ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН XVII. Spes; Intuitio; Divinatio Naturalis; Stella Magorum (Звезда Волхвов); Oss; Inflexus; Звезда 2; Иероглиф (рот с языком, т.е. говорящий рот).

   

Звезда 2 (Психе)

 
     
 

vesper, erī и eris m 1) ( = hesperus ) вечерняя звезда: vespěro surgente H с восходом вечерней звезды; 2) вечер: ad (sub) vesperum Cs под вечер; primo vespere Cs с наступлением вечера; primā vesperi (sc. horā) Cs в первый (же) вечерний час; vesperi и vespere Ter, C etc. вечером; jam diei v. erat Sl уже смерилось; 3) вечерняя трапеза, ужин (in vesperum parare piscatum Pl): de vesperi suo vivere погов. Pl быть самому себе хозяином; de vesperi alicujus cenare Pl кушать у кого-либо; 4) запад (vespere ab atro consurgunt venti V). [B.32]

 

 
     
 

ψῡχή, ἡ, дор. ψυχά (ψύχω), соб. дыхание; об. дух, душа; в пер. жизнь; b) дух усопшего, тень.

 

 
     
 

Сергей ИВАНОВ, доктор исторических наук: «…можно предполагать, что, скажем, рак или, скажем, инфаркт, преследуют человечество с его зарождения, а, вот, психические болезни развиваются и эволюционируют вместе с человечеством и с представлением человечества о культуре». [T.10.CI.102]

 

Исайя – придворный вельможа при трёх царях – активно участвует в общественной жизни Иерусалима. Исполняя повеление «Глаголом жечь сердца людей», он призывает иудеев к праведной жизни, обличает правителей и богачей, которые живут в роскоши и жестоко обращаются с рабами и нищими. Свои пророчества Исайя порой сопровождает странными поступками, как позже будут делать и христианские святые – юродивые.

Ицхак Фишелевич, преподаватель Библии, Израиль: «Из тех странных вещей, которые он должен делать одно время, он должен был ходить голышом при всём честном народе, объясняя, что вот так вот поведут изгнанников враги, которые разрушат Иерусалим за грехи. Понимая, что человек, который такое делает, ничего хорошего о нём окружающие не думают. То есть, в наше время у него был бы уже явно диагноз и заключение в соответствующем месте».

Спустя два столетия после сооружения Храма иудеи так привыкли к религиозным обрядам, что начали забывать – Бог ждёт от человека не столько жертвоприношений, сколько добрых дел. Исайя обличает такое обрядоверие и заявляет: «Богу не угодны жертвы, которые приносят злодеи и преступники». [T.10.DXXXVII.7]

*

11. К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу.

12. Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои?

13. Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие - и празднование!

14. Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их.

15. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови.

 

 
     
 

…наверное только великий психолог может сказать такую простую, очевидную и недосягаемую истину: «Проблемы возникают тогда, когда мы пытаемся оправдать ожидания других, вместо того, чтобы оправдать наши собственные».

Карл Роджерс (англ. Carl Ransom Rogers) – один из основателей Гуманистической психологии.

…сам Карл Роджерс назвал это «Методом клиентоцентрированной терапии». Этот метод сейчас второй по распространённости в мире после Психоанализа Фрейда. А в основе лежит убеждение Роджерса, что каждый человек способен управлять своей судьбой. Поэтому в его методе консультант даёт право самому клиенту устанавливать цели: человек должен понять чего он хочет в жизни без помощи психолога.

У Роджерса была очень простая и эффективная формула достижения Успеха. Он считал, что надо жить опираясь на собственные чувства и не зависеть от оценок других людей… [T.10.I.9]

 

Юркевич отстаивал так называемую опытную психологию, согласно которой психические явления принадлежат к миру, лишённому всех определений, свойственных физическим телам, и познаваемыми в своей сущности только субъектом, который непосредственно их переживает.

Слово «опыт» давало повод говорить, что психология, использующая этот внутренний опыт, является эмпирической областью знания и тем самым обретает достоинство других, строго опытных, чуждых метафизике наук. «Антропологический принцип» Чернышевского отвергал этот эмпиризм, создавая философскую почву для утверждения объективного метода взамен субъективного. Этот же принцип, постулируя единство человеческой природы во всех её проявлениях, стало быть и психических, отвергал прежнюю, восходящую к Декарту, концепцию рефлекса, согласно которой организм расщеплялся на два яруса автоматических телесных движений (рефлексов) и действий, управляемых сознанием и волей.

М. Г. ЯРОШЕВСКИЙ, доктор психологических наук [B.12]

 

Евгений ВЕЛИХОВ, академик РАН, доктор физико-математических наук: «Надо сказать, что и в психологии у нас было довольно неблагополучно, потому что в общем, когда то российская психология была на очень высоком уровне – Выготский, Лурия, – а потом всё это начали сводить к, так сказать, повторению американских идей, чисто прагматических, и уровень начал падать быстро». [T.10.LXIX.7]

 

Наталья ДЁМИНА, кандидат медицинских наук: «А кто такая «официальная наука? Где она?» – Психиатрия – это вообще не наука, это предательство человека. А психология, она тоже не доказала своей научности, потому что сплошные школы разные, и какие-то куски мозаичные представлений о мире». [T.10.CCLXXVIII.5]

*

Владимир ГОРБАЦЕВИЧ, доктор физико-математических наук: «…некоторое время назад психологи выяснили, что психология не является наукой».

Собственно определений науки великое множество. По одному из них она не только описывает наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяет построить причинно-следственные связи с конечной целью прогнозирования.

В психологии спрогнозировать поведение исследуемого объекта – человека – невозможно.

Владимир ГОРБАЦЕВИЧ, доктор физико-математических наук: «То есть, психология оказалась «не наукой». Вы знаете, как была решена проблема? – Они попросили знакомых специалистов по методологии науки изменить определение Науки. Это не шутка, это правда». [T.2.LXV]

 

 
     
 

Одним из самых прекрасных персонажей древнегреческих мифов является Психея. В эту прекрасную юную девушку влюбился Бог Любви – Эрос. Он женился на ней, но Психее было запрещено его видеть. По совету своих завистливых сестёр она попыталась увидеть его в сумерках при свете свечи, и Эрос тут же покинул её. Девушке пришлось пройти через множество трудностей и испытаний чтобы вернуть его, но, в конце концов, её усилия увенчались успехом: она стала богиней и соединила свою жизнь с Эросом для вечного блаженства на Небесах.

