ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО |
||||||
ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ |
|
|||||
АРКАН X. Testamentum; Kabbala; Fortuna; Regnum Dei; Ordo; Sphinx; Rota Fortunae (Колесо счастья); Иероглиф (Указательный палец человека, Фаллос). |
||||||
Rota Fortunae СЕЧЕНИЕ 11 - 11 |
||||||
aequipollēns, entis [aequus + polleo] равносильный, равнозначащий (propositiones Ap). [B.32]
экви... (от лат. aequus – равный) – часть сложных слов, означающая равнозначность, равноценность (например, эквивалентность)
aequo, āvī, ātum, āre [aequus] 1) делать ровным, выравнивать…; делать горизонтальным, устанавливать ровно…; 2) распределять поровну; выравнивать…; делать равным, равнять, равномерно распределять…; 3) сравнивать, ставить наряду… [B.32]
|
||||||
Знак равенства обозначается двумя буквами ἴσ (сокращение от ἴσος – «равный») [P.100.93] * ἴσος, эп. ἶσος и ἔϊσος 3 1) равный, одинаковый, такой же: ἴση (μοῖρα) Hom. одинаковая участь; τὸ μέγεθος ἴ. τινί Her. равный по величине кому(чему)-либо, одинаковый; οὐ πολλοῦ δέοντες ἴσοι τὸ μῆκος Xen. почти одинаковые в длину; ταὐτὸ καὶ ἴσον Arst. одно и то же; κύματα ἶσα ὄρεσσιν Hom. волны величиной с горы; ἶ. ἀναύδῳ Hom. словно немой; ἶσον θυμὸν ἔχοντες Hom. движимые одними и теми же чувствами; οὐ σοί ποτε ἶσον ἔχω γέρας Hom. я никогда не получаю такой же награды, как ты; ἴσαι αἱ μαρτυρίαι οὐκ ἦσαν NT свидетельские показания не совпадали друг с другом; ἴσους τινὰς ποιῆσαί τισι NT уравнять кого-либо с кем-либо; 2) (тж. ἴ. τὸν ἀριθμόν Plat., Arst.; ἴ. ἀριθμῷ и ἴ. κατὰ πόσον Arst.) численно равный (ἔχειν τὰς ἴσας ναῦς Xen.): ἑπτὰ λοχαγοὶ ἴσοι πρὸς ἴσους Soph. семеро предводителей против стольких же (фиванских военачальников); ἴσους ἴσοισι ἀντιθείς Eur. противопоставляя равным равных, т.е. выставляя против нападающих равное число защитников; 3) равноправный (πολιτεία Xen., Aesch.; νόμος ἴ. τοῖς πολίταις Arst.): ἐπὶ τοῖς ἴσοις καὶ ὁμοίοις ἡ συμμαχία Xen. союз между совершенно равноправными сторонами; τὴν πολιτείαν ἰσαιτέραν καθιστάναι Thuc. сделать государство более равноправным, т.е. демократическим; 4) беспристрастный, справедливый (ἀνήρ Soph.; δικαστής Plat.; δικαστήριον Dem.; κριτής Polyb.): ἴσοι καὶ κοινοὶ ἀκροαταί Dem. справедливые и беспристрастные слушатели (ср. 5); 5) равнодушный, безразличный: χρὴ τοὺς κοινοὺς μὲν εἶναι ἀκροατάς, ἴσους δὲ μή Plat. слушатели должны быть беспристрастны, но отнюдь не безразличны; 6) регулярный, постоянный (φρουρά Thuc.). - См. тж. ἴσα, ἶσα и ἴσον I. [B.169]
|
||||||
Как говорили в старину: «Управлять другими, нужна сила, а управлять собой – бесстрашие» [T.13]
Michael J. Mosley, journalist, physician, producer and presenter: «Ньютон, бесспорно, был «Гигантом Науки», но не только. Пример того, как несколько универсальных законов могут объяснить многие явления материального мира, вдохновил учёных на поиски законов, регулирующих человеческое поведение, политику и, даже, историю». Ньютон стал героем революционеров, мечтавших об утопическом обществе, построенном на «Принципах Разума». Американские политики взяли за основу знаменитой «Системы сдержек и противовесов» ньютоновский «Закон действия и противодействия». Религия использовала упорядоченное строение Вселенной, чтобы доказать существование Бога, наделённого безграничным могуществом… [T.13.CXIII]
|
||||||
В «Послесловии к Законам» (посмертно изданном произведении Платона, дополненном, по мнению некоторых, Филиппом из Менды) весьма приподнятым тоном и в загадочных выражениях даётся обозрение программы курса математики для будущих руководителей идеального государства Платона. Филологи понапрасну ломали зубы, пытаясь разгрызть этот крепкий орешек; только математики наших дней сумели пролить некоторый свет на это дело. Оказалось, что здесь главным образом имеется в виду математика Архита. «Высшим и первейшим является учение о числах, не о тех числах, которые имеют телесный облик, но скорее о построении всей теории чётного и нечётного и о той мощи, каковой они обладают над природой сущего». Здесь естественно вспоминается Аристотель, который говорят, что для пифагорейцев начала чисел образуют начала всего бытия и что начала чисел суть чётное и нечётное («Метафизика», А 5). «Для того, кто изучил это, становится совершенно ясным то, что люди в высшей степени нелепо называют «землемерием» (geometria), но что в действительности имеет целью уподобление чисел, которые по природе не подобны друг другу; это становится совершенно ясным в случае плоских фигур». Два плоских числа ab и cd называются подобными, если их «стороны» пропорциональны (a : c = b : d). Однако два числа, которые «от