ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО |
||||||
ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ |
|
|||||
АРКАН II. Изида; Gnosis; Врата Святилища (la Porte du Sanctuaire); Папесса (la Papesse); Divina Substantia; Femina; Natura naturata; Иероглиф (Рот Человека). |
||||||
Natura naturata |
||||||
Natura naturans – лат., творящая, действующая природа, natuia naturata – созданная природа. Эти термины впервые употреблены Ибн Рушдом. …у Спинозы … natura naturata – мир отдельных вещей, модусов. [B.40]
II – Временная и Космическая Природа, или природа падшая, тройная, как и вселенная, для которой она служит законом. Эта природа в свою очередь подразделяется: 1) на Природу Провиденциальную, или Natura Naturans, общую Небу и Земле; через нее временная природа соединяется с Природой Вечной, через нее вселенная завершается Эдемом, а время – Вечностью; 2) на Природу человеческую, или техническую и волевую, промежуточную, и 3) на Природу Судьбы, или Natura Naturata». Станислав де Гуайта (La Clef de la Magie Noire) [B.24.1]
|
||||||
fabrica, ae f [faber I] 1) искусство, мастерство, ремесло: f. ferrea PM кузнечное ремесло; 2) искусное изготовление, обработка, выделка (aeris et ferri C); 3) занятие ремеслом, искусством (aerariae artis f. Just); 4) зодчество (pictūra et f. C); 5) мастерская Ter, C etc.; 6) устройство, строение (membrorum animantium C; mundi Lact); 7) строение, здание (fabrica cum habitatoribus Treb); 8) создание, творение (о человеке) Eccl; 9) искусные приёмы, умение (naturae C; fanum sollerti fabricā structum Ap); 10) хитрость, уловка (fingere aliquam fabricam Ter). [B.32] |
||||||
Название «Арго» означает «Быстрый». Греки утверждают, что это был первый корабль с именем и индивидуальностью. [T.13.VI.2] * Ἀργώ, οῦς ἡ Арго́, «Быстрая» (корабль аргонавтов) Hom., Pind., Eur. [B.169] Ἀργῷος 3 относящийся к Арго́: Ἀργῷον δόρυ Eur. = Ἀργώ. [B.169] ἀργῶς бездеятельно, лениво, вяло, неохотно Xen., Dem., Plut. [B.169]
…он слыл таким же чудаком, как его великий старший современник и предшественник Уильям Блейк. Тернер тоже был мистиком, визионером, слышал, как вращаются «сферы мироздания», их музыку, голос моря и голос ангела. «Творение» по-гречески так и будет «поэма». Он удивлялся, как это другие её не слышат, не хотят слышать. [T.10.CDI.58] * ποίημα, ατος τό 1) изделие (ποιήματα χρύσεα Her.; ποιήματα ἀργύρεα Luc.); 2) произведение, творение (Γλαύκου τοῦ Χίου Her.; sc. Δαιδάλου Plat.); 3) сочинение, вымысел (ἐραστοῦ Plat.); 4) стихотворение, поэма: π. Κρόνῳ συγκείμενον Plat. стихи в честь Крона; 5) дело, действие, деяние (εἴτε ποιήματα εἴτε παθήματα Plat.). [B.169]
|
||||||
За удивлением стояла вера, что Мир – это Божественное Творение. Каждое создание в мире это книга или зеркало для нас. Но со временем вера была поколеблена необычной культурной революцией, революцией нашего образа мышления, способов анализа физического мира и наших знаний о других культурах и других континентах. Prof. Robert Bartlett, St Andrews University: «Сумма европейских знаний и христианская вера на которой они основывались, то как мы понимаем мир, то как он был создан, когда возник, всё это находилось на пороге преобразований». Мир между IX-м и XV-м столетиями. Предположительно это был период суеверия и невежества, где все идеи душит мёртвая рука религии. Prof. Robert Bartlett: «Интеллектуальный пейзаж Средневековья определённо незнаком, даже странен. Начиная с яростных споров о тайнах пунктах богословия и заканчивая сообщениями о том, что были замечены люди с собачьими головами. Но за всеми этими странностями лежит мир страстных исследований, учёность, наука, интеллектуальные исследования и утончённая логика». [T.13.XVIII.1]
|
||||||
Подробности минойских верований и ритуалов утеряны, но ключи к разгадке тайны сохранились в печатных камнях и кольцах-печатках. Они широко использовались на Крите для обозначения права собственности и даже как удостоверение личности, своего рода кредитная карта Бронзового века. Тщательное изучение этих артефактов с отличной резьбой открыло целый мир ритуального песнопения, танцев и знаменитых прыжков через быка. Ведущую роль везде играли, конечно же, женщины-жрицы. В связи с этим бытует мнение, что на Крите почиталась Богиня - Мать. Культ этого высшего женского божества корнями восходит к каменному веку, он предшествовал привычному нам Пантеону богов-мужчин, который насчитывает десятки тысяч лет. Богиня - Мать обладала властью во всех важных сферах от урожайности и плодовитости домашнего скота до движения планет. Она распоряжалась жизнью и смертью от лона матери до гроба. Bettany Hughes, cultural and social historian, writer, and television presenter: «Существование единого верховного женского божества горячо оспаривается в наши дни. Скорее всего, на острове было множество старших богинь со своими сферами власти, от них зависело появление дождя, созревание урожая, всплески землетрясений. Жрицы представляли богинь на земле и могли контролировать употребление и распределение божественных щедрот. Эта сильная позиция позволяла им даже влиять на экономику. Однако в Бронзовый век отношения человека с природой определялись в большей степени переговорами. Достаточно было всего двух плохих урожаев, чтобы запасы еды истощились, и лишь глупец полностью полагался только на урожайность. Под предводительством своих грациозных жриц, минойцы посвящали много времени и энергии для уговоров и усмирения природных сил». [T.13.XXVI]
