ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН XXI. Radiatio; Signum 3; Materia; Furca (Вилы); le Fou (Безумный); Иероглиф (стрела в колебательном движении).

   

Signum: НОЛЬ

 
     
 

I cassum, ī n [cassus] пустота Tert, Sol. [B.32]

 

nūbēs, is f 1)…; 9) пустота, ничто, призрачность (nubes et inania captare H). [B.32]

 

I dēbilis, e [de + habilis] 1) слабый (manus О); немощный (corpus С); дряхлый (senex С); бессильный (ferrum V); обессилевший (metu Ter); слабосильный (equi L); разбитый параличом (crus Su); 2) пустой, призрачный (umbra O). [B.32]

 

vacuus, a, um (superl. vacuissimus O) 1) пустой, пустующий, порожний, незанятый…

 

ventōsus, a, um [ventus I] 1)…; 2) вздутый…; 4) ветреный, легкомысленный, непостоянный (homo С; ingenium L); пустой, бессодержательный (loquacitas Pt); 5) ничтожный, призрачный (gloria V; decus St)…

 

ἀριθμός (ᾰ) ὁ 1) количество, число; 2) протяжение, длина; 3) длительность, промежуток; 4) сумма; 5) подсчёт, исчисление; 6) наука о числе, искусство счисления; 7) перекличка; 8) вес, достоинство, значение; 9) pl. числовые отношения, связное целое, совокупность; 10) вещь (по порядку), номер; 11) пустое число (без содержания): ἀ. τῶν λόγων Soph. набор пустых слов; (ὁ) ἀ. Eur., Arph.; ничтожество; 12) грам. число. [B.169]

 

ἀνεμιαῖος 2 досл. наполненный ветром или воздухом, перен. пустой, ничтожный (ἀ. καὶ ψεῦδος Plat.). [B.169]

ἀνεμώλιος 2 досл. ветреный, перен. пустой, ничтожный Anacr., Luc., Anth.: ἀνεμώλια βάζειν Hom. бросать слова на ветер. [B.169]

 

σκιᾶς ὄναρ Pind. призрак тени, т.е. ничто. [B.169]

 

κενόν τό пустота, пустое пространство Arst. [B.169]

κενός, эп.-ион. κενεός и κεινός 3 (compar. κενότερος и κενώτερος, superl. κενότατος и κενώτατος) 1) пустой, порожний; 2) пустой, бесплодный, напрасный; 3) пустой, неосновательный, бессмысленный (γνώμη Soph.; φόβος Eur.; φρόνημα, λόγοι Plat.; ἄνθρωπος NT): διὰ κενῆς Thuc., ἐν κενοῖς Soph. и εἰς κενόν Diod. бесцельно, попусту, впустую; 4) лишённый, не имеющий; 5) пустой, глупый[B.169]

κενότης, ητος ἡ тж. перен. пустота Plat., Plut. [B.169]

κενο-φροσύνη ἡ душевная пустота, легкомыслие, несерьёзность Plut. [B.169]

κενό-φρων 2, gen. ονος пустой, легкомысленный, бессмысленный (βουλεύματα Aesch.). [B.169]

 

 
     
 

cantabrum, ī n 1) пшеничные или ячменные отруби СА; 2) (при императорах) знамя, хоругвь Tert. [B.32]

 

auspicium, ī n [auspex] 1) ауспиций… 5) знамение, предзнаменование, примета, знак

 

I avis, is (abl. ave и avī) f 1) птица; 2) вещая птица С, L, О; перен. предзнаменование, знамение, примета, знак

 

II āles, itis f (у поэтов тж. m) 1) птица (крупная; avisвсякая птица; volucrisвсё крылатое, в том числе и насекомое): a. regia O = орёл; a. Pallădis O = сова; a. albus (Caystrius, canorus) Н, О = лебедь; alites С etc. вещие птицы (по полёту которых гадали авгуры); 2) предзнаменование, знамение, примета

 

bellicum, ī n сигнал, трубный звук (см. signum): b. canere С, L etc. трубить выступление, давать сигнал к сражению, тж. перен. возбуждать, воспламенять. [B.32]

 

būcinum, ī n [bucina] 1) трубный глас, звук горна, сигнал Is; 2) горн, рог (bucini sonus PM); 3) раковина пурпурной улитки РМ; 4) пурпурная краска РМ. [B.32]

 

 
     
 

Еврейские каббалисты также указывают на своего Эн-Софа, как на нечто бессознательное и не обладающее волей, ибо Эн или Айн-Соф есть самопричинность, а слово Айн в буквальном переводе означает отрицание последующего слова – «ничего». «Дух не имеет образа, и поэтому о нём нельзя говорить, что он существует», учит книга буддистов Праджнья Парамита (Совершенство мудрости).

Е. П. БЛАВАТСКАЯ [B.135.1]

 

Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…и дальше идёт подробное и не очень приятное описание, как из тела Тиамат, из отдельных её частей, из выделений, из слюны, кожи и всего, творится Мир – и Земной, и Небесный. Обратим здесь внимание на две вещи: во-первых, что Мир творится из Небытия – Тиамат (Тем – «пустота / бездна»). Из Пустоты творится Полнота – Дом множества «Эшарру». То есть, наш Мир – это преображённое Инобытие». [P.125.93]

*

Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…но её другое название Шуньявада, то есть «Учение о Шунье (о Пустоте)». Основоположником этого учения буддистская традиция однозначно называет Нагарджуну.

…важно заметить, что Нагарджуна творил не в пустоте. И к этому времени уже распространилось такое народное очень популярное буддистское учение Татхагатагарбха, то есть, зародыш Татхагаты (зародыш Будды) есть в каждом человеке – буддовость, татхата – есть в каждом живом существе, и даже в каждой вещи, в каждой песчинке.

Сам Будда отрицательно относился к метафизике. Но его последователи в высококультурных обществах Южной Азии и Дальнего Востока ради того, чтобы развеять некие иллюзии использовали эту упайю, этот хитрый приём, искусное средство, чтобы помочь людям не попадать в плен собственного Эго, а раскрыть себя как некую Пустоту и, таким образом, достичь высшей цели буддизма – буддовости: стать Буддой.

…буддийская философия – это приём для изменения сознания адепта. Считалось, что Мадхьямика полезна для людей с развитым Эго – «Учение о пустотности» позволяет освободить человека от цепляния за собственное «Я». [P.125.415]

 

Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «Вайшешика признаёт семь категорий реальности; в Ньяе их было намного больше. Категория буквально понимается как объект, обозначенный словом. Эти семь категорий реальности это: субстанция – дравья, качество – гуна, действие – карма, всеобщность – саманья (это высшее общее – всеобщность: и самая главная всеобщность – это простое бытие – сатта, разделяемое условиями и ограничениями). Следующие категории это: особенность – вишеша и присущность – самавая.

