ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН XI. Vis Divina; Vis Humana; Vis Naturalis; Leo dominatus; la Force (Сила); Иероглиф (крепко сжимающую что-либо ладонь руки).

   

Leo dominatus

 
     
 

Название картинки аркана Leo dominatus (покорённый лев) или la Force.

Картинка аркана изображает девицу, без усилия и с полным апломбом раскрывающую (или закрывающую) пасть льву; девица имеет над головой знак (∞) Астрального Света.

Легко понять содержание картинки. Она перечисляет необходимые условия возникновения и применения эволютивных сил. Таковыми условиями являются: знание астрала (∞), чистота намерений (девица символ невинности) и уверенность в себе (непринуждённая поза девицы). [B.27]

 

(∞) см. Лемниската Бернулли (Magus - Атрибуты)

 

 
     
 

Алексей МУРАВЬЁВ, кандидат исторических наук: «…Агнейя обычно переводят как «девственность», на самом деле это «непорочность». В основе его лежит «ἀ-» привативум, и «гно / γνῶ» – корень от «гигноско / γιγνώσκω» – это «незнание скверны», «непорочность». Здесь есть концепция о связи прокреативной стороной жизни человека с пороком, иначе говоря, с неким ненужным, сверхнужным знанием.

…он говорит о том, что для пребывания вот в этом состоянии «агнейя / ἁγνεία» нужно учение «аскесис / ἄσκησις». [P.153/15]

 

ἁγνεία ἡ 1) чистота, непорочность; 2) очистительный обряд [B.169]

γνῶ aor. 2 conjct. к γιγνώσκω. [B.169]

γιγνώσκω, дор.-ион. и поздн. γῑνώσκω (fut. γνώσομαι; pf. ἔγνωκα; aor. 2 ἔγνων - эп. γνῶν, imper. γνῶθι, conjct. γνῶ - эп. тж. γνώω, inf. γνῶναι - эп. γνώμεναι, part. γνούς; pass.: fut. γνωσθήσομαι, aor. ἐγνώσθην, pf. ἔγνωσμαι) 1) узнавать, познавать, знакомиться; 2) (об уже знакомом) узнавать, опознавать; 3) осознавать, замечать; понимать, знать; 4) полагать, считать; судить; 5) решать, определять, постановлять; 6) принимать во внимание, учитывать; 7) вступать в половые отношения, познавать; 8) признавать виновным, осуждать; 9) делать известным, прославлять [B.169]

ἄσκησις, εως ἡ 1) упражнение, практическое изучение, практика; 2) образ жизни, занятие; 3) образ мыслей, направление [B.169]

 

 
     
 

Символическое начертание:

Утреннее солнце ярко освещает своими лучами беспредельное поле, покрытое чудной, сочной, ещё влажной от росы травой, густо и ровно закрывшей землю пушистым ковром. В простой, но преисполненной величия позе стоит девушка в синем платье, надетом прямо на тело. Правая рука и правая грудь обнажены. Платье придерживается разноцветной вытканной узкой лентой, обхватывающей стан девушки два раза, – первый раз в талии, а второй у бёдер и спускающейся книзу с двумя кистями, причём одна несколько выше другой. Ярко-огненные волосы девушки, придерживаемые жемчужной сеткой, закинуты назад и, сложенные несколько раз вместе, образуют спускающуюся на спину причёску вроде небольшой косы, которая сохраняет свою форму благодаря пяти серебряным связывающим её кольцам. Над головой девушки витает в воздухе светящийся серебряным светом знак бесконечности (∞). Около девушки сидит на задних лапах лев. Он приподнялся на передние лапы, его голова закинута назад и девушка легко и свободно раскрывает ему пасть. Она делает это как бы совершенно шутя, попутно, не обращая даже на это своего внимания; её голова слегка наклонена вниз и в сторону от льва, и, глубоко задумавшись, она пристально куда-то смотрит. Лев выражает беспокойство, его хвост судорожно бьётся по земле, но, вместе с тем, он совершенно покоряется девушке, как бы сознавая, что никакая борьба в принципе невозможна.

