ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО |
||||||
ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ |
|
|||||
АРКАН XIV. Deductio; Harmonia Mixtorum, Reversibilitas; Ingenium Solare; la Temperance (Воздержанность, Умеренность, Время); Иероглиф (плод, т.е. то, что вынашивается женщиной тринадцатого аркана). |
||||||
Ingenium Solare (Ангел) |
||||||
Символическое начертание В космическом беспредельном просторе блещет могучий Океан Света. Волны искр разноцветных в беспрерывном потоке льются повсюду огненным светозарным каскадом… Горнее пламя живёт, живёт своей чудной таинственной жизнью, блеском сияния могучего, силой свободы раздольной, счастьем власти покоя. Дивные светочи, брызги сверкающие ткут светозарный ореол пламенеющий Солнцу Неведомому… Искра несётся… пламя сверкает, но лишь приближение почует земли, она дымкой бледной узор себе нарождает; быстро влекомая силой страшной, искра одежду свою уплотняет, и лишь приближение пред ней восстаёт – в теле свершенном она появляется… Залитый солнцем стоит светлый Гений. Слегка наклонившись налево, держит Могучий в руках своих тёмных две чаши, то их сдвигая, то вновь расширяя… Звучной струёй, в солнце купаясь, дивная влага течёт; то поднимаясь, то опускаясь, струйки её ткут неподвижность стальную всей той струи… Ризы сверкают отражением солнца; жёлто-оранжевый цвет как-то пронзён серебром; на голове его клафт тёмный кисейный; грудь озаряют лучи ожерелья, пояс спускается спереди пышными складками белого шёлка, горя весь алмазной пылью… [B.24.1]
|
||||||
in-genium, ī n [gigno] 1) врождённые особенности, природные свойства (loci Sl; campi T): ingenio arbusta nata Naev дикорастущий кустарник; redire ad i. Ter вернуться к своим наклонностям, т. е. приняться за старое || натура, нрав, характер (i. bonum, durum, inhumanum Ter; mobile PJ; castum J; iners O; i. mulierum Ter): suo ingenio vivere L жить своим умом (на свой лад); sic est i. Ter таков (уж его) характер; 2) способности, дарования, ум, изобретательность (abundare ingenio С): ingenii acumen (acies) С остроумие, проницательность ума; celeres motūs ingenii С или ingenii celeritas Nep быстрый ум, сообразительность; promptus ingenio L сообразительный, способный; extremi ingenii esse L быть совершенным тупицей; non est nostri ingenii С (pl. = sg.) это не в моих силах; 3) талант, гений, гениальный человек (vir summo ingenio С): ingenio stat sine morte decus Prp удел гения — бессмертная слава; 4) остроумная выдумка: ingenio alicujus Pt no чьему-либо замыслу; exquisīta ingenia cenarum PJ изысканные блюда; 5) образованность, знания (amor ingenii neminem umquam divitem fecit PJ). [B.32]
I ingenitus, a, um 1. part. pf. к ingigno; 2. adj. врождённый, природный (nobilitas T; vitia Su [B.32] II in-genitus, a, um нерождённый (deus Eccl). [B.32]
capulātor, ōris m [capulo I] переливающий (цедящий) из одного сосуда в другой, разливщик Cato, Col. [B.32]
chrīsmārium, ī n [chrisma] сосуд для священных реликвий GT. [B.32]
ἄπειρον τό филос. беспредельное, бесконечное Arst. [B.169]
|
||||||
Неоднократно у рабов встречается имя Ingenus или Ingenuus (свободнорожденный). [P.100.15]
Картинка XIV-го аркана являет нам изображение Солнечного Гения в блистающей белизной одежде, увенчанного золотой повязкой, опоясанного золотым поясом, за который заткнут белый плат, и старательно, без потери единой капли, переливающего жидкость из золотого сосуда в серебряный. …картина, озаглавленная на ученом языке «Ingenium Solare», а на вульгарном «la Temperance» Это – Солнечный Гений; влияние Солнца синтетично… Золотая повязка и золотой пояс фигуры вместе с белыми одеждой и платом суть простые атрибуты Солнечного Гения; им нечего давать особого объяснения. Непрерывная струя жидкости между золотым и серебряным сосудами намекает на подравнивание уровня жидкости в этих сосудах. …медитация XIV-го аркана действительно похожа на деятельность Солнечного Гения. Легко констатировать необходимость и плодотворность, но до крайности трудно провести ее механизм в деталях. Для этого надо быть подобным упомянутому гению богатством флюидов, которые здесь сведутся к наличности знаний метафизического, этического и физического характеров. [B.27]
|
||||||
Гладкие выступающие пояса делят обе стороны стелы на пять горизонтальных рядов, на которых изображены различные деяния царя. Верхний ряд на обеих сторонах одинаковый: Урнамму под символом бога луны поклоняется в одном краю ряда Нанна, а в другом – Нингал. От изображений богов сохранилась только нижняя часть видящей фигуры Нингал, которая кормит грудью ребёнка, возможно царского сына Шульги. Над двумя фигурами Урнамму парят ангелы с сосудами в руках, из которых на землю льётся вода. На широкой полосе между рядами перечисляются названия каналов, проведённых по повелению царя вблизи Ура. Текст надписи объясняет изображение: Урнамму проложил каналы, однако воду и плодородие полям ниспослали боги. Леонард Вулли [B.156.1]
