ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН XIV. Deductio; Harmonia Mixtorum, Reversibilitas; Ingenium Solare; la Temperance (Воздержанность, Умеренность, Время); Иероглиф (плод, т.е. то, что вынашивается женщиной тринадцатого аркана).

   

Deductio 2 (Пророк)

 
     
 

προ-φήτης, дор. προφάτᾱς, ου (φᾱ) ὁ 1) истолкователь, выразитель воли богов (π. Διός Pind.; Βάκχου π. Eur.): τῶν Μουσῶν προφῆται Plat. толкователи воли Муз, т.е. поэты; 2) толкователь, комментатор (τῶν Πύρρωνος λόγων Sext.): ἐγὼ π. σοι λόγων γενήσομαι Eur. я буду тебе обо всём рассказывать; 3) перен. вестник или певец (τέττιξ θέρεος π. Anacr.); 4) прорицатель (δόμων προφῆται Aesch.); 5) пророк NT. [B.169]

 

ὑπό-κρῐσις, εως ἡ 1) ответ Her.: αἱ ὑποκρίσεις τῶν χρηστηρίων Her. ответы оракулов, прорицания; 2) сценическая игра Arst.; 3) рит. драматизм Polyb.: οἱ κατὰ τὴν ὑπόκρισιν ῥήτορες Arst. ораторы с драматическим дарованием; 4) притворство, симуляция Polyb., Luc.; 5) лицемерие (ὑ. καὶ ἀνομία NT). [B.169]

 

 
     
 

pỹthōnicus, a, um [python II] пророческий (spiritus Vlg, Tert). [B.32]

 

pỹthōnissa, ae f [python II] прорицательница Vlg. [B.32]

 

I Pỹthia, ae f [Pytho] Пифия, жрица Аполлона, изрекавшая предсказания в Дельфийском храме С, Nep etc. [B.32]

II Pỹthia, ōrum n Пифийские игры, которые с 586 г. до н. э. раз в четыре года (в третьем году каждой Олимпиады) устраивались на Крисейской равнине близ Дельф в честь Аполлона Н, О, РМ etc. [B.32]

 

I Pỹthon, ōnisnos) m Пифон, свирепый дракон, обитавший на Парнасе, убитый Аполлоном О, Prp, Lcn etc. [B.32]

II pỹthōn, ōnis m 1) (тж. spiritus p. Vlg) пророческий дар (mulier habens pythonem Vlg); 2) прорицатель (pythones consulere Vlg). [B.32]

 

prae-canto, (āvī), ātum, āre 1) предсказывать, пророчить LM (v. l.); 2) заколдовывать Pt. [B.32]

 

cortīna, ae f 1) котёл Pl, Cato, PM; 2) поэт. треножник в храме Аполлона в Дельфах V, О etc.; 3) оракул (с. Delphica PM, Pythica VM); 4) круг (слушателей), аудитория (in cortinā assistere T); 5) небесный свод Епп; 6) покрывало, завеса Vlg, Eccl. [B.32]

 

I sāgus, a, um adj. [sagio] предсказывающий, пророческий, вещий (avis St). [B.32]

 

falsidicus, a, um [falsus + dico] обманывающий, лживый (homo Pl, Eccl): f. vates Aus лжепророк. [B.32]

 

 
     
 

conjectātio, ōnis f [conjecto] 1) предположение, догадка, гипотеза (incerta, obscura PM; lubrica AG): unde с. ingens opum est PM на основании чего можно предположить, что он чрезвычайно богат; 2) предсказание РМ. [B.32]

 

I conjector, ōris m [conjicio] снотолкователь, гадатель Рl, С, Q. [B.32]

II conjector, ātus sum, ārī depon. Tert = conjecto. [B.32]

 

con-jicio, jēcī, jectum, ere [jacio] 1) сбрасывать…; сносить, свозить, сваливать…: c. sortes С бросать жребий; набрасывать, накидывать; забрасывать, заносить…; 2) соображать, заключать, догадываться…; 3) толковать (somnium Pl); предсказывать…; 4) бросать, кидать, метать…; 7) направлять, обращать…

 

Post-verta (Post-vorta), ae f римск. богиня, которую призывали при неправильных родах; по др. богиня предсказаний Vr, O, Macr. [B.32]

 

 
     
 

«Сивиллины книги» были популярны вплоть до Средневековья.

