ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО |
||||||
ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ |
|
|||||
АРКАН XX. Attractio Divina; Transmutatio astralis; Mutationes in tempore; Resurrectio mortuum (Воскресение мёртвых); Cuptut (Стремление); Circulus; le Jugement (Cyд); Caput; Иероглиф 3 (голова человека, выглядывающая в окно). |
||||||
sērisapia, ae f [предпол. от serus + sapio] запоздалая мудрость, задний ум (шутливое название вымышленного блюда) Pt. [B.32] * forati animi ирон. Sen дырявые умы (т. е. ничего не усваивающие)
|
||||||
Dr. Michael J. Alexander, Cedars-Sinai Medical Center: «Пациенты, постоянно получающие травмы головы, со временем могут столкнуться с различными проблемами, связанными с работой мозга: маленькие разрывы в нейронах мозга, даже небольшие кровоизлияния в мозг могут развиться до опасного состояния, когда иммунная система начнёт нападать на эти участки. Это почти то же самое, что болезнь Альцгеймера». [T.21.VIII.19] * …по данным Американской ассоциации нейрохирургов девяносто процентов боксёров к концу карьеры будут иметь травмы головного мозга. Dr. Keller Wortham, MD, Physician & Weight Loss Expert: «Наш мозг, можно сказать, плавает в вашей голове в море из соединительной ткани и жидкости. Когда человек получает удар по голове, мозг бьётся о стенки черепной коробки. Если это происходит резко, может произойти разрыв соединительной ткани. Так можно повредить мозг. Если при этом лопнут сосуды, произойдёт внутреннее кровоизлияние. Чем сильнее удар, тем меньше амортизация, тем выше опасность для жизни». [T.21.VIII.21]
Сергей МЕДВЕДЕВ, кандидат исторических наук: «…а что тогда вообще, что нам понимать под гениальностью? Вот, мы говорим «гениально» – как некая превосходная степень? Это, вообще, своего рода, фигура речи?» Сергей САВЕЛЬЕВ, доктор биологических наук: «…на самом деле практически есть простое определение. Мы считаем гениальным, ну, во-первых, то, что мы раньше не встречали, которое рождает у нас новое ощущение, образы, и прочее-прочее (критерий новизны). На самом деле есть только один критерий: что нас, собственно говоря, отличает от обезьян? – Нас не отличает от обезьян ни абстрактное мышление, которое у них есть, ни способность речи, которая у них есть, – нет, ни в этом дело, – это всё могут животные в той или иной степени. Речь идёт о том, что человек вообще от животного мира отличается тем, что он может создавать не в результате длительной эволюции, искусственного отбора или естественного, а создавать то, чего не было в природе и в обществе. И гений – это потолок творчества, то есть потолок созидания, которое создаёт то, чего не было в природе. Это не значит, что «это будет хорошо». Сергей ЕНИКОЛОПОВ, кандидат психологических наук: «…вообще говоря, вот, и пример, как раз с Гуком и Ньютоном, он показывает, что «Гением», это общество наделяет, это такой социальный конструкт, когда общество на кого-то вешает вот эти вот самые сверхдостижения, действительно новые, и, там, и прочее, кто-то сделал. Таких «гениев неоценённых» гигантское количество. Это, к сожалению, вот, люди, которых мы называем гениями, вот, просто взяв список какой-то, каждый раз будет выясняться, что это произошло через столько-то лет после его смерти… А того, кого при жизни назвали Гением, либо он «ушёл в тень» и мы его даже не помним, ну, так, только историки, либо очень часто находятся всевозможные такие, замечательные истории… когда человека назвали Гением, а потом окружающие выясняют, или в это же время, что не все люди разделяют его гениальность». Сергей МЕДВЕДЕВ, кандидат исторических наук: «…гений, в какой-то степени, это, вообще, физиологическое определение? Это некое свойство мозга? То есть, вот так скажем – это физиология или это социология?» Сергей САВЕЛЬЕВ, доктор биологических наук: «Физиология к этому не имеет практически никакого отношения: надо очень чётко понимать, потому что физиологически нейрон, который работает у мухи, которая летает над отхожим местом, и нейрон, сидящий в мозге у меня, например, работает по единому принципу. И физиология здесь одинаковая. Вопрос – в структуре мозга… …и здесь надо очень чётко и ясно себе представлять: первое – человеческие способности, они предопределены структурно. Жёстко структурно. Если у вас «Мерседес»… значит, соответственно, а если у вас «Запорожец»… сравнивать нельзя, воспитать (нельзя). Вот мозг является той структурой базовой, с которой начинается как человеческая индивидуальность, так и человеческая гениальность. Она заложена от родителей в равной степени. И если мы говорим о гении, то надо чётко и ясно, или таланте, хотя бы, остановиться на практической вещи: откуда он берётся? В чём особенность его мозга по сравнению с человеком первым попавшимся, взятым на улице? Есть такая разница или нет? – Есть. Какова она? – Она структурно выражается в