ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН XIII. Immortalitas; Permanentia in essentia; Смерть (Mors); Mors et Reincarnatio; Transmutatio energiae; Transmutatio viriam; la Faux (Коса); Иероглиф (фигура женщины, в качестве посредницы по трансформации плана жизни).

   

Transmutatio energiae

 
     
 

Применение аркана к Человеку уже навело нас на детальный анализ заголовка «Mors et Reincarnatio». Остается применить аркан к Природе, в которой непрерывно исчезает одно и возрождается в форме другого. Но как назвать это непрерывно возрождающееся начало, сохраняющее в замкнутых системах свое количественное значение, несмотря на протеизм своих форм? Это начало – энергия, и третьим заголовком мы напишем «Transmutatio energiae» или, сохраняя терминологию Гельмгольца, «Transmutatio virium». Интересно, что так называемый принцип сохранения энергии был впервые сформулирован человеком, специальность которого принуждала его к изучению фаз болезни и смерти (д-р Мейер). [B.27]

 

 
     
 

trānsmūtātio, ōnis f [transmuto] 1) перестановка букв, метатеза Q; 2) изменение Vlg. [B.32]

 

trāns-mūto, —, —, āre 1) менять, изменять (incertos honores H); 2) заменять, переставлять (dextera laevis Lcr); 3) перемещать (aliquos ad alium locum CA). [B.32]

 

I trāns praep. cum acc. 1) на вопрос «куда»? через, за (t. mare currere Н); 2) на вопрос «где?» за, за пределами (t. mare esse С). [B.32]

II trāns- (перед согласными тж. trā-) приставка со значением: 1) через, пере-: trans-eo перехожу; 2) (на)сквозь: transfīgo пронзаю насквозь; 3) за, за пределами: trans-alpīnus заальпийский. [B.32]

 

muto

 

energiae

 

 
     
 

Артур Кларк: «Все религии пытаются ответить на вопрос: что будет с нами после смерти. Буддисты верят, что мы снова воплотимся в этом мире. Другие религии говорят, что душа покидает тело и продолжает жить в духовном мире. Между тем на земле всё больше людей, которые утверждают, что заглянули в посмертную жизнь. Возвращённые к жизни врачами из состояния клинической смерти, они рассказывают, как проплывали через тёмный тоннель, в конце которого им виделся яркий свет. Иногда они встречались с умершими родственниками и друзьями».

В 1992-м году в Окленде, штат Калифорния, сильным пожаром было уничтожено немало домов. Погибло 25 человек. По мнению психолога Стендфордского университета, Катрин Классен это несчастье помогло объяснить одну из причин возникновения чувства «выхода из тела». Она встречалась с пострадавшими в реабилитационных центрах и провела среди них опрос

Dr. Catherine C. Classen: «Подобное ощущение испытали очень многие. В том, что люди испытывают ощущение «выхода из тела» нет ничего удивительного. Человек инстинктивно пытается сделать всё ради самосохранения. Если он не может спасти себя физически, он будет пытаться спасти себя психологически, хотя бы в воображении. Если он не может убежать, он представляет себе «выход из тела», чтобы таким образом избежать грозящей опасности. Мы пытаемся доказать, что в случае критической травмы, а смерть и является именно такой травмой, у человека возникает состояние «выхода из тела» в качестве способа самосохранения. Это защитная реакция на возникшие условия».

Цинцинати, штат Огайо, США. Прихожане этого храма любят своего духовного пастыря. А ведь всего десять лет назад преподобный Говард Сторм преподавл искусствоведение и вообще был совершенно другим человеком.

Rev. Howard Storm, a Professor of Art at Northern Kentucky University: «Эгоцентризм был самым моим главным ужасным пороком. Я хотел, чтобы студенты считали меня строгим и придирчивым. Я знаю, что многие меня не любили, и боялись меня».

Однажды летом Говард с женой поехали в отпуск во Францию. Там у Говарда случилось прободение язвы желудка. Поскольку он был вдалеке от дома, медицинскую помощь ему оказали только через 11 часов. Врачи сказали, что он выжил чудом. Вернувшись в Цинциннати, Говард признался своему лечащему врачу, что с ним случилось чудо не только в медицинском смысле.

