ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН XVII. Spes; Intuitio; Divinatio Naturalis; Stella Magorum (Звезда Волхвов) 2; Oss; Inflexus; Звезда; Иероглиф (рот с языком, т.е. говорящий рот).

   

Stella Magorum (Звезда Волхвов) 2

 
     
 

obeliscus, ī m (греч.) 1) обелиск, остроконечная колонна PM, Su etc.; 2) бутон розы Aus; 3) отметка на полях книги Aug. [B.32]

*

ὀβελίσκος ὁ 1) небольшой вертел Arph., Xen.; 2) клинок (τῆς μαχαίρας Polyb.); 3) ножка циркуля Arph.; 4) обелиск, медная или железная монета (с изображением вертела или чеканенная с его помощью) Plut.; 5) архит. обелиск Arst. [B.169]

 

stēla, ae f (греч.) столб, столп (stelae lapideae PM); надгробная плита, стела Pt. [B.32]

*

στήλη, дор. στάλᾱ (τᾱ) 1) столб, свая Hom.: Ἡρακλέος στᾶλαι Pind. = Στῆλαι Ἡρακλέους; σ. ἐξ ὑάλου πεποιημένη Her. столб, сделанный из стекла (или прозрачного камня); 2) надгробный столб Hom., Thuc., Xen., Plat.: στάλαν θέμεν перен. Pind. воздвигнуть памятник; 3) пограничный столб, межевой знак Xen.: στήλαις διαλαβεῖν τοὺς ὅρους Dem. обозначить границы столбами; 4) (на ристалищах) мета, начальный или конечный столб Soph.: ἐγγὺς τῆς στήλης κάμψαι Xen. повернуть (колесницу) у самого столба; 5) мемориальный столб, стела (Dem.; ἐν στήλῃ ἀναγραφῆναι Her.): κατὰ τοὺς ἐν τῇ στήλῃ νόμους Plat. согласно начертанным на столбе законам; τὰς ξυνθήκας τὰς περὶ τῶν σπονδῶν ἀναγράψαι ἐν στήλῃ λιθίνῃ Thuc. записать условия мирного договора на каменном столбе; 6) договор, соглашение: κατὰ τὴν στήλην Arph. согласно договору; παραβῆναι τὰς στήλας Polyb. нарушить условия договора; 7) закон: τὰ ἀντίγραφα τῆς στήλης Dem. копия закона. [B.169]

 

cervīx, īcis f (преим. pl.) 1) шея; 3) колонна, столб

 

columen, inis n [одного корня с celsus] 1) вершина; 3) высшая степень, верх; 4) подпора, столб, стойка C, Vtr; 5) перен. столп, устой, опора

 

columna, ae f 1) колонна, столб (marmorea C; lignea L): c. Rostrata Q Ростральная колонна (в Риме, украшенная в честь победы Дуиллия носовыми частями карфагенских кораблей); c. Maenia (или просто Columna) C Менийская колонна, на Форуме, у которой triumviri capitales творили суд и наказывали осуждённых; columnae H «колонны» (центр римск. книготорговли см. concedo 8); 2) позорный столб: pervenire (adhaerescere) ad columnam погов. C быть выставленным к позорному столбу; 3) межевой столб, граница: Columnae Protei V Протеевы столпы, те. границы Египта; Columnae Herculis Mela, PM (тж. Gaditanae columnae Ap) Геркулесовы столпы (те. Calpe и Abyla), но тж. T нынешняя граница между Швецией и Данией (пролив Зунд); 4) перен. столп, опора (virtutum Sid); 5) membrum virile M, Priap. [B.32]

 

postis, is (abl. иногда i) m 1) столб, устой (p. lapideus VP); дверной косяк: tenere postem C держать косяк (при освящении храма); 2) преим. pl. поэт. дверь (postes a cardĭne vellere V). [B.32]

 

κύρβις, εως, ион. ιος ἡ и ὁ (преимущ. pl. κύρβεις - ион. κύρβιες) 1) скрижаль (вращающийся столб в форме трёхгранной пирамиды с начертанными на нём законами) Arst., Plut.: θύειν τὰς θυσίας τὰς ἐκ τῶν κύρβεων Lys. совершать жертвоприношения согласно скрижалям; 2) ирон. ходячий свод законов, законник, крючкотвор Arph.; 3) столп: κύρβιες Ἀλκείδαο Anth. столпы Алкида, т.е. Геракловы; 4) таблица: κύρβεις γηραλέαι Anth. древние таблицы (с текстом Гомеровских поэм). [B.169]