конкретных совершенно структурах – областях мозга. Началось всё это в тридцатые годы, когда Филимонов (Иван Николаевич, одиозная личность, про него можно фильмы снимать, но очень известный нейроморфолог, цитоархетиктоник) по заданию Советского правительства в момент прихода Гитлера к власти, ему было поручено правительством сделать, показать, что действительно существует: какая структурная изменчивость – существует ли расовая или не существует. Чтобы в пику пришедшему к власти Гитлеру это опубликовать в немецких журналах. Он это сделал. Вышло в немецких журналах три статьи, в которых он показал, взяв русского, немца, по-моему, бурята, еврея, китайца и грузина (грузина обязательно в те времена, политкорректность), он сравнил затылочную часть мозга. И он показал, что в этой затылочной части, где находятся зрительные центры – первичное зрительное поле, вторичное и третичное: одно – за цвет, другое – за форму, третье – первичные сигналы, сравнил у разных людей и показал, что индивидуальная изменчивость перекрывает этническую. Это был принципиальный момент. То есть, в любой нации, у любого народа какая-то структура мозга может быть больше, чем у самой лучшей другой. Иначе говоря, он доказал, что существуют индивидуално изменчивость размер структур, отвечающих за конкретные функции (в данном случае за зрение), которые перекрывают этническую. Но, в то же время он сделал гигантский шаг, он показал, что есть объективные критерии по границам полей функциональных. Установить размер, объём и число нейронов в тех отделах мозга, которые выполняют конкретные функции. Он заложил основы исследования гениальности и индивидуальной изменчивости. Он показал, что разница-то огромная. Когда посчитали число нейронов через некоторое время в этих полях, оказалось, разница-то – в три с половиной раза между этой изменчивостью, а между мозгом гения оказалась разница ещё больше… …у Гения, оказалось, когда начали «копать поглубже», и посмотрели мозг Маяковского, оказалось, что вот в этой области надглазничной, есть такое поле, они вот здесь высовываются – сорок седьмое и его пять подполей. Оказалось, что эти подполя у Маяковского – не пять их, а шесть. Причём шестого нет ни у кого из исследованных до сих пор людей. Более того, они могут различаться между собой уже не в три-четыре, а в сорок раз. То есть, это колоссальная разница, которая делает, с одной стороны, количественно – людей очень разными сразу, и неизменяемо разными: вы не воспитаете новое «поле». А самое ужасное, что изменения – качественные». Сергей МЕДВЕДЕВ, кандидат исторических наук: «…насколько, вообще, гениальность связана с, является, может быть, даже психическим отклонением?» Сергей САВЕЛЬЕВ, доктор биологических наук: «…вот чем отличается поведение Гения по структурному базису, я не говорю, что это идеально точно так всегда, но примерно схема такая: у нас есть всё поведение, каждого человека, если предельно упростить, сразу приношу извинения, упрощаем до предела, состоит, в общем, из двух базовых вещей. То есть, одна базовая вещь – это то, что во всех религиях называли «демонами», «дьяволами», «шайтанами» и прочее – это то, что «хочется» немедленно осуществить, а второе – то, что «надо» – то есть социальная структура, которая диктует нам и с помощью воспитания, и среды, и прочее-прочее. Вот два компонента. И человек всю жизнь выбирает между двумя «Хочу» и «Надо», неизбежно в рамках своего воспитания, образования, индивидуальной особенности мозга. …борозды и извилины, они занимаются, так называемой, рассудочной деятельностью, то есть то, что мы говорим «Надо, нужно, необходимо», так вот, это вот всё требует колоссальной энергии – девяносто процентов энергии идёт на обслуживание этого дела, то есть на то, чтобы поведение сделать социализированным. Ни один человек, ни одна обезьяна, ни одна мартышка не хочет этого делать: она лучше воспользуется древними лимбическими центрами, которые потребляют десять процентов энергии, и будет поступать инстинктивно гормональным программам, чем будет думать и придумывать. …а мозг потребляет, когда он, не дай Бог, работает, примерно, двадцать пять процентов всей энергии всего организма. Без биологической точки зрения – это самоубийство – думать: поэтому вот это всё подчинено вот этому маленькому. Или баланс, если человек достаточно образован, воспитан, между тем, что биологическими основами «Хочу» и рассудочными «Надо». А у Гения возникает третья ситуация, и это принципиальный момент: для того, чтобы, например, был гениальный Паганини, он должен был, и слышать, и творить музыку, и исполнять. То есть у него должны быть слуховые, ассоциативные и моторные центры – четыре десятка центров в мозге больших. Мозг у нас не бесконечен – два килограмма триста граммов – самый большой, у нормального человека. Значит, что получается? – Значит, за счёт соседних областей. А те