ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН XIV. Deductio; Harmonia Mixtorum, Reversibilitas; Ingenium Solare; la Temperance 2 (Воздержанность, Умеренность, Время); Иероглиф (плод, т.е. то, что вынашивается женщиной тринадцатого аркана).

   

com-mētior, mēnsus sum, īrī depon. 1) обмерять, измерять (agros Col; porticūs Pl; siderum ambitūs C); 2) делать сообразным, соразмерять (aliquid cum aliqua re C). [B.32]

 

I commēto, āvī, —, āre [intens. к commeo] хаживать, часто ходить, держать путь (ad aliquem Ter): c. scruposam viam Pl двигаться каменистым путём, перен. (о пище) быть жёстким, грубым. [B.32]

II com-mēto, āvī, —, āre обмерять, перен.-ирон. колотить, лупить (ora alicujus Pl). [B.32]

 

mēnsio, onis f [metior] измерение, отмеривание...

 

mēnsor, ōris m [metior] 1) измеривший, т. е. пропутешествовавший, посетивший (m. maris et terrae H); 2) (тж. agri m. Amm) землемер LM, Vr, Col, О; 3) весовщик (m. frumentarius Dig); 4) строитель PJ. [B.32]

 

mēnsōrium, ī n чашка весов Eccl. [B.32]

 

mēnsūra, ae f [metior] 1) измерение: mensuram alicujus rei facere О и agere PM измерять что-либо; aurium m. С отсчитывание (измерение) на слух (о ритме); 2) мера: mensurae et pondera PM меры и веса; m. juris vis erat Lcn (в выродившемся Риме) мерой права стала сила; certis ex aquā mensuris Cs согласно точным данным водяных часов; 3) величина, длина, расстояние, протяжение (itinerum Cs); продолжительность (bibendi О); количество, сумма (verborum Q; beneficii PJ): m. ficti crescit О ложный слух разрастается; 4) характер, свойство (alicujus T); способность (discentis Q). [B.32]

 

modus, ī m 1) мера ... 2) умеренность... modum habēre С, VP, L (adhibēre C, servare Lcn cp. 9) соблюдать меру, быть умеренным (воздержным)... 5) такт, ритм, размер... 7) предел, мера, граница

 

 
     
 

МЕРА ВРЕМЯ

 
     
 

I tempus, oris n 1) время (vacuum ad aliquid C); промежуток времени (longo post tempŏre V); пора (hibernum t. С); период: diei tempora С части дня; t. anni С время года; aureum t. H золотой век; obscuritas temporis Pt (пред)вечерний сумрак; longis temporibus ante L задолго до этого; in t. T на время, временно; conservatis temporibus С соблюдая хронологический порядок…

 

I mora, ае f 1) замедление 4) промежуток времени, время: morā с течением времени, постепенно [B.32]

 

aevum, ī n, реже aevus, ī n 1) бесконечность времени, вечность; 2) жизнь, век, возраст; 4) поколение, пора; 5) прошлое (aevum animo percurrere Sen); 6) время, эпоха (omnis aevi clari viri L): brevis aevi esse L etc. длиться (существовать) недолго. [B.32]

 

aqua, ae f 1) вода; 3) вода в водяных часах, т. е. регламент, время: aquam dare PJ дать время оратору; aquam perdere Q потерять время

 

 
     
 

Dr. Phil Plait, Astronomer: «Существует три основных астрономических цикла, которые можно наблюдать невооружённым глазом. Первый – это суточный цикл – 24 часа. Второй цикл – период оборота Луны вокруг Земли. Сюда входит Новолуние, растущая Луна, Полнолуние и убывающая Луна. Продолжительность этого периода составляет примерно один месяц. Третий цикл – время оборота Земли вокруг Солнца – это год».

Наблюдая за Солнцем, мы установили, что солнечный год связан со сменой времён года, и что он занимает 365 дней. [T.DCCLI.1]

 

 
     
 

Скорость движения Солнца по галактической орбите – 250 километров в секунду. Сами того не замечая, мы с головокружительной скоростью рассекаем межзвездные просторы, мчимся по галактической орбите раз в двадцать быстрее любой современной ракеты!

Мы не замечаем этого движения просто потому, что «бешеная» для нас скорость вращения вокруг центра Галактики ничтожно мала с точки зрения галактических расстояний.

Полный оборот вокруг центра Галактики Земля вместе с Солнцем совершает примерно за 176 миллионов лет. Такова длительность «галактического года».

Всего Земля существует около пяти миллиардов лет. Значит, по галактической шкале времени ей немногим больше 25 «галактических лет». Более или менее детально проследить ее жизнь мы можем лишь на отрезке в 600 миллионов лет. Но это примерно три «галактических года».

В. ВЛАДИМИРОВ [A.428]

 

В пределах Урала эти высоты несколько изменяются, причём это изменение высот касается, главным образом, террас третьей, четвёртой и пятой.

Из приведенного простого перечня только средней высоты террас реки Уфы можно увидеть глубину того вреза, который проделали реки в четвертичном периоде, начиная с момента формирования четвёртой надпойменной террасы. Мы видим внушительную цифру – за миллион лет реки врезались на сто метров, или за сто лет на один сантиметр.

А какова скорость движения в год? Простой подсчёт даёт цифру, равную десятой доле миллиметра! Какая же часть этой десятой доли миллиметра падает на один день? Бесконечно малая величина, неощутимая даже точнейшими приборами.

