ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН XIII. Immortalitas; Permanentia in essentia; Смерть (Mors); Mors et Reincarnatio; Transmutatio energiae; Transmutatio viriam; la Faux (Коса); Иероглиф (фигура женщины, в качестве посредницы по трансформации плана жизни).

   

Mors et Reincarnatio

 
     
 

«Воплощение, называемое Гилгул ( לוגליג ), есть тот случай, когда при выходе ребенка из утробы его матери некоторая душа входит в него: эта душа обязана перенести все страдания и все несчастия, которые обрушатся на это тело и при помощи которого она входит на арену мира до своей смерти, не имея возможности отделиться от него ранее своего последнего дня. Вселение, или Иббур ( ריביע ), есть случай, когда душа приходит в мир через человека уже рожденного в этом мире и вполне самостоятельного».

Исаак Лориа.

Учение о метемпсихозе, переселении душ, лежит краеугольным камнем во всех религиозных системах мира. Не говоря уже об Индии и Египте, мы видим, что оно также имеет место в Семитическом Откровении и христианстве. Это учение, будучи весьма сложным и труднодоступным широким массам, большинством Учителей скрывалось от толпы и сохранялось лишь как эзотерическое среди немногих избранных. Так, в Евангелии мы видим лишь немногие указания на него, как например в притче «о слепорожденном». [B.24.1]

 

Голго́фа (греч. Γολγόθα, Κρανίου Τοπος; ивр. גולגלתא )‎, «лобное место» от арам. gûlgaltâ, букв. «череп»; лат. Calvaria) [P.100.48]

 

I calvāria, ae f СС, PM = calva I: Calvariae locus Vlg = Golgothē. [B.32]

II calvāria n pl. кальварии, род рыб Епп, Ар. [B.32]

 

 
     
 

incarnātio, ōnis f [incarnor] воплощение Eccl. [B.32]

 

in-carnor, —, ātum, ārī [caro] облекаться плотью, воплощаться Eccl. [B.32]

 

I cāro, —, —, ere чесать (lanam Pl, Vr). [B.32]

II caro, carnis f 1) мясо (cruda Su; tosta O; ferina Sl; с piscium VM): с morticina Sen (tacita M) падаль, мертвечина; с. hebes мед. СС дикое мясо; 2) pl. куски мяса О, РМ etc.; 3) мякоть (cucurbitae PM; olivarum Pall); сердцевина РМ; 4) плоть, тело Sen, Vlg, Eccl. [B.32]

III cārō adv. Dig, Aug = care. [B.32]

 

concarnātio, ōnis f [concarno] 1) плотская связь Tert; 2) воплощение (sc. Christi Eccl). [B.32]

 

con-carno, —, —, āre [caro] одевать (или соединять с) плотью Eccl. [B.32]

 

corporo, āvī, ātum, āre [corpus] 1) делать телесным, воплощать, pass. воплощаться, облекаться плотью (deus corporatus et veste carnis indūtus Lact): semen corporatur РМ семя разрастается; 2) превращать в труп, умерщвлять Епп, Acc. [B.32]

 

corpus, oris n 1) тело, плоть (corporis voluptates et dolores С); мясо 6) туловище О; 7) труп Cs etc… 11) вещество, материя, масса (aquae Lcr)…

 

metempsỹchōsis (abl. i) f метемпсихоз, переселение душ (по учению Пифагора) Tert. [B.32]

 

metensōmatōsis, is f (греч.) перевоплощение Tert. [B.32]

 

 
     
 

Примерно в то же время великие религии Южной и Восточной Азии пытаются решить аналогичные проблемы «Жизни и Смерти», «Добра и Зла». Однако на веру относительно загробной жизни повлияла абсолютно другая идея – Реинкарнация – Перевоплощение.

В этой системе человек продолжает перерождаться на протяжении нескольких жизней в любую форму – от муравья до полубога. Перевоплощение играет важную роль в буддизме, религии, которая появилась в шестом веке до нашей эры в Северной Индии, и позднее распространилась по всей Восточной Азии.