структуры, которые выстроились в цепочку, которая позволяла ему творить, то есть, обслуживала его талант, его гениальность, она начинает выступать как «третий игрок» в этом сумасшедшем доме между биологическим подсознанием вот этим, то, что я называю «лимбической системой» над кортикальной рассудочной деятельностью, да ещё выраженная системами между ними гениального таланта, который надо материально мозгами обеспечивать. Возникает три чудовищных центра возбуждения, и что там будет? – Всё, что угодно: он может, там, без штанов бегать, там, по Красной площади в момент возбуждения одного комплекса, и вести себя как порядочный тихий гражданин, ходить с авоськой в булочную, когда она не будет возбуждена. …в семидесяти пяти процентах случаев мозг признанных гениев больше, чем средний по планете. То есть, средний по планете – (одна) тысяча триста двадцать граммов. …почему у Гениев большой мозг? – не из-за того, что большой мозг – это, обязательно, признак гениальности – у них выражены эти структуры, которые определяли их способности, но он достаточно большой, чтобы они смогли имитировать или поддерживать элементарную социальную структуру в сообществе. И именно это позволило им получить образование, выжить в среде конкурентных особей бездарных, и прочее-прочее. А, просто, когда появляется человек талантливый с маленьким мозгом, в котором возможностей для поддержания социальной имитации поведения мало, то появляются такие, как Анатоль Франс, действительно, маленький мозг – (одна) тысяча двадцать граммов, – но, при этом, структуры-то в нём большие, которые определяли его писательский талант, но остального-то нет, и он становится социальным изгоем, что мы видим постоянно. И большой мозг у Гениев – это, просто, искусственный отбор нашего жестокого сообщества, которое вытесняет из своей среды как асоциальных, так и гениальных». [T.10.LI.89]
|
||||||
Юрий МАТВЕЕВ, кандидат физико-математических наук, МФТИ: «Ключевая особенность нашего мозга, которая позволяет ему работать так эффективно – это гигантский, так называемый, параллелизм: в него заходит информация через что-то, а дальше она разбредается в миллионы-миллиардов потоков и, как бы, мы решаем задачу мгновенно сразу всеми способами. Каждый нейрон соединён с десятком тысяч других нейронов, это, собственно говоря, и позволяет информации распространяться параллельно – всего лишь один сработавший нейрон передаёт свой сигнал сразу десяти тысячам соседей, а тот, каждый в свою очередь ещё десяти тысячам. Если наш мозг содержит десять в двенадцатой нейронов, а ещё каждому из них нужно десять тысяч синапсов, то получаем десять в шестнадцатой синапсов. Такое число элементов сегодняшняя технология не может сделать». [T.10.I.34]
Сергей САВЕЛЬЕВ, доктор биологических наук: «…они, вместо того, чтобы пользоваться корой, они ведут себя на уровне алгоритма: вот, есть религиозный алгоритм. Это прямая экономия. То есть, мозг – настоящий верующий – на этом всё построено: вы берёте алгоритм (в чём притягательность), вы поставили алгоритм и кору можете не включать. Дальше уже всё работает без коры, и ты всё время получаешься, как бы, в наркотическом трансе, таком, лёгком. Благодать! Причём не важно, во что ты веришь. Абсолютно. Главное верить». [P.125.11]
|
||||||
Михаил УГРЮМОВ, академик РАН, доктор биологических наук: «…во-первых, что такое нейродегенеративные заболевания? – Нейродегенеративные заболевания обусловлены гибелью нейронов в строго определённой области мозга. Так долгое время считалось. И в основе развития заболевания этот принцип и лежит. Если у вас погибают нейроны в гиппокампе, то у вас развивается Болезнь Альцгеймера: в первую очередь нарушается память, обучение и так далее, поскольку эти нейроны ведают именно этими процессами. Если у вас погибают нейроны в Чёрной Субстанции, то у вас нарушается двигательная функция, и развивается Болезнь Паркинсона: у одних тремор, дрожание – эти люди не в состоянии даже взять стакан и поднести ко рту; у других – скованность движений – не в состоянии манипулировать руками и ногами. Всё это зависит от локальной гибели нейронов. У каждого человека гибель нейронов происходит постоянно, примерно со скоростью четыре процента нейронов за десять лет. Но это настолько небольшой убыток нейронов, что это даже к концу жизни (80 – 90 лет) никак не должно проявиться в плане функциональном». [T.10.CI.139] * …медики знают, после гибели мозга пациент перестаёт быть человеком в полном смысле слова, и превращается в «овощ». Михаил УГРЮМОВ, академик РАН, доктор биологических наук: «Мозг является дирижёром двух важнейших регуляторных систем организма, которые позволяют адаптировать наш организм к изменяющимся внешним и внутренним условиям. Это первая функция – важнейшая функция мозга. Вторая функция – это функция репродуктивная: мы понимаем, что ни люди, ни животные, род их не может