 

τὰς στήλας ἀναγράψαι Lys. воздвигнуть столбы с надписями, т.е. с таблицами законов. [B.169]

 

 
     
 

Dr. Yana Tchekhanovets, Ben Gurion University of the Negev: «…вокруг Святого места, вокруг этого памятника всё осталось пустым. И оставалось пустым очень долго, а рядом бурно строится город. Это феноменальная история и в урбанистике, или в городской археологии вот такие странные памятники, на которые ничего не «нарастает», хотя вокруг город живёт, меняется, как волнами его обтекает, а место само остаётся, принято называть «монументом» на всех языках. Это Монумент. Это, как бы, такое место, которое время не берёт. На самом деле это происходит по очень простой причине – это место сохранят свою функцию. В древних городах, например, в Иерусалиме это очень заметно.

По большому счёту таких мест всего три. Куббат ас-Сахра очень ранний памятник, который практически не изменился – он не перестраивался вовсе, менялся только его декор, а само здание с 701-го года с нами. Тысячу триста лет здание не подвергается никаким архитектурным переменам.

И Храм Гроба Господня, он же Храм святого Воскресения, он ломался и строился заново, будем считать с двенадцатого (века). Крестоносцы заняли Иерусалим в 1099-м году и почти семьдесят лет строили это здание. С тех пор оно там и есть.

Третий монумент – это Башня Давида. Название крестоносское. Они все большие постройки Ирода списывали на царя Давида, или, в крайнем случае, на Соломона. На этом месте крепость находится последние две тысячи лет со времён царя Ирода. Там есть и хасмонейский слой. Дело в том, что это самая уязвимая часть Иерусалима. Уязвимая в военном смысле.

Три монумента – Храм Гроба, Храмовая гора и Цитадель. В редчайших случаях, которым нет примеров в Израиле, монумент настолько грандиозен, что, собственно, город, который впоследствии развивается не месте, где был построен этот памятник, весь этот монумент и занимает». [P.125.144]

 

 
     
 

Prof. Karl Appuhn, New York University: «В эпоху Возрождения возрастает интерес к Древнему Риму, в том числе к архитектуре. Восстанавливаются технологии древнеримского строительства».

Prof. Rocky Ruggiero, Syracuse University: «Сикст Пятый взялся возродить этот город (Рим)».

Если Риму вновь суждено было стать столицей Католической Церкви, то город нуждался в серьёзной реконструкции.

Однако его возрождение было нелёгкой задачей. Для начала надо было сделать его улицы безопасными, очистить их от преступников. Папа приказал попросту выловить и казнить их всех. Следующим шагом было восстановление акведуков – образцов торжества инженерной мысли. Когда в город вернулась вода, Рим вновь стал многолюдным и процветающим городом. Улицы были расширены и вымощены камнем, город переживал строительный бум. Но у Сикста был ещё один грандиозный замысел, – воздвигнуть монументы былой славы, чтобы дать стимул будущему развитию города.

Prof. Rocky Ruggiero: «Он использовал обелиски, привезённые римскими завоевателями из Древнего Египта. Это были военные трофеи, которые древние римляне установили по всему городу. Сегодня в Риме больше обелисков, чем в самом Египте. Сикст использовал их в качестве своеобразных восклицательных знаков». [T.10.XXXII.12]

 

Древнегреческая цивилизация оставила после себя бесчисленное количество каменных плит. На них были высечены тысячи указов и декретов. Эти указы охватывали все стороны жизни. В них говорилось о строительстве, военных походах и городских праздниках.

Dr. Athanasios Themos, Epigraphical Museum of Athens: «Важнейшие постановления народного собрания высекали на таких каменных плитах или стелах. Стелы устанавливали в общественных местах, к примеру, в Акрополе или на Агоре – рыночной площади.

…ещё одна стела, на ней изображены мешки и монеты. Эти простые знаки напоминали гражданам о том, что пришла пора платить налоги. Такие изображения были видны и понятны любому».

Слово «ΦΟΡΟ» (форос), которое означает «налог», часто встречается на стелах. Однако налоги вводились лишь по необходимости и собирались единожды.