Категория «самавая» – она специфична для Вайшешики и, по своему, очень важна, потому что она, как раз, решает религиозные, духовные вопросы этой системы. «Самавая» – это «нераздельность». Это, в первую очередь, нераздельность в отношениях: это нераздельность между отцом и сыном, то есть, без отца не может быть сына, и ,не имея сыновей и дочерей, человек не может быть отцом. Это нераздельность между мыслью и словом. Слово не может быть произнесено, если ему не предшествует мысль: человек всегда думает, когда говорит.

И, наконец, кроме этих категорий есть ещё седьмая категория – «категория отсутствия» – абхава. Отрицательная категория – тоже категория.

…есть прежнее небытие, праджабхава. Это ткань до того, как она создана, соткана; это младенец до того, как он зачат; это кувшин до того, как он слеплен гончаром.

…есть последующее небытие, дхванса. Это разбитый кувшин; он был, а теперь его нет, теперь это – черепки. И есть абсолютное небытие – атьянтабхава. Абсолютное небытие – это то, чего нет и быть не может, и не было, и не будет. Это, например, сын бесплодной женщины. И так же – взаимное отрицание – аньёньябхава. Это «горячий лёд»: такого быть не может. Поэтому это всё – категории небытия, когда чего-то нет – или вообще нет, или нет уже, или нет ещё». [P.125.533]

 

 
     
 

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…очень важный символ, о котором уже говорили – это иероглиф «Шен» (shen) – «Бесконечность». Это орбита движения Солнца. Если эту орбиту движения Солнца вытянуть и вписать туда царское имя, то царское имя «будет существовать бесконечно» – это овал, так называемый «Картуш», в который обрамляется имя египетского царя в египетском письме, то есть, – это просто вытянутый иероглиф бесконечного движения Солнечного диска». [P.125.2]

 

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…этот знак, который символизирует собой спасательный круг, который использовался на Ниле. Он сплетён из полого тростника и может держать человека на воде, называется «Са». «Са» – это понятие не просто магической защиты – это понятие о снятии сглаза и порчи: специальные жрецы «сау» – это те, кто делает амулеты, талисманы, и всякие такие штуки». [P.125.3]

 

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…сегодняшняя наша буква «Ш», которую мы используем каждый день, она уходит своими корнями в Древний Египет – это изображение плоского водоёма, из которого поднимаются три тростника папируса». [P.125.41]

*

Максим ЛЕБЕДЕВ, кандидат исторических наук: «…возьмём, хотя бы, наш алфавит, в который знак для буквы «Ш» был позаимствован из коптского языка в своё время. А сам наш алфавит – кириллица – берёт начало с греческого алфавита. Греческий алфавит, соответственно, из финикийского. Финикийский – с протосинайской письменности. А протосинайская письменность – опять же имеет в своей основе египетское иероглифическое письмо». [P.125.220]

*

Леонид МАЦИХ, кандидат филологических наук, доктор филологии и теологии (PhD): «У греков не было звука «ха», не было звука «ша», они их заменяли. Так Моше стал Моисеем, Шломо стал Соломоном, Иерушалаим стал Иерусалимом и т. д.» [B.141.34]

 

 
     
 

Одно из важнейших достижений Древней Индии создание позиционной десятичной системы счисления с применением нуля той самой, которой пользуемся в настоящее время и мы.

Сначала, свидетельствуют древнейшие санскритские тексты, для записи чисел использовались слова: единица «луна», «земля»; двойка «глаза», «губы»... И лишь потом появились обозначения цифр. Но самое важное состояло в том, что числа записывались позиционно, от низших разрядов к высшим, так что одна и та же цифра, например «3», в зависимости от занимаемого места, могла обозначать и 3, и 30, и 300, и 3000.

Отсутствующие разряды обозначались маленьким кружочком и назывались «шунья» «пустота». Чтобы оценить удобство этой системы, читателю достаточно написать римскими цифрами, например, число 4888 MMMMDCCCLXXXVIII. Становится ясно, почему сирийский епископ и учёный Север Себохт считал, что для оценки десятичной системы не хватает хвалебных слов.

Е. ВАНИНА, доктор исторических наук [A.247]

*

…это слово «Сунья» – обозначает «Паузу» или «Ничто». Также обозначает «Небо», «Воздух» или «Космос».

Prof. Charles Seife, New York University: «Индийские математики задались вопросом, как делать расчёты с этим нолём – воплощением Ничто. Во многих восточных культурах идея Ничто – идея объятия пустоты – это что-то, над чем надо работать, а не то, что следует отрицать. Думаю, философское объятие пустоты на Востоке помогло математикам помогло математикам понять, что Ничто – ноль – на самом деле имеет значение, что это математическая концепция, с которой можно работать и использовать».

Ноль – это число, где встречается Существование и Небытие. Ноль примирил эти парадоксальные концепции, которые казались полярно противоположными. Если признать Ничто, Сунья становится числом. [T.30.IV.1]

 

Древние сказания, письменные источники индусов содержат расчёты этих циклов Брахмы, что относит математические расчёты в Индии ещё к четвёртому веку до нашей эры. Интересно, что древние выражали числа словами. Слово «руки» применялось вместо цифры «2», так как у человека две руки. Но слова были неудобными для вычислений, поэтому примерно в 10-м году до нашей эры их заменили символами.

Jack Charles Turner, writer and television documentary host, Master of Philosophy (M.Phil.): «До индусов несколько символов существовало у вавилонян, но их применение было сильно ограничено».

Для большего удобства и точности древний язык индусов, санскрит, заменил словесные числа девятью одиночными цифрами. [T.12.XV.1]

 

Вавилоняне знали шестидесятеричную и десятичную системы счёта и основы той цифровой системы, которой под именем арабской мы пользуемся ныне. Они владели не только четырьмя действиями арифметики, но умели также исчислять проценты, измерять площадь и объём различных геометрических фигур.