Prof. Timothy Barrett, SOAS, University of London: «В буддизме жизнь каждого из нас – это просто часть бесконечного цикла перерождения под названием Сансара. А в смерти каждый человек должен предстать перед повелителем Ада, известного как Яма в китайской и тибетской культуре, и Эмма – в японской. Это изображено на свитке…» [T.13.II]

*

Буддизм не верит, что душа может вернуться в тело после смерти, поэтому, когда человек умирает, его тело кремируют. Пепел сохраняют для того, чтобы люди могли отдать дань уважения умершему. [T.10.DCXCIX.3]

 

…для индуистов смерть, это не конец, и посмертные ритуалы служат для того, чтобы помочь душе перейти в следующую жизнь.

Prof. Ariel Glucklich, Georgetown University: «Индуистская вера в реинкарнацию сильно влияет на посмертные ритуалы, и на отношение к ним с эмоциональной и интеллектуальной точки зрения. Дух никуда не исчезает: умершие не просто отправляются в Ад или в Рай навеки, они возвращаются. Страх смерти не так силён из-за веры в реинкарнацию, сила запрета на тему смерти не так велика».

В индуизме тело умершего нужно уничтожить полностью, чтобы освободить душу для перерождения.

Prof. Ariel Glucklich: «Огонь имеет важное духовное значение в ритуале кремации. Очевидно, что огонь – это способ избавиться от тела. Но на символическом уровне огонь восходит к древним жертвоприношениям. Огонь забирает тело, то есть останки существующего человека, и переносит этого человека в новое существование».

На Западе процесс кремации скрыт от взгляда людей, и это усиливает запрет на тему смерти. [T.21.VIII.2]

 

 
     
 

…предполагал, что эти доски будут выстилать могилу изнутри, это означало, что тело опускали в могилу отдельно, так, чтобы его видели все пришедшие на похороны.

Dr. Andrew Fitzpatrick, Wessex Archaeology: «Мы предполагаем, что процесс похорон в Бронзовом веке напоминал театральное представление. Усопшие не хоронят сами себя, не выбирают саму церемонии и с какими вещами их похоронят. Естественно они не могут за этим проследить. Люди, присутствующие на похоронах делают всё это, и представлять этот процесс необходимо не с точки зрения чьей-то смерти, а с точки зрения того, что освобождается чьё-то место, можно занять более высокое положение и люди пытаются ещё обозначить свой собственный статус, используя для этого церемонии похорон».

Мы видим, что в могиле есть как старые, так и новые вещи, эти вещи определяют не только его личность при жизни, но и предназначены для его будущей жизни в ином мире.

Хотя это только концепция, но она сильно отличается от современного понятия богатства. Не существовало реальной возможности хранить богатство во времена начала развития производства металла, как это возможно сейчас. Многие предметы были связаны с определённым человеком, они как бы являлись частью личности.

Jacqueline I. McKinley, osteoarchaeologist, Wessex Archaeology: «Вы отправляете человека в иной мир – в мир предков богов и духов. На нём маска, которая говорит о том, что этот человек очень влиятелен. Этот пример очень показателен, люди кладут в могилу вещи, чтобы в следующей жизни человек имел всё необходимое».

Он представляет нечто новое: до этого времени существовали влиятельные люди, занимающие определённое положение, но никто не имеет такой власти как этот человек и это отражено в характере его захоронения, у него имеются редкие, даже экзотические вещи. Мы видим, что его хоронят с огромным количеством этих вещей, что не имеет подобия на территории Британии. Он пришёл издалека, он прибыл с территории расположенной в районе Альп, это удивительная история, это жизнеописание времён Бронзового века. [T.13.VIII]

 

 
     
 

С точки зрения Павла смерть была для Иисуса главной целью всей его жизни.

Prof. Geza Vermes, University of Oxford: «Реальный исторический Иисус Павла вообще не интересует. Для него история Иисуса начинается в ночь накануне казни и заканчивается через три дня с Воскрешением. Павел совершенно игнорирует живого Иисуса. Он говорит: «Всё, что я хочу знать – это Христос, Христос распятый и воскресший».