Вот почему нам часто бывает трудно понять те геологические процессы, которые происходят на земле. За нашу короткую жизнь мы не замечаем больших изменений в лике земли. Мы понимаем всю грандиозность их, лишь изучая результаты работы тех геологических факторов, в результате бесконечно-длительного действия которых происходят великие геологические перемены.

Приведенные цифры дают нам представление только» о средней скорости врезания рек.

Проф. А.А. Малахов. Доктор геолого-минералогических наук [B.165.1]

 

 
     
 

«Люди думают, что время течёт, а время думает, что люди проходят»

Тибетская поговорка [T.18.XXXV.1]

 

Древнеегипетский бог Гор в образе сокола олицетворяет триумф Мирового порядка над Первобытным хаосом. Взгляд бога Гора считается воплощением времени: правый глаз символизирует Солнце, левый глаз – Луну. В схватке против Хаоса Гор лишился левого глаза. Бог Тот собрал и исцелил разлетевшийся на мелкие фрагменты глаз, что стало символом всего Мироздания. Гор сумел восстановить порядок на земле. В помощь ему для отсчёта времени бог знаний Тот изобрёл календарь, особо выделив месяцы, которые определялись фазами Луны. Бог Тот стал покровителем Времени.

Слово «месяц» восходит к индоевропейскому корню «mēns-», что значит «мера измерения».

Если с Солнцем соотносятся времена года, то с Луной – смена дней и месяцев. [T.10.DLXXV.1]

 

 
     
 

Сергей МЕДВЕДЕВ, кандидат исторических наук: «Цивилизации одержимы идеей новизны, идеей перемен. Французский историк Фернан Бродель относит начало моды к XIV-му веку. В Европе начинает зарождаться капитализм, появляется жизнь в городах, появляется идея новизны. И в то же время появляется понятие ВРЕМЕНИ. ВРЕМЯ – это здесь и сейчас, сиюминутность, актуальность». [T.10.LI.14]

 

Существенной категорией, характерной для любой эпохи, важным свидетельством мировоззрения и познания мира становится «концепция времени».

Звук колокола Святого Храма устанавливает распорядок дня: колокол каждый раз призывает людей на молитву и церковную службу.

Prof. Giuseppe Sergi, Università di Torino: «Время в природе, время, отмеряемое проходом Солнца, и время молитвы в монастырях, – приблизительно совпадали. Колокола устанавливали распорядок дня для работников, в основном для крестьян».

Только после перехода власти в города в тысячном году, появилось «новое время» – «время купцов», – оно было связано с восхождением и успехами этого социального класса.

Точное время весьма отличалось от того, которое было закреплено в церковном календаре. Это время, которое можно было рассчитать и разбить на равные промежутки.

Prof. Giuseppe Sergi: «Вместо «церковного времени», а точнее параллельно с ним, появляется «новое время». Жак Ле Гофф (фр. Jacques Le Goff) назвал его «временем купцов». Но им пользовались не только купцы, по нему работали фабрики и делался бизнес в больших городах, сверяясь  с ним, работали ремесленники, вступая в доиндустриальную эпоху».

Таким образом, Время становится доступным инструментом, который помогает лучше организовать работу, деятельность и просто свой день. [T.13.CIII.6]

 

Категории пространства и времени составляют две величайшие тайны, с древних времён волнующие человечество. Человек в первую очередь осознаёт реальность пространства и гораздо позже реальность времени. Подобный путь проходят и многие народы. Завоёвывая обширные пространства, они создавали, казалось, несокрушимые империи, но ВРЕМЯ всё расставляло на свои места… [T.4.XL]

 

Евгений АНИСИМОВ, доктор исторических наук: «Карманные часы начала восемнадцатого века – необыкновенная драгоценность и редкость, – не то, что современный «Rolex». Пожалуй, можно сказать, что такими часами владел в то время один человек из миллиона. Они были настоящим произведением искусства. Это ещё символ индивидуальности, не только владельца, а вообще индивидуальности времени, Нового времени».

В средневековом религиозном сознании земное время соотносилось с Вечностью: человеческий век краток. Весь смысл здешнего существования заключается только в том, чтобы использовать малое время жизни земной для приготовления к жизни вечной – таков был нравственный лейтмотив европейского и русского Средневековья. Человек Нового времени чувствовал себя уже по-иному: «Человеческий век краток, и поэтому нужно спешить использовать каждую минуту земной жизни» – говорил себе человек восемнадцатого века. На смену мистицизму Средних веков пришла философия практической пользы и чувственных удовольствий.

Евгений АНИСИМОВ, доктор исторических наук: «Если в Средние века в основном были башенные часы, на которых была установлена только часовая стрелка, и людям этого было вполне достаточно, то с наступлением Нового времени появилась и минутная стрелка. И часы стали всё меньше и меньше, и они оказались в кармане человека. Это карман придворного делового человека, которому нужно было регулярно посматривать на время».

Отношение ко времени в России стало меняться в эпоху Петра Первого. В 1706-м году царь даже провёл «реформу часа» – русскую систему подсчёта времени в сутках, которая зависела от восхода и захода Солнца, сменила европейская механистическая модель отсчёта времени, которой мы, кстати сказать, пользуемся до сих пор.

Иметь часы, смотреть на часы, замечать, который теперь час, быть пунктуальным, уметь приходить на деловую встречу или на дворцовый приём вовремя, точно к назначенному часу, стало признаком хорошего тона и обязательной частью придворного этикета петровских времён. И хотя карманные часы стоили в то время баснословных денег, новая русская знать не скупилась на траты.