Вавилонские математики создали не только основы арифметики и геометрии. Им принадлежит деление окружности на 360 градусов, градуса – на 60 минут, минуты – на 60 секунд. Они вычислили отношение длины окружности к диаметру (число π «пи») и определили его равным 3, что вполне достаточно для практических целей. Знаменитая теорема Пифагора была известна вавилонским математикам не менее чем за тысячу лет до Пифагора. Вавилоняне знали арифметическую и геометрическую прогрессии, системы линейных уравнений, квадратные и кубические уравнения, умели возводить в степень и извлекать корень. У них были таблицы умножения и таблицы обратных величин. Они же разработали сложную символику цифр, которая принесла халдеям такую же славу, как и астрология. Достижения математиков Вавилона и Египта легли в основу греческой математики, родоначальницы современной математической науки.

Виталий БЕЛЯВСКИЙ [B.145]

 

 
     
 

– Пожалуйста, на минутку! Вы говорили о тонкой границе между двумя противоположными назначениями или процессами и употребили образное сравнение со стрелкой, трепещущей между противоположными знаками. Но ведь тогда математически – это нуль, а красота, как совершенство, тоже математически – нуль. Или, по-другому, красота есть и целесообразность, и жизненная энергия вместе. В ней замкнутая двойственность нуля.

Гирин круто остановился.

– Знаете, это очень глубокая мысль! Право, мне не приходило в голову. Индийские математики, открывшие нуль за много столетий до европейской мысли, считали его абсолютным совершенством, числом, в котором, по их выражению, «двойственность приходит в существование». Красота, как нулевая линия между противоположностями, как линия наиболее верного решения диалектической проблемы, как то, что содержит в себе сразу обе стороны, обе возможности, – очень верная диалектическая формулировка. Вы молодец!

Иван ЕФРЕМОВ [B.107.1]

 

По одной из древних восточных эстетических теорий верхом изобразительного искусства является т. н. «Белый дракон», формально представляющий из себя чистый белый прямоугольник – как бы включающий в себя все семь цветов спектра со всеми оттенками и сумму наложений всех изображений; как бы сумма всего на свете даёт ноль в итоге, а в ноле уже содержится закодированная развертка всего бытия. Кстати, вполне сочетается с эстетикой Аристотеля – т. е. искусство есть акт «приложения рамы» к чему угодно в жизни.

Михаил ВЕЛЛЕР [B.94.12]

 

 
     
 

chaos (acc. chaos, abl. chao) n (греч.) 1) хаос, бесконечное пустое пространство, первичная тьма, тж. бесформенная первичная материя, из которой образовался мир О, V etc.: a chao V с сотворения мира; 2) преисподняя, царство тьмы О, Ph.; глубокий мрак (ch. Cimmerium St). [B.32]

*

χάος, εος (ᾱ) τό [χαίνω] 1) хаос, первичное бесформенное состояние мира (πάντων πρώτιστα χ. γένετο Hes. etc.; τὸ περικείμενον χ. Luc.); перен. мрачная бездна (ἔρεβος καὶ χ. Plat.; ὄρφνη καὶ χ. Plut.); 2) бесконечное пространство Arph., Anth. [B.169]

 

Dr. María Ángeles Gallego, SOAS, University of London: «В западных языках много слов, пришедших из арабского или греческого, например, химия. Слово «алхимия» пришло из греческого, но через арабский, оно состоит из арабского артикля «аль» и греческого слова «химия». Слово «зеро» (ноль) происходит от арабского слова, обозначающего «пустоту». Но конечно главным достижением той эпохи стало использование арабских цифр». [T.13.LXVIII]

 

Prof. Pinchas Giller, American Jewish University in Los Angeles: «Мир существует только по той причине, что Богу нужно с кем-то поддерживать отношения. Подразумевается, что у Бога тоже есть потребность в Любви».

Согласно учению Исаака Лурии, первым действием Господа в Сотворении Мира было отстранение. Можно сказать, Бог покинул Мир, начиная с самого центра. Вот таким образом возник некий вакууммистическая пустота внутри самого Бога. Лурия считал, что эта Пустота помогла Богу найти достаточно пространства для создания Мира. [T.11.VI.6]

 

– В китайском буддизме была секта Чань. Её последователи отвергали священные писания и учили не опираться на слова и знаки. Тем не менее, к ним часто приходили миряне и разные искатели истины – и задавали вопросы о смысле учения Будды. Чаньские учителя отвечали обычно каким-нибудь грубым образом – или ударом палки, или руганью. Особенно отличался один из них по имени Линь-Цзы, который в ответ на вопрос, что такое Будда, говорил, что это дыра в отхожем месте. Обычно его ответ понимают в том смысле, – продолжал Джамбон, – что Линь-Цзи учил не привязываться к понятиям и концепциям, даже если это концепция Будды. Но Соловьёв считал, что это самое точное объяснение, которое может быть дано. Представьте себе, говорил он, грязный и засранный нужник. Есть ли в нём хоть что-нибудь чистое? Есть. Это дыра в его центре. Её ничего не может испачкать. Всё просто упадёт сквозь неё вниз. У дыры нет ни краёв, ни границ, ни формы – всё это есть только у стульчака. И вместе с тем весь храм нечистоты существует исключительно благодаря этой дыре. Эта дыра – самое главное в отхожем месте, и в то же время нечто такое, что не имеет к нему никакого отношения вообще. Больше того, дыру делает дырой не её собственная природа, а то, что устроено вокруг неё людьми: нужник. А собственной природы у дыры просто нет – во всяком случае, до того момента, пока усевшийся на стульчак лама не начнёт делить её на три каи...

Соловьёв не спорил с Буддой. Он просто говорил, что постигать свою природу, выполняя ламаистские практики – это как изучать дыру в отхожем месте, делая ежедневную визуализацию традиционного тибетского стульчака, покрытого мантрами и портретами лам в жёлтых и красных тибетейках. Можно всю жизнь коллекционировать такие стульчаки – чем и заняты все эти кружки тибетской вышивки, постоянно спорящие друг с другом, у кого из них настоящий стульчак из Тибета, а у кого позорный самопил. Но к дыре это никакого отношения не имеет.

Виктор ПЕЛЕВИН [B.51.18]

 

…«Природа не терпит пустоты» в наше время эту мысль подтвердили физики, выяснив, что даже полный вакуум никак не может быть назван пустотой.

Михаил ВЫСОЦКИЙ, член-корреспондент РАН, доктор физико-математических наук: «Про вакуум можно сказать, что если вы возьмёте насос и откачаете полностью весь воздух, и всё уберёте, и, казалось бы, ничего не осталось – вот, пустое место, – но потом, если вы приложите внешнее электрическое поле, то в этом «пустом месте» родятся (электрические) плюс-минус пары.