Dr. Hyam Maccoby, Research Professor Centre for Jewish Studies, University of Leeds: «В случае с другими Мессиями, с их смертью движение заканчивалось. Казнь на кресте означала конец всех их притязаний, но движение Иисуса продолжалось, потому что среди его последователей разнеслась весть, что он не умер, что он чудесным образом воскрес и вернулся к жизни. В их глазах он не стал бы Богом, потому что ни один человек не может быть Богом. Иудаизм запрещает поклонение любому человеку как Богу, это нарушение первой из десяти заповедей. Но они верили, что он вернулся к жизни, и вскоре продолжит свою миссию, которая осталась той же, что и прежде – освободить евреев и ознаменовать новую эпоху, - Царство Божие». [T.12.XXII]

 

 
     
 

Рей Брэдбери: «Для меня самым важным праздником является Хэллоуин, потому что он объединяет все другие праздники. Он как бы объединяет жизнь и смерть: собран урожай, люди радуются и поминают умерших с любовью. И мы как бы подготавливаем себя к другим праздникам, и к основному празднику – Возрождению». [T.10.LXXXII.3]

 

«В последнее время на Западе всё больше людей задумывается о «жизни после смерти». Четверть населения утверждает, что верит в реинкарнацию, поэтому люди всё чаще приходят к мнению, что жизнь неплоха и не стоит сбегать к чему-то лучшему или, наоборот, к худшему. Вера в Рай и Ад угасает, но вера в то, что со смертью жизнь не кончается, только набирает силу.

Нам необходимо иметь общественного лидера, вдохновителя, того, кто убедит нас в том, что мы хотим именно этого, и не обязательно в религиозном смысле. Людей можно убедить, как, например, пилотов-камикадзе, что им необходимо пожертвовать собой ради страны, ради общества. Некоторые считают себя никем, и лишь с мужьями они обретают смысл, как, например, сати, – вдова, сжигающая себя рядом с мужем. Поэтому не всегда нужен харизматичный лидер, некоторые видят своё существование только в отношении. Возможно, так и было во времена этих античных погребений». [T.4.XXXI]

 

…незаменимым арбитром в научных спорах был и сам Пауль Эренфест (нем. Paul Ehrenfest). По словам Эйнштейна, он мог освобождать теорию от математического наряда, чтобы лежащая в её основе идея проявлялась со всей ясностью.

…в 1907-м году супруги переехали в Петербург. Эренфест начал преподавать в политехническом институте. Но его статус не был устойчивым. Когда чиновник, оформлявший прописку, услышал от Эренфеста, что тот не принадлежит ни к одной вере, то глубокомысленно изрёк: «Вы сами подумайте, на каком кладбище мы будем вас хоронить, если вы умрёте?» [T.10.I.25]

 

 
     
 

Другой ритуал связан с разглядыванием поверхности камня в поисках следа ноги, впрочем, невидимого. Согласно традиции отпечаток ноги оставил Пророк, возносясь на небеса.

«В исламе нет понятия инкарнации, поэтому никаким образом нельзя поклоняться останкам. В то же время верующим нужны знаки. Следовательно, если ислам не признаёт останки, но какие-то знаки всё равно требуются, то что может быть лучше «Отпечатка ноги». Этот отпечаток, строго говоря, и есть след пребывания Пророка на земле». [T.29.XII.2]

 

Сын Божий пришёл в мир через плоть. На иврите благовестие «бесора» и мясо, плоть «басар» – родственные слова. Это и есть самая большая весть – Бог в нашей плоти. Истинно так. В плоти моего сына Ицхака. Этот мальчик соединил нас с Богом особым образом – моя плоть восприняла Божественную природу через него.

Людмила УЛИЦКАЯ [B.160.1]

*

( בָּשָׂר ) [bāśār] плоть, мясо [B.18]

 

Gregory DiPippo, expert in Catholic history and liturgy and senior editor of the New Liturgical Movement: «Аркосолий был одинаковым и для христиан и для евреев. Это ниша в стене со сводом в виде арки. Греки использовали слово «саркофаг / σαρκοφάγος», буквально, «пожиратель плоти». Для христиан и иудеев оно казалось неприемлемым.

Евреи и христиане не соглашались с тем, что тело окончательно предаётся земле, поэтому помещая сюда тела усопших, они называли это «солиум», то ест «форма под аркой», отсюда аркосолий.

В катакомбах есть много таких захоронений, но не все они для бедняков». [T.22.LIV.1]

*

Аркосолий (лат. arcus – дуга и solium – гроб, саркофаг, трон)

 

 
     
 

1 - 2

ДАЛЕЕ