Как и большинство греческих мифов, миф о Психее представляет собой аллегорию, – то есть, это история, события и персонажи которой должны восприниматься не буквально, а как символы, несущие глубокий поучительный смысл. Так на примере Психеи показывается, что путь к успеху может быть трудным и долгим. Когда же успех приходит, одна из его важных составляющих в том, что человек поднимается на новый, более совершенный уровень, и его жизнь приобретает новую форму – более высокую и прекрасную: «Гадкий утёнок» превращается в прекрасного лебедя, гусеница превращается в бабочку. Кстати, именно это превращение, скорее всего, имели в виду греки, поскольку в произведениях искусства Психея обычно изображается с крыльями бабочки. Эта традиция сохраняется и сегодня: сказочных фей в детских книжках с картинками также изображают с крыльями бабочек. С другой стороны, ангелов везде изображают с птичьими крыльями.

Психея, как бы, символизирует человеческую душу, которая стойко выносит все тяжести и испытания земной жизни, а после смерти человека покидает телесную оболочку и вылетает как бабочка из кокона на встречу новой – небесной – жизни. «Душа» на греческом и обозначается словом «психе», дословно означающем «ничем не отягощённый», «бестелесный». Душа относится к той части человеческого существа, которое не состоит из плоти и крови.

Айзек Азимов [B.129.2]

 

Асклепий, древний бог врачевания, был сосредоточением культа, охватившего Грецию в V-м веке до нашей эры. Почти в каждом городке было святилище Асклепия, посвящённое здоровью его граждан. Прославленный центр врачевания в Эпидарии был самым крупным. Он славился случаями исцеления. Хромые, слепые или страдающие камнями в почках, сюда приходили все. Имеются свидетельства, что жертвоприношения, молитвы, отдых, диета, чистая вода и свежий воздух были основными назначениями врачей. Святилища Асклепия стали предтечами современных курортов с минеральными водами. Но древние греки также первыми поняли целебную силу духовного начала.

Jack Charles Turner, writer and television documentary host, Master of Philosophy (M.Phil.): «Святилища Асклепия пользовались популярностью, так как здесь практиковали психоанализ».

Так же как мы сейчас идём на приём к психоаналитику, греки шли в Эпидарий. Театр в Эпидарии был знаменитым местом для снятия тревоги. Его размеры говорят, насколько популярным был культ альтернативной медицины в святилище Асклепия. В нём было 15 тысяч мест, по размеру он почти не уступал театру в Афинах, в то время самому большому в Древней Греции.

Jack Charles Turner, writer and television documentary host, Master of Philosophy (M.Phil.): «Такой театр был частью курса лечения».

По мнению древних греков, всплеск эмоций, во время представления (театрального) давал очищающий эффект. Театр был больше, чем просто место для развлечения. Это было место КАТАРСИСА. [T.12.XV.3]

 

Юрий ЗИНЧЕНКО, доктор психологических наук: «…вернёмся к классическому этапу в психологии. Мы помним, что «классическая» наука, она изучает объекты, организованные как простые системы, и в связи с этим нельзя не вспомнить Вильгельма Вундта (нем. Wilhelm Maximilian Wundt), который первую психологическую лабораторию основал, и, собственно, вся классическая наша психология в традиционном понимании оттуда идёт. Хотя мы все прекрасно помним, что психология своим рождением обязана, в первую очередь, философии: в лоне философии почти две тысячи лет существовала, и, в общем-то, сам предмет психологии выстраивался внутри философского знания. А психология, в своё время, была просто частью философии, ну, как и практически все науки, – мы помним, что они вышли из философии». [T.10.CI.108]

 

 
     
 

Психологи считают, что человек способен испытывать 173 эмоции. Пять из них – базовые: это гнев, страх, грусть, отвращение и радость. Всё остальное – их комбинации и сочетания. Но с точки зрения нейробиологии нет никакой грусти и радости, нет любви и горя, и презрения нет, и стыда, и страха – ничего нет. Все наши чувства, все наши эмоции – чистая химия, точнее биохимия.

В жизни каждого человека эмоции играют очень важную роль: они неотъемлемая часть личности – один из главных механизмов взаимодействия с другими людьми и маркер этих отношений.

Сам термин «эмоции» происходит от латинского «emovere», что означает «возбуждать» или «волновать». Это «волнение» сопровождает наши мысли и поступки на протяжении всей нашей жизни – от первого вздоха до последнего.

Каждой нашей эмоции соответствует определённое химическое вещество или набор веществ. Точнее, каждое химическое вещество позволяет нам, или даже, заставляет нас испытывать определённую эмоцию. Нежность и привязанность – это эффект окситоцина. А отвращение – эффект ацетилхолина. Голод – это грелин, а насыщение – лептин. Усталость – это аденозин. Тироксин называют гормоном раздражительности: если его слишком много, человек взвинчен и не может контролировать себя. [T.10.CXVII.18]

 

 
     
 

Леонид МАЦИХ, кандидат филологических наук, доктор филологии и теологии (PhD): «…а дьявол – враждебный, он везде. Он каждый день с тобой. Ты никуда от него не уйдешь. Вот это ощущение очень важно для христианского мировосприятия. Вообще для всего христианства в целом.

Вас не удивлял такой факт, что психоанализ основали евреи. И до сих пор девяносто процентов психологов, психотерапевтов, психиатров – это евреи – во всех странах мира. А пациенты в основном раньше были христиане, а сейчас просто люди, скажем так, христианских этносов: католики, протестанты, православные. Почему не наоборот? А вот среди хирургов нет такого ужасающего соотношения. Там и немцы, русские и французы, – все одинаково преуспевают. Нельзя сказать, что евреи более способны к медицине. Но что касается психологии, психиатрии, – тут просто чудовищная цифра. Отчего так? Это имеет совершенно чёткое религиозное объяснение. В еврейской среде такой раздвоенности сознания, как в христианской, просто не могло возникнуть. Не было дьявола. Он был где-то там, на периферии, и, в общем-то, посмеивались над ним. Для христианской души дьявол был главным действующим лицом в мире. И ощущение своей скверны, греховности и гадости, – того, что «я не соответствую высокому образцу. Я не таков, не такова, каким должен или должна быть», – это настойчиво культивировалось. Это и привело к раздвоенности. Потом психоанализ эти две раздвоенные половинки сводил вместе. Определёнными способами, вполне каббалистическими, потому что Фрейд всё это взял из каббалы. Но, это уже другой вопрос. Для нас это – интерес, констатация чисто европейского феномена. Евреи жили среди христиан, но они не разделяли их убеждений. И этой раздвоенности, ощущения своей постоянной греховности у них не возникало. И они с удовольствием брались это лечить. И, в общем- то, с успехом. А для христиан это было исключительно важно.

