ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН XIII. Immortalitas; Permanentia in essentia; Смерть (Mors); Mors et Reincarnatio; Transmutatio energiae; Transmutatio viriam; la Faux (Коса); Иероглиф (фигура женщины, в качестве посредницы по трансформации плана жизни).

   

Immortalitas

 
     
 

im-mortālitās, ātis f 1) бессмертие (animorum C); 2) бессмертное в человеке (quod ab immortalitate seducitur QC); 3) вечная слава (i. consequitur illam mortem C); 4) высшее блаженство Pl, Ter. [B.32]

 

im-mortālis, e 1) бессмертный (di, natura C); 2) вечный, неизгладимый (memoria С, Nep; odium Just); 3) бесконечный (immortales gratias ago Plancius ap. C); 4) бесконечно счастливый, блаженный Prp. [B.32]

 

imtnortāliter [immortalis] 1) бессмертно, вечно Aug; 2) беспредельно, чрезвычайно (gaudeo С). [B.32]

 

im-morior, mortuus sum, morī depon. умирать; i. alicui rei O, Sen etc. умирать при (на) чём-либо, в чём-либо или над чём-либо; i. sorori О умереть, бросившись на труп сестры; i. studiis H работать до упаду || замирать, ослабевать, утихать (aura immoritur velis St). [B.32]

 

im-moror, ātus sum, ārī depon. задерживаться, оставаться, находиться, пробыть (seděcim annis Italiae i. Just); проводить время (honestis cogitationibus. PJ); останавливаться (alicui rei Q и in aliqua re PJ). [B.32]

 

vōtum, ī n [voveo]… 2) памятник (immortale Vop)…

 

 
     
 

Человек боится смерти, он судорожно цепляется за жизнь, но вместе с тем, нет такого человека, который в тайниках души своей не носил бы затаенной веры в бессмертие свое и вечность жизни. Чем выше человек, тем более крепка в нем эта вера; она не звук пустой тут для него, а ясное сознание, и самый опыт в жизни всюду для него твердит, что смерть есть жизнь, есть лишь перелом ее, есть начало жизни новой. Развиваясь дальше, постигая глубь вещей, человек начинает находить единое в разнообразии и незыблемое среди круговорота времен. Все движется в мире, все вечно живет, мощные волны катят неустанно океан вселенской жизни, все изменяется, но ничто не пропадает.

В. ШМАКОВ [B.24.1]

 

Вера ДАЖИНА, доктор искусствоведения: «…тема «Жизни и Смерти» является центральной в культурной антропологии. И именно переживание смерти и надежда на продолжение жизни в другом измерении являются важнейшими в любых верованиях и религиях. Ритуализация смерти направлена на преодоление её естественной природы. И это тоже понятно, потому что естественная природа смерти, её конечность, она пугает любого живущего на земле как некоторое абсолютное исчезновение, исчезновение материи. И, естественно, возникает желание как-то продлить жизнь, пускай в другой форме. И вот в тех культурах и обществах, где искусство является составной частью веры или в той или иной степени обслуживает её запросы, оно неизменно обращается к темам «Смерти и Бессмертия». Проблема восприятия смерти поэтому является центральной и важнейшей проблемой культуры и самочувствия человека, способной, в общем то, пролить свет на мировосприятие той или иной эпохи, на ту систему ценностей, которая была принята в обществе». [T.10.CI.43]

 

 
     
 

Кальдерона, как и многих художников и мыслителей, глубоко волновала тема бессмертия. Если под бессмертием понимать существование личности в сознании потомков, то драматург-мыслитель Кальдерон, давший миру идеи-образы на все времена, может быть причислен к бессмертным. [T.10.LXI.5]

 

Раз попавший в древнегреческие мифы, да буде славен в веках. Имя его в окружении нимф и героев, богов и титанов, подвигов и страстей останется в Доме у Вечности, которая занимаясь уборкой, выметает многое и многих…

Олег БГАЖБА, археолог, доктор исторических наук: «Историк, знаете, это профессия такая очень с одной стороны опасная, потому что человек, сидя в кабинете, может невинным росчерком пера или же там специально или по незнанию написать, что это там граница не у этой реки проходит, а у другой. То есть у какого-то народа отнять часть территории, часть культуры и так далее. Или написать историю свою за счёт истории другого народа». [T.10.VII.6]

 

 
     
 

Собрание магических текстов, которые сегодня называют «Египетской книгой мёртвых» помогало египтянину сориентироваться в целом мире ритуалов и благополучно миновать все подводные камни на пути к счастливой загробной жизни.

Dr. Salima Ikram, American University in Cairo: «Книга мёртвых» представляет собой собрание специальных заклинаний, которые должны помочь умершему миновать все ловушки на пути к вечной жизни. Например, одно из заклинаний помогало убедить огромную кобру, плюющуюся ядом, что покойный вёл праведную жизнь и достоин места в вечности. Фактически книга была пропуском в «загробный мир».