Евгений АНИСИМОВ, доктор исторических наук: «…и Пётр строго следил за тем, чтобы строго соблюдалось время этих мероприятий. Он в своих письмах очень часто писал: «Не мешкай! Скорее! Нужно успеть!» Время стало цениться, и с годами эта цена всё возрастала и возрастала…» [T.10.CCLV.4]

 

 
     
 

…то в его восприятии эти часы остановились бы и времени вокруг не стало. Это привело Эйнштейна к формулировке важнейшего постулата об относительности времени, которое зависит от скорости и места, в котором находится наблюдатель. Открытие послужило началом научной революции, кардинально изменившей представление об устройстве мира и его физических законах. В итоге в XX-м веке были пересмотрены все фундаментальные понятия и создана квантовая физика – наука, которая приблизила нас к пониманию устройства атома и сути таких явлений, как термоядерный синтез, гравитация и Черная Дыра.

Сергей МЕДВЕДЕВ, кандидат исторических наук: «Отправная точка теории Эйнштейна – это то, что не существует абсолютного времени, есть лишь наше представление о нём. Эти представления такие же древние, как и сам человек. Человек выходит из природы, смотрит на природу и учится видеть в ней циклы, видеть в ней ритм. И затем он начинает строить свою жизнь в соответствии с этими ритмами. Так появляется календарь».

«Своё затменье смертная Луна пережила назло пророкам лживым».

Луна вдохновляла поэтов, учёных и жрецов задолго до Шекспира. Шумерская Инанна, греческая Селена, римская Диана с непостоянным изменчивым ликом. Вечный спутник Земли стал первым естественным календарём. Считается, что первый лунный календарь придумали шумеры из Ниппура. Изобретение первого солнечного календаря, более удобного для земледельцев, принадлежит древним египтянам. В 46-м году до нашей эры александрийский астроном Созиген предложил заменить неудобный лунный календарь, более понятным – солнечным, – таким же, каким пользовались египтяне. Правда с одним исключением: раз в четыре года в их численник добавлялся високосный год. Созигена поддержал правитель Вечного города – Юлий Цезарь. Новый календарь помог ему создать великую империю с единым временем, общими богами и одним правителем. Юлианский календарь просуществовал полторы тысячи лет и был отменён римским Папой-реформатором Григорием Тринадцатым.

Валентина КАЗАРЯН, доктор философских наук, МГУ: «Занимаясь временем физик, так или иначе, становится метафизиком в какой-то момент. Если он ещё захочет в этом признаться. Очень часто многие люди говорят, что нет, я ничего философского не говорю, а я только занимаюсь физикой. Представление времени, как порядка от Хроноса и до нашего времени, оно как бы нас связывает, как ни странно, всех, разных людей. Связывает только потому, что оно безразлично к тому, что происходит. Люди, приняв эту цепочку, начинают делать календарь».

Сергей МЕДВЕДЕВ, кандидат исторических наук: «Мы все помним позывные всесоюзного радио: «В Петропаловске-Камчатском полночь». Это была не просто констатация времени, это было политическое заявление, которое говорило о широте нашей страны. Потому что время – это, в конце концов, имперский проект». [T.10.LI.40]

 

 
     
 

«Нужно указывать массам пути к светлому настоящему, а вовсе не к светлому будущему, утверждал Солонович, ибо если настоящее светло, то будущее также будет светло. Но если говорится о светлом «будущем», то будьте осторожны: не хочет ли проповедник светлого будущего просто закрыть этим будущим позор настоящего. Настоящие поколения людей нисколько не хуже будущих, чтобы их приносить в жертву тем, будущим. У настоящих есть одно крупное преимущество они уже существуют, чего нельзя сказать с уверенностью о последующих поколениях. Глупо и преступно менять счастье реальных людей на весьма проблематическое счастье людей нереальных. В самом деле, почему отцы не имеют права на счастье? Почему они должны быть навозом для взращивания счастья детей и внуков? Да и захотят ли дети того счастья, которое будет построено на костях их отцов?»

Сейчас, по прошествии полувека, «дети» дали однозначный ответ тот самый, который предсказывал Солонович... Возвращаясь в своих лекциях к этой мысли, Солонович утверждал, что «менять счастье реальных людей на счастье будущих, приносить в жертву принципам живых людей есть величайшее лицемерие и безумие, а вместе с тем и излюбленное орудие власти». Никакая культура не жила для другой. Жить ради будущего нелепо, ибо это означает никогда не жить.

А. НИКИТИН [A.256]

 

Считается, что на Земле тридцать миллионов видов животных. Будь у Ноя хоть целый флот ковчегов, эта задача была бы для него непосильной. И как он смог погрузить на борт всех животных?

Это могло стать проблемой, ведь в распоряжении Ноя было не очень много времени. У Ноя было семь дней, чтобы найти всех животных и погрузить их на ковчег – тридцать миллионов видов за одну неделю. Итого скорость погрузки – пятьдесят пар в секунду, а при более реалистичной скорости погрузки на это ушло бы не менее тридцати лет… [T.11.XVI]

 

 
     
 

Dr. Salima Ikram, American University in Cairo: «Мало кто в Древнем Египте жил дольше 30 – 35 лет конечно, власть предержащие питались лучше и доживали до 40 – 45 лет». [T.11.I]

 

Dr. Barry Kemp, Director, Amarna Project: «Это захоронение большого количества городских рабочих. Здесь хоронили слуг, возничих, обычных людей. Отсюда уже забрали тело. Мы увезли кости, и осталась нижняя часть от свёрнутой циновки, в которую было завёрнуто тело. Этих людей не мумифицировали, процедура похорон не такая тщательная, как нам известно по Древнему Египту. Это было для элиты, для малой части населения, возможно один процент. Самое поразительное, что мы узнали при изучении костей, – это удивительно молодой возраст многих умерших. Немногие жили более 32-х лет. Когда говоришь, что какому-то незнакомцу 16-ть, это значит, что уже пройдена половина жизни». [T.12.III]

 

Видовой предел жизни человека, доказанный и подтверждённый документально, по данным современной науки составляет 110 – 120 лет. Однако средняя продолжительность жизни в разных странах колеблется в пределах 70 – 75 лет, это является результатом преждевременного старения. Следовательно, биологический резерв жизни человека составляет 30 – 45 лет.

