ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН XIII. Immortalitas; Permanentia in essentia; Смерть (Mors); Mors et Reincarnatio; Transmutatio energiae; Transmutatio viriam; la Faux (Коса); Иероглиф (фигура женщины, в качестве посредницы по трансформации плана жизни).

   

вульгарное название la Faux (Коса)

 
     
 

I faux f с.-х. коса. [B.34]

II fau||x, -sse 1. adj 1) ложный, обманчивый; ~sse alerte, ~sse alarme ложная тревога; ~sse couche преждевременные роды, выкидыш; ~sse oronge мухомор; ~ col пристежной воротничок; ~ héros лжегерой; 2) лживый; неправдивый; un ~ témoin лжесвидетель; ~ dévot святоша, ханжа; un ~ bonhomme притворщик; ~ comme un jeton фальшивый, двуличный; ~ bruit ложный слух; c’est ~! неправда!, неверно!, ложь!; 3) поддельный, фальшивый; ~sse monnaie фальшивая монета; ~sse dent вставной зуб; ~sse clef отмычка; подобранный ключ; ~sse cartouche учебный патрон; ~ monnayeur см. faux-monnayeur; 4) неверный, ошибочный, ложный; ~ pas промах, оплошность; faire un ~ pas оступиться; перен. совершить оплошность; ~ coup промах, неудачный удар (в фехтовании); faire ~sse route (или voie) сбиться с пути; faire ~ bond à... обмануть, подвести; 5) тех. вспомогательный, добавочный; ◊ ~ frais накладные расходы, сверхсметные расходы; а ~ loc. adv. безосновательно, напрасно; porter à ~ не достигать цели; 2. adv ложно; неверно; фальшиво; chanter ~ петь фальшиво; врать (в пении); 3. т 1) ложь; être dans le ~ находиться в заблуждении; 2) подделка, подлог; фальшивка; commettre un ~ подделать документ, совершить подлог; ◊ sinscrire en ~ объявить подложным; перен. опровергнуть. [B.34]

 

faux-bourdon т (pl faux-bourdons) зоол. трутень. [B.34]

 

faux-fuyant т (pl faux-fuyants) 1) окольная дорога, окольный путь; 2) увёртка; user de ~s прибегать к увёрткам, пользоваться окольными путями. [B.34]

 

faux-semblant т (pl faux-semblants) хитрость, уловка. [B.34]

 

κῠβεία ἡ 1) игра в кости (πεττεία καὶ κ. Plat.); 2) лукавство, обман (τῶν ἀνθρώπων NT). [B.169]

 

 
     
 

Символическое начертание:

Широкая открытая местность. Высокое плоскогорье круто спускается к большой реке, протекающей пред самым горизонтом. Эта река поворачивает, и вся местность кажется подобной поверхности огромного конуса. Скошенный луг прорастает сочной молодой травой. Темнеет, наступают сумерки. На фоне розового неба видна приближающаяся фигура. Женский скелет, широко оскалив зубы, быстро двигается и косит на ходу траву, среди которой видны изрубленные куски человеческих тел. Но только что скелет успеет пройти немного вперёд, как тотчас же из земли показываются оконечности как бы встающих из земли людей. [B.24.1]

 

ἀλίβας, αντος (ᾱλῐ) ὁ 1) мертвец Plat., Plut.; 2) река мёртвых, т.е. Стикс Soph. [B.169]

Ἀμέλης, ητος ὁ Амелет, «Не знающий забот» или «Избавляющий от забот» (одна из рек подземного царства) Plat. [B.169]

ποτᾰμός ὁ река Hom., Hes., Trag., Plat. etc.: ἄνω ποταμῶν χωροῦσι παγαί погов. Eur. реки текут к своим источникам, т.е. всё стало вверх дном; ἄνω γὰρ ποταμῶν τοῦτό γε Luc. это ведь было бы шиворот-навыворот. [B.169]