Dr. James Linne: «Он рассказал, что пережил ужасные мучения: он двигался через тоннель, где на него нападали маленькие существа, похожие на чертей. Они хватали и терзали его, сдирали кожу, пока не содрали совсем».

Rev. Howard Storm, a Professor of Art at Northern Kentucky University: «Я уже не надеялся вернуться в этот мир. Я понял, что мир для меня потерян, и я навеки окажусь в этом ужасном месте, исполненном зла, где не осталось ничего доброго, хорошего, человечного. Одна только жестокость и мучения. Я вспомнил, как в раннем детстве пел: «Иисус любит меня», и в отчаянии ухватился за эту последнюю возможность. Я призвал Иисуса с мольбой о спасении. Во мне не было ни знания, ни веры, только надежда. И тогда ко мне подошёл ангел света. Он вывел меня оттуда и взял с собой в мир света».

Говард вырвался из пасти ада. Он полностью изменился, бросил старые привычки, уволился с работы и стал священником.

Rev. Howard Storm, a Professor of Art at Northern Kentucky University: «Потом жена не раз говорила, что человек, за которого она вышла замуж и с которым прожила больше двадцати лет, умер в тот день в Париже, – таким она меня не знала».

Боб и Маргарет Витс знают Говарда более двадцати лет, его разительная перемена до сих пор их удивляет. Боб Витс: «Если бы десять лет назад мне сказали, что с ним может такое произойти, я бы ни за что не поверил». Маргарет Витс: «Я бы никогда не подумала, что он бросит работу, преподавание в университете, обратится к религии и станет священником. Такого я не могла себе представить. Никогда!». Боб Витс: «Из всех наших знакомых меньше всего можно было ожидать такой разительной перемены от Говарда. От кого угодно, только не от него!»

Rev. Howard Storm, a Professor of Art at Northern Kentucky University: «Я вплотную подошёл к этому порогу, и даже переступил его. Я побывал в таких местах, где не бывал почти никто. Я был на пороге смерти и вернулся».

Артур Кларк: «Иногда случайное открытие помогает объяснить причину видений, возникающих у человека на пороге смерти. Так произошло с американскими военными медиками, когда они пытались определить пределы выносливости лётчиков-истребителей».

Warminster, Pennsylvania, USA

На этой базе военно-морской авиации пилоты проходят испытание на самой большой в мире центрифуге. Она вращается со скоростью 48 оборотов в минуту и воспроизводит перегрузки, возникающие во время полёта реактивного самолёта. Когда пилот теряет сознание от перегрузок, наблюдаются те же симптомы, что и у людей, побывавших на пороге смерти.

Colonel James E. Whinnery: «Прежде всего возникает ощущение, будто находишься в тоннеле. Пилот видит родственников, друзей, любимых. Человек не хочет выходить из этого состояния, потому что испытывает приятные ощущения. Видения, которыми сопровождается потеря сознания, надолго врезаются в память. Я их помню и сегодня, спустя 20 – 25 лет, во всех подробностях».

Уиннери знает, что говорит, он проходил испытание на центрифуге чаще, чем кто-либо другой из пилотов и всё это испытал сам. На эмблеме испытателей изображена смерть с косой. Перегрузки, которые испытывают лётчики-истребители – это игра со смертью. Тоннель и свет в его конце означают, что им часто приходится бывать на пороге смерти.

Colonel James E. Whinnery: «Несколько раз я тоже терял сознание от перегрузок. За 15 минут испытания я терял сознание 6 - 7 раз. И с каждым разом это был всё более серьёзный удар по нервной системе. Когда я вылез из кабины центрифуги и шёл по залу, внезапно я ощутил, будто нахожусь не только внутри себя, но и сверху и несколько позади. Я одновременно видел себя со стороны, это продолжалось минуту, может полторы. Другие лётчики тоже говорили, что иногда испытывают подобные состояния. Правда такое бывает не часто. Думаю, у нас было бы больше свидетельств, если бы перегрузки были более сильными».

Rob McConnell: «У меня пропало периферическое зрение: представьте себе, что вы не видите ничего, кроме небольшой области прямо перед собой. Вокруг абсолютная темнота, переходящая в светлое, точнее светло-серое, а, иногда, белое пятно по центру».

