ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН IV. Йод-Хе-Вау-Хе; Petra cubica; Forma; Auctoritas; Adaptatio; l'Empereur 3 (Император); Иероглиф (Грудь).

   

Адриан (Publius Aelius Traianus Hadrianus)

 

I βᾰσῐλεύς, έως, эп.-ион. ῆος и έος ὁ 1) царь, властелин, повелитель, предводитель Hom.: οἱ μεγάλοι βασιλῆς Soph. = οἱ Ἀτρεῖδαι; ὁ μέγας β. Her. и ὁ ἄνω β. Xen., тж. (ὁ) β. Thuc., Arph., Xen., Dem. = ὁ τῶν Περσῶν β.; 2) царский сын, царевич Xen.; 3) (в Афинах) архонт-басилевс Lys., Plat., Arst.; 4) (= συμποσίαρχος) председатель пира Plut., Luc.; 5) (в Риме, после Августа) император NT; 6) птица крапивник (Troglodytes parvulus), по друг. - королёк (Regulus cristatus) Arst.; 7) зоол. пчелиная матка, царица (τῶν μελιττῶν Arst.). [B.169]

II βᾰσῐλεύς, έως adj. царственный, могущественный (βασιλεύτερος καὶ προγενέστερος, σὺ γὰρ βασιλεύτατός ἐσσι Hom.). [B.169]

 

 
     
 

Антураж, который присутствовал во время этой поездки Адриана, – его первого визита в провинции в качестве императора, – был весьма впечатляющим. Сенаторы, военные советники, архитекторы, инженеры, а также, для респектабельности, императрица Сабина (Vibia Sabina) – жена Адриана. Этот брак устроил Траян (Marcus Ulpius Nerva Traianus), но это был ужасный брак. Адриан предпочитал общество мужчин: он уставал от скандалов и выходок жены. Что качается Сабины, говорят, она предприняла все, чтобы не забеременеть от Андриана, утверждая, что его нанесут вред всему человечеству. Похоже, любовью там и не пахло. Гораздо более преданными Адриану были его солдаты.

Современный Тунис. А на юге лежит пустыня Сахара. Южная граница Римской империи. Она похожа на Адрианов вал, так как они выполнены в одной технике. Но есть одно отличие. Адрианов вал простирается на всю длину Англии, в то время как в Африке римляне построили множество маленьких отделов стены, чтобы защитить плодородные земли внутри империи. Для остальной части границы отличным природным заслоном служили пустыни и горы. Создаётся впечатление, что Адриан буквально пытался обнести свою империю оградой из камня или частоколом, протирающимся от Чёрного моря вдоль Дуная, Рейна через север Англии и через стратегически важные места Северной Африки. Всё было несколько утончённей. У этих стен явное военное и психологическое назначение. Это одновременно и определение и защита границ империи. Но здесь, в Северной Африке, они должны были решить одну чёткую задачу: стена контролировала поток людей, особенно во время сезонных миграций кочующих племён и их отар. Этот порядок, эта стабильность помогла увеличить продуктивность этих малорентабельных сельскохозяйственных земель.