природы» (т. е. в области чисел) не являются подобными, могут быть всё же при помощи плоской геометрии «уподоблены», т. е. представлены как площади подобных прямоугольников (например, квадратов); между a и b (и соответственно между c и d) можно всегда вставить среднюю пропорциональную l (соответственно m), так что площади ab и cd, обратятся в квадраты l2 и m2. «Но воистину не человеческое, а божественное чудо откроется тому, кто после этого (плоской геометрии) будет рассматривать трёхмерно протяжённые (числа) и подобные по своей пространственной природе. И снова он сможет те, которые по своему происхождению не подобны, превратить в подобные при помощи иной науки, которую сведущие люди называют стереометрией». Два пространственных числа abc и def называются подобными, если a : d = b : e = c : f. Уподобление двух неподобных чисел представляет обобщённую задачу удвоения куба, которая, по Платону, является центральной задачей стереометрии. А что все эти задачи постоянно вращаются около задачи удвоения, об этом в дальнейшем говорится настойчиво ещё раз так: «Но особо божественным и чудесным для тех, кто прозревает и проникает в сие, является, однако, то, каким образом при посредстве силы, которая постоянно вращается вокруг удвоения, и (силы) противоположной ей в соответствии с каждым из различных видов пропорции, всё в природе как бы запечатлевает свой вид и форму». Сила, которая всё время вращается вокруг удвоения, или сила удвоения, как короче говорится далее, есть операция удвоения чисел, площадей, объёмов и отношений. Повторное удвоение отношений приводит к непрерывным пропорциям вроде a : x = x : y = y : b, к которой сводится задача удвоения куба, или к такой пропорции 1 : 2 = 2 : 4 = 4 : 8, к которой относятся следующие два предложения. Сила, противоположная ей, представляет собой построение средних пропорциональных для различных видов пропорций, т. е. средних геометрических, арифметических и гармонических, что будет ещё точнее разъяснено в следующем предложении. При помощи двух этих сил природа воспроизведёт форму или идею (εἶδος) и вид или род (γένος), которые сравниваются с отпечатками. «Первая сила удвоения идёт вперёд в соответствии с числами в отношении 1 : 2, но удвоением будет также и движение вперёд при помощи возведения во вторую степень (χατὰ δύναμιν)». Под «силой» (δύναμις) подразумевается здесь «вторая степень». «При помощи возведения во вторую степень» говорится здесь о «силе», производящей отношение 1 : 4. Это ясно по аналогии со следующим предложением, в котором дело идет о третьей степени: «(Сила, стремящаяся) к пространственному и осязаемому будет еще разудвоением и восходит от 1 к 8». Оба последние предложения можно истолковать следующим образом. Если возьмём отрезок прямой и удвоим, то получим геометрический образ отношения 1 : 2. Если удвоим квадрат в длину и в ширину, получим отношение 1 : 4. Наконец, если удвоим куб во всех измерениях, появится отношение 1 : 8. «Наконец (противоположная сила) удвоения, которая обращается к средним, будет, с одной стороны, когда (арифметическая) средняя будет настолько же больше наименьшей, насколько меньше наибольшей, а с другой же, – когда она (гармоническая средняя), на ту же самую часть превосходит и превосходится крайними членами: между 6 и 12 содержатся отношения 2 : 3 и 3 : 4». Арифметическая и гармоническая средние между 6 и 12 будут 9 и 8. Восемь превышает шесть на третью часть шести и превышается двенадцатью на третью часть двенадцати, что соответствует определению гармонической средней. Отношения 12 : 8 = 9 : 6 = 3 ; 2 и 12 : 9 = 8 : 6 = 4 : 3 называются по-гречески Hemiolion и Epitriton; в теории музыки они соответствуют квинте и кварте. «Исходя из этих (отношений) и обращаясь из середины снова к обоим краям, она (противоположная сила) даровала людям благозвучный консонанс, а, блаженному хороводу муз размеренную прелесть движений в игре, ритме и гармонии». Если, исходя из отношения 3 : 2, взять ещё раз арифметическую или гармоническую среднюю, то получатся отношения 5 : 4 и 6 : 5, т. е., на языке музыки, квинта разделится на большую и малую терции. Если так же для отношения 4 : 3 получить арифметическую и гармоническую средние, появятся отношения 7 : 6 и 8 : 7, т. е., на языке музыки, кварта разделится на уменьшенную малую терцию и увеличенный целый тон. На этих четырёх интервалах построены три гаммы Архита. Таким образом, они действительно в игре, ритме и гармонии воспроизводят благозвучный консонанс музыки в движении, ритме и гармонии, о котором говорит текст. Это возвышенное понимание природы, построенной наподобие чисел согласно законам гармонии, целиком