Роб изо всех сил пытался остаться в сознании, но перегрузки взяли своё. Со стороны это испытание кажется жестоким, но на своё месте он чувствовал совершенно иное.

Rob McConnell: «Мне было тепло и приятно. Я испытывал состояние лёгкой эйфории: дескать всё в порядке, никаких проблем».

Артур Кларк: «Наши исследования показывают, что многие переживания, связанные с пограничными со смертью состояниями очень похожи на то, что человек чувствует при потере сознания. И в том, и в другом случае, они связаны с недостаточным кровоснабжением мозга. У лётчиков оно, естественно, вызвано большими перегрузками. В случае остановки сердца такое происходит, потому что кровоток полностью останавливается. В результате наших исследований я стал меньше бояться смерти: нельзя умереть, не потеряв сознания. Последним в моей жизни будет бессознательное состояние, в котором смерть не может причинить неприятных ощущений. В любом случае у нас есть все основания считать, что процесс умирания не является мучительным, по крайней мере, в бессознательном состоянии, и это утешает. Итак, ощущения на пороге смерти вполне могут быть вызваны материальными причинами, но это не должно нас огорчать. Даже если они не являются доказательством жизни после смерти, они дают надежду на то, что смерть может быть намного более мирной и спокойной, чем мы думаем». [T.10.XXXVI.4]

 

…первое «предсмертное ощущение» с которым столкнётся Стивен – это «перемещение по туннелю к источнику света».

Стивен приехал в столицу Польши Варшаву, где он встретится с учёным, который тренирует людей, которые часто испытывают состояние, называемое «туннельным зрением», – это лётчики-истребители.

Последние двадцать лет доктор Кшиштоф Ковальчик проверяет на прочность лётчиков-истребителей, вращая их в гигантской центрифуге. Так они учатся справляться с эффектами полётов на огромных перегрузках, например, с «туннельным зрением».

Dr. Krzysztof Kowalczuk, Polish Military Institute of Aviation Medicine: «…не дышите часто: сначала вдыхаю, а затем – раз-два-три – выдох».

Когда центрифуга набирает скорость, капсула наклоняется: ноги Стивена находятся дальше от центра центрифуги, чем голова, поэтому испытывают большую силу вращения. Она настолько сильна, что препятствует оттоку крови из нижней части тела, поэтому глаза и мозг Стивена получают меньше жизненно важного кислорода. Когда вращение ускорялось, глаза и мозг Стивена получали меньше кислорода. Боковое зрение начало отказывать – он видел «черноту и тоннель».

Prof. Steven Laureys, University of Liege, Belgium: «Земля вращается. Теперь мы знаем, что Коперник был прав. То же самое может происходить с пациентами, которые испытывают «околосмертные переживания» во время остановки сердца. Конечно, кровоток останавливается и кислород не поступает в мозг». [T.21.CIX]

 

 
     
 

Полная тайн история алхимии имеет глубокие корни, многие тексты зашифрованы, изобилуют загадочными символами и знаками. Они уводят Бётгера на две тысячи лет назад, к праотцам алхимии. Алхимия возникла в Египте. Сама природа подсказывала людям идеи. Много раз в год Нил выходил из берегов, утоляя своими водами жажду иссохшей земли. Из неё растут и цветут растения вечный круговорот смерти и возрождения. Сущее должно исчезнуть, чтобы новое грандиозное могло возникнуть. Эту истину хорошо усвоили жрецы, они и стали первыми в мире алхимиками.

В алхимических кругах Европы времён Бётгера [Иоган Фридрих Бётгер (Johann Friedrich Böttger)]появлялся некто Ласкарис, греческий монах. Он утверждал, что только ему известна разгадка трансмутации. Он якобы владеет ляпис философорум (lapis philosophorum; lapis philosophicus) – философским камнем, – который может преобразовывать металлы. Бётгер поведал курфюрсту об этом человеке. Ещё будучи учеником он в 1700-м году встречался с ним. Именно Ласкарис дал ему на пробу магический порошок, что помог сотворить золото из монет (серебряных) в аптеке Уорна. «Я эликсир! Я превращаю все нечистые и несовершенные тела в чистейшее подлинное золото».