Когда народное собрание принимало очередной закон, он немедленно вступал в силу, и каждый гражданин мог прочитать его на стелах. Неграмотные обращались за помощью к городским глашатаям. [T.10.DXIII.1]

 

 
     
 

Dr. Zahi Hawass, Secretary General, SCA, Egypt: «Обелиск символизирует связь между правителем и богом Солнца».

Обелиски удивительно точные творения, которые имели важное духовное значение.

Dr. Salima Ikram, American University in Cairo: «Для египтян обелиск был символом Солнца, солнечного луча. То есть он был чем-то вроде проводника силы».

Египтяне верили, что обелиск был проводником Света, собирающим и направляющим энергию с небес.

Dr. Salima Ikram: «Он должен быть изготовлен из цельного камня. Если он треснет, это будет означать, что треснул солнечный луч, и пошатнулась сила Бога». [T.12.XLIX]

*

…созвездие Ориона и звезда Сириус.

Robert Bauval, co-author «The Orion Mystery»: «Во многих культурах было известно созвездие Ориона: перед рогами Тельца он стоит как великий Охотник с поясом из трёх звёзд. Для египтян он был Осирисом – богом Загробного мира, и был тесно связан с пирамидами.

Тут три пирамиды. Две из них почти идентичны по размеру и расположены на диагональной линии, но есть нечто любопытное: третья пирамида гораздо меньше и смещена влево от этой диагональной линии. Зачем это понадобилось строителям пирамид? – Эта загадка долго мучила меня…

«Пояс Ориона»

Robert Bauval, co-author «The Orion Mystery»: «…ряд из трёх звёзд: верхняя звезда самая малая, немного смещена влево. И тут меня осенило».

Две из этих пирамид носят имя звёзд. Орион – бог Осирис – на земле был расположен как на небе. Египтяне считали Нил Млечным Путём, а пирамиды – это, конечно же, Орион. Но в Эпоху пирамид взаимное расположение Млечного Пути и Ориона было иным.

Robert Bauval, co-author «The Orion Mystery»: «Слева от Ориона звезда Сириус, для древних египтян она была Изидой – супругой Осириса.

Трудно переоценить значение звезды Сириус: Сириус – это Изида, дающая жизненную силу Египту. У этой звезды очень специфичный цикл. Это не только самая яркая звезда в Северном полушарии: египтяне почитали её не только за её красоту и очаровательность, но эта звезда исчезала. Орион и Сириус исчезали на срок в семьдесят дней.

В магический день летнего солнцестояния – семьдесят дней спустя – Сириус появлялся над восточным горизонтом на рассвете за несколько секунд до восхода Солнца. И это сияние, этот свет вернувшейся священной звезды, был величайшим событием в египетских культах. Именно в этот момент Нил вскипал водами муссонных дождей…

Robert Bauval, co-author «The Orion Mystery»: «…и так, мы имеем Божественную Мать, родившую Божественное Дитя, ассоциирующееся со звездой на Востоке. Любопытно, что подобная идея появится три тысячи лет спустя в совершенно новом культе. И так ли уж он нов

Dr. Zahi Hawass, Secretary General, SCA, Egypt: «…но Изида так горько плакала, что её слёзы образовали Нил. Она восстановила эрекцию у убитого мужа, и в результате родила от него сына – Гора – «Победителя», который отомстил за отца».

Robert Bauval, co-author «The Orion Mystery»: «…удивительная связь с Египтом – это Евангелие от Матфея. Евангелие от Матфея уникально тремя деталями, и все они связаны с Рождеством Христа. Первая – волхвы пришли с Востока, и следовали за звездой. Это вторая деталь – Звезда с Востока…

Этот сюжет есть лишь в одном евангелии – Евангелии от Матфея. Известно, что это евангелие было написано в египетском городе Александрия».

…именно Матфей придумал икону Богоматери с ребёнком на руках, так как этот сюжет был хорошо знаком египтянам.

Robert Bauval, co-author «The Orion Mystery»: «Самый почитаемый образ древнеегипетских религиозных культов – это, конечно, богиня Изида, держащая ребёнка на коленях. С помощью «божественного ребёнка» Отцы христианства пытались популяризовать новую религию среди людей, которые три тысячи лет до этого «Священным ребёнком» считали сына Изиды».