θερίζω 1) убирать, косить, жать; 2) ирон. грабить, опустошать; 3) (о смерти, войне и т.д.) косить, губить; 4) срезывать, отрубать, отсекать; 5) срывать, выдёргивать; 6) проводить лето; 7) перен. пожинать, обретать, получать [B.169]

διάκενον δεδορκότα Luc. (о скелете) глядеть пустыми глазницами

Στύξ, Στῠγός ἡ Стиг или Стикс, «Ужасный» (1. главная река подземного царства, семижды его обтекающая Hom., Hes. etc.; её водами клялись боги: Σ. ὅρκος τῶν θεῶν Arst.; 2. река в сев. Аркадии Her.). [B.169]

 

( נָהָר ) [nāhār] река [B.18]

 

 
     
 

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…и, наконец, пример – движение. Ну, казалось бы, река, человек плывёт в лодке – это смерть. Потому что смерть – это некая преграда, которую надо преодолеть, а жизнь – это берега. И, подобно Солнцу, погребальная ладья плывёт с восточного берега на западный, преодолевая реку. Река – это состояние промежуточное, это состояние смерти. Фрагмент Книги Мёртвых писца Ани из Британского музея. Он такой довольный: плывёт с одного берега на другой, зная, что его ждёт «вечная жизнь» – там она, на другом берегу…» [P.125.2]

*

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…вообще слово «Гиза», оно не арабского происхождения. Оно происходит от древнеегипетского «Эргесхер» – «Склон высокого места». Именно так некрополь называется в текстах, которые были найдены в припирамидном комплексе третьей пирамиды Гизы – пирамиды царя Менкаура». [P.125.33]

 

Максим ЛЕБЕДЕВ, кандидат исторических наук: «Мастаба» в переводе с арабского означает «завалинка». Это такие, как у нас в парке есть лавочки, во дворах египетских домов тоже есть такие лавочки, но сложены они, как правило, из необожжённого кирпича, и на них арабские мужички по вечерам сидят курят кальян, ведут разговоры, пьют чай. Египтологи подметили такую особенность: увидели, что эти завалинки очень похожи на древнеегипетские гробницы, и стали их тоже называть мастабами». [P.125.172]

 

Андрей БОЛЬШАКОВ, доктор исторических наук: «…у нас в русском языке, да и во многих других, «страна» – двузначна: это государство и это территория. Вот это «территория», которая начинается с первого нильского порога в районе Асуана. Территория, которая выше, там сложно определить южную границу, это то, что называется Нубия, и то, что в древности называлось Куш. То, что ниже по течению, это Египет. Это была совершенно определённая идеологическая картина, поскольку в районе первого порога на острове Филы был похоронен Осирис, оттуда и начинался настоящий Нил. То, что было выше, – было ненастоящим. Вот так собственно разделяется Нил на эти две части». [T.10.D.39]

 

 
     
 

βουνός ὁ (кирен. - по Her.) холм, бугор, возвышенность Her., Polyb. [B.169]

 

…стало быть, следовало искать места с признаками нескольких периодов обитания. На Ближнем Востоке их называют теллями. Телль – по-арабски «городище». Всюду, где долго существовал обитаемый город, со временем образуется изрядных размеров холм. Строить поверх развалин и мусора предыдущего города – значит прибавлять новые слои. В Месопотамии, где дома строились из сырцовых кирпичей, телли росли быстро; за две-три тысячи лет они достигали в высоту шестидесяти метров и более. На Бахрейне, располагающем строительным камнем, дома стояли дольше, к тому же камень можно было использовать повторно, стало быть, и телли росли намного медленнее Тем не менее в местах, где долго обитали люди, должны были образоваться достаточно заметные холмы.

Джеффри Бибби [B.148]

 

Когда в 1935 г. я выбирал подходящее место для раскопок, то пришёл к решению, что устье реки Оронт должно было играть важную роль в заморской торговле страны, так как открытое и скалистое побережье материка не располагало удобными для стоянки судов местами. Достаточно широкая река, текущая по плоской равнине, была идеальным прибежищем для маленьких судёнышек древнего мира, чтобы ею можно было пренебречь. Я был поэтому озадачен, когда на мои вопросы о том, где возле устья есть холм, получил заверения, что в устье реки нет ничего похожего на холм.