и полностью принадлежит пифагорейцам. Во всей этой системе представлений есть совершенно ясный мистический элемент. Здесь речь идёт совсем не о трезвом естествознании, но о мистическом единении с божественным творцом новопосвящённого, которому стали известны тайны чисел и гармонии. Ибо дух человеческий, неся в самом себе божественную искру, мистически соединяясь с божественным духом, только и может прозреть кое-что из чудесного плана, по которому построена природа. В этой мистической атмосфере всё сливается вместе: нельзя уже отличить музыкальные интервалы от соответствующих им числовых соотношений, а геометрические тела от материальных. Душа человека вливается в божественную, и мышление становится уже не человеческим, а божественным. Все это характерно для пифагорейства. Ван Дер Варден Б.Л [B.157]
|
||||||
Dr. Christian Leblanc, Director of the French Archaeological Mission in Western Thebes: «В Древнем Египте фигура фараона имела огромное значение, поскольку он являлся посланником Бога на земле. Основной его задачей было установить такой порядок, который бы уважали все его подданные. Следовало любой ценой избегать беспорядков, так как беспорядок был синонимом возвращения к изначальному хаосу». По обе стороны от Рамзеса стоят два бога: Гор – бог Порядка и Сет – бог Хаоса. Древние египтяне представляли мир как поле битвы между этими двумя силами. Они испытывали непреходящий страх, что мир вновь будет ввергнут в пучину Хаоса. Если фараон не справится со своей миссией, мир распадётся на части. Поэтому для Египта было жизненно важно, чтобы в этой борьбе победил фараон. [T.4.XXII]
Последние египетские иероглифы были написаны 24 августа 394-го года нашей эры. Это была эпитафия славе Египта. (Остров Филы). Египетская религия была основана на стабильности, но стабильность легко превратить в стагнацию. Консерватизм и приспособление в религии, как и в археологии, идут рука об руку. Если бы египтяне поняли это, возможно, Амон, Хатор и Осирис не попали бы в список исчезнувших богов. [T.13.XIV.2]
|
||||||
(4 + 7) – 11 (Petra cubica + le Chariot) – Vis Humana Prof. Michael Davis, Mount Holyoke College: «У каждого каменщика был свой отличительный знак, которым он помечал блоки. Оплата поступала за каждый блок. Некоторые романтики считают, что на камнях писались молитвы, но на самом деле значение пометок было более прозаичное» (фр. Notre-Dame de Paris) Dr. Peter Weller, Syracuse University: «Для строительства требовалось так много камня, что это повлекло за собой возникновение так называемого «культа телег». Люди, как благородного, так и простого происхождения, впрягались в телеги и возили камни для собора, возможно, стремясь таким образом достичь духовного просветления». [T.10.XXXII.6]
|
||||||
Более шестьсот миллионов человек в мире смотрели прямую трансляцию (посадка на Луну). Ни одно событие, ни до, ни после этого не объединяло так мир. John Noble Wilford, B.S., M.A., Apollo Correspondent, The New York Times: «Это один из тех редких случаев, когда жители не только одной страны, но и всей планеты воспринимали себя как единое целое». Однако на Земле каждая последующая лунная миссия вызывала к себе всё меньше интереса. К моменту запуска Апполона-17 (Apollo 17), НАСА (NASA) даже было вынуждено платить сетям американского телевидения за трансляцию этого полёта. Dr. Gregory Olsen, Space Tourist: «Четвёртый или пятый полёты на Луну были новостями уже не первых, а вторых и третьих полос газет. Это стало уже рядовым явлением». John Noble Wilford, B.S., M.A.: «Людям наскучили прогулки по Луне. Увидеть один раз, как астронавты собирают там камни было более чем достаточно. Полёт на Луну состоялся, и теперь пришло время заняться чем-нибудь другим, более важным». В США появилось какое-то чувство апатии, людям всё это стало абсолютно безразлично. Dr. Gregory Olsen, Space Tourist: «Попав, в конце концов, на Луну, мы выяснили, что там нет не только жизни, но даже и воды. Луна не была обителью богов, или хотя бы пастбищем для стад бизонов. Это было глухое и пустынное место. Это была всего лишь мёртвая скала в ночном небе. Человечество создало пленительный образ Луны многие тысячи лет назад и тем сильнее оказалось для него разочарование. Люди ожидали, что возможно, там есть живые существа или какие-нибудь интересные вещи, но когда мы оказались там, долетев, наконец, до Луны, выяснилось что там очень холодно, что там никого нет, и что там в принципе не может быть жизни». Когда астронавт Джин Сернан (Eugene «Gene» Andrew Cernan) последний раз ступил на лунную поверхность, это уже был не «огромный шаг для всего человечества», это был заключительный акт агонии умирающей эпохи. НАСА отменило три следующих полёта на Луну и постепенно свернуло программу Аполлон. Сернан стал последним человеком, кто ходил по Луне. С тех пор туда никто больше не возвращался. Период увлечения человечеством Луной прошёл. [T.11.X]
