ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО |
||||||
ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ |
|
|||||
АРКАН XIV. Deductio; Harmonia Mixtorum, Reversibilitas; Ingenium Solare; la Temperance (Воздержанность, Умеренность, Время); Иероглиф (плод, т.е. то, что вынашивается женщиной тринадцатого аркана). |
||||||
Harmonia Mixtorum |
||||||
…цепной последовательности воплощений человеческих сущностей – возможность герметической обработки души, так сказать - ее гармонизации – Harmonia Mixtorum Полярность в человеке (2) и законы милосердия к ближнему (12) таким же образом дадут ключ к герметической гармонии (14). Цель гармонизации астросома – подравнять все проявления нашей способности к восприятию и к порождению волевых импульсов, и тем создать полный внутренний мир в сердце андрогинной личности. *** Милосердие и Строгость – два элемента, нейтрализуемые порождаемой ими Гармонией в сфере этической эволюции Человечества. В Мире Творчества – Olam ha Briah, – мы встречаемся с активной Сефирой Милосердия (Chesed), являющейся отражением жажды познания, т.е. экспансивности Второй Сефиры (Мудрости), и с пассивною Сефирою Строгости (Pechad или Geburah), ограничивающей Милосердие вследствие конечности области объектов познания (т.е. в силу ограниченности Разума). Нейтрализуются эти Сефиры великолепием сияния Сефиры Tiphereth – Мировой Гармонии, Универсальной Красоты. И что может быть в этике лучезарнее точного уравновешивания Милосердия Строгостью, Доброты – Закономерностью? Разве избыток милосердия не палит нестерпимым огнем согрешившего, заставляя его самого молить о правосудии? Разве избыток строгости не может лишить надежд на спасение заблудшего члена Семьи Душ? Милосердие, соразмеренное со строгостью, решает любую этическую задачу. ГОМ [B.27]
Строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения. М. Е. Салтыков-Щедрин
|
||||||
ГАРМОНИЯ (греч. harmonia – связь, стройность, соразмерность)
Гармонiя 1) соб. concentus. 2) перен. concentus, consensus; convenientia; concordia; полная г. concentus или convenientia atque consensus. [B.39]
Гармонировать см. согласный (быть согласнымъ). [B.39] Гармоническiй 1) соб. consonus; modulates (подъ тактъ); г. пѣнiе, музыка concentus (avium; tubarum ас cornuum). 2) перен. congruens; (въ доклассич. перiодѣ) congruus; concors; aptus (naturā nihil aptius). Adv. modulate, congruenter. [B.39]
Смѣшенiе mixtio; mixtura. [B.39] Смѣшивать 1) что ниб. съ чѣмъ см. мѣшать 1. 2) = спутывать confundere (alqd alqa re). [B.39] Смѣшиваться 1) misceri, permisceri, commisceri. 2) =придти въ замѣшательство conturbari; perturbari; смѣшаться въ началѣ рѣчи (объ ораторѣ) in exordienda oratione perturbari; in dicendo exordio permoveri. [B.39]
|
||||||
I harmonia, ae f (греч.; лат. consonantia, concentus) 1) созвучие, гармония С, Vtr etc.; 2) соответствие, согласие, единодушие Lcr, PM, Macr etc.; 3) песня, напев Eccl. [B.32] II Harmonia, ae f Гармония, дочь Марса и Венеры, жена Кадма, мать Инó, Семелы, Агавы и Полидора О. [B.32]
harmonica, ae и harmonicē, ēs f учение о гармонии Vtr, Cens. [B.32]
harmonicus, a, um (греч.) 1) устанавливающий соразмерность (правильные соотношения) Vtr; 2) приведённый в согласие, гармоничный РМ. [B.32]
mixtio, ōnis f [misceo] 1) смешивание, смешение Vtr; 2) смесь Pall, Vlg. [B.32]
mixtūra, ae f [misceo] 1) смешивание, смешение (rerum Lcr); 2) смесь, микстура, снадобье (mixturā os perfricare Col); 3) переплетение, сочетание (vitiorum atque virtutum Su): raram fecit mixturam cum sapientiā forma Pt красота редко сочетается с мудростью; 4) совокупление Lcn, PM. [B.32]
misceo, miscuī, mixtum (mistum)
opportūnitās, ātis f [opportunus]… 4) целесообразное устройство, соразмерность, складность (corporis, membrorum С)
opportūnus, a, um [предпол. из ob portum, sc. situs] 1) удобный, благоприятный, выгодный, подходящий (tempus Cs; aetas С; locus Cs, Sl; nox opportuna erat eruptioni L): opportuni silentii laus Ар похвальное умение вовремя хранить молчание…
