ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН XXI. Radiatio 2; Signum; Materia; Furca (Вилы); le Fou (Безумный); Иероглиф (стрела в колебательном движении).

   

ОГОНЬ

 
     
 

Каббала делит знаки алфавита на 3 основных группы.

Первая группа буквы-матери:  ש מ א 

Они символизируют основные термины метафизической шкалы Тернера:  א  соответствует нейтральному термину (n);  מ  отрицательному полюсу ();  ש  положительному полюсу (+).

Любая комбинация этих букв может быть истолкована терминами Тернера.

 א  условно означает «воздух»;  ש  «огонь»;  מ  «вода».  ГОМ [B.27]

 

ignis, is (abl. е или i) m 1) огонь; 2) пожар; 3) сторожевой огонь; 6) молния; 7) небесное светило; 9) блеск, сияние; 12) страсть, любовь

 

ambustio, ōnis f [amburo] 1) ожог (ambustionibus mederi PM); 2) огонь, пламя (a. aeterna Eccl). [B.32]

 

adoleo, uī (ēvī), (ultum), ēre 1) благоухать: unguenta adolent Pl (v. l.) пахнет благовониями; 2) курить (благовониями), возжигать (verbenas et tura V): a. penates flammis V возжечь огонь (на очаге) в честь пенатов || окутывать жертвенным дымом (altaria donis Lcr); 3) почтить (aliquid aliqua re): a. aras cruore T окроплять жертвенники кровью (жертвоприношениями) || воздавать (Junoni honores V); 4) уничтожать огнём, сжигать (aliquid igne О, AG). [B.32]

 

Mulciber, b(e)rī и beris m [mulceo] «размягчитель», т. е. «плавильщик» металлов: 1) эпитет Вулкана Acc, С, О; 2) поэт. огонь О. [B.32]

 

crīnis, is m [одного корня с cresco] 1) волосяной покров, волосы; 2) щупальцы; 3) лучи или языки (ignis VF): effusis stellatus crinibus aether VF сверкающее звёздами небо; 4) хвост кометы

 

αἶθος ὁ пламя, огонь, жар Eur. [B.169]

 

 
     
 

…большинство лесных пожаров начинается одинаково – из-за случайного удара молнии. Взгляните на огонь – и увидите силу Солнца, слишком долго копившуюся в живой материи. Органика, существовавшая сотни лет в виде деревьев, быстро обратилась в пепел. [T.21.LXXXIX]

 

Когда нашему предку удалось приручить огненную стихию, он приобрёл один из главных признаков, отличающих его от животного – звери огня боятся, люди этот страх пытаются преодолеть.

Дмитрий ГРОМОВ, доктор исторических наук: «Нахождение рядом с огнём – это для человека нахождение в зоне безопасности, поэтому говорить о том, что у человека отношение настороженное, в общем-то, не правильно».

Термическая обработка пищи повлияла на эволюционное развитие человека, как биологического вида. Наши зубы стали отличаться от челюсти хищников, вынужденных рвать пищу клыками. Органы пищеварения также стали иными. Огонь облегчил быт и усложнил бытиё, а, значит, и сознание древнего человека. [T.10.I.29]

 

Павел ЧЕРНОУСОВ, кандидат технических наук, директор музея Московского Института Стали и Сплавов: «…костёр, который открытый, принято считать – это 500-600 градусов, костёр лагерный пионерский, туристский, который специально складывают – где-то 800-900. Когда мы говорим о горне, который специально создан (у которого стенки, над ним специально труба, которая создаёт тягу) – это уже температура порядка 1100 градусов». [P.125.352]

 

 
     
 

За два миллиона лет мозг homo erectus увеличился на двадцать процентов. Но даже с большим мозгом и орудиями труда он проиграл битву за выживание. На равнинах Африки проточеловек жил в постоянном страхе диких зверей и пожаров. Как же homo erectus смог повернуть одного своего врага против другого.

Нашим далёким предкам нужно было найти средство защиты от леопардов, чтобы не стать для них пищей.

Dr. Francis Thackeray, Transvaal Museum: «Контроль над использованием огня – начало технологического развития. Без этого у нас не было бы ракет, и мы не смогли бы полететь на Луну. Так что использование огня представляет первый шаг в длинной ряду достижений человечества».

Мозг Человека прямоходящего развился под действие белков. Это существо способно общаться, но языком не владеет.

Dr. Lee R. Berger, Paleoanthropologist: «Древний homo sapiens – это сложная тема. Двести тысяч лет немного с точки зрения эволюции, но древние люди – ещё не мы». [T.10.VI.12]

 

…восемьсот тысяч лет назад наши предки уже уверенно обращались с огнём.

Огонь также играет ключевую роль и в развитии техники. Скоро с его помощью мы будем превращать глину в керамику, металл в оружие, воду в пар.

