ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 

 
 

АРКАН II. Изида; Gnosis; Врата Святилища (la Porte du Sanctuaire); Папесса (la Papesse); Divina Substantia; Femina; Natura naturata; Иероглиф (Рот Человека).

   

Femina

СБОРНИК 02_6

 
     
 

mulier, eris f 1) женщина Pl, Ter, С etc.; 2) замужняя женщина (virgo aut m. C). [B.32]

 

muliebria, ium n [muliebris] 1) судьба женщины, женская участь: m. pati Sl, Т подвергнуться женской участи, перен. paedicari; 2) женские половые органы Т; 3) женские украшения РМ; 4) менструация Vlg. [B.32]

 

muliercula, ae f [demin. к mulier] 1) маленькая (слабая) женщина LM, Lcr, С etc.: in mulierculam ex viro versus Sen = eunuchus; 2) женщина лёгкого поведения С, L, T; 3) самка (panthēris Vr). [B.32]

 

γυνή, γῠναικός ἡ (pl. γυναῖκες, dat. γυναιξί(ν) - Theocr. γύναικες и γύναιξιν) 1) женщина…; 2) смертная женщина, т.е. человек…; 3) замужняя женщина, жена, супруга…; 4) самка (ἄρρενες καὶ γυναῖκες Arst.). [B.169]

 

 
     
 

Почему установились два стандартных пола?

Половые клетки должны обладать двумя противоречащими друг другу свойствами: подвижностью, чтобы найти и оплодотворить клетку партнёра, и запасом питательных веществ, чтобы обеспечить хотя бы первые этапы развития зародыша. Но чем больше питательных веществ, тем труднее двигаться, и, поэтому установилось функциональное разделение на богатых желтком яичники и подвижные, но тощие сперматозоиды. Процесс развития разных половых трудно совместить в одном месте, вот, в результате, живые существа разделились на производителей яйцеклеток – самок и на производителей сперматозоидов – самцов.

Иван ЗАТЕВАХИН, кандидат биологических наук [T.2.I]

 

 
     
 

К 105-му году до н.э. кимры и их союзники жаждали крови римлян и богатой добычи, но некоторые собирались осесть на вновь завоёванных землях.

Prof. Peter S. Wells, University of Minnesota: «Они жили в небольших деревнях занимались сельским хозяйством, торговали, растили пшеницу, ячмень, рожь, овёс, а также бобовые культуры, например, чечевицу, горох и фасоль. Они кроме того разводили крупный рогатый скот: свиней, овец и коз».

Эта тяга к осёдлости более всего пугала римлян, для них страшнее варваров воинов были только варвары женщины.

Dr. Thomas S. Burns, Emory University: «Женщины в рядах пришельцев всегда были для римлян угрозой, иными словами, женщины означали тягу к оседлой жизни. Грабительский набег подобен подростковой склоке, и это ещё можно пережить, но когда появляются женщины, с ними приходит постоянство, а значит жди серьёзных перемен». [T.10.CXLII.1]

 

Адрианов Вал стал скорее психологическим барьером, нежели физическим: мощная стена, уходящая за горизонт, служила напоминанием о бесспорном превосходстве римлян.

Dr. Eric D. Nelson, Pacific Lutheran University: «В некотором смысле можно сравнить Адрианов Вал с Берлинской Стеной. Это сооружение должно было удерживать и тех, кто снаружи, и тех, кто внутри, не давая контактировать: ведь это могло привести к потере контроля».

На расстоянии одной римской мили друг от друга, легионы построили посты охраны, называемые «мильными фортами», в которых находилось по шестьдесят воинов. Между Мильными фортами, по две сторожевых башни, где часовые неусыпно следили за порядком на границе. По всей длине стены располагались семнадцать огромных фортов, в каждом по тысяче римских воинов.

Dr. Eric D. Nelson: «В итоге была создана военная зона, которая позволила римлянам удерживать свои позиции. Их силы патрулировали пограничную территорию, периодически наводили порядок, и само их присутствие внушало страх, отпугивая врагов».

