ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН XII. Messier; Caritas; Zodiacus; Повешенный; Жертва 3; Иероглиф (распростертая рука, рука в широком взмахе, приводящем в движение все её суставы).

   

sacrifico, āvī, ātum, āre [sacrum + facio] приносить в жертву (suem О); совершать жертвоприношение (apud deos T; Jovi aliquā re Pl): sacrificati Eccl приносившие жертвы богам (о ранних христианах, вынужденных скрывать свою веру). [B.32]

 

sacrificālis, e [sacrificium] жертвенный (apparatus T; ministeria et instrumenta Tert). [B.32]

 

sacrificātio, ōnis f [sacrifico] жертвоприношение С. [B.32]

 

sacrificator, oris m совершающий жертвоприношение Tert. [B.32]

 

sacrificulus, ī m [demin. к sacrificus] приносящий жертву L, Su: rex s. L верховный жрец (совершавший me жертвоприношения, которые в дореспубликанскую эпоху совершались царями). [B.32]

 

sacrificus, a, um [sacrum + facio] 1) приносящий жертву: rex s. L, = rex sacrificǔlus (см.); 2) жертвенный (ritus O): dies s. О день жертвоприношения. [B.32]

 

lībāmen, inis n [libo] 1) возлияние богам О, VF, Ар; жертва V; 2) ущерб: libamina famae carpere О повредить репутации. [B.32]

 

lībāmentum, ī n [libo] 1) возлияние (libamenta Veneri solvĕre Just); жертва (sacrificiōrum libamenta C); 2) первый опыт, первая проба (varia illa libamenta Sen); первый плод, первинка, перен. образчик (libamenta ingenuarum artium AG). [B.32]

 

lībātio, ōnis f [libo] жертвенное возлияние С, Vlg, Eccl. [B.32]

 

dōnum, ī n 1) дар, подарок: dare (accipere) aliquid dono Ter, Sl отдать (получить) что-либо в дар; dona ultima (suprema) O, VF, Sen последний долг (последние почести) покойнику; 2) жертва, жертвоприношение Рl, Lcr, С etc.: d. Apollinis L дар Аполлону. [B.32]

 

victima, ae f жертва (преим. благодарственная), предназначенное для жертвоприношения животное (victĭmam mactare C, Sen): homines pro victimis immolare Cs совершать человеческие жертвоприношения; v. deceptus decipientis O павший жертвой собственного обмана. [B.32]

 

 
     
 

Обычно принадлежность и характер шумерийских храмов определяются по трём признакам: по печатям на кирпичах, по надписям на опорных камнях дверей и по жертвам закладки.

Жертвы закладки мы находили в углах строений. В стене выкладывали небольшие коробки из обожженного кирпича. Изнутри их выстилали циновками, а снаружи покрывали битумом для предохранения от влаги. В коробку ставили медную статуэтку царя, представленного в образе скромного рабочего с корзиной раствора на голове. У ног его клали каменную табличку в форме плоско-выпуклого кирпича. На табличке и на юбке царя делали надпись, содержащую царское имя и название храма. В двух уцелевших углах Экурсага мы нашли такие кирпичные коробки, однако на статуэтках и табличках надписи отсутствовали.

Леонард Вулли [B.156.1]

 

 
     
 

Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «Само имя Молох происходит от термина малику (ма-ли-ку, если говорить о клинописном воспроизведении), который начиная с конца третьего тысячелетия до Рождества Христова и далее употребляется в аккадских текстах Месопотамии.

Малику – это тени умерших или подземных богов, которые получали заупокойные приношения. Отсюда мы видим, что сами дары, которые приносили Малику (Мулку), они именовались «малик» или «молок»: мы не знаем точно, потому что у западных семитов не было огласовок – согласные «mlk». И воспринимались, как дары Мулуку или Молеху (библейское) – тому, кто пребывает в подземном мире. Так именовали бога, принимающего вот эти загробные дары западные семиты. Это или смерть – Мот, или умерший-воскресший Баал-Хаммон в его хтоническом аспекте. То есть это жертвоприношение умершему, чтобы он воскрес, умершему богу, чтобы он воскрес.