Владимир ХАВИНСОН, член-корреспондент РАМН, доктор медицинских наук, директор Института биорегуляции и геронтологии РАМН [T.10.CI.52]

 

Итак, средняя продолжительность жизни животных в 2 – 15 раз меньше максимального долголетия в природе и в среднем в 9 раз меньше потенциальной долговечности, достигнутой некоторыми особями в неволе. Очень низкие величины средней продолжительности жизни самых обычных, известных человеку птиц и зверей часто вызывают недоумение даже у специалистов.

В. ПАЕВСКИЙ, кандидат биологических наук [A.470]

 

 
     
 

В 30-й строфе Эхнатон пел хвалебную песнь своему Богу Солнца, без которого ничто не могло бы существовать. Этот гимн создал царь-бог или философ? Или в нём просто отражены фантазии душевнобольного? На этот счёт существует две версии. Мнения специалистов по оценке Эхнатона разделились.

Prof. Jan Assmann, University of Heidelberg, Germany: «По моему мнению Эхнатон не был помешанным. Он просто далеко обогнал своё время, он думал иначе, чем его современники. Конечно, это может обескураживать, но Эхнатон, безусловно, не был сумасшедшим». [T.12.XXXVI]

 

Максим ЛЕБЕДЕВ, кандидат исторических наук: «…нам, как носителям индоевропейского языка, кажется, что нет ничего более логичного, чем деление всех событий на то, что было, что есть, и что будет. Это у нас зафиксировано в нашей глагольной системе.

У древних египтян, они по другому воспринимали время: у них было две основных категории. Первое – это «нехех» – «цикличиское время», в котором мы все живём. Это время, в котором всё развивается. Представьте себе, например, яблоко: оно сначала – цветок, потом цветок превращается в завязь, потом это яблоко – маленькое зелёное, постепенно оно растёт, наливается, и, вот, оно созрело. И всё это происходит во время нехех – циклическом времени, которым управляет Бог Солнца Ра. Потому что именно Солнце создаёт эти циклы, начиная от смены дня и ночи и заканчивая сменой времён года. А вот когда яблоко созрело, оно переходит в совершенно другое состояние: в этом состоянии оно будет существовать в другом времени. Это (состояние), когда живое существо или какой-то предмет максимально раскрыл свои все «положительные потенции», но ещё при этом не начал реализовывать «негативные потенции». Например, яблоко не стало гнить. И в этом максимально «раскрытом» виде оно переходит во времени «джет», правителем этого времени являлся бог Осирис – бог Царства мёртвых. И именно в этом времени существовали египетские божества и, соответственно, умершие люди.

Важнейшее таинство, которое знали древние египтяне – это таинство воссоединения Бога Солнца Ра и бога Осириса». [P.125.228]

*

Максим ЛЕБЕДЕВ, кандидат исторических наук, Институт востоковедения РАН: «…встречаемся впервые с так называемой «ложной дверью». Это тот порог, который разделяет пространство Мир двойника и Пространство живых. Вообще древние египтяне считали, что всё время делится на две составляющих: время «нехех», которым управляет Солнечное божество. Это время «циклическое» – там день сменяется ночью, зима сменяется весной – в нём живут люди. В нём происходят события: люди рождаются, взрослеют, умирают. А потом они перемещаются во время «джет». И в этом времени существуют боги и, соответственно, умершие. А «ложная дверь – это разделение между Миром умерших (миром богов) и Миром живых». [P.125.617]

 

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «В Египте исконно всё, что связано с этим миром – с миром сотворённым, с миром, который обходит Солнце – это всё измерялось временем Нехех – Бесконечность. Время Нехех в египетском искусстве изображается в виде мужчины. Время (условно Время Иного мира – Вечность) Незыблемая Вечность, неизменная, которая хранит в себе всё – это Джет – это слово женского рода, это всегда женщина. Поэтому момент сотворения начинается в ту минуту, когда по воле Творца внутри него Нехех начинает преобладать над Джет: Бесконечность начинает преодолевать в себе вот эту инертную, но содержащую всю в себе Вечность». [P.125.34]

*

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…а это часы ночи, причём, более длинные часы – это часы ночи зимней, а более короткие – это часы ночи летней. В Египте час не имел равного измерения, то есть, просто ночь зимой делилась на двенадцать отрезков и, соответственно, ночь летом, более короткая, тоже делилась на двенадцать отрезков. «Нуты» – часы: «Нут» – сам «час» по древнеегипетски, это слово женского рода, поэтому изображаются богини часов именно в женском обличии.