После перевода Ветхого Завета на греческий язык слово «пророк» стало классическим для обозначения прорицателя. Пророк – это жрец, предсказывающий то, что должно произойти. В древности за пределами ветхозаветного мира, не обязательно сам предсказатель, но и второстепенный служитель при оракуле, освещал будущее. Помимо прочего пророк считался посредником между богами и людьми.

Сивиллы, по преданию, пришли с Востока…

Е. АБДУЛЛАЕВ, В. ДАНИЛЕНКО [A.287]

 

На сторону Саула или любого другого царя должны были встать воины, партизанские отряды, которые сражались с филистимлянами и не видели иного спасения, кроме как в превосходстве сил. По другую сторону должны были оказаться группы людей, посвятившие себя исступлённому исполнению религиозных обрядов: они играли на различных инструментах, пели, танцевали, впадали в дикий транс и бились в припадках безумия. Они думали, что во время таких припадков входят в тесный контакт с божеством и тогда их бессвязное бормотание и напыщенные речи воспринимаются как божественные откровения. Эти люди и их последователи считали, что надежнее было бы руководствоваться, прежде всего, подобными откровениями.

Эти впадающие в транс личности, которых можно назвать современным словом «дервиши» (так их называют в магометанской религии), были известны в более ранние времена как «пророки», по-английски – prophets, от греческого слова, означающего «возвещать» (что относится к их исступлённым речам). Поскольку предполагалось, что произнесённые пророчества содержат важную информацию относительно будущего, слово «пророк» приобрело значение «тот, кто способен предсказывать будущее».

Айзек Азимов [B.129.3]

 

 
     
 

…у евангелистов могла быть и другая причина перенести рождение Иисуса именно в Вифлеем. А именно – исполнить древнее пророчество о том, что Мессия должен родиться в Вифлееме.

Dr. Rachel Havrelock, University of Illinois at Chicago: «Согласно ветхозаветным пророчествам Мессия должен быть потомком Давида, а Давид родом из Вифлеема. Поэтому с точки зрения иудеев их Мессия мог появиться только здесь».

Dr. Allen Callahan, Baptist Seminary, Salvador: «Почему имя Иисуса было связано в итоге с Вифлеемом? Потому что люди верили, что Мессия должен быть связан с Вифлеемом. Или же всё было наоборот: люди знали, что Иисус родился в Вифлееме, и, таким образом, укрепились в вере, что он и есть Мессия. Пожалуй, ответить на этот вопрос сейчас уже невозможно. Во времена Его появления на свет никому не было дела до исторических записей. Люди не вели детальной книги актов рождения и смерти бедняков». [T.12.LXXI.1]

 

 
     
 

Санкт-Петербург. 1818-й год

…комната, где собирается компания, освещается мягким светом лампы с зелёным абажюром, общество так и решили назвать – «Зелёная Лампа».

Андрей СИНЕЛЬНИКОВ, писатель, историк: «Есть воспоминания членов «Зелёной Лампы» о том, что каждый из них заказал себе перстень единого образца, но с вставкой из любимого камня. Александр Сергеевич заказал себе перстень с вставкой из сердолика».

На следующее утро ювелиру были заказаны перстни для участников общества с изображением Меноры – Семисвечного Светильника. Теперь ими запечатываются все письма участников «Зелёной Лампы» друг к другу.

…некоторые мемуаристы называют кольцо «Зелёной Лампы» «Масонским перстнем» Пушкина: масонов в его окружении было предостаточно…

Андрей СИНЕЛЬНИКОВ, писатель, историк: «У всех членов «Зелёной Лампы» были перстни с античным светильником, и только у Пушкина был Пифийским треножником. Потому что Пушкина, если уж мы говорим о пророке, считали подобным Пифийскому Пророку, Пифийскому Певцу, который мог видеть будущее и пророчествовать будущее». [T.10.CLXXX.7]

 

Александр ВАЩЕНКО, доктор филологических наук: «Четвёртая разновидность – Творец – героичный своей способностью к творчеству, роднящей его с богами. Тип Героя-творца находим в различных мифологиях, в двух разновидностях – вот это важно заметить. Это может быть божественный Мастер, вроде древнегреческого Пигмалиона и, особенно, Дедала…