| ||||||
07.04.2010 Жители Словакии помнят о подвиге советских солдат во время Второй Мировой войны Жители Словакии рады визиту российского Президента – руководителя страны, чьи солдаты 65 лет назад помогли освободить Европу от фашизма. Героические страницы общей истории в Словакии не забывают. Салют в честь павших героев из оружия, которым они били общего врага. В гимнастерках и плащах-палатках солдат-победителей – словаки, которым не безразлична история. Если бы не те, кто остался лежать в этой земле, говорят, - жить в этом мире было бы невозможно. Кароль Флориантич: «Очень много людей погибло: русских, словаков, французов. Много людей положили жизнь за нашу свободу». Кладбище красноармейцев почти в 400 километрах от столицы Словакии. В маленьком городке Попрад. За надгробиями ухаживают все вместе: русские и словаки. Петер Бахник: «Нам надо говорить, говорить с русскими. Мы славяне. Нам надо очень много говорить, чтобы наши малы дети знали, что русский, что русская армия – те, кто нас освобождал». Разговоры о братстве русских и словаков подкреплены реальной историей. Кароль Шварц сегодня наденет китель с советскими орденами и медалями. Он заслужил их, воюя против войск Вермахта. Хотя начинал войну на другой стороне. «Де юре» Словакия была заодно с фашистами. О настроениях в народе лучше всего говорит снимок – солдаты перед отправкой на фронт с надписью: «Идём в Россию, но не знаем, зачем». Из 36 тысяч словаков, сражавшихся на восточном фронте за Вермахт, 27 тысяч перешло на сторону Красной Армии. Сам Кароль Шварц надел форму красноармейца через 5 дней после того, как попал на фронт. Кароль Шварц, ветеран: «Это было нормальное желание всех наших бойцов, потому что славянам против славян воевать - это ненормально». Над столицей Словакии возвышается мемориал советским воинам-освободителям. Здесь на холме Славин в братских могилах похоронено почти 70 тысяч красноармейцев, погибших в боях за город. Стелу высотой более 40 метров видно из любой точки Братиславы. Более величественного монумента в стране просто нет. Ровно полвека назад на полевом кладбище Красной Армии воздвигли мемориал в память павшим. За 50 лет Словакия сильно изменилась. Но ни разу обелиск на холме Славин не становился заложником политических игр. Словаки хорошо помнят, кто, и главное какой ценой, избавил их от фашизма. Иван Благой [P.84.1] В предвоенные и первые годы Великой Отечественной войны чеченский и ингушский народы направили на защиту Родины 27 500 человек. В борьбе за овладение кавказской нефтью Гитлер возлагал особые надежды на разжигание сепаратистских настроений в национальных республиках СССР. В Берлине немецкими спецслужбами был создан ряд особых комитетов, в том числе и Северокавказский («СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ» – «Тироль – Кавказ Германии»). В их задачу входило вербовка советских военнопленных и дезертиров в национальные легионы, распространение пропагандистской литературы и организация антисоветского подполья в тылу Красной Армии. Всех уроженцев республик Северного Кавказа в восточных формированиях Вермахта за время войны набралось менее 30 тысяч человек. В то же время в Русской Освободительной Армии генерала Власова насчитывалось 120 тысяч бойцов… Особенно массовым был размах антисоветского движения в Прибалтике и на Западной Украине. 23 февраля 1944 года в Северный Казахстан и Среднюю Азию было выселено 98 тысяч ингушей. За несколько месяцев до высылки на фронт поступило секретное распоряжение вычёркивать ингушей из наградных списков и не присваивать им воинские звания. …среди отозванных с фронта и подлежащих выселению было ингушей-офицеров 710, сержантов – 1696, рядовых – 6488. [T.2.XXVI.1]
|
||||||
Юрий ПИВОВАРОВ, доктор политических наук, профессор, директор ИНИОН (Институт научной информации по общественным наукам) РАН: «В начале 80-х годов, когда ситуация в России была осложнена совершенно такими бесконтрольными действиями революционеров: они стреляли, они убили Александра Второго, они убивали министров, губернаторов и так далее, Витте пишет своему дяде записку. А дядя, Ростислав Фадеев, живёт тогда в Петербурге, о том, что необходимо создать подпольную организацию русской аристократии, которая нелегальными методами тоже будет бороться с революционерами, как революционеры нелегальными методами борются с властью. И Витте приезжает в Петербург, его записку передают графу Воронцову-Дашкову, очень близкому к императору. Тут же Витте узнаёт, что уже такая организация существует – «Священная дружина». Витте принимается в эту «Священную дружину», возглавляет её юго-западное крыло, то есть на юго-западе Российской империи». [T.10.XXII.9]
