ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН XIII. Immortalitas; Permanentia in essentia; Смерть (Mors); Mors et Reincarnatio; Transmutatio energiae; Transmutatio viriam; la Faux (Коса); Иероглиф (фигура женщины, в качестве посредницы по трансформации плана жизни).

   

Смерть (Mors)

 
     
 

mors, mortis (abl. ē и ī) f 1) смерть, кончина (voluntaria, repentina С; honesta Ter, Nep): alicui morti esse С причинить кому-либо смерть; mortem obire С, VP умереть, скончаться; morte suā mori Sen умереть естественной смертью; mortem oppetere С мужественно идти на смерть; mortem occumbere V умереть насильственной смертью (преим. пасть в бою); mortem deprecari Cs вымаливать (себе) жизнь; consciscere sibi mortem С лишить себя жизни; m. extrema Ctl, V (suprema Н) последние минуты жизни; mortis poena (poenae) С смертная казнь; 2) pl. случаи смерти (multae clarae mortes С); 3) труп, мёртвое тело (mortem alicujus lacerare C): in Attalico m. nixa toro Prp тело, покоящееся на атталовом (т. е. пышном) катафалке; 4) убийство (in mortem ferrum destringere T); 5) кровь: ensis multā morte V меч, обагрённый кровью. [B.32]

 

mortālis, e [mors] 1) подверженный смерти, смертный (corpus, animal С; facta H); преходящий, мимолётный (inimicitiae С); бренный, тленный (opera L; mundus С); человеческий, земной (sors Sen); естественный (mălum О); 2) изготовленный человеческими руками (arma V, Н); нанесённый рукой человека (vulnus V).— См. тж. mortales и mortalia. [B.32]

 

mortālitās, ātis f [mortalis] 1) смертность, бренность, тленность, преходящий характер С, Sen, Q etc.: mortalitatem explere T скончаться, умереть; 2) смерть (mariti Dig; servitutem mortalitati comparare Dig); 3) смертные люди, человеческий род (contra fortunam non satis cauta m. est QC). [B.32]

 

mortāliter как смертные, m. e. по-человечески (vivere Aug). [B.32]

 

mortāles, ium n [mortalis] смертные, люди: quisque mortalium Pt любой человек. [B.32]

 

mortālia, ium n [mortalis] человеческие дела, человеческая судьба Q, Sen, T; людские страдания V. [B.32]

 

mortuālia, ium n [mortuus] 1) погребальные песни Pl; 2) траурные одежды Naev. [B.32]

 

morior, mortuus sum, morī (part. fut. mŏrĭtūrus) depon. [mors] 1) умирать (fame C, Pt; ex vulnĕre L): m. morte suā Sen умереть естественной смертью; m. repentino С скоропостижно скончаться; moriar (si) С формула клятвы пусть я умру (если), т. е. клянусь жизнью (что); sine metu mortis m. Sen умирать, не испытывая страха смерти; moritura crudeli funere Dido V готовящаяся умереть мучительной смертью Дидона; 2) погибать, пасть (in mari С; in armis V, Sen); пропадать (primis segĕtes moriuntur in herbis О); увядать (herba moriens V); отмирать, неметь (morientes manūs О): lassus ac moriens Pt смертельно усталый || гаснуть, угасать (flammae moriuntur О): jam moriente die St на закате, когда уже смеркалось || слабеть, ослабевать (memoria alicujus rei morĭtur С, Т); изглаживаться из памяти, забываться, терять силу (leges mortuae С); затихать: mortuō plausu С когда затихли рукоплескания; 3) выходить из употребления, устаревать (verba moriuntur Q). [B.32]

 

( פֶּגֶר ) [péḡer] труп [B.18]

( עָפָר ) [ʻāpār] прах [B.18]

 

θάνᾰτος (θᾰ) ὁ 1) смерть; 2) умерщвление, убийство; 3) смертный приговор, казнь; 4) мертвец, труп[B.169]

 

Κήρ, Κηρός ἡ Кера (богиня насильственной смерти, погибели, рокового конца - в отличие от Θάνατος)[B.169]

κήρ, κηρός ἡ 1) злая смерть, гибель; 2) мучительный недуг, тяжёлая болезнь; 3) перен. язва, зло; 4) бедствие, несчастье, горе [B.169]

 

