ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 

 
 

АРКАН II. Изида; Gnosis; Врата Святилища (la Porte du Sanctuaire); Папесса (la Papesse); Divina Substantia; Femina; Natura naturata; Иероглиф (Рот Человека).

   

Gnosis (Книга - Знание, Гностицизм)

 
     
 

columnārium, ī n [columna] колонный налог (взимавшийся с домовладельцев в соответствии с числом колонн) С, Cs. [B.32]

 

γνῶσις, εως ἡ 1) познавание, познание Plat., Arst.; 2) знание (ἡ αἴσθησις γ. τίς, sc. ἐστιν Arst.); 3) наука (ἡ φυσικὴ γ. Arst.); 4) узнавание: τὴν γνῶσίν τινος ἀπιστεῖσθαι Thuc. не узнавать кого-либо; 5) юр. расследование, дознание, следствие (αἱ τῶν δικαστηρίων γνώσεις Dem.); 6) (личное) знакомство (πρός τινα Aeschin.); 7) отчётливость, ясность: ἐναργεστέραν τὴν γνῶσιν ἔχειν Plat. быть более известным, знакомым; 8) известность, слава (ἡ ἐς γνῶσιν ὁδός Luc.); 9) распоряжение, указ (αἱ τοῦ ἄρχοντος γνώσεις Luc.); 10) филос. поздн. гносис, гностическая философия. [B.169]

I γνωστικός 3 1) познавательный, познающий (ἕξεις Arst.; τοῦ αἰσθητοῦ δύναμις Plut.); 2) сведущий, знающий, учёный Diog.L. [B.169]

II γνωστικός ὁ поздн. филос. гностик. [B.169]

 

 
     
 

Возвращение к принципам раннего христианства, к учению гностиков, переосмысленному в свете новых научных открытий, даёт человеку ищущему, опору для противостояния развращающему нигилизму и, вместе с тем, открывает духовные горизонты для выбора собственного пути. Формы новой религии могут быть различны; важно, чтобы в её основе лежало истинное учение о свете и любви. Она не должна быть массовой: массовым стало учение христианской Церкви, вобравшей в себя не только людей подготовленных, но и тех, которые до сих пор живут по законам тьмы и повинуются лярвам.

А. НИКИТИН [A.256]

 

 
     
 

Kent Dobson, teaches religion and is a Spiritual Life advisor at Grand Rapids Christian Schools : «что сделало гностические евангелия такими опасными? Почему они закончили свой путь в песке, а не в Библии?»

Dr. Marvin Meyer, Professor of Bible and Christian Studies at Chapman University, Director of the Coptic Magical Texts Project of the Institute for Antiquity and Christianity (Марвин Майер, специалист по коптскому языку): «Эти тексты рассказывают о христианстве другого рода, и совсем не о том благочестии, которое было принято большинством церковных отцов, религиозных лидеров. Эти тексты в значительной степени гностические, то есть в них отражены знания, которые расходятся с верой».

В Новом Завете четыре Евангелия, здесь же более дюжины. Вот, например, очень спорное Евангелие от Фомы. Потому что оно бросает вызов основам христианской веры и вызывает сомнение в божественности Иисуса. В нем сказано: «Но Царствие внутри вас и вне вас. Когда вы познаете себя, тогда вы будете познаны, и вы узнаете, что вы дети Отца живого».

Dr. Marvin Meyer: «На основании представленного в Евангелии от Фомы полного портрета Иисуса, ясно, что он был Учителем мудрости, Иудейский Мудрец, если хотите. Иисус не производит никаких физических чудес. Он не предсказывает «Конца Света», как раз наоборот, он не согласен с таким подходом. Он не умирает за чьи-то грехи, он не умирает на кресте. Никакого упоминания о его смерти нет вообще. У Фомы нет, в Евангелии от Фомы. И он не воскресает на третий день после смерти. В своём Евангелии он не настаивает на том, что Иисус единственный Сын Бога. Теперь, когда эти документы открыты, их нельзя игнорировать». [T.12.XXIV]

 

1945 Египет

Dr. Elaine Pagels, Professor of Religion, Princeton University: «В этих книгах содержится много евангелие, которые никогда не были частью Нового Завета. Большинство из них нам совсем не знакомо, вернее о них мы знали только то, что в древние века их было множество, но они были закопаны, уничтожены и сожжены лидерами церкви, которые считали их самой отвратительной ересью. И мы никогда не знали, что они говорили…».

