане, каблуком. «Перспектива! Поделом тому, кто тобою пренебрёг».

«Мане – пишет другой журнал, – видится нам художником с большим будущим, ищущим свою дорогу. Если кто-нибудь сумеет ему помочь её найти, мы готовы заплатить двадцать тысяч франков вознаграждения».

В январе 65-го Мане исполнялось тридцать три года, и это был ещё один серьёзный аргумент в пользу того, чтобы выставить картину в салоне. Но был и контрдовод. Если верить рассказу Пьетро Аретино (Pietro Aretino), Тициан своё «Поругание Христа» преподнёс императору Карлу вместе с «Урбинской красавицей». Это значит, что хорошо было бы с «Терновым венцом» показать публике и «Олимпию». А это опять вызов обществу. Но с другой стороны – Да! Это опять вызов обществу, плюющему, хотя и в тайне на все Божьи заповеди. Он даже показывал полотно Наполеону Третьему, который сам, как всем было известно, имел актрису в любовницах и мог бы во Дворец Промышленности «Олимпию» не пустить. Но он пустил.

«Итак, я снова считаю необходимым поговорить с вами – о вас. Необходимо показать вам, чего вы стоите. То, чего вы требуете, – просто глупо. Над вами смеются, насмешки раздражают вас, к вам несправедливы и т.д. и т.п. Вы думаете, что вы – первый человек, попавший в такое положение? Вы что, талантливее Шатобриана или Вагнера? А ведь над ними издевались ничуть не меньше. Но они от этого не умерли. И чтобы не пробуждать в вас чрезмерной гордости, я скажу, что оба эти человека – каждый в своём роде – были примерами для подражания, да ещё в плодоносную эпоху, тогда как вы, только первый посреди упадка искусства нашего времени. Надеюсь, вы не будете в претензии за бесцеремонность, с которой я вам всё это излагаю. Вам хорошо известна моя дружеская к вам привязанность». Бодлер, 11 мая [T.10.CDI.13]

 

Последняя картина, которую Руссо [Анри Руссо (фр. Henri Julien Félix Rousseau)] приготовил для Салона Независимых, называлась «Сон». «Спящей на диване женщине, – объяснял он, – снится, что она в лесу и слышит игру «Заклинателя». Это тема «Олимпии» Мане: вместо кошки – львы, вместо служанки – тёмная часть души. Мане показывает, во что превратился наш мир, Анри, – что было бы с Раем, если бы нас не изгнали после падения…

«Большая часть произведений, которые видишь у «Независимых», страдает тем недостатком, что экспоненты долго о них думали. Один лишь «Славный таможенник» был не способен задумать то, что у него получилось. Если бы его трогательные аллегории были результатом тщательно продуманных планомерных усилий, он был бы опаснейшим из людей, тогда как это самый искренний и самый бесхитростный человек на свете», - критик газеты «Комедия» об авторе «Заклинательницы змей». [T.10.CDI.17]

 

 
     
 

4-го июля 1936-го года ЦК партии издал постановление «О педологических извращениях в системе Наркомпроса». Педология подверглась жёсткой экзекуции как реакционная лженаука, насаждающая индивидуализм. Известный российский философ, психолог и педагог Павел Блонский утверждал, что темпы развития детей рабочих и крестьян не совпадают со скоростью развития детей из интеллигентных семей, поэтому их совместное обучение неэффективно. За подобные высказывания учёный был объявлен пропагандистом фашистских идей и поплатился арестом двух своих сыновей. Педологи были изгнаны из всех школ, многие подверглись репрессиям. [T.10.LI.30]

 

 
     
 

Bettany Hughes, cultural and social historian, writer, and television presenter: «…покоритель Египта был не только практичным политиком, но и неисправимым романтиком, поэтому он последовал совету призрака и решил основать свой город здесь.

Когда Александр пришёл сюда, Фарос был просто островом. Здесь располагалось небольшое поселение, а побережье было очень неровным, и кораблям было сложно причаливать. Но Александр предложил грандиозный план: соединить Фарос с материком. Он построил дамбу длиной около полутора километров и вытянул мыс, создав искусственную гавань. Ей предстояло стать самым крупным портом в мире».

Морские ворота одного из самых богатых и многокультурных городов в мире. Но это была только часть мечты. Александр и его преемники Птолемеи жаждали знаний, которые дали бы им власть, помогли в торговле, строительстве и завоеваниях. У них была амбициозная цель – сделать Александрию мировым интеллектуальным двигателем.