Слухи о некоем эликсире, чудодейственном порошке, принесли в Европу арабы. С VI-го века они собирали греческие рукописи и переводили их на арабский. Среди прочих, – «Учение об элементах» Аристотеля. Переводы сопровождались практическими советами. Европа тогда ещё не знала алхимии. [T.10.CVI]

 

…но для создания других элементов важно не то, что происходит на поверхности, а то, что происходит под ней – в ядре звезды.

Prof. Brian Cox, CERN: «…при движении вглубь становится всё жарче и жарче, растёт давление. В самом центре вы попадаете в ядро и там, в ядре, создаются все ингредиенты жизни».

В глубине ядра звезда ведёт постоянную битву с собственной гравитацией. Она отчаянно сопротивляется сжатию под собственным весом и создаёт новые элементы в несколько отдельных этапов. Первый этап наступает, когда весь водород в ядре использован для синтеза гелия.

Prof. Brian Cox, CERN: «Синтеза больше нет, нет давления, и звезда, её ядро очень быстро начинает сжиматься, оставляя вокруг оболочку из водорода и гелия».

Ядро сжимается под этой оболочкой, его температура снова повышается. При ста миллионах градусов начинается второй этап – соединение ядер гелия.

Prof. Brian Cox, CERN: «Соединение гелия в ядре образует энергию, и коллапс останавливается. Оно также создаёт два элемента, необходимых для жизни – углерод и кислород. По сравнению с продолжительностью жизни звезды, создание углерода и кислорода происходит мгновенно, потому что за миллион лет запас гелия в ядре заканчивается, и для звёзд с массой Солнца синтез прекращается, потому что силы гравитации не хватает, чтобы снова сжать ядро и запустить процесс синтеза».

Но для звёзд размером с Бетельгейзе процесс синтеза может продолжиться. Когда гелий заканчивается, гравитация снова побеждает, и сжатие продолжается, оставляя слой углерода и кислорода, а температура снова повышается, запуская третий этап, на котором углерод соединяется в магний, неон, натрий и алюминий. И так продолжается: сжатие ядра, и за ним новый этап синтеза, создающий новые элементы. Каждый этап горячее и короче предыдущего.

Prof. Brian Cox, CERN: «…и, наконец, на последнем этапе, который длится всего пару дней, сердце звезды превращается в почти чистое железо».

На этом процесс синтеза прекращается. Ядро превратилось в сплошной шар из элементов, слоями наложенных друг на друга: снаружи оболочка из водорода, под ней слой гелия, затем углерод и кислород, и другие элементы, созданные звездой за время своей жизни, вплоть до самого сердца звезды. Когда ядро превратилось в сплошное железо, звезда не может больше выделять энергию благодаря реакции синтеза, и тогда может произойти лишь одно – она обрушится от силы собственной гравитации. (Менее чем за минуту) вся звезда обрушится внутрь самой себя. Такая судьба ожидает огромное большинство из триллионов звёзд, населяющих нашу Вселенную.

Однако коллапс звезды порождает лишь первые двадцать шесть элементов. Откуда же остальные элементы, часть из которых необходима для жизни, и многие из которых драгоценны для нас? Во Вселенной более шестидесяти элементов тяжелее железа, но их запасы по всей Вселенной очень невелики. Причина такой редкости в том, что создание значительного количества тяжёлых элементов требует условий очень редко встречающихся во Вселенной. В галактике из ста миллиардов звёзд эти условия существуют в среднем меньше минуты на каждый век, потому что они создаются только в последней предсмертной агонии самых крупных звёзд во Вселенной, не менее чем в девять раз превосходящих размер нашего Солнца. Только на них возможны экстремальные температуры, необходимые для создания большого количества тяжёлых элементов, потому что только они гибнут с необходимой для этого силой.