|
||||||
Другой нобелевский лауреат, физик Юджин Вигнер, запустил в обращение ставший знаменитым тезис о «непостижимой эффективности математики в естественных науках». И действительно, основные законы природы выражены «простыми» формулами, которые «схватывают» сложнейший порядок Вселенной. Как видно, математика принадлежит обоим мирам, которые смыкаются в ней самым таинственным образом. ЧИСТЫЕ ИДЕИ Уже Галилей заявил, что «математика есть язык природы». И если между экспериментами и формулами возникают расхождения, то, как говорится, «тем хуже для эксперимента». Хотя в этом высказывании есть известная доля иронии и шутки, оно глубже, чем может показаться. Вспомните, что знаменитый «школьный» закон свободного падения тел Галилей вывел, катая каменные шары по жестяному желобу. Вряд ли грубость и несовершенство этого эксперимента позволяли ему дать столь простое описание падения тел. Но Галилей верил в математику и в итоге оказался прав. Роль математики в познании мира возрастала по мере того, как наглядность уступала место всё большей абстрактности. Например, квантовая механика, лежащая в основе самых значимых современных технологических достижений – атомных реакторов, лазеров и транзисторов, описывает элементарные объекты, скорее как математические абстракции, чем что-то материальное. …априорное знание, каким его полагал Платон, не может быть вероятностным. В. ЦЕЛИЩЕВ, доктор философских наук, профессор [A.215]
|
||||||
Ват Махатхат. Весь храмовый ансамбль отреставрирован. «Храмы стали видимым всему миру доказательством древней самобытности тайского народа, – сказал король Таиланда. Ни одна культура не имеет будущего без уважения к своим корням…» Разрушены скульптуры и орнаменты, но не идеи. Будда, пожалуй, важнейшая идея в этой стране: каждый может уподобиться ему: всегда он олицетворение уверенность и спокойствия. Будда учит нас, что сама по себе мудрость мало что значит. Просветление – вот цель, – об этом говорят его изображения. Искусство, материал и природа, – всё подчинено высшему смыслу. Гармония, порядок и просветление – вот ключи к подлинной «Стране улыбок» – Таиланду. Эта универсальная идея отражается на лицах тайцев и сегодня. [T.10.XI.25]
|
||||||
Dr. Janet DeLaine, Oxford University: «Колизей – самый большой из романских амфитеатров. Если бы размер был больше, с дальних рядов зрители без бинокля ничего не увидели бы. Он построен настолько большим, насколько это возможно функционально». Массивное здание Колизея стоит на фундаменте из цемента и камня, глубина его 12 метров. Dr. Janet DeLaine: «Они строили быстро. Огромное здание возводилось за неправдоподобно короткий промежуток времени, и часто новаторским способом, чтобы увидеть как римляне развивали строительную технологию, всё время находясь на шаг впереди своего времени, достаточно посмотреть на Пантеон». В этом своём величайшем достижении, римская инженерия превзошла себя. Некоторые эксперты считают его одним из самых замечательных сооружения в мире. Этот храм поострен в 118-м году (нашей эры). Богам, которым он посвящён, теперь никто уде не поклоняется. Но храм всё равно внушает трепет и благоговение. Dr. Mark Wilson-Jones, University of Bath: «При постройке купола важно как можно сильнее облегчить его верхнюю часть. Это самое непрочное место». Мастерство римских каменщиков подсказало им оригинальное решение. Они использовали для наполнения бетона всё более лёгкие камни по мере того, как наращивались слои. Dr. Mark Wilson-Jones: «Нужно чтобы верх был самым лёгким, а низ прочным и массивным, поэтому слои были разными по плотности: от самых лёгких наверху, до самых тяжёлых внизу». В основании для прочности использовались большие глыбы тяжёлого базальта, в середине камни меньшего размера. В верхней части в бетон вмешивали пемзу, – вулканический камень, который легче воды. На самом верху было оставлено девятиметровое отверстие, оно называется ОКУЛЮС (oculus) – Глаз Пантеона. Через него в храм проникает солнечный свет, к тому же снижается нагрузка в самой слабой точке купола. Пропорции храма близки к идеальным: сфера, являющаяся продолжением купола, практически точно вписывается в кубический объём здания. Пантеон остаётся одним из величайших сооружений в мире. [T.10.VI.17]