Какой самый почитаемый на Западе русский писатель? Ну, конечно! О чём тут думать! Ну, конечно, Достоевский! Чудовищные тиражи, масса всяких штудий, конгрессов, диссертаций. Вот это – классическое западное мировоззрение: человек ужасен, человек плох. Человек греховен. И вся его жизнь – напряженное, настойчивое самокопание, Достоевским гениально описанное. Теперь спросите евреев как читающий народ. Им нравиться Достоевский? Почти никому. Это не их, так сказать, литература. А вот Горький и Толстой писали о том, что человек вовсе не плох. А в общем даже и очень бывает ничего. Эти – как раз вполне популярны. Одна японская зрительница, посмотрев русский, российский театр в Японии, с плачем пришла за кулисы и сказала: «Я прошусь к вам в труппу на любую должность – мести пыль со сцены, мыть посуду за актерами, стирать, – что хотите». «А зачем?» – «Я хочу научиться русскому театру». – «А какая сверхзадача? Чего вам не хватает в жизни?» – «Я хочу научиться так страдать!» Вот чего ей не хватает! Для Японии такое явление – достаточно исключительное. А для русского характера? Дать пострадать – это ж лучшее, что может быть. И что такое жизнь без страдания? Дивная фраза: «страдания очищают». Лучше всего это на дыбе происходит. Хотите пострадать? У нас есть. Фёдор Михайлович, давайте попробуем. И это очистит, конечно. Всё надо терпеть. Это философия бесконечного долготерпения: Христос терпел и нам велел. Ничего, лишь бы не было войны. Ну, конечно, хреново, слава Богу, будет ещё хуже. Это всё – отсюда. Это может быть предметом стёба. Может быть предметом умилённого восхищения: вот, смотрите, какой народ! Что с ним ни делай, а он всё равно рад жизни! Ты ему в глаза не то что плюй, а прямо уже и…., хоть из брандспойта. А он будет говорить, [что] это розовая вода райских кущ.

«Именно так я себе её представляю!» Рай – вертоград процветший! Это отсюда всё – это от него! Не было культа дьявола, конечно. В том виде, как его культивируют современные взбесившиеся с жиру сатанисты, – нет. Но, получилось, что дьявол стал равновеликой Богу фигурой! Теологически – это чудовищная натяжка. Полнейшая ошибка и заблуждение. Разве такое может быть? Разве может что-то сотворенное сравниться с Творцом? А потом такой вопрос: а собственно, Богу надо было создавать такого дьявола?» [B.141.18]

 

 
     
 

Иван ХВАТОВ, кандидат психологических наук: «…надо сказать, что тема сегодняшняя (Эволюционное происхождение психики) является междисциплинарной. Строго говоря, ею никто не любит заниматься – ни биологи, ни психологи, ни физиологи: потому что мы, как ни удивительно, до сих пор не определились с тем, что вообще такое «психика», как это ни странно может показаться.

…это многообразие и эта эклектика подходов, в первую очередь, обусловленная тем простым обстоятельством, что исследователи не пришли к консенсусу относительно того, что такое «психические феномены» и как их понимать. Психика – это феномен не материальный, но, тем не менее, объективный. И его, таким образом, соответственно, можно исследовать.

…что является не материальным явлением, но при этом объективным? Это понятие «информация».

…рассматривать психику именно как разновидность особых информационных процессов. В целом классическое шенноновское определение информации (Claude Elwood Shannon), как снятой неопределённости, или как меры упорядоченности материи, позволило современному философу Дэвиду Чалмерсу заявить, что информация присутствует абсолютно в любой материальной системе. То есть, он это назвал «двуаспектным принципом»: какую бы систему мы не взяли, мы всегда там найдём собственно материю, то есть, данные, и организацию – упорядоченность этой самой материи, что и является фактически информацией.

Стало быть, можно предположить, что психика – это особая информационная организация, существующая внутри некоторых систем.

Ещё один важный аспект, касающийся информации, выражается в том, что это процесс. Информация – это не статика: она всегда предполагает обмен сигналами, обмен данными. То есть, у нас есть, как минимум два участника, два элемента внутри системы: это «донор» – то есть, источник сигнала, и «реципиент» – то есть, тот, кто его принимает. Шеннон к этому ещё добавил «шум».

…а вот собственно психика возникает на следующем этапе, тогда, когда структура из двучленной превращается в трёхчленную. Тогда, когда возникает промежуточное звено. Психика появляется тогда, когда возникает информационный процесс: обмен сигналами между организмом и объектами окружающей среды. Сигнал – это такое воздействие, которое само по себе для организма, строго говоря, является безразличным.

…получается, что мы, опять же, возвращаемся к биопсихизму, то есть, представлению о том, что психика присутствует у любой живой системы.

Мы можем условно выделить две универсальные стратегии адаптации к окружающей среде: «эндо-» и «экзостратегия». «Эндо-» – «внутренняя стратегия. И, по всей видимости, её придерживаются абсолютное большинство живых систем. Есть организм, состоящий из определённых элементов внутри себя, и есть окружающие его объекты. И эти объекты, естественно, взаимодействуют с ним, то есть, подают сигналы. Как адаптируется организм, придерживающийся эндостратегии? (У них «богатый внутренний мир»») То есть, они адаптируются за счёт перестроек внутренних связей: они разрушают какие-то структуры, они могут создать новые элементы, вырасти или уменьшиться, причём они перестраивают всё, что есть у них внутри. Это та стратегия, для которой психика, как раз-то, не очень нужна.

А есть и второй вариант – это «экзостратегия». И у неё приверженцев гораздо меньше, но способ адаптации принципиально иной. Мы имеем те же самые варианты: есть организм, с включёнными в него элементами, есть внешние объекты, посылающие сигналы, но как адаптируется в данном случае организм? А он перестраивает главным образом не внутренние связи (хотя внутренние связи тоже меняются, но не столь существенно), а он перестраивает связи внешние. В первую очередь меняет свою пространственную локализацию относительно объектов окружающей среды. И вот именно такой способ адаптации традиционно называем поведением. Соответственно, можно предположить, что психика используется как информационная организация именно экзостратегической адаптации к окружающей среде, то есть, иначе говоря, психика используется именно для регуляции поведения.

Фактически поведенческая активность может быть представлена в виде двух основных форм, или их ещё иногда называют «формой анимального» (animal – движение). Это локомоция (перемещение организмом собственного тела в пространстве на расстояние более крупное, нежели размер самого тела) и второе – это манипуляция (захват внешних объектов и перемещение их относительно собственного тела). И эта стратегия является универсальной.

Эволюция, в первую очередь, животных связана с тем, что у них постепенно возникают специализированные локомоторные и манипуляторные органы. И исходя из этого можно определить поведение. Поведение – это форма жизнедеятельности унитарного организма, обеспечивающая его адаптацию к изменениям окружающей среды за счёт локомоторных и манипуляторных актов.