Объект жертвоприношения часто именуется «Мелькарт». «Карт» – это «город». Здесь как бы накладывается двойная этимология. Это и объект жертвоприношения, и мульк (мелик), – это царь у западных семитов. Так царём именуют и царя Давида в Библии. То есть Мелькарт – это «царь града», и, одновременно, это объект жертвоприношений. А «град» – это подземное царство. Мы с вами должны вспомнить сразу образ умершего и воскресшего Бога, восходящего у семитов к Думузи. То есть Думузи, и Адонис, и Эшмун – это тот, кто так или иначе умер, но был воскрешён. И вот этот путь смерти и воскрешения, его жаждут люди, и жаждут после смерти пройти путём Думузи, Адониса, Эшмуна. И вопрос только в том – метод этого? Как добиться этого?

Мы знаем, что в самой Месопотамии тождество с Думузи достигалось путём любых жертвоприношений, но желательно жертвоприношений ягнят и козлят, которые олицетворяли Думузи как скотовода. Но могли быть и растительные жертвы. Человеческие жертвоприношения, по крайней мере, нигде не описаны. Мы находим в гробницах III династии Ура по факту людей, умерших вместе с обладателем гробницы, но в текстах мы нигде не находим указания на то, что надо приносить в жертву людей ради отождествления с Думузи.

Что же касается Ханаана, то мы сразу же встречаем очень интересный образ, если угодно, такой ханаанско-греческий. Это как раз Мелькарт. Мелькарт – городской бог Тира. Тир, естественно, отлично известен по Библии. Его почитание широко распространилось в Египте, на Кипре, в Карфагене. Менандр Эфесский пишет, что царь Хирам Тирский воздвиг новый храм Мелькарту и установил праздник пробуждения Мелькарта. Пробуждение – естественно, Воскрешение. Причём Мелькарта и Иосиф Флавий, и Менандр Эфесский уподобляют Гераклу.

Из текстов Угарита второго тысячелетия до Рождества Христова мы уже видим, что есть бог, которого именуют Мелек, то есть Молох, но, возможно, его имя произносилось как Милку. Судя по текстам, он получал только обычные животные жертвы. Как отмечается в «Энциклопедии религии» автор Тауни Хольм в той самой статье 2005-го года в десятом томе: «кажется наиболее вероятным, что термин Милку – это каузатив инфинитива с обозначением «представленная жертва», «представленная вещь» Маки тиль – то, что представлено Богу, что дано Богу как жертва, как дар. Вот эти жертвоприношения «мелек», поэтому вряд ли сочетаются с другим глаголом так же пишущемся «править», так же (отсюда библейское мелек – царь). Но, как-то, две эти вещи всё-таки соединены.

Мы знаем и понятие мелик-адам – жертвоприношение людей (адам – это человек), и мелик-бал (с коротким «а») – это жертвоприношение, замещающее жертвоприношение ребёнка. Когда приносят ягнёнка вместо ребёнка. Или мелик-бешир – жертвоприношение, замещающее жертвоприношение плоти: необязательно человеческой, может быть и животной». [P.125.201]

 

 
     
 

Племя Химба (Himbas), Намибия

Между Анголой и Намибией живут люди Химба, принадлежащие к этнической группе Гереро. Об этом племени известно немногое. Предположительно они пришли из района Великих Озёр в Центральной Африке. Никто не знает точно, почему они покинули родные земли, но известно, что они прошли через множество поселений и ни в одном из них не были приняты. Их называют «Красными людьми», потому что каждый день они натираются особой смесью.

Они перемалывают «охид мауи» – камни красного цвета, содержащие большое количество железа. Этот порошок смешивают с бычьим жиром и получившуюся смесь используют в косметике. Она защищает их кожу от Солнца днём и от холода ночью.

Поскольку эти территории непригодны для земледелия, основу хозяйства химба составляет скот. Самыми распространёнными видами скота являются бараны и козы. Однако мечта каждого химба иметь большое стадо быков. Как правило, чем старше мужчина, тем больше у него скота.

Души предков этого племени говорят с живыми через священных коров и быков. Потребление молока от таких коров строго регламентировано.

