ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН XVII. Spes; Intuitio; Divinatio Naturalis; Stella Magorum (Звезда Волхвов); Oss; Inflexus; Звезда 3; Иероглиф (рот с языком, т.е. говорящий рот).

   

Звезда 3

 
     
 

īnsecta, ōrum n [inseco I] насекомые PM. [B.32]

 

campē, ēs и campa, ae f (греч.) 1) (лат. eruca) гусеница Col, Pall; 2) изгиб, поворот, перен. преим. pl. обиняки, уловки, увёртки, выкрутасы (campas dicere Pl). [B.32]

*

καμπή ἡ 1) изгиб, излучина: ὁ ποταμὸς περὶ πολλὰς καμπὰς ἀγνύμενος Her. река, текущая многочисленными изломами; 2) поворот: καμπαῖσι δρόμων Eur. на поворотах дорог; εὐλαβηθῆναι περὶ τὴν καμπὴν Plat. быть осторожным на повороте; καμπὴν ποιεῖσθαι Plat. сделать поворот, т.е. вернуться назад; πάλιν τοι μῦθον ἐς καμπὴν ἄγε Eur. верни свою речь к повороту, т.е. скажи, к чему клонится твоя речь; 3) сгиб, сочленение, сустав (τῶν δακτύλων, τῶν βραχιόνων Arst.); 4) сгибание: κ. καὶ ἔκτασις Plat. сгибание и разгибание (тела); 5) муз. переход, перелив, рулада (καμπὰς ποιεῖν Plut.): κάμπτειν τινὰ καμπήν Arph. выводить какую-либо руладу. [B.169]

κάμπη ἡ 1) гусеница Arst.; 2) кампа (баснословное чудовище в Ливии, убитое Дионисом) Diod. [B.169]

 

σκώληξ, ηκος ὁ 1) червь, червяк Hom., Arst.; 2) личинка Arst.; 3) гусеница Arst. [B.169]

 

ψῡχή, дор. ψῡχά (ᾱ) ἡ [ср. ψῦχος] 1) дыхание, преимущ. дух, душа, сознание; 2) жизнь; 3) душевные свойства, характер, нрав 4) настроение, чувства; 5) описательно в знач. существо, личность, человек (часто в переводе опускается); 6) бабочка, мотылёк Arst., Plut. [B.169]

 

 
     
 

papillon m 1) бабочка, мотылёк (моль): étourdi, léger comme un papillon – очень легкомысленный, непостоянный; courir après les papillons – заниматься пустяками; papillons noirs – чёрные мысли; 2) перен. ветреник, легкомысленный человек; 3) летучий, отрывной листок; вкладной листок; 4) летучка, листовка; 5) письменное уведомление о штрафе за нарушение правил стоянки автомобиля; 6) «бабочка» (галстук); 7) (brasse) papillon – стиль баттерфляй (в плавании); 8) газовая горелка, газовый рожок; 9) уст. крылья (головного убора); 10) крыльчатая гайка, гайка-барашек; 11) дроссель, дроссельная заслонка, шибер; перекидной клапан; ключ перекрытия системы отопления; 12) papillon de mer ихт. – морская лисица, атлантический маслюк (Новый французско-русский словарь)

 

pāpilio, ōnis m 1) бабочка, мотылёк Col, PM, O, M; 2) палатка, шатёр (apertis papilionibus cenare Lampr). [B.32]

pāpiliunculus, ī m [demin. к papilio] мотылечек Tert. [B.32]

 

 
     
 

Свет, который мы способны увидеть, ограничивается узкой полосой электромагнитного излучения. И это очень маленькая часть того, что распознаёт спутник. Электромагнитное излучение охватывает спектр, который выходит за рамки знакомых нам цветов радуги.

Dr. Waleed Abdalati, NASA Chief Scientist: «Если весь спектр представить в виде линии, проложенной от Нью-Йорка до Лос-Анджелеса, отрезок, который воспринимает наш глаз, был размером с десятицентовик». [T.22.XLIII]

 

…этот катаклизм повлёк за собой целую череду бедствий: атмосфера Земли наполнилась дымом и пеплом. Из-за парникового эффекта, вызванного углекислым газом, температура на планете повысилась на шесть градусов. Диоксид серы и хлор в смеси с воздухом вызвали кислотные дожди, сделавшие почву непригодной для роста растений. Высвобождение метана из залежей его гидрата на океаническом дне, окончательно дестабилизировало экосистему Земли. Это было величайшее массовое вымирание за всю историю жизни, в ходе которого исчезли девяносто семь процентов морских видов и семьдесят процентов наземных позвоночных. Ни одно существо не способно выстоять в противостоянии со стихией. Но проходит немного времени и жизнь вновь отвоёвывает своё…

После «Пермского вымирания» это происходило гораздо дольше. [T.10.CDII.2]

 

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «В царских гробницах Долины царей – великого некрополя, того самого, который назывался в древности  «Та сет аат» – «Великое место», рассказ о ночном странствии Солнца занимает очень важную роль. Стена погребальной камеры царя Сети Первого, в древности такая центральная камера гробницы называлась «Дом золота» или «Золотой покой», здесь даже игра жёлтого пигмента намекает на то, что стены, как бы, из такого «мистического золота». На этой стене Второй и Третий час ночи, о котором рассказывает знаменитый текст. Он называется либо «Книга сокровенного покоя того, что в мире ином», либо, сокращённо, как это принято сейчас в науке – Амдуат – «То, что в Дуате», «То, что в Загробном мире». Это текст, который рассказывает о двенадцати часах ночи, который говорит о потаённых областях Мира иного. Это текст, который изначально абсолютно не был доступен простым египтянам – это исключительно царский текст, который появляется только в царских гробницах.