В текстах обнаружилась новая информация о противостоянии вер, которое началось после смерти Иисуса. Важное убеждение гностицизма: Божественность – это не внешняя сила, которая была вложена в христианского Иисуса, а внутренняя духовная глубина, присущая любому человеческому существу.

Dr. Elaine Pagels: «Эти евангелия отличаются от традиционных, потому что евангелия, выбранные для Нового Завета в период между вторым и четвертым веками, основываются на одном смысле – верьте в Иисуса и вы будете спасены. В других текстах, например, в «Евангелие от Марии Магдалины» говорится: «Божественный находится среди вас, потому что вы созданы по образу и подобию Божьему». В отрытых евангелиях также содержится множество различных точек зрения. Именно это и не нравится служителям Церкви. Бишоп (bishop – епископ), который ненавидел еретиков сказал, что за стенами Церкви нет спасения. Каждый должен иметь веру, только с помощью Церкви вы будете спасены, вне её вы будете потеряны».

До этого, как были найдены тексты самих гностиков, люди получали сведения о гностицизме в основном из писаний служителей ранней Церкви, которые неистово осуждали его.

Dr. Elaine Pagels: «Тертуллиан, один из лидеров Церкви сказал: «Люди всегда задают вопросы. Именно вопросы и делают их еретиками». Вопросы, которые вы находите в этих текстах, побуждают вас к исследованиям».

Dan Burstein, Co-editor, Secrets of Mary Magdalene: «Большинство иудейских лидеров, почти все – девяносто восемь – девяносто девять процентов, были женаты и имели детей. Они следовали библейским предписаниям «Плодиться и размножаться». Существовало убеждение, сто к тридцати двухлетнему возрасту, как Иисус, человек должен быть женат и иметь детей. Поэтому учёные считают, что если Иисус был реальным человеком и принадлежал к еврейской культуре, то он почти наверняка был женат. И на ком он ещё он мог быть женат, как не на Марии Магдалине, которая упоминалась двенадцать раз в евангелиях, причём в самые важные моменты в истории жизни Иисуса». [T.4.XV]

 

 
     
 

Но я чувствовал – меня с ним роднит ещё что-то. И скоро догадался: атеисты мне братья и сестры, просто они другой веры, и верой этой пронизано каждое их слово. Они, как и я, идут вперед – до тех пор, пока их влечет разум; когда же, наконец, перед ними разверзается пропасть – точно так же совершают прыжок без оглядки.

Скажу честно. Не атеисты противны мне, а агностики. Сомнения – штука полезная, помогают, хоть и не всегда. Нам всем бы пройти через Гефсиманский сад. Раз уж Христос сомневался, нам пристало и подавно. Раз уж Христос провел последнюю ночь в тревогах и молитве, раз вопиял с креста: «Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» – то и мы вправе сомневаться. Но идти вперед необходимо. А исповедовать сомнения как философию жизни – все равно, что мечтать о движении, стоя на месте.

Порой мои наблюдения в двух разных областях науки наслаивались друг на друга. Некоторые из моих однокашников, ударившиеся в богословие, – по сути, агностики с полной мешаниной в голове, не различающие белое и черное, рабы тупого здравомыслия, затмевающего блеск живого ума, – уж больно напоминали трехпалых ленивцев, а трехпалый ленивец, как истинное чудо природы, напоминал мне о Боге.

Я. МАРТЕЛ [B.59]

 

Атеист отрицает (только) Бога, агностик же отрицает всех кроме себя.