Леонард Вулли [B.156.2]

 

Yana Tchekhanovets (Яна ЧЕХАНОВЕЦ, археолог): «…Иерусалим, как ни сложно это сегодня понять, – это, грубо говоря, обычный телль. В данном случае речь идёт о стандартном ближневосточном археологическом памятнике, который выглядит как слоёный пирог, как горка, как холм мягких очертаний за счёт эрозии, который получился из-за наслоений множества городов.

Только на Ближнем Востоке в древности люди были привязаны к одним и тем же местам из-за проблемы с водой. Древний город возникал у родника и уже от этого родника никак не мог отступить ни шагу. В Месопотамии не так, в Египте – то же самое. А тут (в Израиле) и в Турции, где ещё говорят «тепе» на тот же самый «телль»: город разрушен в силу естественных причин – землетрясения, засуха – люди ушли, но в следующий раз, когда они вернулись, они город отстраивают на том же самом месте, и получается такой многослойный пирог.

И Иерусалим такой: город был основан в своё время у родника, и от этой воды очень долго не отходил, пока не появился Александр Македонский с достижениями классической цивилизации вроде водопровода. Были всякие водоводы локального свойства, но водопровод, как мы его понимаем (акведук), это классического мира изобретение – до Александра этого не было. Как только появились водопроводы, телли исчезают: город слез с этого теля и стал распространяться широко, а в некоторых местах вообще далеко от него ушёл». [P.125.120]

*

Dr. Yana Tchekhanovets, Ben Gurion University of the Negev: «…он классический телль, это совершенно верно. Это многослойный памятник. Но как раз античных и позднеантичных времён это, в общем, уже не касается, потому что телли существуют до тех пор, пока не появляются разумные системы подвода воды к городу, пока не появляются водопроводы. Это приходит вместе с армией Александра Македонского более ли менее. То есть Иерусалим иродианский уже не телль: он широко расползся». [P.141.46]

 

 
     
 

falx, falcis f 1) серп, коса (f. fenaria Cato); 2) садовый нож (f. vineatica Cato, arborea Vr); 3) серп на боевой колеснице (currus cum falcibus AG); 4) стенобитный багор с серповидным крюком (осадное орудие) (fakes murales Cs). [B.32]

 

falsum, ī n [falsus] ложь, обман (f. scribere C): tela in f. jacta T впустую брошенные копья. [B.32]

 

cornū, ūs (редко ū; dat. тж. ū С etc.) n 1) рог (cornua boum Cs, ariĕtis Vr, С, hirci V, cervi Vr): cornua amittere РМ сбрасывать рога (об оленях); irasci in с. V в ярости устремить рога (на кого-либо); cornua obvertere alicui или vertere (tollere H) in aliquem Pl, Ар направить рога на кого-либо; перен.: cornua sumere O воспрянуть духом; cornua addere alicui H поднять дух у кого-либо; cornu copiosum Pt (v. l.) = Cornu Copiae или Copia Pl, AG, copia с. О, тж. с. benignum H и c. abundans Pt (v. l.) рог изобилия; cornua lunae С etc. рога полумесяца (лунного серпа); 2) бивень (elephanti Vr, PM): с. Indĭcum M слоновая кость; 3) сигнальный рог, рожок, горн С, V etc.; 4) лук (оружие) V etc.; 5) воронка V, Col; сосуд для масла Н; 6) фонарь Рl; 7) птичий клюв О; 8) копыто Cato, V; 9) каждая из двух резонирующих полостей струнного инструмента С; 10) остриё шлема (с. cristae V, galeae L); 11) кривой конец реи (cornua summis associare mālis Lcn); 12) головка палки, на которую наматывался свиток (рукописи) Tib, О: usque ad cornua explicare librum M развернуть свиток до конца; 13) рукав (fluminis О); 14) пик, острая вершина (montis St); 15) коса, мыс (insulae praerupta cornua О); 16) оконечность, край (Graeciae L); 17) крайний угол (tribunalis T; comitii РМ); 18) воен. крыло, фланг (dextrum, sinistrum Cs etc.): facere cornua L загнуть фланги; cornua commovere С принудить к отступлению. [B.32]