…а, может быть, и три волхва, шедшие за яркой звездой, явились к нам из древнеегипетского мифа.

Robert Bauval, co-author «The Orion Mystery»: «Созвездие Ориона с его тремя яркими звёздами, образующими знаменитый «Пояс», поднялось, как бы, провозглашая рождение Сириуса. И только Матфей упоминает о «Трёх волхвах» в своём евангелии…»

John Lash, mythologist: «Очевидно, что тот, кто знал этот миф и историю древности, вполне мог ассоциировать Изиду с матерью Иисуса, а затем из неё вырос отдельный образ Девы Марии, а Изида ушла в тень, но первоначально была Изида. Эти мифические образы живут своей жизнью, видоизменяются…» [T.23.IX.1]

 

Кушиты верили, что Амон обитал сразу же за стенами города внутри одинокого песчаного холма, окружённого храмами и дворцами. По-арабски холм будет – Гебель. И Дом Амона называли Гебель-Баркал.

Dr. Timothy Kendall, Northeastern University: «Когда подходишь ближе, дух перехватывает от этой нависающей скалы, от этой странной каменной иглы и всех этих птиц, постоянно кружащих вокруг скал, стервятников и соколов, птиц, имеющих большое религиозное значение. Не удивительно, что люди считали это место обиталищем бога». [T.4.XXXI]

 

 
     
 

columnāris, e [columna] столбообразный: с. lux (тж. columna ignis) Vlg, Eccl огненный столп. [B.32]

 

…хотя у Столпа Облачного и Столпа Огненного есть религиозное значение, их можно объяснить и с военной точки зрения.

На древнеегипетской настенной росписи можно видеть сцену, где фараон Рамзес сидит перед двумя солдатами, каждый из которых держит по большому шесту. (65 kB)

Prof. Richard A. Gabriel, Royal Military College of Canada: «На вершине одного из шестов иероглиф, означающий «Огонь», на вершине другого – иероглиф, означающий «Жаровню», которая, конечно же, накрыта крышкой, чтобы не шёл дым».

Возвышающийся перед идущей колонной столб дыма или огня это способ передачи военачальником команд своим войскам.

Prof. Richard A. Gabriel: «Таким образом, столб дыма и столб огня – распространённый у египтян способ управления войском и обозначения лагеря». [T.17.XXVII.4]

 

Благодаря археологическим раскопкам, учёные выяснили, что огонь и дым использовались древними египтянами для управления войсками. Во главе колонны солдаты несли медный светильник на длинном шесте.

Dr. David B. George, Director Institute for Mediterranean Archaeology: «Как управлять войсками ночью, если нет ни приборов ночного видения, ни GPS, ни радио. Египтяне использовали огонь: ночью светильник служил маяком, а утром его прикрывали, чтобы шёл дым. Это было сигналом к выступлению. Кстати, Александр Македонский, который позже завоевал Египет, перенял этот приём». [T.18.XVII.3]

 

Такое же, и, даже, большее чудо произошло в Иерусалиме на пятидесятый день после Воскресения Спасителя. Когда на Церковь сошёл Святой Дух, апостолы заговорили на разных языках – в новорождённой Церкви сразу закончилось тысячелетнее проклятие Вавилонского Столпотворения: люди, разделённые по национальному, языковому, расовому признаку, действием Святого Духа начали приводиться в единство. [T.10.CCXXIX.6]

 

 
     
 

…возведённая в честь фараона Мернептаха, сына Рамзеса Великого, она стала известна как «Стела Мернептаха». Сегодня она хранится в Каирском музее.

Dr. Donald B. Redford, Pennsylvania State University: «Такие стелы древние египтяне называли «Триумфальными», их делали в честь победы над иноземцами».

Большей частью иероглифическая надпись прославляет победу Мернептаха над Ливией – его врагом на Западе. Но всего в двух строчках – словно эта мысль пришла к нему слишком поздно – он упоминает покорение народа на Востоке.

Dr. Donald B. Redford: «В тексте говорится: «Ашкелон пленён, Геза (Гезер) захвачена, Енорем (на севере долины реки Иордан) взят [Йаноам как будто никогда не существовал], Израиль опустошён, и семя его уничтожено».