Вторая разновидность такого Героя-творца – божественный Певец, Поэт. Мы знаем, что Орфей обожествлялся в Греции, породив даже целое мистико-философское направление «Орфиков». А ещё был Орион, спасённый дельфинами за дар своих песен. В отечественной традиции нам знаком некий купец (Садко) из Новгорода, игрой своих гуслей в Подводном царстве очаровавший морского царя и его дочерей. «Слово о полку Игореве» трижды отсылает нас к мифолегендарному Баяну, чьё искусство способно было трансформировать окружающее…

Я позволю себе задержаться несколько на этом архетипе. В стихотворении «Пророк» Пушкин впервые в России, а может и в мировой лирике раскрыл перед читателем родовой признак всякого настоящего поэта – дар пророчества. Ещё раньше в Англии о том же сказал Шелли: «Поэты – это исполинские тени, которые грядущее отбрасывают в настоящее». Пушкин же показал нам, что удел истинного поэта – мученичество. Таков удел и пророка. А сила его в точности предвидения и словесной магии, трансформирующей наше сознание. Фрейд, пытаясь спроецировать свои открытия в области психоанализа на области истории и культуры, не без досады, смешанной с восхищением восклицает в одном месте: «Поэты всегда всё знали!» [T.10.CI.72]

 

Алексей ВЕНЕДИКТОВ, главный редактор «Эхо Москвы»: «Здесь бы я хотел нашим слушателям сказать, хотя Наталия Ивановна (Басовская, доктор исторических наук) не рекомендует художественную литературу, совершенно замечательное произведение Стефана Цвейга «Фуше». Вот очень подробно. Цареубийца Фуше боялся, что Наполеон договорится с Бурбонами. Его роль великим писателем Стефаном Цвейгом раскрывается таким образом, а писатели иногда видят дальше, чем историки, что это была провокация для того, чтобы между Наполеоном и Бурбонами легла кровь, чтобы они не смогли договориться». [P.97.64]

 

Константин ФРУМКИН, кандидат культурологии, футуролог: «Любое предсказание сводится к тому, чтобы экстраполировать имеющиеся тренды, имеющиеся тенденции. Другое дело что, во-первых, нужно выбрать тренд, который вам кажется важным. Вот здесь самое главное – искусство отличить перспективные тренды от неперспективных». [T.10.DCLXVI.2]

 

Юрий ПИВОВАРОВ, академик РАН, доктор политических наук, профессор, директор ИНИОН РАН: «…я не буду говорить о цифрах, историки бесконечно спорят и ловят друг друга на том, что «А вы этого не знаете, этого не знаете». Я от этого отказываюсь». [T.10.CI.73]

 

 
     
 

Rabbi Aaron Parry: «Тора является проектом Мироздания, и излагает предсказания и прогнозы для всех людей на все времена. Даже предчувствие и предзнаменование грядущих событий».

Но критики подвергают сомнению силу «кода Торы» для предсказаний событий будущего.

Prof. Chris French, Goldsmiths College, University of London: «Это – не предсказание, это – подстановка: так не предсказать будущее, это подгонка события под описание после того, как оно случилось». [T.21.LIX.4]

 

…в последовательном пессимизме Саши Чёрного нет даже претензии на высокую метафизическую печаль, на ярость пророческого дара. Куда там? – Депрессивная бытовая сатира: перечень полумёртвых вещей и людей – низкий галантерейный стиль.

Виктор ТОПОРОВ, литературный критик: «Сатира имеет непременно резкий положительный идеал. Сатирик бичует, имея в виду религиозный идеал, общественный идеал, личный идеал: но сатирик – моралист, ригорист. Вообще говоря, самыми первыми сатириками были, очевидно, ветхозаветные пророки – Иеремия, Исайя – вот когда они приходили и говорили, что живёте вы безобразно, всех вас уничтожат». [T.10.DXXIX]

 

Леонид МАЦИХ, кандидат филологических наук, доктор филологии и теологии (PhD): «…пророки, видите ли, они были до монашества: пророчество и монашество – два взаимоисключающих явления. Когда исчезло пророчество, появилось монашество». [B.141.1]