Prof. John J. Shea, Stony Brook University: «Без огня невозможен двигатель внутреннего сгорания. Нет огня – нет металла. Для существа, умеющего пользоваться огнём, он открывает невероятные возможности». [T.10.CCCL]

 

Николай ЯНКОВСКИЙ, член-корреспондент РАН, доктор биологических наук: «…антропология, представление о происхождении человека на основе исследования костных останков, она говорит нам о том, что гоминиды существуют уже много миллионов лет, в данном случае это уходит на уровень порядка пять и шесть миллионов лет. По генетическим данным расхождение предка человека и шимпанзе общего на две линии разных, оно произошло порядка пяти и семи миллионов лет назад. Антропология нам говорит примерно то же самое, но слово «homo» оно появляется примерно два миллиона лет назад, чуть-чуть раньше. И в общем эти люди, они не были такие же как мы анатомически, хотя были нашими прямыми предками…

шимпанзе огонь не используют, мы огонь используем. И он использовался до того, как человек приобрёл современный генетический вид. Свидетельства о том, что огонь использовался, они относятся к уровню больше полутора миллионов лет назад. А вот здесь – это уровень около полумиллиона лет назад – зарегистрированы очаги и приготовления пищи, хотя человека вот в таком виде как сейчас ещё не было. Но это, конечно, был уже наш предок, далеко отошедший от шимпанзе. Приготовление пищи – это особенность, которая позволила человеку гораздо быстрее приспосабливаться к среде, и иметь более условия благоприятные для своего в частности и размножения, на которое больше времени оставалось. Вот шимпанзе тратит на жевание пищи в среднем пять часов в сутки, а охотники-собиратели, даже те, которые сейчас таковыми и являются – ходят не в магазине покупают, а сами что-то в природе достают и готовят пищу на огне, – они тратят на приготовление пищи один час в день. У них четыре часа остаётся ещё на что-то такое приятное или полезное…» [T.10.CI.24]

 

 
     
 

…«Проведение через огонь», этот ритуал практиковали враги израильтян ханаанеи. Не вполне понятно, что это за ритуал, однако авторы Библии его ненавидят. Но кто-то видит в этом доказательство, что и сами древние израильтяне его практиковали.

Dr. Robert R. Cargill, Archaeologist, UCLA: «Подумайте сами, если вы видите парковку, всю уставленную знаками «На скейтбордах не кататься», это значит, что у них есть проблема – дети, катающиеся на скейтбордах. То же самое с библейским текстом: когда вы видите слова «не проводите своих сыновей через огонь. Они зло, потому что проводят своих сыновей через огонь», это значит, что израильтяне продолжали практиковать жертвоприношения». [T.12.LXXIII]

 

…переносное значение слова «Утка» в русском языке связано с языческими представлениями, по которым птица считались вместилищем души умерших. А Душа приравнивалась к Огню, который мыслился и как спасительное – очищающее – и как губительное начало. Слова Утка, а также Огонь и Дух восходят к одному индоевропейскому корню. [T.10.I.5]

 

 
     
 

Алексей ЛИДОВ, кандидат искусствоведения, член-корреспондент Российской академии художеств: «Это действительно без всякого преувеличения главное и самое знаменитое, наверное, христианское чудо на протяжении столетий. В субботу, в разное время суток, это тоже очень интересно, потому что не было никогда такого фиксированного часа. Это было очень важно для многих арабских правителей, которые по этому определяли виды на урожай: средневековые арабские халифы специально направляли послов для участия в событиях, и как только это чудо совершалось, немедленно гонец отправлялся ко двору халифа с указанием времени. По тому, как случилось это чудо – рано или поздно – весь Арабский халифат определял, что будет с урожаем на будущий год.

Если мы говорим о древней культурной традиции, то «чудо возникновения нерукотворного огня» происходило ежегодно и в Первом и во Втором ветхозаветном храме. Там с первым лучом Солнца в день Новолетия открывались знаменитые Золотые врата, и зажигался огонь на жертвеннике всесожжения. И, собственно, этот чудесный огонь или Святой огонь, он поддерживался неугасимым на протяжении всего года, когда это «чудо возникновения нового огня» повторялось.

На самом деле всё устройство Гроба Господня было сделано с учётом этого ежегодного чуда. Начиная с того, что в большой ротонде Воскресения никогда не было купола, а всегда было отверстие – такой широкий окулюс – круглое окно. В вершине Кувуклия сделан балдахин открытый, а из этого балдахина внутрь, собственно в пещере, тоже сделано маленькое круглое окно. И, собственно, вот этот «божественный свет» или «Святой дух», который нисходит с небес, он проходит через этот большой окулюс, спускается вниз, заходит в этот киворий-балдахин над Кувуклием и через ещё один окулюс в ложу в Пещере погребения.