…когда ты читаешь «Книгу мёртвых», и когда читаешь Амдуат, то разница на лицо. То есть, «Книга мёртвых» с её заклинаниями, с её заботой о простом человеке, с её боязнью загробного суда, она кажется маленькой главой на фоне гигантской вселенской Книги, которая говорит о Водах Хаоса и Солнце, о противоборстве Мира и Хаоса, о Мире досотворённом: то есть на этом фоне человек – это крохотное такое существо, которому в этой Книге и нет места – человек в этой Книге ни разу не упоминается». [P.125.20]

 

 
     
 

…справа от девушки, притаившись между двумя каменьями, еле заметен маленький зелёный кустик; на нём сидит бабочка, с жёлтыми крылышками и чёрными кружками; она только что проснулась и собирается взлететь. [B.24.1]

 

На семнадцатой странице Таро мы видим удивительную аллегорию: голая женщина, без покрывала, одновременно изображающая Истину, Природу и Мудрость, наклоняет к земле две урны и льет на нее огонь и воду; над ее головой сверкает звездное семерное вокруг восьмиконечной звезды, звезды Венеры, символа мира и любви; вокруг женщины зеленеют земные растения, и на одном из них сидит бабочка Психеи, эмблема души, замененная на некоторых копиях священной книги птицей, символом более египетским и, вероятно, более древним. Это изображение, носящее в современном Таро название блестящей звезды, аналогично многим герметическим символам и не без аналогии со сверкающей звездой посвященных масонства, выражающей большинство тайн секретного учения Розенкрейцеров.

Элифас Леви «УЧЕНИЕ И РИТУАЛ ВЫСШЕЙ МАГИИ»

 

Михаил ПИОТРОВСКИЙ, доктор исторических наук, директор Государственного Эрмитажа: «Психея – замечательный образ, означающий «дыхание». Психея – это образ человеческой души, при этом в греческом «дыхание» и «душа» идентичны. В русском – то же самое – «дыхание» и «душа».

…по сравнению с другим символом души – это бабочки. Бабочки – символ души, существующий в самых разных культурах.

Психея, называется она «Душенька»: точный перевод слова: на самом деле ни на какой язык так хорошо не переводится Психея, как на русский. Душенька – вот и всё совершенно ясно».

Юлия СЕМЁНОВА, научный сотрудник, главный хранитель Отдела Античного мира Государственного Эрмитажа: «…это изображение разным образом крыльев. То есть, у Амура – это большие птичьи крылья, у Психеи – это крылья бабочки или, реже, вывернутые щиты боевые. Почему идея Психеи так популярна? – Дело в том, что античная мифология знает совсем немного смертных людей, которые смогли сходить и вернуться. Вот Психея – одна из них». [T.10.DXXXIII.15]

 

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…некоторые гробницы были просто распилены на куски и вывезены в музеи мира. Знаменитый шедевр «Нильская охота» из гробницы господина Небамона. Лондон, Британский музей.

бабочка, которая не имела символического значения в египетском искусстве». [P.125.15]

 

 
     
 

…бабочка – она свободна от голода, жажды и земного притяжения. Невесомая, прекрасная, свободная от оков земного здравого смысла, она легко поднимается к небу, её дом на земле – прекрасные райские цветы.

Сродни бабочке и птица-душа древних египтян… [T.22.VII]

 

…всё многообразие крыльев насекомых можно классифицировать по двум типам полёта. У видов, находящихся на более низкой ступени эволюции, две пары крыльев движутся независимо друг от друга. Во втором случае насекомое хлопает крыльями синхронно, и нередко со скоростью, превышающей способность человеческого глаза это заметить. Именно синхронное движение крыльями производит знакомое всем жужжание. Второй тип полёта встречается чаще и присущ более развитым видам.

…чем больше площадь крыла, тем менее развито насекомое. Одни насекомые летают неуклюже и на короткие расстояния, другие – с поразительной скоростью и маневренностью.

…различие между самцами и самками лучше всего символизирует бесконечное разнообразие насекомых. У бабочек эти различия выражаются в яркой внешности, а, именно, в расцветке крыльев: обычно крылья самцов ярче и они демонстративно покачивают ими в полёте, чтобы привлечь внимание самки. Это эффектное представление имеет большое значение в выживании вида. Именно поэтому у самок крылья приглушённых тонов – это повышает их шансы остаться незамеченными для хищников.

