ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН XIII. Immortalitas; Permanentia in essentia; Смерть (Mors); Mors et Reincarnatio; Transmutatio energiae; Transmutatio viriam; la Faux (Коса); Иероглиф (фигура женщины, в качестве посредницы по трансформации плана жизни).

   

Transmutatio viriam (Изменения Мужа)

 
     
 

trānsmūtātio, ōnis f [transmuto] 1) перестановка букв, метатеза Q; 2) изменение Vlg. [B.32]

 

trāns-mūto, —, —, āre 1) менять, изменять (incertos honores H); 2) заменять, переставлять (dextera laevis Lcr); 3) перемещать (aliquos ad alium locum CA). [B.32]

 

I trāns praep. cum acc. 1) на вопрос «куда»? через, за (t. mare currere Н); 2) на вопрос «где?» за, за пределами (t. mare esse С). [B.32]

II trāns- (перед согласными тж. trā-) приставка со значением: 1) через, пере-: trans-eo перехожу; 2) (на)сквозь: transfīgo пронзаю насквозь; 3) за, за пределами: trans-alpīnus заальпийский. [B.32]

 

muto

 

viriam

 

 
     
 

Для европейцев траур (от немецкого die Trauer «печаль») сдержанное, не бьющее в глаза выражение скорби по умершему. Но для народов, живущих традиционным укладом, характерны публичные оплакивания мёртвых…

Индейцы команчи не только остригали волосы и наносили себе раны, но и стригли хвосты и гривы своим лошадям. У другого индейского племени арапахо покойника оплакивали женщины, покрытые кровью от порезов на руках и ногах. У аборигенов Австралии вдовы расцарапывали лица и прижигали головнями груди, руки и ноги, втирая в ожоги золу. Учёные видят в этом стремление в период траура изменить внешность, чтобы хотя бы на время оказаться вместе с покойным в пограничном состоянии между жизнью и смертью, защитить его от загробных испытаний. Многие древние народы шли ещё дальше…

Для некоторых народов, как примитивных, так и развитых, чётко оформленный ритуал завершения траура по умершему важен ещё и потому, что среди них бытует представление о ритуальной нечистоте скорбящих.

… в современной западной культуре всё гораздо проще. Обычно люди «официально» скорбят о своей потере месяц-другой, потом интенсивность траура снижается, в одежде появляются нейтральные цвета, снимается запрет на развлечения. Предполагается, что время, отведённое человеку на углубленное и неспешное раздумье о жизни и смерти, о себе и своих близких, подошло к концу, скорбящий воспользовался им в полной мере и теперь может продолжить жизненный путь, умудренный новым опытом.

Е. РОДИОНОВА, В. ЭРЛИХМАН [A.249]

 

 
     
 

Dr. Kara (Kathryn) Cooney, Egyptologist, UCLA: «…эти мумифицированные правители – Тутмос Третий, Рамзес Второй, Сети Первый, окружены людьми, которые хотят почувствовать связь с древними египтянами. Мы почему-то верим, что находясь рядом с ними, рядом с мёртвыми телами, мы ближе к ним чем никогда. Мёртвое тело, принадлежит ли оно богу, святому, предку, политику, Будде или животному, олицетворяет огромную власть, и не только потому, что хорошо сохранилось, но и потому, что мёртвое тело до сих пор существует вместе с нами, в нашей земной жизни. При подобном контакте с мёртвыми многие люди полагают, что прикасаются к кому-то, кто ушёл к богам, из-за чего некоторые даже чувствуют, что тело может стать проводником к божественному». [T.12.LIII.3]

 

К югу от Сахары и к северу от джунглей Западной Африки располагается государство Буркина-Фасо. Местные жители относятся к множеству различных этнических групп имеющих общую культуру. История Буркина-Фасо начинается более пятисот лет назад с прихода сюда племён Моси. Сегодня их благородные традиции и верования до сих пор живы на этой удивительной земле. На Севере страны находится священная для мусульман земля. Маленький городок Бани насчитывает семь мечетей. На юге исповедуют анимизм. Каждый народ живёт в соответствии с философией их предков. Буркина-Фасо – земля обособленных деревень, святилищ и тайн. Любое событие здесь объясняют Законами Загробного мира. Смерть воспринимается как ещё один шаг на пути жизни, нищета является нормой, а вода здесь – сама жизнь. Её название означает «Земля, достойная честных людей».

