ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО |
||||||
ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ |
|
|||||
АРКАН IV. Йод-Хе-Вау-Хе; Petra cubica; Forma; Auctoritas; Adaptatio; l'Empereur (Император); Иероглиф 2 (Грудь). |
||||||
Cerēs, eris f [одного корня с creo] Церера: 1) дочь Сатурна и Реи, сестра. Юпитера, мать Прозерпины, богиня полей, земледелия, хлебных растений и сельской жизни, основательница гражданственности и общественности Pl, Cato, V, H etc.: C. profunda или interna St = Proserpĭna; 2) дары полей, жатва, урожай (C. medio succīditur aestu V); зерно, хлебные злаки (Cererem pro frugibus appellare C); хлеб (Cererem canistris expedire V). [B.32]
pānis, is (gen. pl. um и ium) m [pasco] 1) хлеб: р. cibarius C (secundus H, ater Ter) простой хлеб (из тёмной, грубого помола муки); habet haec res panem Pt это — доходное («хлебное») занятие; p. azymus Scr опреснок; 2) масса в форме хлебного каравая, слиток, кусок (p. aeris St). [B.32]
ἄρτος ὁ тж. pl. хлеб (преимущ. пшеничный) Hom., Her., Thuc., Xen., Plat., Plut. [B.169]
βέκ(κ)ος τό хлеб (по Her. слово фригийского, по друг. - кипрского происхождения). [B.169]
|
||||||
Това Дикштейн, историк, заповедник «Неот-Кдумим», Израиль: «На иврите слово «хлеб» и слова «война» имеют один и тот же корень «лехем» и «мехам». [T.10.CDXVII.1] * ( לֶחֶם ) [léḥem] хлеб; пища [B.18] ( מִלְחָמָה ) [milḥāmā] битва, война [B.18] ( לֽחֶם ) еда, пиршество. Ср. ивр. ( לֶחֶם ) хлеб, пища и гл. ( לחם ) есть. [B.16]
Александр НИКУЛИН, кандидат экономических наук, руководитель Центра крестьяноведения и аграрных реформ МВШСЭН: «Опасно в терминах величия рассуждать о хлебе. Я бы сказал, что и во времена Некрасова Россия экспортировала хлеб, но тогда говорилось «С одной стороны и с другой стороны» – обильно и бессильно. И слухи о том, что когда то мы были «слишком обильно», – они слишком преувеличены, я бы сказал. Существовала циничная пословица царских министров: «Недоедим, но вывезем!», и благодаря этому и в девятнадцатом и в начале двадцатого века мы этим и занимались. …но я должен напомнить, что её стали впервые применять в шестнадцатом году во время Первой Мировой войны. Аппарат продразвёрстки был ещё введён царским правительством, но потом её, как водится, большевики…» [T.10.LI.42]
Михаил ДАВЫДОВ, доктор исторических наук: «…сохранить скот – для этого надо соль иметь, которая не всегда бывает. А хлеб, всё-таки, – это продукт, который может храниться достаточно долго при умелом обращении. Ну, вот то, что, я думаю, многие видели: античные поселения северного Причерноморья немыслимы без зерновых ям». Павел УВАРОВ, доктор исторических наук, член-корреспондент РАН: «…нужно строить большие зернохранилища: храмовые, как в Двуречье, в Месопотамии, императорские, как в Китае – на этом всё стоит. Налоги нужно собирать зерном, зерно хранить. Неважно какое, кстати, лучше всего для этого даже не пшеница подходит, а просо: просо можно держать очень долго – до двадцати лет – именно поэтому иногда предпочитали просо, а не потому, что оно более калорийное…» [T.10.LI.93]
|
||||||
…с точки зрения этих людей способность накормить, наделяла правом властвовать. Толпа разом поднялась и закричала: «Сделаем его царём». Иисус взобрался на огромный камень и сказал: «Дети мои, вы желаете сделать меня царём, не потому, что ваши души озарены великой истиной, а потому что ваши желудки наполнены хлебом…» [Книга Урантии (1702.3) 152:3.2] [T.22.XXXI]
Сергей МЕДВЕДЕВ, кандидат исторических наук: «…в застольях возникает и воспроизводится общество, творится культура. В Святом Писании еда и застолье играют совершенно особую роль на всём протяжении человеческой истории: от грехопадения, - роль яблока, до Тайной Вечери, и таинства Причастия. Это и чечевичная похлебка, за которую Исав продал своё первородство, это и «Пять хлебов и две рыбки», которыми Иисус накормил пять тысяч человек. Это даже «Хлеб насущный», который содержится в молитве «Отче наш». Пища в Ветхом и Новом Завете – это некий посредник между Небом и Землёй. И через застолье открывается человеку Божественное Откровение». [T.10.LI.13]
В любую эпоху философы, основатели религий и монархи знали то, о чём говориться в простой альпийской поговорке «Еда и питьё соединяют плоть с духом». С Начала Времён хлебу принадлежала выдающаяся роль. В христианстве хлеб становится Спасением души. Andrea Fadani, Director Museum for Bread Culture-Ulm: «Душа перекликается с плотью. Однако здесь есть и новое значение. Ранее, в Ветхом Завете хлеб из пищи становится Центром жизни. Так зарождалась культура хлеба». [T.13.XLVI]
|
||||||