Унитарный – значит «целостный», «недилимый». Унитарным, или иначе «индивидом». Индивид в буквальном переводе и означает «неделимый». Вот поведенческую активность демонстрируют именно индивиды. И можно заметить, что психикой обладают именно унитарные организмы. Психика целостная и неделимая, и она является атрибутом именно унитарного организма, тоже «неделимого» индивида.

В противоположность «модульному» (например, мицелий гриба, будучи разделённым на части, восстановится до полного объёма). Унитарный будучи разделён на части (лапы, ноги и т.п.) погибнет.

Оказывается, что приверженцами эндостратегии является абсолютное большинство: по всей видимости все прокариоты, растения, грибы и значительная часть протист, и также, некоторые животные (модульные – губки). Но большая часть животных и значительная часть гетеротрофных протист, к числу которых относятся амёбоидные организмы, и жгутиковые, и реснитчатые – они являются приверженцами экзостратегии.

Чувствительность, как ответный сигнал, может говорить о наличии психики в том случае, если она задействуется для регуляции определённой стратегии адаптации к окружающей среде, которая, в частности, и предполагает, соответственно, поведение.

Таким образом мы можем дать определение психики. Психика – это информационный процесс, упорядочивающий поведенческое взаимодействие индивида с многообразием объектов окружающей среды.

…но только лишь мозга, или даже целостного организма, оказывается недостаточно для того, чтобы существовала психика: нужна ещё и внешняя среда. И только вот в условиях этого перманентного контакта, как раз она и существует. Только при наличии именно поведенческого взаимодействия.

…чувствительность – практически у всех, анимальное движение есть у некоторых представителей (у отдельных бактериальных клеток), голозойное питание тоже встречается. Но вот только тогда, когда три эти признака соединяются между собой ради обеспечения процесса жизнедеятельности, тогда, и только тогда, мы можем констатировать возникновение и существование психики.

…ген кодирует структуру белка, и в этом плане психика, она не может передаваться: психика – только ваша – вас, как индивида. И она, опять же возникает в тот момент, когда вы взаимодействуете с внешним миром. У каждого свой внешний мир, совершенно индивидуальный. Поэтому психику передать по наследству невозможно. Опосредованно психические феномены могут транслироваться, но сама психика у каждого индивида неповторима». [T.10.DCCLXI.4]

*

πρώτιστος «самый первый, первейший»

 

Иван ХВАТОВ, кандидат психологических наук, Московский институт психоанализа: «Психология, как наука, существует достаточно недавно – примерно полтора ста лет – но сама психологическая мысль, как на то указывал ещё Рубинштейн, существует гораздо дольше. Собственно говоря, сколько, вообще, имеет место философия.

…можно сказать, что мысль «о душе», она всегда шла вслед за некоторыми трендами, которые существовали в тот или иной исторический период в культуре. То есть, грубо говоря, технологический прогресс вдохновлял психологическую мысль. Сначала философов, биологов, а затем и собственно психологов.

…информация пронизывает всё. Когнитивные психологи предполагают, что психика – это информационный процесс. Стало быть, психика – это процесс упорядочивания чего-то. А что надо упорядочивать в данном случае? Сознание – это сама информация, это сама психика, мысли – это тоже психика: она нематериальна. Память – это тоже психика. Нейронные связи – это физиологический процесс, на котором фундируется (то есть базируется) эта самая психика. Знание – это тоже информация.

…упорядочиваю своё взаимодействие с внешним миром. Это процесс, который называется «поведение». Бихевиоризм не дремлет: он никуда не делся. Мы упорядочиваем поведение. Классик отечественной психологии Пётр Яковлевич Гальперин так и сказал, что главная функция психики – суть ориентация. Ориентировочная функция психики.

Психика упорядочивает процесс взаимодействия живого существа с окружающей действительностью для удовлетворения его потребностей. Это основная идея, которую выразили когнитивные психологи. Идея достаточно простая. И таким образом они предложили дробить психику на определённые составляющие.

Психика представляет собой совокупность простых информационных процессов». [P.481]

**

 
     
 

**

Евгения ТИМОНОВА, российская научная журналистка и телеведущая, натуралистка, популяризатор науки: «…на горизонте науки душа животного появилась раньше, чем душа человека: не о метафизической категории, а вполне конкретной научной единице – душа / психея / основа психики.

Психология человеческая выросла из зоопсихологии, которая появилась в середине девятнадцатого века, когда учёным пришло в голову, что под поведением животных существуют некие закономерности, и их можно изучать научными методами. Впоследствии эти же закономерности оказались применимы и к поведению людей, и, таким образом, возникла психология.

…эта идея была одной из трёх пощёчин, нанесённых Дарвином современному ему обществу, отзвуки которых мы слышим и до сих пор. Первая – эволюционное происхождение человека от общих с животными предков. Второе – это половой отбор. Третье – это идея, что различия между психикой животного и человека носят исключительно количественный, а не качественный характер». [P.125.373]

 

 
     
 

Dr. Zahi Hawass, Secretary General, SCA, Egypt: «Они говорят, что до конца двухтысячного года обнаружат следы исчезнувшей цивилизации. Если нет, то у них уйдут на это долгие-долгие годы. Я считаю, и постоянно говорю об этом, что Пирамида Хуфу является лучшим психиатром, она помогает всем. Каждый, у кого есть какая-то проблема, вспомнит о пирамиде, подумает, поговорит с ней. Вот поэтому я считаю, что волшебство пирамиды будет длиться вечно и никогда, никогда не прекратится. Я в этом уверен».

Действительно ли сила пирамид лишь в наших мыслях, как утверждают скептики. Возможно, но не совсем так, как они считают. Есть свидетельства, говорящие о том, что наше увлечение пирамидами имеет глубокие психологические корни. Изучение символа пирамиды в истории показало, что очень часто он используется как символ непостижимых жизненных тайн. [T.12.XXXVIII]

 

Их семейные отношения невероятно запутаны, и до сих пор точно неопределенны. Похоже, что Нефертити была одновременно и тёщей и мачехой Тутанхамона. Но по сей день оба являются бесспорными звёздами античного Египта. [T.13.LXV.2]

 

 
     
 

Сергей МЕДВЕДЕВ, кандидат исторических наук: «…это старое высказывание, что взмах крыла бабочки…».

