ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 

 
 

АРКАН II. Изида; Gnosis; Врата Святилища (la Porte du Sanctuaire); Папесса (la Papesse); Divina Substantia; Femina 2; Natura naturata; Иероглиф (Рот Человека).

   

Femina 2

 
     
 

…когда европейские дамы наконец-то обрели право быть красивыми. Они сняли глухие тёмные платья и накидки из грубого сукна, чтобы надеть шелка, привезённые крестоносцами с Востока. Прямая туника, длинный плащ и широкий пояс – в раннем Средневековье это носили все, – мужчины и женщины, бедняки и особы королевской крови. Женщинам запрещалось подчёркивать фигуру: с точки зрения католической церкви женское тело было орудием Дьявола и его следовало прятать. Моды ещё не было, сложившиеся традиции в одежде сохранялись веками. Всё изменилось, когда в конце XI-го века начались Крестовые походы на Восток. Крестоносцы на годы прощались со своими жёнами, а оставшиеся в Европе женщины приобрели ореол романтических возлюбленных. Так начал складываться образ «Прекрасной Дамы», которая не могла быть одета в суконные хламиды, ей больше подходили восточные шелка и вышивки. [T.10.LI.14]

 

Наталья БАСОВСКАЯ, доктор исторических наук: «И второе, что я точно обнаружила: подтверждение совершенно известной пословицы, общечеловеческой, европейской – «Cherchez la femme (Шерше ля фам)». Всё завязано на женщин. Истоки, причины, основные узлы, болевые точки, апогей в виде Жанны Д`Арк, начало конца в виде договора, который, считалось, стимулировала Изабелла Баварская, французская королева, выданная замуж за совершенно безумного человека Карла VI. Он воображал себя стеклянным сосудом, а она развратница. Ну, какая развратница, если у неё муж стеклянный сосуд. Конечно, у неё там была какая-то жизнь... В общем, фигуры женщин – для Столетней войны это очень значимо. [T.10.CI.18]

 

 
     
 

Михаил ПИОТРОВСКИЙ, доктор исторических наук, директор Государственного Эрмитажа: «…разговор о магии, ритуале и искусстве. Причём он довольно серьёзней и жёстче, потому что очень часто говорят и бросают упрёком европейцам, что вы собираете эту нашу скульптуру и тащите её в музеи? – Она ритуальная: она участвует в разных религиозных ритуалах, а никакого отношения к вашему искусству не имеет.

…их пять скульптур – все они женские фигуры – все они про роль женщины в разных африканских обществах. Она везде огромна, потому что именно женщина имеет возможность заходить в Потусторонний мир, куда мужчине нет дороги. Может оттуда и живого ребёнка даже принести, и многое другое сотворить. Поэтому женские фигуры участвуют в этих самых разных церемониях». [T.10.DXXXIII.19]

 

 
     
 

meretrīx, īcis f [mereo] 1) блудница, проститутка Pl, С, Sen, O; 2) содержательница притона Pt. [B.32]

 

Александр ХЛЕВОВ, доктор философских наук: «Существование этих дам (сотрудниц легальных публичных домов) в средневековом городе было окружено определёнными регламентациями, как правило, связанными с ношением ими той или иной одежды, с пребыванием их в определённых местах, с местами работы, которые определялись Городским Советом, с регламентацией соответственно их поведения и так далее. Причём существовали определённые формы социально защиты: пристройка в монастыри, соответственно на исходе карьеры, содержание их в определённых богадельнях, когда дамы выходили из трудоспособного возраста и так далее». [T.10.VII]

 

…веселье включает в себя и секс: в публичных домах мужчины могут удовлетворить свои желания, не беспокоя добропорядочных женщин. Проституция порицается Церковью и обществом, поскольку противоречит заповедям божьим. По доносам мстительных обманутых жён проституток обвиняли в колдовстве и сжигали на площадях. Лишь в четырнадцатом веке проституция была признана официально. Иногда эта деятельность напрямую регулировалась городскими властями, поскольку признавалась частью общественных коммунальных служб.

Многие люди пали жертвами социального остракизма. Некоторые средневековые профессии и занимающиеся ими люди пользовались дурной славой: актёры музыканты, шуты и менестрели считались пособниками Дьявола, не имеющими своего дома и устойчивых моральных принципов. [T.13.CIII.2]

 

Dr. Jill McCracken, University of South Florida: «Одной из причин для поддержки декриминализации я считаю безопасность женщин, так они смогут обратиться за помощью при необходимости, и о них позаботятся».

Возможно, декриминализация и регулирование обеспечили бы защиту работницам сексиндустрии, но некоторые считают, что легализация сведётся к санкционированию насилия в отношении женщин со стороны государства.

Prof. Sheila Jeffreys, University of Melbourne: «Легализация проституции подразумевает, что государство официально предоставляет мужскому населению доступ к женщинам в сексуальном отношении. А когда проституция будет легализована, будет легализовано и жестокое обращение с женщинами».

Во всём мире у уличных проституток одни и те же проблемы. Многие вынуждены продавать себя против своей воли, в результате, общество их отвергает. Проституция несёт на себе мощное клеймо: продажные женщины считаются осквернёнными, а покупающие их мужчины – подлыми.

Prof. Sheila Jeffreys: «Всё дело в том, что мы называем правом мужчин на секс. Считается, что мужчины должны иметь доступ к женщинам для сексуальных утех, и для этого должны существовать специальные женщины».

…проституция – явление неоднородное. Проституция предоставляет секс без любви и романтики, во всём мире она несёт на себе клеймо: либо потому что проститутки ведут себя неподобающе для женщин, либо потому, что секс обесценивается, когда его продают как товар…

Dr. Jill McCracken: «Проституцией занимаются люди разного жизненного уклада и разных профессий, она отличается невероятным разнообразием».

Prof. Sheila Jeffreys: «Пока существует проституция, любую женщину могут рассматривать как проститутку. А это повлияет на её отношение, на сексуальную жизнь в этих отношениях, потому что формируется модель поведения, когда мужчина видит в женщине лишь сексуальный объект. Равноправие в сексе и удовольствие женщины перестают иметь значение, а это влияет на восприятие сексуальности в обществе». [T.21.VIII.5]

 

 
     
 

Prof. Ronald Weitzer, George Washington University: «Я думаю, что табуирование проституции происходит из-за отделения секса от романтической любви. Таким образом, проституция сводит роль секса к экономическому обмену». [T.21.VIII.15]

 

84-й год нашей эры. Само слово «Виндоланда» переводится как «Ясный луч». Не самое подходящее название для забытой богом крепости на краю света.