Здесь ничто не напоминает храм. Точнее всего это сооружение можно было бы определить словом «кухня». Жертвоприношения были по существу пищей богов, которую следовало приготовить из мяса жертвенных животных. Его варили в горшках или жарили на огне, а хлеб и лепёшки пекли. Таким образом, кухня была важной частью храма, и мы нашли превосходный образчик подобной храмовой кухни периода Ларсы. Но здесь перед нами была одна кухня, без храма. Я думаю, это объясняется тем, что храм, истинное обиталище бога, находился на вершине зиккурата. Он и сам-то был невелик, а мест для подсобных помещений на зиккурате и подавно не хватало. Богу подносили уже готовую пищу, так было удобнее. Леонард Вулли [B.156.1]
Закладка каждого краеугольного камня сопровождалась магически ритуалом. Все продукты, служившие повседневной пищей: масло, молоко, пиво, финики, приобретали религиозное значение, когда цари и жрецы перед лицом богов готовили площадку к началу строительства. В текстах древних глиняных табличек сложные ритуалы описываются во всех мельчайших подробностях. Сливки, мёд и пиво надо было вылить на краеугольный камень, – это было драгоценное приношение богам. Обожжённые глиняные статуэтки, – это символы богов, – помещались на этот священный камень. У каждой из них был в руках металлический прут – символ божественного могущества. Особым образом готовили жертвенную овцу, её рот протирали ароматной настойкой можжевельника, чтобы боги благосклонно приняли жертву. Статуэтки посыпали белой очищенной мукой, священным даром земли, чтобы рост и процветание царили на землях, окружающих здание. Затем статуэтки зарывали в землю, чтобы она выдержала вес нового сооружения. И ещё долгое время после того, как рухнут сами здания, магические статуэтки сохранятся до нынешнего дня. [T.12.XLIII]
«Острова пряностей», известные также как Молуккские, находятся в восточной части Индийского океана. В шестнадцатом веке редкая вещь могла сравниться по ценности со специями. Tim Joyner, Author: «Нельзя забывать о том, что в то время не существовало холодильников, поэтому крайне сложно было хранить мясо в течение продолжительного времени. Известно было, что некоторые восточные специи долго не дают продуктам испортиться. Пряности ценились очень высоко, порой даже выше, чем золото». [T.10.CXCVIII] * …средство от насекомых. Всё началось примерно сто пятьдесят миллионов лет назад с эволюции этого растения – Piper nigrum. Оно впервые выросло в горах Индии, где обитает множество вредителей, и чтобы выжить, растению пришлось защищаться. Piper nigrum стал вырабатывать специальную молекулу для этого. Сочетание углерода, кислорода, водорода и азота – вещество называется пиперин. Оно убивает жучков, но не людей – мы слишком большие и просто считаем его остреньким: кладём себе в пищу и называем «чёрным перцем». [T.30.XLI.1]
|
||||||
Dr. Michаel Freikman, Jewish University in Jerusalem: «…на Ближнем Востоке примерно восемь с половиной тысяч лет назад какой-то гений догадался, что если взять глину, вылепить из неё подобие деревянного сосуда и опустить в огонь, то он превратится практически в то же, что каменный сосуд. Интересно, что керамика на Ближнем Востоке появляется «вдруг», совершенно ниоткуда. То есть, мы не видим почти что никаких переходных ступеней. …это то, что позволило людям варить пищу, потому что каменный сосуд практически невозможно прогреть, деревянный особенно над огнём не повесишь. А глиняный сосуд – это именно то, что позволило людям действительно варить мясо. Именно это подбросило человека на две ступеньки вперёд, цивилизацию». [P.125.71]
|
||||||
Вода не раз влияла на эволюцию человека. Подобно этим бушменам из Намибии, наши далёкие предки перешли на новую диету, которая навсегда нас изменила. К сочным фруктам, растущим в тенистых джунглях, они добавили зёрна и подземные клубни, произрастающие в открытых саваннах. Беда в том, что когда клубни выкапываешь, на них налипает песок, истирающий зубную эмаль. Поскольку дантистов в те времена не было, такое истирание означало голодную смерть. В природе животное живёт столько, сколько живут его зубы. В конце концов, люди научились мыть клубни в воде, прежде чем есть их. Позже, около двух с половиной миллионов лет назад, в нашем рационе появилась животная пища. В результате наш мозг увеличился за счёт уменьшения размеров пищеварительной системы. Мясо и жир перевариваются гораздо легче, чем растительная пища, если только её как следует не приготовить. Крахмал – полисахарид, с помощью которого растения запасают питательные вещества, трудно усваивается нашим организмом. Благодаря огню и воде, кухня стала основой обогреваемого жилища – ключевого элемента в развитии разумных приматов. [T.10.CC.1]