Общепринятая египетская хронология датирует это событие 1208-м годом до нашей эры. [T.21.XVIII.1]

 

Команда обнаружила одну из крупнейших стел, когда-либо найденных в Египте. Её высота шесть метров. На одной поверхности расплывчатые очертания Птолемея VIII-го и его двух цариц. Одна, – его сестра, – Клеопатра II-я, другая, – её дочь, – Клеопатра III-я. Даже образы, запечатлённые в камне, могут скрывать их подлинное значение. Что могут скрывать эти царские лики? Стела демонстрирует родословную конца эпохи Птолемеев. Семейные портреты маскируют кровосмесительную смертельную борьбу за власть. Они также показывают глубину связи между египетским духовенством и правителем клана Птолемеев. [T.12.XLII]

 

 
     
 

Надгробных стел дошло до нас от поздних эпох огромное количество, не только иероглифических, но и демотических. Особенно часты стелы из Ахмима, они отличаются тщательностью исполнения, хорошей сохранностью, большей частью принадлежат греческим фамилиям и содержат длинные тексты. Ряд местных божеств изображен в верхней части; пред ними молящийся покойный, и иногда уже в греческом одеянии. Сами тексты представляют распространённую заупокойную формулу и обращение к проходящим с просьбой помянуть; иногда проскальзывают нравственные нотки (например, на одной плите московского собрания: «я поместила волю бога в сердце моё; с младенчества до конца жизни была праведна сердцем пред богами и богинями»…), иногда литературные мотивы или заимствования (например, на одной каирской – из книги Синухета или на московской из Афродитополя – обращения в стиле песни арфиста: «да не скорбит сердце твоё о том, что случилось… О живущие… отложите печаль, празднуйте с вином и благовониями, проводите время ваше в радости: счастлив устроивший свою жизнь следуя своему сердцу, не забывающий о нём; блажен слушающийся своего сердца во век… не падайте же духом...»); нередки здесь фразы из ходячих заупокойных текстов (особенно на демотических стелах). Изредка текст расширяется, принимая характер автобиографии. Так, на одной венской стеле мемфисская жрица Хатхор повествует о своих семейных добродетелях, благотворительности, о благосостоянии семьи, как о награде за благочестие, об уважении всего города и участии всего Мемфиса в её погребении, обращается к мимоходящим с наставлением чтить Хатхор и т. д.

Современник последнего Птолемея и Клеопатры, первый вельможа, верховный жрец мемфисский Пшерниптах между прочим говорит нам: «я родился в 25-й год, 2-го мес., 11-го числа при величестве царя Птолемея Сотира II и провёл 13 лет на глазах отца. Повелел царь Птолемей Филопатор-Филадельф юный Осирис передать мне великий сан верховного жреца, когда мне было 14 лет. Я возлагал диадему царя на его главу… Я ходил в столицу царей-греков на берегу моря, которой имя Ракоте… Когда царь… направил свой путь к храму Ириды, принёс ей великие жертвы… остановил свою колесницу и увенчал главу мою прекрасным венцом из золота и всякого рода дорогих камней; изображение царя было посередине… Я был князем богатый всем… Не было у меня сына. Величество бога Имхотепа, сына Птаха, обратило ко мне лицо своё, и я был награждён сыном, названным Имхотепом»… Жена этого жреца Тиимхотеп рассказывает подробно о своей молитве о даровании сына, о явлении Имхотепа во сне и т. п., затем говорит о своей кончине и погребении «позади Ракоте», т. е. Александрии. Надпись свою она заканчивает совершенно необычно: «о брат, супруг, друг, не уставай пить и есть, напивайся, наслаждайся любовью, празднуй, следуй желанию сердца день и ночь. Весь Запад – страна сна, тягостного мрака; это место спящих в своих мумиях, не пробуждающихся, чтобы видеть своих братьев, своих отцов и матерей, забыло сердце и жён и детей. Вода жизни, что на земле для живущих, для меня гниль. Я не знаю, где я, с тех пор, как прибыла в эту юдоль… «Смерть всецелая, иди» имя того, кто всех связывает вместе, и идут к нему, трепеща от страха, – нет никого, на кого бы он не взирал, будь «го бог или человек; он исторгает сына у матери… всё боится и молится ему, но он не слушает молитв, не взирает ни на какие дары».