Таких девушек римляне называли не проститутками, а актрисами. И хотя секс во время службы запрещён не был, римский император хотел держать всё под контролем, поэтому рядом с фортами не было никаких увеселительных заведений. А тот факт, что он издавал об этом указ более семидесяти раз, говорит о том, что всем было на это наплевать. [T.4.XLII.1]

 

Ольга ТОГОЕВА, доктор исторических наук: «Что касается проституции, то, опять же, всё начиналось со слухов и с репутации. Стоило девушке где-то как-то с кем-то там дольше задержаться на улице, заговорить с незнакомым человеком, сходить в кабак, в таверну – это плохо, это уже пятно на репутации. И могли ведь проституткой назвать почти любую, даже замужнюю женщину: она к себе гостей водит – мужчин. И не важно, что она замужняя супруга, и муж её ни в чём не обвиняет. А зато соседи обвиняют: они её называют потаскухой.

От репутации один шаг до следующего – когда она становится по-настоящему проституткой, когда с ней не желают знаться. Если это замужняя женщина – муж её может выгнать. Если незамужняя девушка – её могут не взять замуж. А она взрослый человек, ей нужно как-то устраивать свою жизнь. Она может пойти работать – кабак, это то же самое, практически, что публичный дом, в очень большом числе случаев, либо это панель.

Сам процесс превращения женщины в проститутку – он очень двоякий: она может это сделать сознательно, но, в большинстве случаев, это случайность и стечение обстоятельств. Её изнасиловали, например, всё, она не может выйти замуж: все об этом знают. Они уже в Средние века были сами виноваты в том, что их изнасиловали: она это допустила, значит, она виновна. А когда такая девица убивала своего насильника и не давала ему совершить своё гнусное дело, её оправдывали всегда, в подавляющем числе случаев, все дела, которые я видела, её всегда оправдывали, потому что она себя защитила, она сохранила себя – свою душу и своё тело – это очень важный момент.

Два абсолютно разных подхода к самому явлению проституции – одно негативное, а другое вполне даже положительное. Существовали разные категории проституток: те, кто в публичных домах – они зарабатывают деньги, и за это не судили. Они официально признаны принадлежащими к этой категории. Это нормально. Уже очень рано – с тринадцатого века – средневековые богословы пишут об этом, что если женщина зарабатывает деньги своим телом и делает это правильно, в определённых обстоятельствах, условиях. Вот публичный дом – это хорошо. Армейская проститутка – это тоже хорошо: потому что тогда солдаты не занимаются мастурбацией и не вступают в гомосексуальные отношения. У них есть женщины, с которыми они удовлетворяют свои насущные потребности. А вот женщины, которые шастают там, где не положено, в одиночку или со своим персональным сутенёром, которые принимают у себя на дому; сводни – старые женщины, которые продают своих родственниц (дочерей, племянниц, падчериц) – это плохо, это преступление, и мы будем за это наказывать. И наказывали действительно, очень жестоко. Это всё плохая проституция.

Куртизанки – это отдельный совершенно сюжет, они к проституции, как бы, не имеют особого отношения, потому что у них есть один конкретный клиент. Он один, он может поменяться, но он будет всё равно одним». [P.141.44]

 

 
     
 

Союзные моряки стали жаловаться, что, сойдя на берег после арктических тягот, они у нас лишены женской ласки и оттого могут ненароком исчахнуть. Тогда горком обратился к комсомолкам в возрасте от семнадцати до двадцати лет с предложением порадеть нашим славным товарищам по оружию. Те, конечно, порадеть не отказались. Что делать, времена тяжёлые, а тут тебе и консервы, и шоколад, и виски, и чулочки. Однако когда война закончилась, их всех объявили изменниками Родины, погрузили на баржи и потащили в открытый океан. На остров Сальм, как им объявили. Но до острова Сальма их не дотащили, а потопили из-под воды торпедами. Светило красное полуночное солнце, белело небо над далёкой кромкой вечных льдов, океан был как зеркало, и до самого горизонта виднелись по воде женские головы русые, каштановые, чёрные…

А. СТРУГАЦКИЙ, Б. СТРУГАЦКИЙ [B.50.7]

 

Нам кажется, что о войне мы знаем всё. Но это неправда. Есть ещё одна, неизвестная нам война.

Была у женской войны одна сторона, о которой прошедшие фронт предпочитали молчать.

Светлана АЛЕКСИЕВИЧ, писатель: «Перед этой тайной они стоят намертво. В бою было не так страшно, как после того, как бой кончился. Потому что чуть ночь, каждый тянет тебя в кусты: нельзя выйти в туалет, потому что наготове тебя сторожат, как волки. Это тоже правда. Это тоже было».

Борис ВАСИЛЬЕВ, писатель: «Он вышел из боя, он выпил свой стакан спирта, но ведь ещё нужно утешения, его надо приласкать. И было это, и существовало это, это действительно так. И никуда нельзя деться от этого».

Светлана АЛЕКСИЕВИЧ, писатель: «Когда она приходит домой, а у неё ещё три… мама и три сестры. Побыла два дня, мама даёт ей чемоданчик и говорит: «Давай, уезжай, у тебя три девочки, они должны замуж выходить, три сестры. А если ты, ты же как бы с войны пришла, ты, в общем то, проститутка». Да, в массовом сознании, в сознании деревни. И вот эта девочка, кавалер двух орденов Славы с этим и уходит из дому». [T.2.XXXI]

 

…много ли было случайных связей

Олег БУДНИЦКИЙ, доктор исторических наук: «Много. Сексуальное поведение мужчин и женщин разительно изменилось в годы войны. Масштабы этого были достаточно серьезными. Росла существенно диспропорция. Ведь до войны была армия численностью свыше 5 миллионов человек, и в годы войны призвали еще 29 миллионов. В основном, это мужчины. Там было больше полумиллиона женщин, в основном это мужчины. То есть, мужчины в армии, женщины остались без мужчин, мужчины без женщин. Это та ситуация, которая располагает, во-первых. Во-вторых, это ситуация, которую Симонов поэтически изобразил в своем знаменитом стихотворении, не «Жди меня», а «На час запомним имена». Ситуация, каковы отношения мужчины и женщины перед лицом смерти. Вот его, этого случайного человека, завтра может не быть в живых, он идет на фронт. Понятия нравственности сильно изменились в годы войны. Конечно, колоссально развилась проституция. Это такая отдельная и сложная тема…» [P.97.151]

 

 
     
 

Нателла БОЛТЯНСКАЯ, журналист радиостанции «Эхо Москвы»: «Ещё вопрос. Чего больше было в солдатах-освободителях в отношении жителей Германии – ненависти или благородства? Ну, утрированы, конечно, полюса».