…говорил про вакуум, что это «кипящий операторный суп». Поэтому вакуум – это совсем не «пустое место». [T.10.CCCXI.1]

*

Владимир СУРДИН, кандидат физико-математических наук: «…даже если никакого вещества нет в объёме пространства, сам вакуум не является «ничем»: он, как говорят физики, является минимальным состоянием энергии, присущей данному пространству-времени.

Даже в самом пустом вакууме постоянно рождаются и умирают так называемые виртуальные частицы. Они «виртуальные», потому что в какой-то момент они есть, и тут же исчезают. А откуда им брать свою массу и энергию, если её в этом пространстве вакуума нет? Они её, как бы, берут «взаймы» на короткое время, но вынуждены тут же отдать.

Рождаются пары частиц: протон – антипротон, или электрон и антиэлектрон, их называют позитронами. Вот такие пары виртуальных частиц рождаются и моментально гибнут, но какое-то время они существуют. И это измеримая вещь. То есть, такое свойство вакуума – флуктуировать, порождать и тут же убивать разного рода частицы и кванты – оно вполне измеримо в лаборатории. В каком-то смысле вакуум – это «кипящая пустота», постоянно порождающая и уничтожающая вещество и излучение». [P.125.247]

 

Антон БИРЮКОВ, астрофизик, кандидат физико-математических наук: «…среда в космосе – это не вакуум, но она не очень плотная: в самых плотных областях в галактике это порядка десять в шестой частиц в кубическом сантиметре. В комнате – десять в девятнадцатой частиц, то есть, разница колоссальная, поэтому здесь мы очень хорошо слышим звук». [P.125.267]

 

 
     
 

АБСОЛЮТНЫЙ НУЛЬ

Зачастую «нуль», от которого начинается отсчёт, может быть принят произвольно, в любой точке, как, например, в случае с нулевой долготой. То же относится и к температуре. На температурной шкале Цельсия за «нуль» принята точка плавления льда, хотя мы знаем, что температура за окном может и подниматься и опускаться ниже его.

К концу XVIII в. выяснилось, что существует предел снижения температуры. В 1787 г. французский физик Жак Шарль обнаружил, что при снижении температуры газа на 1º С его объем уменьшается на 1/273. Это отношение получило название закона Шарля. Учёный высказал предположение, что если снижать температуру газа в каком-то объёме от 0º С, то примерно при – 273º С газ должен исчезнуть. На самом деле этого, конечно, не происходит. Сегодня известно, что при охлаждении газ сначала сжижается, а затем вещество переходит в твёрдое состояние.

В 60-е годы прошлого века английский физик Уильям Томсон развил идею, Шарля. Он подошёл к рассмотрению температуры как выражению скорости движения молекул. Чем холоднее вещество, тем меньше скорость молекул, а при определённой температуре (– 273,15º С) это движение вообще прекращается. Следовательно, температура не может опускаться ниже – 273,15º С, значит, эта отметка и является абсолютным, или реальным, действительным, нулём.

По-латыни «сольво» (solvo, solvi) означает распускать, освобождать, растворять (вспомните выражение «распустить раствор»), а приставка, или префикс, «аб» (ab) имеет значение «от». Следовательно, абсолютный – свободный от, не связанный путами, неограниченный. Так, любое крайне выраженное явление может быть названо абсолютным, оно «освобождено» от всяких ограничений. Например, мы говорим «абсолютная монархия». Можно иметь абсолютное большинство при решении какого-то вопроса, быть абсолютным глупцом. Поэтому нуль, помещенный в точку – 273,15º С, называют действительным или абсолютным нулём.

Температурная шкала Томсона, которая начинается с абсолютного нуля, называется ещё и абсолютной или шкалой Кельвина (в 1892 г. Томсон получил титул барона Кельвина). Она принята Международной системой единиц (СИ).

Айзек Азимов [B.129.2]

*

ЦИФРА

Для записи чисел древние использовали буквы алфавита. Наиболее известный пример – римские цифры, которые и в наши дни мы видим на циферблатах часов, ими же предпочитаем обозначать торжественные юбилеи. Так, в римской системе единица изображается буквой I, пять – V, а десять – X.

Но такая система не использует преимуществ позиционного положения цифр, то есть в ней не имеет значения, где стоит цифра. Поэтому XXX означает 10+10+10, то есть 30.

В средние века в Европу пришла новая цифровая система, которую назвали арабской, поскольку арабы способствовали её распространению в Европе, а на самом же деле её изобрели в Индии. В арабской системе каждое число имело отдельный символ, который не являлся буквой алфавита и имел позиционное значение. Так, 555 означает 5 единиц, плюс 5 десятков, плюс 5 сотен.

Эта система позволяла резко упростить расчеты. Удивительно, как древние греки не додумались до такой простой вещи?

Греки не додумались даже изобрести нуль. Как вы, например, отличите пятьдесят пять и пять тысяч пять? На абаке, – древних счётах, – оба числа похожи друг на друга. [Греческое слово «абакс» (abax), которое означало доску с желобками, по которым передвигались камешки-калькули или кости, пришло из иврита, где «абак» означало пыль: первоначально это была покрытая мелким песком доска. – Пер.]

И для 55, и для 5005 на абаке передвигалось два раза по 5 камешков в двух канавках, но во втором случае между двумя канавками оставалось ещё два ряда с нетронутыми камешками. Так вот индийцы придумали для записи такого нетронутого ряда специальный символ, а арабы переняли этот символ и назвали его «сифр» – «пустота». Со временем это слово превратилось в Европе в цифру, а затем в зеро. Спустя много веков слово «зеро» во многих языках стало означать нуль.

[В России буквы алфавита служили цифрами до XVI в.

Цифры были прекрасным способом тайнописи. Такая тайнопись называется шифром, слово это пришло в русский язык из французского, поэтому вместо «ц» в начале стоит буква «ш». Таким образом, слово «шифр» является просто формой слова «цифра» и означает цифровое письмо. – Пер.]

Айзек Азимов [B.129.2]

 

…вспомним о происхождении самого понятия «ноль».

Его нет среди римских цифр: они происходят от зарубок и счёта по пальцам. Для более сложных вычислений римская система оказалась слишком громоздкой. Неудобной была и древнегреческая система: она состояла только из букв. Единицы означались первыми девятью буквами алфавита, десятки – вторыми. Допетровская Русь тоже не знала нуля и пользовалась буквенной системой. Облегчали расчёты при торговле специальные доски, о которых напоминают конторские счёты: костяшки на счётах служат для показания единиц, десятков, сотен в данном числе. Если, например, сотни отсутствуют, то и костяшек на соответствующей проволоке не будет. Это отсутствие нужно было осмыслить и как-то обозначить. И то и другое было проделано в Индии и Китае, где буддийская философия создала и отрефлексировала важнейшую категорию – «Не-бытия». Это позволило и в математике ввести понятие «пустоты» – отсутствия числа, и придумать для него соответствующий знак – прообраз современного ноля. Кстати сами индусы обожали огромные числа: одно зёрнышко мака равняется десяти тысячам пылинок, одна верста равняется миллиону маковых зёрен, и так далее, вплоть, до звёзд и Вселенной.