 

 
     
 

…Мария Александровна была полной и абсолютной атеисткой, лютеранскую церковь посещала редко, для приличия. Илья Николаевич, напротив, был истово религиозным…

Наталья КОЖЕУРОВА, доктор философских наук: «Распространённая мысль о том, что Мария Александровна была абсолютной атеисткой, на мой взгляд, не корректна. Она была даже выше атеизма, – она была агностиком, – человеком, который отрицает всё, кроме своего собственного мнения. Это гораздо страшнее даже, чем атеизм. И вот эту убеждённость агностическую, она передала и своему сыну Володе, чем толкнула его на путь достаточно опасный и рискованный – «Переделать мир под себя». [T.18.IX.1]

 

Для меня не секрет, что на Западе, да, наверное, и здесь, на Востоке, многие люди, даже широко образованные и сами по себе не религиозные; считают открытого атеиста человеком аморальным. Дело простое – моральные принципы этого мира сформулированы религией и внедряются через неё. Следовательно, считают эти люди, что атеист должен вместе с религией отвергать и все устои морали и этики. Я был бы рад, если бы вы увидели за моими несовершенными формулировками, что из материализма вместе с глубоким познанием природы вырастает и новая мораль, новая этика и эстетика, более совершенная потому, что её принципы покоятся на научном изучении законов развития человека и общества, на исследовании неизбежных исторических изменений жизни и психики, на познании необходимости общественного долга. Что у материалиста тоже вещая душа и сердце, полное тревоги, по выражению нашего великого поэта. Тревоги не только за себя, но и за весь окружающий мир, с которым неразделен каждый человек, и судьба мира – его судьба.

Но если вещая душа и жесткая дисциплина поведения также составляют необходимые качества йога, то полное тревоги за судьбы людей и мира сердце вы одели в броню безразличия и несочувствия.

Иван ЕФРЕМОВ [B.107.1]

 

 
     
 

История это единственное абсолютно точное подтверждение теории Дарвина. В её седых веках выживает сильнейший, – по праву или без прав, не важно, – кто дожил до настоящего, тот и силён, телом и духом. Караимы дожили до наших дней не без труда, но с гордостью и достоинством. Их происхождение – непростая историческая задача, со множеством ответов. Одни считают, что предки караимов из Сиона, то есть из Земли Обетованной. Довод – их религия, которую долго считали разновидностью иудаизма. Караим испокон веков верят в Единого Бога, читают и чтят Ветхий Завет, но отрицают Талмуд, Евангелие и Коран, так как не считают их священными. Народ уверен, что Пятикнижие Ветхого Завета, само по себе истина, и не нуждается в толкованиях. Все свои богослужения караимы издревле проводили на языке Ветхого Завета, не доверяя переводам. Чтобы правильно понимать тексты Писания, они обязательно изучали древнееврейский, и за это караимов называли хранителями Завета. Служение Богу, любовь к ближнему и сохранение исконной ветхозаветной чистоты, они считали главными целями своей религии.

Михаил ЗАЯНЧКОВСКИЙ, член культурной общины караимов в Литве: «В начале, наверное, надо сказать, что обозначает это таинственное слово «караим». «Кара» – по-арабски – «читать». Караим – это лицо, человек, который читает Святое Писание».

Карина ФИРКАВИЧЮТЕ, председатель культурной общины караимов в Литве: «Если вы знаете, вот, слово «Коран», которая является святой книгой мусульман, она тоже происходит от того же корня, от слова «читать». Только Коран это «то, что читается», а караимы это «те, которые читают». Потому что вся суть была как раз в том, чтобы каждый должен читать, понимать сам, и не говорить, что вот кто-то там объяснил Святое Писание вот так, и он потому как-то обязан кому-то ещё верить». [T.10.VII]

 

 
     
 

…других его копий не обнаружено. Это открытие вызвало серьёзные споры, многие учёные считают, что Смитт (Prof. Morton Smith, Columbia University) подделал письмо. [1958 г, Монастырь Mar Saba, близ Иерусалима. Климент Александрийский 3-й век – Второе евангелие от Марка послание Феодору]. Но вскоре за этим последовали потрясающие археологические находки. Такие источники, как Кумранские рукописи, доказали, что забытые евангелия существуют. И судя по ним, фигура Иисуса, представленная в канонических текстах, не совсем подлинная. Находки, сделанные в середине двадцатого века, потрясли мир библеистики.