Роман ВИЛЬФАНД, кандидат географических наук, директор Гидрометцентра России: «…это, вот, замечательный учёный, математик Эдвард Лоренц (англ. Edward Norton Lorenz), это великий учёный, он разработал «Теорию Баттерфляй», это когда взмах крылышек бабочки влияет на

Это абсолютно точно, это так называемая «отрицательная вязкость». Наш замечательный учёный, академик Обухов, он немножко другие ассоциации предложил: «Вот выходит девушка на крылечко, махнёт – значит, две абсолютно одинаковые атмосферы, – платочком махнёт и через несколько дней атмосфера полностью изменится». Конечно, это на самом деле не совсем так, вот, устойчивость атмосферы на несколько порядков больше, чем возмущение, но, иногда, это так бывает. Кстати, «Идеология Баттерфляй», она связана ещё с, вот, решение системы, уравнение, которое описывает циркуляцию, до какого-то момента времени идёт по понятной траектории, а затем доходит до некой точки, – точки бифуркации – и дальше раздваивается. И именно вот эти вот ассоциации напоминают крылышки бабочки, если в пространстве их описать. И это значит, что, на самом деле, атмосфера полностью никогда не будет предсказуема». [T.10.LI.29]

 

…Лоренц говорил, что лёгкий ветерок над Бразилией может вызвать торнадо над Техасом. В метеорологии это явление называют «Эффектом бабочки».

Геннадий ЕЛИСЕЕВ, заместитель директора Гидрометцентра России по научной работе, кандидат физико-математических наук: «Эффект бабочки» как литературный образ восходит к очень знаменитому рассказу Рэя Бредбери «И грянул гром» (англ. A Sound of Thunder). Затем этот образ был использован Лоренцом в его научной статье семьдесят второго года: использован как иллюстрация того, как мы его понимаем, это то, что сложные динамические системы с большим числом степеней свободы имеют ограниченные возможности по предсказуемости их будущего состояния».

Метеорологи из Университета Тель-Авива обнаружили, что девяноста процентов случаев торнадо в Атлантическом океане предшествовали сильные грозы на Востоке Африки. Учёные провели ряд экспериментов и выяснили, что именно рост атмосферного электричества в Восточной Африке предопределяет формирование тропических штормов на Западе континента. Точно также взаимосвязаны и многие другие атмосферные явления.

Геннадий ЕЛИСЕЕВ, заместитель директора Гидрометцентра России по научной работе, кандидат физико-математических наук: «В принципе, атмосфера – единая система, которая описывается большим числом уравнений».

Эдвард Лоренц составлял графики прогнозов погоды с помощью ЭВМ и нескольких уравнений. Он вводил в ЭВМ очень длинные цифры, до шести знаков после запятой. Однажды он немного округлил эти цифры и получил вообще другие графики. Это потрясло учёного, Лоренц понял, что атмосфера чрезвычайно чувствительная система, и значит для неё даже «взмах крыльев бабочки» может иметь значение.

Геннадий ЕЛИСЕЕВ, заместитель директора Гидрометцентра России по научной работе, кандидат физико-математических наук: «Он не ожидал, что там вообще что-то изменится, а результат изменился кардинально. И вот он это открытие оформил в виде такого гиперболического образа (аттрактор Лоренца)».

…в метеорологических центрах полученные данные обрабатываются и формируются глобальные поля: глобальное поле температуры Земли на различных высотах, поля давления, ветра, влажности. Затем используются сложные математические модели, решается Задача Коши в математике и рассчитывается будущее состояние атмосферы.

Безусловно, Лоренц внёс свой вклад в знаменитую «Теорию Хаоса», которую разрабатывали также Пуанкаре и Колмогоров, но Лоренц был убеждён, что в Хаосе спрятан Порядок. Найти его формулу – задача непростая, и, может даже неосуществимая… [T.10.I.24]

 

Гелий ЖЕРЕБЦОВ, академик РАН, директор Института солнечно-земной физики СО РАН: «Опускаясь ниже, уже на высоты нейтральной атмосферы, стратосферы, здесь следует сказать о роли заряженных частиц во взаимодействии с озоном. Озон, как я уже упоминал, он является важным составляющим элементом. Его очень там мало, несколько долей процента в общем газе, но играет огромную функцию, он защищает нас. Не будет его, просто жесткий ультрафиолет будет уничтожать все наши живые клетки. Так вот, не сами частицы уничтожают заряженные частицы. Заряженные частицы, взаимодействуя в атмосфере путём различных сложных химических реакций, они создают окись азота на этих высотах. Губителем озона является окись азота. Причём она очень долго живёт. Поэтому, чем больше заряженных частиц высоких энергий, которые доходят на уровень, где находится озон, чем больше их туда зайдёт, тем больше они создадут, тем больше будет концентрация окиси азота, тем больше эта окись азота погубит озон.

И, если ещё учесть, что существуют ветры, а окись азота, она достаточно долго живёт, если её гонять по большому пространству, то ясно, что это очень является таким фактором, который надо учитывать тоже при расчётах, скажем, плотности озона и правильно надо понимать, являются это антропогенным фактором, или это природный фактор? Вы знаете, сколько было шуму по повод того, что вот это антропогенный фактор, что это выбросы наших газов. Да, может быть, и есть, но несравненно выше и гораздо больший эффект оказывается вот сам природный эффект. Но я всегда думаю и всегда говорю о том, что Земля живёт очень много уже лет, это миллиарды лет, всё живое и всё происходящее, всё, что на Земле, уже привыкло к этим, оно адаптировалось к этим условиям и никаких катаклизмов, я не думаю, что здесь вот можем наблюдать. Просто это редко наблюдаемое явление, но оно есть. Учитывать и понимать это надо. И иногда, мне кажется, просто впадают в панику или создают специально эту панику, ну, что нужно решать. В этих делах всегда замешаны какие-то экономические вопросы». [T.10.CI.12]

 

 
     
 

…мифы о Торе полны эпических поединков, героических сражений с существами, угрожающими человечеству.

Prof. Michael D. C. Drout, Wheaton College: «Торчемпион среди богов. Он великий воин, которого можно использовать, когда случается что-то плохое. К Тору обращались не за мудростью, а за защитой, потому что он мог уберечь вас от злых монстров».

Сказания о приключениях Тора давали чувство защищённости в один из самых суровых периодов в истории человечества – мрачные времена первого тысячелетия нашей эры.

Prof. Michael D. C. Drout: «Это было аграрное общество: люди возделывали землю и находились на грани выживания из-за постоянного холода, ведь это был север Европы, а не Средиземноморье, где гораздо проще выращивать урожай. И поэтому проявление насилия было тогда обычным делом».

Войны, голод и смерть были частью повседневной жизни на бесплодных северных рубежах Европы, и миф о Торе принёс некий Порядок в этот мир Хаоса.

Prof. Michael D. C. Drout: «Это была религия сельского населения. Латинское название язычества отражает этот факт. Язычество не было столь организовано, как греческий пантеон, где все знали, какой бог за что отвечает, и где существовала чёткая их иерархия. В северных мифах всё иначе».

…будучи Богом-воином он обязан уничтожать злых великанов – врагов человечества – в Мидгарде (др.-нор. Miðgarðr).

Prof. Michael D. C. Drout: «Великаны символизировали Хаос, разрушение. Если вас убивала лавина или землетрясение, или наводнение – это было проделкой великана. Они олицетворяли всё плохое, что могло произойти с цивилизацией, которая из-за сурового климата оказалась на грани выживания».