*

Об иероглифе Аркана XI. Аркан XI как аналог Аркана I

Аркан XI начинает собой новый цикл Арканов Священной Книги Тота и является прямым отображением в Мире Бытия Аркана I. Как Аркан I представляет собой учение о Божестве, Сила и Мощь Которого устрояет мир и течение его жизни, так Аркан XI является учением о космической энергии, как первоверховной основе вселенной. Как поза Мага выражает независимость Его самодовлеющего достоинства, так и поза Девушки выявляет величие господства в мире энергии. Как Маг, так и Девушка имеют над челом своим знак бесконечности (∞), как естественный атрибут высшей самодовлеющей силы. На иероглифе изображена девушка, это показывает, что она пассивна по отношению к Магу. Она не женщина, но повелевает над львом. Это раскрывает, что энергия, хотя и пассивна по отношению к своему высшему источнику, вместе с тем в том плане, в котором она проявляется, она активна и не требует для своего бытия и проявления действия активности в этом низшем плане. Синее одеяние Девушки показывает, что всякая сила Мира Бытия, имеет своим источником и своей сущностью ментальный мир. Лев, как царь и сильнейший из животных, есть естественный символ внешнего проявления силы. Его покорность и подвластность девушке выражают, что всякое внешнее проявление зиждется и осуществляется мощью внутренней сущности. Широкое ровное поле знаменует собой, что для всякого проявления силы необходимо наличие соответствующего простора. [B.24.1]

 

crines Pl косы

 

κόρη, эп.-ион. κούρη, Trag. тж. κόρα и κούρα, дор. κώρα ἡ 1) девушка, дева; 2) невеста; 3) молодая женщина, жена; 4) дочь; 5) изваяние девушки, женская статуэтка; 6) зрачок; 7) глаз; 8) (в персидской одежде) длинный и широкий рукав [B.169]

Κόρη, ион. Κούρη, дор. Κόρα ἡ Кора, Дочь (Деметры), т.е. Персефона (τὴν ὁρτὴν ἄγειν τῇ Μητρὶ καὶ τῇ Κούρῃ Her.; ναὶ τὰν Κόραν Arph.). [B.169]

 

I παρθένος, лак. παρσένος ἡ 1) дева, девица, девушка Hom., Xen., Trag. etc.; 2) молодая женщина Soph., Eur. [B.169]

II παρθένος 2 1) девственный, непорочный, чистый (ψυχή Eur.; πηγή Aesch.); 2) совершенно новый, только что построенный (τριήρεις Arph.). [B.169]

*

I ἀπειρία ἡ неопытность, незнание Eur., Thuc., Plat., Arst., Plut. [B.169]

II ἀπειρία ἡ беспредельность, бесконечность Plat., Arst., Diog.L. [B.169]

 

 
     
 

leo, ōnis m 1) лев rhH, C, Nep etc.: l. (femina) Pl львица; 2) львиная шкура VF; 3) созвездие Льва Н, РМ; 4) бот., предпол. львиный зев (Antirrhinum) Col. [B.32]

 

leōnīnus, a, um [leo] львиный (cavum Pl; juba PM): societas leonina Dig львиное сообщество (от которого одна сторона получает все выгоды, а другая несёт все тяготы). [B.32]

 

λέων, эп. λείων, οντος ὁ (эп. dat. pl. λείουσι) 1) лев (αἴθων, ὠμοφάγος, χαροπός, ὀρεσίτροφος Hom.; ὡς λ. ὠρυόμενος NT): οἴκοι μὲν λέοντες, ἐν μάχῃ δ’ ἀλώπεκες Arph. погов. дома они львы, в бою же – лисицы; 2) (= λεοντῆ) львиная шкура Luc. [B.169]

 

 
     
 

Dr. Kathryn «Kara» Cooney, Egyptologist, UCLA: «Богиня-львица – это одно из олицетворений богини Мут, имя которой обозначает «могущественная».

У Мут было две стороны – спокойная материнская и кровожадная разрушительная, которая иногда проявлялась, причём совершенно непредсказуемо. Однако всех египетских богов можно было ублажить или задобрить. Достаточно было поднести им правильные дары и молитвы.

Если приглядеться к тексту, то мы сможем получить лучшее представление о том, чем египтяне одаривали Мут, чтобы она не разгневалась.

Dr. Kathryn «Kara» Cooney: «Этот египетский символ обозначает «пиво». Это главное, что можно было подносить богине Мут, чтобы она была спокойной и благожелательной. И если в её части храма не было пива, она могла рассердиться и обрушить на людей свой гнев».