продолжаться, если не будет воспроизведения потомства. Ну, и, кроме того, у человека появляется новая функция – это функция сознания. Наука о мозге сформировалась в конце девятнадцатого, в начале двадцатого века. В это время были очень ограничены возможности методические: залезть в мозг и посмотреть, как он организован. Это был гистологический метод, которым и пользовались два учёных – Кахаль и Гольджи. Кахаль оказался прав, он фактически предвосхитил ту теорию строения и функционирования мозга, которой мы сегодня пользуемся». Сантьяго Рамон-и-Кахаль – испанский врач и гистолог. Он использовал такой метод – обрабатывал нервные клетки мозга солями серебра, а затем рассматривал их под микроскопом и зарисовывал наблюдаемую картину. Именно так он смог обнаружить дендритные шипики – основные структурные элементы синапсов. Впервые понятие «синапс» ввёл английский исследователь Чарльз Шеррингтон в 1897-м году. Синапсы являются сложноорганизованными контактами между нейронами, и играют важную роль – обеспечивают взаимодействие между нервными клетками мозга. Благодаря им осуществляется передача и обработка информации в нервной системе. Синапсы состоят из пресинаптических окончаний, синаптической щели и постсинаптических структур. «Химические» синапсы делятся на возбуждающие и тормозные. Постсинаптические структуры возбуждающих синапсов представляют собой «дендритные шипики», именно они отвечают за нашу память. Когда мы тренируем нашу память, шипики увеличиваются в объёме и размножаются – их становится больше. Постоянные тренировки способствуют активации возбуждающих синапсов, росту шипиков и закреплению памяти. Это имеет серьёзный профилактический эффект в борьбе с такими заболеваниями, как болезнь Альцгеймера. Укрепление памяти достигается благодаря тому, что внутри шипиков находится важный строительный белок – актин: он очень подвижен и умеет быстро уменьшаться и увеличиваться в размерах, что и регулирует размеры и форму шипиков. До 1982-го года считалось, что актин находится только в мышечной ткани, то, что он был обнаружен в шипиках, позволило объяснить некоторые процессы формирования и подвижности памяти. Упрощая можно сказать, что, подобно тому, как человек, заботящийся о своём здоровье, тренирует мускулы, точно так же человек, заботящийся о полноценной умственной деятельности, должен заниматься тренировкой памяти. Мозг подобен электрической машине, в которой информация передаётся посредством электрических сигналов. От тела клетки идут импульсы к концевому отделу аксона, который располагает множеством окончаний, контактирующих через синапс с другими нейронами. Таким образом, сигнал передаётся от нейрона к нейрону, активизируя часть мозга, которая отвечает за выполнение какой-нибудь конкретной функции. Пётр БРЕЖЕСТОВСКИЙ, доктор биологических наук, научный директор Института динамики мозга, Марсель, Франция: «Есть нервные клетки, у которых дендритное дерево огромное, совершенно потрясающей красоты – пятнадцать тысяч входов. Есть другие клетки, которые принимают входы от относительно небольшого числа входов, а передают десяткам тысяч нейронов, и эти клетки – я их называю «генералами», – он передал мгновенно, представляете вот так «Па-а-а-м-м-м»: такой аккорд оркестра, огромного оркестра, которые включают нервные клетки, либо выключают. И вот эти «генералы», они изменяют активность огромного количества нервных клеток». Выполняя привычные функции, мозг задействует не все участки. Это состояние принято называть автоматизмом. Автоматизм, так же, как и дыхание, не задействует кору больших полушарий, включая только локальные слои мозга. В отличие от «Профессионала», «Любитель» вынужден каждую секунду искать решение, перебирая множество вариантов, поэтому его мозг максимально активен, можно сказать «воспламенён», в то время как профессионал точно знает, что надо делать: у него задействован только небольшой участок мозга, отвечающий за конкретные действия. В стрессовой ситуации произошёл выброс целого каскада различных веществ, которые вступили в конфликт. Произошла общая разбалансировка организма, как следствие – истерика: часть нервных клеток при этом погибает. Катастрофичнее, когда стресс носит затяжной характер. Михаил УГРЮМОВ, академик РАН, доктор биологических наук: «Любые системы, которые работают на грани своих функциональных возможностей, то есть, она рано или поздно быстро изнашивается и ломается. Это относится к чему угодно: это машина, это телега, это организм, и это клетки». Если стресс длительный, это переходит в хронический патологический процесс. Существует множество болезней и патологий мозга. Различают врождённые и приобретённые. Медицина с давних времён стремится облегчить страдания людей с заболеваниями мозга… …это феноменальное свойство клеток мозга было открыто недавно. Что это значит «пластичность»? – Когда нейрон