 

ἀπάτη, дор. ἀπάτα (ᾰπᾰ) 1) обман, ложь; 2) преимущ. pl. хитрый замысел, хитрость…; 3) несбывшаяся надежда, разочарование…; 4) времяпрепровождение, развлечение (. τῶν θεωμένων Polyb.). [B.169]

 

ψευδές τό преимущ. pl. ложь Aesch., Soph., Xen., Plat., Plut.: ψευδῆ τινα διαβάλλειν Arph. лгать (клеветать) на кого-либо. [B.169]

ψευδο-λογία ἡ тж. pl. ложь Isocr., Dem., Polyb. etc. [B.169]

ψεῦδος, εος τό (эп. dat. pl. ψεύδεσσιν) 1) ложь, обман Hom., Pind.: ψ. λέγειν Soph. и ψ. ψεύδεσθαι Plat. говорить ложь; τέρατα ψεύδους NT ложные чудеса; 2) ошибка, заблуждение: τὸ δὲ ὅλον ψ. ἐστι Plat. всё это неверно; τὸ πρῶτον ψ. лог. Arst. (лат. error fundamentalis) принципиальная ошибка; 3) вымысел, поэтическая фантазия (ψ. γλυκύ, ψεύδεα ποικίλα Pind.); 4) хитрость, уловка (ψεύδεα βουλεύειν Hom.; ψ. τοῦ στρατηγήματος Diod.); 5) прыщик (ψεύδεα ῥινός Theocr.). [B.169]

ψεῦσμα, ατος τό ложь, обман Plat., Luc., NT. [B.169]

 

χηλή, дор. χᾱλά ἡ 1) копыто…; 2) клешня…; 3) лапа или коготь (sc. ὀρνίθων Aesch., Soph.; τοῦ λύκου Theocr.); 4) выступ (τοῦ τείχους Xen.); 5) волнорез, мол или плотина…; 6) мыс, коса (τοῦ Πειραιῶς Thuc.); 7) (pl. χηλαί) созвездие Весов Plut. [B.169]

 

 
     
 

Реки можно встретить практически везде, они дают то, что необходимо для жизни: пресную воду, пищу и готовые транспортные магистрали. Но то, что реки дают, они могут и забрать. Реки могут разлиться, замёрзнуть, а, иногда, и вообще исчезнуть… [T10.CCLXXXI.2]

 

…но пепел они хоронили не в Стоунхендже: там было найдено только двести сорок останков. Радиоуглеродный анализ показал, что они были похоронены в течение пяти веков – значит, в среднем, по одному человеку каждые два года. Это первые свидетельства того, что здесь могли предавать земле тела членов правящей династии. А пепел обычных людей хоронили в другом месте. В доисторические времена река имела необыкновенное духовное значение для людей.

Dr. Colin Richards, University of Manchester: «Они рассеивали пепел умерших над рекой, потому что река и её течение это как бы символ Пути, Движения, поэтому если надо отправить мёртвого в новое пристанище, лучше способа не найти». [T.21.IX.2]

 

Среди песков Сахары родился вечный Египет фараонов. Строители храмов и пирамид, изобретатели иероглифов – древние египтяне – закладывали основы своего могущества, плавая по Нилу. Эта река, пересекающая страну с севера на юг, знаменитая своими паводками, была главным обменным путём царства для товаров, для людей, для богов, которым организовывали процессии на священных лодках во время религиозных праздников… [T.10.CCXL]

 