От индусов вся эта система с девятью хорошо известными нам знаками, которые, как предполагают исследователи, тоже были когда-то буквами, перешла к арабам. Знак отсутствия числовой величины, то есть нуль, арабы назвали «сифр», что значит «пустой». Это произошло в восьмом веке, а в двенадцатом древнеиндийские буквы, ставшие арабскими цифрами, перекочевали в Европу. Знак «сифр» перевели латинским словом «нулюс» (nullus) – «никакой». Позже, в немецком появилось слово «нуль». Новый термин освободил арабское «сифр» от значения «ноль», так появилось слово «цифра» в современном значении. [T.10.I.5]

 

 
     
 

Dr. Rafael Cobos, National University of Mexico: «Набор из трёх символов: ракушки, обозначавшей ноль, точки – единицы и черты – пятёрки, в различных комбинациях позволял проводить операции с огромными числами».

Prof. William L. Fash, Harvard University: «Майя опередили остальное человечество, введя символ для обозначения ноля. Греки, римляне были выдающимися инженерами, но их математическая система была ограничена, поскольку не имела ноля. Как ни странно, великие строители и философы по сравнению с майя были никудышными математиками». [T.10.XXXII.4]

 

Однако учёные, приверженные традиционной науки не разделяют фантастических версий о знаниях древних. Их точка зрения опускает нас с небес на грешную землю.

Андрей ФИНКЕЛЬШТЕЙН, доктор физико-математических наук, член-корреспондент Российской академии наук, директор Института прикладной астрономии: «Я хочу вам заметить, из того что я знаю, ничего выдающегося, ничего сверхъестественного, ничего потрясающего в цивилизации Майя с астрономической точки зрения не было. И даже с научной точки зрения. Они, кстати, и десятеричную систему даже не изобрели: они пользовались двадцатеричной системой. Между нами говоря совершенно убогая, никому не нужная, несовершенная система. Если говорить о календаре, календарь какой-то был совершенно ужасный, вот, современный астроном. Всё таки, тогда был Птолемей ещё до этого, он значительно лучше понимал, как движется, египтяне блистательно предсказывали затмения. Так что Майя не какая-то сверхъестественная, с научной точки зрения цивилизация. Может какие-то религиозные вещи были, – это я не обсуждаю. Но вот я думаю, что не нужно опираться на Майя для того, чтобы говорить, что нас ждёт что-то в 12-м году чрезвычайно важное. Хотя я думаю, что в 12-м году изобретательные люди укажут нам на то, что якобы предсказывали тогда эта цивилизация Майя». [T.2.XXII]

*

Галина ЕРШОВА, доктор исторических наук, директор Мезоамериканского центра им. Ю. В. Кнорозова РГГУ: «…и, наконец, последний сюжет, который связан с какао, – это какао, как предмет расчётов, и они одновременно его использовали как калькулятор, скажем.

…зёрнышки, выкладывая их ложбинкой перпендикулярно или параллельно можно было обозначать единицы счёта – то есть «один», «два», «три», «четыре», «пять». «Пять» – это уже маркировало параллельной полосочкой, которая соответствует черте в нормальной записи майя, математической.

…блюдо, в котором сделаны из кости двадцать зёрнышек какао. И эти зёрнышки, как раз для них достаточно этого количества для того, чтобы производить даже миллионные расчёты. То есть, используя эту систему выкладывания прямо или поперечно вот этих вот зёрнышек с полосочками. И, почему какао? И вот тут мы утыкаемся опять в ту самую проблему с рукописями, когда Кнорозов определяет некий объект как «Раковина», а на самом деле оказывается «Какао». И мы подходим к проблеме математического нуля.

Дело в том, что майя использовали «Ноль», который заменял двадцать единиц, то есть, у них был двадцатеричный счёт, и они знали математический ноль чуть ли не тысячи лет раньше, чем до этого додумались в Индии.

И откуда взята идея вот этих вот «двадцать», что это равно, вот, некой «Завершённой единице» – «Нулю», то есть, это понятие «Нуля», было «Завершённости», потом оно превратилось в «Пустоту». Дело в том, что плоды какао, хорошие, они содержат двадцать зёрен. То есть, один плод какао, он был равен «Нулю», он был равен «Двадцати» – это «Полная завершённость». И поэтому логика выстраивания вот этой вот схемы, что это «Ноль» – это «Какао», она идёт именно отсюда.

Потом есть какао, в которых сорок зёрен, то есть, как бы две половинки…

…при этом оказывалось, что двадцать или сорок зёрен (зависит сколько плодов, соответственно двадцать или сорок плодов) давали восемьсот зёрен, и если их высушить, то получалось точно килограмм сухих зёрен. То есть, это, примерно, как «карат» для измерения меры золота. И поэтому очень много терминов, которые обозначают именно вот эти вот самые «мера какао», то есть, совершенно понятно, сколько там килограммов». [T.10.CI.125]

*

…и в Басконии и в Грузии считают двадцатками: тридцать, например, это двадцать и десять – «огец та амар» у басков и «оц да ати» у грузин.

А. КИКНАДЗЕ [A.305]

*

Найденные в языках Западной Европы (как в наречии басков, например) чисто дравидские слова привели браминов в восторг; в благодарность за это важное открытие, так неожиданно подтверждающее их древнее сказание, они чуть было не возвели филологов в сан богов. Дарвин увенчал дело. С распространением в Индии западного образования и её научной литературы, в народе более чем когда-либо утвердилось убеждение, что мы потомки их Ханумана и что притом каждый европеец (если только поискать) украшен хвостом: узкие панталоны и длинные юбки пришлецов с Запада много способствуют к укоренению этого крайне нелестного для нас мнения… Что ж? уж если раз наука в лице Дарвина поддерживает в этом мудрость древних ариев, то нам остаётся лишь покориться. И право, в таком случае гораздо приятнее иметь Ханумана – поэта, героя и бога – праотцем, чем какую-либо другую «макашку», хотя бы даже и бесхвостую…

Е. П. БЛАВАТСКАЯ [B.135.1]

 

 
     
 

Леонид МАЦИХ, кандидат филологических наук, доктор филологии и теологии (PhD): «…это, конечно, лингам и йони – мужское и женское начало. Вот откуда цифра 10, кстати, и пошла. И десятеричная система исчисления, пришедшая к нам из Индии, то есть умножение всего, вот на этих двух символах и основана. Ибо что есть мир, как не мужское и женское, ноль и единица? Но ноль не надо понимать как ничто. Ничего подобного. Ноль – это своя сущность». [B.141.5]

 

Dr. Luke M. Butcher, University of Edinburgh: «Уравнение Эйнштейна – это отношение между энергией и материей Вселенной, и изгибом, вызываемым этой материей. Эйнштейн утверждает, если приложить к плоскости энергию, пространство изогнётся: чем больше прилагается энергии, тем больше изгиб.

