ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО |
||||||
ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ |
|
|||||
АРКАН II. Изида; Gnosis; Врата Святилища (la Porte du Sanctuaire); Папесса (la Papesse); Divina Substantia; Femina; Natura naturata; Иероглиф (Рот Человека). |
||||||
Gnosis (Книга - Знание, Гностицизм) |
||||||
…то ко второму знаку отнесется иероглиф рот Человека. Иероглиф аркана – человеческий рот – представляет из себя убежище, нечто, в чем можно приютиться, как бы дом или храм, уготованный для науки. ГОМ [B.27]
IV. Символическое начертание: Пред массивным каменным пилоном – входом в храм, на гладком полированном кубическом камне сидит Женщина; её обнажённое тело невольно поражает своим восковым, янтарным, полупрозрачным цветом; его линии очень остры и рельефны. Ноги плотно сжаты между собой, и её застывшая поза с совершенно вертикальной спиной кажется несколько неестественной, на ногах одеты золотые сандалии, на шее узорчатое золотое кружево, слегка прикрывающее верхнюю часть спины и груди. В правой руке, прижатой к сердцу, она держит свиток папируса, лежащий частью складками на коленях и ниспадающий до ступеней ног. В левой руке она держит… [B.24.1]
cancellārius, i m [cancelli] 1) привратник Vop; 2) писец, письмоводитель или начальник канцелярии CTh. [B.32]
βίβλος ἡ 1) кора, преимущ. папируса Plat.; 2) книга, сочинение Eur., Arst., Dem.; 3) книга, раздел, глава Polyb., Diod., Luc. [B.169] βύβλον τό только pl. книга Anth. [B.169] βύβλος, v.l. βίβλος ἡ 1) библос, египетский папирус (Cyperus papyrus) Her., Aesch.: β. στεφανωτρίς Plut. предполож. папирус, пригодный для плетения венков; 2) волокна папируса (τὰς ἁρμονίας πακτοῦν τῇ βύβλῳ Her.); 3) писчая бумага из папируса (ἐν σπάνι βύβλων διφθέρῃσι χρᾶσθαι Her.); 4) книга (ἐκ βύβλου καταλέγειν τι Her.). [B.169] Βύβλος ἡ Библос (1. город в Финикии с культом Адониса Luc., Plut.; 2. город в Египте Aesch.). [B.169]
διφθέρα, ион. διφθέρη ἡ 1) (снятая и выделанная) кожа…; 2) шкура…; 3) досл. кожа для письма, пергамент, перен. летопись, сочинение, книга…; 4) перен. доска, таблица…; 5) кожаный навес или шатёр…; 6) кожаный мешок …[B.169]
μάθημα, ατος (ᾰθ) τό 1) знание, тж. учение, наука: τὸ μ. τὸ περὶ τὰς τάξεις Plat. учение о боевых порядках, т.е. тактика; τὰ παίδων μαθήματα Plat. приобретённые в детстве знания; 2) pl. наука о величинах, математические науки, математика Plat., Arst.: οἱ ἀπὸ τῶν μαθημάτων Sext. математики. [B.169]
|
||||||
Юрий БЕРЁЗКИН, доктор исторических наук, Музей антропологии и этнографии РАН: «…письменность четыре раза – Передняя Азия, Китай, Мексика, остров Пасхи. Как появилась письменность в Месопотамии – знаем в подробностях. Египтяне и все вокруг заимствовали идею письма от Месопотамии – они сами не изобретали. Они изобрели форму письма, но идея письма сама появилась». [P.125.561]
Финикийцы же изобрели алфавит, от которого ведут происхождение почти все последующие системы письма. Эти изобретения (а они диктовались в основном потребностями торговли) во многом определили дальнейший путь развития европейской цивилизации. Незнание порождает полёт фантазии. Важнейшим атрибутом государственности (и наиболее очевидным её показателем) служит письменность. Без неё невозможны ни торговля, ни религия, ни канцелярия, ни дипломатия, ни пропаганда. В. КУЗЬМИН [A.258]
Dr. Rodrigo Liendo, University of Yucatan: «Майя записывали информацию с помощью замысловатых причудливых иерогилифов. Они были единственным на Американском континенте народом, имевшим развитую систему письменности». [T.10.XXXII.4]
|
||||||