Мумия Аменхотепа Третьего даёт нам ключ к разгадке, как его сын Эхнатон стал фараоном. Мумия выдала его тайну: это был старый лысый человек со слабым здоровьем. На самом деле зубы Аменхотепа Третьего могли внести свою лепту в тот период хаоса в истории Египта. Боль, которую ему должно быть приходилось испытывать, вероятно была столь сильной, что ему наверняка было трудно управлять государственными делами. Ибо не только простолюдины, но и цари становятся жертвами собственной диеты. Всё зерно в Египте перемалывали на камнях. И хотя сегодня это может показаться здоровым, на самом деле было как раз наоборот. Это означало, что вместе с хлебом египтяне поглощали значительное количество песка и гравия. Годы такого питания стачивали зубы, разрушая их корни. Искусные целители, – египтяне, – знали очень мало о стоматологии. [T.12.LXXXII.1]
Dr. Aidan Dodson, University of Bristol: «Утром, днём и вечером богов кормили – завтраком, обедом и ужином. Богов кормили тем же, что и других высокопоставленных персон – перед ними ставили мясо, овощи, вино и пиво. Иногда к алтарю приводили животное и приносили его в жертву. Очевидно, как только бог съедал духовную часть жертвы, вся пища отправлялась на кухню, где она попадала к жрецам и остальным работникам храма». [T.29.XIII.1]
Dr. Salima Ikram, American University in Cairo: «…другой вид мумий – это мумии пищи. Чаще всего это куски мяса или птицы, они завёрнуты в полотно, и лежат каждый в своём маленьком саркофаге, чтобы, когда их положат в гробницу, её обитатель мог перекусить, когда ему захочется». [T.10.CCCLXXXI.4]
|
||||||
Ирина ПРОХОРОВА, кандидат филологических наук, историк культуры, главный редактор издательства «Новое литературное обозрение»: «Кстати, я хотела по поводу салата Оливье, в том виде, в каком мы его знаем. Ведь на самом деле это российский вариант пиццы – это пища бедняков. Мы понимаем, что креатив в кухне ведь не только в богатых сословиях, нужда тоже очень креативна, она много придумывает. Собственно салат Оливье – это возможность собрать все остатки, сэкономить и сделать из этого какую-то съедобную продукцию… …что такое бедность? Это попытка консервирования продуктов – возможность быть уверенным в завтрашнем дне, – что вам завтра будет что есть. И в этом смысле отсюда вот все продукты, как сосиски, колбаса, всё то, что можно хранить долго…» Консервировать еду научились только в девятнадцатом веке. Двигателем пищевого прогресса стали Наполеоновские войны. В 1795-м году генерал Бонапарт пообещал огромную премию тому, кто придумает способ надолго сохранять продукты для армии. Награда нашла своего обладателя только спустя пятнадцать лет… [T.10.LI.46]
В этом регионе выращивали не только виноград. До и после катастрофы регион был богат и другими ценными продуктами – фруктами, зерновыми и оливковым маслом. Находки при раскопках в Помпеях показывают, что вулкан не только уничтожил жизнь – сначала он дал жизнь, сделав почву плодородной. Antonio Stampone, technical Research Laboratory of the Archaeological Superintendence of Pompeii: «Здесь есть инжир и финики, их, конечно, импортировали. Это помогает нам понять торговые отношения с другими странами. Здесь есть миндаль, пшеница, полба, конские бобы и сливы. Фрукт типичный для региона – гранат. Гарум – знаменитый рыбный соус, от которого римляне были без ума. Его делали исключительно из жирной средиземноморской рыбы – анчоусов, скумбрии и сардин. Их высушивали на солнце и превращали в порошок. Римляне были привычны к ярким вкусам, с помощью которых скрывали другие вкусы. В то время не было других способов сохранения пищи, кроме хранения в соли или мёде». [T.10.DCCXXXIX]
Андрей ШЕСТАКОВ, научный сотрудник кафедры Микробиологии Биологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова: «…также мы гораздо меньше стали употреблять именно ферментированных продуктов. Изначально история возникновения различных ферментированных продуктов, – а это квас, пиво, это кисломолочные продукты, это различного вида квашения, – это были одни из способов сохранения продуктов питания человеком. У человека было, по большому счёту, два варианта, как сохранить продукты питания. Его можно высушить, если его вообще возможно высушить. И второй – это подвергнуть его ферментации, чтобы там накопились различные кислоты, которые не позволяли бы продукту в дальнейшем портиться. Таким образом, человек на протяжении всего своего существования в достаточно больших количествах употреблял различные ферментированные продукты, и потреблял вместе с ними, как мы уже в современной терминологии употребляя, употреблял пребиотики. Современная система хранения продукции, к сожалению, резко минимизировала такого рода продукцию. Берегите свои микробы. Спасибо». [T.10.CI.60]