Они верят в Нжанби – Верховного Творца всего существующего. Это доброе божество никогда не гневается и не карает, поэтому химба обходятся без жертвоприношений. Гром и молния – послания Нжанби. Однако могущество этого далёкого божества уступает вере химба в своих предков, чьи души постоянно влияют на их жизнь и являются посредниками между людьми и богом. Культ предков – важнейшая часть жизни химба.

Химба самый аутентичный народ во всей Африке. [T.10.CXL.1]

 

 
     
 

Бога Агни по традиции изображают с бараном (или овцой). Видимо, это рассказ о том, что в жертву богам на костёр возлагали чаще всего именно барана, овцу или ягнёнка. А русское слово «ягнёнок», имеющее своим корнем яг, может быть сопоставлено с санскритским яга – «жертва».

Н. ГУСЕВА, кандидат исторических наук [A.326]

 

А на другом памятнике этого же времени мы раскопали уникальное захоронение – со всеми почестями в могилу был опущен… баран. И сразу же вспомнились тексты Авесты, превыше многих других достоинств ставящих добродетельный труд землепашца и особенно скотовода. Например, Заратуштра спрашивает у своего ученика: «Сколько существует договоров между людьми?» И тот отвечает: «Таких договоров шесть… Первый договор – устное поручительство, второй – поручительство, скреплённое рукопожатием, третий – поручительство с овцой…»

Эти и ряд других примеров убеждают в предположении, что цивилизация, открытая на землях Бактрии советскими и афганскими археологами, вполне может соответствовать высокой культуре общества, описанного в Авесте. Конечно же, имеются и частные разночтения, и даже несоответствия между данными Авесты и археологическими раскопками, препятствующее окончательному решению проблемы…

В. Сарианиди, кандидат исторических наук [A.479]

 

 
     
 

Prof. Ian Morris, Stanford University: «По одной из теорий в сложные времена люди прибегали к столь крайней мере, как человеческие жертвоприношения».

…кровопролитие преследовало определённую цель – отвести катастрофу, предложив богам человеческую жизнь.

Каждая культура применяла собственные методы жертвоприношений. Перед угрозой катастрофы ни одна жертва не может быть чрезмерной, если она приносится с целью умилостивить кровожадных богов.

Древний мир был страшным местом: жизнь была суровой и обычно короткой. Человеческая жизнь, казалось, балансировала на грани катастрофы в условиях болезни, голода и войн. В отчаянии многие древние народы прибегали к человеческим жертвоприношениям, как к способу умилостивить богов.

Dr. Robert R. Cargill, Archaeologist, UCLA: «Практика любого жертвоприношения возникла вместе с верой в бога или богов, и верой, что мы можем каким-то образом умилостивить богов, заставить их делать что-то выгодное нам».

Существуют разные причины ритуального убийства. Некоторые народы приносили жертвы, чтобы обеспечить плодородие земель, другие – чтобы подкрепить свою власть на земле. Но самая интересная причина человеческих жертвоприношений – попытка предотвратить надвигающуюся катастрофу.

Prof. Miranda J. Aldhouse-Green, Cardiff University: «Желание умилостивить богов или предотвратить катастрофу, что в данном случае одно и то же, – стремление привлечь богов на свою сторону, – в случае каких-либо несчастий можно совершить человеческое жертвоприношение».

Если жертвоприношения это мера оценки стресса, то цивилизации древней Мезоамерики были подвержены ему больше других.

…струйка крови из её языка вскоре превращается в поток, и от кровопотери она балансирует на грани сознания, и вот-вот её посетят видения.

Dr. Edwin Barnhart, Archaeologist, Maya Exploration Center: «Любой народ, практикующий шаманизм, который является поистине глобальным явлением, так или иначе приводит себя в состояние изменённого сознания. Майя провоцировали видения кровопусканием».

Судя по всему майя подходили к этой практике с научной точки зрения.

Dr. Scott Nelson, Surgical Pathologist, UCLA: «Человеческое тело содержит около пяти литров крови. Потерю в двадцать процентов или один литр крови организм восполнит. Если вы потеряете около сорока процентов, то потеряете сознание – организм не сможет компенсировать эту потерю. Эти люди пытались удержать кровопотерю в пределах десяти - сорока процентов, чтобы перейти в состояние изменённого сознания».