…сталкиваясь с внешними слоями звезды, взрывная волна рождает самую высокую температуру во Вселенной – сто миллиардов градусов. Эти условия сохраняются всего пятнадцать секунд, но этого хватает для образования таких тяжёлых элементов как золото. Это называется Сверхновая звезда – самый мощный взрыв во Вселенной. [T.10.CCLXIV.2]

 

 
     
 

Dr. Wang Tao, School of Oriental and African Studies, London: «Люди в Китае очень любят грандиозные похороны. Помню, когда я был ребёнком, некоторые наши соседи, как правило, среднего возраста или старше, всегда имели в доме гроб. Вы входите и рядом в гостиной обнаруживаете огромный чёрный гроб. Нечто похожее на то, как в наши дни демонстрируют своё благополучие, показывая, вот какой у меня большой цветной телевизор. Только тогда не было цветных телевизоров. И гроб – основная собственность, свидетельствующая о социальном статусе».

Как и многие другие народы, китайцы верятдуши умерших отправляются в Иной Мир. Но у китайцев свой вариант этого Иного Мира. Он очень похож на Этот Мир, и там вас делают счастливыми то же что и здесь – деньги.

Prof. Hugh Baker, School of Oriental and African Studies, London: «Умершие очень быстро оказываются в Чистилище, где вершится Суд над их деяниями в этой жизни. Они приговариваются к разным уровням Ада в соответствии с тем, что самое плохое они сделали».

Первое, что нужно душе – это деньги для подкупа Судей, чтобы она могла пройти Ад как можно скорее и затем оказаться на более подходящих уровнях «Жизни после смерти». Деньги передаются из нашего мира в Ад с помощью огня: их жгут. Но это не земные деньги. Китайцы используют специально отпечатанные купюры Банка Ада – валюту загробной жизни.

Prof. Hugh Baker, School of Oriental and African Studies, London: «Сжигаются чудовищные количества этих бумажных денег. Чем больше денег у вашего предка, когда он проходит через Ад, тем более обеспеченной там будет его жизнь».

Смерть может даже стать способом разбогатеть. Бумажная роскошь, которой в этой жизни у вас не было – холодильник, телевизор, машина – могут быть сожжены на ваших похоронах, тогда в ином мире они материализуются, став реальными вещами. Покупаемая китайцами последующая жизнь, продолжается вечно, так что разные удобства и всё что нужно для каждодневного существования, оказывалось ещё более важным, чем на земле. Без этого Жизнь после смерти могла действительно стать адом. Но Ад относителен. Крестьянин мог вполне обойтись тем, что имел здесь, а вот императору которому в той жизни, как полагали, тоже предстоит стать императором, нужно гораздо больше.

Prof. Robin D. S. Yates, McGill University: «Вполне возможно, что император, полагавший что и в загробной жизни будет императором, нуждался в армии, чтобы защищать себя и свою гробницу от всех духов убитых им солдат».

Одновременно с рождением Китая как страны, родилась и новая концепция – вера, что статуя Здесь может стать живым человеком Там. Это была новая идея, по-своему и революционная, и человечная. Потому что до той поры смерть правителя для многих людей могла стать событием невероятно кровавым. [T.4.XIX]

 

Ханой. Столица социалистической республики Вьетнам. Это современный город, но здесь до сих пор жива древняя похоронная традиция. Два месяца в году в ночной тиши ханойских кладбищ раздаются приглушённые голоса. Проводится эксгумация останков умерших родных и близких. Эта погребальная традиция, известная как «Вторые похороны», – ритуал, чуждый современному западному миру. Местные называют церемонию «Бок Мо».

Согласно традиции здесь хоронят на три года, – столько времени нужно чтобы разложить ткани. Те, кто практикуют Бок Мо верят, что первые три года после смерти покойный находится в беспокойном переходном состоянии, почти как в стадии «кокона». Только при выкапывании тел, освобождения их из могил умершие могут трансформироваться в могущественных предков, – духов, способных помогать своим семьям.

Ритуал начинается с того, что члены семьи спрашивают умершего, можно ли его потревожить. Считается, что покойный находится в растерянном и уязвимом состоянии, когда их могилы вскрывают, и их нужно успокоить подарками и воскурением фимиама.

Nguen Duc Hoc, Tay Ho District Cemetery: «Чрезвычайно важно правильно обращаться с останками. Эту работу невозможно проделать во второй раз, потому что это акт сердечности и добродетели, это последняя дань умершему – дать ему новое пристанище».