*

Леонид МАЦИХ, кандидат филологических наук, доктор филологии и теологии (PhD): «…а в это время писцы – от слова «писец» – или переписчик, как вам больше нравится, на иврите называется красивым словом «софер», и он получается не «переписчик», а «счётчик» – тот, кто считает. Что он считает? Буквы в Писании. Хороший переписчик должен знать всё Писание наизусть и по количеству букв должен сказать: «Этой не хватает». Вот эти софрим, переписчики, они занимаются совсем другим делом. Они переписывают Писание, тексты, они учат. К кому приводят пацанов на учебу? К священнику? Чему учиться? Приводят к переписчику. У него спрашивают: «А что сказано в Писании?» То есть получается, священство, вроде бы, формально обладает всей полнотой уважения. Это такая наследственная жреческая аристократия из поколения в поколение: священником нельзя стать, можно только родиться, как аристократом. А всё уважение народное, оно – к переписчикам, потому что они знают грамоту, у них руки не в крови, они, как правило, всякие бывали, но были очень талантливые к обучению…

Какое уважение у неграмотных людей, заведомо неграмотных, к таким, что знают всё Писание! У него советовались: «А как нам быть? У нас спор. Что говорит Писание по этому поводу?» Он разбирал. Они стали альтернативным центром власти, грамотными. А плюс к этому из их среды, реже из священников, именно из среды переписчиков выделился слой людей, которые стали называть себя «пророки». И это тоже чисто иудейское нововведение. Ни в одной религии до этого пророков не было. Иудаизм, видите, чем интересен? В мир религий древнего Ближнего Востока он внёс абсолютно новые черты: нигде не было опоры на текст, нигде не возникло прослойки переписчиков с такими правами и с таким уважением, и нигде не возникло это пророческое сословие.

Пророков мало, как поэтов, но это – соль земли. На пророке – Дух Божий, «руах ха-кодеш» – Святой Дух. Это выражение стало очень популярным, оно из иудаизма перешло в христианство. Святой Дух – поначалу это не было ни с каким голубком связано. Святой Дух в иудаизме – это такая, скажем так, передаточная субстанция между Богом и людьми.

У нас есть представление, абсолютно неверное, что пророк предсказывал будущее. И само слово «пророческий» получается как бы «предсказатель» – это совершенно не так. Пророк не предсказывал будущего реально. Пророк видел настоящее в невероятном количестве подробностей.

…пророки не выбирали выражений. Этим обусловлена их страшная популярность: их выгоняли, камнями били, – никому не нравится о себе такое слушать. Все ж любят, когда хвалят:«Глаголом жги сердца людей» Словом! Это единственное, чем пророк может влиять. Но словом он должен владеть. И пророки владели словом. Ну, те, кто притязал на это звание.

Двенадцать малых и трое великих пророков – это то, что мы знаем. Я думаю, их было больше.

Что такое стал пророк? Это стал человек – из этого потом выросла вся церковь, вся великая, громадная церковная традиция: вся католическая до нынешних времён, и вся православная до Петра I (ну, потом им сломали хребет) выросла из пророческого духа. И знаменитые слова пророка: «Дух Господень на мне – не убоюсь царя!» – вот это слова настоящего пророка. И царь ничего не сделал. Если человек говорит это искренне, и он чувствует, он сам, что дух Господень на нём, – его все боятся, и в Библии это описано.

Пророки взяли на себя роль, которую, по определению, не могло взять жречество – прослойка сервильная и, практически, интегрированная в государство. Что, будет жрец ссориться с царем? Чтобы меньше было пожертвований на храм? Оно ему надо? Чтобы меньше выставляли стражи? Ну, зачем? Ему плохо живётся? Пророк должен обладать бесстрашием. Если пророк боится – это сразу всё: дал слабину. Пророк на смерть должен идти бестрепетно – многих побивали камнями и так далее. А если у него есть страх, – ну, какой же Дух Господень? Пророк обличал царя, и пророк обличал народ. Я вам скажу, что обличать народ, куда как страшнее и опасней, чем обличать царя.

Институт пророчества длился без малого тысячу лет. Потом было вынесено решение, что «прекратилось пророчество в Израиле», но у других его просто не могло быть. А поэтому и церковь, которая к тому времени уже возникла, и талмудический иудаизм согласились с тем, что пророков нет больше. Есть пророческий дух, но пророки, как таковые, кончились. Бог перестал через пророков говорить, но дух, конечно, никогда не умирал, и само явление пророчества – одно из самых потрясающих в религиозной истории. Потом на пророков оглядывались проповедники странствующие; святые, обличавшие владык; люди, призывавшие, например, к крестовым походам, к каким-то там великим предприятиям, – для них для всех, пророки были их живые современники». [B.141.12]

 

 
     
 

Середина девятого века до нашей эры. Израильский царь Ахав, опасаясь возросшего могущества Ассирии, заключает союз с соседней Финикией, скрепляя его женитьбой на Иезавели – дочери финикийского жреца. Ей в угоду царь строит в тогдашней столице – Самарии – храм языческому божеству и заводит целый штат жрецов.

Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «И стали поклоняться Ваалу. Почему? – Потому что поклонение Ваалу требовало ритуала. То есть требовало правильного завершения определённых действий – жертвоприношения на высотах, но не требовало нравственного перерождения человека. Человек мог оставаться каким он есть, если он соблюдал ритуал. В этом и особенность, как мы их называет не совсем правильно, языческих культов. И так легче: намного тяжелее стоять перед лицом Бога, создавшего Небо и Землю, и требующего от человека совершенства. Это почти невыносимая задача была в дохристианском мире».

Так двоеверие утверждается в Израиле на высшем уровне. По приказу царицы Иезавели проповедников Бога Единого жестоко преследуют и убивают. Именно в это время в Самарии появляется пророк Илия. Само его имя – Илия, по-еврейски «Эли ягу» – означает «Господь мой Бог». Оно словно определяет его миссию – напомнить народу Израиля, что их бог – Яхве – не одно из языческих божеств, а Бог Единый, Творец Неба и Земли».

Christian Eeckhout, hôtelier de lcole biblique et archéologique française de Jérusalem (Христиан Экхут, Иерусалимская библейская школа): «Имя Илия происходит от «Эль» или «Иль», как Эммануил, Михаил. «Эль» – означает «Бог», и «Я», как аллилуйя – «Яхве». «Я» – означает «Господь». «Господь есть Бог» – так само имя Илии говорит о нём – «Я пророк только одного Бога», остальные – ненастоящие боги».

Состязание Илии-пророка и жрецов Ваала устраивают на горе Кармил. Она возвышается на побережье Средиземного моря в районе современного Израильского города Хайфы.

Ехиэль Фишзон, культуролог, Израиль: «Кармель – это гора, соответствующая Олимпу, только не греческой мифологии, а более ранней – ханаанско-финикийской мифологии. Здесь, на этой горе и живут Эль – верховный бог ханаанско-финикийской мифологии, поэтому и называется эта гора Кармель – «Виноградник Эля». Здесь живут, согласно мифологии, Ваал (Бааль) – его сын – «бог силы», «бог молнии», «бог побед», «бог ветров». Его жена Ашера (Астарта) – богиня любви. Ям – бог моря. Шепеш или Шемеш – бог Солнца, и прочее, прочее, прочее. Таммуз – бог весны. Они все живут здесь – это их обиталище. Кармель – это место пребывания богов. То есть, он принимает бой на чужом поле». [T.10.DXXXVII.3]

 

Против засилья олигархии и её антивавилонской внешней политики выступали демократические слои иудейского общества. Выразителем их чаяний стал пророк Иеремия.

В описываемую эпоху пророком называли человека, который брал на себя смелость выступать от имени бога и учить народ… Пророк не был предсказателем будущего, как это принято считать ныне. Предсказаниями на Древнем Востоке занимались прорицатели и гадатели, с которыми пророки не имели ничего общего. Обращаясь к людям, пророк говорил им обычно о том, что они видели вокруг себя и что волновало их. Пророчества представляли собой, как правило, страстные и полные силы речи на общественно-политические темы, выдающиеся образцы ораторского искусства. Пророки были политическими деятелями, выражавшими интересы и мнения определенных кругов общества.

В сентябре 593 г. в Иерусалиме на народном собрании произошел диспут по вопросам внешней политики между пророками Иеремией и Ананией. Колотя себя в грудь, Анания уверял присутствовавших, что не пройдёт и двух лет, как падёт вавилонское иго и в Иерусалим вернётся царь Иехония вместе с пленными и сосудами храма. Иеремия с иронией заметил ему, что до сих пор пророками считали тех, кто предсказывал войну, бедствие и мор, но отнюдь не мир. Взбешенный Анания сорвал с Иеремии шейное ожерелье, разломал его и под одобрительный рёв толпы заявил, что именно так бог Яхве сокрушит ярмо вавилонского царя Навуходоносора. Иеремия поспешно бежал с собрания.

18 июля 586 г. тараны пробили брешь в стене, и поздно вечером вавилоняне ворвались в Иерусалим. Среди генералов, бравших город, был Нергал-шарру-уцур, будущий царь Вавилона.