…при этом из солнечного диска каждой богини солнечная сила изливается на ладони следующей богини – час один следует за другим. И через «солнечную силу» эти богини предстают связанными неразрывной церью – «цепью времени». Время, как Змей, время, как Шнур из горла бога Агена, время, как Нить, на которую нанизаны события, время, как Змей, кусающий свой собственный хвост, и время, как богини, связанные нерасторжимой цепью вот этого ощущения собственной причастности к Солнечному божеству». [P.125.20]

*

унуит (производное от «унут» – «час»)

 

 
     
 

Александр КОЛЕСНИК, доктор исторических наук, ИИМК РАН: «…в нашей культуре, в нашем мировосприятии одновременно существует «три времени – прошлое, настоящее и будущее». Граница между прошлым и настоящим очень условна и в разных концепциях времени, в разных концепциях истории понимается по-разному.

То, что происходит при жизни текущего поколения – это «настоящее», а то, что было при жизни уже ушедшего поколения, когда «живой носитель» уже отсутствует – это уже «прошлое». То есть, граница между прошлым и настоящим: грубо говоря, между предметом «истории» и предметом «политологии» – жизнь одного поколения – 25-30 лет. Но, тем не менее, «прошлое» живёт в нас: мы одновременно являемся носителями трёх времён – потому что всё, что нас окружает, пришло из «прошлого», абсолютно всё. А «будущее» нами планируется: мы без будущего не можем жить. Любое поведение мы – носители старинной психики – строим на основании планирования». [P.125.595]

 

 
     
 

…если белые чужеземцы мигрировали в Китай с Запада, как смогли они покорить горные перевалы, окружающие Синьцзян (Xinjiang)?

Существует изречение о том, что человечество начало покорять время и пространство, научившись прочно сидеть на лошади. [T.12.XXXIII]

 

 
     
 

Dr. David S. Stuart, University of Texas: «Время было для Майя навязчивой идеей. Часто говорят, что Майя чуть ли не обожествляли время. Возможно, это преувеличение, но они считали его одним из механизмов космоса». [T.12.XXXV]

 

Изучая звёздный путь, человек научился управлять временем. Он выстроил ритм естественных циклов, установил контроль за своей судьбой на этой земле. Знание неба передавалось из поколения в поколение и имело большое значение. Сформировала ли это знание основу их мифов? Возможно! [T.13.XXXIX]

 

Человечество осознало ход времени в самом начале своего существования. Похоже, с тех самых пор мы размышляли о его природе…

Согласно астрономам наше Время началось в момент Большого Взрыва – от десяти до двадцати миллиардов лет назад. Старейшим звёздным скоплениям, которые удаётся датировать, восемнадцать миллиардов лет, а наша Солнечная система и родная планета появились около четырёх миллиардов шестисот миллионов лет назад.

Однако если мы не знаем точно «Что такое время?», как мы его измеряем? Мы не можем измерить время непосредственно: календари и часы следят за движением обычных предметов, например, звёзд, Солнца, Луны, за распадом атомов и пульсацией нейтронных звёзд, используя их как свидетелей течения времени. Свидетельства измерения времени появляются уже в Ледниковом периоде: в то время охотники делали зарубки на костях, отмечая фазы Луны.

Но первый известный годичный календарь из трёхсот шестидесяти пяти дней принадлежит древним египтянам, появился он около три тысячи сотого года до нашей эры. С тех пор были изобретены солнечные, водяные и механические часы. [T.21.XXXII.9]

 

 
     
 

Prof. Robert Bartlett, St Andrews University: «Чтобы измерить явления физического мира, прежде всего, нужно точно измерять время. В Раннем Средневековье время измеряли приметами дня: обед, церковные службы, приливы и отливы.

…требовалось разработать такое колесо, чтобы оно поворачивалось точными равномерными движениями. То есть – анкерный механизм». [T.10.CCXCVI.1]

 

Terry Jones, popular historian, political commentator and TV documentary host: «…конечно, Церковь искала не только «Синее небо»: как и в современной науке было много экономических и политических мотивов помимо стремления к знаниям. Взять аббата Собора Сент-Олбанс (англ. St Albans), в 1323-м году он осуществил один из самых смелых архитектурных проектов своего времени. Аббат Ричард Уоллингфорд (Richard of Wallingford) был астрономом и математиком, и болел проказой. Думаю, это его не радовало. Так зачем он смастерил Это? Это – часы, которые были восстановлены по описанию и чертежам, которые он оставил. Эти часы звонили каждый час.

…астрономические часы, которые показывают положение Солнца и Луны. Они даже показывают фазы Луны и могут предсказать лунные затмения. Тогда «Дракон глотает Луну». Часам нужно восемнадцать лет и четыре месяца, чтобы завершить Небесный цикл. Это удивительное инженерное сооружение. Но зачем он его создал? У аббата были экономические и политические причины…

…часы отбивали каждый час, а не только время начала Службы, что давало Ричарду возможность контролировать рабочий день в городе. С той поры именно Церковь устанавливала время заседаний Городского Совета, открытие и закрытие рынков, начало и конец каждого рабочего дня». [T.10.CLXXXVII.1]

 

 
     
 

…первый круг – «Личное время», второй – «Время календарное», связанное с хозяйственными работами, третий – «Историческое время», и, наконец, – «Онтологическое» – время существования Мира от его сотворения до Конца Света.

…Историческое время делится на Прошлое, Настоящее и Будущее. Настоящее – это то, что происходит «На моём веку».

Елена ЛЕВКИЕВСКАЯ, доктор филологических наук, Институт славяноведения РАН: «Более отдалённое хронологически Историческое время человеком традиционной культуры воспринимается как некое Эпическое время, как «Глубокая старина», в которой время не членится, время не течёт, а «просто оно есть».