«Я не откроюсь пред тобой, гласит засов на двери, пока не назовёшь моё имя» ответы на такие вопросы содержались в Книге. [T.4.X]

 

Как многие верующие, египтяне искали «Вечной жизни» для очищения духа, но им нужны были волшебные знания. Сети (Первый) мог пройти через Ворота только после того, как назвал бы секретные имена змей, которые их охраняли.

Dr. Zahi Hawass, Secretary General, SCA, Egypt: «Когда царь называл имя, для древних египтян это означало, что его можно пропустить: он был чист и обладал волшебной силой. Назвал имя – проходи. Поэтому они тщательно писали их в тексте».

Сети должен был выучить все имена, читая их на стенах гробницы, от этого зависело его путешествие. Когда он произносил имя, змеи отступали, и он проходил. Но до конца ночи ему надо было пройти одиннадцать Ворот, по пути его отвлекали демоны.

Тысячи лет египтяне придумывали, как сделать путешествие по Царству мёртвых более предсказуемым, чтобы жизнь длилась вечно. Поиск бессмертия – это основа египетской цивилизации.

Гробница Сети – это кульминация представления египтян о путешествии в загробный мир, – результат многовековых представлений о смерти. [T.17.XIX]

 

 
     
 

Нефертити так и не станет матерью фараона, не взойдёт на эту вершину власти, возможную для женщины в Древнем Египте, но именно она останется в истории.

Кристиан член большой семьи египетских археологов. Уже более тридцати лет он живёт и работает в этой стране. В течение двадцати лет он раскапывал и изучал Долину Цариц, где были похоронены самые знаменитые правительницы Нового Царства. Девяносто восемь гробниц, половину из них раскопал Кристиан со своей командой. Самая прекрасная из них, и, несомненно, самая прекрасная из всех египетских гробниц принадлежит царице Нефертари. В начале прошлого века её раскопали одной из первых.

Dr. Christian Leblanc, Director of the French Archaeological Mission in Western Thebes: «В 1903-м – 1906-м годах раскопки в Долине Цариц вела итальянская экспедиция, она то и обнаружила эту прекрасную гробницу».

Последнее пристанище царицы открыл итальянец Эрнесто Скиапарелли (Ernesto Schiaparelli). Это, не имеющее себе равных произведение искусства, рассказывает нам о последнем путешествии царицы Нефертари. На стенах гробницы изображены этапы, которые должна пройти царица, чтобы достичь Загробного мира. На этом пути она встретит богов и богинь, – Нефертари должна их почтить. Изида, Нефтида, Ра, Мут, Маат или Анубис, – она должна убедить каждого из них позволить ей продолжить свой путь к возрождению. В погребальной комнате царица должна произнести заклинание гениям-хранителям дверей, если она его забудет, ей достаточно прочитать его текст, написанный на стенах склепа.

Dr. Christian Leblanc: «Другая дверь с другими стражниками, вооружёнными кинжалами. Если царица не знает их имён, она не может пройти дальше, – она блокирована здесь и ей грозит окончательная смерть. А если знать имя, то можно пройти и можно жить дальше. Если нет имени, то это конец».

Тело Нефертари и её погребальные сокровища исчезли: гробница была разграблена. [T.10.CCVII]

 

Высотой около девяти метров, они одни из самых больших статуй в Египте. Они изображают Нефертари одного роста с Рамзесом, что невероятная редкость для Древнего Египта.

Dr. Gay Robins, Emory University: «Малый храм Абу-Симбела подчёркивает особый статус Нефертари: её статуи украшают фасад храма, который обычно украшали лишь изваяния царя. Внутри она изображена подносящей жертвы непосредственно изображениям божеств, обычно это были прерогатива царя».

Как Жена Бога и супруга царя, Нефертари царствовала наравне с Рамзесом двадцать пять лет его правления. В возрасте сорока шести лет она заболевает и умирает. Рамзес будет править ещё сорок два года, но он так и не забудет свою возлюбленную. Оплакивая кончину жены, он сооружает для неё роскошный дом в вечности – гробницу в Долине Цариц. Стены усыпальницы украшены красочными росписями, благодаря чему её прозвали Египетской Сикстинской Капеллой.

Её считают самой красивой из древнеегипетских гробниц. В конечном итоге эта усыпальница обеспечила Нефертари бессмертие. Но величие, которое Нефертари и Рамзес принесли Египту, длилось недолго. Всего за столетие, ко времени правления Рамзеса Шестого слабые правители и внутренние беспорядки подорвали могущество Египта. [T.10.CLXIII]

 

 
     
 

на одном из них изображена прекрасная царица, но кое-чего не хватает: у царицы нет имени, нет личности, возможно, это царица Тейе. Рядом есть ещё одно безымянное изображение, но это принц. Возможно это сын царицы Тейе, принц Пентаур.

Лишиться личности – это самое страшное наказание для египтянина царских кровей, это не оставляет шансов на загробную жизнь.