Но даже в моменты гнева, мстительности и жестокости божества вроде Мут и Сета не считались дьявольскими. Египтяне верили в то, что Добро и Зло это две стороны одной монеты, и выбирать между ними не приходилось. Однако древнее божество из другой религии имело гораздо больше физического сходства с Сатаной, как мы его изображаем. Греческий бог по имени Пан. [T.12.LIII.4]

 

 
     
 

…ты, может быть, слышал, что у народов Чёрной Африки есть тайные общества и у каждого общества есть своя цель. От этой цели зависит выбор символа, священного животного. Те люди, которые призваны следить за всем, что связано с деньгами и имуществом, зовутся людьми-змеями, потому что змея – это символ богатства. Люди, призванные охранять реки и плывущие по ним пироги, следить за тем, чтобы обмен товарами на берегу был справедливым, зовутся людьми-крокодилами, потому что крокодил – хозяин реки. Те, кто выполняет волю Мбока, зовутся людьми-леопардами, потому что леопард – самый сильный зверь наших лесов, он сам символ силы, а значит, и власти. В других местах, например в Заире, где самым сильным считается лев, люди тайного общества зовутся симба, то есть люди-львы

Альберто Онгаро [A.325]

*

…у специалистов-этнографов не было сомнений в том, что в их действиях есть вполне определенный смысл, ибо тайные союзы, несомненно, связаны с высшей прослойкой традиционного африканского общества и выражают прежде всего её интересы.

Люди-леопарды назвали себя стражами заведённого издревле порядка, подобием полиции. По их словам, общество леопардов является частью весьма разумно организованной системы, гарантирующей гармонию и справедливость.

Л. ФАДЕЕВ, кандидат исторических наук [A.325]

 

речь идёт об одном из древних религиозных культов африканцев – тайных союзах «людей-крокодилов», «леопардов», «львов», «гепардов», до недавнего времени существовавших в некоторых странах Тропической Африки. Для одних из стран эти хорошо известные учёным-этнографам древние верования джунглей – вчерашний день, для других – в силу неравномерности исторического развития и недавнего господства колонизаторов – это живая и злободневная реальность, не потерявшая своего значения и поныне.

Совсем ещё недавно, на жизни нашего поколения, «просвещённые» европейцы не гнушались – когда это было выгодно – использовать для поддержания своего политического господства, для наживы самые дремучие суеверия африканцев. А когда древние верования и суеверия начали отходить в прошлое, их пытались сознательно сохранить, а то и оживить.

…вину же за убийство свалили на африканцев, их религиозные верования, межплеменную вражду и рознь. «Произошло обыкновенное негритянское ритуальное убийство, полиция не имеет права вмешиваться в дела самоуправляющегося бантустана», – заявило при этом в печати правительство ЮАР.

…искоренять предрассудки и невежество – значит нанести самый сильный удар по остаткам колониализма на Чёрном континенте.

Г. Е. МАРКОВ, профессор, доктор исторических наук [A.343]

*

…как в ночи происходит загадочное перевоплощение человека в зверя. Учёные-этнологи и врачи-психиатры, исследовавшие столь странный феномен, назвали подобное психическое состояние человека ликантропией – коротким помешательством, основанным на самовнушении. Участник обряда воображал себя животным и абсолютно точно копировал его повадки. Даже внешне в этот момент он становился чем-то похожим на леопарда, льва или крокодила. Верили люди, что и сам священный покровитель – крокодил, лев и гепард – мог принять человеческий облик. Делал он это, чтобы карать тех, кто нарушает племенные обычаи и верования или недоволен властью старейшин.

Вступившие в тайный союз давали «клятву крови»: не разглашать секреты союза даже под пыткой – иначе они сами и члены их семей будут растерзаны зверем-покровителем. Трудно сказать, в какие незапамятные времена и при каких обстоятельствах возникли эти организации. Их истоки теряются в охотничьей древности континента, в тотемистических культах хищных животных.

…Знатоки африканских племенных религий спорили: можно ли считать тайные союзы (а они, по их мнению, делились на «нормальные», или легальные, и запрещённые, или террористические) видом первобытной религии или же это одна из форм общественной организации, орудие господства в руках верхушки общества накануне раскола его на классы? Возникшие некогда для борьбы с матриархатом, они способствовали укреплению власти отцовского рода, наиболее сильных элементов общины – совета старейшин, вождей и колдунов. По сути своей тайные союзы – одна из форм примитивной государственной власти в первобытном обществе, когда разлагается общинно-родовой строй.