Навуходоносор приказал разыскать и наградить Иеремию, считая его деятельность особо ценной заслугой перед Вавилоном. Набу-зер-иддин нашёл пророка среди пленных, снял с него цепи и предложил либо переселиться в Вавилон, либо остаться на родине. Иеремия предпочёл родину. Тогда его богато одарили, снабдили продовольствием и отпустили на волю.

Однако едва в стране начала налаживаться мирная жизнь, и земледельцы сняли богатый урожай плодов, как в октябре 586 г. избежавшие плена магнаты убили наместника Годолию. Вконец перепуганные жители не стали дожидаться кары и, бросив всё своё имущество, бежали в Египет. Они увели с собой и старого пророка Иеремию. Иудея опустела.

Виталий БЕЛЯВСКИЙ [B.145]

 

 
     
 

Михаил СЕЛЕЗНЁВ, кандидат филологических наук: «…список текстов, которые принято называть Пророческими книгами. Хотя, надо сказать, что слово «пророк» в еврейском языке имеет какое-то совершенно другое назначение, другой смысл, чем в современном русском языке, и даже чем в греческом. Пожалуй, что вот эта перемена произошла, сдвиг в семантике слова произошёл при переводе с древнееврейского на древнегреческий, потому что уже в греческом языке «профетос / προφήτης» – это «человек, который предсказывает будущее. Так уже греки стали понимать эти книги и их авторов тогда, когда где-то в третьем-втором веках до нашей эры книги еврейской Библии стали переводиться на греческий язык. Но еврейское слово «наби / ( נָבִיא )» означает, скорее, другое – не «предсказатель», а просто «человек, который что-то говорит от лица Бога». И чаще всего значительная часть этих текстов сопряжена не с попытками пророков предсказать будущее, что будет когда-нибудь через сто лет или в Конце времён, а, чаще всего с какой-то реальной политической историей того времени – что происходит сейчас: обличение власть имущих, обличение древних евреев за их отступничество.

Точно так же, как перевод еврейского слова «Тора / ( תּוֹרָה )» – «Наставление» греческим словом «Номос / νομός» – «Закон», означало очень важный сдвиг в теологии, в понимании библейского корпуса.

Точно так же перевод еврейского слова «Набим / ( נְבִיאִים‏‎ )» – «Посланники божьи / Боговдохновенные мужи» греческим словом «Профетос / προφήτης» означало переинтерпретацию этих текстов, как относящихся не к сакральному настоящему, как можно было бы охарактеризовать восприятие окружающей жизни пророками, относящееся к какому-то отдалённому будущему». [P.125.91]

 

Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…наконец, пророчества. Очень распространены пророчества. В Мари найдено двадцать пророческих писем, похожих на библейские. Священники, впадающие в экстаз и получающие видения, назывались «мухху». Священники, отвечающие на вопрошания, как, скажем, Пифия, – это «апилу».

В египетском тексте «Путешествие Унамона в Библ» (XII век) говорится об экстатических пророках Ханаана, которые неизвестны Египту, в Египте такой практики не было. В угаритском эпосе об Акхате (Акхите) его отец Данниилу проводит ночь в храме, чтобы получить видение». [P.125.201]

 

Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…есть такая специальная работа Шенке «Оракулы Древнего Египта», изданная в Германии (H.-H.Schenke. Die Orakel im alten Ägypten. Berlin), но важно, что пишет Шенке: «Оракулы почитались равно и царями, и простолюдинами. Оракул был важным посредником, соединяющим личное благочестие с храмом и высшим сословием священников».

Один из высших священнослужителей, его титул был – «хэм нэчер ухэм», только он имел право подносить письменные вопросы оракулу и объяснять божественные изречения, полученные от оракула. Греки переводили слово «хем нечер» словом «пророк» – «профитис». Это служение было важным – так же, как и в Древней Греции, между прочим, только намного более явным и ясным: дельфийский оракул, пифия, редко говорила понятные вещи. А здесь всё было достаточно ясно». [P.125.307]

 

 
     
 

Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «…у пророка буду ждать откровения: священники, и старцы ничего не смогут сказать. Наверное, в такой чрезвычайной ситуации институты перестают работать. Священник и старец – это институт. Есть священство при храме; старцы – это традиционное общество, там аксакалы сидят на скамеечке на площади, или у ворот скорее, в древней израильской какой-то общине. И там к ним за советом обращаются, за наставлением. Вот им ничего не удастся сказать, потому что институты традиционные работают тогда, когда всё идет по писаному или неписаному закону, когда всё как всегда. А пророк – это кризисный такой вариант. Вот когда всё разваливается, пророк единственный, кто может передать какую-то весть. Оказывается, вот ещё он для чего». [P.125.266]