I condītio, ōnis f [condio] 1) маринование, приготовление, заготовка впрок (frugum C); 2) добавление приправ, улучшение вкуса и аромата, сдабривание (vini Col; ciborum C). [B.32]
custōdio, īvī (iī). ītum, īre [custos] 1) охранять, защищать…; 4) заготовлять впрок, консервировать (poma in melle Col)…
|
||||||
Поздняя осень в деревне на северо-западе Греции. Природа, хотя порой и суровая, кормит местных жителей, и они благодарны ей за это. По древней традиции застолье здесь готовится не спеша. Согласно неписаному закону, старейший из фермеров, выращивающих оливковые деревья, должен полить маслом нового урожая приготовленные блюда. Он делает это с прирождённым достоинством, подобно священнику, выполняющему древний ритуал. …если Дельфы были культовым центром Античности, то в Олимпии на протяжении более тысячи лет проходили самые крупные спортивные состязания. Основным угощением были сыр и оливки. Оливковое масло не так широко использовалось в приготовлении пищи, как в наши дни и практически не применялось для заправки салатов. Здесь оно было востребовано как масло для светильников, которые горели в многочисленных храмах. Торговцы и проститутки продавали его в качестве афродизиака, а атлеты намазывали им тело перед состязаниями. [T.13.LXV.3]
Ирис Голан, ботаник-экскурсовод Библейского ботанического сада «Неот Кдумим»: «…такой технологии, как оливковый пресс, в библейские времена – времена Моисея, царя Давида – не существовало. Не смотря на это, люди активно пользовались оливковым маслом. Как они его получали? – Очень просто. Зимой выходили на сбор урожая, снимали оливки с ветвей, клали их в расщелины скал, углубления, которые могли быть естественными или сделанными вручную. Они клали на камни оливки и били их другими камнями до тех пор, пока не получалась оливковая мезга. Технология (пресса) пришла в Землю Израиля в эллинистические времена – это третий век до нашей эры, после завоеваний Александра Македонского. …как и сегодня, в те времена оно находило себе применение во многих областях: его использовали в косметике, им помазывали царей и священников, на нём готовили. Оливковое масло порой заменяло деньги – им можно было заплатить за другой товар. Но самое важное, для чего нужно было оливковое масло – это освещение. У оливкового масла очень чистое пламя». [T.10.CDLXXXVII.2]
|
||||||
Птолемей заметил наш аппетит. – Еду делает вкусной не искусство повара, – сказал он, – а голод. – Да, – ответил Порфирий. – Это верно. То же, кстати, относится и к женской привлекательности. Виктор ПЕЛЕВИН [B.51.32]
Один такой экскурсовод, молодой парнишка с еле пробивающимися бакенбардами, рассказал довольно стандартную историю про летающего отшельника, жившего на вершине местной горы десять лет. Все это время отшельник питался только поднятой по позвоночнику змеиной силой кундалини. Переводя, Олег глумливо подумал, что местному правительству следовало бы построить вокруг этой технологии здешнюю Продовольственную Программу. Виктор ПЕЛЕВИН [B.51.17] * В Лахорском музее представлен один из самых известных: «Голодающий Будда». Это поистине великолепная статуя Будды (240 kB) изображает его во время шестилетней голодовки, которую он предпринял в попытке достичь Нирваны. Без сомнения эта скульптура Будды – абсолютный шедевр. Он выполнен из цельного куска сланца. Резкий переход от образа полнотелого человека к выпирающим рёбрам, проступающим артериям, венам. Одежды спадают с него и, в частности, рассматривая лицо, мы увидим впавшие глаза, болезненные щёки. Но в его выражении определённое умиротворение. Внизу повествовательная последовательность – история о том, как Будда признал этот путь ошибочным, и стал просить еду, чтобы добиться просветления и продолжить свой путь к Нирване. [T.13.CXX.1]
|
||||||
Сен АРЕВШАТЯН, академик НАН Армении, доктор философских наук: «…государство переживало кризис. Аршакидское царство, Армянское, оно под давлением и Персии, и Византии постепенно слабело и приходило в упадок. На первый план выдвигалась Церковь Армянская. И для того, чтобы подготовить вот этот переход от такого состояния, когда государственность переживала кризис, Церковь взяла в свои руки духовное руководство. И поэтому настоятельно необходимо было создать армянские письмена и перевести, осуществить перевод Библии и других религиозных, богослужебных книг, для того, чтобы содержание новой религии было бы понятно народу. Церковь хотела уже опереться на народные массы. И в четыреста пятом году Месроп Маштоц, идя навстречу этой назревшей уже социальной потребности, создал армянские письмена. И сам же, вместе с Католикосом Сааком Партевом начал перевод Библии». [T.10.CI.66]