Такая кровопотеря может убить человека, но царица Жок выжила и на пороге сознания ей были видения. Галлюцинации царицы Жок изображены на другой стене храма. Ей привиделся предок, который благословляет её за кровавый дар.

Dr. Edwin Barnhart: «Видения изображаются в искусстве главным образом через образ змея. Он появляется из дыма и превращается в этого змея. Змей поднимается у них над головами, затем склоняется над ними и изрыгает одного из их предков».

Царица Жок (Lady K'ab'al Xook) и её муж – царь Щит Ягуара (Itzamnaaj B'alam II), – одержат победу в войне над соседними городами и будут править больше шестидесяти лет. Они будут настолько успешны, что даже построят храм, посвящённый их собственной власти, где царица Жок и её кровавое видение будут жить вечно в камне на стенах (Йашчилан [юкатек. Yaxchilán], 26 октября 709).

…но и сама Библия полна жертвоприношений. По всему Ветхому Завету встречаются упоминания о жертвоприношениях животных. Книга Бытия часто приказывает: «…и возьми одного овна, и сожги всего овна на жертвеннике». Это всесожжение Господу.

Dr. Robert R. Cargill: «Идея заключалась в том, что дым донесёт аромат до Бога. Этот рефрен то и дело звучит в Библии «…благоухание – приятная жертва Господу». То есть Богу по сути нравится запах барбекю».

Prof. Misty L. Bastian, Franklin & Marshall College: «Жертвоприношение – это проявление власти».

Dr. Robert R. Cargill: «Все три основные монотеистические религии – иудаизм, христианство и ислам – привязываются в форме к одному единственному событию: Авраам поднимается на гору и приносит в жертву своего сына».

Господь останавливает жертвоприношение прежде, чем пролилась кровь. Это испытание на послушание, которое Авраам прошёл. С этого момента Библия осуждает человеческие жертвоприношения. Но это не значит, что этого не случилось…

…и от джунглей Юкатана до ближневосточных пустынь и норвежских фьордов человеческая жертва казалась невысокой ценой за милость кровожадных богов.

Человеческое жертвоприношение – не простое убийство – это религиозный обряд

Prof. Ian Morris: «Убийство – это акт, совершаемый для того, чтобы что-то получить здесь и сейчас, в этом мире. Но человеческое жертвоприношение – это убийство с целью получить для кого-то поддержку в загробном мире».

Когда человечество только начало образовывать ранние цивилизации, сама жизнь была очень ненадёжной. Судьба человечества, казалось, находилась во власти богов или предков, ушедших в мир иной. Боги и предки якобы обладали неограниченным могуществом, которым они делились только в обмен на жертвоприношения. Чтобы получить власть, древние подносили дары в виде напитков, еды, плоти животных и человеческих жизней.

Dr. Salima Ikram, American University in Cairo: «Древние египтяне не считали человеческое жертвоприношение чем то плохим. Идея заключалась в том, что вас убивали ради высшей цели быть рядом с фараоном-богом, вы могли жить вечно, тогда как другим людям такой шанс мог и не представиться».

Жертвы играли и другое значение.

Prof. Edna G. Bay, Emory University: «Людей, приносимых в жертву, часто просили передать сообщение в загробный мир, чтобы проинформировать предков о чём-то, что случилось после успешной войны».

Согласно Ричарду Бёртону, каждый год предкам Дагомеи отправляли около пятисот таких посланников. Бёртон писал, что видел на королевской площади сотни черепов и отрубленных голов. Но ежегодные обряды жертвоприношения несли также информацию живым – сообщение о власти.

Prof. Misty L. Bastian: «Ежегодные ритуалы были призваны производить впечатление. Император таким образом доносил до народа – «Я хочу, чтобы все считали меня самым великим. Я хочу, чтобы они знали, что я собираюсь убить множество народа».