Colin Clement, Centre dEtudes Alexandrines: «…работа не очень искусная, но в этом и заключается очарование «смешивать и соединять», это очень по александрийски: они берут от каждого стиля то, что хотят и склеивают, а не выплавляют новую форму искусства. Они открыты ко всему и крайне восприимчивы. Это был новый город, и он нуждался в культурной основе: новый город в очень древнем государстве, имевшем определённый вес в античном мире. Греки восхищались Египтом и приняли весь его культурный багаж, но также они привезли с собой идеи эллинизма – греческой культуры. То есть под внешней египетской формой скрывались греческие идеи. К тому же Александрия была очень богатым портовым городом, а они всегда открыты разным влияниям». [T.13.CV]

 

 
     
 

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…боковая камера (гробницы Нефертари). Центральную стену занимает гигантская композиция. В центре сидят Осирис (слева) и Атум – бог Вечернего Солнца. Вместе они ассоциируются с представлением о том, что каждую ночь (в шестом часу ночи) бог Осирис и бог Вечернего Солнца объединяются в Единое Предвечное божество – непознаваемое и непроизносимое, которое египетские тексты именуют эпитетом Неберджер – «Владыка всего до пределов», который вновь творит мир и вновь распадается на солнечную (солярную) и хтоническую свою природу». [P.125.43]

 

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…более того: отец – это Ка сына, а сын – это Ба отца. Отец – это совокупность жизненной силы рода, а сын – это его развитие. Это та самая летящая птица, которая не может жить без «жизненной силы», но и «жизненная сила» бессмысленна без продолжения вот этого полёта птицы.

Ввиду того, что на жизненной силе царя – на Ка царя – строится вся Вселенная, порой в честь царского Ка строились целые храмы. Особенно, если царь был обожествлён при жизни.

…процессионная колоннада Луксорского храма, построенная в четырнадцатом веке до новой эры при Аменхотепе Третьем. Это не Храм бога Амона, как говорят туристским группам, это храм царского Ка. Он действовал один раз в году. И он перезапускал жизненные связи царя с его «отцом» – с богом Амоном, в данном случае. И он единственный такой, посвящённый царскому Ка.

Все припирамидные храмы, все заупокойные храмы, они все были посвящены царскому Ка, точно так же, как и маленькая заупокойная часовня у частной гробницы. Она посвящена Ка конкретных людей». [P.125.45]

 

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…что обитает в Предвечной топи? – Лягушка и змея. Они там присутствуют не просто характерно для этой топи, они чувствую себя там комфортно, и поэтом исконная форма Бога Амона ещё называется Кематеф – «Завершивший время своё». Великий Предвечный змей – один из самых ярких символов Бога-творца в Древнем Египте. При этом Кематеф имеет в египетских текстах эпитет «Камутеф» – «Бык матери своей». Это подчёркивание несотворённости Предвечного бога: он сам стал отцом своей матери, то есть, он сам совокупился со своей матерью, чтобы зачать самого себя, потому что у него не было Предвечного яйца и не было бы отца и матери от плоти которых был бы он сотворён. Фантастический совершенно символизм, который через такие образы передан. Единица не может создавать – обязательно Единица должна распасться на первую пару, и поэтому бог Амон распадается на двух великих змеев – Кематефа «Завершившего время своё» и Ирта «творящего землю», которые создают великие центры земли Египта, для того, чтобы быть позже погребёнными великими предками под одним из египетских храмов.

Бог Амон выступает в египетской космогонии, как великая душа Предвечного бога. В ночные часы, в шестом часу ночи он соединяется с Осирисом, который считается телом Предвечного бога. Раз в сутки бог воссоединяется таким, каким он был в Септепи – в Изначальные времена». [P.125.51]

 

 
     
 

Елена СУДАРИКОВА, антрополог, старший научный сотрудник Государственного Дарвиновского музея: «…они отвечают за базовые реакции – за наше эмоциональное состояние. Их работа очень важна, но она очень древняя. Эмоции с нами 250 миллионов лет – с «рептильных» времён. А «новая кора» – это свежая придумка: это млекопитающие изобрели. Новая кора – давайте решать сложные абстрактные задачи. Вся рациональность – ей два с половиной миллиона лет, если о «человеческой», и пятьдесят-семьдесят тысяч лет такой «как у нас». [P.125.439]

 

 
     
 

Светлана БАБКИНА, кандидат исторических наук: «…херувимы были на Ковчеге и херувимы были на Завесе. По видимому, первое, для чего они там есть – это из желания выразить то, что невыразимо по определению. То есть, существует запрет на изображения: нельзя изобразить Бога никак, но там должно что-то быть. Как передать это осмысленное Ничто, существующее Ничто?

…это природа сакрального, то есть, это выход за рамки дозволенного, это нарушение табуированного. То есть, когда человек выходит в сакральное, за счёт этого осуществляется выход, то есть, он делает то, что в обычной жизни делать нельзя. И это не законодательная проблема, а проблема богословская или антропологическая. И отсюда есть эти изображения херувимов, которые создают рамку – их крылья создают рамку, внутри которой фокус – в которой есть Присутствующее отсутствие. То есть, изобразить нельзя, но можно сфокусировать.