погибает, другие нейроны какое-то время могут выполнять его работу. Михаил УГРЮМОВ, академик РАН, доктор биологических наук: «Мозг обладает такой высокой пластичностью, что симптомы заболевания появляются на очень поздней стадии, то есть, больной приходит к врачу и жалуется на появление симптомов, когда у него уже большая часть, подавляющая часть нейронов погибла, и, кроме того, уже истощились вот эти компенсаторные механизмы или механизмы пластичности мозга. И поэтому субстрата для лечения практически не остаётся – лечить нечего». Принципиально другие заболевания – опухоли мозга. Они связаны не с гибелью нейронов, а с избыточным, неконтролируемым ростом новых клеток. Согласно «Теореме Курта Гёделя» система определённой сложности не может познать систему равную себе по сложности, либо более сложную, чем она есть. Применительно к человеку это означает, что человек не в состоянии понять степень своего интеллекта до тех пор, пока не поумнеет. При этом новом уровне разумности он сможет оценить только свой предыдущий уровень, но никак не нынешний. [T.10.CDLXII]
|
||||||
…он наблюдал за близкими к смерти состояниями с научной точки зрения. Коллеги по всему миру критиковали его работу. Dr. Pim van Lommel, cardiologist: «Я задался вопросом, как эти люди могли сохранять сознание во время остановки сердца. До этого существовали только ретроспективные исследования, проводившиеся на отдельно взятых пациентах. На основании этого учёные сделали вывод, что такое явление могло быть вызвано недостатком кислорода в мозге, страхом, галлюцинациями, побочным действием лекарств. Однако не было проведено ни одного настоящего проспективного научного исследования, и в 1988-м году мы начали такое проспективное исследование в десяти голландских больницах. Изучили сорок четыре случая, когда пациенты пережили остановку сердца». Эти данные подтверждали, что сознание может существовать и вне тела. В результате мы должны заново ответить на вопрос: «Что делает нас людьми?» Dr. Pim van Lommel, cardiologist: «Считалось, что сознание – это функция мозга. Эта гипотеза никогда не была доказана, и мы должны вернуться к её обсуждению, потому что люди, переживающие остановку сердца, согласно проведённым исследованиям, в течение нескольких секунд теряют сознание – нет рефлексов в коре мозга и в стволовой его части. Клинические исследования зафиксировали расширение зрачков, отсутствие дыхания, за которое отвечает дыхательный центр в продолговатом мозге. При попытке измерить электрическую активность мозга, на электроэнцефалограмме мы видим прямую линию уже через пятнадцать секунд. И в случае со всеми пациентами проходит не меньше двадцати секунд, а часто гораздо больше, прежде чем их реанимируют. Пациенты, пережившие близкое к смерти состояние, согласно нашему исследованию, сохраняли когнитивную способность, способность чётко мыслить, испытывать эмоции, и это притом, что их мозг не функционировал. Я считаю, что мозг не является сосредоточением сознания». Dr. Ulrich Warnke, Universität Saarbrücken: «…по сути наш мозг состоит из двух частей: одна – древняя с точки зрения эволюции, – так называемая «лимбическая система», которая осуществляет контроль на основании внутренних ощущений. Эта лимбическая система напрямую связана с небольшой железой в самом центре мозга – шишковидной железой, или эпифизом. Вторая часть мозга – более современная с точки зрения эволюции – так называемая «новая кора». Новая кора отвечает за принятие решений и анализ, она как бы говорит лимбической системе «что делать», она контролирует лимбическую систему, посылая сигнал «перестань вырабатывать эти вещества, и делай всё как обычно». Это механизм: с помощью определённых методов мы можем не то чтобы выключить новую кору, но серьёзно подавить её деятельность. В результате мы начинаем действовать, руководствуясь не только рассудком, но и с помощью определённых веществ, которые в этой ситуации действуют на нас сильнее. Мы можем вступить в контакт с так называемым «Внутренним миром» или «Другим миром», это подводит нас вплотную к «Осознанным сновидениям». [T.10.CDXLVIII]
…как выяснилось, мозг не может одновременно действовать расчётливо и участливо: бесчувственная, расчётливая часть мозга и сострадательная его часть действуют независимо, перекрывая друг друга. [T.21.LXXXII.6]
|
||||||