Каждый форт занимал территорию в полтора-два гектара. Там располагались холл, храм, казармы, госпиталь и бани – всё необходимое для жизни армии. Вокруг фортов выросли города, которые снабжали римлян продуктами и другими необходимыми вещами.

Prof. Mary T. Boatwright, Duke University: «Римские воины хотели носить римскую обувь, им нужны были иглы, и вообще, всё, что было доступно в римском мире. Поэтому по их стопам шла торговля, и шли женщины. В итоге места, в которых осели воины сильно изменились». [T.10.XXXII.1]

 

 
     
 

В восьмом веке Швеция, Норвегия и Дания ещё не имели чётких границ, значит их жителей можно обозначить общим термином «Скандинавы». Они говорили на общем языке – норвежском, жили в простых поселениях и поклонялись общим богам. Но начиная с девятого века из-за улучшения климата и распространившегося здесь многожёнства, население стало быстро расти. Возникла необходимость искать новые земли, расширять торговые связи, увеличивать свою территорию. Пусть даже силой. [T.10.CCXVI]

 

На торговом перекрёстке культур Харольд (Harald Hardråde) понял, что без рынка, где можно продать добычу, его власть всегда будет ограниченной. Это знание вскоре ему пригодится.

Cecilia Holland, American historical novelist: «Викинги веками жили торговлей. Когда они разоряли какой-нибудь монастырь, то они везли церковную утварь и рукописи домой. Какая от них польза? Лучше обменять на то, что действительно нужно. Смертность женщин при родах в те времена была огромной, а потому на них был спрос. Викинги похищали девушек. Само собой насиловали, а потом везли на рынок рабов и продавали». [T.10.CCXXII.1]

 

 
     
 

Bettany Hughes, cultural and social historian, writer, and television presenter: «Большинство женщин выписаны из истории, Елена же вписана. Она была источником вдохновения для самых ранних шедевров европейской литературы – Илиады и Одиссеи Гомера».

…в центр религии в Микены. В центр культа, где до сих пор ведутся раскопки.

Здесь были найдены эти (женские) фигуры. Это Святая Святых – храм в самом центре обширного культового центра. Во время расцвета храм был ярко раскрашен, крыша держалась на деревянных колоннах. Когда археологи раскопали его, они обнаружили что-то как будто застывшее во времени.

Фигуры хранились здесь, но на время особых случаев их выносили и расставляли здесь по кругу. Иногда их украшали драгоценностями, иногда им давали пищу или напитки и делали небольшие подношения. Когда ритуал заканчивался, их снова убирали, чтобы они покоились здесь. Это любопытный парадокс археологии: иногда самые сверхъестественные действия, такие как духовные поклонения могут остаться за этими бетонными обломками.

Все эти фигурки женщин указывают на то, что у женщин здесь была власть. Елена Бронзового века была не просто девушкой с красивым личиком, её в микенском обществе боялись и почитали: она «была на ты» с духами, божествами и демонами.

Зевс – царь богов в форме лебедя напал и изнасиловал её мать Леду.

Bettany Hughes, cultural and social historian, writer, and television presenter: «…когда она мылась в реке Уретос (Ευρώτας) в Спарте. И это место связано с другими моментами в мифах о Елене. Греки рассказывали как Елена приходила на берега реки Уретос, чтобы с другими молодыми девушками танцевать здесь всю ночь. Спустя века эти танцы были воспроизведены, чтобы уловить дух Елены. Сохранились фрагменты поэзии, которые девушки пели друг другу».

«Богиня Олимпа! Моё сердце полно желанием услышать новую песню хора девушек на прекрасную мелодию, которая нагонит сладкий сон и направит меня на поединок, в котором я покажу свои светлые волосы. Танец нежных ножек, мышцы, проявляющие желание. Перед одним её взглядом таешь больше, чем перед вечным сном».