…когда на пятидесятый день после начала Исхода Моисей взошёл на Синай, Господь дал ему помимо самого Закона удивительное, невиданное доселе средство его записи и распространения на весь мир – алфавит. Своим Перстом Бог начертал на Скрижалях Завета первые буквы и сложил из них Десять Заповедей. В Египте пользовались иероглифами, которые умели читать далеко не все. Алфавитом же легко овладевает и ребёнок. На основе этого, – Богом данного – средства языкового сближения, вскоре возникла финикийская и греческая, а потом латинская и вся известная алфавитная письменность, включая кириллицу. Такое же, и, даже, большее чудо произошло в Иерусалиме на пятидесятый день после Воскресения Спасителя. Когда на Церковь сошёл Святой Дух, апостолы заговорили на разных языках – в новорождённой Церкви сразу закончилось тысячелетнее проклятие Вавилонского Столпотворения: люди, разделённые по национальному, языковому, расовому признаку, действием Святого Духа начали приводиться в единство. [T.10.CCXXIX.6]
Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «…Поставь навершие на ковчег, а в ковчег положи текст Завета, который Я тебе вручу. Там, над навершием ковчега Завета, меж двух херувимов, буду Я пребывать во время встречи с тобою, возвещая через тебя Мои повеления сынам Израилевым. (Исход 25:21-22) Никакого идола, но Господь присутствует незримо, и Он присутствует там, где есть текст Завета. Вот отныне иудаизм, и христианство, и ислам, который, в общем, с ним связаны по своему происхождению, они становятся «религиями Священного писания». …древнегреческая религия: тексты были у древних греков – «Илиада», «Одиссея», но никто их не понимал, как Священное писание. Египтяне… Тот факт, что в той или иной религии есть свои тексты, говорящие о Небесном мире, или Подземном, наоборот, вовсе не делает эти религии «религиями Священного писания». [P.125.287]
|
||||||
Christiane Ziegler, director of the department of Egyptian Antiquities at the Louvre Museum: «Это, так сказать, звезда нашего отдела – статуя из Египта времён фараонов. Её изваяли из известняка, а потом отделали под мрамор и раскрасили. Мы не устаём восхищаться прекрасной сохранностью цветов, красной охрой, чёрным и белым… Что же нас привлекает в это знаменитой скульптуре? Конечно, выражение лица и напряжённая поза писца. Его проницательный взгляд приковывает всё ваше внимание. И это худое лицо, которое контрастирует с телом, – я бы сказала, – довольно упитанным. Письмо – это высшая наука, знание «Божественного Слова». И, возможно, способ общаться с загробным миром, знание определённых заклинаний, и ещё статуя указывает на чрезвычайную важность этой деятельности. Ведь первые статуи писцов изображали сыновей фараонов. Наш сидящий Писец, как и все писцы, принадлежал к высшему сословию. Подсчитано, что меньше одного процента населения умело читать и писать. Только члены высшего сословия владели искусством письма, которому нужно было долго учиться. В египетском письме времён Древнего Царства насчитывалось порядка пятиста иероглифов, и писчее ремесло очень высоко оценивалось. «Будь писцом, сын мой» – говорили тогда». [T.10.CIX.2]
…клинопись одна из первых письменностей в мире. Надпись состоит из пяти частей. Читать нужно справа налево, несколько знаков объединяются в один символ. Знаки в первой части обозначают «статуя», во второй части – указывают имя человека – «Эбих-Иль», в третьей части его должность – «набанда», – что значит «Управляющий». Четвёртая часть – имя божества, которому посвящена эта статуя – «Иннана Нита». А в последней части глагол – «посвятить». Всё вместе можно перевести как «Статуя Эбих-Иля, управляющего, посвящается богине Иннане». [T.10.CIX.1]
Копан …под пирамидой остатки храма Лиловой Розы. …соломенная крыша защищает остатки Дома Писца, скульптура изображает его самого. Его скамья украшена сценами из мифологии. Писец – весьма уважаемая должность, которую занимал один из членов королевской семьи. Писать – означало не только сообщать что-либо, но и выполнять некую культовую, пожалуй, даже магическую функцию. [T.10.XI.34]
|
||||||
Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…история о том, как египтяне понимали «Знание». Что же такое «знание», или, как сказали бы египтяне – «Рех»? Фрагмент храмовых ворот из Абидоса: Бог мудрости Тот держит палетку писца, тростниковый калам. Он записывает имя нового царя. За ним вы видите фигуру человека – божества в человеческом облике – с чашкой воды. Иероглифические знаки рядом дают имя этого божества – «Зрение». Если мы с вами посмотрим на противоположную стену – точно такая же фигура с изображением уха – это «Слух». Изображения на воротах, которые вели в древнеегипетские храмовые библиотеки, воспринимают «Рех» – «Знание» – как совокупность того, что получает человек от зрения, того, что он получает услышав, того, что он получает от «Сиа» – это великая мудрость предков – это Великое Предвечное Знание, и «Ху» – это Творческое Слово Творца. То есть, Творческое Слово Бога, Зрение, Слух, Божественная Мудрость и то Слово, которое получается в итоге этого Знания – это и есть вот то священное Знание-Рех, к которому стремится человек». [P.125.3]
|
||||||
Рассказы о величии фараона сочинялись в новом храме – Рамессеуме, который фараон выстроил для самого себя. Prof. John D. Ray, Cambridge University: «Библиотека храма содержала, вероятно, около 10 тысяч трудов, многие из которых были копиями книг, написанных за две тысячи лет до восшествия Рамсеса Второго на трон». Это здание поистине было кладовой мудрости человечества. Огромная библиотека «Дома Жизни» была бы невозможна без изобретения папирусной бумаги. Папирусные свитки, заполнившие «Дом Жизни», дали Египту письменную историю. Летописцы Рамзеса продолжали писать эту историю, изображая фараона как непобедимого царя-завоевателя. [T.10.XCII.3]
В своё время отец Рамзеса задумал постройку большого Колонного или Гипостильного зала. Место для строительства находится на подходе к храму между двумя большими пилонами. Сегодня то, что построили отец и сын заставляет благоговеть каждого посетителя Карнака. …но иероглиф, это не просто украшения. Они несут в себе политическую и религиозную информацию. Dr. Peter J. Brand, University of Memphis: «Обычному туристу кажется, что Гипостильный зал беспорядочно украшен рисунками и надписями. Но если приглядеться внимательнее, то в них можно заметить порядок. Боги на этих рисунках всегда расположены так, как будто они смотрят из храма наружу. А фараон изображается входящим внутрь, чтобы их приветствовать». [T.10.CLVIII.4]
|
||||||
После мумифицирования Сети (Первого) похоронили в Египетской Долине Царей. Началось его первое воскрешение из мёртвых. Он должен был отправиться в путешествие по древнеегипетскому аду. Для этого Сети нужен был подробный путеводитель по Царству Ужаса, он назывался «Книгой Врат» и был нарисован на стене гробницы. Dr. Zahi Hawass, Secretary General, SCA, Egypt: «Когда царь умирал, он становился Богом Солнца. Он и Солнце становились единым целым, следовательно борьба Бога Солнца за загробный мир – это борьба фараона». Для древних египтян Солнце – это святая святых… Самый большой кошмар древних египтян – если царь и Бог Солнца не смогут совершить это путешествие, – это означало Конец Света. …путешествие Сети затем продолжалось по реке Нил. Ему предстояло миновать двенадцать Врат – по одному за каждый час ночи. Но это был не речной круиз… Каждые Ворота охраняли змеи. Они должны были охранять Ворота от всех нечестивцев, которые не обладали достаточной волшебной силой, чтобы переходить с одного уровня на другой. Как многие верующие, египтяне искали «Вечной жизни» для очищения духа, но им нужны были волшебные знания. Сети мог пройти через Ворота только после того, как назвал бы секретные имена змей, которые их охраняли. Dr. Zahi Hawass, Secretary General, SCA, Egypt: «Когда царь называл имя, для древних египтян это означало, что его можно пропустить: он был чист и обладал волшебной силой. Назвал имя – проходи. Поэтому они тщательно писали их в тексте». Сети должен был выучить все имена, читая их на стенах гробницы, от этого зависело его путешествие. Когда он произносил имя, змеи отступали, и он проходил. Но до конца ночи ему надо было пройти одиннадцать Ворот, по пути его отвлекали демоны. Тысячи лет египтяне придумывали, как сделать путешествие по Царству мёртвых более предсказуемым, чтобы жизнь длилась вечно. Поиск бессмертия – это основа египетской цивилизации. Первые волшебные тексты появились за тысячу лет до Сети в