В «Наивной картине мира» время измеряется человеческой жизнью, поскольку носителем исторической информации является память. Она обладает свойствами отбора и оценки событий и может выстраивать отрезки времени по собственному сценарию.

Елена ЛЕВКИЕВСКАЯ, доктор филологических наук: «Такие отрезки времени, через которые человеческая память запоминает события, замечательный английский поэт-романтик начала девятнадцатого века Вордсворд (англ. William Wordsworth) называл «Пятнами времени», а современные лингвисты и современные культурологи называют эти «Пятна времени» «Культурными индексами». То есть это такие важные зарубки, важные вехи в жизни каждого человека, через которые он воспринимает свою биографию».

…в традиционной культуре история предстаёт не как последовательная цепь событий, а как трансформированное отражение их в личной памяти конкретного человека. Личная память является частью Коллективной памяти социума.

Елена ЛЕВКИЕВСКАЯ, доктор филологических наук: «Такими «Пятнами времени» или «Культурными индексами» окажутся события Первой Мировой войны, Революция 1917-го года, Гражданская война, Раскулачивание, период Сталинских репрессий, Великая Отечественная война, которая осмысляется как главное событие русской истории двадцатого века. Здесь мы прямо подходим к тому, что в науке принято называть термином «Травматическая память». Этот термин обозначает такое восприятие событий, такое восприятие времени, при котором на первый план выходят негативные, катастрофические события, случившиеся с человеком».

В «Наивной картине мира» происходит нарушение общепринятой иерархии исторических событий. В устных рассказах и письменных свидетельствах личная жизнь уравнивается с событиями большого исторического масштаба. Давать Историческому периоду имена тех, кто возглавлял страну – ещё один важный, так называемый «Эпонимический принцип» членения времени. При этом, не смотря ни на что, прошедшая эпоха кажется лучше настоящего времени, и в этом проявляется глубокая эсхатологичность традиционной культуры. «Здесь и сейчас» выискиваются приметы Конца Света, начало которого парадоксальным образом совпадают с концом жизни носителя традиций.

Елена ЛЕВКИЕВСКАЯ, доктор филологических наук: «…восприятие своей жизни как Последних Времён, соотнесение её с этими испорченными «Последними Временами» чрезвычайно характерно для русского восприятия времени». [T.10.I.29]

 

 
     
 

Алла ПУГАЧЁВА, народная артистка СССР: «Он (академик Святослав Фёдоров) меня дико напугал просто. Он говорит: «Ты не считай годы. Говоришь, там, двадцать лет – это, кажется, уйма времени, а когда скажешь – приблизительно восемь тысяч дней…» Всё. Мне стало страшно: восемь тысяч дней – это совсем другая разменная временная монета: ты боишься потерять день. То есть ты начинаешь ценить всё, каждую минуту». [T.10.DXXI]

 

 
     
 

…в современном научном мировоззрении известны две принципиально разные концепции времени: реляционная и субстанциональная. Различаются они трактовкой взаимоотношения времени и физической материи. Согласно реляционной концепции, в природе нет никакого времени самого по себе, а время – это всего лишь отношение или система отношений между физическими событиями, иначе говоря, время есть специфическое проявление свойств физических тел и происходящих с ними изменений. Другая концепция – субстанциональная – наоборот, предполагает, что время представляет собой самостоятельное явление природы, как бы особого рода субстанцию, существующую наряду с пространством, веществом и физическими полями. Реляционную концепцию времени обычно связывают с именем Аристотеля. А также Лейбница и Эйнштейна. Наиболее же яркими выразителями субстанциональной концепции времени являются Демокрит, Ньютон и из современных учёных – Козырев и Вейник…

…тема для современной науки является камнем преткновения. Я бы сказала, остриём и даже гранью, когда величайшими теоретиками пройден этап осмысления, и мир ждёт практических действий в данной области…

Согласно реляционной концепции – в природе нет никакого времени самого по себе. Ибо нет ничего хуже, чем соревноваться в теории с тенью отсутствующего за столом оппонента. – Для правильного понимания необходимо ещё добавить, что время, к которому мы все привыкли, передаваемое по радио или телевидению, по которому мы настраиваем наши будильники и по договорённости считаем эталонным, – оно придумано человеком. Придумано с целью рациональной организации жизни общества. Природа его не знает. Это условное время. Даже можно сказать – социальное. Субстанционалисты же основываются на предположении, что в природе существует некое истинно простое хрональное «явление», которое распадается на составляющие: хрональное вещество и его поведение. Подмена реального времени условным и наоборот – причина многих заблуждений в современной науке. Это как раз – самая нелепая ошибка теории относительности, например, заключается в том, что Эйнштейн говорит о переменности хода времени условного, тогда как он вообще не способен изменяться. Отсюда, соответственно, бессмысленны и все остальные выводы этой теории. Но это уже лес дремучий. Попросту говоря, в сознании людей время – это либо сквозная условная сетка, накрывающая всё материальное пространство, либо некое вещество, обладающее невыясненными свойствами.