|
||||||
Vis Humana – Vis Naturalis
Суббота, 1-е сентября 1945-го года. В Иокогаме идёт дождь. Организаторы церемонии надеются, что к следующему утру прояснится. По мере приближения знаменательного события, американские кинооператоры отваживаются пробраться в обожжённый разрушенный город, уничтоженный бомбардировками. В последние семь месяцев войны на крупнейшие города Японии в результате массированных атак, проведённых американскими стратегическими бомбардировщиками Б-29, было сброшено более ста тысяч тонн бомб. В те семь месяцев погибло семьсот тысяч человек, и девять миллионов остались без крова. В течение последних трёх веков Иокогама и Токио перенесли девять сильнейших землетрясений, но ущерб от природных катастроф не идёт ни в какое сравнение с количеством погибших и разрушениями, которые произошли в последние семь месяцев войны в Тихом Океане. По иронии судьбы после последнего землетрясения, произошедшего в двадцать третьем году, первыми на помощь пришли американцы. Ведь именно с Америкой Япония поддерживала тесное экономическое сотрудничество. [T.13.XLIX]
|
||||||
В 1962-м году на пике Карибского кризиса Соединенные Штаты были готовы начать Третью Мировую войну. Следующие десять лет каждая из супердержав будет жить, словно с ножом у горла. Соединенные Штаты и Советский Союз рассредоточили по всему миру свои ракеты, готовые стартовать в любую минуту. Они создали системы для атаки с земли, воздуха или воды. Даже при внезапном нападении одной из сторон, вторая успела бы нанести ответный удар и уничтожить противника. Эта безвыходная ситуация породила самую страшную доктрину всех времён и народов – «Взаимное гарантированное уничтожение» – МЭД (англ. mutual assured destruction). К началу 70-х годов самым страшным оружием в ядерном арсенале были подводные лодки. Круглые сутки советские подлодки тайно курсировали вдоль берегов Соединенных Штатов. В любую минуту их ядерные боеголовки могли поразить Нью-Йорк, Лос-Анжелес или Вашингтон. Американские подлодки точно также угрожали Москве. В этой атмосфере взаимных угроз супердержавы боролись за мировую гегемонию. [T.12.LXVIII]
Chris Ryan, former SAS soldier: «Силы особого назначения вызывают не для переговоров, а для решения проблемы силовым путём». [T.21.CXII.1]
|
||||||
Vis Divina – Vis Humana
…но если вы в это верите, вы не один. Во всём мире миллионы людей верят в это. Благодаря достижениям легендарного писателя Эриха фон Дэникена (нем. Erich von Däniken) и его бестселлера «Колесницы богов». Эрих фон Дэникен: «Эта книга бередила разум. Она породила споры по всему миру, значит идея была не новой». Фон Дэникен в нашей древней истории открыл нечто необъяснимое, он утверждал – «Пришельцы прилетели на Землю», но не мог сказать «Зачем?» …вскоре теория «О космонавтах древности» была готова для тщательного изучения. Именно это и произошло в шестьдесят восьмом году, когда писатель Эрих фон Дэникен опубликовал свою шокирующую книгу «Колесницы богов». Идея о том, что тысячи лет назад нас посетили инопланетяне, навсегда изменившие историю человечества, распространялась с чрезвычайной быстротой. Фон Дэникен был не первым, озвучившим эту идею: десятилетиями сторонники противоположной идеи приводили в качестве примера «Теорию диффузии», говоря о происхождении человеческого разума. Dr. Kenneth L. Feder, Professor of Anthropology, Central Connecticut State University: «Там, где мы находим потрясающие достижения, скорее всего имелся единственный источник всего этого, поскольку в общем люди глупы. Нужно найти одну гениальную культуру, диффузионисты вначале указывали на Египет, сторонники легенды об Атлантиде указывали в центр океана – «Нет, всё зародилось здесь». Эрих фон Дэникен указывал на небо. По-моему дело в стремлении найти эту божественную силу. Если мы не верим в Сверхъестественного Бога, возможно, существуют богоподобные пришельцы с Божественной Силой, которые спасут нас от самих себя». В середине семидесятых теория «О космонавтах древности» получила признание. За десятилетие «контакты с пришельцами» стали обычным сюжетом для книг, телевизора и кинематографа: «Это было давным-давно… или случится завтра». Dr. Joe Nickell, Skeptical Inquirer Magazine: «Думаю, инопланетяне пока не прилетали. Возможно, где-то в бесконечности Вселенной и существуют инопланетяне, но нет веских доказательств того, что они здесь были. И маловероятно, что они скоро прибудут». Без неопровержимых фактов легенды и артефакты тысячелетней давности всегда будут толковать по-разному. [T.17.III.3]