С крыши олсуфьевского дома Петербург выглядел безотрадно. Серая траншея близкой реки, государственные сиськи куполов, скаты крыш, подобные ступеням ведущей на эшафот лестницы — поражало число человеческих судеб, вовлеченных в работу этого огромного бессмысленного механизма. Виктор ПЕЛЕВИН [B.51.18]
Стивен Апостолов. У голливудского продюсера в шестидесятые годы обязательно должны были быть сигары, «Кадиллак» и сценарий. И, разумеется, здоровенные «титьки», или, как я их называю, «кассовые аппараты». В то время показ сисек на экране был запрещён, поэтому для их показа мы создали новый жанр и назвали его «сексуальной эксплуатацией». Christopher Apostolof, (youngest son of Stephen Apostolof): «Он всегда повторял: «Хороший фильм, сынок, делают «кассовые аппараты», так он называл женскую грудь». [T.25.VII]
…их пути пересеклись в начале 1526-го года, через четыре года после появления Анны при дворе. Нам это известно, потому что вскоре король стал писать ей любовные послания и преподносить романтические подарки. Dr. Suzannah Lipscomb, New College of the Humanities: «Биографы Генриха и Анны уделяют много времени зловещим политическим силам, которые стремились соединить или разлучить эту пару. И за государственными интригами мы перестаём видеть вполне реальный и очень страстный роман между мужчиной и женщиной». Копии писем Генриха VIII к Анне. Оригиналы хранятся в библиотеке Ватикана. Поразительные исторические документы: в них столько личного, сокровенного. «Любимая! Я страстно желаю провести вечер в твоих объятиях и целовать твои прелестные уточки». Dr. Suzannah Lipscomb, New College of the Humanities: «Уточками в тюдоровские времена называли грудь». [T.10.DLIII] * strophium, ī n (греч.) 1) строфий, повязка для грудей (род корсажа) Vr, C, Ctl; 2) венок V, Eccl; 3) кручёная бечева, канат Ap. [B.32]
|
||||||
Пища – всеобщая потребность, без неё мы умрём. Но запреты, которые окружают пищу, не всегда связаны с вопросами здоровья и хорошего самочувствия: традиции, религия, социальное положение и достаток тоже влияют на то, что люди едят, а что нет. Dr. Krishnendu Ray, New York University: «Продукты, которые потребляют люди, определяются и культурой и географией. Я считаю, пища играет важную роль в том, чтобы отличать одну культуру от другой, потому что еда одна из немногих вещей, которую поглощает наш организм, и почти в каждой культуре считается, что «Ты то, что ты ешь». …во Вьетнаме, Китае и Камбодже жуки – это дешёвый источник белка. Запрет, связанный с поеданием насекомых, связан с культурой, а не с возможным вредом для здоровья. Dr. Krishnendu Ray: «Табу на употребление в пищу насекомых – вовсе не рациональное, основанное на питательных свойствах, правило – этот принцип связан с культурой. И в действительности в большинстве культур большая часть из того съедобного, что растёт в округе, не употребляется в пищу из-за культурных особенностей». Из тысяч видов животных и растений, имеющихся на Земле, люди едят всего лишь около ста пятидесяти. И по мере того, как общества богатеют, разнообразие употребляемой ими пищи уменьшается. Традиция – важная составляющая отличительных черт любой культуры. Во многих традиционных культурах по всему свету пища помогает определить, кто принадлежит к этому сообществу, а кто – нет. [T.21.VIII.13]
…и зерно, которое мы собираем, – это отдалённый потомок того же вида растений, которые за миллионы лет до этого стал стимулом к превращению обезьяны в человека. Dr. Todd A. Surovell, University of Wyoming: «У трав семена мелкие – там есть нечего. Если есть выбор – охотиться на бизона или питаться травой – вы выберите охоту на бизона. Семена трав становятся самыми важными пищевыми культурами на земле, но «охотники и собиратели» не обращали на них внимание тысячи лет, люди начинают их использовать только когда у них не остаётся другого выхода». Среди самых распространённых пищевых травянистых растений – сахарный тростник, а также пшеница, рожь и ячмень – то есть злаковые, тоже травы. Это основной источник калорий. Главный сюжет истории жизни – это конкуренция за энергию: кислород дал нам дыхание, огонь позволил потреблять больше калорий, а переход к земледелию стал энергетической революцией. Охотнику-собирателю необходима территория в двадцать пять квадратных километров для того, чтобы обеспечить себя пропитанием, получить достаточное количество энергии в виде растений и мяса. Земледелец способен получать энергию Солнца столь эффективно, что для покрытия своих энергозатрат ему требуется всего две десятых квадратного километра. …во время потепления после Ледникового