Вообще-то говорить о мгновенном распространении взаимодействия с материалистической точки зрения совершенно нелепо. Хотя если принять во внимание предположение Вейника о существовании частиц, не содержащих квантов хронального вещества, то есть как бы одновременно присутствующих и в прошлом, и в настоящем, и в будущем, – то такое допущение со скрипом, но принять можно…

Идея хронального вещества родилась внутри строго научного эксперимента, осмысление которого и привело к подобным мыслям и самого экспериментатора, а впоследствии и упомянутого здесь уже не раз Вейника. Идея о том, что время, точнее, хрональное вещество, материально не понарошку, по-релятивистски, а взаправду

Татьяна СОЛОМАТИНА [B.164.2]

 

 
     
 

Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…тамильские адживики пришли к выводу о том, что мир неподвижен, что времени нет. «Хотя мы можем говорить о моментах бытия, – говорит монахине Нилакеши адживикский учитель Пуранан, – но в действительности вовсе времени нет». Понимаете, если есть предопределённость, то следующий вывод – что времени нет, потому что, как это ни странно, время коррелирует со свободой воли: во времени мы свободны. Если есть детерминированность, то, соответственно, нет не только свободы, но и времени. Вот к этому выводу непростому пришёл Парменид из греческих философов». [P.125.370]

 

Юрий БЕРЁЗКИН, доктор исторических наук, Музей антропологии и этнографии РАН: «…в основе нашей цивилизации два источника: с одной стороны – античная традиция, с другой стороны – библейская традиция.

И в античной, и в библейской традиции есть «Стрела времени», то есть, раньше было одно, потом стало другое, потом третье, и время куда-то идёт. Оно развивается. В этом европейская традиция принципиально отличается от индийской, в которой одна Юга сменяет другую. Она немного похожа на китайскую, но в Китае нет тех качественных изменений: в Китае «Мандат Неба» не может быть вечным. То есть, любая династия впадает в какой-то маразм – она должна быть свёрнута: начинается новая династия. В ближневосточной и античной традиции ситуация иная: речь идёт о качественном изменении времени». [P.125.561]

 

 
     
 

Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «Мудрость книжная приобретается в благоприятное время досуга, и кто мало имеет своих занятий, может приобрести мудрость. Как может сделаться мудрым тот, кто правит плугом и хвалится бичом, гоняет волов и занят работами их и которого разговор только о молодых волах? Сердце его занято тем, чтобы проводить борозды, и забота его – о корме для телиц» (Сир.38:24-26)

Досуг – когда тебе не нужно вкалывать, работа не физическая у тебя.

Человек, который полностью занят на работе, ему просто некогда этим заниматься. Такая греческая картина: это уже эллинистический мир, где много греческих штук, и, в частности, греческое слово «схоле / σχολή», откуда «схоластика», откуда потом через немецкий русское «школа» – это, собственно, «свободное время», изначальное значение слова. Посвящать время образованию, науке, мудрости». [P.125.506]

*

от др.-греч. σχολαστικός «учёный; школьный», далее из σχολαστής «досужий; посвящающий досуг наукам», далее из σχολή «досуг; задержка, занятие в свободные часы, чтение, лекция, школа» [P.98.16]

 

σχολαστικός 3 1) праздный, бездеятельный; 2) преданный учёным занятиям, учёный; 3) школьный, учебный (μελέται Plut.). [B.169]

σχολή, дор. σχολά (ᾰ) ἡ 1) досуг, свободное время; 2) освобождение, свобода, отдых; 3) праздность, бездействие; 4) медлительность, промедление; 5) занятие на досуге, учёная беседа, тж. умственный труд; 6) учебное занятие, упражнение, лекция; 7) сочинение, трактат; 8) школа (αἱ σχολαὶ τῶν φιλοσόφων Plut.). - См. тж. σχολῇ. [B.169]

σχολῇ adv. 1) медленно, неторопливо; 2) медлительно, непроворно; 3) (тж. в ответах) с трудом, едва ли, вряд ли; 4) совсем нет, нисколько; 5) тем менее[B.169]

 

 
     
 

Prof. Christopher Stringer, Natural History Museum: «Сначала (Homo) erectus доедал за другими хищниками добытое ими мясо, затем сам научился охотиться на крупных животных».

Оба вида людей научились обращаться с огнём, и это было их важнейшим достижением. Первым огонь освоил (Homo) erectus. Оба вида готовили на огне пищу, вялили над огнём мясо.

Prof. John J. Shea, Stony Brook University: «Время – валюта эволюции. У кого больше времени, тот сможет больше сделать: можете заниматься чем-то одним или пробовать разное, но всё это при наличии времени. А огонь – одно из средств себе это время выкроить: без огня вы не человек. Мясо после тепловой обработки легче усваивается. Время, сэкономленное на пережёвывание, можно потратить на что-то другое». [T.10.CCCXII]

 

Алексей ОСИПОВ, профессор Московской духовной академии; член Межсоборного присутствия Русской православной церкви: «…и, вот, теперь мы обращаемся к библейскому изложению этой темы. Каково же оно? Когда мы открываем Библию, то читаем интересные вещи. Вещи какие? – Как Бог творил Мир. Всё написано очень просто, вы знаете, проще даже и быть не может. Бог, оказывается, творит в Шесть дней – всё то, что есть на Свете – в шесть дней. Интересно! При этом, знаете ли, в чём особенность, правда, того, что мы называем «Днём». По-еврейски «День» – это «Йом», но это слово имеет много значений. Одно из них «День», но с таким же успехом можно сказать «Период». Не нравится? Ну, хорошо, «Эпоха». Опять не нравится? Ну, «Определённая продолжительность времени». Опять не нравится? Ну, придумайте ещё что-нибудь.