Лучший способ представить негативную энергию – это подумать о «нулевой энергии». «Нулевая энергия» – это вакуум. Но вакуум не совсем пуст, он полон то зарождающихся, то исчезающих квантовых частиц. Если избавиться от квантовых флуктуаций, получится негативная энергия». [T.12.LXXXVII.4]

 

Вадим РОДИМИН, кандидат физико-математических наук, Российский Квантовый Центр: «…вакуум – понятие растяжимое. В физике, в квантовой оптике есть вполне чёткое понятие «вакуума». Это некая штука, которая обозначается вот таким образом (|0>) – это вакуумное состояние. Это означает, что здесь у нас «ноль фотонов» – нет совсем. И, оказывается, этот вакуум имеет… Буквально таки его особенности определяют то, как выглядит наш мир. То есть, вакуум – пустота, или отсутствие света, или отсутствие какой-то там электромагнитной волны, оказывается очень важна для описания реальности.

Дело в том, что вакуум «шумит». У одного фотона есть энергия «hν» (аш-ню) – это как раз энергия одного фотона: двух фотонов – 2hν, и так далее. И вот вакуум сам по себе шумит с энергией hν/2 (аш-ню пополам). Он шумит на всех частотах. «ν» (ню) – это частота, «h» (аш) – постоянная Планка. Частота, соответственно, электромагнитного поля (электромагнитного излучения, света, по сути). Вакуум шумит сразу на всех частотах». [P.125.326]

 

 
     
 

Авестийские тексты были распределены по наскам (книгам, частям) – в зависимости от содержания. Количество насков соответствовало количеству слов главной зороастрийской молитвы (точнее, молитвенной формулы) «Ахуна Вайрья» (среднеперс. «Ахунвар») священному числу 21. Автор «Денкарта» подразделяет все наски на три группы: 1) «Гасаник» – тексты для жреческого сословия: рассуждения о «праведности», морально-нравственные наставления и регламентация ритуалов; 2) «Хатак-мансарик» – тексты для «мудрецов» и 3) «Датик» – тексты для мирян: законы и предписания, регулирующие мирскую жизнь. Общий объём «Авесты» Вех-Шапура составил 348 глав, около 350 000 слов.

Иван РАК [B.121.3]

 

Владимир ГОРБАЦЕВИЧ, доктор физико-математических наук: «Есть число «основание натуральных логарифмов», есть «Число Эйлера», есть много таких чисел, которые играют огромную роль, но про них широким народным массам ничего не известно. Так что «Число Пи» – это просто такой авангард иррациональных чисел». [T.2.LXV]

 

…согласно пифагорейским воззрениям, число является синтезом предела (πέρας) и беспредельного (άπειρος); притом этот синтез нужно понимать как гармоническое соединение [P.142]

*

I πέρᾰς, ατος τό 1) край, предел (πέρατα γῆς Thuc.; τὰ πέρατα τῆς οἰκουμένης NT); 2) конец, окончание (τοῦ βίου Dem.; κακῶν Eur.; πάσης ἀντιλογίας NT): π. ἐπιθεῖναί τινι Arst., Polyb. положить конец чему-либо; 3) исполнение, осуществление (ἐλπίδος Luc.); 4) филос. конечное, ограниченность (π. καὶ ἄπειρον Plat.); 5) высшая точка, верх (δυστυχίας ἁπάσης Plut.). [B.169]

II πέρας (τό) adv. наконец, в конце концов Dem., Aeschin., Lys., Polyb. [B.169]

*

I ἄ-πειρος 2 () [πεῖρα] 1) неопытный, неиспытавший, незнакомый (πόνων Aesch.): γνώμης οὐκ ἀ. Soph. весьма опытный, разумный; 2) несведущий, необразованный, неучёный (γραμμάτων Plat.). [B.169]

II ἄ-πειρος 2 () [πέρας] 1) беспредельный, безграничный, бесконечный (σκότος Pind.; βάθος Arst.; αἰών Arst., Plut.); 2) не имеющий конца или концов (κύκλος Arst.); 3) неисчислимый, бесчисленный, несметный (πλῆθος Her., Plat.; ἀριθμός Plat.; ὄχλος Plut.). [B.169]

III ἄ-πειρος 2 () [πείρω] не имеющий отверстий (для головы и рук), т.е. отовсюду закрытый, глухой (ἀμφίβληστρον Aesch.; χιτών Soph.; ὕφασμα Eur.). [B.169]

IV ἄπειρος () дор. Pind. = ἤπειρος. [B.169]

 

 
     
 

…когда Птолемей рассматривает круг, то он большей частью представляет диаметр состоящим из 120 частей, которые он делит тем же порядком. Для нуля он употребляет знак «ο» (омикрон), сокращение слова «οὐδέν» – «ничто». Смешения с числовым знаком «ο» = 70 не следовало опасаться, потому что для минут, секунд и т. д. числа, превосходящие 60, не употребляются. (Это не совсем верно: Птолемей отличает «ο μοιρῶν» (70 градусов) от «õ μοιρῶν» (нуль градусов).

Самая важная цифра есть нуль. Это была гениальная идея – сделать нечто из ничего, дать этому нечто имя и изобрести для него символ. «Это вроде перечеканки Нирваны в динамомашину», говорит Халстед. Вавилонская шестидесятеричная система была несовершенной, ибо она не имела нуля и не позволяла отличить 60 от 1 или 1/60. Позднее был введён значок для недостающего разряда между цифрами числа, но на конце числа его ещё не писали.

Греческие астрономы привели эту систему в законченный вид, прибавив в качестве нуля знак «ο» (омикрон), сокращение слова «οὐδέν». Нуль был известен неопифагорейцу Ямвлиху, на что указал Фрейденталь в своей магистерской вступительной речи.