|
||||||
Валерий ПОДОРОГА, доктор философских наук: «…дело в том, что Гений – это, просто, такая, придуманная социальная маркировка. Она когда-то возникла, вообще-то, у Канта, и, даже, у романтиков немецких. А, вообще-то, она обозначает «личного демона» – это античный, такой, образ «Второго Я», и раньше просто назывался «Есть ли у тебя Гений?» Это, вот, Пушкин так употребляет в античном смысле «Гения» – не в смысле «как гений чудной красоты» – а Гений твой собственный, который тебе принадлежит. Ну, «Двойник», твой Двойник. А потом, постепенно, через романтиков произошла такая трансформация, и в массовом сознании закрепилась фигура гения, такого «Вундеркинда» и так далее, который в принципе, конечно, не соответствует. Социальная маркировка чего-то неизвестного и непонимаемого…» [T.10.D.3]
Механические часы. Их изобретение стало символом новой эпохи рационализма, сменившей богобоязненное мистическое средневековье. Мир заворожено следил за вращением их шестерёнок, отмерявших новое точное время. Этот образ лёг в основу представления о том, как устроена природа и все живые существа. [T.10.DCXXXV.1]
|
||||||
За две тысячи лет до того, как римляне начали строить первые глинобитные хижины, фараоны вели строительство в небывалых масштабах. Впервые в истории технология стала преображать не только земную жизнь людей, но и загробную. Ярче всего архитектурные таланты египтян проявились в строительстве гробниц. Египтяне возвели более сотни пирамид, восемьдесят из них сохранились до наших дней. Пирамиды – самые грандиозные из сохранившихся памятников древности… …в 2667-м году до нашей эры фараон Джосер начал строительство первого надземного каменного сооружения. Осуществление этого проекта сделало Египет самой высокоразвитой цивилизацией того времени, и возвысило его создателя в статусе бога. Джосер умер в 2648-м году до нашей эры. Его девятнадцатилетнее правление отмечено беспрецедентными архитектурными инновациями. Джосера провожал в последний путь и юный Снофру, которому суждено было однажды самому стать фараоном Египта. Он вырос в тени ступенчатой пирамиды и был одержим идеей превзойти её. 2613-й год до н.э. Тридцать пять лет спустя после смерти Джосера на трон взошёл Снофру. Он был основателем Четвёртой династии. Он был сыном предыдущего фараона Хуни, но его матерью была младшая жена царя. Dr. Peter Weller, Syracuse University: «Именно при Снофру путём «проб и ошибок» была выработана идеальная форма Великих пирамид. Средства на строительство своих усыпальниц Снофру собирал, совершая набеги на Нубию, Ливию и Синайский полуостров. Он был назван Победителем варваров и остался в истории как один из самых грозных фараонов Египта». Dr. Lawrence Berman, Museum of Fine Arts, Boston: «Снофру как будто бы не хотел поднимать на Небо по лестнице, он хотел пандус. Он разработал подобный абстрактный дизайн пирамиды. Форма такой пирамиды напоминает расходящиеся солнечные лучи». Dr. Stephen P. Harvey, University of Chicago: «Стремление древних египтян создать пирамиду идеальный пропорций кажется просто непостижимым. Расходы на строительство буквально опустошали казну». Тридцатилетнее правление Снофру закончилось около 2589-го года до нашей эры. Однако его гробницы обеспечили ему бессмертие. Раскопки в Дашуре (Дахшур) свидетельствуют, что даже две тысячи лет спустя после его смерти в его честь делались приношения. Первым инженерам Египта досталась роль новаторов и первооткрывателей. Им пришлось учиться на собственных ошибках. Dr. Stephen P. Harvey: «Подобные грандиозные проекты были беспрецедентными. Стараясь прославить фараона, зодчие могли брать пример лишь с природных ландшафтов. Для подобного строительства требовалось огромное воображение и множество природных материалов». [T.10.XXXII.5]
Андрей СИЛАНТЬЕВ, заместитель главного инженера по технической части: «Так как на стройке работает много разных подрядных организаций, всё это надо соединить воедино. Соответственно, обеспечить управляемость этим процессом. Известна цепочка: для того, чтобы реализовать любой объект необходимо найти людей, которые «знают, умеют, хотят и могут» – вот эти четыре глагола. В принципе этим требованиям должен отвечать главный инженер строительства». [T.10.DCCXCV.2]
in-genero, āvī, ātum, āre наделять от рождения, одарять, внушать, вдохнуть (nalura ingenerat amorem С; non ingenerantur hominibus mores С); создавать, творить (societas, quam ingeneravit natura L): ingeneratus С врождённый, прирождённый. [B.32]