…увеличение массы головного мозга до полутора килограммов подняло Человека разумного на недосягаемую высоту над остальными биологическими видами. Человеческий мозг составляет всего два процента от массы тела, но потребляет двадцать процентов кислорода в состоянии покоя. Чем умнее мы становимся, тем выше энергозатраты. Если мы хотим, чтобы производительность нашего мозга выросла на десять процентов, он прибавит двадцать процентов объёма, а это значительное увеличение нагрузки на организм. Если мозг человека станет больше, это ещё сильнее осложнит роды. Если же при рождении он останется прежним, а расти будет позже, значит период младенчества и детства тоже увеличится. Prof. Simon B. Laughlin, University of Cambridge: «В процессе эволюции наш мозг достиг определённого баланса между затратами на обработку информации, которые очень высоки, и объёмом информации, который необходимо обрабатывать». [T.10.CCCLVI.4] * Вес мозга составляет два процента от веса нашего тела, однако использует в десять раз больше кислорода, чем все остальные части тела вместе взятые. Поэтому, не смотря на старания организма, мозг от гипоксии страдает больше всего. Замедленность реакции может сменяться приступами возбуждения и даже неадекватного поведения. [T.2.LXXXIII.1]
Что означало для людей употребление в пищу мяса? – Прежде всего, охота стала необходимостью: людям приходилось разрабатывать сложную стратегию, по сравнению с временами вегетарианства, вследствие чего их мозг увеличился. В основном мозг представляет собой скопление жировой ткани: он требует огромного количества питательных веществ. Чтобы набрать калории, равные питательности мяса, понадобится съесть значительное количество травы, подобно парантропу Бойса. Люди способны потреблять лишь ограниченное количество энергии за один приём пищи. По сути, у мозга не остаётся другого выбора, как бороться с другими органами за энергию. Prof. Li Zhang, University of California: «В организме установлена закономерность между размером мозга и размером пищеварительной системы. Выяснилось, что между ними существует обратная взаимосвязь: иначе говоря, животные с большим мозгом имели короткий кишечник, а животные с длинным кишечником – небольшой мозг. Таким образом, эти совместные данные показали, что не может быть равнозначно большой отдачи энергии обоим органам». Наши тела расходуют в среднем 1,25 ватта энергии на килограмм веса (на примере взрослого мужчины весом 65 кг с нормальным метаболизмом). Мускулам нужно 0,5 ватта на килограмм. Коже – 0,3 ватта: это объясняется большой поверхностью, но она энергосберегающая. Затем идут более затратные ткани. Сердце использует 32,3 ватта, почки – 23,3 ватта, кишечник – 12,2 ватта, и мозг – 11,2 ватта на килограмм. Сердце и почки должны сохранять размеры для выполнения своих функций. Однако кишечник может стать короче, если улучшены качества диеты. Когда люди начали есть мясо, у них сформировался более короткий кишечник, а мозг стал больше. Prof. Li Zhang: «Любопытный факт: для того, чтобы парантропы могли поддерживать такой размер мозга и при этом сохранять размер своего тела, им приходилось съедать, вероятно, столько же пищи, сколько большим гориллам, которые были в четыре раза крупнее их. Другими словами, не смотря на то, что им приходилось есть столько же, сколько гориллам, они всё же едва достигали одной четвёртой части их размера, а, значит, питательность их пищи была чрезвычайно низкой». [T.10.DCXXXVIII.1]
|
||||||
Prof. Richard J. Haier, University of California, Irvine: «В мозге нет места, которое стало бы своеобразным «центром интеллекта». Раньше люди думали, что центр интеллекта расположен вереди, но когда человек проходит тест на интеллект внутри томографа, исследования показывают интенсивное общение между передними и задними участками мозга во время решения задач». Умный мозг – это не тот мозг, который работает больше, а, напротив, – тот, который работает меньше. Это называется нейроэффективностью. Быть умным – это решить задачу, приложив минимум усилий. Prof. Richard J. Haier: «Высокий уровень интеллекта не обязательно связан с мозгом, который работает больше: он зависит от более интенсивной передачи информации между важными участками мозга. Когда мы думаем о таком сложном процессе, как понимание, надо представить себе, что мозг подобен оркестру с разными группами инструментов, но настоящая тайна – то, как они между собой взаимодействуют, потому что у этого оркестра, насколько нам известно, нет дирижёра». Если мозг – это оркестр, тогда интеллект – это музыка. [T.10.DCXXIV.2]
Dr. Van Wedeen, Massachusetts General Hospital: «…форма мозга является непосредственным продуктом эволюции и развития. Большинство животных на земле двусторонне симметричные или билатеральные животные, то есть, имеют симметричную правую и левую половину, а также переднюю и заднюю части. Очевидно, что это основной план всех нервных систем. Все биологические мозги подобны этому. Почему? – Вероятно, первой целью, которой они служили, было движение». До сих пор у нас нет полного понимания строения мозга, но работа над коннектомом показывает, что, несмотря на невообразимую сложность конструкции, организация нашего мозга отличается чёткой, почти математической, структурированностью. Dr. Van Wedeen: «Можно легко объяснить почему соответствующим образом сформировался любой другой орган нашего тела – глаз, сердце, зуб: формирование