Собственно о «чуде Благодатного огня» мы впервые узнаём только в девятом веке из арабского географа и писателя чудес мира Аль-Джахиза, который упоминает это чудо, как происходящее в Иерусалиме, но в очень скептическом контексте. И латинский паломник в том же столетии также достаточно ясно говорит о том, что вот уже в это время это происходит, и это является устойчивой традицией.

Любопытна в этом смысле позиция разных религиозных групп, и тех же арабов. Одни так очень жёстко и настойчиво говорят, очевидно, это греческая мистификация, причём, даже придумывают какое-то объяснение, что это «греческий огонь». Эта такая позиция, которая, между прочим, как научная или паранаучная, существует и до сих пор. Но как сейчас, так и тогда, ведь никто ничего не смог, ни доказать, ни поймать за руку, хотя пытались.

Сам Святой огонь рассматривался как важнейшая реликвия. Арабский историк, уже тринадцатого века, настроенный, кстати говоря, негативно по отношению к чуду Благодатного огня, он описывает, что они берут этот огонь в особых лампадах, несут его по всему христианскому миру – и в Рим, и в Иерусалим, и в Алеппо, и далее – этот огонь становится важнейшей реликвией, которая переносится в разные места христианского мира, и тем самым объединяет всё это огромное сакральное пространство». [T.10.LXXXIX.8]

*

Пришлось немало потрудиться, пока не подготовил целый ряд опытов, прекрасно разоблачающих религиозные мистификации. Самый эффектный из них – самовоспламенение свечей. Мы этот опыт проверили не раз, и, в конце концов, так «выдрессировали» наши свечки, что они стали зажигаться как по команде.

Современный читатель, вероятно, знает секрет этого опыта, описанного в книгах по занимательной химии. Но мои слушатели не знали его и выслушали объяснение с большим вниманием. Фитиль свечи, расщеплённый на отдельные ниточка, пропитывается предварительно раствором белого фосфора в сероуглероде. Последний быстро испаряется, после чего на фитиле свечи остаются мельчайшие кристаллики белого фосфора. Уже при комнатной температуре белый фосфор окисляется на воздухе, то есть соединяется с атмосферным кислородом, причём эта реакция сопровождается выделением теплоты. Так как температура воспламенения белого фосфора в мелкораздробленном состоянии не очень значительно отличается от комнатной, то медленное окисление легко переходит в бурное горение. Теперь совершенно ясно, почему свечи, фитили которых усеяны мельчайшими кристалликами белого фосфора, зажигаются на воздухе сами собой. Существуют и другие реакции, сопровождающиеся самовоспламенением.

П. СТАРОСЕЛЬСКИЙ, кандидат технических наук [A.385]

**

 
     
 

**

Храм Гроба Господня

Barnaby Rogerson, Author «The Last Crusaders»: «Именно это здание, построенное Константином и его матерью – святой Еленой – привело к Первому крестовому походу».

Prof. Jonathan Phillips, University of London: «В умах европейских крестоносцев могила Христа имела абсолютно недостижимую, несравнимую ценность. Именно так они говорили, отправляясь в поход: «Мы идём освобождать могилу Христа». Когда они очутились здесь летом 1099-го года, то увидели ротонду и несколько пристроек, но, в целом, они испытали скорее разочарование. Тогда они решили украсить его – создать памятник, достойный значимости места и его роли в сознании христиан».

Это четвёртая версия Храма Гроба Господня. Его разрушали персы в 614-м году, мусульмане в 1009-м году и пожар в девятнадцатом веке.

Prof. Jonathan Phillips: «Для верующих христиан было крайне важно иметь красивое здание над этими святыми местами, потому что после взятия крестоносцами священного города тысячи и тысячи паломников устремились на Святую землю и хотели молиться около святыни. Нужно такое здание, которое и притягивало бы их, и позволило политься в достойных этого места условиях». [T.29.XIII.3]

 

Алексей МУРАВЬЁВ, кандидат исторических наук: «…много загадок окружают святого Игнатия Антиохийского. Во-первых, само его имя: уже в древние времена, в древней церкви была такая народная этимология этого имени от слова «Ignis» – «огонь». И не случайно в древнесирийской версии Послания Игнатия, Игнатий называется «муроно», по-сирийски что обозначает «огненный», происходящий от «муро» – «огонь». [P.149]

 

 
     
 

На юге Иордании археологи обнаружили руины поселения, построенного девять тысяч лет назад. По всем признакам это самый настоящий город. Он насчитывал несколько десятков домов.