Как объяснить появление таких неправоверных мыслей среди самых высших представителей египетской религии? Была ли это просто литературная форма, в других местах однако незамеченная, или перед нами влияние греческого общества, или прорвавшееся наружу проявление каких-то внутренних процессов в самой египетской мысли, подобных тем, которые привели, например, некогда к папирусу «Беседа разочарованного со своим духом»? Несомненно, мировая эпоха эллинизма с её широким кругозором, обусловленном обменом между странами и культурами, и в Египте будила мысль и давала новые вдохновения. Греческое влияние на надгробных плитах, кроме платья, можно, пожалуй, видеть в том, что иногда обозначается число лет, прожитых покойным. Попадаются иногда надписи с греческими переводами или с обозначением имени, отчества и возраста по-гречески. Большое количество демотических стел найдено Петри в Дендера, в массовых погребениях, причём одна бывала общей для нескольких покойников. Заменой стел Шпигельберг считает деревянные пластинки – этикетки с именами и адресом покойных на демотическом, греческом, иногда на обоих языках, изредка с изображением богов и портрета покойного. Но это скорее сопроводительные документы, привешивающиеся к телу для направления к месту бальзамирования.

Б. А. ТУРАЕВ [B.120.1]

 

 
     
 

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «Стела сна. Она огромная. Это гранит, и стелу эту в основание пространства между лап Сфинкса поставил в пятнадцатом веке до новой эры египетский царь Тутмос Четвёртый.

Если заглянуть за стелу, что можно сделать с большим трудом, то видно, что этот камень добывался не для неё: это фрагмент потолочной балки стащенный с соседнего пирамидного комплекса Хафра. В нём есть специальные отверстия, в которых держались верхние крепежи дверей.

На нём массивный текст, который сохранился не полностью, и верхний, так называемый, тимпан. Сверху Хор Бехдетский – крылатое Солнце – символ египетского государства, и зеркально отражающаяся, согласно канонам египетского искусства, сцена: царь, возжигающий светильник с ладаном перед изображением Сфинкса, стоящем на огромном постаменте, и со второй стороны – тоже царь, который держит священный сосуд с водой, тоже по отношению к Сфинксу, лежащему на огромном постаменте.

Постамент декоративно украшен, и изображает собой фасад царского дворца или сереф. Когда верх стелы показался над песком, многие первые исследователи, включая Мариета, ожидали найти Сфинкса на постаменте. Люди, которые пытались верить в помещение под Сфинксом, считали, что это изображение входа в подземные структуры, которых под ним нет. На самом деле символика здесь совершенно другая: издревле фигура священного животного – будь то лев, будь то сокол или сфинкс – изображённого поверх изображения же фасада царского дворца, была в египетском искусстве символом царственности. В данном случае это не изображение архитектурной формы, а изображение статуса великого царя-предка, под которым здесь его воспринимает царь Тутмос Четвёртый.

«В один из этих дней случилось так, что сын царский Тутмос прогуливался в полдень. Он отдыхал в тени этого великого бога. Сон и дремота охватили его в тот момент, когда Солнце было в зените. Обнаружил он величество этого бога почтенного, говорящего своими собственными устами, подобно отцу, говорящему с сыном своим. Сказавшего: «Взгляни на меня! Посмотри на меня сын мой Тутмос! Я отец твой – Хоремахет Хепри-Ра-Атум. Я дарую тебе царство моё на земле моей во главе всех живущих. Ты наденешь Корону белую царства моего и Корону красную его. Будешь ты на престоле бога Геба наследник. Будет принадлежать тебе земля во всю ширь её и во всю длину её. Всё, что освещает Око владыки всего сущего, будут твоими. Приношение обеих земель и дары великие всех стран иноземных, и срок жизни твоей будет великий годами. Лик мой принадлежит тебе. Сердце моё принадлежит тебе, а ты мне принадлежишь. Вот состояние моё подобно тому, кто пребывает в страдании, и разрушены все члены мои. Песок пустыни, на котором я должен быть, покрывает меня. Ожидал я, чтобы сделать так, что исполнишь ты то, что в сердце моём, ибо я знаю, что ты сын мой, мой спаситель. Прейди! Вот я с тобою. Я – советчик твой». Завершил он эти слова. Тогда принц этот был изумлён тем, что слышал эти слова Владыки всего сущего. Понял он слова этого бога и поместил он молчание в сердце своём».