…и эти документы доказывают, существовало и неизвестное нам ранее христианство.

Prof. Carole R. Fontaine, Andover Newton Theological School: «По сути в этих текстах мы видим другого Иисуса. И для многих Он гораздо привлекательнее знакомого нам Доброго Пастора».

Приверженцы иного христианства получили название гностиков, от греческого слова «гнозис», то есть «знание».

Prof. Marvin Meyer, Chapman University: «Смысл учения гностиков в том, что Всемогущий Бог снизошёл к нам, вошёл в нашу жизнь, и мы можем стать Его частью».

Неясно, каково было число гностиков в первые три века нашей эры, но это была крупная группа. Один из их епископов по имени Валентин едва не стал Папой. Учения гностиков считались серьёзной угрозой традиционному христианству. Церковь предавала их анафеме и жгла их книги. Найденные в Наг-Хаммади тексты наталкивают нас на удивительную гипотезу: главным соперником новозаветного Христа был Христос гностиков. Не обычный Христос, чья природа выглядит больше человеческой, чем божественной.

Dr. Kirsti Barrett Copeland, Stanford University: «Смысл в том, что Бога нельзя распять, Бога нельзя убить. На кресте может погибнуть только тварное, то есть то, что от Мира сего и сотворено Богом».

…у гностиков были свои евангелия, свои обряды, и даже свой Иисус. Возможно, его человечность выглядела привлекательней для людей. Гностическая версия Христа практически не сохранилась: Церковь одержала победу в борьбе с гностицизмом.

Dr. Kirsti Barrett Copeland: «Церковь была лучше организована. Нельзя недооценивать значение надёжной инфраструктуры, чёткой иерархии. Кроме того, чтобы сохранить привкус тайны, эзотеричность, которая пропитывает все гностические тексты, им явно приходилось ограничивать число посвящённых в свою систему».

У традиционного христианства был ещё один мощный союзник – император.

Prof. Tina Pippin, Agnes Scott College: «Константин пошёл по пути выработки единого учения. Единая Церковь, единое вероучение были нужны ему, чтобы скрепить империю. А империя уже трещала по швам».

Константин дал христианству законность. Империя, распявшая Христа, выводит его учение на вершину могущества. А наследник Константина – император Феодосий – делает его обязательным для всех.

391-й год. Феодосий ставит язычество вне закона: святилища Митры, Изиды, Симона-волхва и Аполлония превращаются в Церкви. Но многие идеи и обряды древних культов незаметно влились в христианство.

Prof. Marvin Meyer: «Несомненно одна из причин победы христианства в том, что христиане способны заимствовать что-то у других культур, в том числе и у мистиков, и перерабатывать это по-своему».

В результате шествия в честь Богоматери, причастие вином и хлебом, и даже дата рождения Митры вошли в христианскую традицию. Но верования гностиков не были включены в христианское вероучение. К пятому веку нашей эры гностиков обращают в Единую веру. Их сочинения признаны еретическими. Из них сохранились лишь те, что были спрятаны. Остаётся только одна версия христианства – одна версия образа Христа. Религия, некогда гонимая властями империи, становится официальной верой императора. Соперники Христа, когда-то столь известные, уходят в забвение.

Не смотря ни на что, проповедь скромного сына плотника превратилась в величайшую религию нашего мира. [T.17.XXI.1]

 

…библеисты полагают, что эти письма или послания были написаны в конце первого века нашей эры, в период ожесточённых споров среди христиан о том, существовал ли во плоти Иисус – Сын Божий. «Всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога. Это дух Антихриста».

Dr. Ronald Farmer, Dean, Wallace All Faiths Chapel: «Иоанн осуждает тех, кто отрицает человеческое воплощение Христа. Другими словами, это писание направлено против развивавшегося в тот момент гностического подхода к христианству».