Это не есть что-то фиксированное время, понимаете ли, это не двадцать четыре часа…» [T.10.CI.95]

 

( יוֹם ) [yôm] {мн. неправ.: ( יָמִים ) [yāmîm]} день; ( הַיּוֹם ) [hayyôm] сегодня [B.18]

שָׁנָה ) [мн. -îm] год [B.18]

( עוֹלָם ) [‘ôlām] (мн. -îm) неопределённо большой промежуток времени в будущем или в прошлом; отсюдавечность, древность [B.18]

 

 
     
 

Prof. Rachel Elior, Hebrew University in Jerusalem: «…но давайте вернёмся к началам – к первому хранителю памяти, которого звали Енох, сын Иареда. Это седьмое поколение от Адама. В соответствии со Второй книгой Еноха, он был взят на Небо, чтобы научиться у ангелов чтению, счёту и письму. Енох сын Иареда, он первый в традиции священников. Его имя «Енох» или «Ханох» на иврите связано с обучением с «хенох».

«Он был взят на Небо с гумна Аравны в первый день первого месяца». В соответствии с Торой наш календарь начинается с весеннего месяца Ниссан. Еноха взяли на Небо первого ниссана.

…каждый ребёнок учится читать у кого-то, кто умеет. Но кто научил первого читателя? – Ответ в священнической традиции – это ангелы. Это те самые вечные сущности, которые воплощают в вечные ценности, которые находятся в гармонии. Есть ангелы Мира, Правды, Свободы. Все ценности воплощены в фигурах ангелов, которые не чрезмерны, а достаточны – находятся в гармонии.

Енох провёл шесть «юбилеев», то есть, двести сорок лет провёл на Небе: ему трудно было учиться. Он прожил 364-е года: в семьдесят лет был взят на Небо, и всё оставшееся время он провёл на Небе, обучаясь. После техники чтения и письма его научили расчёту календаря. Это самое важное для священников – как делить время: сколько дней в году, сколько недель в году. Самая фундаментальная вещь, которая объединяет какую-то группу, сообщество больше, чем что либо другое – это календарь, по которому живёт эта группа. Календарь, который включает определённое число дней, месяцев.

Еноха взяли на Небо, чтобы выучить, когда наступают субботы, праздники, годы Шмиты и юбилеев. Все они являются производными от числа семь. Он учился на Небе, что в году 364-е дня, 52-е недели – 52-е субботы; в году есть четыре сезона – четыре квартала – в каждом по 91-му дня. В каждом квартале из 91-го дня есть 13 суббот. Каждый год начинается Первого Ниссана в среду – это день Весеннего равноденствия: это должна быть среда. Эти расчёты очень важны для священников. В Первой и Второй книгах Еноха и в Книгах Юбилеев говорится, что Енох принёс эти знания людям.

Каждый седьмой год – это субботний год – Шмита. Семь раз по семь – это Юбилейный год. Когда придёт Мелхиседек – Большой Юбилей. Когда пройдёт семь «субботних лет» – и земля возвращается своим владельцам.

…на самом деле повествование о Потопе – это календарный нарратив. Там говорится о том, как Ковчег плавал 364-е дня. То есть, Ной вошёл в Ковчег 17-го числа определённого месяца в понедельник и вышел тоже в понедельник 601-го года 17-го числа. И в Книге Юбилеев говорится, что Ной провёл в Ковчеге ровно 364-е дня – целый год. Ему так важны были эти календарные подробности.

По-английски «temple» – «храм» связан с «tempo» – «время». На самом деле Храм – не только еврейский храм, но любой храм – это некоторый живые литургические часы, которые структурировали время». [P.125.150]

 

 
     
 

I collēctus, a, um 1. part. pf. к colligo II; 2. adj. 1) сжатый, краткий, уплотнённый (dicendi genus T); 2) сдержанный, воздержный Ар. [B.32]

 

– Башня эта по распоряжению Господа ими поддерживается. Слушай теперь об их действиях. Первая из них, которая держит башню руками, называется Верою; посредством неё спасаются избранники Божии. Другая же, которая перепоясана и ведёт себе мужественно, называется Воздержанием, она – дочь Веры. Кто последует за нею, будет блажен в своей жизни, ибо удержится от всех худых дел и всякой злой похоти и станет наследником вечной жизни.

– Кто же другие пять, госпожа?

– Дочери одна другой. Одна называется Простотою, другая Невинностью, третья Скромностью, четвёртая Знанием, пятая Любовью. Поэтому, когда исполнишь дела матери их, тогда сможешь и всё соблюсти.

– Хотел бы я знать, госпожа, какую каждая из них имеет силу?

– Слушай, – отвечала она, – силы их одинаковы: они связаны между собою и следуют одна за другою, как и рождены. От Веры рождается Воздержание, от Воздержания Простота, от Простоты Невинность, от Невинности Скромность, от Скромности Знание, от Знания Любовь. Действия их чисты, целомудренны и святы, и кто послужит им и будет в силе исполнять дела их, тот будет иметь обитель в башне со святыми Божиими.

Пастырь Гермы

 

 
     
 

…слово «навечно», которым наши богословы объясняют слово «навеки», не существует в еврейском языке ни как слово, ни как значение. Нет такого еврейского слова, которое собственно выражает вечность, по объяснению Ле Клерка, ( עולם ) «улам», подразумевает только время, начало и конец которого неизвестны. Доказывая, что это слово не означает бесконечной длительности и что в Ветхом Завет слово навеки означает только долгое время, архиепископ Тиллотсон совершенно извратил его смысл в отношении адовых мук.

Е. П. БЛАВАТСКАЯ [B.135.2]

 

 
     
 

1 - 2