 

Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «Прежде в Израиле, когда кто-либо шёл вопросить Господа, говорили так: «Пойдём к провидцу!» – кого теперь называют пророком, тогда называли провидцем» (1Цар. 9:9)

Не только в словах дело, а вот провидец – «хозе» ( חוֹזֶה ) по-древнееврейски – это тот, кто видит сокрытое. Такая справочная служба, прогноз». [P.125.321]

 

Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «…тут простая семейная история. Пророк Елисей – главное действующее лицо, главный герой первой части этой Книги.

«Одна женщина, вдова одного из сыновей пророческих, воззвала к Елисею: «Твой раб, мой муж, умер. Ты знаешь, что он почитал Господа. А теперь пришёл тот, перед кем он был в долгу, чтобы забрать в рабство двух моих сыновей». (4 Цар. 4:1)

То есть, у них это профессия – пророки, и сыновья пророческие – это такие потомственные ремесленники». [P.125.345]

*

Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «…распределение левитов по разным служениям, и священников тоже по разным служениям при Храме, который должен быть построен. Причём, это распределение, подчёркивает повествователь, произошло ещё во времена царя Давида, то есть, до строительства самого Храма. Это заранее было сделано.

«Давид и военачальники выбрали потомков Асафа, Хемана и Иедутуна для особого служения: они должны были пророчествовать и играть на арфах, лирах и кимвалах» (1Пар. 25:1)

Такая группа музыкально-пророческого служения. Для нас это кажется немного странным, но пророчество – это творчество. Пророк – это не шаман, который бьётся в конвульсиях и, сам того не осознавая, изрекает от духов какие-то истины, как думают его последователи. Творчество – это процесс, который требует и эстетического такого оформления». [P.125.348]

 

Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «…а чем он похож на пророков? Тем, что он спорит: спорит с людьми и с Богом. Пророки – они большие спорщики, им всё время что-то не нравится. Более того, они и с Богом иногда вступают в некоторые словопрения – жалуются, возражают. Вообще, история Авраама начинается с того, что он торгуется с Богом за судьбу Содома и Гоморры…» [P.125.371]

 

Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «…и дальше объяснение, что вот эти самые пророки, провидцы, то есть, те, кто должен был бы возвестить Волю Божью, они, как раз, утратили эту возможность.

«Всякое видение для вас – как слова запечатанного свитка, подают его знающему грамоту и говорят: «прочти-ка!» – а он отвечает: «не могу, запечатано». Или дают свиток не знающему грамоты и говорят: «прочти-ка!» – а он отвечает: «не могу, грамоты не знаю». (Ис.29:11-12)

Вот пророки, провидцы связаны с такими людьми. Один боится разломать печать, боится приоткрыть эту тайну, другой просто уже ничего не знает. Вот пророчество – это не такая простая вещь. Быть профессиональным пророком не всегда получается, а может и не хочется». [P.125.436]

 

Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «…и я ответил: «Воистину так, о Господь!» (Иер.11:5)

А это здесь зачем? – Он передаёт слова Господа. Зачем вначале было слово от Господа мне, а я сказал «Воистину»? Это очень важный момент: пророк – это не медиум, не шаман, который бьёт в бубен, и из него говорят духи, как это у многих народов, практикующих шаманизм, принято считать. А это сознательная передача слов Господа. То есть, Иеремия сохраняет своё сознание. Иеремия сохраняет свою волю. Иеремия добровольно соглашается с тем, что говорит Господь. Он – собеседник – наравне с Богом. Это в Ветхом завете уже есть. В Новом (завете) это, конечно, разовьётся в то, что апостолы… Но это уже есть и у пророков в Ветхом завете». [P.125.458]

 

Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «…но, в любом случае, он не священник, он не левит. Он не представитель вот того наследственного духовенства.: тогда духовенство было исключительно наследственным – надо было родиться сыном священника, чтобы стать священником, надо было родиться сыном левита, чтобы стать левитом. И других способов не было.

И, вот, собственно это о том, кто такие пророки – это люди, которые не были встроены в эту систему «духовного управления» народом Израиля, или не были встроены в систему каких-то святилищ. Но, которых, Бог просто посылал для того, чтобы сообщить те или иные вести своему народу.