Рамзес IV наследовал престол отца (Рамзеса III) как и планировалось изначально. Его шестилетнее правление не было ни чем примечательно за исключением одного: Разес IV обработал записи о предательстве царицы Тейе, чтобы история убийства его отца не была забыта. Но не он, ни его наследники не смогли удержать власть: им на смену пришла новая сила. Жрецы Амона переняли власть утраченную фараонами. Они стали правящим классом в Египте всего через 100 лет после смерти Рамзеса. Эпоха фараонов и их гаремов закончилась. И полутора тысячелетнее властвование Египта – мировой супердержавы – подошло к концу. [T.13.XVI.1]

 

Михаил БАЕВ, президент компании «Клуб чайной культуры»: «…вот здесь можно сказать, что были купцы московские, были купцы нижегородские, были купцы ирбитские. В одно время доминировал Нижний Новгород, и чай считался на Нижегородской ярмарке главным товаром. Вот, когда говорили о купцах, купцы договора писали на стене мелом: все они сидели за самоваром, договорились, ударили по рукам, на стене записали что «такой-то, такой-то купил столько того-то, за столько-то». Что делали, если человек нарушал условия договора? – Стирали. «Стереть в порошок» – это как раз вот это – стереть договор со стены в чайной. Больше с этим купцом никто никогда дела не имел, поэтому страшная угроза у купца у русского: «Я тебя в порошок сотру». [T.10.LI.85]

 

 
     
 

Заметим ещё, что в это время особенно распространяется представление, что боги «живут правдой», и цари считают наиболее угодной жертвой – поднесение статуэтки богини правосудия.

Эти возвышенные представления, однако, были не в силах переродить официальную, и народную религию. Причин было много. Прежде всего, носители их едва ли стремились к этому. Они веровали по-своему, а до народа им дела не было, и они едва лиг считали его способным переварить их догматику.

Но самым больным местом египетской религии было учение о загробном мире. Оно было камнем преткновения даже для Эхнатона; оно же и теперь было едва ли не главной причиной банкротства богословских порывов фиванских жрецов. Все прежние представления не только удерживаются, но и получают новое развитие. Рядом с «Книгой Мёртвых» и её магическим инвентарём появляются новые заупокойные книги: «Книга о том, что находится на том свете» (так называемая Амдуат), «Книга Врат» и величания бога солнца. В первых двух приводится учение о том, что бог Ра в виде «плоти» (т. е. он умер, закатившись на горизонте) проезжает на своей барке в сопровождении богов и избранных покойников, в течение двенадцати часов ночи преисподнюю, по которой протекает продолжение Нила. Берега его заселены покойниками и невероятными чудовищами, продуктами больного воображения жреческой фантазии. Ра должен магическими изречениями отражать их, и особенно дракона Апопи. Не казалось диким и то, что Ра в 7-й и 8-й час проезжает мимо гробниц – своей собственной и других божеств, между прочим отожествленных с ним – Хепры и Атума. В 11-й час происходят всевозможные казни «врагов Осириса». По «Книге Врат», каждая из 12 частей ада отделялась железными вратами и засовами, охраняемыми огнедышащими змеями. Обитатели их могли только в течение одного часа в сутки наслаждаться лицезрением солнца, всё остальное время они проводили в стонах и тоске. Чудовища здесь другие. В 6-м часу происходит какой-то суд пред Осирисом, хотя этот суд едва ли соответствует тону и характеру книги. Назначение этих странных произведений – избавить египтянина от загробного мрака, дать ему возможность вечно видеть Ра и всё время плавать с ним в его барке или выходить, из ада когда угодно и любоваться восходом солнца. И вот стены гробниц, гробов и т. п., преимущественно царей и жрецов, покрываются изображениями из этих книг с их чудовищами и текстами, а также молитвами солнечному божеству. Сцены пиршеств и семейные группы, столь обычные в Среднем царстве, исчезают с надгробных плит или отступают на второй план, заменяясь благочестивыми изображениями покойника, молящегося Осирису, Ра, или другим важным для него богам. Нередко в гробницы ставили небольшие пирамидки, на четырёх скатах которых изображалось солнечное божество в четырёх формах, соответственно четырём периодам суточной жизни его, пред ним на коленях покойник, читающий тут же начертанные гимны. Эта пирамидка должна была обеспечить ему возможность видеть солнце в течение целых суток.

Таким образом, и здесь мы видим усиление благочестия. Но если цари XIX – XX династий и жрецы не только не гнушались странными книгами о преисподней, но даже считали их своей привилегией, то можно себе представить, какие формы приняло это благочестие среди народных масс. Прежние суеверия и вера в магию, в необыкновенные чудеса и фетиши продолжалась и развивалась, обогащаясь новыми предметами культа, новыми волшебными средствами и книгами, новыми демоническими существами. Как будто нарочно в то время как высшие классы умствовали о единстве бога, масса изобретала себе чудовищных карликов-уродцев…

Б. А. ТУРАЕВ [B.120.1]

 

 
     
 

1 - 2 - 3

ДАЛЕЕ