Гностицизм – это религиозно-философское течение, которое противостояло зарождавшемуся раннему христианству.

Prof. Marvin Sweeney, Claremont College: «В послании Иоанна отображены те, кто не принимает Иисуса как Сына Божьего или Иисуса во плоти, те кто представляют ложную доктрину и, следовательно, формируют образ Антихриста». [T.11.VI.9]

 

 
     
 

Prof. Gilles Quispel, Utrecht University: «Катары не являлись предвестниками реформации, это не было еретической сектой католицизма или протестантизма. Это была совершенно иная система верований, она существовала в первые века христианства и даже ещё раньше. Тогда люди осознали, что наш мир – это «Мир теней». Они отвернулись от реальности и устремились к «истинному миру» – духовному, божественному миру. Те люди считали, что его можно найти в своей душе. Им не требовались никакие посредники, ни церковь, ни Библия».

В 1945-м году египетские крестьяне из Наг-Хаммади нашли множество древних свитков. Они были спрятаны на заре христианства во избежание гонений со стороны других христиан. Эта находка принесла Жилю Киспелу всемирную известность. Он помог перевести и опубликовать эти документы. В них изложено учение гностиков. Для гностиков этот мир – «нереальный мир», а лишь одна из теней: ключом к истинному, божественному миру является гнозис – это истинное знание прочувствованное в душе. Гностики были убеждены, что именно этому и учил Христос.

Prof. Gilles Quispel: «Здесь есть сокровенные слова. Их произнёс Иисус и записал Дидим Иуда Фома. Катары были гностиками, таким образом они являлись наследниками древних гностиков, живших в Александрии, в Египте, в начале нашей эры. Это были иудеи-изгнанники, которые нашли в своих сердцах Неизвестного бога. Однако они не могли найти этого бога в мире. Это потому, что наш мир полон зла и страданий. Гностики сделали вывод, что этот мир был создан меньшим божеством – Иеговой – богом их народа».

Этот мир – Ад. Он не может быть творением Благого Господа: он не создавал Рай и землю, этот бог Старого Завета создал материю, затмевающую истинный божественный мир. Для гностиков Иегова – ненастоящий бог. Создавая человека, Он заключил его в материю, Он втянул его в жизнь, полную страданий, которая заканчивается смертью. Человек, созданный по Его образу, полностью занят творчеством, строительством, накоплением, он не видит божественную искру в своём собственном сердце. Но многие могут найти «божественный свет», если не в этой жизни, то в следующей. Гностики верили в реинкарнацию.

Prof. Gilles Quispel: «Когда евреи из Александрии в Египте обратились в христианство, Иисус воззвал к их внутреннему Я. Он показал им путь вглубь своей сокровенной сущности. Гностики говорили: «Познавший себя, познал Бога».

Для гностиков Иисус не был Сыном Божьим – он был Посланником, показавшим путь к своей истинной сущности. Церковь утверждает, что Иисус умер за наши грехи, ибо мы грешники. Наша единственная надежда на Божью Милость и посредничество Церкви.

Prof. Gilles Quispel: «Церковь создавала совершенную систему, она дала людям символ веры, и мы должны в это верить. Дала законы Библии, которые надо принять, а епископ определит, что есть правда, что ложь. Однако гностики не признавали никаких властей, они лишь следовали гнозису в своём сердце…»

Константин (Великий), как правитель, выбрал организацию – католицизм одержал верх, доктрины гностиков были сожжены. Это была вера индивидуумов. Мощная христианская Церковь начала свои гонения. В течение ста лет гностицизм был изничтожен. Некоторые гностики бежали в далёкие горы Армении. Это прибежище укрывало их более пяти веков. Около тысячного года гностики были вынуждены поселиться в Болгарии, здесь они обрели новую силу. Странствующие проповедники покорили Боснию, нашли последователей в Северной Италии, Франции, Германии и даже Англии. Для Церкви это стало проблемой… [T.23.IX.4]

*

Timothy Freke, Author: «…вот что говорили христиане-буквалисты, впрочем, они появились не ранее второго века».