|
||||||
Воображение, или фантазия, как и мышление, принадлежит к числу высших познавательных процессов, в которых отчётливо обнаруживается специфически человеческий характер деятельности. Не вообразив себе готовый результат труда, нельзя приниматься за работу. В представлении ожидаемого результата с помощью фантазии – коренное отличие человеческого труда от инстинктивного поведения животных. Любой трудовой процесс с необходимостью включает в себя воображение. Оно выступает как необходимая сторона художественной, конструкторской, научной, литературной, музыкальной, вообще творческой деятельности. Первое и важнейшее назначение воображения как психического процесса заключается в том, что оно позволяет представлять результат труда до его начала, представлять не только конечный продукт труда (например, стол в завершённом виде как готовое изделие), но и его промежуточные продукты (в данном случае те детали, которые надо последовательно изготовить, чтобы собрать стол). Следовательно, воображение ориентирует человека в процессе деятельности - создаёт психическую модель конечного или промежуточного продукта труда, что и способствует его предметному воплощению. Воображение тесно связано с мышлением. Подобно мышлению, оно позволяет предвидеть будущее. Другая картина наблюдается, когда проблемная ситуация отличается неопределённостью, исходные данные с трудом поддаются точному анализу. В этом случае в действие приходят механизмы воображения. Например, некоторая неопределенность исходных данных сказывается в работе писателя. Недаром роль фантазии так велика в литературном творчестве, когда писатель в воображении прослеживает судьбу своих героев. Ему приходится иметь дело с гораздо большей степенью неопределённости, чем конструктору или инженеру, поскольку законы человеческой психики и поведения во многом более сложны, менее известны, чем, скажем, законы физики. Ценность воображения в том, что оно позволяет принять решения и найти выход в проблемной ситуации даже при отсутствии нужной полноты знаний, которые необходимы для мышления. Фантазия позволяет «перепрыгнуть» через какие-то этапы мышления и всё-таки представить себе конечный результат. Но в этом же и слабость такого решения проблемы. Намеченные фантазией пути решения нередко недостаточно точны, нестроги. Однако необходимость существовать и действовать в среде с неполной информацией привела к возникновению у человека аппарата воображения. Поскольку в окружающем нас мире всегда останутся неизученные области, аппарат воображения всегда будет полезен. Таким образом, воображение играет важную роль на ранних стадиях изучения научной проблемы и нередко ведёт к замечательным догадкам. Однако после того как некоторые закономерности были подмечены, угаданы и изучены в экспериментальных условиях, после того как закон установлен и проверен практикой, связан с ранее открытыми положениями, познание целиком переходит на уровень теории, строгого научного мышления. Попытка фантазировать на таком этапе исследования не может привести ни к чему, кроме ошибок. В настоящее время одна из наиболее перспективных областей современной психологии – психология научного творчества. Многие исследования, осуществлённые специалистами в этой области, посвящены выяснению роли воображения в процессах научного и технического творчества. Одним из путей, которым идёт эта отрасль знания, является история научных открытий. Если рассмотреть историю той или иной науки, достигшей высокого уровня развития, где достаточно разработаны теоретические концепции, широко применяется математика и т. п., то можно убедиться, что на ранних стадиях развития эта наука насквозь была пронизана фантастическими допущениями, так как слишком много тогда ещё оставалось неизвестным и дополнялось догадками. По мере того как область знания развивается, в ней многое становится устоявшимся и в воображении уже нет необходимости. Однако такое положение вещей не остаётся долговечным. Благодаря накоплению научных знаний и совершенствованию методик исследования даже самая устоявшаяся область науки сталкивается с фактами, которые не укладываются в общепринятые схемы и не могут быть ими объяснены, и тогда вновь возникает потребность в фантазии, и притом в возможно более смелой. Она и обеспечивает возможность осуществления революции в науке. Таким образом, фантазия всё время продолжает работать на переднем крае науки, там, где открывается новое. Все это убедительно показывает, что роль фантазии в жизни людей исключительно велика. А. В. ПЕТРОВСКИЙ, доктор психологических наук [B.12]
|
||||||
1 - 2 |
||||||