Существовала ли какая-нибудь связь между вавилонской шестидесятеричной системой с греческим круглым нулём и индийской десятеричной системой с таким же круглым нулём?

Фрейденталь считает, что да. Он указывает, что как раз в то самое время, между 200 и 600 годами, когда в Индии вошло в употребление десятичное позиционное обозначение, индусы познакомились и с греческой астрономией. Их стандартное астрономическое сочинение «Сурья-Сиддханта» изобилует греческими терминами. Kendra (расстояние от центра) естественно произошло от ϗέντρον), lipta (минута) – от λεπτόν, и т. д. Но, что гораздо важнее, теоретическая часть «Сурья-Сидцханты» в значительной части основывается на греческой теории эпициклов.

В то же время, изучая греческую астрономию и тригонометрию, индийские астрономы, естественно, познакомились также с шестидесятеричной позиционной системой и нулём.

Существует ещё одно обстоятельство, указывающее, как полагает Фрейденталь, на чужеземное влияние. Как мы видели, числа стихотворцев пишутся в восходящей последовательности: единицы, десятки и т. д., которая естественно примыкает к названиям чисел в языке. При введении же цифр эта последовательность внезапно меняется на противоположную. Не могло ли и это быть результатом западного влияния? Вавилоняне и греки всегда начинали с самых высших единиц.

Таким образом, гипотеза Фрейденталя сводится приблизительно к следующему: прежде чем индусы подверглись греческим влияниям, они уже имели свою стихотворную позиционную систему, расположенную десятично, начиная с низших единиц. У них были цифры от 1 до 9, и подобно этому же, знаки для 10, 20, … Познакомившись с греческой астрономией, индусы узнали шестидесятеричную систему и нуль (В действительности этой гипотезе Фрейденталя противоречит то обстоятельство, что индусы, а также и арабы обозначали нуль не кружком, а точкой). Они соединили эту позиционную систему со своей: к своим собственным цифры брахми 1 – 9 они добавили греческий нуль «ο» (омикрон) и приняли греко-вавилонскую последовательность разрядов.

Очень возможно, что так оно и было. Однако это не умаляет заслуг индусов: именно они довели до конца ту систему, которой мы пользуемся.

Все основные арифметические действия с целыми числами и дробями, именно в том виде, как мы изучаем их в школе, имеются и в индийских учебниках арифметики. Они вместе с правилами действий дошли до нас через арабов.

Прежде всего, казался странным нуль. «Этот знак один причиняет больше всего затруднений и неясностей», писал кто-то в пятнадцатом веке. «Nulla figura» – а совсем не знак – так назывался нуль в то время по-латыни. И, однако, он является цифрой и даже цифрой par excellence, так как слово «цифра» произведено от латинского «cifra» – «нуль» (по-арабски «al-sifr» – «пустота»). Нуль не представляет ничего и, однако, удесятеряет цифры, которые стоят перед ним. Этого никак не могли понять. «Algorismus-cifra» во Франции было ругательством, как у нас kwiebus ( = quibus) или Vocativus (Звательный падеж [лат.]) у Фрица Рейтера.

Ван Дер Варден Б.Л [B.157]

*

II quīs ( = quibus) арх. dat./abl. pl. к qui I. [B.32]

quibus – вопросительное местоимение, форма дательного и отложительного (аблатива) падежей множественного числа всех трёх родов от quis.

*

I οὐδέν τό 1) филос. пустота, пустое пространство Democr.; 2) мат. нуль. [B.169]

II οὐδέν adv. нисколько, ничуть: οὐ. τι πάντως Her. никоим образом, никак; οὐ. (τι) μᾶλλον Xen. нисколько не более, т.е. в такой же степени; οὐ. πάνυ Arph. нисколько, ничуть. [B.169]

I λεπτόν τό (sc. μέρος) 1) 60-я часть градуса, минута Sext.; 2) тонкая часть; 3) тонкая линия; 4) мелкая порода; 5) тонкость, деталь: κατὰ λ. Cic. обстоятельно; 6) лепта, мелкая монета (χήρα πτωχὴ ἔβαλε λεπτὰ δύο, ὅ ἐστι κοδράντης NT). [B.169]

II λεπτόν adv. высоким голосом, тонко, нежно (ἀμφιτιττυβίζειν Arph.). [B.169]

*

κέντρον τό 1) кентр, стрекало (κέντρῳ ἐπισπέρχειν Hom.; κέντρα ἡνιοχικὰ καὶ μάστιξ Plat.): πρὸς κέντρα λακτίζειν погов. Pind., Soph. etc. лягать стрекала, т.е. идти против рожна; 2) колющее орудие, игла, скорпион (орудие пытки) Her.; 3) pl. уколы, мучения (κέντρα καὶ ὀδύναι Plat.); 4) жало (sc. μελίττης Plat.; ἐντόμων Arst.; sc. τοῦ σκορπίου NT; τῷ κέντρῳ κεντεῖν Arph.): εἴς τινα κέντρα ἀφιέναι κακά Eur. злобно бранить кого-либо; 5) кончик, остриё (τοῦ στροβίλου Plat.); 6) membrum virile Sotades ap. Plut.; 7) срединная точка, средоточие, центр (ἐκ τοῦ κέντρου ἀγόμεναι γραμμαί Arst.): κύκλον κέντρῳ περι γράφειν Plut. описать окружность из центра; 8) побудительное начало, побуждение, желание, страсть: κ. ἐμοῦ Soph. желание увидеться со мной; τῆς ἐχθίστης θεῶν δηχθεῖσα κέντροις Eur. (Федра), уязвлённая побуждениями самой ненавистной из богинь, т.е. соблазнённая Афродитой; ἐκπεπληγμένη κέντροις ἔρωτος Eur. терзаемая любовными страстями; κ. ἐγερτικὸν θυμοῦ Plut. волнующее душу начало, возбуждающая сила. [B.169]

*

градус (угловой) η μοίρα (угол в 45 градусовов γωνία 45 μοιρών)