И хотя скромность не позволила ему поместить своё изображение рядом с Зевсом, он поставил четыре своих гигантские статуи рядом со входом. Ни один посетитель храма не мог не понять задумки: если для них это была «Лестница в небо», именно император Адриан её построил. То, чего Адриану удалось добиться здесь, в Афинах, он применил ко всей империи в целом. Уважение к местной культуре, религии и историческим традициям, а затем изменение их и ассимиляция в Римскую империю, которую он олицетворял. Постоянное внедрение своего собственного культа в разные части империи лучше всего прослеживается у Ворот Адриана в Афинах. Здесь есть надпись, тут сказано: «Это Афины, бывший город Тесея». Тесей был одним из основателей и легендарных царей Афин. А с этой (другой) стороны сказано: «Это город Адриана», а не Тесея. Эта арка, как и Храм, и другие здания, которые Адриан так щедро воссоздал ради процветания Афин, стала постоянным, ежедневным и ежечасным напоминанием о том, что Афины были порабощены Римской империей и Адрианом. Но взамен своей щедрости, Адриан хотел кое-что заполучить: в Афинах суеверный и религиозный Адриан получил возможность вступить в культ Элевсинских мистерий. Элевсинские мистерии (др.-греч. Έλευσίνια Μυστήρια) – один из самых важных религиозных обрядов Древнего Мира. Он проходил в храмовом комплексе в Элевсине (греч. Έλευσίς, Έλευσνος), рядом с Афинами. Когда Адриан пришёл сюда, он совершил двадцатикилометровый поход из Афин, очистившись от скверны и постясь. Затем он зашёл в эту центральную зону, зал Телестерион, где он лицезрел священные реликвии, а над ним читали молитвы. Некоторые считают, что в обряде использовались психотропные средства, чтобы все посвящённые находились в трансе. Мы точно не знаем, что здесь происходило, ведь это удивительно, что за две тысячи лет существования этих обрядов никто так и не рассказал, что там было. Но мы знаем, что это был важнейший момент в жизни Адриана, ведь здесь, как он считал, он узнал секрет перерождения и вечной жизни. Сейчас, когда ему стало глубоко за сорок, тот факт, что он стареет, скрашивало присутствие его молодого и прекрасного компаньона – Антиноя (греч. Αντινοος, лат. Antinous). Поэтому эта идея омоложения или перерождения быстро превращалась в настоящее наваждение.

…как правильно произносится еврейское выражение, которое всегда используют в отношении Адриана, если упоминание о нём встречается в еврейских исторических летописях или раввинских текстах. Звучит оно так: «Адриан! Да сгниют его кости!» Очень важно понять, чем Адриан так прогневил евреев, что они прокляли его. Ведь мы пытаемся понять, каким он был правителем и человеком. В самом начале своего правления Адриан прогнал Лузия Квиета (Lusius Quietus), жестокого губернатора Иудеи и угнетателя евреев. И он прослыл толерантным к чужим культурам и религиям. В итоге еврейский народ решил, что новый император позволит им отреставрировать самый главных храм в Иерусалиме, Храм Соломона, который шестьдесят лет назад был разрушен и сожжён римлянами. Еврейский оптимизм был явно неуместен. Вскоре стало понятно, что всё, во что верили евреи, для Адриана являлось анафемой. Они верили в Одного Истинного Бога, Адриан верил в нескольких; они считали себя единственными посланниками божьими, Адриан же считал себя таковым; Иудея была их страной, обещанной им Богом, император Рима считал иначе.

…что Адриан мечтал об империи равных провинций, объединённых цивилизованными римскими ценностями. Он ничего не имел против некоторой культурной обособленности, если она не мешала основной политике объединения империи. А он бы выступал в роли Единого Отца. Никто не мог противиться его амбициям. Чтобы внести ясность, в течение последующих двух лет, он издал множество эдиктов против основ еврейской веры и религиозной практики. Под страхом смертной казни Адриан запрещает обрезание: для него это было увечье, а для евреев – обязательное условие единения с Богом. Он идёт ещё дальше и запрещает иудаизм в целом. А что касается восстановления главного еврейского Храма на священной Храмовой горе в Иерусалиме, у Адриана были свои планы. Он решил построить Новый Иерусалим прямо на развалинах старинного города, но это будет римский Иерусалим. Он назвал его Колония Элия Капитолина (Colonia Aelia Capitolina). Колония, потому что это римская военная колония, населённая бывшими солдатами. Элия – его второе имя, что усилило бы его культ. Капитолина – в честь Юпитера, самого могущественного из римских богов. С храмом на Холме Капитолины в Риме. Колония Элия Капитолина, само название было оскорблением для еврейского народа, настоящая пощёчина. И его собирались построить прямо здесь, в самом центре их священного места. Мало того, он запретил евреям входить в город. Отплывая к своему последнему пункту назначения, Египту, Адриан явно не принял во внимание тот факт, что он только что собственноручно посеял плоды смерча, угрожающего стабильности империи, которую он так долго пытался укрепить…

Во время его долгого пребывания в Египте, невнимание Адриана к нуждам еврейского народа и к его религии, вылилось в открытые гонения, учинённые новым губернатором Иудеи Тинерием Руфом (Квинт Тиней Руф Q. Tineius Rufus). В 132-м году еврейский народ, оказавшись перед лицом исчезновения своей культуры, устроил кровавый бунт. Их предводителем был Симон бар-Кохба שמעון  בר  כוכבא ). Он начал восстание, которое угрожало целостности империи, которую Адриан так долго создавал.