В норвежской мифологии каждый бог сражается со своим личным противником из стана злобных монстров. Рунические камни открыли нам заклятого врага Тора: это великан, принимающий вид змеи – Мидгардский змей.

Согласно легенде, Мидгардский змей вырастает настолько, что может обвить всю землю и погрузить мир в пучину хаоса.

Dr. Scott A. Mellor, University of Wisconsin-Madison: «Мидгардский змей опутал все Срединные земли и служил символом Края Света и опасности, поджидающей за ним».

Тор привлекал людей своей человечностью: он был богом, но у него были слабости. Он был сильным и смелым, но мог потерять над собой контроль от ярости. И он, также как и люди, боролся с ограничениями.

Dr. David B. George, Director Institute for Mediterranean Archaeology: «Он не всегда самый умный, он сильный, смелый, мужественный и защищает человечество, но его можно обмануть. И обычно, его вводят в заблуждение те же вещи, что и нас».

В мифах недостатки Тора раскрываются в его поединках с великанами, которые олицетворяют непобедимого врага – гнев Природы.

Dr. Helga Luthers, University of Colorado: «Природа была опасной силой, которая могла предать вас. Она была готова раздавить вас».

Dr. David B. George: «Все эти истории призваны показать, что Тор – чемпион среди людей. Но даже он не может победить силы Природы».

…три невыполнимых задания, каждое из которых связано с силами природы. Первое задание – выпить полный рог эля.

…а второе было ещё сложнее – Тору велели поднять лапу гигантской кошки. Второе поражение – может Тор не так уж и силён? На кону репутация Бога-Грома.

И он берётся за третье задание: Тор должен сразиться с немощной старухой.

Тор готовится к удару, но он лишается сил…

Тор унижен… А король раскрывает свой секрет.

Dr. Scott A. Mellor: «Утгарда-Локи (Útgarða-Loki) объясняет что произошло: ты пил из рога, но рог был соединён с морем – ты не мог выпить целое море. …но эта кошка была Мидгардским змеем – нельзя поднять то, что обвилось вокруг земли. …но это была не просто бабушка – это была Старость. А кто способен победить Старость? – Никто».

Древним скандинавам эта легенда говорила о том, что даже боги не способны победить силы природы. [T.18.XXIII.6]

 

Сергей ЧЕРКАШИН, руководитель водолазной службы, Институт океанологии им. П. П. Ширшова: «…это стихия: стихия, она может принять, может не принять – ей достаточно чихнуть, и человека нет. Я, например, терпеть не могу такой формулировки, как «Покорение чего-то, покорение какой-то стихии». Не может быть покорения стихии, – на то она и стихия». [T.10.CCXLVII.6]

 

Виктор МАЗУРИК, кандидат филологических наук, доцент кафедры японской филологии ИСАА (Институт стран Азии и Африки) МГУ: «…все культурологи обращают внимание на то, что в японских мифах, которые записаны в довольно полном объёме, там нет катастрофических мифов. Японские мифы полны драматизма, так же как мифы любого народа: там есть противостояние разных сил, но это противостояние никогда не заканчивается тотальной катастрофой, типа Великого Потопа, или Крушения Небес, как у китайцев. И, вот, возникает вопрос «Почему?»

Сергей МЕДВЕДЕВ, кандидат исторических наук: «…почему никто никогда не рисовал извержение Фудзи? Ведь было же?»

Александр МЕЩЕРЯКОВ, доктор исторических наук: «…дело в том, что мы выходим тут на концепцию власти. Концепция власти в Японии и вообще на Дальнем Востоке, что Государь, он как бы ответственный за всё происходящее в стране и, прежде всего, за погоду и за разного рода стихийные бедствия. Если они случаются, значит Государю не хватает добродетельности». [T.10.LI.65]

 

Светлое око Изиды – Луна – посылает на землю свой луч белый, холодный и матовый; серебристая нить его чарует уснувшую природу; неизъяснимое чувство глубокого покоя, под которым где-то далеко внизу бушуют могучие стихии, охватывает душу каждого человека при виде девственного ночного светила. Как блестящий солнечный луч зовёт человека к неутомимой деятельности, побуждает к борьбе, так кроткий луч ока Изиды заставляет уйти вглубь себя, предаться сладостным мечтам о чём-то далеком, но близком и родном его душе. Здесь со всей ясностью человек познает, что в нём живут два начала…

Владимир ШМАКОВ [B.24.1]

 

I pāgānus, a, um [pagus] 1) сельский, деревенский (foci О); 2) крестьянский, простой, неучёный (cultus PJ); 3) языческий (superstitio CTh). [B.32]

 

 
     
 

…на мрачном непроглядном фоне неба в воздухе реют восемь звёзд восьмиконечной формы. Одна из них, большей величины, находится сверху…

 

polus, ī m (греч.; лат. vertex) 1) полюс: p. (тж. p. glacialis или gelidus) O северный полюс; p. australis O южный полюс; 2) небесный свод Acc, H, O; поэт. небо (polo dimovere umbram V); 3) полярная звезда Vtr. [B.32]

 

…а когда «Хаббл» вгляделся в пустой участок неба, его открытие потрясло научное сообщество.

Зимой 1995-го года бортовому компьютеру «Хаббла» была дана команда нацелить телескоп на пустой участок неба. Зоркий глаз «Хаббла» пристально вглядывался в этот участок в течение десяти дней, и сделал серию снимков, известных под названием «Глубокого обзора Хаббла (Hubble Deep Field)».

Dr. Phil Plait, Astronomer: «Глубокий обзор» был великолепной идеей: нацелить космический телескоп на определённый участок неба и зафиксировать положение. Сделать один снимок, затем другой, ещё один, и ещё, а затем наложить их и посмотреть, что получилось – вот что такое «Глубокий обзор Хаббла» – он позволил заглянуть во Вселенную очень глубоко. И мы увидели галактики – тысячи и тысячи галактик – ими было усеяно всё поле Вселенной, как будто мы фотографировали светлячков в ночном поле. И это, представляете, на пустом участке неба».

Каждое пятнышко света на снимке «Хаббла» – это галактика из миллиардов звёзд. И галактики эти находятся на разных стадиях эволюции: чуть ли не от самого рождения Космоса, до расцвета спиральных галактик, подобных нашему Млечному Пути. На снимке то тут, то там, мы видим космические катастрофы – галактики сталкиваются и пожирают одна другую.

Dr. Phil Plait, Astronomer: «По нашим оценкам, во Вселенной сотни миллиардов галактик. Но такие цифры трудно представить, пока не увидишь, что какой-то крохотный участок неба до предела заполнен множеством галактик. И тогда понимаешь, что наша Вселенная удивительна, разнообразна и прекрасна».