Барабаны оповещают о горьком известии: скончался старый охотник. Вся община собирается на его похоронах. Смерть старшего воспринимается как потеря хранителя мудрости. Вся молодёжь глубоко расстроена.

Для касена охота значит больше, чем просто добывание пищи: это один из способов накопления знаний о природе. Певец повествует о подвигах умершего охотника, а так же о том, что в загробном мире он получит гораздо большую силу, чем имел при жизни. Когда сильный человек умирает, рождается сильных дух. Под ритм барабанов, все собравшиеся в исступлении начинают танцевать. Так касена соревнуются между собой в более ярком выражении горечи. Похороны состоятся с последними лучами Солнца. Умерших хоронят в семейных склепах, их души смогут представить членов семей перед Богом – Творцом. [T.10.CLXXIII.1]

 

 
     
 

Terry Jones, popular historian, political commentator and TV documentary host: «Это Саккара, поселение к югу от современного Каира. Эта местность похожа на обычную пустыню, но на самом деле в этих песках покоится огромное количество пирамид и гробниц. Иногда кажется, что древние египтяне были буквально помешаны на идее смерти, но на самом деле это всего лишь причуды судьбы. Дело в том, что в Египте плодородно лишь пять процентов земли, и жители этих мест просто не хотели терять эту землю на могилы. Поэтому они хоронили своих мёртвых в пустыне, где песок и жара хранили гробницы почти так же долго, как и любой другой предмет человеческой культуры. Но смерть не была навязчивой идеей для древних египтян, скорее они были помешаны на жизни. Они любили её так сильно, что даже записывали свои каждодневные разговоры». [T.12.XII]

 

Глядя на то, что оставили после себя древние египтяне, мы пришли к выводу, что они были одержимы смертью. Однако если обратиться к древнему языку суфи, выяснится, что у них даже не было самого слова «Смерть», её называли «Движением на Запад». [T.10.CCLXXX.2]

 

 
     
 

Prof. Kent Weeks, American University in Cairo: «В долине царей 62 гробницы. В каждой из них содержится не обязательно клады, как таковые, но кладези информации».

Dr. Bob (Robert) Brier, Long Island University: «Но при всех своих поразительных сокровищах служила гробница единственной цели – обеспечить умершему фараону благополучный переход в загробный мир».

Prof. Kent Weeks: «Цель была не в том, чтобы занять посетителей, это не художественный музей. Это очень серьёзное сооружение, сконструированное таким образом, чтобы обеспечить умершему фараону переход из этой жизни в другую. Чтобы он мог занять своё место среди богов».

Nicole Douek, BA, Ancient History and Egyptology from University College, London: «Он отправляется туда мёртвым, мумифицированным, в гробу. На нём золотая маска. Магия снова сделает его живым. Это поразительное событие произойдёт именно здесь, в гробнице. С помощью заклинаний, магических формул и молитвы. В Древнем Египте не существовало искусства ради искусства, так что работающие в Долине царей люди рисовали не красивые картины. Они создавали средства, которые позволяли царю снова стать живым».

Dr. Bob (Robert) Brier: «Гробница была, пожалуй, даже более важна, чем дворец. Во дворце обитаешь, пока жив, а гробница – это навеки. Именно поэтому в строительство гробниц вкладывали столько средств. Да, это были дорогие вещи, но это было самое важное в вашей жизни вложение средств, – вложение в вечность. Причина, по которой они мумифицировали тело, заключалась в их вере в воскрешение. Они верили, что фараон, буквально, поднимется и перейдёт в другой мир, поэтому тело следовало сохранить: оно ему ещё понадобится».

Столь же важны были рисунки, покрывавшие стены гробницы. Сцены и тексты на стенах гробниц были магическими заклинаниями, которые помогали царю найти дорогу в загробный мир. Величайшим мастерам древности было доверено создание этих изображений. Их работа над единственной гробницей могла продолжиться многие годы.