Это большая часть текста. Ещё есть предыстория о том, что царский сын охотится в пустыне. Там сначала перечисляется какое-то количество львов, которых они застрелили, а потом, вот, утомившись, он со своей свитой оказывается недалеко от Великого Сфинкса Гизы, который занесён песком, и который просит царского сына, который не был наследником (это очень важная деталь), очистить его от песков пустыни. В тексте есть ещё одна маленькая деталь, на которую вряд ли обратят внимание: он заснул в полдень, когда Солнце было в зените. По египетским представлениям ладья Солнечного бога останавливается на несколько космических мгновений в полдень и в полночь. Египтяне считали, что это те два момента, когда наиболее слышимы в мире богов молитвы и, с другой стороны, наоборот, когда чаще всего боги являются в виде образов, либо вселяются в культовые статуи в храмах, либо способны давать какие-то оракулы. То есть, вот это время полдня, оно здесь отмечено не случайно. Не случайно ещё и потому, что в тексте стелы Сфинкс называет своё имя: сначала Хоремахет – «Гор, тот, кто в горизонте» – форма закатного Солнечного бога, а затем Хепри-Ра-Атум. Хепри, изображавшийся в виде скарабея – это утренняя форма Солнца. Ра – ослепительный диск, либо Сокол с диском на голове – это полуденное Солнце. Атум – «Завершённый» – это старец вечернего Солнца. То есть, это в четырёх формах полностью Солнечное божество. Древние египтяне в своём мировоззрении опирались на такое понятие, как «Хеперу» – это четыре составляющие, которые в совокупности дают комплексно наиболее полное понимание сути объекта, божества, духа, царя, кого-либо ещё. То есть, Тутмос в этом тексте намекает на то, что Солнечное божество проявилось в Сфинксе в полной форме, и явилось ему как Великий предок.

На самом деле история была не так проста. Когда в 1840-х годах знаменитый немецкий археолог Рихард Лепсиус ещё раз после Кавильи откопал Стелу сна и святилище Сетепет меж лапами Сфинкса, текста было больше, он сильно иррадировал в течение времени. Лепсиус зарисовал всё, что он увидел. И помимо того, что здесь проявилась история с царём Тутмосом Четвёртым, проявилась ещё и нижняя часть текста.

…ещё его отец – Аменхотеп Второй – очищал Сфинкса, о чём оставил в Гизе большое количество свидетельств: Сфинкс не был засыпан, когда Тутмос Четвёртый спал в пустыне в полдень. Вокруг Сфинкса, который в этот момент уже был объектом очень серьёзного культа, было найдено несколько удивительной красоты стел, на которых Сфинкса почитали принцы – старшие братья будущего фараона Менхеперура – имена которых были уничтожены. В-третьих, его мать – царица Тиаа – женщина неизвестного происхождения: не появляется в скульптуре, либо на каких значимых изображениях при жизни своего мужа – фараона Аменхотепа Второго. Она появляется только вместе с сыном. В-четвёртых – вокруг храма Сфинкса было найдено огромное количество обломков статуй царицы Тиаа, на которых были надписи, удивившие египтологов, потому что на них были архаические титулы цариц тех эпох ещё пирамид, когда Сфинкса строили. Это была стела лигитимизации власти человека, который не должен был быть наследником престола, и который пришёл к власти видимо при непростых обстоятельствах, раз имена старших братьев пришлось на стелах уничтожать.

В нижней части, которую зарисовал Лепсиус, есть эпизод, где речь идёт об образе Хафра для Ра-Атума: он упоминает имя царя, который построил Сфинкса. Если бы Лепсиус не зарисовал эту деталь, то она навсегда бы ушла с эрозией плиты, которая произошла уже во второй половине девятнадцатого века.

*

…в 1858-м году Огюст Мариет находит знаменитую «Инвентарную стелу». Когда его (памятник) нашли, он сразу же поразил изобилием изображений и текстом. В тексте говорилось следующее, что фараон Хуфу, желая почтить царскую дочь Хенутсен, раскопал пирамиды и Сфинкса, и обновил древний, существовавший до него храм богини Изиды. Почему «Инвентарная стела»? – Потому что дальше четыре регистра изображений – это изображения тех священных объектов, которые были найдены в храме, и которые он обновил: статую бога Мина, божественные штандарты, ладья богини Изиды ритуальная (даже название здесь прописано «Учесет нефру» – «Поднимающая красоты»), разные формы богини Изиды, богов и богинь её круга, священный бык Мемфиса Апис, она сама в образе змеи и Сфинкс Гизы, которого тоже, согласно этого текста, царь Хуфу нашёл под песком.