Григорий ПОМЕРАНЦ, философ-эссеист, критик, культуролог, ветеран Великой Отечественной войны, академик РАЕН: «Что касается благородства, оно было очень редко. В основном, когда мы вошли в Германию, то было чувство, что сейчас мы попользуемся. И прежде всего, выплыло откуда-то из глубины веков отношение к женщине как к добыче победителя». [P.97.48]

 

Patrick Buisson, journaliste français, directeur général de la chaine Histoire: «…признаться, это стало сюрпризом, потому что в 1870-м и в 1914-м годах Прусская армия во Франции очень жестоко обращалась с гражданским населением. В принципе, изнасилование женщин – классический элемент всякой войны. Немцы явились к нам непрошенными гостями в третий раз за семьдесят лет, но в этот раз они получили от верховного командования Вермахта строгое предупреждение: тот, кто совершит изнасилование, надолго сядет в тюрьму. Поэтому в ходе компании 1940-го года этих случаев было гораздо меньше, чем в1914-и и 1870-м годах». [T.23.IV]

 

Олег БУДНИЦКИЙ, доктор исторических наук: «…далее цитата этого майора: «Обычно всё происходило очень просто, нашему парню было достаточно сказать: «Фрау, ком», то есть «Фрау, пошли» и немка уже знала, чего от неё хотят. Будем смотреть на вещи прямо: почти четыре года Красная Армия испытывала сексуальный голод. Офицеры, особенно штабные, как-то устраивались: многие из них имели полевых жён – секретарш, машинисток, медсестёр, официанток из столовой, но у простого Ваньки таких возможностей почти не было. Некоторым везло в наших освобождённых городах, но не большинству. Наши ребята так изголодались по женщинам, что нередко насиловали старух шестидесяти, семидесяти, а то и восьмидесяти лет к безмерному удивлению, если не к удовольствию, этих бабушек». Ну, я признаю, что это возмутительно, причём особенно скверно вели себя в этом отношении казахи…

В меньшей степени отличились британцы как раз, у них этого меньше есть. Но сказать тут о другом: если мы говорим о такой специфической сфере, как всякие такие сексуальные отношения и вещи, то в отличие от советских солдат, союзные солдаты имели возможность, имели отпуска, увольнительные, системы секс-индустрии.

И, кроме того, когда они пришли в Германию, у них было за что купить немецких женщин. У них были шоколад, сигареты и другие товары стандартные на чёрном рынке. Прошу прощения за такие детали, это я беру из литературы соответствующей американской и из воспоминаний американских солдат, переспать с женщиной стоило три сигареты. Были такие ставки в сорок пятом, во всяком случае, году. Сигареты опять-таки не означает, что все женщины курили, это был ходовой товар на чёрном рынке.

Так что, увы, это была такая ситуация и впоследствии немцы зло говорили, что немецкая армия сопротивлялась пять лет, а немецкие женщины пять минут

Знали ли на самом верху? Конечно, знали. Так, например, 17 марта 1945 года Берия доносил Сталину и Молотову, что многие немцы – так он писал – заявляют, что в Восточной Пруссии все оставшиеся в тылу Красной Армии немецкие женщины изнасилованы бойцами Красной Армии». [P.97.100]

*

Елена СЪЯНОВА, журналист, писатель, историк, исследователь биографии Адольфа Гитлера: «Это письмо было написано в конце апреля 1945 года. Оно долго ходило по рукам и папкам судебных документов. Автор – девочка 13 лет, успевшая повзрослеть за несколько часов до смерти.

«…сегодня я слышала, как министр фон Риббентроп убеждал герра Гитлера его оставить, но герр Гитлер сказал, что от дипломатов теперь нет пользы. Когда фон Риббентроп уходил, у него текли слезы. Я стояла у двери и не могла заставить себя отойти. Я подумала, а какая от нас польза?

Сегодня не обстреливают. Мы выходили в сад. Герр Гитлер нашел для меня крокус. Я спросила его, что с нами будет. Он ответил, что если не будет самолета, нас выведет сахиб. Я спросила о другом – что будет потом, после… Он сказал: «Игроков, которые не справились, выводят из команды. Но команда продолжит игру». Я спросила, как же её продолжить, если всё разбомбили и взорвали? Мама на меня накричала, назвала несносной и бесчувственной. Герр Гитлер взял нас обеих за руки и сказал, чтобы мы не ссорились, потому что в Германии наступает время женщин, и что женщин победить нельзя

Твоя Хельга Геббельс. Закончено 28 апреля 1945 года» [P.97.144]

 

 
     
 

Я служил в санитарном поезде. Хирург, к тому времени – майор медицинской службы. Что такое санитарный поезд, вы себе примерно представляете? А, ну да, как же… «На всю оставшуюся жизнь»… Не спорю, неплохой фильм. Только, как всякое, по-моему, произведение искусства, к реальной жизни имеет слабое отношение. В жизни, особенно когда речь идёт о войне, особенно когда дело касается военно-полевой медицины, всё гораздо грустнее и приземлённое.

Честно вам признаться, у меня с одной из санитарок были отношения. Случалось на войне, в гораздо более обширных масштабах, нежели нам это представляли моралисты. Замечу в скобках, что в поезде такие вещи устроить гораздо удобнее, чем, если можно так выразиться, «на земле». Отношения к тому времени были долгие, устоявшиеся, настолько, что окружающие к ним привыкли и воспринимали как нечто обыденное.

…у нас с ней потом всё кончилось, потому что… Ну, это уже чисто личное.

Александр БУШКОВ [B.115.1]

 

– Если он такое чудовище, почему же ты разделась?

Дэфни вспыхнула; горячая краска стыда залила её лицо. Во всяком случае, мне показалось вначале, что это был стыд. Впрочем, я и сейчас думаю, что отчасти так и было. Но вместе с тем в ней говорил и гнев.

Да потому, что мне ещё надо жить, – ответила она. – Жизнь-то идёт. А вы, – те, кто воюет, – вы считаете, будто война – это всё; вы ошибаетесь, воображая, что, рискуя, берёте на себя ответственность (кстати, вы утверждаете, будто делаете это не по своей воле, а по чьему-то принуждению), вы думаете, что можете пренебречь всеми остальными обязанностями в отношении ваших семей, вашей совести, женщин. Но женщины созданы не только для того, чтобы спать с вами.