всех органов можно объяснить технически. Оказывается и строение мозга имеет техническое объяснение. Надо только знать, где искать». …этот эксперимент показал, что нейронная активность испытуемых была примерно одинакова для одинаковых предложений. Prof. Marcel Just, Carnegie Mellon University: «Нам кажется, что люди отличаются друг от друга потому, что мы говорим на разных языках, носим разные одежды и так далее. Но строение нашего мозга, так же, как и строение наших ног, коленей, одинаково – мы все ходим одинаково. Но нам не приходило в голову, что мы все и думаем аналогичным образом. Возьмём, к примеру, яблоко: все держат яблоко одинаковым способом, одинаково его кусают, и если сказать: «Подумайте о яблоке», то мы получим одинаковые шаблоны мозговой активности. И это фантастическое открытие. Мы обнаружили, что наш мозг функционирует одинаково. И это не случайное совпадение, а систематическое. …существует систематическая взаимосвязь соответствия между смыслом предложения и схемой активации мозга». [T.10.DCXLVIII]
|
||||||
Мозг взрослого человека вне зависимости от его пола, возраста, расовой принадлежности, образования и прочих особенностей содержит одно и то же количество клеток – примерно девяносто миллиардов нейронов и столько же клеток нейроглия. Это чуть меньше, чем звёзд в нашей галактике Млечный путь. В конце тридцатых годов девятнадцатого века немецкие учёные Теодор Шванн и Маттиас Шлейден – основатели клеточной теории – пришли к выводу, что из клеток состоят все ткани, кроме нервной. Нервную ткань считали сетью, состоящей из одной непрерывной нити. Удивительно, что клетки нервной ткани – нейроны – в тот момент уже были открыты, исследованы и неоднократно описаны. Первое изображение нейрона появилось в 1836-м году в книге немецко-швейцарского физиолога, профессора Бернского университета Габриэля Густава Валентина «О протяжении и окончании нервов». Разные клетки нейроглии выполняют разные функции. Астроциты служат опорой нейронам, образуя так называемый «клеточный скелет», ещё они участвуют в процессе восстановления нейронов после повреждений, в формировании защитного барьера, который не даёт разным микроорганизмам и токсинам проникнуть из крови в нервную ткань и повредить клетки. Самые мелкие клетки нейроглии – микроглия – работают на иммунную систему: они выслеживают возбудителей инфекций, хватают их и съедают. Передвигаются эти клетки как амёбы, с помощью своих отростков-ложноножек. А ещё клетки микроглии доставляют нейронам кислород и топливо – молекулы АТФ. …дендриты собирают для нервной клетки информацию. Аксоны – это длинные цилиндрические нервные волокна. У каждой нервной клетки есть всего лишь один такой отросток: он предназначен для передачи информации. То есть, дендриты – это приёмники, аксон – передатчик. Вячеслав ДУБЫНИН, доктор биологических наук: «…импульсы, бегущие по поверхности нейронов. Их назвали «потенциалы действия». Это очень стандартные такие ступенечки тока, ужасно похожие на двоичный код компьютера. Так же как в компьютерах современных информация кодируется последовательностью нолей и единиц, вот так же наши мысли, чувства, будущие движения, кодируются такими ступенечками тока «ноль-один; ноль-один». Информация распространяется по нервной клетке, по мембране. И дальше она добегает до окончания передающего отростка – аксона – и, как правило, в этот момент электрическая передача сменяется химической. То есть, под влиянием потенциала действия из окончания аксона выделяются химические вещества. Они называются нейромедиаторы». Медиатор в переводе с латыни «посредник». Все нейромедиаторы делятся на две большие группы – возбуждающие и тормозные. Возбуждающие нейромедиаторы, как и следует из их названия, возбуждают клетку – вызывают в ней рост заряда. Они нужны для того, чтобы сигнал не затухал и передавался дальше от клетки к клетке. Тормозные нейромедиаторы блокируют передачу информации. Нейроны сами синтезируют нейромедиаторы для своих нужд. Главный возбуждающий нейромедиатор – глутаминовая кислота. Главный тормозный – гамма-аминомасляная кислота. Помимо этого нейроны производят нейромедиаторы психоэмоциональной сферы – дофамин, серотонин, адреналин, норадреналин и другие биологически активные химические вещества. Нейромедиаторы влияют на наше поведение и настроение. Александр НАДЕЕВ, кандидат биологических наук, Институт биофизики клетки РАН: «Любой живой организм – это открытая система. Это значит, что он обменивается веществом и энергией с окружающей средой. Более того – обязан это делать для осуществления своей жизнедеятельности. И человек, и другие живые существа обязаны каким-то образом питаться – получать те вещества, которые потом будут использоваться для обеспечения своих энергетических затрат или для обеспечения своих структурных затрат. Это общие основы метаболизма живых систем. Мозгу, как и