Prof. Kent Weeks: «Первый художник обычно делал грубый набросок, показывающий, где и какие иероглифы и рисунки будут размещаться. Потом приходил его начальник и чёрными чернилами вносил исправления, придавая пропорциям большую точность, соответствующий размер, что обеспечивало эстетическую привлекательность сооружениям. Он мог также обнаружить ошибки в написании или пропуски. Это было важно по нескольким причинам: не только с точки зрения эстетической, в конце концов, это были тексты, предназначенные для того, чтобы обеспечить фараону безопасный переход от одной жизни в другую. Ошибки в написании – и, боже мой, – он мог его направить совсем не туда. Кто знает, куда его занесёт!»

Погребенные с умершим фараоном предметы должны были, как предполагалось, помочь ему в загробной жизни.

Dr. Bob (Robert) Brier: «Когда ты думаешь о том, что же взять с собой в гробницу, представь, что отправляешься в путешествие туда, где раньше никогда не был. Будучи неуверенным что взять, берёшь всё!»

Dr. Kate Spence, Cambridge University: «Ему потребуются все вещи, которые создавали ему комфорт в этой жизни. Когда он возвратится, у него должны быть своя одежда, косметика, украшения, всё, что ему необходимо для комфортного существования».

Обеспечивался любой аспект загробной жизни. Фараон мог быть мёртв, но в другом мире у него всё равно будет здоровый аппетит. У фараона под рукой была даже армия слуг, известного как Ушебти.

Dr. Bob (Robert) Brier: «Идея была в том, что другой мир окажется таким же как этот, поэтому там придется работать. Но кому захочется работать? Вот у вас и окажутся эти магические статуэтки, которые оживут и станут служить вам».

Nicole Douek, BA, Ancient History: «На каждом ушебти начертано заклинание «Позови меня! Я здесь! Я отвечу! Так что можете иметь в гробнице 400 – 450 фигурок ушебти, всех аккуратно упакованных в специальный ящик, и каждый из них станет заботиться о вас». [T.12.XI]

 

Самым важным ритуалом для обучения народа, как правильно жить, было «Взвешивание Сердца». По древнеегипетским верованиям оно происходило сразу после смерти.

Prof. Carmen Boulter, University of Calgary: «В ходе ритуала «Взвешивание Сердца» покойный представал перед Анубисом, который взвешивал его сердце на Весах с Пером Маат – символом Истины и Справедливости. Если Сердце было тяжелее пера, потому что человек сделал что-то греховное, усопшего не допускали в Загробный Мир. Поэтому люди знали, что их сердце должно быть лёгким, тогда всё будет хорошо».

Когда Древний Египет скатился к патриархальному образу жизни и мышления, древняя духовная идеология была зашифрована, а во главе организованной религии стали жрецы Амона.

Prof. Carmen Boulter: «Жрецы Амона обладали большой властью. Они стали продавать «Спасение Души». На ранних изображениях церемонии «Взвешивания Сердца» его взвешивают с Пером Маат. Но позже на них появляется Гор, придерживающий Весы. Вы могли заплатить жрецам за фигурки ушебти: чем больше их у вас было, тем меньше весило ваше сердце на Весах Справедливости. Вместо того чтобы жить с лёгким сердцем, его теперь можно было «облегчить» за деньги. Подход к тому «Как жить правильно» кардинально изменился, и мы до сих пор живём именно так». [T.10.CCLXXX.3]

 

 
     
 

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…папирус Мутхетебти – это двадцать первая династия. Тоже собрание Британского музея. В центре погребальной камеры лежит мумия: тут написано «Сах шепси» – «Почтенное тело, которого коснулась Божественность». Соответственно, не смотря на то, что она женщина, жрица, – она с бородой, – потому что это Осирис. Как и положено Исида у изножья, Нефтида у изголовья, хранители каноп и северной части Неба – духи, сыновья бога Хора – очень значимые духи в процессе бальзамирования и вообще всего погребального ритуала. А вот здесь сидят множественные удивительные духи Иного мира, которые сжимают в руках изображения ящериц. Ящерица – «аша» по древнеегипетски – это знак множества.

…погребальную камеру, в центре которой лежит Мутхетебти, стоят Исида и Нефтида, стоят значимые духи и вокруг мириады душ, которые смотрят, станет ли она Осирисом.