гробнице фараона по имени Унис. Их назвали «Текстами из пирамид». Это старейшие религиозные письмена в Египте. Dr. Salima Ikram, American University in Cairo: «Тексты из пирамид, как видно в гробнице Униса, довольно любопытные. Они чётко описывают, что должен делать царь. Сейчас царь в погребальной камере, он мёртв. Он должен воскреснуть и получить волшебную силу благодаря этим письменам. Он воспользуется магией, чтобы покинуть пирамиду и стать одной из вечных звёзд». Ко временам Сети надписи стали более подробными, они встречаются везде, и стали Священным писанием, которого должен был придерживаться фараон. Dr. Zahi Hawass, Secretary General, SCA, Egypt: «Двадцать шесть (? – шестьдесят две) гробниц в Долине Царей отличаются друг от друга. Вы не найдёте здесь двух похожих гробниц, потому что все цари по-разному представляли Загробный Мир». Гробница Сети – это кульминация представления египтян о путешествии в загробный мир, – результат многовековых представлений о смерти. [T.17.XIX]
|
||||||
Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…она никогда не называлась в Древнем Египте «Книга Мёртвых» – это калька с арабского «Kitab al-Mayyit» – «Книга мёртвого человека», то есть, «Свиток, найденный с мумией», грубо говоря. «Рау ну пэрэт эм хэру» – «Речение выхода в свет дня». [P.125.3] * Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…то есть, в руках мумии находили свитки арабы в девятнадцатом веке, и продавали эти свитки европейцам. На самом деле это «Речение выхода в свет дня», то есть, мрачное такое название «Книга мёртвых», на самом деле – это путеводитель – сборник магических заклинаний, который должен был помочь душе человека в ином мире очиститься, добиться оправдания на Суде богов: стать божеством практически, присоединиться к Солнцу в его Ладье Миллионов лет, обрести бессмертие. На самом деле книга крайне оптимистичная, она радостная… Если мы соберём все главы, изречения, на самом деле, такие массивные изречения, условно их называем главами – будет 193. Но такого свитка, чтобы были все 193 нет: есть главные, наиболее определяющие тезисы. Вокруг этих главных тезисов другие главы могли быть выбраны, если не произвольно, то, скорее даже, ориентируясь на вкус заказчика. Всего известно 193, но, по сути, эту типологию придумали немецкие учёные в девятнадцатом веке, был такой великий египтолог Карл Рихард Лепсиус, который просто проанализировав все свитки, выявил все те изречения, которые в подобных свитках могут быть. …и, по сути, истоки Книги мёртвых – это Тексты пирамид – это древнейший египетский религиозный текст, написанный в XXV-XXIV веке до новой эры на стенах царских погребальных камер на стенах пирамид Саккары. То есть, сначала это были очень сложные, сугубо для царя ориентированные религиозные тексты, которые должны были обеспечить ему возрождение. Потом шла как бы демократизация религии через несколько разных вариантов. Это постепенно стало доступно простому умершему. И в итоге, когда Книга мёртвых дошла до человека – любой состоятельный человек мог себе её заказать – то в царских гробницах, наоборот, от неё отказались. И в царских гробницах Долины Царей, там «Вселенские Книги». Там то, что, как бы, не предназначено для человека – там структуры Вселенной, как Бог создаёт Мир, посмертные состояния, путешествия Солнца через… Там в эти тексты мифологические включены астрономические знания, представления о Вселенной, которые они знали. Это некая такая очень комплексная вещь, и это, просто, как бы, другие тексты: там «Книга Амдуат» – книга о том, что в Загробном мире, там «Книга Часов Ночи», и многие-многие другие тексты, в том числе и потрясающий астрономический текст «Книга Неба». Когда в царских гробницах вы видите синие потолки, такие лазуритовые с жёлтыми созвездиями, изображениями богини Неба Нут, вот это как раз Книги Неба. А Книга Мёртвых, она осталась у простого человека вот таким вот путеводителем, и, по сути, таким внутренним цензором… И ещё важный момент: Книга Мёртвых – это источник египетский, в котором