|
||||||
Prof. Kent Weeks, American University in Cairo, Theban Mapping Project: «Ещё 150 лет назад люди думали, что египтяне были полубогами, по крайней мере ангелами, которым высшие существа говорили, что надо делать. Потому что обычные смертные не могли достигнуть таких высот». Содержимое гробницы Тутанхамона помогло понять, что все предметы создали не боги и не полубоги, а обычные люди, как мы с вами. [T.11.II.2]
Английский химик Генри Кавендиш был первым, кто систематически исследовал в 1766-м году газ, который выделялся при воздействии кислоты на металлические опилки. Поскольку этот газ воспламенялся при нагревании, Кавендиш назвал его «воспламеняющийся воздух из металла». На химиков тех времён наиболее сильное впечатление произвело не столько то, что газ воспламенялся, сколько то, что после его сгорания оставалась жидкость, являвшаяся обычной чистой водой. Химики помнили, что в течение многих столетий учёные придерживались точки зрения древних греков на строение материи, согласно которой вещество состоит из четырёх основополагающих элементов: Огня, Воздуха, Воды и Земли. И хотя со временем от этой точки зрения отказались, даже в восемнадцатом веке она продолжала оказывать влияние на умы учёных. В данном случае один из основополагающих элементов – Воздух – вступил при нагревании в реакцию с «обычным воздухом», после чего превращался в Огонь, а затем в Воду. То есть один основополагающий элемент превратился во второй, а затем и в третий. Несколько лет спустя после открытия «воспламеняющегося воздуха» французский химик Антуан Лоран Лавуазье решил подчеркнуть поразительное свойство нового газа в его названии: он назвал его «водород». Айзек Азимов [B.129.2] * …возьмём его хотя бы в схеме Высшей Либрации. В каждом из элементов либрационного треугольника будем искать свой Огонь, свою Землю, свой Воздух и свою Воду. Это и доставит полную интерпретацию разложения… ГОМ [B.27]
|
||||||
Nicole Douek, BA, Ancient History and Egyptology from University College, London: «Нефертити – символ женского созидательного начала, а её муж Эхнатон – мужское созидательное начало. Оба они необходимы для поддержания культа Атона». Dr. Claude Traunecker / professeur d’Université et directeur de l’institut d’Egyptologie de l’Université de Strasbourg: «…и когда царь пил и принимал пищу, это было ритуальным действием. Эти каменные блоки уникальны. Здесь изображены не только царь и царица, но и внутреннее убранство дворца. А это брачное ложе царя, и ступеньки, ведущие к нему. Брачное ложе – это сакральное место, где царь и царица совершают действо столь же важное, как и принятие пищи». Они обеспечивают продолжение царского рода. Вся жизнь фараона – бесконечный ритуал. Подобные изображения были немыслимы при прежних правителях. Именно в период правления Эхнатона интимной близости придаётся чрезвычайное значение, она превращается в религиозный акт. В Каркане был найден незавершённый барельеф, изображающий Эхнатона, ведущего Нефертити к брачному ложу. Dr. Marc Gabolde, University of Montpellier: «Таким образом, всё что у египтян связанно со счастьем, особенно сексуальные отношения, должно быть изображено. Тем более если речь идёт о жизни царя». Интимная окраска барельефов в Эль-Амарне, а также то внимание, которое уделялось царице, никогда ещё не встречались в египетской истории. [T.10.CII]
|
||||||
Июнь 1194-го года. Сильнейшая буря бушует над французским городом Шартр. Молния ударяет в Собор (фр. Cathédrale Notre-Dame de Chartres) – одну из важнейших церквей в католическом мире. Огонь уничтожает её деревянную крышу и распространяется на соседние здания. Ад продолжался всю ночь. К утру город превратился в дымящиеся руины. Горожане лишились своих домов и имущества. Но самой большой потерей был собор и хранившаяся в нём реликвия – Туника Девы Марии. Считалось, что именно эта Туника была на Богородице, когда на свет появился Иисус. В страхе, что огонь явился Божьей карой за их грехи, горожане обратились за советом к Церкви. Рено де Муко (L’évêque Renaud de Mouçon), епископ Шартрский и один из влиятельнейших французских церковников утешил их. Он объявил, что пожар был знаком Девы Марии о том, что она желает более величественного храма. Он обещал жителям Шартра, что отстроит собор заново. Он поклялся, что тот будет самым высоким из существующих храмов, таким высоким, что сможет