– Тогда почему же ты так поступила?

Лёгкая насмешливая улыбка появилась на её губах.

– А я хочу, чтоб из-за меня дрались. Хочу стать яблоком раздора.

Неожиданный ответ Дэфни в первый и последний раз заставил меня заговорить с ней в ироническом тоне:

– Девушка с пропагандистского плаката, благословляющая тысячи «летающих крепостей»!

– Боу, но ты уже почти заканчиваешь свою смену, – тихо сказала Дэфни.

– Следовательно, ты соглашалась отдаться Мерроу только потому, что моя смена подходит к концу? Но ведь то же самое можно сказать и об его смене. Не понимаю.

– Ты помнишь воскресенье и тот праздник, когда я не приехала в Лондон? Тогда случилось то же самое, Боу. Я осматривалась; разве тебе непонятно, что сейчас, когда ты скоро уедешь домой, я должна осматриваться?

– Осматривайся на здоровье. Но зачем отдаваться моему командиру?

Я отдалась тебе, Боу, в первый же вечер, как только мы остались наедине. Что-то я не помню, чтобы ты критиковал меня за это.

Её довод умерил мой пыл.

– Видишь ли, мой дорогой Боу, чем меньше тебе останется служить здесь, тем больше я начинаю понимать, – вернее, ты заставляешь меня понимать, что я нужна тебе разве что чуть больше, чем нужна Мерроу, хотя, любимый, есть тут и большая разница: ты дал мне очень много. Однако я не нужна тебе как постоянный друг, я нужна тебе лишь на то время, пока ты здесь, пока не вернулся домой, к своей, другой жизни. Тебе просто нужна временная военная подруга. Верно?

Мне было не под силу справиться сразу с таким обилием аргументов, и я снова рассердился.

– Как же ты могла любить этого типа Даггера, если он так же гадок, как Мерроу?

– Я была ребенком, Боу. Это произошло во время «блица». Люди, с которыми тебя сталкивает случай, бывают разными.

– Да, но как ты могла подумать, что любишь его?

– У тебя была твоя Дженет. Ты же сам о ней рассказывал. Мы не обязаны отчитываться друг перед другом за полученное воспитание, ведь правда?

«Верно!» Но вслух я этого не сказал.

– Кроме того, дорогой, я порвала с Даггером, как только поняла, что он влюблен не в меня, а в войну.

– И ты решила порвать со мной потому, что...

Я вспомнил рассказ доктора – как Дэфни плакала, разговаривая с ним по телефону, как призналась, что любит меня всем сердцем, но что я не люблю её.

– Ты-то не влюблен в войну, дорогой, я знаю.

– ...потому, что я никогда не поднимал вопрос о нашем браке?

Дэфни снова вспыхнула, и снова её румянец был вызван не только стыдом, но и гневом.

– Все твои разговоры о самоотверженной любви... – продолжала она. – Что они такое, как не смутная тоска по оправданию? Ты хочешь оправдать себя за твоё отношение ко мне. Самоотверженная любовь!.. И даже твоё нежелание убивать...

Джон Херси [B.113.1]

 

 
     
 

Для невесты брак был началом тяжкого домашнего труда. Веками смысл жизни католичек определялся браком и материнством. И лишь в монастыре они могли добиться власти и сделать духовную карьеру. Вне этих женских анклавов католической Европой в основном управляли мужчины. Так что, не смотря на то, что Церковь боготворила Деву Марию, образ жизни обычных женщин определялся традициями и бытом. Однако, не смотря на все противоречия, кризиса не намечалось. В тысяча пятисотых годах католицизм процветал.

Это были революционные эгалитарные идеи: к Священной Истине мог приблизиться любой, кто умеет читать, в независимости от пола и положения в обществе. Это то, что Лютер называл «Священством всех верующих». В его концепции содержался призыв, в том числе и к женщинам. В отличие от католических женщин, протестанток поощряли читать. Это впервые в истории привело к мужскому и женскому равноправию в вопросе отправления веры. Именно в Церкви впервые появилось равноправие полов. [T.13.XXVII.3]

 

 
     
 

…Зигмунд Фрейд, гражданин Австро-Венгерской монархии, позднее Австрийской республики до 1938-го года, атеист, для которого всегда было важно его еврейское происхождение, гуманист и философ, литератор и знаток литературы, археолог души, равно как и античной культуры.

Olga Neuwirth, Komponistin (Mitglied der Akademie der Künste Berlin): «У Фрейда, безусловно, были проблемы с думающими женщинами. С другой стороны, он их освободил. В этом есть противоречие, которое до сих пор волнует». [T.10.CXVIII]

 

 
     
 

Женщины не только считались неравными, но их считали демоническими духами, одержимыми демонами. Их необходимо было контролировать, внешне прикрывать. Действительно, первые свидетельства о существовании чадры, полностью закрывающей лицо, обнаружены в Афинах.

Dr. Sue Blundell, Open University: «Женщин нельзя было видеть. Изображения на вазах свидетельствуют о том, что лицо женщины было закрыто – на голове была накидка. Софокл говорил, что молчание – лучшее украшение женщины. Это говорит о том, что замужняя женщина – собственность мужчины. Да, он единственный человек в её жизни, которому она показывает своё лицо».

Prof. Simon Goldhill, University of Cambridge: «Но так было не только в Афинах. Почти все общества до XX-го века были строго патриархальными…» [T.13.LX]

 

У римских женщин было больше свобод, нежели у женщин античной Греции: римлянки не могли стоять у власти, зато имели гражданские права.

Dr. Elena Tassi, University of Rome: «Древнеримские женщины имели больше прав и свобод по сравнению с женщинами античной Греции, однако, абсолютного равенства полов не существовало и в Риме. У каждой римлянки были гражданские права, но не было политической власти, и она не имела права заниматься торговлей. Ей позволялось владеть землёй, но не разрешалось покупать землю или продавать. Этим правом мог воспользоваться лишь её отец, который являлся законным опекуном. Когда отец умирал, дочь становилась более независимой, например, могла подать на развод. Однако, в отличие от сыновей, которые со временем освобождались от любой опеки, дочери всегда были обязаны отчитываться законному опекуну». [T.10.DXIII.2]

 

 
     
 

Сергей МЕДВЕДЕВ, кандидат исторических наук: «Для начала несколько фактов: физиологи говорят, что женские эмбрионы более живучи, чем мужские; врачи утверждают, что девочки болеют меньше мальчиков; демографы говорят, что женщины живут дольше мужчин – в России этот разрыв достигает целых двенадцати лет; археологи доказывают, что первые боги были женского рода – это Венеры, вырезанные из кости, которые показывают символику плодородия; и, наконец, историки утверждают, что существовали в древности общества матриархата, основанные на вере в Богиню-Мать…»

Надежда ШВЕДОВА, доктор политических наук: «Никто не будет возражать против того, что мужчины и женщины по природе как бы отличные. В какой степени эти различия природные сказываются на социальном поведении? И вот тут существует масса мифов или, мягко выражаясь, ненаучных подходов».