Эти ритуалы очень важны для понимания притягательности Елены. Она дарит молодым девушкам не красоту, а то, что греки называли «харис / χάρις». «Харис» – это корень нашего слова «харизма / χάρισμα», которое означает не только грацию, но имеет эротическое значение. Вызывая дух Елены, молодые девушки учатся становится харизматичными и сексуальными. И конечно эти ритуалы много значили. Девушки проводили вместе всю ночь, они пили и при свете факелов голыми танцевали до рассвета. Но это поминание было не просто безудержными танцами, это также напоминание об ужасном и символичном событии в жизни Елены. Согласно мифам, пока Елена танцевала на берегу реки, на неё, как и на её мать напали и изнасиловали. Насильником был Тесей – царь Афин. Елена была девочкой, а ему было семьдесят лет.

«Тесей праздно прогуливался, когда заметил Елену, и как только он её увидел, он забыл обо всех остальных девушках. Он видел только эту спартанскую царевну».

Bettany Hughes, cultural and social historian, writer, and television presenter: «Вот что Елена делает с людьми, – она влюбляет их в себя. Один древний автор писал, что Тесей решил, что если он не насладится ею, вся его жизнь не будет иметь смысла».

Жестокое зачатие, а потом нападение на берегу реки. Это навсегда связало Елену со страстью и болью. Она начала свою карьеру притягательного приза и создателя конфликта… [T.13.IV]

*

χάρις, ῐτος (ᾰ) ἡ (acc. χάριν сin arsi и χάριτα; dat. pl. χάρισσι Pind.) тж. pl. 1) прелесть, изящество, красота, привлекательность (κάλλος καὶ χ. Hom.; εὐμόρφων κολοσσῶν Aesch.; χάριτες Ἀφροδίτης Eur.; ἡ τῶν λόγων χ. Dem.): μετὰ χαρίτων Thuc. с изяществом; 2) слава…; 3) благосклонность, любезность, благожелательность, благоволение, расположение, милость…; 4) благодеяние, милость, услуга, одолжение…; 5) радость, наслаждение, блаженство…; 6) почитание, честь, уважение…; 7) благодарность, признательность…; 8) награда, вознаграждение…; 9) благодать NT. - См. тж. χάριν. [B.169]

χάρισμα, ατος (χᾰ) τό милость, дар NT. [B.169]

 

Dan Burstein, Co-editor, Secrets of Mary Magdalene: «Большинство иудейских лидеров, почти все – девяносто восемь – девяносто девять процентов, были женаты и имели детей. Они следовали библейским предписаниям «Плодиться и размножаться». Существовало убеждение, сто к тридцати двухлетнему возрасту, как Иисус, человек должен быть женат и иметь детей. Поэтому учёные считают, что если Иисус был реальным человеком и принадлежал к еврейской культуре, то он почти наверняка был женат. И на ком он ещё он мог быть женат, как не на Марии Магдалине, которая упоминалась двенадцать раз в евангелиях, причём в самые важные моменты в истории жизни Иисуса».

Dr. Jane D. Schaberg, Author «The Resurrection of Mary Magdalene»: «Мне кажется, большой ажиотаж по поводу того, что Мария Магдалина была женой или любовницей Иисуса, больше связан с Иисусом, чем Марией Магдалиной. Этим люди хотят сказать, что если Иисус был настоящим человеком, то у него должна была быть женщина. Это ещё один способ использования женщины, чтобы рассуждать о мужчине».

Lesa Bellevie, Author and Founder, Magdalene org.: «Некоторые видят в ритуале омовения (ног), который представлен во всех четырёх евангелиях, напоминание о ритуалах Священного брака, имевших место в Месопотамии». [T.4.XV]

 

 
     
 

Андрей ГРИГОРЬЕВ, кандидат филологических наук: «Славянское слово «учитель» имеет, такой, более приземлённый смысл. В его основе индоевропейский корень «ЭУК» или «ОУК» или «УК», (*ŭk-), который означает «привыкать». Поэтому общий смысл привычки, то, что мы делаем какие-то знания и навыки привычными, лежит в основе славянского слова. Такая интересная параллель, что латинское слово «uxor», которое означает «жена», в его основе тоже, как будто лежит вот этот корень со значением «привычка». Если, допустим, слово приведём «сестра», реконструируем его как «свэсор» – то есть «своя женщина», а жена – это «уксор», то есть «женщина, к которой постоянно привыкаешь», то есть постоянно становится привычной» [T.10.I.3]