|
||||||
Владимир АРНОЛЬД, академик РАН, доктор физико-математических наук: «…что же касается «Кода», про который вы упоминали, то этому Коду меня научил однажды за обедом такой ученик у отца был, такой хороший ученик, который как-то очень любил моего отца – он в своих воспоминаниях про это пишет – и меня учил тоже. Когда встречались мы с ним, он всегда что-то такое мне говорил – Андрей Дмитриевич Сахаров. Значит, он мне сказал, что «Код Леонардо» очень легко освоить, и можешь сам им писать. Это делается так: надо взять два листа, два карандаша и две руки – ты правой рукой пишешь какое-то слово, а левой рукой, другим карандашом, на другом листе – то же слово в обратную сторону в зеркальном изображении. Понятно, да? Если пытаться, ну, просто, скажем, правой рукой писать налево в зеркальном изображении, то надо так много думать, что это очень медленно и плохо, и коряво получается. Но если правая рука пишет уже, там, букву «А» какую-то, а левая – такую же букву, но симметричную – никаких усилий, она это пишет сама. Поэтому пять минут такого упражнения, ну, пол часа, самое большее, и правую руку можно отрезать, она уже больше не нужна, ты уже научился. И я этому научился, я попробовал. Я умею писать «Кодом Леонардо». [T.10.CXIX.12]
|
||||||
Если бы можно было перегнуть его по центральной оси, то обе половинки дома совпали бы при наложении. Такая симметрия получила название зеркальной. Этот вид симметрии весьма популярен в животном царстве, сам человек скроен по её канонам. В мире растений в ходу другая симметрия – поворотная. Возьмите в руку цветок ромашки. Совмещение разных частей цветка происходит, если их повернуть вокруг стебелька. Здесь напрашивается короткое отступление. Очень часто флора и фауна одалживают внешние формы друг у друга. Морские звёзды, ведущие растительный образ жизни, обладают поворотной симметрией, а листья – зеркальной. Как же выбирается вид симметрии? Прикованные к постоянному месту растения чётко различают только верх и низ, а все остальные направления для них более или менее одинаковы. Естественно, что их внешний вид подчинён поворотной симметрии. Для животных очень важно, что находится впереди и что сзади, только «лево» и «право» для них остаются равноправными. В этом случае господствует зеркальная симметрия. Любопытно, что животные, меняющие подвижную жизнь на неподвижную и потом вновь возвращающиеся к подвижной жизни, соответственное число раз переходят от одного вида симметрии к другому, как это случилось, например, с иглокожими (морскими звёздами и др.). Законам симметрии подчиняются все формы на свете. Даже «вечно свободные» облака обладают симметрией, хотя и искажённой. Замирая на голубом небе, они напоминают медленно движущихся в морской воде медуз, явно тяготея к поворотной симметрии, а потом, гонимые поднявшимся ветерком, меняют симметрию на зеркальную. Названо было два вида симметрии. На самом деле их гораздо больше. …мы живём в довольно симметричном мире. Не удивительно, что сами мы симметричны и склонны считать красивым всё симметричное. Иногда, правда, приятно слегка нарушить идеальную симметрию, это придает некоторую живость, но не слишком, не до хаоса. Весьма симметричны животные, довольно симметричны растения, совсем симметричны кристаллы, почти идеально симметрична наша шарообразная планета, близка к симметрии её траектория. Природа никогда не отдаёт предпочтения при равенстве. Симметрия – это и есть равенство в широком смысле этого слова. Например, зеркальная симметрия означает, что правая часть в точности равна левой. Довольно загадочным является тот факт, что в этом симметричном, симметричном, симметричном мире несимметричность не только, уцелела, но продолжает играть весьма важную роль. Правда, всё симметричное в природе считают отражением фундаментальных качеств мира, а несимметричное – игрой случая. Р. ЩЕРБАКОВ [A.461]
|
||||||