Сергей МЕДВЕДЕВ, кандидат исторических наук: «Ну, вот, матриархат – это миф?»

Надежда ШВЕДОВА, доктор политических наук: «На этот счёт существуют различные точки зрения среди учёных. Но был ли матриархат, не был ли матриархат, это, возможно, не очень важная позиция, если мы с вами говорим о власти. Если мы под властью понимаем доступ, распоряжение и контроль над ресурсами, то матриархат, как социально-политическая система, наверное, мог бы быть. Но мне бы хотелось подчеркнуть и опять-таки вернуться к мифу. Миф, говорящий о том, что мужчина всегда был добытчик и что из пещеры вывел человечество мужчина, он научно и исторически опровергнут учёными, которые говорят о том, что восемьдесят процентов пищи, пропитания добывалось женщинами. Это злаки, это птичьи яйца, это дыни или ещё что-то такое росло в этот период – всё зависело от географической местности. А мужчины добывали белковую еду, то есть каких-то бегающих крупных животных. Но порою эта охота занимала несколько дней, а потом, я напоминаю вам, тогда не было холодильников, чтобы можно было их хранить и прочее. Поэтому постоянный источник пропитания, а значит выживания рода – это плечи женские. Цивилизация, на мой взгляд, к сожалению и до сих пор рудимент её присутствует, она конечно развивалась когда была востребована сила. Сила нужна была для того, чтобы вспахать землю, сила нужна была для того, чтобы камень поднять, сила нужна была для того, чтобы, ну, я не знаю, ещё что-то такое сделать, а потом она всё больше стала востребована, когда нужно было захватывать целые другие народы, теснить их с территории, потому что экстенсивное было развитие.

…речь идёт о структуре власти. Поскольку в основе власти сила, то мы и называет её мужской цивилизацией. Отсюда вот это оформление – идеологический патриархат, о чём мы говорим. Многие исследователи, гендерные специалисты, считают, что период Возрождения, – казалось бы один из самых ярких периодов в истории, – возрождение Человека, внимание к Человеку, и прочее, был интересным периодом историческим, но главное что он был, в значительной степени он закабалил женщин ещё больше. Не зря четыреста лет существовали вот эти споры, которые начались где-то в XIV-м веке, они закончились только после Французской революции, то есть это уже XVIII-й век. Споры о том «женщина – человек или не человек», «женщина – сосуд зла и греха» и поэтому её нужно держать в узде».

Сергей МЕДВЕДЕВ, кандидат исторических наук: «В какой момент появляется самосознание женщины как индивида

Надежда ШВЕДОВА, доктор политических наук: «Вы знаете, мне представляется, что самосознание женщины как индивида, как бы некие ростки, они были на протяжении всех периодов цивилизации. Но если мы говорим об этом как о широкой тенденции, как о большой тенденции, конечно, это всё увязывается с общеисторическим кодом развития. Новое Время – это период идентификации или самосознания личности, будь то мужской или женской, что связано естественно с социально-экономическим развитием».

Одним из самых учёных людей своего времени была женщина, фактически выросшая в библиотеке Лувра, – Кристина Пизанская. Одной из предшественниц феминизма считается французская писательница итальянского происхождения Кристина Пизанская. Она стала первой женщиной Средневековья, которая решилась публично ответить на нападки женоненавистников. В 1405-м году она опубликовала книгу «О граде женском», в которой описала идеальный город-убежище всех достойных женщин, ощущающих несправедливость общества и гнёт мужчин. В книге писательница сделала предположение, что в результате хорошего образования женщины могли бы стать равными мужчинам.

Надежда ШВЕДОВА, доктор политических наук: «Ну, вообще считается, что феминизм относят к XVIII-му веку, это как научное направление, как общественное движение за освобождение женщин».

Считается, что сам термин «феминизм» от латинского слова femina – «женщина» ввёл в обиход французский социалист-утопист Шарль Фурье, хотя по мнению некоторых исследователей история этого понятия так до конца и не ясна. Например, американские учёные Дженет Сальцман Шапетс (Janet Salzman Chafetz, Department of Sociology, University of Houston) и Энтони Гарри Дворкин (Anthony Gary Dworkin, Professor of Sociology at the University of Houston) истоки женского сопротивления видят в колдовстве, существующем с начала человеческой истории, в котором женщины-ведьмы были важнейшими персонажами. В знаменитой книге XV-го века «Молот Ведьм» Шпренгера и Краммера само слово «женщина» – «femina» – производилось от «фиде минус / fides minus» – «малая вера».

Надежда ШВЕДОВА, доктор политических наук: «…и на счёт интуиции, если мы говорим с современной точки зрения, опять-таки учёные доказали, что это миф. Говорят о том, что эта культурная традиция заставляет думать и самих женщин, что у них интуиция лучше развита, и мужчины принимают это. Опять-таки нету генетической предрасположенности к большей интуиции у женщин или у мужчин.

что такое политкорректность? Политкорректность – это инструмент борьбы с сексизмом». [T.10.LI.58]

 

Леонид ИОНИН, доктор философских наук: «Весь фрейдомарксизм выродился в сексуальную революцию. И есть очень большая методологическая ошибка в отождествлении секса с женщиной. Отнюдь, нет.

Сексуальная революция – это не освобождение женщины – это, действительно, освобождение от патриархального гнёта, от патриархальных репрессий.

…вся эта феминистская, суфражистская линия привела, в конце концов, к новому порабощению женщины.

Сексуальная революция и матриархат – ничего общего. Однополые семьи и матриархат – ничего общего. Сейчас ни в философии, ни в культуре нет матриархата…» [T.10.LI.112]

 

Заменив мужчин на рабочих местах в годы войны, женщины стали свободными. Они свободно двигались, выходили на улицу без сопровождения, добились сексуальной и политической эмансипации, переняли мужские привычки. Они сидели на террасах в кафе, затягиваясь сигаретой, отринув буржуазные условности и объявив новую моду на провокацию.