 

uxor, ōris f жена, супруга (vir et u. Sen; u. et liberi Fl): uxorem ducere С жениться; filiam suam alicui uxorem dare Pt выдать свою дочь за кого-либо замуж. [B.32]

 

soror, ōris f сестра Pl, Ter, С etc.: s. patruelis С, О двоюродная сестра; novem или doctae sorores О, Tib музы; (tres) sorores Prp etc. = Parcae; vipereae sorores O = Furiae. [B.32]

 

 
     
 

…эта стратегия блестяще оправдала себя: цари Ближнего Востока обменивались дарами, а не ударами. Самым драгоценным подарком была иноземная царевна, а также её приданное и свита. Личные послы Аменхотепа искали ему самых лучших невест. Речь шла не только о личной жизни фараона: гарем Аменхотепа был полон самых красивых дочерей самых могущественных царей того времени.

Nicole Douek, BA, Ancient History and Egyptology from University College, London: «Это было братство великих царей. Они называли друг друга братьями, а женившись на дочери другого царя, Аменхотеп действительно становился членом семьи».

Но это был односторонний процесс. В одном письме царь Вавилона горько сетует, что Аменхотеп отказался прислать ему египетскую царевну. «Когда я попросил у тебя руки твоей дочери, вот что ты ответил мне: Никогда ещё фараон не отдавал никому своей дочери. Почему нет? Ты же царь! И можешь делать всё, что хочешь!» Жаловаться было бесполезно. Дочерей фараона не выдавали замуж за иноземцев, чтобы у них не было никаких прав на египетский престол. Но царь Вавилона предложил хитрый компромисс: «Пришли мне красивую женщину, как будто это твоя дочь. Кто скажет, что это не царская дочь?» Фараон отказал вавилонскому царю и в этой просьбе. Аменхотеп считал, что имеет право забирать чужих дочерей, не отдавая дочерей Египта.

Nicole Douek, BA: «Он был очень умным человеком и тщательно продумывал, как воспользоваться своим положением. Он проявлял уважение к другим царям, но всегда ставил себя выше их». [T.10.XCII.2]

 

…в Абу-Симбеле бог-царь продемонстрировал свою человеческую сущность в другом храме, построенном для второго по значению человека в стране – женщины – его жены, умершей задолго до него, Нефертари. Её имя означает «Самая красивая из всех». У неё было много титулов: от «Царицы всех земель» до «Великой супруги царя».

Prof. James K. Hoffmeier, Trinity International University: «Нефертари носила титул «Великой жены». Было общепризнанным, что эта женщина станет матерью следующего царя Египта, что было основной её функцией в Новом египетском царстве».

Самое необычное здесь то, что храм посвящён человеку – Нефертари. Она делила его с божеством – богиней Хатхор. Рисунки внутри подтверждают высокое положение Нефертари в Египте Рамзеса. [T.23.X.1]

 

 
     
 

Изображение женщин на памятниках Майя позволяет предположить, что они играли важную роль при королевском дворе как матери, сёстры и жёны правителей. Их браки с правителями Майя скрепляли союзы между государствами. Знатные женщины часто играли ключевую роль в управлении городами.

Prof. David A. Freidel, Southern Methodist University: «История прошлого – это не история мужчин, это история мужчин и женщин вместе. И, иногда, именно женщины, а не мужчины меняют ход истории».

Guillermo Bernal Romero, Instituto Nacional de Antropologia e Historia: «Женщины дарили жизнь новым правителям, и это определяло их важность. Считалось, что их кровь, приносимая ими в жертву, обладала способностью вызывать предков. Они были связующим звеном со сверхъестественными силами и прошлыми поколениями». [T.12.XXXV]

 

 
     
 

1 - 2

ДАЛЕЕ