говорится о Конце Света. Даты нет – в принципе египтяне считали, что «космический цикл» может закончиться в любой день: у них же не было астрологии, только астрономия, поэтому астрологического предсказания быть не могло, но смысл очень интересный. В 175-м изречении Книги Бог Солнца говорит, что однажды он устанет, и он остановится. Когда остановится Солнце, то всё вернётся к своему изначальному состоянию, в изначальные времена – в Предвечный Океан Хаоса и Бесконечности. Но, всё равно, там будет плавать как бы душа Предвечного Бога в тайной форме, которая из этого материала заново просто сделает новый цикл. Очень важный момент: в Египетской Книге Мёртвых нет перерождений человеческой души обратно на землю – они не знали реинкарнации. Очень редко есть представление о целевой реинкарнации, то есть, например, какая-то беда в стране, боги быстро перерождают душу известного полководца, военачальника, мудрого человека. Такие люди обычно быстро исполняют функцию и быстро умирают. А вот цикловой реинкарнации, как в Индии, нет – то есть, душа живёт на земле очень малый фрагмент своего реального существования. И, плюс, душа имеет в этом тексте возможность дойти до высших состояний божественности». «Маяк. Энциклопедия древностей. Новости археологии. Египетская Книга мёртвых» * Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…был взят один из самых полных свитков, который содержал максимальное количество изречений – около ста шестидесяти – жреца Иоф-анха из Туринского музея. И были пронумерованы эти изречения, поэтому мы условно даём им имена: никаких номеров в Древнем Египте не существовало. …из десяти папирусов, которые есть в музейных собраниях, пять или шесть – это Книги Мёртвых». [P.125.7]
|
||||||
Египетская Книга Мёртвых – ровесница цивилизации, это первое изображение Судного Дня. Dr. Stuart Tyson Smith, UC Santa Barbara: «…так назвали свиток, который в Древнем Египте помещали в гробницу вместе с мумифицированным телом. Книга Мёртвых была чем-то вроде путеводителя для усопшего. Сборник заклинаний, которые помогали ему достигнуть Загробного Мира и обрести бессмертие». …эпоха расцвета египетской культуры, известное как Новое Царство. В период с семнадцатого по тринадцатый века до нашей эры фараоны завоевали земли от Нубии до Сирии. Такие правители, как Рамзес и Сети строили громадные дворцы и роскошные религиозные храмы. …один из самых благополучных моментов в истории Древнего Египта. Только в такие периоды экономического расцвета цивилизация начинает задумываться о философских вопросах, о жизни, и о загробной жизни. Археологи обнаружили более двадцати пяти тысяч экземпляров Египетской Книги Мёртвых. Самые древние датируются 1500-м годом до нашей эры, самые новые относят к четвёртому веку нашей эры. …Папирус Ани. Dr. Stuart Tyson Smith: «Папирус Ани стал одной из самых известных Книг Мёртвых благодаря отличному состоянию и качеству исполнения. Тексты, и в особенности красочные виньетки одни из самых искусных по сравнению с другими сохранившимися Книгами Мёртвых». Созданная около 1250-го года до нашей эры, она содержит шестьдесят пять молитв и магических заклинаний, и сто пятьдесят цветных иллюстраций. Это произведение искусства – самый длинный папирус из когда-либо обнаруженных: если его развернуть, он достигает двадцати четырёх метров. Истинная историческая ценность Книги Мёртвых становится понятна только сейчас. Многие полагают, что это древнейший пример религиозного текста в мире. Dr. Zahi Hawass, Secretary General, SCA, Egypt: «Мы знаем, что написано в Библии, в Ветхом Завете, в Коране. Религии, которые нам известны, не появились по мановению Волшебной палочки, были определённые стадии: Книга Мёртвых – это первый этап, когда люди начали думать о загробной жизни». Dr. Stuart Tyson Smith: «У Книги Мёртвых есть предшественник. Самый древний религиозный текст Древнего Египта это «Тексты пирамид», они были написаны в эпоху пятой династии, около 2300-го года до нашей эры». Prof. Carole R. Fontaine, Andover Newton Theological School: «Позже правители и знать Египта распорядились, чтобы эти надписи делали внутри саркофагов. Эти тексты известны как «Тексты саркофагов». Затем, в эпоху Нового Царства, когда литературные и художественные произведения достигли ещё более высокого уровня, появляется погребальная литература, которая объединяет все заклинания из саркофагов в одном свитке. Его хоронили вместе с мумией». Prof. David B. O'Connor, New-York University: «Существовало два способа получить Книгу Мёртвых: первый – заказать личный экземпляр, который стоил достаточно дорого, ведь он был от начала до конца выполнен исключительно для вас. Однако нам известно, что многие Книги Мёртвых были созданы без указания на то, кому они принадлежали. Под имя владельца, которое неоднократно повторяется в текстах Книги Мёртвых было оставлено пустое место, и когда находился покупатель, они просто вписывали его имя, и Книга была готова для погребения вместе с её обладателем». Prof. Ogden Goelet, New York University: «Это всё часть производственного процесса. Мы видим, как Книги Мёртвых делали на заказ в огромном количестве: этот процесс не останавливался». Dr. Zahi Hawass: «Это поиск вечной жизни: без знаний, содержащихся в Книге Мёртвых, усопший никогда не попадёт в Загробный Мир. А для древних египтян он был самой важной вещью во Вселенной». Книга Мёртвых стоила довольно дорого, и решение приобрести её, часто было сопряжено с лишениями и спорами. Можно было выбирать из 186-ти заклинаний: Книга составлялась в соответствии с желаниями заказчика или его бюджетом. Жрецы храма помогали человеку выбрать необходимые в загробной жизни заклинания. Prof. Carole R. Fontaine: «Иногда мне кажется, может эти книги начали писать для того, чтобы заработать на них. Нужно было лишь убедить богатых людей, что им необходим такой свиток, и потом можно было брать за него любые деньги». Обладание личной Книгой Мёртвых, помимо прочего, говорило о статусе человека. Dr. Stuart Tyson Smith: «Книга Мёртвых для обычного человека была очень дорогим товаром, и мы видим археологическое тому подтверждение. Мы обнаружили, что Книгами Мёртвых обладали только представители элиты». …к 1200-м годам до нашей эры средний класс и даже бедняки надеялись обрести вечность в Загробном Мире и были готовы платить за неё. Prof. Willeke Z. Wendrich, UCLA: «Это говорит о демократизации загробной жизни, потому что раньше эти тексты предназначались только для фараона. Но в эпоху Среднего Царства стали доступны и верхушке знати, а в эпоху Нового Царства к этим текстам сразу получила доступ большая группа людей». Dr. Zahi Hawass: «В эпоху Нового Царства Книга Мёртвых писалась для всех: её находили в частных гробницах, в гробницах знатных людей, в гробницах ремесленников». Prof. Carole R. Fontaine: «Существует 189 глав, из которых могли составляться Книги Мёртвых. Почти никогда в ней не присутствовали все 189 частей, писцы ориентировались на предпочтения заказчика и имели определённую свободу в составлении конкретной Книги Мёртвых». …но и сам путь сопряжён с опасностью. Заклинания Книги Мёртвых защищали от демонов, которые могли напасть на усопшего. Загробный Мир необычное место, египтяне противопоставляли его Хаосу. Prof. Ogden Goelet: «Богами был сотворён этот уголок упорядоченности и спокойствия. Но огромная часть Вселенной осталась погружённой в хаос, а потому нерациональной. Большая часть заклинаний Книги Мёртвых представляет собой нерациональную магию, призванную бороться с нерациональными силами нерациональными же средствами». Если блуждающая душа будет следовать инструкциям Книги Мёртвых, то в итоге окажется на пороге Последнего испытания в Зале Суда. Здесь должен встретиться с сорока двумя богами за сорока двумя дверьми. Перед каждым богом он должен отрицать совершение определённого греха. Это одно из самых серьёзных испытаний Загробного Мира. Prof. Ogden Goelet: «И если вы не знаете правильных ответов на эти вопросы, то, скорее всего, вы не сможете пройти через Ворота и обрести Вечную жизнь». Эти сорок две заповеди, которые