…сцена суда, здесь в качестве Высшего Небесного эталона «Две Маат» – две богини Истины – Истина Земная и Истина Небесная. Две великие сестры, в честь которых сам зал Небесного суда называется «Зал Маати» – «Зал двух истин». Сам Зал, согласно Книги Мёртвых, он сплетён из тел Огнедышащих змей, то есть, это движущиеся стены, сплетённые из змей, которые полыхают огнём. Сверху сидят «Боги Миллионов лет», которые внутрь смотрят, глядя, пройдёт ли в их владычество, в их царство новый умерший, который для них-то «новый рождённый», рождённый в другую жизнь, в Другой мир». [P.125.7]

 

 
     
 

Клиническая смерть – это состояние, при котором отсутствуют главные признаки жизни. Человек находится без сознания, он не дышит, его сердце не бьётся, мозг ещё жив. Человека ещё можно вернуть к жизни, оживить, как говорят врачи-реаниматологи. С «Того света» мало кто возвращается, только один из пяти, при этом далеко не каждый из спасённых помнит о том, что видел после смерти.

Почти все врачи атеисты, они не верят в мистику. Больные рассказывают о своих видениях, уверяют, что побывали на «Том свете». Врачи пытаются найти всему этому реальное объяснение, и почти всегда находят. Но даже они не могут объяснить, почему после клинической смерти у людей вдруг появляются необычные способности, почему одни перестают стареть, а другие сходят с ума, и уж тем более, почему почти у всех кардинально меняется жизнь. [T.11.IV]

 

 
     
 

Как утверждал Фрейд, подсознательные программы предельно примитивны: размножение (либидо) и уничтожение (мортидо). И действительно, симпатическая магия применяется всего лишь для двух целей: «приворот – отворот» (любовь), и «порча – снятие её» (смерть).

 

Либидо (лат. libidoвлечение, желание, страсть, стремление)

«мортидо» (стремление к разрушению и смерти)

 

Мортидо (лат. morte – смерть) – в психоаналитической традиции – 1) влечение к смерти, 2) энергия влечения к смерти, 3) агрессивное влечение, 4) деструктивное влечение.

Понятие введено в оборот австро-американским психоаналитиком П. Федерном, который понимал под М. явление, силу и энергию по сути своей аналогичные либидо, но противоположное ему по направленности и функциям. В. И. Овчаренко [P.63.1]

 

 
     
 

1972-й год во многом стал переломным. Человечество утратило свой интерес к Луне. Возникло ощущение, что к ней просто уже привыкли. На луну было произведено шесть высадок, и она в чём-то даже надоела. С тех пор больше на неё никто никогда не возвращался.

Dr. David Rothery, The Open University: «Луна оказалась удивительно скучным местом. Все что увидел на ней человек, это скучный бесцветный однообразный рельеф с редкими вкраплениями скал».

Любовь человека к Луне зародилась ещё в глубокой древности. Ведь именно она была спутником Земли в бескрайнем космосе. С заоблачных высот Луна взирала на историю Земли и живших на ней людей. И на протяжении всей своей истории она была объектом пристального внимания людей…

Dr. Gregory Olsen, Space Tourist: «Четвёртый или пятый полёты на Луну были новостями уже не первых, а вторых и третьих полос газет. Это стало уже рядовым явлением».

John Noble Wilford, B.S., M.A., Apollo Correspondent, The New York Times: «Людям наскучили прогулки по Луне. Увидеть один раз, как астронавты собирают там камни было более чем достаточно. Полёт на Луну состоялся, и теперь пришло время заняться чем-нибудь другим, более важным».

В США появилось какое-то чувство апатии, людям всё это стало абсолютно безразлично.

Dr. Gregory Olsen: «Попав, в конце концов, на Луну, мы выяснили, что там нет не только жизни, но даже и воды. Луна не была обителью богов, или хотя бы пастбищем для стад бизонов. Это было глухое и пустынное место. Это была всего лишь мёртвая скала в ночном небе. Человечество создало пленительный образ Луны многие тысячи лет назад и тем сильнее оказалось для него разочарование. Люди ожидали, что возможно, там есть живые существа или какие-нибудь интересные вещи, но когда мы оказались там, долетев, наконец, до Луны, выяснилось что там очень холодно, что там никого нет, и что там в принципе не может быть жизни».