Кости увозят в специальную зону для обмывания, где происходит вторая часть церемонии. Члены семьи окружают кости, как бы защищая их. Опытный смотритель укладывает останки в более маленький гроб, выстланный красной материей и золотистой бумагой. Переложенные по-новому, кости будут размещены недалеко от семейного дома. Даже самые крошечные кости попадают в новый гроб.

Dr. Kathryn «Kara» Cooney, Egyptologist, UCLA: «…они дотрагиваются до костей умершего родственника и понимают, что тот перенёсся в другое место. Но что самое удивительное, в том, что они берут кости, перекладывают их и увозят с собой домой».

Во Вьетнаме кладбище считается не местом вечного покоя, а местом ТРАНСФОРМАЦИИ.

Некоторые даже утешали себя, прикасаясь к костям близкого человека, успокаивая себя тем, что они не оставили его гнить в мокрой земле, а воздали должное, предоставив новое пристанище. [T.12.LIII.5]

 

 
     
 

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…и когда древнеегипетские тексты – старейшие Тексты пирамид – описывают изначальное состояние Вселенной, они пишут «что это»: это Кемес имау – Непроглядная тьма, это пространство, где было Небытиё, но, одновременно, уже был Предвечный бог-андрогин в своей непознаваемой форме. И как ещё очень хорошо говорит один текст: Тексты саркофагов, которые были следующим этапом в развитии религиозной мысли Древнего Египта после Текстов пирамид – «Не было ещё Двух вещей». Имеется ввиду «чёрное и белое», «мужское и женское», «живое и потустороннее», «Небо и Земля». То есть, вот эта мечта о Едином мире с одной стороны, она очень сильна для Древнего Египта, с другой стороны – Египет боится к ней вернуться. 175-я глава знаменитой Книги мёртвых говорит о Конце света, и она говорит о том, что в какой-то момент, непредсказуемый, который невозможно предсчитать, Солнце остановится – бог Солнца устанет, как бы, выполнять свою миссию. И всё, ничто не будет уничтожено, всё распадётся, и всё будет так, как в изначальные времена – в таком полусонном растворённом состоянии внутри Предвечного океана Нуна. Из него потом возникнет новая Вселенная. Ничто не уничтожимо – всё трансформируется: вот этот принцип трансформации чего-то во что-то, он один из основополагающих для египетского мировоззрения». [P.125.23]

 

 
     
 

Евгения СМАГИНА, кандидат филологических наук, Институт востоковедения РАН: «…надо сказать, что каждое толкование и каждый перевод Библии неизменно влечёт за собой какие-то видоизменения в духовной жизни данного региона, и, прежде всего, носителей того языка, на который Писание переведено. Неизвестно, то ли наоборот, историческая эпоха влияет на появление перевода, то ли, всё-таки, появление перевода влияет на какие-то события.

Такие последствия имел перевод библии на греческий язык – так называемый «перевод Семидесяти толковников» – Септуагинта.

В Александрии то, как раз евреи были грекоязычные: они этот перевод делали не для прозелитов, а для себя. И вряд ли они хуже знали греческий язык, чем палестинцы». [P.129]

 

Алексей МУРАВЬЁВ, кандидат исторических наук: «…в Александрии ещё с достаточно древних времён стала возникать довольно большая иудейская диаспора. Ещё в апостольское время и святые апостолы, и их ученики обращали свою проповедь первоначально, прежде всего, к иудеям, то не случайно традиция, связанная со святым Марком, которая повествует о проповеди именно среди иудеев Александрии.

Не случайно греческий перевод священного писания – Библии, так называемая «Септуагинта» или «перевод семидесяти толковников» – возник именно в александрийской учёной среде. Именно вот эти семьдесят толковников были александрийскими учёными-мудрецами. И этот перевод священного писания послужил образцом для святых Кирилла и Мефодия впоследствии при переводе ими Библии. Именно этот перевод богослужебный в нашем богослужении используется: церковнославянская библия – это тот самый египетский перевод, возникший на границе эпох перед Рождеством Христовым в Египте». [P.152] (2)

 

 
     
 

1 - 2

ДАЛЕЕ