периода земледелие начинает развиваться в десятках мест по всему миру, но ни в одном из них нет такой концентрации растений и животных, пригодных к одомашниванию, как в «Плодородном полумесяце» на Ближнем Востоке. Dr. Todd A. Surovell: «На Ближнем Востоке необыкновенное сочетание пригодных для одомашнивания видов, как растений, так и животных. Если брать животных, то это корова, свинья, овца и коза, а среди растений – два вида пшеницы, рожь, ячмень, чечевица, инжир. И всё на очень маленьком участке земли». …но изменение структуры питания ведёт и к новой зависимости. Dr. Jonathan B. Markley, California State University Fullerton: «Перейдя на земледелие, вы получаете восемьдесят-девяносто процентов калорий из одного-двух видов растений. На Ближнем Востоке это пшеница и ячмень. Обе эти культуры созревают приблизительно в одно время: людям приходится убирать весь урожай одновременно. Таким образом, весь годовой запас пищи мы получаем сразу: приходится учитывать и планировать расход зерна, потому что если его не хватит, вам грозит голод». …в этих первых городах зерно – это «Царь и Бог». Для его учёта наши предки придумали письменность, для защиты – первые армии, а для управления – начала политики. [T.10.CCCL]
Илья АРХИПОВ, кандидат исторических наук, Институт всеобщей истории РАН: «…основная культура – это ячмень, потому что ячмень из злаков наиболее стоек к засолению почвы, а для Южной Месопотамии это определённая проблема. Поля, естественно, орошались: очень интересная система гравитационного орошения в Месопотамии использовалась – связано с тем, что река течёт обычно выше уровня окружающей местности, и достаточно проделать брешь в этом валу, чтобы вода своим ходом текла на поля. Тягловые животные, естественно, использовались. Это быки. И система севооборота тоже использовалась: часть полей находилась под паром, часть полей эксплуатировалась. Сезам (кунжут) и ячмень чередовались». [P.125.622]
|
||||||
…если отбросить прямохождение, австралопитек был очень похож на современных приматов. Prof. Richard W. Wrangham, Harvard University: «Знаете на что шимпанзе тратят большую часть жизни? – Большую часть времени они жуют. И австралопитеки, несомненно, занимались тем же самым. Более половины дня уходило на работу челюстями, ведь они употребляли менее качественную пищу, чем мы. В основном они занимались тем, что ели». Хотя у нас более сложный образ жизни, чем у наших предков, ничто так не сближает нас с ними, как сырые фрукты и овощи. …обработка пищи сокращает затраты энергии на её переваривание на четверть. Профессор Рандхэм утверждает, что эта добавочная энергия стала причиной удивительных изменений Homo erectus. Prof. Richard W. Wrangham: «Наши внутренности стали меньше. Когда мы стали готовить пищу, мы уже не нуждались в больших желудках, у которых много недостатков. На них уходит много энергии, поэтому особи, рождённые с маленьким желудком, могли экономить энергию, иметь больше детей и размножаться. Мы готовим, поэтому у нас маленькие желудки». Эта дополнительная энергия позволила нам развить самый важный орган нашего тела, тот, который, как считается, и делает нас людьми, – мозг. Теорию «Маленький желудок – большой мозг» создал палеоантрополог профессор Питер Велер. Prof. Peter Wheeler, Liverpool John Moores University: «Мы считаем, что из-за изменения в рационе Homo erectus уменьшились органы пищеварения, что позволило высвободить энергию, которая пошла на развитие мозга. У Homo erectus мозг увеличился, а органы пищеварения уменьшились». [T.17.LII]
Dr. Jeffrey I. Rose, University of Birmingham: «Самым значимым достижением в истории человечества были не полёты на Луну, а то, что мы научились выращивать и производить собственную пищу». [T.21.LXIX]
|
||||||
Prof. Greg Woolf, University of St Andrews: «…только чтобы не становиться меньше, Рим должен был привлекать население. Рим просто заглатывал людей». Рим получал продукцию со всего Средиземноморья. Prof. Martin Millett, University of Cambridge: «Италия недостаточно велика, чтобы поддержать Рим. Этот город привлекал ресурсы отовсюду». Это было нечто новое в истории Запада: Рим стал городом потребления огромных размеров. И это не касается предметов роскоши, речь идёт об основных товарах – дереве, коже, масле, вине, и самом главном – зерне. Prof. Martin Millett: «Считается, что Рим был городом потребления с населением около миллиона человек. А это сто пятьдесят тысяч тонн зерна в год». Город рос, и фермы Сицилии, Ливии и даже Египта производили пшеницу для жителей Рима. Prof. Mary Beard, University of Cambridge: «Двести тысяч римских граждан, проживавших в Риме, каждый месяц получали зерновую