Г. БОСОВ [A.343]

 

 
     
 

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…поясню только шкуру леопарда, которая здесь появляется. Это традиционное одеяние жреца заупокойного культа Семм, которая часто расшивалась поверх шкуры небольшими золотыми или серебряными аппликациями в виде кружочков со звездой внутри. Кружочек со звездой внутри это иероглиф «Дуат» – это Загробный мир. То есть показатель того, что жрец, носящий такой костюм, такое одеяние, он занимается ритуалом Перехода: переходами жертв, взаимоотношениями с богами, с духами, с предками и так далее. Леопардовая шкура встречается только на костюмах вот таких жрецов «заупокойного» культа». [P.125.25]

*

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…по египетским преданиям Сехмет владеет силой, которая называется Иадет. Иадет – это гневная сила, которая содержит внутри себя «семена», причины болезней, болей, эпидемий, войны – всего того, что может страшного произойти с человечеством. И в зависимости от воли богини какие-то семена прорастают в течение года, а какие-то не прорастают.

…мы много слышим о ярости, гневе, страхе, ужасе той, которую египтяне называют «Пламенеющая ликом», но ведь на самом деле речь идёт о воздаянии. Очень многие моменты, которые связаны с Сехмет, они могут не проявиться в том случае, если человечество не заслужило их проявления. И в зависимости от того, какова доля преступления, какова доля провинности, настолько же велико и воздаяние.

Сехмет – это очень яростная форма Богини-матери, которая очень жёстко коррелирует с египетскими представлениями о Маат и Исфет. Исфет – это ложь, кривда, искажённая Маат. И здесь, видя максимальное искажение мира в течение года, Сехмет больше Иадет испускает на следующий год. И здесь вот эта сила Иадет, она, конечно, очень и очень сильна.

Любопытно, что в текстах, которые связаны с Сехмет – она солнечная богиня, она яростная богиня, упоминаются её Аб – её страшное болезненное дыхание. Сила Аб связывается с дыханием пустыни, когда по пустыне бьётся хамсин: от сорока минут до нескольких часов или даже дней, когда песчаный воздух несёт в себе элементы мельчайших песчинок. Это «чёрный» буран, который овладевает долиной Нила. И вот как раз хамсин, вот этот горячий пустынный ветер с песком, который чаще всего в Египте дует в марте, он ассоциировался с Аб – со страшным дыханием богини Сехмет.

У неё есть Ипутиу – это душители. Семь Ипутиу – это призраки, которые ходят по ночам и душат тех, кого должно задушить. Речь идёт о воздаянии какому-то человеку, который провинился перед миром богов.

…самая яркая ассоциация с богиней – это семь шесеру. Шесеру – это огненные стрелы-змеи, которые богиня из своего лука выпускает по направлению тех земель, которые своими деяниями заставляют её позвать в эти земли чуму, эпидемии, либо эпизоотии.

Здесь нет ничего, внутри этого понимания Гневной богини, что не соответствовало бы простому правилу «Что посеешь, то и пожнёшь». Сехмет никогда в своей форме Иадет – гневной своей форме – не выступает, как беспричинная гневная сила: она всегда есть соразмерное наказание тому, что посеяло человечество». [P.125.118]

 

…я упоминала о демонах-охотниках за «дыханием жизни». В Тибете о них можно услышать очень много.

Обязанность транспортировки вздохов от места успокоения покинутого ими тела до Самье возложена на особую категорию людей. Разумеется, человек тут действует бессознательно, во время сна или в трансе. Его материальное тело в этом не участвует и не покидает своего жилища. В состоянии бодрствования он ничего о своих странствиях не помнит. Если нашим читателям верования тибетцев покажутся очень нелепыми, я напомню им, что и в европейских странах в наше время есть люди, считающие, будто они иногда по ночам странствуют в чужие края, точно так же, как «носильщики дыхания жизни». По утрам они ничего конкретно не могут вспомнить о своих путешествиях.

Разве суеверие не единая религия, объединяющая все народы всего земного шара?