μόρος ὁ 1) участь, жребий, судьба (преимущ. несчастная); 2) кончина, смерть (преимущ. насильственная) [B.169]

 

 
     
 

Смерть обладает статусом. Есть почётная смерть и смерть позорная. Физиологически смерть остаётся смертью. Но обществу важно, чтобы человеку был небезразличен способ, которым он уходит из жизни. Для воина считалась почётной смерть на поле битвы… [B.47]

 

Dr. Turhon Murad, Forensic Anthropologist (College of Mount St. Joseph. Physical Anthropology Human Identification Lab at the California State University at Chico) лаборатория физической антропологии и идентификации личности в Калифорнийском государственном университете: «Существует всего четыре способа умереть: убийство, самоубийство, естественная смерть и несчастный случай». [T.20.I.1]

 

Dr. Heather A. Walsh-Haney, Forensic Anthropologist, Florida Gulf Coast University: «Удивительно, что люди могут сделать друг с другом. Я имела дело с умершими своей смертью и погибшими в результате несчастного случая и с убитыми. Просто потрясающе участвовать в анализе дела…» [T.12.LXIX]

 

 
     
 

Первое, что человек осознал более 40 тысяч лет тому назад  это неизбежность смерти. И в истории человечества немало примеров, когда уход из жизни даже одного человека приводит к катастрофическим последствиям: рушились империи, исчезали народы, оказывались навсегда утерянными важнейшие знания и секреты, уходили в небытие целые пласты культуры. Люди хотели как-то противостоять этому. Они создали веру в бессмертие души, при этом искали способы сохранить и материальную оболочку, окружая вечную драму мифами и легендами. Развитие естественных наук казалось бы, поставило всё на свои места… [T.9.III.7]

 

Prof. Jeff Greenberg, University of Arizona: «Для человека всегда было огромной проблемой принять как данность мысль о неизбежности собственной смерти. И эта мысль постоянно нарушает наш покой, вторгается в нашу повседневность. Мы пытаемся сохранить себе жизнь, мы пытаемся преуспеть, но при этом знаем, что смерть всё разрушит».

Эта мысль ужасает, но единственная абсолютная истина нашего мира гласит: «Мы все умрём и с этим ничего нельзя поделать». Однако психологи верят, что есть способ смягчить наш страх, способ договориться с собственной смертью.

Prof. Sheldon Solomon, Skidmore College: «…только человек осознаёт тот факт, что однажды он умрёт.

Искусство – вот первый свойственный человеку способ примирения со смертью, ведь искусство даёт нам возможность контролировать естественные процессы». [T.13.LXXXVII.1]

 

 
     
 

Психолог Лаура Карстансон использует эти картины для экспериментального изучения эмоций, вызываемых осознанием конечности нашей жизни.

Dr. Laura L. Carstensen, Professor of Psychology, Stanford University: «Насколько нам известно, люди – единственные существа на земле осознающие свою смертность. Нас беспокоит не только то, что мы умрём, и не только то, когда мы умрём. Всю нашу жизнь мы постоянно задумываемся над тем, сколько времени нам ещё осталось».

…слайды с картинами. Некоторые образы на них имеют негативную эмоциональную окраску, а некоторые позитивную. В своих экспериментах Лаура и её коллеги обнаружили, что молодые люди хорошо запоминают все картины. Но пожилые люди регулярно забывают одну серию образов, как ни странно, они забывают именно негативные образы.

Dr. Laura L. Carstensen: «С возрастом люди больше задумываются над тем, сколько им ещё осталось жить, поэтому они стараются отделить более существенное, от менее существенного в окружающем их мире и забыть то, что для них неважно».

Выясняется, что когда мы стареем и осознаём, что нам осталось прожить, скажем, лет пять, это полностью изменяет наш взгляд на всё вокруг нас.

Dr. Laura L. Carstensen: «Я думаю, что на самом деле, пожилые люди в каком-то смысле получают удовлетворение, от мысли, что им осталось пять лет, это означает, что, наконец, можно расслабиться, можно остановиться и действительно насладиться каждым днём, прочувствовать радость от каждого мгновения – это одно из секретных преимуществ старости». [T.10.LXII.2]

 

Валентин РАСПУТИН, писатель, прозаик, публицист; Герой Социалистического Труда: «Жизнь дана человеку для того, чтобы испытать его. Ведь за жизнь можно сделать много, очень много… А смерть дана для того, чтобы ты ценил время». [T.10.CCXLI]

  

 
     
 

Анекдот от: (Ксения Шергова, кинодокументалист)

Анкета:

Пункт первый: Ф.И.О.