…но самые важные идеи были озвучены греческим мыслителем Платоном.

«Человек, – говорил Платон, – подобен существу в пещере. Он, связанный и не способный видеть ничего, кроме того, что перед глазами, неясных образов на стене. Это тени, которые отбрасывает огонь из реального мира, находящегося у него за спиной. Но человек, не способный повернуться, слеп к истинному божественному миру и продолжает глядеть на стену перед ним, думая, что истина здесь. Он убеждён, что это единственная реальность».

Научиться видеть этот истинный божественный мир – задача мистических религий.

Prof. Gilles Quispel, Utrecht University: «Мистические религии ориентированы на трансформацию: это основная идея мистерий».

С помощью трансформаций люди пытаются увидеть истинную реальность – истинное знание, которое называется «гнозис».

Все мистические религии включают внешние эзотерические мистерии, и мистерии внутренние – более таинственное учение о самотрансформации.

Timothy Freke, Author: «Внешние мистерии существуют для того, чтобы подготавливать массы. То есть, это нечто, доступное всем. Помимо этого мы обнаруживаем весь спектр между двумя крайностями: один полюс представлен буквалистами, а другой – гностиками, или мистиками. Но гностики-мистики, языческие философы сами нападали на буквалистов или фундаменталистов. Последние верили, что почитание идола действительно может помочь. Первые говорили: «Нет. Это недопонимание».

Prof. Keith Hopkins, University of Cambridge: «…там повествуется о многообразии путей к спасению. Люди верили, что этого можно достичь, созерцая, разжигая «божественную искру», которая есть в каждом из нас. Это общение с Богом через поиски внутри себя: это индивидуальный поиск божественного без помощи священников и епископов. Гностицизм удивительно привлекателен, думаю, особенно привлекателен для современной мысли, потому что это религия для личности, а не религия, принесённая церковью. Думаю, люди всегда это искали, всегда к этому стремились. Они попытались найти божественное самостоятельно. Это необыкновенно просто, и, в то же время, исключительно сложно».

Timothy Freke, Author: «…то, что кроется в самой глубине, не может быть выражено, не имеет характеристик – это мистическое сознание. По этой причине любой путь будет индивидуальным». [T.23.IX.5]

**

 
     
 

**

Prof. Gilles Quispel, Utrecht University: «Книги из Наг-Хаммади ценнее, чем «Манускрипты Мёртвого моря», потому что они проливают новый свет на историю христианства, на Иисуса и на Бога».

Prof. Keith Hopkins, University of Cambridge: «…они говорят о множестве путей, что могут привести человека к спасению – через размышление, через развитие «божественной искры», заложенной в каждом из нас. Общаться с Богом можно совершенствуя собственную душу, можно искать свой путь к Богу без помощи церковников – заманчиво звучит. Гностицизм – очень заманчивая вещь, и особенно для современного человека, потому что преподносит религию в индивидуальном порядке, а не через церковь. Да, это очень притягательно. Уверен, что люди всегда жаждали этого – найти путь к Богу самостоятельно. Но не будем упрощать, потому что это и чрезвычайно сложно».

Основа гностицизма в том, что все мы рождаемся с «божественной искрой» внутри, и задача верующего – отыскать в себе эту «искру», развить её, и прикоснуться к Богу, заглянув в себя.

Prof. Keith Hopkins: «Что есть «гнозис»? Гнозис означает «самопознание». А что такое «самопознание»? – Экстаз? Психоанализ?

Очень трудно объяснить, что такое самопознание и как прийти к нему. Это не психоанализ, это не интеллектуальное исследование души, это не экстаз – это неспешное размышление о том, кто ты, как Бог сотворил тебя, и каков Бог. Это очень тихое внутреннее узнавание себя».