Когда астронавт Джин Сернан (Eugene «Gene» Andrew Cernan) последний раз ступил на лунную поверхность, это уже был не «огромный шаг для всего человечества», это был заключительный акт агонии умирающей эпохи. НАСА отменило три следующих полёта на Луну и постепенно свернуло программу Аполлон. Сернан стал последним человеком, кто ходил по Луне. С тех пор туда никто больше не возвращался. Период увлечения человечеством Луной прошёл. [T.11.X]

 

 
     
 

Сергей СОЛОВЬЁВ, кандидат философских наук: «Если говорить о последних годах, десятилетиях существования Российской империи, то важно понимать – Российская империя реформировалась только тогда, когда в неё стреляли: либо стреляли извне – Крымская война, Русско-японская, либо стреляли изнутри – народовольческий террор, затем Первая Русская революция. Но когда реформы не происходят даже когда стреляют, значит понятно, что это приговор этой системе. Для меня революция это не только далеко катастрофа, революция – это ещё и созидание новых форм, новых институций.

…очень интересная тема – самоорганизация людей: как люди, которые доселе лишены голоса, учатся управлять собой, учатся присваивать культуру, овладевают этой культурой. И без этого мы не понимаем дальше советской истории». [T.10.LI.109]

 

 
     
 

Галина ЕРШОВА, доктор исторических наук, профессор, директор Научно-исследовательского мезоамериканского центра им. Ю. В. Кнорозова: «Когда мы занимались проблемой изучения всяких таких странных явлений, феноменов и верований, то мы проводили опрос. И вот этот опрос показал: в этом опросе был вопрос «А что для вас самое страшное?» Больше всего, и, особенно, в студенческой среде ответили то, чего мы даже не ожидали, у нас даже не было запланировано: «Это то, на что ты не можешь никак отреагировать. Не знаешь, как реагировать». То есть, это или потустороннее, или инопланетное – это то, где у тебя нет запланированной модели действия. И вот это воспроизводится и у взрослых, немножко в других терминах, но то же самое. И поэтому смерть – она совершенно не случайна. Дело в том, что смерть – это первое, о чём думает человек, когда становится человеком. Погребение – это первая культурная деятельность человека. И вот это отношение между двумя мирами – живым и миром мёртвым, огромным, который существует – это самый ответственный момент в жизни, и поэтому рассказы о том, как контактировать между мирами…»

Александра БАРКОВА, кандидат филологических наук, Институт истории культур: «…традиционная культура (народная) и современная культура по отношению к страху исходят из двух принципиально разных позиций. Традиционная культура, крестьянская, охотники-оленеводы, стремится все эмоции, абсолютно все, и страх в том числе, вогнать в некое русло (чтобы не сталкиваться с неожиданностями, чтобы был алгоритм действия). Потому что если мы посмотрим на любой календарь народных праздников любого народа, то мы увидим, что есть, допустим, время наступления весны – очень радостное время: всем радоваться – «заклички весны». И начинают какие-то учёные в девятнадцатом веке рассуждать: «А что думал крестьянин? Придёт весна, если не будет закличек или не придёт?» А он ничего не думал: он эту эмоцию радости переводил в форму обряда, и из стихийного явления, то есть, «неконтролируемая радость», она становилась явлением культуры. Здесь мы все хором радуемся, а здесь мы все хором печалимся: и для радости, и для печали, и для страха мы имеем строго отведённое время. «Страшные вечера» на Руси – время гаданий.

Традиционная культура открыта всем эмоциям, включая страх, и все эмоции она из природных, естественных переводит в сферу культуры. А городская культура ото всех эмоций дистанцируется, то есть, в городе абсолютно все эмоции переживаются бесконтрольно: для них нет никакой упорядоченности, никакой системы».

Галина ЕРШОВА, доктор исторических наук, профессор, директор Научно-исследовательского мезоамериканского центра им. Ю. В. Кнорозова: «…потому что приличными людьми они становятся только тогда, когда люди их учат вести себя как людей.

С момента рождения ребёнка это всё есть процесс обучения и интеграции в это пространство – развитие его левого полушария. Ребёнок, когда рождается, у него весь мозг действует по схеме правого полушария мамаши – это такое, пассивно-адаптивное – пожрал, спрятался, своё схватил и выжил биологически. А вот люди из него делают человека, который страдает, который понимает другого, который понимает боль другого, который готов помочь – вот это Человек. Это только воспитывается». [T.10.CCCVI.6]