В легендах – будь они основаны на выдумках или на фактах – то и дело упоминаются насекомые. Учитывая, как часто они встречаются в мифах, не удивительно, что они продолжают будоражить наше воображение[T.10.CCCLXXXIX.1]

 

 
     
 

…судя по форме стеблей, они росли по берегам рек.

Dr. Qiang Ji, Academe Chinoise de Geologie: «В те времена такие растения, как гинкго, кедр и папоротник доминировали в экосистеме. Архаефруктус скромно расположился на границе экосистемы, где главенствовали голосеменные. Появление этих крошечных, почти незаметных цветов, изменило лицо земли – они стали настоящим подарком для млекопитающих».

Как же появление цветов отразилось на млекопитающих? До этого у растений не было цветов. На заре эры динозавров – около двухсот миллионов лет назад – все растения были голосеменными, то есть такие растения, как гинкго, кедр и папоротник не имели цветов. Именно они служили основным источником пищи для гигантских динозавров, например, для суперзавра. Но в вопросах воспроизведения голосеменным приходилось полагаться только на ветер. Появление цветов положило начало невероятной эволюции мира растений: по сути дела появился новый уникальный механизм воспроизведения растений, в который были вовлечены и насекомые. Цветок привлекает насекомых с помощью сладкого нектара…

…появление цветов стало настоящей революцией в вопросах воспроизводства. Цветы самым серьёзным образом повлияли на жизнь насекомых. В период доминирования голосеменных растений насекомые, в основном, были представлены стрекозами и кузнечиками: пчёлы, мухи и другие виды насекомых, к которым мы привыкли, появились с первыми цветами. Цветочный нектар стал источником пищи для насекомых, это обстоятельство решительно повлияло на возникновение новых видов насекомых. Поколение за поколением цветущие растения и насекомые продолжали эволюционировать, взаимодействуя между собой и увеличивая разнообразие видов.

Млекопитающие только выиграли от этого развития: для ранних млекопитающих насекомые были основным источником пищи. Появление цветов и увеличение видов насекомых отчасти объясняет особое развитие зубов млекопитающих: каждый зуб соответствует тому типу насекомых, который был основной пищей животного. Благодаря появлению цветов продолжалось развитие млекопитающих, они по-прежнему были очень малы, но их число значительно увеличилось. Многообразие форм и рост популяции стали самыми ценными достижениями млекопитающих, которые позволили им выжить на закате эры динозавров. [T.10.CCCXCIII.2]

 

 
     
 

Гусеница – это попросту эффективная машина по переработке пищи: всю жизнь она только ест. В конце концов, бабочка – это всего лишь переработанные листья.

За несколько дней гусеница может увеличить свой вес в десять тысяч раз…

Каждая гусеница превращается в куколку. Но эти коконы неподвижны только с наружи: внутри гусеница стала жидкой. Крохотные сегменты, которые спали в её теле, превращаются в конструктор тела бабочки, они с военной точностью управляют потоком клеток. Эти клетки перестраиваются в новые формы: одни станут крыльями, другие ногами или огромными новыми глазами. Этот процесс науке пока что непонятен, по сложности, это, примерно, как бросить гору кирпичей на чертёж и ждать, что появится собор. Но именно это и происходит каждый раз.

…бабочки поднимаются в воздух, создавая между крыльями вакуум, который втягивает их наверх. И в технике полёта, и в конструкции крыльев, у бабочек нет аналогов. Инженеры и математики посвящают целую жизнь попыткам понять, как эти животные нарушают законы аэродинамики. Полёт бабочки гораздо сложнее полёта птицы или самолёта: они похожи на парусные корабли – их крылья гнутся и идут волнами. Они могут летать спиной вперёд, вверх ногами, а ещё парить, пикировать и замирать в воздухе.

Летящая бабочка не слабее льва: летательные мыщцы насекомых самые мощные в мире. Даже на старых, изодранных о шипы крыльях бабочки способны грациозно порхать.

Но крылья нужны не только для полёта, это целый язык цвета. У нас цветное зрение, но у бабочек оно лучше: мы не видим ультрафиолет, а они видят. В ультрафиолетовом освещении проявляются узоры, которые видны только бабочкам. Они настолько яркие, что их видно издалека. Узоры, видимые нам, рассчитаны на хищников с похожим зрением, они помогают прятаться или предупреждают: «Я невкусный». Бабочки одновременно сообщают друг другу одно с помощью ультрафиолета, а хищникам совсем другое с помощью обычных цветов. Солнечный ультрафиолет ослепит млекопитающее, а вот бабочки почти слепы без него.

…такой успех в деле производства себе подобных, говорит о том, что бабочки справились почти со всеми проблемами, которые предложила им природа. Их двадцать тысяч видов, а их семейное древо прослеживается на сто тридцать миллионов лет назад. Бабочки по праву могут считаться одними из самых успешных созданий на планете. [T.17.XLIV.1]

 

 
     
 

1 - 2 - 3