Почему два? Спрашивает раввинистическая традиция: можно было бы посадить одного, который как бы вот так держал крылья. Они дают очень простой ответ на этот вопрос: они говорят, что один был бы соблазном идолопоклонства. То есть, люди могли бы подумать, что если херувим один, то это есть изображение божества. Кроме того, они говорят, мы знаем, что у божественности есть два аспекта – это справедливость и милосердие, это милость и власть, это созидательная сила, это способность поддерживать Мир. То есть, всегда дихотомия поддерживается визуально здесь». [P.125.62]

 

 
     
 

Константин ВОРОНЦОВ, доктор физико-математических наук, МГУ: «…эти технологии ошибочно были названы интеллектом ещё в (19)56-м году. Это была мечта учёных – это была метафора. Она ею остаётся до сих пор. И, конечно, это не интеллект, а имитация интеллекта: скорее это модели, которые умеют предсказывать и обучаться по данным. А то, что их так называем мы, и теперь широкая общественность стала так называть – это, к сожалению, ошибка. И слова нас вводят в заблуждение, в массовое заблуждение. Нам – специалистам – теперь приходится на каждом углу, бросая свои дела, объяснять широким массам, что не надо так буквально понимать этот зонтичный термин (искусственный интеллект), для того, чтобы называть группу технологий: сам по себе он «не интеллект».

Валерий КАРПОВ, кандидат технических наук, НИЦ «Курчатовский институт»: «…туда вкладываются те смыслы, которых там нет. А так – это вполне формальная штука – достойная научная область. Это область информатики, которая занимается решением двух классов задач. Это те задачи, которые мы не можем чётко формализировать: формализацию дать не можем – примерно как-то описываем на каком-то качественном уровне – это область интересов искусственного интеллекта, как информационной технологии. Второй класс задач – это задачи, которые мы можем как-то формализовать, но эффективные методы решения нам пока не известны, кроме перебора, например. Правда, это не эффективный путь. Вот это тоже считается областью интереса искусственного интеллекта.

И туда входят и нейросети, и логические методы, и всё, что угодно. Вот и всё. А разум и прочее – это не всегда».

Константин ВОРОНЦОВ, доктор физико-математических наук, МГУ: «Что мы называем «естественным интеллектом»? Вот, наш разум – почему он возник? Потому что были миллионы, а то и миллиарды лет эволюции, которые мы прошли, и нам эти способности – принятие решений, коммуникация труда – где нужен интеллект, они нам были даны для выживания. Значит, интеллект – это функция некоторых высокоразвитых организмов, которые возникли на планете Земля, с целью выживания.

А что мы подразумеваем под «искусственным интеллектом»? Если мы создадим искусственный интеллект, то никакой «Тест Тьюринга», ничего – он должен пройти один единственный тест – он должен уничтожить нас: он должен выжить. Вот тогда он будет по праву называться «искусственным интеллектом».

Для того чтобы разделять искусственный и естественный интеллект вообще ничего не надо делать – это просто разные вещи. Но для того чтобы думать о том, как нам сосуществовать с нашими же технологиями, конечно нам нужно иметь некий мировоззренческий базис – цивилизационную идеологию. То есть, зачем вообще мы развиваемся, как цивилизация, какие инструменты нам для этого нужны, какие опасности они могут нам создать в нашем развитии? И тогда многие угрозы перестанут быть угрозами». [T.10.D.60]

*

Искусственный интеллект (ИИ), как область исследований

ИИ – область информатики, занимающаяся решением двух классов задач:

1) Слабоформализуемые задачи.

2) Задачи, для которых не известен эффективный алгоритм решения.

 

 
     
 

Нус [νοῦς] (или по латыни – mens) – это высший ум, постигающий и сознающий, интеллектуальная интуиция. Связь с Космосом. Через этот ум человеку приходят открытия, озарения, догадки.

Логос [λόγος] (или по латыни – ratio) – это вербально логический ум. Это умение выразить мысль в слове, умение возражать и аргументировать, вести дебаты.

Фронесис [φρόνησις] (или по латыни – prudentia) – сообразительность, практическая мудрость и общечеловеческий здравый смысл.