На одном единственном снимке «Хаббл» запечатлел всю историю роста и перемен в галактиках. Но самое фундаментальное открытие «Хаббла» никакими аппаратами увидеть невозможно – нечто столь мощное, что поддерживает единство Вселенной.

Многих астрономов, и, в частности, Ким Уивер (Dr. Kimberly A. Weaver, Astrophysicist, NASA, Goddard Space Flight Center) удивляет странное поведение галактик.

Dr. Kimberly A. Weaver: «Результаты наблюдения за такими небесными объектами, как галактики, совершенно не понятны: взять, к примеру, вращение галактик».

Рукава спиральных галактик движутся быстрее, чем позволяют законы физики. Астрономы заметили и другие странности.

Dr. Kimberly A. Weaver: «Нам известны скопления из сотен и тысяч галактик. Галактики в них словно привязаны друг к другу и вращаются вокруг общего центра. Что их удерживает в скоплениях? – Что-то создаёт гравитацию, искривление пространства, и это «Что-то» удерживает галактики и заставляет вращаться – «Что-то», чего мы не видим».

Астрономы предполагают, что галактики окружает оболочка из неизвестной формы материи. Эта материя как бы склеивает Вселенную в единое целое – её назвали «Тёмной материей». Тёмная материя невидима, но астрономы нашли способ её обнаружить.

Dr. Richard Massey, Royal Observatory Edinburgh: «За два года исследований мы составили мозаику из шестисот снимков «Хаббла» и получили картину крупной области, в которой расположено около двух миллионов галактик. Проект получил название «Космический обзор Хаббла» – самое масштабное исследование, проведённое в космосе».

Исследование показало, что звёзды и галактики рождаются из обычной материи, захваченной гравитацией облаков Тёмной материи. Составленное «Хабблом» первое в истории трёхмерное изображение облаков Тёмной материи, показывает, как Тёмная материя формирует структуру нашей Вселенной. Вскоре после Большого Взрыва Тёмная материя образовала гравитационный каркас для эволюционных изменений в Космосе.

Dr. Richard Massey: «Мы обязаны нашим существованием каркасу (Oss) из Тёмной материи, возникшему во Вселенной». [T.10.CCXXXVIII]

 

 
     
 

…на лбу переливается исполинский алмаз... [B.24.1]

 

ψῆφος, дор. ψᾶφος ἡ 1) круглый камешек, галька, голыш…; 2) драгоценный камень…; 3) счётный камешек…; 4) игральный камешек, шашка, костяшка…; 5) вотивный камешек (для подачи голоса - преимущ. в судебной практике)…; 6) суждение, мнение… 7) решение, постановление…; 8) указ, повеление…; 9) голосование…; 10) право голоса…; 11) суд, судилище… [B.169]

 

Алмаз во все времена был символом страсти и власти. Бриллиантам, как и людям, давали и дают имена собственные: верят, что они обладают магической силой. Необработанные алмазы украшали доспехи великих воинов, огранённые – короны и облачение монархов: стоимость украшений французских королей равнялась бюджету всей Франции. Мир бриллиантов загадочен: за каждым грандиозным состоянием, как и за каждым великим открытием, всегда стоит тайна. [T.10.CDLII.1]

 

Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…особенно почитаемы краткие – на нескольких страницах, а то и на одной странице, что необычно для буддизма Махаяны – сутры. Это «Алмазная сутра», как она называется в Европе – это «Ваджраччхедика праджня-парамита сутра» – «Сутра запредельной премудрости, рассекающая тьму молнией». Ваджра – это и «молния», и «алмаз». [P.125.405]

*

Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «Ваджраяна» в переводе – это «алмазная колесница». Алмаз, как неразрушимый, крепчайший материал. Но одновременно «ваджра» – это «молния» («яна» – «колесница»). И молния – это то, что мгновенно освещает ночь: ночь темна, особенно в южных странах, и, вдруг, раскат грома, сверкание молнии, и на мгновение всё становится светлым, как днём.

Вот так же Ваджраяна обещает осветить мгновенно погружённое во тьму сознание. Ещё эту традицию называют «Мантраяной» – «Колесницей заклинаний» (мантр)». [P.125.433]

 

Много миллиардов лет тому назад ближе к Солнцу располагались протопланеты земной группы. В этих планетах формировались силикатные ядра, в которых происходило первичное расщепление вещества на никель-железную и силикатную фазы. И под огромным давлением оболочек этих планет формировалась алмазная матрица хондритов, то есть в никель-железном ядре формировались зародыши алмазов.

Александр ГОРОДНИЦКИЙ, доктор геолого-минералогических наук, академик РАЕН: «Грандиозность этих процессов легко понять, ведь время эндогенной активности Земли исчисляют, начиная с пяти миллиардов лет. Вот это и есть возраст алмазов.

Алмаз для своего образования требует огромного давления, – порядка тридцати-сорока килобар, – для этого ему необходимо опуститься под землю на глубину двести-двести пятьдесят километров».

Олег СОРОХТИН, доктор физико-математических наук, академик РАЕН: «Алмазы встречают только в древних участках Земной коры, с возрастом больше двух с половиной миллиардов лет. Но никогда не встречаются коренные месторождения алмазов на молодых участках Земной коры.

Раз есть подвиг плит в мантию, следовательно, с плитами могут затягиваться и коровые породы, ну, океанической коры, во всяком случае. Она обогащена водой, обогащена углеродом в виде карбонатов кальция или магния, обогащена многими литофильными элементами, в том числе радиоактивными элементами. И когда эта кора попадает на большие глубины под древние континенты, там может происходить её плавление и образование. Современные осадки не могут попасть на большую глубину, потому что они лёгкие. Как только они затягиваются на глубины порядка тридцати или двадцати пяти километров, они начинают плавиться, и после расплавления, как лёгкое вещество, они выжимаются на поверхность. А на глубину их никак затянуть не удаётся.

Алмазы и алмазоносные породы формируются действительно над зонами подвига плит, но только над древними, возраст которых около двух миллиардов лет. Именно в это время отлагались тяжёлые осадки, которые могли затягиваться на большие глубины».

Александр ГОРОДНИЦКИЙ, доктор геолого-минералогических наук, академик РАЕН: «Интересная деталь: алмазы формируются при высоких давлениях на глубинах не менее чем сто пятьдесят километров. Когда они попадают в область низких давлений – ближе к поверхности, – они превращаются в графит, то есть, по существу, разрушаются. И только быстрый вынос алмазов на поверхность спасает их от уничтожения. Кстати, возраст самих алмазов определяется по включениям: там имеется минерал, содержащий радиоактивные элементы…» [T.10.CCXLVII.1]

 

Во многих распространённых в мире языках, в том числе и некоторых европейских отсутствует разница между понятиями «бриллиант» и «алмаз» – всё это обозначается одним словом. Например, в английском это «diamond», во французском «diamant», в испанском «diamante».