Denis Bruna, Curator of Fashion and Fabrics at French Museum of Decorative Arts in Paris: «Мальчишеский стильэто оппозиция чрезмерно женственной моде начала двадцатого века. Признак этого стиля – короткие платья прямого кроя, а не перетянутые в талии или на груди, поэтому женщины носили нижнее бельё характерное только для этого времени. Особый корсет – резиновый – лишавший женщину округлостей. Бюстгальтер впервые появился в 1910-м – 1915-м годах. Тогда женщины носили другую вещь – нечто вроде эластичной повязки, которая должна была уменьшить размер груди. Для женских вещей использовали эластичные материалы.

Ещё один признак – короткие стрижки. Кое-где их называли «стрижка Жанны д’Арк». Женщины сильно красили лицо, носили яркую помаду, рисовали брови карандашом. А поверх короткой стрижки надевали очень маленькие круглые шляпки». [T.10.DCLXI]

 

 
     
 

Самурай мог жениться только на девушке из самурайского рода.

Самурай мог иметь одну жену и неограниченное количество наложниц. К сексу в Японии относились положительно, видя в нём не грех, как в Европе, а веление богов.

С раннего детства дочери самураев владели оружием. В двенадцать лет, когда девушка достигала совершеннолетия, ей вручался женский нож – «Кайкен». Умение владеть оружием было важно и для воспитания детей. Также как и их мужья, женщины совершали «харакири».

…в традиционном японском обществе разводы случались, хотя и были крайне редки. Поводом для развода могли стать непослушание жены по отношению к родителям мужа, её глупость, болезненность, бесплодие, ревность, а также болтливость. Если самураю становилось известно об измене жены, он был просто обязан её убить.

Согласно Буси-До жизнь должна быть наполнена духом самопожертвования не только для мужчин, но и для женщин. И пока влияние Буси-До на японское общество живо, японки никогда не поймут «Движение за равноправие женщин», призывающее дочерей Японии восстать против древних устоев. [T.18.XV.1]

 

…главное в ней – тот опустошительный удар по сознанию, который она наносит каждый раз, когда вы останавливаете на ней взгляд. Сомелье пытались объяснить мне, в чём здесь дело, и я, кажется, понял.

При самом циничном взгляде на самку человека – а производители сур смотрят на неё именно так, – она представляет собой просто биологическую машину, которую можно условно разделить на два блока – информационный и воспроизводящий («гипнотабло» и «спермоприёмник», как выразился работавший со мной консультант-суролог).

Воспроизводящий блок – это конвейер по производству новых человеческих существ, про который все и так хорошо знают. А вот информационный блок…

Здесь у меня возникают трудности с формулировкой. Скажем так, это совокупность сигналов, которые женщина посылает в пространство с целью обеспечить (или, наоборт, купировать) репродукцию. Вернее, она думает, что посылает их сама, но на самом деле девяносто процентов за неё делает природа, которой на эту конкретную самку глубоко наплевать. И в этом, конечно, главный источник вековой женской скорби.

Почему так могущественно женское очарование? Почему в юном существе, почти ещё ребёнке, дремлет сила, способная сокрушить царства?

Дело в том, что красота юной девушки – это свёрнутое будущее, незримо присутствующее в настоящем. Это сообщение о том, что прямо здесь может запросто открыться дверь в далёкое завтра – одна из тех, сквозь которые Маниту ускользает сам от себя в грядущее уже столько миллионов лет. Маниту нравится, когда он видит такую дверь через наши глаза. А мы – всего лишь его слуги и пешки. И всё, что мы можем – это почтительно и быстро исполнять его приказы. Даже в те непростые минуты, когда Его взгляд останавливается на мальчиках или овечках.

Теперь я попробую повторить то же самое не так поэтично.

Информационные сигналы, которые должны обеспечить репродукцию, доходят до каждого из шести органов чувств. Тут действуют и запахи, и прикосновения, и вкус чужих губ, и звуки слов, и вызываемые этими словами мысли – но важнейшим каналом, конечно, остаётся визуальный.

Женская красота с научной точки зрения – это не что иное, как суммарная информация о геноме и репродуктивной способности, которые анализируются мозгом за доли секунды: мужчина понимает, нравится ему женщина или нет, после первого же взгляда. И если она ему нравится, это чувство достигает крайней интенсивности немедленно, ибо через пять минут мужчину могут убить звери и природа не хочет рисковать.

Но мы живём не в пещере, а в обществе. Поэтому совершенно правы были религиозные моралисты, заставлявшие женщин прикрывать специальной тряпочкой не только спермоприёмник, но и гипнотабло. Ибо главный половой орган женщины – это, конечно, лицо. Не зря ведь чуткие к тихому голосу природы орки так его и называют: «е¿альник».

…женщины моложе шестнадцати интересуют лишь детей и девиантов. Женщины старше уже занижают свой возраст, чтобы гипнотабло могло легче завлечь клиента в спермоприёмник. А раз так себя ведут сами женщины, значит, это действительно голос природы.

В. ПЕЛЕВИН [B.51.19]

*

…все приводнились удачно, за исключением одной, в красном платье из блестящей материи. Она попыталась картинно сесть на спинку, но не рассчитала мягкость обивки, потеряла равновесие и с беззвучным визгом повалилась прямо на рыжеусого. Тот отреагировал сострадательно – рассмеялся, поставил расплескавшийся бокал на стол и усадил её к себе на колени.

– Вот дурёха, – сказала Маша.

Великое мастерство похоже на неумение, – отозвался ангел. – Древняя китайская мудрость…

Маша заметила несколько злобных взглядов, которые кинули на девушку в красном остальные участницы чемпионата, и поняла, что ангел прав.

Виктор ПЕЛЕВИН [B.51.20]

 

 
     
 

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…это история Сафийе Султан – любимой жены последнего оттоманского султана Абдул-Меджида Второго.

Огромный золотой дворец Долмабахче. Ещё более европейский невероятный последний дворец Йылдыз – «Дворец-Звезда». Женщина, которая была итальянкой, корабль потерпел кораблекрушение – девочку продали на рынке рабов в Каире. Она попала в Оттоманский двор. Своей искренностью, красотой, какой-то такой удивительной тонкостью она завоевала симпатию султана.

Она прошла через весь ужас гарема: они отравили её ребёнка, который должен был быть её наследником. Её изводили, как только могли. В итоге она сама отдавала свои сбережения-украшения новой наложнице, для того, чтобы наложница «продала ночь» султана. И когда у неё всё это получается, он говорит: «Но я же тебя не звал!» Она отвечает совершенно потрясающую вещь: «Но я купила ночь с тобой». И это совершенно невероятно её возвысило в его глазах.