не должен был нарушать, называют «Исповедью отрицания». Dr. Stuart Tyson Smith: «Это перечисление того, чего умерший не делал. Он говорит: «Я никого не убивал, я не крал, не прелюбодействовал с чужой женой» и так далее и тому подобное. Очень познавательно, ведь получается, что многие египтяне это делали». Но выдержать «Исповедь отрицания» наверняка можно было только с помощью Книги Мёртвых. Dr. Malcolm Mosher Jr.: «Не стоит путать её с понятием покаяния, эта Исповедь что-то в роде магического заклинания, которое очищает от всего, что могло запятнать вас в земной жизни». Один из интересных фактов заключается в том, что большая часть Десяти Заповедей встречается в Исповеди Отрицания. Rev. Tamara L. Siuda, Kemetic Orthodoxy: «В Книге Мёртвых мы не находим упоминания о Едином Боге, о том, что нужно верить в одного Бога. Однако почти все Десять Заповедей, те грехи, которые упоминаются в Десяти Заповедях, присутствуют и в Книге Мёртвых». Prof. Carole R. Fontaine: «Египет был родиной Моисея, и можно легко представить, как Египетская Книга Мёртвых могла оказать влияние на Библию». Dr. Salima Ikram, American University in Cairo: «Множество богов задавали вопрос «Что ты сделал?» и ждали. Вы как будто попадали на экзамен: боги задавали вопросы, чтобы выяснить правильной ли жизнью жил усопший». Dr. Zahi Hawass: «Вы должны открыть каждую дверь. И это совсем не просто: двери охраняли огромные скорпионы. И если вы отвечали неправильно, они вас пожирали». Решающий момент в Египетской Книге Мёртвых называется «Взвешиванием Сердца». Усопший должен отдать свой сердечный амулет Гору, чтобы его положили на весы против Пера богини Маат. Dr. Salima Ikram: «Маат – это богиня олицетворявшая Истину, Справедливость, Порядок, Балланс». Rev. Tamara L. Siuda: «Сердце не могло быть тяжелее Истины, но и легче тоже. Они должны были уравновеситься. Обратите внимание, что во многих языках до сих пор существует выражение «С тяжёлым сердцем», и «С лёгким сердцем». [T.10.CLXXXV]
«Небо открыто. Земля открыта. Запад открыт. Восток открыт. Южная половина Неба открывается. Северная половина Неба открывается. Врата распахиваются. Засовы снимаются. И светозарный Ра появляется на Горизонте». Это заклинание позволяло усопшему, уже прошедшему обряд Очищения, и скитавшемуся по Небосводу в поисках Бога-Солнца, сопровождать Ра в его Солнечной Ладье. Оно принадлежит одному из наиболее популярных сборников священных текстов Древнего Египта – «Книге Выхода к Свету Дня» – больше известной, как «Книга Мёртвых». Эти тексты были написаны за тысячу пятьсот лет до Рождества Христова, в начале эпохи Нового Царства, когда Древний Египет достиг наивысшего расцвета. Но на самом деле они берут своё начало в более ранних текстах… Первые изображения таинственного Загробного Мира были высечены на стене гробницы Тутмоса Первого – фараона времени Восемнадцатой династии – примерно за тысячу пятьсот лет до нашей эры. Это Книга Амдуат – книга о том, что есть в Загробном Мире – или Книга Потайной комнаты. То, как египтяне представляли себе Загробный Мир, потрясает воображение. Книга Амдуат показывает нам географию Потустороннего Мира с подробным описанием всех двенадцати часов ночного путешествия Ра. Тексты и рисунки содержали в себе заупокойные формулы, целью которых было помочь фараону преобразиться во время его совместного путешествия с Солнцем, и, подобно Ра, обрести своё дневное воскрешение. [T.10.CCXXV]
|
||||||
«Отнимите у народа всё, и он всё может воротить, но отнимите язык – и он никогда более не создаст его». С. КОНСТАНТИНОВ, кандидат исторических наук [A.113]
Последние египетские иероглифы были написаны 24 августа 394-го года нашей эры. Это была эпитафия славе Египта. (Остров Филы). Египетская религия была основана на стабильности, но стабильность легко превратить в стагнацию. Консерватизм и приспособление в религии, как и в археологии, идут рука об руку. Если бы египтяне поняли это, возможно, Амон, Хатор и Осирис не попали бы в список исчезнувших богов. [T.13.XIV.2]
|
||||||
1 - 2 |
||||||