Почему дыхание жизни доставляется именно в Самье, объясняют тем, что демоны-самки, именуемые Сингдонгмо (львиная маска), избрали Самье своей резиденцией. Они занимают покои в храме-обители ламы-прорицателя и туземного бога Пекара. Покои эти всегда заперты. В одной совершенно пустой комнате помещены колода мясника и ритуальный нож с кривым лезвием. При помощи этих двух инструментов Сингдонгмо крошит «дыхания». «Рубка дыхания», несомненно, чудо, и тибетцы по-своему доказывают его подлинность.

Александра Давид-Неэль [B.100]

 

…возможно, щёлкающий язык дал человеку особые преимущества. На охоте бушмены порой прибегают к особому трюку: разговаривая друг с другом, они опускают гласные, общаясь только при помощи щелчков. Так у добычи меньше шансов заметить их.

Бушмены используют, пожалуй, самый древний из методов поимки добычи – попросту изматывают её. Они выслеживают жертву, а затем преследуют её до тех пор, пока она не упадёт от усталости. Человек уступает антилопе в скорости, но зато он способен пробежать большее расстояние. Наша кожа лишена шерсти и по всей поверхности усеяна потовыми железами. Потея, мы охлаждаемся гораздо эффективнее большинства животных. Это даёт бушменам огромное преимущество. Животные, которые служат им добычей, охлаждаются при помощи учащённого дыхания, а на бегу это делать невозможно. Чтобы не перегреться, они останавливаются, тут их и настигают охотники. Кроме того, более совершенная система охлаждения позволяет бушменам охотиться днём, когда крупные хищники – львы и леопарды – отдыхают. Они охотятся по ночам, чтобы избежать перегрева. [T.10.CXLIX.1]

 

 
     
 

Иван ЗАТЕВАХИН, кандидат биологических наук: «Если пятнистых ягуаров многие путают с леопардами, то чёрных, благодаря произведениям Редьярда Киплинга, с пантерами. Некоторые даже считают, что всех их зовут Багирами. Но это заблуждение: само слово «пантера», по одной из наиболее вероятных версий, происходит от санскритского «пандара» – «светло-жёлтый». Изначально этим словом обозначали тигра. Дело в том, что «пантера» – это, вообще, название рода. В этот род входят и львы, и леопарды, и ягуары, как родственники львов, и дымчатые леопарды, и тигры – это всё род «пантера». [T.10.DCLXXV.1]

 

Южная Африка. На этой сцене разворачиваются самые красочные картины убийства. В воображении человека есть только один Царь Зверей. Гепард быстрее его, леопард более ловок, чем он, но именно лев кажется нам царём мира кошачьих. Крупный самец может вырасти до трёх метров в длину от носа до хвоста и весить более двухсот килограммов. Но машинами убийства в прайде являются львицы.

Хотя многие собачьи охотятся стаями, львы – единственные кошки с подобной привычкой. В результате прайд может завалить даже слона, хотя одному льву это не под силу. Некоторые учёные подчёркивают, что прайды не так сложны, как стаи собак, но когда прайд охотится, сложно не заметить, как разворачивается сложный план атаки. [T.21.II.2]

 

Два миллиона лет назад здесь бушевал огонь, и бурлила лава, а сегодня тут живут самые опасные хищники Африки.

Две молодые самки крадутся по плоскому дну кратера (Нгоро-Нгоро) к юго-востоку от озера Магади. Они превосходно замаскировались в светлой траве, и жертвы их не видят.

К этой охоте их готовили три миллиона лет эволюции. Считается, что их предок сильно походил на леопарда. Этот охотник-одиночка выслеживал и подстерегал в густых лесах мелкую дичь. Но за миллионы лет регион стал более засушливым. Леса начали исчезать и вместо них раскинулись травяные равнины. Хищник сменил свои пятна на бледно-жёлтую шкуру, теперь она лучше подходила для маскировки. Он вырос в размерах и стал охотиться на более крупную дичь. Эволюция дала ему более совершенное оружие – длинные сильные ноги и челюсти, которыми двигают мощные мышцы шеи. Эти охотники рождены, чтобы убивать на открытых просторах. Но у больших размеров есть и недостатки. На самой большой скорости – пятьдесят пять километров в час – они могут пробежать всего около девяноста метров. Прежде чем напасть, львы должны подобраться поближе. Хотя каждая львица весит около ста тридцати пяти килограммов, они подкрадываются почти бесшумно. [T.17.XI]

 

Львы устроили засаду в высокой траве. Буйволы – их излюбленная добыча. Взрослые буйволы запросто затопчут хищников, поэтому львицы выбирают в качестве жертвы отставших от стада телят. Буйволица замечает приближение львов, и стадо обращается в бегство. В панике часть телят отбилось от матерей...