Эти ежегодные ритуалы производили неизгладимое впечатление на соседние племена, платившие дань, чтобы самим не стать жертвами подношения богам. [T.12.LXXIII]

 

 
     
 

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…сын вступает в бой с Сетхом. Он повергает Сетха, но в момент боя Сетх вырывает у него один глаз. Дальше тело Осириса Исида собирает из сорока двух кусков, она не находит только фаллос: фаллос она лепит из глины нильского ила полного плодородием, дополняет мумию. Тело было собрано воедино, но жизни это ему не добавляло. И, с одной стороны, Осирис лежит как мёртвый: разрубленное собранное тело, с другой стороны, в текстах пирамид Осирис из иного мира (с душой-то ничего не стало), он комментирует своё собственное разрубленное состояние. Это то, что плохо вмещается в логику европейского человека, но совершенно нормально для любой восточной религиозной системы. И тогда Гор в отчаянии даёт проглотить мёртвому отцу свой собственный глаз – то самое знаменитое Око Гора «Уджат», – которое стал после этого в египетской культуре символом бессмертия.

Секрет Ока Гора не потому что это Око, и не потому, что называется «Уджат» – «целостное и звенящее» в переводе с древнеегипетской языка, а потому что это самый большой дар, который он мог дать. Он дал свой глаз – самое дорогое, что у него было. И с тех пор это символ великой и перфектной жертвенности – совершенной жертвенности. Именно эта большая жертва была тем, с чем не смогла справиться смерть, и Осирис начал возрождаться. Осирис побеждает смерть, становится царём Мира Иного, а повергнувший Сетха Гор становится правителем Этого мира и родоначальником власти всех египетских царей, проявляясь в каждом из них последовательно в момент коронации». [P.125.42]

 

 
     
 

…это даёт нам некоторое представление о мировоззрении римлян.

Dr. Michael C. Scott, University of Warwick: «…грубо говоря римляне верят, что боги управляют всеми сферами их жизни – домохозяйство, армия, строительство, сельское хозяйство, государственное управление – да всё, что угодно. Можно сказать, боги имеют решающее слово во всех ваших начинаниях. И что ещё хуже, у всех богов крайне переменчивый, скверный характер: они постоянно требуют к себе внимания в виде жертвоприношений. В мире, где боги реально существуют, где они живут среди нас, защищают нас, а, иногда, даже, настроены против нас – жертвоприношение становится понятной необходимостью это такая же неотъемлемая часть повседневной жизни, как строительство стен и работы в поле. И, к тому же, очень важная.

Теперь указания, данные Траяном Плинию, начинают обретать смысл: отказ от жертвоприношения – это не просто отказ от убийства коров – это атниобщественное, антиримское и крайне опасное поведение: оно ставит под угрозу весь общественный порядок.

Таким образом, Траяну нет дела до того, какую религию исповедуют христиане, ему нужно только, чтобы они почитали богов согласно римским обычаям. Это не конфликт религиозных ценностей, и не какие-нибудь предрассудки. Простое такое поведение обеспечивало целостность империи – семейные ценности, мораль, религиозные предписания, закон и порядок – всё это не просто неотъемлемые элементы римского общества, они также определяют «что это такое быть римлянином?»

Если христиане не разделяют римские идеалы и ценности, значит, они отказываются и от этой самой идентификации. Траян не просит христиан отказаться от своей религии, он просто хочет, чтобы они были гражданами империи. И для этого просит их время от времени проводить одно-два жертвоприношения. Для кого-то другого, чьего бога не принесли в жертву всего сто лет назад, это было, наверное, достаточно просто. Римлянам такая просьба вообще не кажется сложной. Должно быть, они не понимали, почему христиане так серьёзно к ней относятся. Но христиане отнеслись к ней очень серьёзно. И в результате отказа от столь важной части повседневной жизни империи христиане стали казаться римлянам всё менее и менее нормальными. И подозрение в том, что христиане вовсе не те, за кого себя выдают, подогревались тем фактом, что они предпочитали для встреч уединённые места».

…а некоторые люди вообще опасаются любых тайных собраний. Как раз таким человеком и был император Траян. Вот как он думал: «Римская империя велика, её население состоит из множества различных народностей. Рим контролирует их, однако, зачастую, против их воли». Император догадывается, что многие его подданные хотели бы освободиться от римского гнёта. Проще говоря, он боится революции.