|
||||||
…неконкретное религиозное чувство выражается у меня в безусловном и крепнущем с годами доверии к потоку жизни. Человек, обладающий организованным религиозным сознанием, – не тоньше, не глубже, не проницательнее. Вера даётся интуитивно, но интуиция проявляется и другими разными способами: та, которая приводит к вере, не превосходит иную – художественную, просто человеческую, сочувственную. Жизненный опыт показывает, что из обратившихся сохраняют широту и не впадают в догматичность – единицы. Как правило, неофит радостно хватается за оформление своего религиозного чувства – за церковность, что оборачивается в подавляющем большинстве случаев нетерпимостью и чувством совершенно незаслуженного превосходства. Музеи мира полны художества, которое создано единственно благодаря христианскому мироощущению. Но это искусство внятно агностику, и в целом христианство как культурное измерение доступно любому, хоть бы мусульманину. Разумеется, для полноты понимания лучше вырасти в нашей иудео-эллинско-христианской парадигме, но – в культурной, вовсе не обязательно религиозной. Христианское искусство отзывается и в неверующем: эти вечные сюжеты, проигрываемые каждый день. Представление о том, что Распятие и Воскресение происходят ежедневно, – правда. Правдивая метафора. Усомниться в том, что тело и кровь Христова при причастии реальны, с церковной точки зрения – ересь. Для агностика – это метафора, что и есть основа искусства. Произведения на библейские темы создавали как глубоко верующие, так и ритуально религиозные, а по прошествии лет уже не отличить одного от другого. Понятно, что Фра Анджелико был человек истовой веры, но относительно очень светского Тициана есть большие сомнения: однако христианское в его картинах очевидно. Христианство настолько богато и широко, что его хватает на всех, сужать не стоит. Стоит погоревать, как поздно входили в нас библейские образы, евангельская мудрость. Как много мы на этом потеряли, как поспешно и неумело потом догоняли. Как ещё больше обделены были наши родители, у которых – некоторых из них – оставалась лишь память о детстве. Пётр ВАЙЛЬ [B.114.1]
|
||||||
После смерти Александра Македонского (323 г. до н. э.) его империя сразу стала разваливаться на самостоятельные области, княжества, вольные города, и десять лет до воцарения Селевкидов не прекращались междоусобные стычки, в которых, как это неизбежно бывает, больше всего страдали мирные жители. Селевкидам, пришедшим к власти в 311 г. до н. э., на первых порах удалось собрать обломки снова в единую империю, но долго удерживать завоёванное они не смогли. Около 250 г. до н. э. от Селевкии отделились Бактрия и Парфия. В безуспешных попытках вернуть эти земли прошли все годы, что оставалось царствовать династии (до 129 г. до н. э.). За эти годы, век с четвертью, Иран наполнился греко-македонскими колонистами. Греческая культура распространилась везде, греческая письменность стала смешиваться с арамейской, – и естественным результатом всего этого было слияние зороастрийских мифов, преданий и культов с античными. Возник «синкретический религиозный язык»: иранские и греческие божества стали отождествляться (Аполлон и Гелиос с Митрой, Геракл с Вертрагной, Деметра и Кибела с Анахитой и др.), зороастрийцы начали изображать авестийских богов, охотно перенимая канон греческой иконографии. Традиция подобных изображений, практиковавшаяся ещё в ахеменидскую эпоху и отчасти унаследованная Сасанидами, восходит не к религиозным представлениям зороастрийцев, а к внешней атрибутике культа: религиозные тексты человекоподобного обличья богам не приписывают, и изображения воспринимаются не буквально, а символически (в редких случаях, может быть, как те же инкарнации). Иван РАК [B.121.3]
|
||||||