Повстанцы Симона бар-Кохбы использовали тактику партизан, а также своё отличное знание этого весьма неровного ландшафта. Они нападали на римлян, а затем отступали к этим, похожим на крепости горам. Тут полно разных пещер и тоннелей, созданных повстанцами. Евреи довольно часто использовали эти туннели по всей Иудее. Там они хранили припасы, а также прятались от римлян во время набегов и атак. Остановить римские легионы на открытом пространстве практически невозможно, но если заставить их сражаться по твоим правилам, им грозят сильные неприятности. Поэтому евреям удалось нанести им ощутимые потери. Это требовало императорского вмешательства. Адриан поспешил сюда из Греции. Были пригнаны войска из Египта, с Северной границы, и, что удивительно, Адриан велел Юлию Северу, губернатору Британии, приехать сюда и взять на себя командование операцией. Римская империя продемонстрировала то, что ей удавалось лучше всего, передислокацию огромного количества людей на большие расстояния. У Севера не было иного выхода, кроме как побить их в собственной игре. Изолировать и уничтожить небольшие группки повстанцев, затем нападать на их семьи и фермы, отрезать доступ к провизии. А затем, вместо того, чтобы штурмовать горы, они их выкурили, заморили голодом, превратили горы из крепости в тюрьму. И это не стремительная и решительная война, это долгая операция, взятие измором.

Именно здесь всё и случилось. С той стороны долины находилась крепость города Бейтар [Бетар (בֵּיתָר)], который арабы называли Хирбат-ал-Яхуд, «Еврейские развалины». Здесь был последний оплот еврейских повстанцев. Римляне осадили и атаковали крепость, безжалостно уничтожив всех, кто посмел бросить вызов их правителю. В еврейских летописях сказано, что 9 августа 136-го года римские легионеры убивали до тех пор, пока их лошади не погрузились по самые ноздри в кровавое месиво. Местным фермерам целых семь лет не нужно было удобрять землю: столько крови было пролито на этих полях. Здесь мы видим Адриана – солдата, а не философа или архитектора. Он так же, как и любой другой император прекрасно пользовался жестокими, почти геноцидными методами для отражения угрозы для империи. По его приказу пятьсот тысяч евреев были убиты или заморены голодом, тысячи были проданы в рабство практически за бесценок. Таким образом, он стёр с карт название Иудея и переименовал эти места в Сирию, Палестину. На целых тысячу восемьсот лет евреи были лишены политической автономии, до момента основания страны Израиль в 1948-м году.

В 134-м году Адриан вернулся в Рим. Он отсутствовал почти шесть лет, ещё десять предыдущих из семнадцати он провёл вдали от Рима в своих беспрецедентных путешествиях. Последующие, и последние, четыре года своей жизни Адриан провёл в постоянных заботах. Он всегда не терпел дураков, теперь же он перестал выносить и своих друзей. Год за годом его паранойя усиливалась, и в итоге он отвернулся от своих самых преданных союзников. Адриан стал всё больше времени проводить в своём огромном поместье в Тиволи.

…самой крупной виллы, когда-либо построенной в римский период. Сегодня она является самым невероятным классическим строением в мире. Размах виллы Адриана в Тиволи демонстрирует его собственные амбиции. В то время она в два раза больше Рима, и в два раза больше современного Лондона.