куклу – бесплатный паёк – это от тридцати пяти до сорока килограммов зерна. Этого хватит, чтобы испечь месячную норму хлеба для двух человек. Это была небывалая привилегия граждан Рима. Двести тысяч жителей получали от государства бесплатный паёк. Бедных римлян поддерживал государственный паёк. Но его распределяли не так, как это делается сейчас. Не следует считать, что это было социальное государство: конечно, беднякам зерно очень бы пригодилось. Но благотворительность не сильно волновала императора, когда он тратил время и деньги на распределение зерна. Волновало его только то, что голодное население – это недовольное население, а недовольные люди это опасность. Кроме того хлебом снабжали не самых бедных жителей Рима, он доставался только гражданам Рима. Чтобы получить зерно, нужно быть гражданином, вот почему было так выгодно становиться римлянином». [T.13.CVII.1]
Светлана БОРИНСКАЯ, доктор биологических наук: «Планета регулярно защищалась от человека. Например, в Китае императоры начали вести перепись населения примерно за двести лет до нашей эры, чем чрезвычайно обрадовали современных демографов, потому что они могут посмотреть и восстановить по этой записи колебания численности населения. И, вот, в Китае каждые примерно сто пятьдесят – двести лет происходил политический экологический кризис: численность населения снижалась процентов на шестьдесят. Потому что когда всё хорошо, большие урожаи – население растёт. Когда оно достигло численности, которую только способно прокормить земля, возникает кризис, потому что дальнейший рост ведёт к голоду: нет столько урожая, чтобы этих людей прокормить. А голод – эпидемии – война – политический кризис – они все идут вместе: в любом порядке может возникнуть». [T.10.DCCXXXI.3]
Борис КОВАЛЁВ, доктор исторических наук: «…как говорят англичане «Лучшая приправа к еде – это голод». Стопроцентно экономическая мотивация была. Более того, некоторые из этих артистов могли соблюсти невинность. Ну, иными словами, они не собирались «о Гитлере умном, родном и любимом счастливые песни слагает народ». Нет. Они исполняли свой традиционный классический репертуар». [P.125.347]
…в обширных лесах из Европейского каштана созрели плоды. Каштаны привлекают множество лесных обитателей. Со Средних веков до девятнадцатого века каштаны были главным источником пищи для сельских бедняков горных областей юга Европы. [T.10.CDVI.2]
Michael Pollan, Author: «От семян толку мало – они берут питательные вещества для будущих поколений и не позволяют усваиваться содержащимся в них белкам. Теперь представьте, что вам приходится по пол дня пережёвывать пищу – больше ни на что не будет хватать времени. Мука – это размолотые семена, если смешать её с водой, получив кашу, её питательная ценность повышается, но не на много». [T.21.LXXXVIII.4]
|
||||||
Prof. Richard Wrangham, Harvard University: «В семидесятых я изучал шимпанзе, исследовал их пищевое поведение, чтобы понять их социальные отношения. Я попробовал питаться только тем, что едят шимпанзе: вставал утром и шёл к дереву шимпанзе, где они собирались, покинув свои гнёзда на рассвете. Они сидели на дереве и ели его плоды. Я собирал эти плоды и тоже ел, пока они кормились. Мне приходилось подолгу жевать, а это очень трудно – плоды были жёсткие и сухие, от них тошнило. Шимпанзе жуют свою сырую пищу до восьми часов в день – это, безусловно, лишает их свободного времени. Попробуйте съесть сырое мясо, не отбитое до мягкости и не восхитительный стейк «Тар-Тар», а просто козлиную ногу – жевать вам придётся довольно долго. А потом наступил миг озарения, и родилась новая теория. Я понял, что у нас мелкие зубы, узкие челюсти, слабые жевательные мышцы и короткий кишечник: вся наша пищеварительная система уменьшена по сравнению с крупными обезьянами. Это имеет смысл только если есть очень мягкую пищу, которую легко переварить. А такими свойствами обладает только термически обработанная еда». Marcus Samuelsson, Chef and Author: «Колбаса известна во всех странах и культурах – это, своего рода, стейк для бедных: всё дело в том, чтобы по максимуму использовать очень скудные ингредиенты». Simon Majumdar, Author: «Одна из главных причин – нормирование: во времена Второй Мировой войны колбаса не нормировалась, в отличие от мяса, из которого её делают». [T.21.LXXXVIII.1] * Michael Pollan, Author: «…военная экономика дала начало производству продуктов с длительным сроком хранения, которые стали предшественниками полуфабрикатов». Ruth Reichl, Food Writer: «Вторая Мировая война закончилась, но американских женщин убедили в том, что приготовление пищи – это изнурительная работа, и что они не хотят работать». Jack