И всё было бы здорово. Дальше бы мы сказали, что у нас в руках есть доказательство существования того, что Сфинкс был построен до пирамид и так далее и тому подобное, если бы не одна маленькая деталь: в тексте есть грамматические ошибки; стиль стелы – это седьмой век до новой эры – это никак не Древнее царство, не эпоха пирамид; среди изображений богов есть те ипостаси божеств, которые появились только в Новом царстве, до этого их просто не было в египетской религии; имена царя Хуфу упомянуты не так, как они должны быть упомянуты по церемониалу подобной надписи Древнего царства; и, наконец, в эпоху пирамид не бывало стел такого типа.

О чём идёт речь? – Идёт речь об очень любопытном памятнике, который имеет на самом деле аналоги. В эпоху существования храмов в первом тысячелетии до новой эры, особенно храмов, которые почитались, обновлялись, жрецами наиболее популярных святилищ были выпущены так называемые «стелы предания», которые так или иначе, опираясь на имена каких-то великих царей, которые у всех были на слуху, доказывали древность и приоритет собственного святилища. Есть такая же стела с рассказом о древности храма Хонсу, которая была найдена в Карнаке и хранится ныне в Лувре». [P.125.33]

 

 
     
 

…видимо, оказала влияние и фактура самого «писчего материала»: камень, дерево, металл. Попробуйте на таком подручном материале исполнить письмо с закруглённым, курсивным начертанием слов! В своё время, 5 тысяч лет назад, подобную техническую задачу с успехом решили в Древнем Шумере при изобретении клинописи, лёгшей в основу многих древних и современных алфавитов, в том числе и арамейского. Даже мягкая, податливая, сырая глина – и та, в конце концов, потребовала геометризированной клинописи, не говоря уже о дереве, камне, металле…

Отсюда и та кажущаяся на первый взгляд «несовместимость» согдийского и древнетюркского алфавитов! Только с изобретением мягких «писчих материалов» – специально выделанных кож, бумаги и её аналогов, различных плотных и гладких тканей (в лучшем варианте – шёлк) – на следующей стадии развития цивилизации геометризированные алфавиты древности становятся похожими на современные. Увы, но эти самые удобные материалы становятся и самыми недолговечными. Вечны лишь руны!..

В. КОЗЬМИН [A.296]

 

 
     
 

Михаил СЕЛЕЗНЁВ, кандидат филологических наук: «…а потом мы не встречаем никаких упоминаний ни евреев, ни Израиля, ни Иудеи вплоть до середины девятого века. В 840-е годы до н.э. моавитский царь Меша колоссальную ставит стелу в своей столице, на которой один из самых длинных и качественных западно-семитских текстов изображён. И на этой стеле он пишет практически те же самые слова: «Я воевал с Израилем. Израиль уничтожен, его семени больше нет». Эти первые два упоминания Израиля настолько однотипны, почти задают дальнейшую судьбу израильского народа: его все истребляют, семени больше нет, а он всё возникает и возникает заново». [P.141.6]

 

Dr. Michаel Freikman, Jewish University in Jerusalem: «…мы видим несколько мацевот. «Мацева» – на иврите «стела». У него есть несколько названий…» [P.125.88]

*

Dr. Michаel Freikman, Jewish University in Jerusalem: «…в 1991-м году в библейском городе Дан находят по частям обломки стелы. Стелы, которую воздвиг арамейский царь Хазаэль, после того, как захватил Дан, разрушил его. И прошло несколько лет, в свой черёд он был изгнан из Дана. И, естественно, надпись эта была разбита, и ей выложили мостовую у городских ворот. И когда смогли прочитать эту надпись – она датируется буквально началом девятого века…

…написано здесь «мелех исраэль», то есть, «царь Израиля», и… вот эти шесть букв «бейт Давид» – «дом Давида». [P.125.89]

*

Dr. Michаel Freikman, Jewish University in Jerusalem: «…там опять же нас сопровождают стелы. Стелы, которые, видимо, те, кто знают иврит, скорее всего, в этом контексте называются «бама». Бама – это не всегда жертвенник – у него есть много значений». [P.125.70]

 

 
     
 

1 - 2