Реки – скульпторы природы. Это одна из наиболее мощных сил на земле, она формирует ландшафт и дикую природу. [T.21.II.4]

 

 
     
 

Леонид МЛЕЧИН, журналист, телеведущий: «…им же не сказали, что нашли…

Из-за того, что тогда не поступили так как следовало, Гитлеру дали возможно эту загробную жизнь, о которой мы сейчас говорим…

…потому что у Сталина было маленькое сомнение, – он вообще был очень подозрительным человеком, – и он подумал, может Гитлер, может быть не Гитлер. Велел же через год потом пойти ещё раз проверить. И на всякий случай возникла мысль «А вдруг он действительно убежал к союзникам». Потом это превратилось в игру, и дал возможность Гитлеру вторую жизнь прожить…»

Елена СЪЯНОВА, исследователь биографии Адольфа Гитлера: «Вы знаете, вот по поводу одного единственного может быть процента вероятности, что Гитлер мог действительно улететь на самолёте из Берлина. Ну был такой процент. Ну погрузили бы это… тело, параноидальное, ну и вывезли бы. Но Гитлер смертельно боялся плена. Вот это не версия, это говорил сам Гитлер. Он говорил, что он не хочет, чтобы его повесили за ноги, как Муссолини. И вот эта смертельная болезнь (боязнь) плена – вот это факт, между прочим. Этот факт дороже всякого документа, он остался там. Он остался, потому что это был крах, это был его личный крах. Состояние здоровья его было очень плохое. И здесь нужно ещё один факт, в общем то, не замыливать: всё-таки после покушения 44-го года была запущена пропагандистская компания о том, что Фюрер не пострадал. Он пострадал и очень сильно. Он стал хуже слышать, у него руки тряслись, ноги там отказывали. В этом всём можно капаться бесконечно. Но потом есть ещё один факт: всё-таки доктор Морель (Morell), так называемый доктор, который держал его вот на этих стимуляторах, так вот доктор Марель, он позорно сбежал. И Гитлер поневоле, как бы сейчас сказали, «сошёл с этой иглы». [T.3.XVII]

 

 
     
 

Послушник МАКСИМ, насельник Саввино-Сторожевского монастыря, г. Звенигород: «В специально прорубленной проруби, которая называется Иордань, батюшка совершает Великое освящение воды. Такое освящение, такой чин освящения воды, такие молитвы, которые читаются в День крещения Господня, читаются только в этот праздник. Именно поэтому, этот чин освящения называется Великим освящением. Совершается только раз».

И в былые времена и сейчас, многие не смотря на суровость и жестокость зимы, часто с опасностью для здоровья прыгают в проруби, чтобы очистить себя от прежних грехов. Недаром в старину этот праздник назывался Водокрещение, от совершения в этот день водосвятия на реках.

Анастасия САТЫРЕНКО, кандидат филологических наук: «Проведение гаданий, всяческой ворожбы, то есть все вот эти вот нечистые дела, они завершаются чем? Они завершаются очистительным купанием в Крещение. То есть шестого числа, вот, все люди, которые гадали, которые ходили ряжеными, которые совершали вот все эти богопротивные действия, с точки зрения Церкви, они шестого числа ныряют в прорубь, освященную, и, таким образом, очищаются от всех грехов, не только вот этого периода, но и всего предыдущего года. Вот такой вот, можно сказать, компромисс был найден между язычеством и христианством в этот период».

Послушник МАКСИМ, насельник Саввино-Сторожевского монастыря, г. Звенигород: «В апостольской Церкви праздник Рождества и Богоявления праздновался в один день. И только в начале пятого века святитель Иоанн Златоуст разделил эти праздники на два отдельных дня. И с тех пор Церковь празднует Богоявление отдельно от праздника Рождества Христого».