И Амос первый из тех, кто оставил после себя Книгу. Конечно, пророки были и до него. Илия – достаточно вспомнить такое имя. И даже не он один: о Моисее говорится, как о пророке, и в любом случае Моисей связан с Пятикнижием. Но это не текст Моисея: это не текст, который Моисей произносит от своего имени.

А вот когда появляется пророк и говорит «от себя», то появляется «пророческая» Книга. Книга пророка Амоса именно такова». [P.125.480]

 

Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «Тогда будут взывать к Господу, но он им не ответит, скроет в то время от них Свой лик, потому что злыми были их дела» (Мих.3:4)

Вот простейший принцип, который пророки, и Михей в особенности напоминают своим слушателям: Бог отвечает на молитвы, но не на все и не каждому. А только тем, кто хотя бы как-то, хотя бы в какой-то форме, в какой-то мере старается следовать его Закону. Человек, который живёт для своего прибытка, для своего удовольствия к Богу может не обращаться: Он его не услышит.

«Вот что говорит Господь пророкам, которые сбивают с толку Мой народ: «На зубах кусок – так мир возвестят, а не дадут им ничего – священную войну объявят!» (Мих.3:5)

Оказывается и пророки участвуют в этом деле. Пророк, вообще-то, в древности – профессия. Кому призвание, как Михею, а кому профессия. И были целые пророческие школы. У пророка Ильи, например, такая была, где обучали молодых людей пророчествовать. Очевидно, были какие-то техники свои.

…а тогда были только пророки, которые описывали происходящее «сейчас», и делали какие-то выводы на будущее.

«За то будет вам ночь без видений, охватит вас тьма без гаданий…» (Мих.3:6)

Видения-гадания – способы выйти в какое-то иное пространство, и узнать что-то такое, что пророк потом сможет возвестить остальному миру.

«…падёт на вас солнце, почернеет для вас день! Постыдятся провидцы, посрамятся гадатели, закроют все они рты – нет ответа от Бога!» (Мих.3:6-7)

Если они говорят просто от себя, в какой-то момент все эти пророчества не сбываются, как все эти политологи, экономисты, футурологи и обозреватели, которые говорят то, что хочет услышать заказчик». [P.125.486]

 

 
     
 

Это шестое название по-еврейски пишется, шоэль ауб, что по-английски означает «вопрошатель знакомых духов»; но «Септуагинта» переводит то же самое слово как εγγαστρίμυθος (чревовещание или вентрология), ςо есть человек, имеющий знакомого духа внутри себя, этот человек одержим духом прорицания, предсказываний, которого греки рассматривали как Пифона, а евреи как обх, древнего змия.

…обозначает то же что и Пифо, который сперва получил своё имя от pythii vates; духа, говорящего сокровенное или предсказывающего будущее.

Е.П. БЛАВАТСКАЯ [B.135.2]

 

ἐγ-γαστρί-μῡθος ὁ чревовещатель Luc., Plut. [B.169]

 

др.-греч. Πύθων от πύθω «Питон»

*

Πύθων, ωνος (ῡ) ὁ Пифон (1. баснословный змей, убитый Аполлоном там, где впоследствии был воздвигнут храм Аполлона Дельфийского Plut.; 2. чревовещатель Plut.; 3. полководец Александра Македонского Plut.). [B.169]

πύθων, ωνος ὁ вдохновлённый Пифийским прорицателем (Аполлоном) NT. [B.169]

Πῡθών, ῶνος ἡ (Hom., HH, Pind., Soph., Arph. = Πυθώ): πνεῦμα Πυθῶνος (v.l. к Πύθωνος) NT дух Дельфийского прорицалища, т.е. дар прорицания. [B.169]

+

πύθω (ῡ) (fut. πύσω с ῡ, aor. ἔπῡσα - эп. πῦσα) подвергать тлению, гноить (τι HH, Hom.); pass. гнить, тлеть (ὀστέα ἀνδρῶν πυθομένων Hom.). [B.169]

Πῡθώ, οῦς ἡ (dat. Πῡθοῖ) Пифо́ (1. древнее название местности у подошвы Парнасса в Фокиде, где находился город Дельфы Hom., Her.; 2. Pind. = Δελφοί). [B.169]

 

 
     
 

1 - 2 - 3

ДАЛЕЕ