Марина ИВАНОВА, главный технолог производственного цеха филиала «Бриллианты Алроса»: «До сих пор в мире финальная огранка является исключительно делом рук человека. Заменить качество полировки «сведение в точку» машиной невозможно. Это связано с тем, что художественные вещи, всё-таки как художественность произведения искусств невозможно полностью доверить машинам.

По основным залогам бриллианта является четыре секции, качество и размер, а на счёт моды на бриллианты: бриллианты – это «forever». С семнадцатого века как установилась традиция, что бриллиант должен иметь круглую форму, так основной покупатель, основные производители делают бриллианты круглой формы, потому что это стопроцентный ликвид, это то, что будет воспринято на рынке сегодня, завтра, послезавтра». [T.12.XCVII.1]

**

 
     
 

**

Так или иначе, происхождение метеоритов связано с событиями космического масштаба, с действием грозных стихий, бушевавших когда-то в окрестностях Марса.

Большинство найденных метеоритов, около 93 процентов от общего числа, это, попросту говоря, камни, и их так и называют – «каменные метеориты». Они и по внешнему виду напоминают наши земные гранит, мрамор, базальт. Примерно 1,5 процента приходится на метеориты со значительным – до половины общего веса – содержанием железа. И около 6 процентов – чисто железные метеориты.

Это, разумеется, самое грубое деление, не отражающее многих важных химических и структурных особенностей метеоритного вещества. В частности, каменные метеориты нужно разделить на две совершенно разные группы – хондриты и ахондриты. У первых, а их большинство, почти девять десятых, явно выражена зернистая структура. Само название «хондрит» происходит от греческого chondros / χόνδρος – «пшеничное зерно». Различные по своему составу зерна – хондры – могут иметь различную форму, разные размеры – от размеров макового зернышка до пятимиллиметровой горошины.

Скрупулезный изотопный анализ показал, что на Землю падают метеориты возрастом от 2 до 5 миллиардов лет.

Р. СВОРЕНЬ, кандидат педагогических наук [A.439]

 

Дмитрий САДИЛЕНКО, младший научный сотрудник Лаборатории метеоритики ГЕОХИ РАН: «…одна из наиболее интересных разновидностей дифференцированных метеоритов – это то, что можно назвать «планетарными» метеоритами. Это, в первую очередь, Луна, во вторую очередь – Марс. Почему так получилось, что у нас есть только Луна, Марс, и, возможно, будет что-то со спутников Марса – с Фобоса и Деймоса? Всё очень просто. Дело в том, что фактически крупными телами нашей Солнечной системы, которые могут дать осколки, которые имеют шанс выпасть на Землю, являются только данные объекты.

Меркурий слишком близко к Солнцу: очень мала вероятность, что выбитый с его поверхности образец окажется на Земле. Есть более серьёзный «пылесос» – Солнце.

Венера – плотность атмосферы на Венере такова, что даже если в неё попадёт метеорит, и ему удастся добраться до поверхности планеты, то обратно уже точно ничего не вылетит. Просто мало того, что скорость будет погашена: слишком плотная атмосфера.

Юпитер сам по себе такой «пылесос», что то, что на него упало, уже обратно не вылетит никак. Гравитация значительно сильнее земной: она просто не выпустит.

Далее идут газовые гиганты Уран и Сатурн – оттуда тоже мало что прилетит.

…основная теория заключается в том, что это были так называемые «родительские тела», которые впоследствии при соударениях были раздроблены, и, соответственно, у нас получились разные типы метеоритов. Если это участок, отломавшийся с коры – это хондрит, если это средняя часть – это железокаменный метеорит-палласит, если это внутренняя часть – это железо. Считается, что таких тел существовало больше двадцати». [P.125.253]

 

Константин РЯЗАНЦЕВ, минералог, научный сотрудник лаборатории метеоритики ГЕОХИ РАН: «Метеориты и хондриты в целом – это вещество весьма древнее по сравнению с земными породами. Вещество Земли претерпело значительные изменения в ходе истории Земли, и всё первичное вещество, которым была сложена Земля, оно полностью переработано. То есть, древнего вещества, из которого когда-то состояла Земля, его нет. А метеориты, особенно хондриты – это самое древнее вещество Солнечной системы, которое в Солнечной системе возникло.

Пород аналогичных хондритам на земле не встречается: их не существует.

…находки алмазов в метеоритах есть. Они двух типов. Один тип – это ударные алмазы, из-за того, что метеориты в космосе сталкиваются друг с другом. И это очень высокоэнергетичные события. И при этом образуются так называемые «высокобарные» (образовавшиеся при высоком давлении) минеральные фазы, в том числе алмаз. Таким образом, может алмаз образовываться.

А вещество хондритов, оно практически всё содержит алмазы, все хондриты содержат алмазы, но эти алмазы имеют очень маленький размер. Это так называемые «наноалмазы», то есть, у них размер меньше даже того, что можно под микроскопом увидеть. Алмазы эти – это вещество, которое «сдувается» со звёзд. Есть разные типы звёзд, и есть звёзды, богатые углеродом, и в их атмосфере может формироваться, в том числе частицы наноалмазов. Очень тонкие. И это вещёство потом распыляется». [P.125.102]

 

Ницца. Франция. Обсерватория Лазурного берега

Здесь изучают раннюю Солнечную систему.

Астроном Алессандро Морбиделли занимается исследованиями образования нашей планетной системы.

Dr. Alessandro Morbidelli: «Метеориты очень важны для понимания образования нашей Солнечной системы. Недостаточно просто наблюдать за планетами, измерять их орбиты и массы. Тогда у нас было бы слишком много теорий о том, как образовались наши планеты. Только анализируя метеориты, мы можем понять, откуда появились вещества Земли. Например, мы знаем, что Земля очень похожа на определённый класс метеоритов – энстатитовые хондриты. Но энстативовые хондриты не содержат воды и углеродистых веществ. Если бы Земля состояла только бы из них, она не была бы той гостеприимной планетой, которую мы знаем: здесь не могла бы появиться жизнь. Поэтому модель образования Солнечной системы должна объяснять, как вещества из разных регионов нашей планетной системы в разных количествах попали сюда». [T.10.DCCLIII.1]

*

Энстатитовые хондриты (Е-хондриты) состоят в основном из железа в его свободном состоянии, то есть при нулевой валентности, и силикатных соединений, в которых железо почти отсутствует. Пироксен в метеоритах этого типа содержится в виде энстатита, от которого и произошло название класса хондритов.

 

 
     
 

1 - 2 - 3

ДАЛЕЕ