Случается, что жертвами львов становятся даже небольшие слоны…

Слоны нервничают. Они чуют запах львов, но не видят их. Львица преследует их, пытаясь отделить одного из слонят от стада. Запаниковав, слоны бросаются в бегство. Отставший слонёнок достался львам. [T.10.CXXXVIII.2]

 

 
     
 

Восточная часть Серенгети находится в зоне действия вулкана, который масаи называют Ол-Дойно-Ленгай – «Гора Богов». Это один из множества вулканов, которые на протяжении миллионов лет формировали ландшафт Великой рифтовой долины Африки. На Западе расположились луга Серенгети, и особенно плодородный участок, известный как «Низкотравные равнины».

Каждый год на несколько месяцев этот уголок Серенгети оккупируют сотни тысяч травоядных. И конечно там, где есть травоядные, есть и хищники. На Низкотравных равнинах охотится больше плотоядных животных, чем в любом другом месте Африки.

но львы не выходят за границы своих территорий, каждый прайд контролирует небольшой участок равнины. Они могут охотиться только на тех животных, которые находятся в их владениях. Львы не смогут последовать за стадами, когда те продолжат свой путь. И стаи (львов) ждут тяжёлые испытания.

Без дождя луга увядают и высыхают, через несколько недель трава становится коричневой. Через два месяца луга изменяются до неузнаваемости. Девяносто процентов травоядных животных ушли, не осталось ни одной антилопы Гну.

Антилопы Гну не ограничены в перемещениях и могут идти куда захотят, но детёныши, как и львята, привязаны к своим матерям. Самая большая опасность для них – затеряться в стаде, которое проходит до пятидесяти километров в день.

…травоядным снова пора отправляться в путь, – их зовут далёкие раскаты грома, ведь теперь грозовые тучи переместились на север. Не смотря на трудности предстоящего путешествия, в Серенгети у детёнышей антилоп больше шансов пережить первый год, чем у львят. Великая миграция снова охватывает Ндуту, и прайду опять предстоит долгое ожидание возвращения стада… [T.10.CXXXVIII.1]

 

Другой самец отдыхает неподалёку. Он завоевал внимание самки, у которой течка. Спаривание длится меньше минуты и заканчивается ритуальной агрессией. Они будут спариваться примерно каждые двадцать минут, круглые сутки, в течение недели. Между братьями не было борьбы за право спариться: первый, кто добился внимания самки, у которой течка, получает преимущество. Но лишь один из пяти периодов течки заканчивается рождением потомства. [T.21.III]

 

…это непрестанное, почти механическое совокупление происходит по вине львицы: чтобы она забеременела, нужно много секса. Речь идёт о сильнейшей стимуляции. Для того, чтобы на свет появился один львёнок, который доживёт до одного года, его мама и папа должны заняться сексом три тысячи раз. [T.21.LVI.1]

 

делиться добычей свойственно только львам – большинство видов кошачьих «гуляют сами по себе», – но львы зависят друг от друга: в стае легче вырастить потомство, охранять территорию, а особенно охотиться. [T.21.XII.2]

 

 
     
 

Dr. Bruce Patterson, Curator of Mammals: «Львы-людоеды интересны по многим причинам. Во-первых, они напоминают нам о нашем месте в природе. Не смотря на всё своё господство, человек занимает второстепенное положение по отношению к хищникам. Видеть в лунном свете льва и слышать хруст костей в тридцати футах от твоей машины – это то, что меняет отношение к жизни. Люди очень лёгкая добыча для львов: мы не очень хорошо слышим, не очень хорошо видим, у нас нет ни рогов ни копыт. Поэтому если лев решает охотиться на человека, последний в большой опасности».

Взрослые африканские львы могут достигать десяти футов в длину и весить пятьсот фунтов. Они могут съесть любого животного, которому не посчастливилось попасться на его пути, в том числе и человека.