И в итоге, когда гарем рухнул, всё уже – революция, эти женщины оказались «на улице». И здесь нет пленниц: они хотели бы остаться в этом гареме – идти было некуда. И в итоге Сафийе Султан (есть её записки), она блистательный совершенно сделала ход: понимая, что какая есть судьба? – продавать себя на площади? Идти в уборщицы в эпоху революции? – Она организовала коллектив, возглавила его, и они с триумфом ездили по Европе с шоу «Гарем-суаре» – «Вечеринка в гареме». Она изображала саму себя, и они, тоже, все эти девушки изображали самих себя». [P.122.6]

 

 
     
 

Царь снова призвал Гефеста. Гефест и другие боги создали мужчин. Ныне Зевс приказал ему создать женщину. Глиняную женщину. Она должна выглядеть как богиня. Пусть она будет великолепна: обладать поразительной красотой и всеми мыслимыми достоинствами. Афродита подарит ей грациозность, Афина облачит в прекрасные одежды, Горы – богини времён года – увенчают цветами, Грации обовьют шею ожерельями, а Гермес, по приказу Зевса, вложит в неё ум, лживый властный характер, сексуальный аппетит, который невозможно утолить и главное – любопытство. Эту женщину назвали Пандора. Её имя означает «Дар всех богов». И вот чудесное творение готово. Зевс вдохнул в неё жизнь. Пандора – первая женщина на Земле – прародительница всех женщин. А ещё Пандора – это Пламя, которое Зевс послал людям: оно греет и одновременно обжигает. Создание Пандоры – это ответ богов на кражу огня, совершённую Прометеем.

Надо всего лишь свести Пандору с подходящим мужчиной: но не со всяким мужчиной – с тем, кто сначала делает, а потом думает – то есть с Эпиметеем: он всё поймёт, когда будет слишком поздно. Словом, он похож на нас – он постоянно строит планы, хотя ход событий никогда не следует его замыслам. Хочешь рассмешить богов – расскажи им о своих планах.

К Эпиметею явился Гермес, он доставил титану изумительный подарок. Эпиметей сомневается: брат – Прометей – взял с него слово, что он не примет от Зевса никаких даров, ведь Прометей, в отличие от своего брата, может предвидеть события. Но красота Пандоры ослепляет Эпиметея, и он восторженно принимает её с распростёртыми объятиями.

Перед тем, как отправить Пандору на Землю, Зевс вручил ей шкатулку – великолепную, украшенную изящными орнаментами. В эту шкатулку каждый бог вложил нечто пагубное или опасное – в ней были собраны все несчастья Вселенной – голод, жажда, болезни, смерть. Разумеется, Зевс посоветовал Пандоре не открывать шкатулку ни под каким предлогом – беспроигрышный способ разжечь женское любопытство. В первую же ночь, что Пандора провела с Эпиметеем, она не устояла перед соблазном узнать, что же спрятано в шкатулке. Пандора тихонько встала с постели и подняла крышку. В ту же секунду на волю вырвались все несчастья, все горести мира, всё, что будет терзать людей до самого конца света.

Зевс сделал так, что эти беды могли происходить неожиданно и неотвратимо: людям будет не под силу предвидеть их – им нелегко будет осознать, что несчастья тесно взаимосвязаны с благодеяниями, которыми боги прежде осыпали людей. Подчас в этом невозможно разобраться. Ошеломлённая Пандора поскорее захлопнула крышку, но было слишком поздно. За прекрасной внешностью Пандоры скрываются ужасные бедствия.

Отныне, окончательно отделённое от богов человечество, продолжит свой род через оплодотворение женского чрева и будет сажать семена в землю, чтобы добыть пропитание. Добро и зло отныне неотделимы. Но не всё потеряно, потому что на дне шкатулки осталось ещё кое-что – дух, который не успел выбраться прежде, чем Пандора захлопнула крышку. Гермес посадил его тайком по приказу Зевса и назвал Элпис – что значит «Надежда». Поэтому даже среди ужаснейших трагедий человечество сохраняет Веру и Надежду. [T.10.DCII.5]

 

 
     
 

А вот Максу нашлось о чём подумать, едва он переступил порог своей квартиры в Колокольниковом переулке:

– Ната?..

Натали была не из тех, кто рвёт себе душу вздохами и посыпает голову пеплом коммунальных счетов. Она была из тех, кто вовремя набивает подшипники смазкой и прокладывает курс. А духи и туманы подождут. До ближайших семейных выходных, например.

Их роман с Максом длился уже полтора года. Необременительный – для него. И терпеливо-расчётливый – для неё. Про такие дела иначе не скажешь, как: «её – можно понять, его – можно простить».

Понять можно.

Уже чуть за тридцать. Комната в коммуналке на окраине. С должностными перспективами не ахти

Поэтому его можно было простить за квартиру в центре Москвы. Машину. За неизбывный дух свободы и тягу к странствиям. За пусть не резиновый, но всё ещё подверженный деформации в нужную сторону бюджет геологоразведки. За трепет случайных женских душ на его кухне – и их же тел в его постели. За профсоюзные махинации. За криминальные ювелирные дела, в конце концов. И за «крепкие партийные связи» через них…

Простить. И принять. Как должное. Как закономерный результат действия закона о балансе во вселенной. Или что-то в этом роде… Натали не была глупа. И, невзирая на это, обладала броской внешностью. Пусть стать немного не дотягивала до породистости. Очарование – до истинной красоты. А пропорции – до «золотого сечения» (в понимании мужчин, разумеется). Но всё в совокупности давало то, что принято называть «ярким» и «неординарным».

А Макс? Что? Всё правда. Приспособленец со стажем. И с хваткой. А кто им не был в семидесятые-восьмидесятые двадцатого?.. А вот кто не был – тот лопух и есть! С башкой, как решето, просверленной вдоль и поперёк тупым сверлом соцреализма. Так что, кто хотел – тот мог! А кто не мог – так, видимо, в небесной канцелярии страну рождения перепутали.

А в этом трудно кого-то обвинять. Они там, наверху, к таким мелочам не прислушиваются. Ну, перепутали и перепутали. Живи, устраивайся. Заповеди чти, но и сам не плошай.