Timothy Freke, Author: «…то, что будет открыто, ни одно ухо не услышит и не увидит ни один глаз – это ты сам. Себя ты не можешь слышать и видеть – твоя суть, твоё сознание. И это ключ к пониманию сути христианства, или, скажем, язычества – нужно совершить акт самопознания. И в этом состояло великое предначертание, которое бог Аполлон даровал язычникам в Дельфийском оракуле – «Будите разум, познавайте себя». Так же и у христиан – нужно искать ту часть себя, которая не умрёт. Это не поиск того, чего не имеешь ещё: нужно осознать, что ты уже бессмертен, потому что в человеке главное не плоть его. Если ты найдёшь себя, то найдёшь и бога и блаженство – найдёшь Бога в себе.

В этом новизна гностицизма – Бог в тебе, твоя сущность бессмертна. Не обязательно вести себя примерно, подчиняться правилам, и в этом есть что-то анархическое. Гностики мыслят свободно, живут свободно, игнорируют правила, а Христос – их великий герой – изображён вольнодумцем, который общается с проститутками и разными тёмными личностями. Он ломает устои, неподобающе ведёт себя в Великую субботу, и постоянно в открытую критикует церковников. Он – классический гностик, и другим уже не станет. И дело не в том, что он игнорирует правила, а в том, что он хочет быть самим собой – «Познать себя».

…то учение Павла идеально совпадает с идеями, преобладавшими здесь. Это ворота в Египет и, пожалуй, величай город древности на перекрёстке дорог в Азию, Африку и Европу – город Александрия.

Prof. Gilles Quispel: «Александрия в то время была вторым городом на Западе, и именно там зародился гностицизм. Там жили египтяне, греки, а евреев в Александрии тогда было больше, чем в Иудее и Галилее. Эти евреи жили в изгнании, и они нашли в душе своей Неведомого бога. Но они не могли найти такого бога на земле, так как мир был полон порока и страданий, и поэтому евреи решили, что Творцом мира был, как бы, «Малый бог» – Иегова – бог их племени. Это бог из Ветхого Завета – «око за око, зуб за зуб» – суровый бог».

Prof. Keith Hopkins: «Все истории из Ветхого Завета пронизаны критикой современного им мира, а всё потому, что этот мир создал Младший бог, а Верховный бог не допустил бы такого безобразия. Всё это множество мифов о том, что этот мир неправильно создан, потому что младшая дочь «правильного», так сказать, бога – Софья – безумно влюбилась в своего отца. И будучи в отчаянии от этой запретной любви, она зачала непорочно. Но потом исторгла из своего чрева «нежеланное дитя». И этот её сын – уродец со звериным лицом Иалдабаот (Иалдабаоф) – Царь Хаоса, высокомерно предположил, что он Единый бог, посланный на землю, и сотворил, как сумел, этот мир, этот физический мир. Таким образом этот мир был создан порочным существом – безродным Иалдабаотом, которого иудеи и христиане ошибочно считают истинным богом».

Prof. Gilles Quispel: «Этот бог надел оковы на человека, заточил его божественную бессмертную душу в тело, которое смертно. Создатель этого физического мира наградил человека своей сущностью – неизбывной жаждой стяжания. Но хороший истинный Бог сжалился над человеком и послал на землю Иисуса, чтобы отвратить людей от порочных страстей Иалдабаота. Когда евреи, живущие в Александрии, стали христианами, Иисус разбудил в них желание мыслить. Они сказали: «Кто знает себя, знает Бога».

Кем бы ни был Иисус – реальным человеком, мифом или метафорой – но его образ породил раскол. Вокруг этого образа начнётся борьба идей, которая далёко разведёт оппонентов.

John Lash, mythologist: «Известно, что православие возникло уже после гностицизма и в большой степени было реакцией на него, и назвало себя тем, чем не является. Официальное христианство противоречит само себе: объявив войну гностицизму, оно пошло иным путём. Гностики атаковали лишь идеи ранних христиан, но христиане в ответ атаковали не только идеи гностиков, но и самих гностиков».

Эти две системы взглядов могли бы, видимо, мирно сосуществовать, если бы не Константин – первый римский император, принявший христианство. [T.23.IX.6]

 

 
     
 

1 - 2

ДАЛЕЕ