Turner, Food Writer and Historian: «Когда окончилась война, продукты, производившиеся для армейских продовольственных пайков стали активно внедрять в домашнюю кулинарию. То, что производилось для армии, по-другому упаковали и стали продавать для домашнего употребления». Но и домашняя кухня изменилась: во многих семьях женщины стремятся сделать карьеру. Nicola Twilley, Designer and Writer: «Они уже не могли проводить дома много времени, размалывая или приготавливая сложные блюда – это требует умственного напряжения, а люди хотят отдохнуть от принятия решений в супермаркете. Население считало это проявлением прогресса и американской изобретательности, и в этом было стремление к эффективности. Потребление обработанных продуктов было частью этого – частью образа современного американца, идущего в ногу со временем». При демократии вы получаете еду, которую заслуживаете. А в семидесятых годах появился ещё один продукт технологии «Холодной войны» – микроволновая печь. К шестьдесят седьмому году микроволновая печь достаточно уменьшилась для того, что бы начать появляться на американских кухнях. Noah Feck, Food Photographer and Author: «В конце шестидесятых многие женщины боролись за равноправие. И это действительно напрямую было связано с микроволновкой: женщина была освобождена от кухни – больше не нужно было кипятить воду, использовать плиту или включать духовку». У пищевой промышленности есть маленький секрет: возможно, вы думаете, что едите потому, что вы голодны – но, на самом деле, зачастую вы едите потому, что это доставляет удовольствие. Barb Stuckey, Chief Innovation Officer, Mattson: «Были времена, когда люди ели потому, что не знали, когда смогут поесть в следующий раз, но теперь всё изменилось. Следующий приём пищи или перекус можно организовать за минуту, поэтому нами скорее руководит желание съесть что-то конкретное ради удовольствия, а не настоящее чувство голода». Michael Pollan, Author: «В пищевой промышленности установили, что перед сочетанием в еде соли, жира и сахара невозможно устоять». И это обусловлено биологически. Prof. Richard Wrangham, Harvard University: «Наши предки всегда ужасно хотели сладкого и жирного потому, что это было сложно найти. И если им это удавалось, то хотелось съесть столько, сколько было возможно». Prof. Brian Wansink, Cornell University: «Если посмотреть на эволюцию нашего вкуса – мы любим жирное, сладкое и солёное по вполне уважительным причинам. В организме людей, которые не ели соли или не любили её, плохо удерживалась вода, и если была засуха, то они погибали. Продуктовые компании добавляют жир, сахар и соль в еду потому, что нам это нравится. Совершенно верно – они виновны по всем пунктам, но то же делала и ваша бабушка». Michael Pollan, Author: «Мы должны помнить, что задача пищевой промышленности – продать нам больше еды. Но компании столкнулись с трудностью: человек в год может употребить всего семьсот килограммов пищи». Barb Stuckey, Chief Innovation Officer, Mattson: «Наш мозг устроен так, что мы всё время хотим сенсорных ощущений, и еда даёт нам все пять из них. Это одна из немногих вещей, которая воздействует на все пять органов чувств одновременно и не является противозаконной». [T.21.LXXXVIII.3]
|
||||||
Александра БАРКОВА, кандидат филологических наук, Институт истории культур: «…общение с предками происходит при каждой выпечке хлеба, что делалось регулярно». [T.10.D.54]
Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «Бери зернотерку, мели муку…» (Ис.47:2) В общем-то, работа, которую в любом хозяйстве делала обычно служанка-рабыня: нужно было намолоть муки. Зерно хранили именно в виде зерна: печёный хлеб делали в каждом доме самостоятельно. И намолоть на ручной мельнице-зернотёрке – довольно тяжёлый труд». [P.125.446] * Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «…есть идеология, и есть жрецы этой идеологии. И вот эта идеология требует себе жертвоприношений. Но всё съедают жрецы. И ровно в тот момент, когда люди понимают, что эта идеология кормит своих жрецов, а вовсе не делает то, что она обещает простому народу, вот в тот момент эта идеология погибает. Так, похоже, стало и с коммунизмом. «…он отвечал: потому что я не поклоняюсь идолам, сделанным руками, но [поклоняюсь] живому Богу, сотворившему небо и землю и владычествующему над всякою плотью. Царь сказал: не думаешь ли ты, что Вил неживой бог? не видишь ли, сколько он ест и пьёт каждый день? Даниил, улыбнувшись, сказал: не обманывайся, царь; ибо он внутри глина, а снаружи медь, и никогда ни ел, ни пил» (Дан.14:5-7) …способность есть и пить является отличительной способностью живого от неживого». [P.125.468]
|
||||||