Пункт второй: Пол

Пункт третий: Дата рождения

Пункт четвёртый: Место рождения

Пункт пятый: Любите ли вы быструю езду? [A.65]

 

«Жажда скорости есть скрытое стремление к смерти» (Лоуренс Аравийский)

 

Альберт Эйнштейн считал воображение причиной нашего стремления к скорости: «Воображение важнее знания». Скорость есть свойство разума, а не материи. [T.8.III]

 

 
     
 

Иннокентий ИВАНОВ, телеведущий: «Не секрет, что смертен не только один человек, но и всё человечество: Солнце обязательно потухнет, на Землю опустится мрак, а люди погибнут, исчерпав запасы энергии и продовольствия».

Андрей ФИНКЕЛЬШТЕЙН, доктор физико-математических наук, член-корреспондент Российской академии наук, директор Института прикладной астрономии: «В принципе есть идеи, если мы осваиваем количество энергии сравнимое с энергией Солнца, то мы можем сдвинуть Землю с нашей орбиты. Перевести её куда-то к другому Солнцу, зацепиться за другое Солнце, молодое, и продолжать жизнь. Но не это ведь главное, главное состоит в том, что стратегически человек не может жить бессмертно человечества». [T.10.VII]

 

Вавилоняне, как и прочие древние семиты, не знали ни рая, ни ада. Преисподняя рисовалась им в весьма непривлекательном виде царства теней, мрака и тлена, где пищей умершим служили прах и глина. По представлениям вавилонян, человек продолжал жить не в загробном мире, а в своём потомстве, в своём семени. Самым страшным несчастьем для вавилонян была бездетность. Сын, внук являлся прямым продолжением жизни человека. На него ложилась и забота об умерших предках.

Покойников вавилоняне обычно хоронили рядом со своим жилищем: их клали в глиняные гробы и зарывали во дворе или прямо под глинобитным полом дома. Более состоятельные люди строили склепы, в которых хоронили всех умерших членов семьи. Никаких памятников на могилах не ставили. Дом ветшал, разрушался, на его месте возводили новый. Но из поколения в поколение мёртвые оставались с живыми, и на живых ложилась забота о них. Они справляли поминки и лили воду на могилы, чтобы умершие предки могли утолить голод и жажду в преисподней. Иначе, по поверьям вавилонян, душа умершего (etemmu) могла покинуть преисподнюю и принести много бед живым. Поэтому вавилоняне так дорожили местом, где стоял их дом.

Но заботы о престарелых родителях и их душах после смерти целиком зависели от наследства, которое они оставляли детям. Если наследства не было, то дети освобождались от каких бы то ни было обязанностей по отношению к родителям.

Виталий БЕЛЯВСКИЙ [B.145]

 

Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…это описывается Эрешкигаль. Она описывается некой такой соблазнительной женщиной, обнажённой. С одной стороны оны постоянно в муках рождения, и, в некоторых текстах, описывают её как «рожающую». Она рождает, как Мать Сыра-Земля в Другой мир. С другой стороны она привлекает к себе, чтобы с ней соединиться, потому что могила – это не только утроба, но и соединение, как брачное соединение со смертью. Тот, кто соединился со смертью в брачном соединении (где Нергал и Эрешкигаль становятся мужем и женой), вот тот, кто становится мужем Эрешкигаль, тот становится обитателем Мира мёртвых. Поэтому она, как бы, соблазнительна, но ты не соблазняйся, подобно Нергалу.

…здесь, скорее, душа в том же смысле, что и у нас. Душа – это «дыхание», то, что дышит, то, что ветер. И то же самое в Шумере «душа» – это «зит» – «дуновение ветра». В Аккаде – «напишту» – «дыхание». И это также и органы дыхания.

«Смерть» по-шумерски «диг» – «уводить, уносить». В Аккаде используется масса метафор «или шу иктур шу» – «его Бог забрал его»; «ана шимати ша иллику» – «она ушла к своей судьбе». «Его ночная судьба нашла его», говорится часто в Ассирии об умерших, особенно об умерших врагах». [P.125.95]

 

 
     
 

1 - 2 - 3

ДАЛЕЕ