Prof. Jared M. Diamond, University of California: «Изобретение известкового раствора и штукатурки стало настоящим прорывом. Люди научились строить печи, в которых температура достигала тысячи градусов по Цельсию. Нам может показаться это незначительным достижением, но именно оно стало первым шагом к добыче металла из руды и появлению железа». [T.10.CCLXVIII.1]

 

Ремесленники Китая лепили гончарные изделия тысячи лет, но к первому веку нашей эры они создали нечто совершенно новое под названием фарфор. Чтобы его изготовить китайские гончары смешивали чистый каолин с фарфоровым камнем. Но самым важным ингредиентом был жар: нужна температура в 1300° по Цельсию, чтобы превратить глину в эти изящные, похожие на стекло, изделия, рождённые из земли, воды и огня. Запад создал фарфор только через 1700 лет.

Jack Charles Turner, writer and television documentary host, Master of Philosophy (M.Phil.): «Одной из причин почему остальному миру пришлось ехать сюда за фарфором, заключалась в том, что больше нигде не было печей, способных создавать высокую температуру, необходимую для изготовления настоящего фарфора. Когда этот секрет открыли, и когда его стали использовать повсюду, это преобразило мир».

Китайцы овладели высокой температурой, когда научились превращать обычную железную руду в чугун, а потом в сталь. Секрет получения высокой температуры для знаменитого фарфора был известен китайцам много веков. Они создали печи, используя огнеупорные глиняные плитки, которые могли выдержать высокую температуру, необходимую для превращения железной руды. [T.12.XV.5]

*

Татьяна ТЫЛЕВИЧ, генеральный директор АО «Императорский фарфоровый завод», кандидат экономических наук: «…откуда появилось слово «парцелино»? – Марко Поло ввёз в Европу фарфор, и первый фарфор напоминал с виду кожицу молодого поросёнка – «парцелина». И отсюда получило название «парцелин». [T.10.DCCLXXXV.1]

*

…в переводе с итальянского «порселино» означает «поросёнок».

«Порцелана» – фарфор – является однокоренным словом с «порселино» – поросёнок, потому что, по мнению итальянцев, фарфоровые черепки очень похожи на маленьких поросят. Слово было заимствовано разными европейскими странами: например, в Германии, Англии и Франции фарфор до сих пор называют «порцеланом». А вот в России восемнадцатого века в значении «фарфор» закрепился вариант с окончанием на «ин» – «парцелин».

Сергей РУСАКОВ, профессор кафедры керамики и стекла Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица: «…никто не мог обзавестись фарфором раньше, чем Двор: это было престижно, это было очень дорого…

Реально эту технологию знали только в Китае, и Китай жёстко берёг эти тайны. В производстве фарфора Елизавета Петровна, несомненно, была заинтересована». [T.10.CLXXX.17]

*

porcellus, ī m [demin. к porcus] поросёнок Vr, Ph, Pt. [B.32]

 

יָצַר ) [yāşar] лепить, ваять [B.18]

 

 
     
 

Александр ИПАТОВ, краевед, заведующий Чернцким школьным краеведческим музеем: «…что происходит в Карбоне? В Каменноугольном периоде растений действительно было так много, что ни бактерии, ни грибы, ни насекомые не успевали их полностью переработать, и в результате они стали скапливаться в больших количествах, формируя уголь каменный. Це-О-два перестал поступать в нужном количестве в атмосферу, то есть, баланс газообмена был нарушен. К чему это привело? Это привело к тому, что уровень кислорода в атмосфере повысился в полтора раза до тридцати пяти процентов, по сравнения с современным двадцати одним процентом. То есть, кислородом была перенасыщена карбоновая атмосфера. Кислород – это один из самых опасных возгораемых газов. Планета в Карбоне начинает гореть. Буквально от одного-двух ударов молнии начинаются огромные пожары. Выгорает Ангарида полностью». [P.125.356]

 

 
     
 

Андрей ШЕСТАКОВ, научный сотрудник кафедры Микробиологии Биологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова: «…такое разнообразие генетического материала в целом говорит о разнообразии функций, которые это сообщество может выполнять.

Какие же функции? Прежде всего, это энергетические функции. И, как ни странно, это тепловое обеспечение. Как ни удивительно, но микроорганизмы способны нас обеспечивать теплом. Дело в том, что микроорганизмы во время своего активного метаболизма выделяют достаточно много тепла. И на примере каких-то биотехнологических работ, когда микроорганизмы выращивают в ферментёрах, в оптимальных условиях, они достаточно быстро там развиваются, вот в таких условиях ферментёр приходится зачастую не подогревать, а, наоборот, остужать.

И учитывая то количество микроорганизмов, которое находится у нас в кишечнике, совершенно не удивительно, что тепло, выделяемое микроорганизмами, вносит существенный вклад соответственно и в нашу энергетику». [T.10.CI.60]

 

Со школьной скамьи известны три способа передачи тепла: теплопроводность, конвекция, лучеиспускание.

В. КАРМАЗИН, кандидат технических наук [A.413]

 

 
     
 

1 - 2 - 3

ДАЛЕЕ