Макс и не плошал. Квартира от бабки осталась – считай, повезло. Это, правда, не помешало ему поднапрячься, точнее, поднапрячь кое-кого и влезть в кооператив где-то не то в Ясеневе, не то в Крылатском… Короче, в деревеньках каких-то захолустных. А что? Пусть будет. Народ в столицу завсегда рвётся. Жилплощадь – товар ходовой, разменный.

Машина? А как без неё. По метро с баулами, что ли, бегать? Так и до сто первого добегаешься. Хотя… Смотря что в бауле лежит. А то, может, и сразу – в «солнечный Магадан».

Это потом все кричат: «хорошо устроился», «упакованный». А сначала-то все «упакованы» одинаково. Руки да голова. И прежде чем половину столичных подпольных ювелиров и коллекционеров золотишком, серебром да каменьями левыми обеспечивать, надо в голове – науку на смекалку уложить, а руками – талант в мастерство огранить. В институте учиться, в «полях» недра родины необъятной щупать-изучать, а по ночам от справочников, станков сверлильных-шлифовальных да от тиглей не отходить…

Это потом – связи, машины, кооперативы, званые ужины в «Национале» и халдейское: «Чего изволите, Владимир Максимович?» А что он изволил? Да ничего особенного. Что и все мужчины – вольного воздуха, женской ласки и чтобы «всё своим чередом». Признаться, не хотела бы я знакомиться ближе с мужчиной, у которого не так. Боязно как-то…

Татьяна СОЛОМАТИНА [B.164.2]

 

 
     
 

Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…сам Кьеркегор очень большое внимание уделял отношениям полов, мужчин и женщин, и месту женщины в жизни философа. И он писал «Благодаря женщине в жизнь приходит идеальное. И кем был бы мужчина без него? Многие мужчины благодаря девушкам стали гениями, иные из них благодаря девушке стали святыми. Однако никто ещё не стал гением благодаря той девушке, на которой женился; поступив так, он сможет стать лишь финансовым советником. Ни один мужчина не стал ещё героем благодаря девушке, на которой женился; благодаря этому он может стать лишь генералом. Ни один мужчина не стал поэтом благодаря девушке, на которой женился, ибо посредством этого он становится лишь отцом. Никто ещё не стал святым с помощью девушки, полученной в жёны, ибо кандидат в святые не получает в жёны никого; когда-то он мечтал о своей единственной возлюбленной, но не получил её. Точно так же кто-то стал гением, героем, поэтом – благодаря девушке, которая не досталась ему в жёны… Или, может быть, кто-то всё же слышал о человеке, который стал поэтом благодаря своей жене? Женщина вдохновляет, покуда мужчина не владеет ею. Вот правда, лежащая в основе поэтической и женской фантазии». [P.125.173]

 

Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…в 1869-м году он (Джон Стюарт Милль) публикует работу «Подчинённость женщины», где говорится, что, естественно, никакой подчинённости женщины быть не должно, что для мужчин и женщин должны быть созданы равные социальные условия. Хотя женщина физиологически иная, чем мужчина, она равна ему во всех обстоятельствах общественных и экономической жизни. И маргинальное положение женщины, о чём любили говорить суфражистки, и говорят до сих пор, и, по большому счёту это правильно, – это результат усилий мужчин». [P.125.177]

 

 
     
 

Галина ЕРШОВА, доктор исторических наук, директор Научно-исследовательского мезоамериканского центра им. Ю.В. Кнорозова: «…семья – тут тоже та же схема. Женщина – это системосохраняющий элемент, мужчина – системоразвивающий элемент. И никуда тут не денешься: гендер – не гендер. Это биологически заложено. То есть, мужчина всегда опережает женщину в появлении новых позитивных признаков, но только потому, что он – постоянный эксперимент природы. Его ценность мала, скажем, потому что от одного мужчины может произойти куча детей, а вот от одной женщины, заметим, очень мало – поэтому посчитайте, кто более ценен. Женщина, безусловно, более ценна. Для чего нужен мужчина? – Эксперимент природы – и вот на нём отрабатываются все новые признаки: он принимает на себя все удары. Вот что важно. Поэтому менять это или уравнивать, это не то что глупо – это просто абсурдно. Соответственно функциональная асимметрия семьи: женщина – функция сохранения, мужчина – функция изменения системы». [T.10.DCCLXI.2]

 

её сбил конь средь изб горящих,

она нерусскою была,

она была на всё согласна

чуть, чуть в Россию влюблена…

(двустишья от Вишневского)

 

 
     
 

женское образование в России – это апофеоз педагогической поэмы Бецкого. До 1764-го года в России не существовало ни одного женского учебного заведения: более того – учить даже дворянок считалось почти блажью. Как говорила фонвизинская госпожа Простакова «вот до чего дожили – девушки грамоте умеют».

Привычное нам здание Смольного в Петербурге появилось только в начале девятнадцатого века, а до этого смолянки жили и учились прямо во флигелях Смольного монастыря. Некогда на этом месте хранили смолу для Адмиралтейской верфи. Потом здесь стоял маленький дворец, где провела юные годы императрица Елизавета Петровна. Позже она пожелала построить здесь женский монастырь и удалиться туда на старости лет. Но при жизни заказчицы монастырь так и не достроили. И вот теперь в бывшие кельи въезжали маленькие смолянки и их учителя.

По задумке Бецкого в Смольном должны были учиться пятьдесят девочек. Но в первый год набрали только одиннадцать. Причём родителей пугало не столько образование, сколько его условия.

Девочек привозили в эти флигели подле собора. Сейчас в них факультеты Санкт-Петербургского университета. В то время это было абсолютно закрытое учреждение: родители давали расписку, что ни при каких обстоятельствах не заберут детей обратно. Теперь папу и маму девочки видели только в редкие дни, и то в присутствии наставника.

Сюда въезжали шестилетние девочки, и здесь они жили двенадцать полных лет: ни каникул, ни поездок домой. Вот так Иван Бецкой ограждал хороших детей от их порочных, по его мнению, родителей.

Не виданная даже для Европы прогрессивность идей Бецкого – приравнять женское образование к мужскому. Помимо танцев, музыки и домоводства смолянок учат арифметике, черчению, истории, физике, географии и иностранным языкам. Бецкой даже подумывал одно время добавить курс по анатомии. Екатерина советовалась на этот счёт с Вольтером и Дидро: те уверяли – будущие матери обязаны знать строение тела. Но Государыня не рискнула. И потом, за все годы существования Смольного анатомию так и не ввели.

Главное внеклассное занятие для девочек – театр: играют пьесы Вольтера и Суморокова – все о любви. [T.10.DCCLIV.4]

 

 
     
 

1 - 2