Есть сотни зафиксированных случаев нападения львов на людей, но самый ужасный – это хроника девятнадцатого века в Африке. В 1896-м году англичане занимались постройкой железной дороги в пустынной невозделанной земле в районе современной Кении. В течение двух лет около трёх тысяч строителей жили в палатках в борьбе с жарой, болезнями и даже злыми слонами.

Dr. Bruce Patterson: «Но это было ничто по сравнению с тем, что им пришлось пережить на реке Тсаво (Tsavo). Недалеко от побережья они наткнулись на двух огромных львов-людоедов, которые стали регулярно охотиться на строителей. Нападали на палатки в Тсаво обычно ночью. Под покровом ночи у львов большое преимущество перед людьми, ведь люди плохо видят и медленно ориентируются в обстановке. Два больших самца-льва съедали человека за день два. Похоже, что в то время они ели только людей».

Убийства продолжались, даже не смотря на то, что главный инженер полковник Джон Паттерсон (John Henry Patterson) организовал охотничьи отряды и построил вокруг палаток изгороди. Когда число жертв достигло ста, работники покинули лагерь. Они считали, что львы были демонами и назвали их «Призраки в темноте». Отчаявшись спасти своих людей и свою дорогу, Паттерсон сам провёл ужасную ночь на хрупкой охотничьей вышке. Ему удалось смертельно ранить одного зверя. А несколько дней спустя, он убил и второго. Из этих львов сделали чучела. Дорога была построена, и похоже, что «История Тсаво» на этом и закончилась.

В 1924-м году Музей Филда спас этих львов от забвения: музей купил чучела. Им вернули объёмную форму. Экспозиция наделала много шума, даже не смотря на то, что со временем об их жестокости стали забывать.

Dr. Bruce Patterson: «За последние пятнадцать лет в Танзании было зафиксировано более восьмисот нападений львов на людей, около шестисот из них закончились плачевно. Лев убивает свою добычу с помощью клыка, или же он хватает добычу за горло и душит её перебив трахею. Ещё он может вонзит клыки в спинной мозг. У первого людоеда и Тсаво был нарыв на нижнем правом клыке. Из-за этой болезни зуба он не мог наносить смертельные укусы, как это делают кошачьи. Поэтому он не мог убивать зебр и быков – свою обычную добычу. Так что когда на его территории появились три тысячи рабочих, он переключился на них. Для него это была лёгкая добыча: ему ничего не стоила эта охота на людей».

Похожая история произошла с людоедом из Мфуве (Mfuwe). Огромный лев успел убить шесть человек перед тем, как его застрелили в 1991-м году.

Dr. Bruce Patterson: «Внешне снова можно сказать, что это здоровый самец. Но если посмотреть на его челюсть, то мы увидим, что одна часть в два раза толще другой. Скорее всего это последствие удара быка или жирафа. И это сделало его на самом деле серьёзно больным… Существует множество теорий, но у них есть один общий момент: львы начинают охотиться на людей когда у них есть такая возможность, и они вынуждены это делать».

Часто люди погибают случайно, защищая свой скот, и в этот самый момент охотник на скот становится людоедом. Если лев начинает охотиться на людей, они пытаются его уничтожить любыми способами, будь то яд, капканы, ловушки, ружья».

На самом деле безжалостное убийство львов людьми поставило под угрозу уничтожения этот вид. Цивилизация давит на львов. Столкновения продолжаются, и львы в них будут побеждёнными.

Dr. Bruce Patterson: «Африканские львы стремительно исчезают. По последним данным в Африке осталось двадцать тысяч львов, в то время как всего двадцать пять лет назад их было сто тысяч. Причина исчезновения – столкновение с людьми, из-за скота и защиты человеком себя. И если так продолжится, львы вымрут через пятьдесят семьдесят пять лет. И мир без львов будет грустным и одиноким». [T.12.LXVII.1]

 

…в среднем львица за свою жизнь охотится тысячу раз, преследуя крупную добычу и идя на большой риск. [T.21.LXXXIV.1]

 

 
     
 

…исторически сложилось так, что в дикой природе многие львы погибают от ударов копыт жирафов.

Rae Kokes, Director of Project Development at African Lion & Environmental Research Trust, Zambia: «…мы сможем убедиться, что они полностью контролируют и подчищают свою территорию. В дикой природе восемьдесят процентов рациона львов – это падаль. Многие люди уверены, что гиены – главные санитары саванны, однако, это не так: эта задача в основном лежит на львах. Когда они занимают такую большую территорию, они обязательно должны её постоянно обследовать в надежде найти умершее или больное животное. Но в противном случае падаль будут подъедать гиены, или мёртвые животные будут просто лежать и разлагаться». [T.28.I.1]

*

…новая группа волонтёров. Вводная инструкция по правильному обращению со львами.