…он был вне себя от горя. Не смотря на все его подношения, не смотря на то, что сам Мемнон говорил с ним, боги покинули его. За несколько дней до этого погиб его юный любовник, его постоянный спутник Антиной – утонул в водах Нила. Узнав о его смерти, Адриан, закалённый в боях солдат, властитель всего мира, сломался и рыдал как женщина. Он был изолирован вместе со своей огромной свитой, заперт с женой, которую он ненавидел. Но он не отступил от своих правил, он основал город, единственный город, когда-либо построенный в Египте. Он назвал его Антинополис. Затем он пошёл ещё дальше, он сделал Антиноя богом. Это был перебор, даже по римским меркам, которые позволяли обожествление императоров и их семей, но не любовников, и уж никак не мужчин-любовников.

Спустя века, многие считают, что смерть Антиноя не была случайной. Это было даже не убийство, а жертвоприношение, ради спасения репутации его любовника и самого императора Адриана. Их отношения стали объектом сплетен и скандалов. Его биограф писал: «В результате любви Адриана к роскоши и его похотливости стали появляться враждебные слухи о растлении юношей и его всепоглощающей страсти к своему общественному спутнику Антиною… Мы считали его связь с лицами несоответствующего возраста весьма подозрительной». Адриан был пятидесятичетырёхлетним стариком. Адриан поторопился назвать это случайностью, тем самым оградив себя от возможных обвинений в гибели юноши…

Адриана стоит помнить не только как архитектора, но и как человека, возродившего империю. Мало кто когда-либо правил и объединял столь обширную империю, мало кто оставлял за собой такое великолепное архитектурное наследие, и мало кто посещал такое большое количество провинций, чтобы поближе познакомиться со своим народом. И конечно мало кто смог оставить после себя неоспоримых преемников, благодаря чему у Рима были семьдесят пять лет стабильности и процветания. Но это не всё наследие Публия Элия Адриана. Адриан является идеальной моделью императора, примером, которому следовали все последующие поколения, а его империя, хорошо это ли нет, две тысячи лет является образцом для подражания. [T.4.XXIV]

 

Ἐλευσίς, ῖνος ἡ Элевсин (город и дем в атт. филе Ἱπποθωντίς, к сев.-зап. от Афин, главный центр культа Деметры и Персефоны) HH, Pind., Her. etc. [B.169]

 

 
     
 

Леонид МАЦИХ, кандидат филологических наук, доктор филологии и теологии (PhD): «Сам римский император Адриан был неплохой и терпимый человек, ничего личного против евреев не имел. Но он рассуждал как: «Они же живут везде. Если прецедент об успешном восстании облетит империю, представляете, что это будет? А если завтра поднимется Египет? Я же не говорю про Британию. Но Египет – житница. Потом Сирия. Потом… Поэтому их надо раздавить так, чтобы эти же евреи, когда приезжали, рассказывали, какой это кошмар. Чтобы отбить, во-первых, у них, а во-вторых, у всех остальных охоту к мятежу». И из соображений педагогических он так поступил. Он переименовал Иерусалим в Элию Капитолину, а землю эту он назвал не Ханаан и не Израиль, а приказал именовать Палестина. Он был человеком образованным и спросил: «Какой народ вымер?» Говорят: «Филистимляне». Чтобы не было претензий! Вот отсюда этот странный термин и стал употребляться. И никаких арабов!» [B.141.38]

*

Yana Tchekhanovets (Яна ЧЕХАНОВЕЦ, археолог): «…в Книге Судей рассказывается о том, какой тяжёлой, долгой и мучительной была война за эту землю, причём не только с народами, обитавшими здесь изначально, грубо говоря, автохтонами – какими-то ханаанцами, но и с главными конкурентами, которые тоже были пришлыми, – филистимлянами. Вот собственно с филистимлянами Самсон всю жизнь и провоевал». [P.125.126]

 