служить мостом от этого мира к лучшему. Но у амбициозных планов были и другие причины. Франция оказалась в центре спора между аристократией и Католической Церковью. Новый собор должен был укрепить авторитет церкви в этих местах. Доктор Эмиль Ливингстоун из Университета Витенберга, штат Огайо, считает, что политика была главным мотивом для строительства собора. Dr. Amy Livingstone, Associate Professor of History, Wittenberg University, Ohio: «Церковь была очень сильна и в смысле веры и в смысле политической власти. В средневековой Европе епископы были частью политической иерархии, и, как следствие, они много внимания уделяли политике». …чтобы сделать это вручную, потребуется целая армия рабочих. Если их не удастся найти, собор никогда не будет построен. Епископ Рено выступил с поистине гениальным планом. Он решил использовать к своей выгоде то благоговение, которое горожане испытывали к Деве Марии. Туника Богородицы, подаренная городу королём Франции в 876-м году н.э., была символом Шартра. И за несколько веков стала причиной существования самого города. Dr. Amy Livingstone, Associate Professor of History, Wittenberg University, Ohio: «Она была в центре внимания горожан, они видели в ней свою защиту, символ особой близости к Деве Марии. Они говорили, что Богородица живёт в Шартре, здесь её дом». Но воздействие Туники распространялось на гораздо более обширную территорию. На протяжении столетий в Шартр стекались паломники со всей Европы, чтобы поклониться реликвии. Dr. Philip Ball, University of Bristol, journalist and writer: «Люди часто пускались в паломничество к святыням. Считалось, что они обладают священной силой и иногда даже целительными свойствами. Таким образом, Туника привлекала в Шартр паломников со всей Европы, и, тем самым, способствовала процветанию города». Туника была кровью местной промышленности. Теперь в сочетании с собором исчезнет и поток пилигримов. Местные предприятия остановятся, и люди будут обречены на голод. Чтобы собрать эти огромные деньги (на восстановление) каждый житель этого крошечного французского городка с населением меньше десяти тысяч человек должен был пожертвовать сотню тысяч долларов – это неподъёмная сумма. Но жители Шартра вдохновились чудесным спасением Туники Богородицы. …он пережил трагедию потери оригинального собора. И провёл проект нового через множество потенциальных угроз: банкротство, недовольство аристократии и бунты. Но в 1217-м году, через четверть века после начала строительства, епископ Рено умирает. Он дожил до того, чтобы увидеть готовым здание собора, но ему никогда уже не увидеть готовым здание собора, но ему никогда уже не увидеть его изумительные витражи цветного стекла. Без яркого видения Рено, без его энергии, работа над Собором почти замирает. Смерть епископа создает вакуум власти, и затаённое недовольство поборами церкви разрастается снова. Оно быстро выходит из-под контроля, выливается в беспорядки и даже кровопролития. Чтобы завершить собор потребовались усилия ещё пяти епископов, девяти архитекторов и четыре десятилетия. Наконец, через шестьдесят шесть лет после памятного пожара, вызвавшего его к жизни, Шартрский собор был готов принимать прихожан. Освящение собора в Шартре состоялось 24-го октября 1260-го года. Сам король Франции откроет двери величественного храма миру. Горожане высыпали на извилистые улицы Шартра. Многие из этих людей бесплатно выполняли тяжёлую работу, помогая построить собор. Теперь они и их дети могут греться в лучах его славы. [T.10.XCVII.3]
|
||||||
Prof. Stephen Hawking, University of Cambridge: «…вода, в организме мужчины её тридцать шесть литров. Ещё есть примерно килограмм фосфора, двести граммов соли, железа на один гвоздь, полтора килограмма извести, пятнадцать разных других веществ в ничтожных количествах, и ещё углерод – двадцать килограммов». [T.10.CCCLIII.1]
|
||||||
Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…в одном из гимнов Атхарваведы (АВ 3:9,4) говорится, что они обладатели асурской силы или, как переводит Татьяна Яковлевна Елизаренкова, колдовской силы. Слово «колдовская» здесь добавлено как разъяснение, быть может, неудачное. Говорится именно об асурских силах. Кто же такие асуры? Асуры – это всё божественные силы, если угодно – потенциальные силы, сосредоточенные в Боге, не проявившиеся ещё вовне. Поэтому они старше дэвов, проявивших себя. Это, как говорит замечательный своей интуицией Ф.Б.Я. Кейпер, «не падшие ангелы, но потенциальные боги». Потому что Бог «Бхага» – это «Даритель». Боги – это те, кто создают, те, кто дают, те, кто выходят: создают мир и действуют в мире. Именно это, по большому счету, и есть боги. И мы увидим, что один из адитьев, его просто именуют – Бхага. А асуры – это потенциальные боги, которые ещё не стали вот этими энергиями вовне, и не все станут: часть станет, а часть не станет. И часть этих асуров сопротивляется созданию мира». [P.125.324]
|
||||||