В прочем, заговор не так легко осуществить, если только у вас нет сплочённой организации. Правитель видит простое решение: запрети тайные собрания, и ты значительно уменьшишь риск возникновения организаций, которые могут даже планировать твоё убийство. [T.21.LX.2]

 
 
     
 

– Вообще-то в сказках добру положено победить.

– Но ведь ты помнишь, что юты не хищники? – Она повернула мордочку. – Откуда в нашем эпосе идея победы?

– Значит, идея поражения? Хорошие сказки.

– В нашей культуре нет идеи поражения. Воспевание жертвенности – тоже эпос хищников. А у нас идея помощи.

– Идея пассивности!

– Нет.

***

– Впечатляет, – я понимающе кивнул, – Только зачем себя разрывать?

– А ведь эта сказка тебе понравилась больше, чем сказка ют… – пробормотала Глайя и задумалась.

– Так себя-то разрывать зачем? – повторил я.

Жертвенная гибель, – объяснила Глайя. – Неизбежно появляется в эпосе всех развитых хищников. Как обратная сторона медали. Лицевая сторона – это агрессия внешняя, расправа над врагом. Победа физическая или более сложная, социальная: месть, разоблачение, позор. А обратная сторона – это агрессия, направленная внутрь. Жертвенная гибель – победа над собой, над жизнью и смертью.

– Это как? – не понял я.

– Эпос, прославляющий красоту гибели. Когда хищник уничтожает врагов, погибая сам. Взрывает оружие, сбрасывает общий транспорт в пропасть, заводит чужую армию в ущелье и запутывает следы. В более продвинутом варианте хищник принимает мучительную смерть ради своей идеи. Например, у людей в относительно новом эпосе…

– А ну заткнись! – рявкнул я и стукнул кулаком по полу так, что звякнули защелки автоклава.

Л. КАГАНОВ [B.67.1]

 

Леонид Каганов. От автора:

Этот рассказ тоже был написан для интернет-конкурса, но он ничего там не занял. И это меня совсем не огорчило: сам рассказ, который я придумал и написал благодаря конкурсу, стал для меня лучшей наградой. Автору трудно объективно оценивать свои тексты, но я считаю, что это мой самый удачный рассказ – слишком много было вложено, слишком тяжело это далось. Не верьте тем, кто утверждает, что писательство – это удовольствие, нет – это тяжелейший труд, иногда боль. Впрочем, читателям всё это знать ни к чему. А про рассказ могу лишь сказать: «К своему большому сожалению, я очень сомневаюсь, что мне в будущем удастся написать что-нибудь лучше этого». Но и этого, на мой взгляд, вполне достаточно для автора. Рассказ публиковался в нескольких журналах, в том числе за рубежом – в Польше – получил Премию «Странник».

Спасибо всем, кто помог в написании рассказа:

Ю. Никитину за тему конкурса «Рыцарь отправляется спасать принцессу от дракона»;

С. Лукьяненко за моральную поддержку в осмыслении идеи;

Ю. Бурносову за консультации и моральную поддержку;

В. Кронгауз за помощь в создании образов;

С. Горбачевой за шиншилл, которые жили у неё на кухне в коробке;

Т. Монаховой за консультации по ветеринарии;

М. Тумановой за поддержку и помощь в поиске книжек по теме;

Б. Диденко, автору книги «Цивилизация каннибалов» за полный бред;

Д. Моррису, автору книги «Голая обезьяна» за пищу для размышлений;

М. Салтыковой за неоценимую помощь в осмыслении идеи и моральную поддержку;

Т. Шельен за консультации по истории культуры и моральную поддержку.

Более к Сечению «10 – 12»

 

 
     
 

Вначале скрыл – щадя её и боясь оттолкнуть. Жертвы она могла не принять. Приняв – тяготилась бы обязанностью, благодарность по долгу рождает подсознательную жажду раскрепощения, неприязнь…

Михаил ВЕЛЛЕР [B.94.9]

 

 
     
 

1 - 2 - 3