 

νοῦς ὁ стяж. = νόος. [B.169]

νόος, стяж. νοῦς ὁ 1) мысль, ум, разум; 2) ум, благоразумие, рассудительность, здравый смысл; 3) замысел, намерение, дума; 4) перен. душа, сердце, грудь; 5) мнение, образ мыслей; 6) желание, воля; 7) смысл, значение; 8) филос. (в идеалистич. системах древности) мировой разум (πάντα ὁ ν. διεκόσμησε Diog.L.) или мыслительное начало, принцип мышления: λέγω δὲ νοῦν ᾧ διανοεῖται καὶ ὑπολαμβάνει ἡ ψυχή Arst. я называю умом то, чем душа мыслит и воспринимает. [B.169]

 

λόγος ὁ (часто pl.) 1) слово, речь; 2) сказанное, упомянутое…; 3) лог. положение, суждение, формулировка; 4) филос. определение; 5) выражение, изречение, поговорка; 6) вещее слово, предсказание, прорицание; 7) решение, постановление; 8) право решать, законодательная власть; 9) приказание, повеление; 10) предложение, условие; 11) слово, обещание; 12) повод, предлог; 13) довод, доказательство; 14) упоминание; 15) слава, слух; 16) весть, известие; 17) разговор, беседа; 18) переговоры; 19) рассказ, повествование, предание; 20) сказка, басня; 21) прозаическое произведение, проза; 22) раздел сочинения, глава, книга; 23) право говорить, слово; 24) ораторское выступление, речь; 25) предмет обсуждения, вопрос, тема; 26) разумение, разум (τῷ λόγῳ ἕπεσθαι Plat.): ὁ ὀρθὸς или ἐοικὼς λ. Plat. здравый ум; ἔχειν λόγον Plat. соответствовать требованиям разума, быть разумным; 27) (разумное) основание; 28) мнение, усмотрение; 29) предположение; 30) значение, вес; 31) (со)отношение, соответствие; 32) отчёт, объяснение; 33) счёт, исчисление; 34) число, группа, категория[B.169]

I λογικός 3 1) относящийся к речи, речевой: λογικὰ μέρη Plut. органы речи; 2) одарённый разумом, разумный (ζῷον Plut.); 3) проистекающий из разума, разумный (ἀρεταί Arst.); 4) построенный на рассуждении, логический (ἀπόδειξις, συλλογισμός Arst.); 5) духовный (λατρεία, γάλα NT). [B.169]

λογισμός ὁ 1) счёт, подсчёт, счисление; 2) pl. искусство счёта, арифметика; 3) расчёт, учёт, соображение; 4) рассуждение, размышление; 5) способность суждения, разум (κατέχειν τῷ λογισμῷ τὴν ἐπιθυμίαν Arst.). [B.169]

λογιστικόν τό 1) Plat. = λογιστική; 2) разумение, разум Plat., Arst. [B.169]

 

φρόνησις, εως ἡ 1) здравый смысл, рассудительность, ум; 2) восприятие, чувство, понимание; 3) мысль, намерение, решение; 4) гордость; 5) высокомерие, кичливость; 6) pl. умственная деятельность, учёные занятия Plat. [B.169]

φρόνημα, ατος τό тж. pl. 1) образ мыслей, мышление, настроение; 2) разум, (здравое) суждение, здравый смысл; 3) возвышенный образ мыслей, благородство, мужество; 4) намерение, воля; 5) (само)уверенность; 6) высокомерие, гордыня[B.169]

 

 
     
 

…разделение центров окружности и квадрата (Витрувианского человек) было гениальным ходом, примирившим правдивость в изображении человека с требованиями геометрии. Леонардо сделал это открытие, устанавливавшее союз искусства и науки, как кажется, просто для себя. И затем на протяжении трёхсот лет оно оставалось неизвестным.

Prof. Martin Kemp, University of Oxford: «Леонардо часто повторял, что искусство – это наука. Он видит нечто, что идеально соответствует функции искусства, без излишеств и недостатков, как совершенное, прекрасное. Форма, функция и красота здесь сосуществуют. Совершенство целого и элементов, математическая, механическая красота – вот к чему в своём творчестве должен стремиться человек.

Посылка состоит в том, что человеческое тело наиболее совершенное создание Творца – венец творения. В основу «Плана строения» человеческого тела положены геометрические закономерности, но оно должно ещё и функционировать. Леонардо был первым человеком, давшим верные изображения человеческого тела и пытавшимся понять геометрию его устройства и механику функционирования. Его видение удивительно, оригинально.

…череп человека. Леонардо отмечает место, где нервы от органов чувств сходятся в одно место – в геометрическом центре, который он называет «сенсус коммунис / sensus communis» или «общее чувство». Отсюда пошло выражение «здравый смысл». [T.10.DCCLXXXIII.1]

 

Александр КОЛЕСНИК, доктор исторических наук, ИИМК РАН: «…в Каменном веке зарождается мифология: мифологическое сознание в нас сидит. Мы одновременно являемся носителями нескольких типов психики: у нас и «дологическое сознание» сидит, которое на основании законов фантазии развивается. Русалка – рыбий хвост и девушка существует, и сладкое пение, а фантазия соединяет вместе. Это тип мышления «дологический», который для Каменного века характерен. Потом появляется «логическое мышление», которое на основании законов логики: Аристотель – гениальный человек – сформулировал. Потом «диалектическая логика». [P.125.595]

 

 
     
 

1 - 2