…также и наша Вселенная выглядит определённым образом благодаря точному балансу четырёх фундаментальных взаимодействий. Prof. Andreas J. Albrecht, University of California, Davis: «Четыре взаимодействия, которые есть в знакомом и любимом нашем мире – это гравитационное, электромагнитное, а, кроме того, слабое и сильное. Последние – немного менее обыденно, но они совершенно необходимы для того, чтобы Мир работал так, как нужно. Гравитация – сила, о которой мы узнаём с самого начала: мы учимся ходить, падаем – и всё это благодаря гравитации. Когда мы несём что-нибудь тяжёлое и роняем – это из-за гравитации. Электромагнетизм объясняет нам, как работает химия: когда мы готовим еду, энергия, которую мы используем, в конечном счёте, является электромагнитной. «Слабое взаимодействие» в миллиард раз слабее электромагнитного, и оно отвечает за радиоактивность: калий в банане радиоактивен. Если степень радиоактивности очень велика – это вредно для нас. Солнце является ядерным реактором, в котором, благодаря «сильным взаимодействиям» освобождается энергия. Одним из замечательных вещей является тот факт, что все эти взаимодействия в совокупности составляют ровно то, что необходимо, чтобы всё вокруг существовало: поменяйте одно из них, возьмите другие параметры – и всё пойдёт наперекосяк. Некоторые называют это «Принципом Goldilocks», то есть «не слишком много, не слишком мало». [T.10.CCCLVI.2]
|
||||||
…на рукояти изображён барс, смотрящий сверху вниз. Он, как бы, видит добычу, готовится к прыжку – это символ действия, ярости, силы. А на ножнах – грифон – символ спокойствия, мудрости. Когда оружие в ножнах, эти два противоборствующих начала находятся в гармонии. [T.10.CCCXVII.9]
|
||||||
Prof. Semion Lyandres, University of Notre Dame (Семён Ляндрес, профессор истории, Университет Нотр-Дам, США): «Николай не хотел Гражданской войны. Он считал, что если бы он упёрся и не отказался от престола, то, возможно, было достаточное количество людей в стране, в частности, в армии, которые пошли бы защищать с оружием его власть. Он, несомненно, не хотел кровопролития и принёс себя в жертву». Жертва оказалась напрасной. Случилось то, чего последний император России страшился больше всего. Предательство думской оппозиции и генералов привело к развалу армии, которая начала воевать сама с собой, разделившись после большевистского переворота на «белых» и «красных». Россия погрузилась в пучину Гражданской войны. [T.10.DCXXXVII.2]
|
||||||
«Раз». Решение задачи одного тела даёт первый закон Ньютона – закон инерции: «Всякое тело удерживается в своём состоянии покоя или равномерного и прямолинейного движения, пока и поскольку оно не побуждается приложенными сипами изменить это свое состояние» (Ньютон «Начала», 1687 г,) Поскольку силы могут действовать только со стороны других тел, единственное тело задачи не «побуждается приложенными силами» и движется, согласно этому закону, равномерно и прямолинейно. (В случае произвольного числа тел равномерно и прямолинейно будет двигаться их центр масс, поэтому для полного описания движения остаётся лишь указать движение тел относительно этого центра) «Два». Решение задачи двух тел также было найдено Ньютоном. Оказалось, что тела всё время находятся на одной прямой, которая проходит через центр масс и может вращаться вокруг него в постоянном направлении. А. КОНОНЕНКО, кандидат физико-математических наук [A.391]
|
||||||
Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…в это время именно интеллект был достаточно свободен: могли наказать за политические какие-то вещи. Оккам ведь сказал Людовику Баварскому, что ты меня защити своим мечом, а я тебя защищу своим пером. И такие сделки делались». [P.125.133]
Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…альтернативой романтизму было просвещение. Просвещение появилось раньше, но нет более противоположных вещей в культуре Европы, чем романтизм и просвещение. Просвещение находит своё начало в Ренессансе, и потом этот Ренессанс перевоплотился в Декарта, в картезианство, и в Бэкона в Англии. Это абсолютно ясный принцип «я мыслю – значит я существую». То есть, идея мышления, идея Ratio – Ума, она стояла в вершине угла. Среди людей эпохи просвещения были люди верующие в начале особенно – Декарт, Мальбранш, были люди очень скептические – такие как Вольтер, который считал, что религия нужна для кухарок и мастеровых, чтобы они просто вели себя прилично, а для образованного человека христианство не особенно нужно. И это была идея государства, как доминирующей политической формы. Это было полное доверие к разуму, что разум может управлять миром, может созидать и строить формы жизни – правовой, политической. И, собственно говоря, великие революции – американская и французская – были результатом именно этой философии просвещения, потому что человек настолько поверил в свои силы, настолько понял, что он может творить всё, что он решил изменить социальный порядок в корне. Просвещение меньше всего было демократическим движением – просвещение было аристократическим движением. Вот эта способность рационального осознания действительности, научного понимания основ – это было то, что свойственно немногим образованным людям (городскому среднему классу – юристы, адвокаты, бизнесмены, банкиры). «Я совсем не собираюсь – говорил Вольтер, – просвещать кухарок и крестьян. Этим пусть занимаются апостолы: я буду просвещать культурных горожан». И, собственно, на это направлена энциклопедия Дидро и Даламбера, и вся культура просвещения. Никакой демократии: либерализм – да, свобода – да, свобода суждений – конечно же (среди культурных людей), свобода искусства – безусловно. Но ни в коем случае не управление народа самим собой. Меньше всего просвещение было склонно к идеям демократии в политической сфере. И вот в Германии, очень хотелось сказать «как бы в противовес этому движению», а, на самом деле, это внутренний потенциал «германского гения», появляется абсолютно противоположное движение. Движение, которое является реакцией… Реакцией на средневековье было просвещение, а реакцией на реформацию, которой закончилось средневековье, по сути говоря, оказался немецкий романтизм. Германия была источником реформации: именно германоязычное общество породило реформацию. И германоязычное общество сознательно или исподволь отвергло её. Конечно же речь идёт о главном принципе реформации. Главный принцип реформации был совсем не Папа (Римский) и не подчинение Папе. Главный вопрос реформации был «вопрос о свободе воли». Это вообще кардинальный и главнейший вопрос человеческой мысли, потому что за вопросом о свободе воли следует «вопрос о моей ответственности»: если у меня нет Свободы, у меня нет и ответственности. Если я «игрушка в руках Бога», то за что мне собственно отвечать? – я делаю то, что желает Бог (или Дьявол). Если же есть Свобода воли, то ты отвечаешь за всё, начиная от гражданского суда и кончая Страшным судом Христовым. Потому что если ты ответственен, ты и судим. Ты не имеешь свободы – за что тебя судить? Это был вопрос вопросов. Протестантизм, равно лютеранство, ещё в большей степени кальвинизм решают вопрос в пользу того, что Свободы воли у человека нет. «О рабстве воли» назвал свой трактат Лютер. И вот реакцией на это является то, что происходит в Германии и очень быстро происходит по всей Европе. Разочарованность в просвещённом разуме пронизал весь восемнадцатый век, потому что просвещённый разум не создал на континенте того, что мечтали люди. Это разочарование в просвещённом разуме породило то, что в Германии первым назвал Клингер (Фридрих Максимилиан) свою драму «Буря и натиск». …но не о природе думают романтики: они думают, конечно же, о человеке. «Гений творит подобно природе – он сам себе правило». И, вообще, культ Гения. Не культ рационального ума, не культ Мастера-часовщика, а культ спонтанного Гения – вот что такое ранний романтизм. Поэтому на смену деизму… Бог создал Мир, дал ему законы, по этим законам Мир движется, и задача человека познать эти божественные законы, чтобы самому встроиться в них, управлять миром, собой и так далее – вот, собственно идея Просвещения. Идея романтизма – это пантеизм: Бог во всём, религия – мост от конечного к бесконечному. Почти все романтики первой эпохи сами прошли через религиозный кризис. Все они начинали как неверующие или маловерующие люди, ещё отдающие дань Эпохе просвещения. Все они осознали нищету маловерия». [P.125.163]
|
||||||
Большинство животных на планете, в том числе и человек, созданы по одному плану: они необычайно подвижны. И так же, как и первый охотник, билатеральны: их стороны зеркально похожи. Симметрия помогает всем существам, размером от мухи и до слона. Во время движения путь животному указывает голова. Это новшество изменило ход жизни животных: благодаря этому они смогли не только двигаться, но и со временем подчинить себе среду обитания. Новое строение тела позволило животным искать то, что необходимо для их жизни. Охотники появились в мире и тот час же установили в нём своё господство. Появление хищников – это наибольший успех эволюции. У них развился новый тип нервной системы – центральная, связанная со всеми органами и тканями. Это было первое существо с головой, и, соответственно, с мозгом. На голове были удивительные приспособления – глаза. Они чувствовали интенсивность света и определяли его источник. Размещение органов чувств возле мозга ускоряло передачу сигналов к другим органам. Эти сигналы активизировали сильные мышцы, идущие по всему телу. Два глаза, две ноздри, два уха: умноженные на два – органы чувств позволяют безошибочно определить нахождение жертвы, и тут же среагировать. И всё это за доли секунды. Hugh D. Jones, University of Manchester: «Это чудо эволюции: способность принимать решение – это очень важный шаг. Кем бы мы стали без этого? Думаю, мы до сих пор были бы кораллами». [T.34.I.2]
|
||||||