μοῖρα, ион. μοίρη ἡ 1) часть, доля (τριτάτη μ. νυκτός Hom.): ἴση μ. Hom. равная доля (добычи); μοῖραν καὶ γέρας ἐσθλὸν ἔχων Hom. имея долю добычи и почётный дар, т.е. с почётной долей добычи; ὁ (Ὀδυσσευς) ἕζετο ᾗ παρὰ μοίρῃ Hom. Одиссей сел за свою порцию (за столом); 2) область: Πελοποννήσου τῶν πέντε αἱ δύο μοῖραι Thuc. две области Пелопоннеса из пяти; 3) надел, участок (χώρης Hom.; πατρῴας γῆς Soph.); 4) владение (Περσέων Her.): ἡ τοῦ πατρὸς μ. Dem. отцовское наследство; οὐκ αἰδοῦς μοῖραν ἔχειν Hom. быть лишённым стыда, поступать бессовестно; μοῖραν ἡδονῆς πορεῖν τινι Aesch. доставить кому-либо удовольствие; 5) (тж. μ. βιότοιο Hom.) удел, судьба, участь, рок, жребий (ἐπὶ ἑκάστῳ μοῖραν ἔθηκαν ἀθάνατοι Hom.): ὑπὲρ μοῖραν Hom. вопреки судьбе; ἐπεὶ ἔσχε μ. Ἀχιλλέα θανεῖν Soph. когда судьба положила Ахиллу умереть; ἀγαθῇ μοίρᾳ Eur. при счастливых обстоятельствах, т.е. предзнаменованиях; θείᾳ μοιρᾳ Xen. по определению богов; 6) качество, свойство, признак: ἀνδρὸς μοίρᾳ προστιθέναι τι Thuc. считать что-либо признаком мужества; ἐν πολεμίου μοίρᾳ Dem. в качестве врага; ὡς ἐν παιδιᾶς μοίρᾳ Plat. как бы в виде шутки; ἐν φαρμάκου μοίρᾳ Plut. в качестве лекарства; ἐν τῇ τοῦ ἀγαθοῦ μοίρᾳ εἶναι Plat. относиться к области блага; 7) значение, роль: ἐν μείζονι μοίρᾳ εἶναι Plat. иметь большее значение, тж. быть в большом почёте; ἐν οὐδεμίῃ μοίρῃ μεγάλῃ ἄγειν τινά Her. ни во что не ставить кого-либо; μεγάλην μοῖραν καὶ τιμὴν ἔχειν Plat. пользоваться большим уважением; 8) причитающееся по заслугам, должное: οὐ νέμειν τινὶ μοῖραν Soph. не воздавать кому-либо должного; ἐν μοίρῃ или κατὰ μοῖραν Hom. по справедливости, как следует; παρὰ μοῖραν Hom. неправильно, неподходящим образом, некстати; 9) счастливый удел, счастье (μ. καὶ ἀμμορίη ἀνθρώπων Hom.); 10) (тж. μ. θανάτου Aesch.) смертный удел, кончина, гибель (φόνος καὶ μ., θάνατος καὶ μ. Hom.); 11) сторона, партия (τὸν δῆμον πρὸς τὴν ἑωυτοῦ μοῖραν προσθέσθαι Her.); 12) слой населения, класс: τριῶν μοιρῶν ἡ ἐν μέσῳ Eur. средний из трёх классов (населения). [B.169]

 

 
     
 

Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «…что за «суета-сует»? (Еккл.1:2)

Если посмотреть в оригинал, то там «хэвел хэвэлим» ( הֲבָלִים הֲבֵל ). «Хэвел» ( הֲבֵל ) – «выдыхаю воздух» – видимо, звукоподражательное слово, которое обозначает что-то вроде дуновения. «Лёгкое, как дуновение», «мимолётное, как дуновение». А почему «пустота пустот», или «тщета тщет», или «дуновение дуновений» – это такая фигура библейского языка.

Слово «пустота» может иметь отрицательное значение, и достаточно часто это слово «хэвел» обозначает то, чего на самом деле нет – «тщета» можно перевести. Например, идолы: они пусты – в них нет никакого наполнения». [P.125.522]

 

 
     
 

Владимир МИКУШЕВИЧ, писатель, российский поэт, прозаик, переводчик, религиозный философ: «…Смердяков удивительным образом перекликается с чёртом, который является Ивану Фёдоровичу. Это называется «кошмар Ивана Фёдоровича». А ведь чёрт тоже великий уравнитель – что «всё равно». А если «всё равно», то всё равно нулю. Это вот кредо хама. И поэтому хам всегда это откладывает на будущее, потому что если сейчас осуществить, то не будет ничего – не будет самого хама.

И чёрт говорит, что я здесь для того, чтобы какие-то в мире совершались происшествия: без меня ничего не будет. Тоже мысль хама.

…и возникает тут ещё одно свойство хама – ещё одна его особенность – то, что это откладывается на будущее, потому что если это немедленно осуществить, то, опять же, ничего не будет: просто такое уравнивание приведёт к тому, что все будут нулями. А нуль, равный нулю – это есть небытие. Это, в конечном счёте, настоящая утопия и, одновременно, антиутопия хама». [T.10.DCXX.15]

 

 
     
 

Геннадий ГОРЕЛИК, кандидат физико-математических наук, Центр философии и истории науки Бостонского университета: «…но когда Галилей захотел исследовать, как падают тела… Дело в том, что он наткнулся на фразу Аристотеля – опрометчивую фразу – и, может быть, в этом была её прелесть. Аристотель был человек, опирающийся на опыт. И он, обобщая явления, видел, что тяжёлые предметы падают быстрее, чем лёгкие: листок бумаги падает медленнее, чем ручка. Но он это решил обобщить: если предмет в сто раз тяжелее, то он будет в сто раз быстрее падать. Для Галилея это было очевидно не так, но он поставил вопрос: «а как на самом деле?» И вот это был один из первых триумфов науки, когда он обнаружил, что все предметы (любые предметы) падают в пустоте совершенно одинаково. При этом он опирался на обыденный опыт, и на свои специально поставленные опыты.

Аристотель запрещал «пустоту»: пустота – это, вообще, ложное понятие. А Галилей, основываясь на своём же опыте, понял, что формулировать закон физический надо «в пустоте». И только тогда вот этот закон о том, что все тела падают совершенно одинаково, и что это не зависит вообще от их веса. Именно таким способом он изобрёл фундаментальное понятие физическое, которое сейчас кажется тривиальным – это понятие «пустоты».

Движение в пустоте: только на этой основе он открыл три великих закона – Закон свободного падения (все тела падают одинаково в пустоте), Закон инерции (если на тело не действуют никакие силы, оно будет двигаться всегда бесконечно с одной и той же скоростью в одном и том же направлении), и, наконец, Принцип относительности. Вот эти три великих закона были открыты Галилеем, основываясь на том, что он изобрёл новое понятие – «пустота». Дальше, следующее понятие, это была гравитация – всемирное тяготение, – которое изобрёл Ньютон, опираясь на физику Галилея». [P.125.567]

 

 
     
 

1 - 2 - 3