Nathan Webb, Antelope Park General Manager: «…как поприветствовать льва. Приветствие играет большую роль – оно создаёт впечатление о вас: таким образом животное понимает, доминируете вы над ним или нет – это очень важно. Мы изначально в более выгодном положении, потому что уровень глаз у нас находится выше, чем у львов – а это очень важно. Доминирующие самцы, как и высокие мужчины, находятся в лидирующем положении. Точно так же, если вы окажетесь на одном уровне глаз со львами, если вы нагнётесь или лев окажется на камне, муравейнике, то произойдёт обратный эффект – вы утратите своё преимущество и будете на одном уровне со львами. Поэтому не встречайте льва согнувшись: оставайтесь в доминирующей позиции и старайтесь показывать свою ладонь. Львы выходят из своего укрытия, а вы держите ладонь вперёд, таким образом у них появляется цель – ваша ладонь для них цель. Если лев видит только ваши ноги, он останавливается: он не желает ходить у людей под ногами. Вам нужно вытянуть руку ладонью вверх и таким образом провести льва за себя или просто следуйте за животным. Не заставляйте их делать то, что хотите вы – пусть он просто поворачивает голову. Так вы хотя бы следите за наиболее опасной частью тела животного – за его головой: здесь находятся его клыки, то, чем он может укусить. Поэтому эту часть тела нужно контролировать – держите его под скуловую кость и направляйте голову: вы уведёте льва от себя, и он просто уйдёт.

Между проводником и животным не может быть привязанности: мы не встречаем львов фразой: «ребятки! Как поживаете?» – Всё потому, что в прайде они занимают позицию лидирующих самцов, а самцы-лидеры в этом возрасте не испытывают привязанностей. Старший персонал, такие как я, играем роль так называемых «доминирующих самок», хотя мне не нравится это выражение.

Новички среди волонтёров похожи на новичков в прайде: ваша доминирующая роль априори меньше, чем у старших коллег. Если сравнить нас с прайдом, то вы ещё не взрослые, но уже не малыши. Вы автоматически доминируете над животными, так как уровень глаз у вас находится выше, но львы могут проверить ваш статус, попытавшись укусить за ногу или ещё какие-нибудь мелкие трюки, которые вы должны научиться разгадывать.

Так же вы должны сохранять спокойствие: между расслабленностью и просто спокойствием большая разница. Никогда не теряйте бдительности – это может быть смертельно опасно. Никогда не подходите ко льву и не дотрагивайтесь до его морды. Можно погладить его по спине или сбоку, но если вы погладите его по морде, лев моментально отреагирует: таким образом в дикой природе они показывают своё лидерство.

Вы все слышали поговорку о том, что кошки, собаки или львы могут вселять страх, но это не так. Эти животные не обладают сверхспособностью вселять страх, просто они эксперты по языку тела. Они улавливают малейшие различия в движениях: замечают, если кто-то слегка хромает, кто-то сгорбится из-за боли в животе. Множество почти незаметных особенностей в движении, которые они заметят и у вас. Они заметят, что вы нерешительно пытаетесь их погладить или сделали лишний шаг в сторону. Они всё замечают, всё чувствуют и набирают очки – затем они посмотрят на вас и решат, что вы принадлежите им: ведь в сравнении с вами у них так много очков.

Дело не в том, что они постоянно голодные. С другой стороны вы сами можете набирать очки, не уступая дорогу, сохраняя спокойствие и не показывая свой страх. Вы можете бояться, но не показывайте, что напуганы.

Кожа льва в восемь раз толще, чем наша, поэтому они играют и покусывают друг друга. Наша тонкая кожа не выдержит их клыки и челюсти, поэтому не провоцируйте их на прыжки: играть с ними можно только на земле. Не провоцируйте их, но, всё же, старайтесь быть частью прайда. Львы очень любознательны. Пословица о том, что любопытство кошку сгубило, относится и ко львам». [T.28.I.12]

 

 
     
 

1 - 2 - 3 - 4

ДАЛЕЕ