Рождество и Крещение, связанные между собою Святками, составляют единое торжество – Богоявление, ибо именно в единстве этих праздников нам являются все три Лица Пресвятой Троицы. Бог-Отец глаголил с Небес о Сыне, Сын крестился от Святого Предтечи Иоанна и Дух Святой сошёл на Сына в виде голубя. [T.18.III]

 

 
     
 

Светлана БУРЛАК, доктор филологических наук: «Велесова книга позиционируется как что-то очень древнее славянское, просто, вот, необыкновенно древнее. Но. В древних славянских языках, даже тех, которые несколько менее древние, чем Велесова книга, слова никогда не кончаются на согласные. Они кончаются либо твёрдый знак, либо мягкий знак, но это гласный. Или просто на гласную, на «а», на «и», и на что угодно.

Сложным словам в славянских языках полагается соединительная гласная. А ещё «КЪНИГА» пишется через «Ъ» (Ер). Даже в самых ранних доступных нам славянских памятниках, «Ер» между «К» и «Н» стоит, и это гласный. И по другим словам, которые происходят из того же источника (а этот источник дал богатое количество слов по всему миру). Поэтому то, что его (Ер) нет в этой книге такого-то века – это было бы очень странно.

Кроме того, в любом языке существуют правила, и их можно обнаружить в тексте. Это не те правила, которые мы учим в школе, чтобы их ни в коем случае не нарушить, а те правила, которые мы и так не нарушаем. Так вот, в Велесовой книге этих правил нет. Никаких. Они могли бы быть похожи на русский, или старославянский, или на древненовгородский, или ни на что не похожи, а репрезентировать собой какой-то особый вариант особого славянского языка, но нет – их там просто нет. Так что текст написан не на языке. И, соответственно, дальше можно не читать». [P.150.6]

 

 
     
 

…скошенный луг прорастает сочной молодой травой.

…и косит на ходу траву, среди которой видны изрубленные куски человеческих тел. Но только что скелет успеет пройти немного вперёд, как тотчас же из земли показываются оконечности как бы встающих из земли людей

 

Александр ИПАТОВ, краевед, заведующий Чернцким школьным краеведческим музеем: «…непосредственно с климатом связаны изменения в растительном мире. Первая половина Мелового периода в смысле растений была довольно слабо отличима от Юрского периода: это те же Гинкго, те же хвойные, те же беннеттитовые. Однако же в конце Юрского периода некоторые беннеттитовые запоимели такое замечательное свойство, как опыление насекомыми. В самом конце Юрского периода это произошло. В силу того, что это стало гораздо более прогрессивным способом размножения у растений вместо привычного переноса ветром семян и опыления с помощью ветра, опыление с помощью насекомых стало гораздо более прогрессивным. И соседи беннеттитовых тоже постепенно стали приобретать это свойство. Это ещё были не цветковые, но, тем не менее, это уже был достаточно серьёзный прогресс. Первые цветковые растения появляются в начале Мелового периода. Судя по всему, они занимали территории, которые не были пригодны для доминирующих тогда в экосистеме хвойных, опять же, папоротников: это какие-то горные районы, скорее всего это были прибрежные территории – не сильно хорошие условия для произрастания. Тем не менее, постепенно оттуда и началась экспансия цветковых, то есть, покрытосеменных растений за счёт того, что они были гораздо лучше приспособлены к занятию экологических ниш. И в середине Мелового периода происходит своего рода «ботаническая революция»: вытесняется на привычные нам сейчас песчаные поверхности, на болотистые поверхности хвойные, а их место начинают активно занимать покрытосеменные. Формируется тот покров растительный, который более-менее нам сейчас привычен.

Самое главное, это то, что покрытосеменные дали, естественно, траву. То есть, трава – это, по сути, проростки деревьев, которые имеют способность к размножению. У хвойных и папоротников таких не было приспособлений. В результате того что, например, после масштабных пожарищ эта территория очень быстро занималась примитивными покрытосеменными растениями и цветковыми растениями, туда уже не было допуска хвойным. И хвойные постепенно начинали уходить, освобождая место новым видам растений и новым видам животных». [P.125.419]