Yana Tchekhanovets (Яна ЧЕХАНОВЕЦ, археолог): «…в 132 – 135-м году при императоре Адриане на этом месте, как свидетельствует Священное предание христиан, был построен языческий храм – храм Афродиты. Как ни странно, части этого храма в нашем распоряжении имеются. Во-первых, это та огроменная стена, которую вы видите вставленной в постройки Александровского подворья с церковью святого Александра Невского рядом с храмом. А, во-вторых, что особенно трогательно и очень по-иерусалимски, часть этого римского храма, а, конкретно, резной карниз небесной красоты, который где-то валялся поблизости, был найден в двенадцатом веке крестоносцами, и они решили его приспособить к делу. И пустили его на украшение фасада своего, уже средневекового Храма Гроба Господня. Он хорошо вписался, он второго века». [P.125.138]

*

За века, последовавшие после смерти Христа, каменоломня у оживлённой дороги преобразилась до неузнаваемости. В те времена многие христиане подвергались чудовищным гонениям.

Prof. Joan E. Taylor, King's College London: «Римляне называли христиан колдунами, людоедами и так далее. Клеймили любыми доступными способами. Однако Церковь привлекала всё больше и больше людей.

В середине второго века император Адриан нанёс очень тяжёлый удар по христианской вере. Он полностью уничтожил место, где, как считали многие верующие, воскрес Иисус Христос. Адриан сравнял его с землёй, а затем построил наверху храм Венеры».

Менее двухсот лет спустя один историк заявил, что Адриан пытался стереть все следы Иисуса.

Prof. Joan E. Taylor: «В четвёртом веке Евсевий писал на греческом: «Они построили мрачное жилище – тайник демона сладострастия Афродиты. И под этой высокой насыпью сокрыли Божественную пещеру». Это крайне важный отрывок, потому что он доказывает, что римляне намеренно спрятали Гробницу Иисуса, пытаясь подавить христианство».

Гробница оказалась под землёй, однако спустя лишь триста лет после распятия всё изменилось. Римский император Константин принял христианство. В порыве новообращённого праведника первый христианский император приложил все силы, чтобы найти Гробницу Иисуса. [T.21.CXXIV]

 

 
     
 

Анна ШМАИНА-ВЕЛИКАНОВА, доктор культурологии, профессор Центра изучения религий РГГУ: «…точно то же самое произошло и со вторым восстанием. Отправляясь на войну против парфян, Адриан написал очень благожелательное письмо в Иудею, что он подумывает о восстановлении Храма: прошло много лет – они достаточно наказаны. И когда он вернётся, поможет в восстановлении Храма. И в залог этого он посылает им статую, которую нужно будет установить во дворе Храма. Статуя была его (Адриана). Когда люди увидели эту статую, они восстали «все как один».

Восстание началось: люди сочли, что у них другого выхода нет, потому что место, где стоял Храм осквернено этой статуей. И реакция Рима была, на самом деле, предсказуема, но восставшие этого не понимали. Провинция, восставшая вторично, должна быть уничтожена, как Карфаген. В результате в 135-м году последняя крепость, защищавшаяся очень долго, – Бейтар – была взята римскими легионами. Бар-Кохба погиб в бою. И началось наказание провинции, восставшей вторично. К ней применяется уже не «клеменция», а совсем наоборот – «акрипия» (акрития / акрибия / акривия). Иерусалим был распахан, получил другой имя – Элия Капитолина. К Храму евреям было запрещено приближаться под страхом смертной казни за исключением одного дня в году – 9-го Ава они могли приходить оплакивать Храм у Западной стены, и ныне стоящей.

В Иудее начался настоящий геноцид: были отобраны все виноградники, поля. Поэтому всё, что могло уцелеть, бежало в Галилею и в Равву, в долину. Население сократилось на две трети в Палестине». [P.168/6]

 

 
     
 

Вибия Сабина (лат. Vibia Sabina) (ок. 85 – 137 гг.) – жена римского императора Адриана. Была обожествлена как Гера (точно также Адриан обожествил Антиноя после его гибели, а сам Адриан был обожествлен как Зевс). Урна с её (а также с прахом Адриана и остальных императоров династий Антонинов и Северов) хранились вплоть до времен Каракаллы в мавзолее Адриана. [P.100.5]

 

 
     
 

1 - 2 - 3 - 4 - 5

ДАЛЕЕ