любому другому органу, важно сбалансированное питание: чтобы все типы микроэлементов, чтобы все типы органических соединений, которые участвуют в клеточном метаболизме, поступали с пищей». Область контакта между двумя нейронами, точнее, между дендритом одного нейрона и аксоном другого, называется «синапс», от греческого слова «соединение» или «связь». На самом деле нейроны вообще не соприкасаются друг с другом – связь у них бесконтактная. Синапсы можно представить себе как узкое пространство между отростками нейронов. Оно плотно заполнено глиальными клетками олигодендроцитами, которые формируют своеобразный электрозащитный слой между нейронами, а также создают изоляционную миелиновую оболочку вокруг нервных волокон, буквально обматывая их слой за слоем. Вячеслав ДУБЫНИН, доктор биологических наук: «Самое очевидное назначение таких оболочек – это взаимная электрическая изоляция нейронов, потому что информация по нейронам передаётся в виде коротких электрических импульсов. Это значит, что нейрон к нейрону не должен прикасаться: контакт разрешён только в синапсах, и там он, как правило, идёт за счёт передачи химических веществ, а не за счёт прямого перескока импулься с нейрона на нейрон. Вот поэтому все нейроны должны быть заизолированы. Второй бонус – это скорость проведения увеличивается: чем надёжнее изоляция, тем быстрее идёт проведение. Сигналы по нейросети передаются с не очень большой скоростью. Она даже близко не находится в отношении к той скорости, которая в электронных сетях. Десять-сто метров в секунду. Когда мы говорим о вычислительных возможностях мозга, имеем ввиду не массу мозга, и даже не количество нейронов, а, прежде всего, количество контактов между нервными клетками – количество синапсов. Потому что именно синапс – это структурно-функциональная единица работы мозга. И может быть маленький мозг, и даже не очень много нейронов, но огромное количество контактов, и мы получаем гигантский вычислительный ресурс с возможностями обучения, с возможностями тонкого принятия решений». Самая густая нейросеть – у маленьких детей, потому что они каждый день получают огромное количество новой информации, познавая мир. С возрастом количество синапсов уменьшается: разрываются и уничтожаются те контакты, которые используются редко или не используются вообще. Нейроны разрывают отношения для экономии. Вячеслав ДУБЫНИН, доктор биологических наук: «Это называется оптимизацией нейросети, потому что каждый синапс – это затрата энергии. Существуют данные, которые показывают, что если синапсов сохраняется в этот период слишком много, это создаёт ненужный шум в мозге и затрудняет обработку информации». В период от 25-ти до 60-ти лет в нашем мозге каждый день возникают две новые связи и рвутся две старые. Полная связь всех нейронных связей – коннектом. Коннектом, по аналогии с геномом. [T.10.CXVII.15]
|
||||||
Человек обычно воспринимает в потоке внешних раздражителей лишь то, что укладывается в «координатную сетку» уже имеющихся знаний и представлений, а остальную информацию бессознательно отбрасывает. На восприятие влияют привычные установки, оценки, чувства, а также отношение к общепринятым взглядам и мнениям. Способность увидеть то, что не укладывается в рамки ранее усвоенного – это нечто большее, чем просто наблюдательность. Английские авторы обозначают эту зоркость словом «serendipity», которое придумал писатель XVIII века Хорас Уолпол. У него есть рассказ «Три принца из Серендипа». Уолтер Кеннон применил термин «serendipity», обозначив им свойство не проходить мимо случайных явлений, не считать их досадной помехой, а видеть в них ключ к разгадке тайн природы. Эта «зоркость» связана не с остротой зрения или свойствами сетчатки, а с особенностями мышления, потому что человек видит не только с помощью глаза, но главным образом с помощью мозга. Биографы А. Эйнштейна повествуют об одном поучительном разговоре. Когда молодой Вернер фон Гейзенберг поделился с Эйнштейном планами создания физической теории, которая целиком основывалась бы на наблюдаемых фактах и не содержала никаких домыслов, Эйнштейн с сомнением покачал головой: – Сможете ли вы наблюдать данное явление, зависит от того, какой теорией вы пользуетесь. Теория определяет, что именно можно наблюдать. Яркие примеры того, как теория влияет на результаты наблюдений, приводит Т. Кун, автор книги «Структура научных революций». В течение первых 50 лет после принятия системы Коперника астрономы открыли множество небесных тел, хотя методы наблюдений остались прежними. Новая теория позволила заметить то, к чему раньше наблюдатели были слепы. И всё-таки суждение Эйнштейна не следует абсолютизировать. Он подметил одну из особенностей познания, которая не исчерпывает собою все закономерности познавательного процесса. Кстати сказать, на ту же особенность задолго до Эйнштейна указал Генрих Гейне: «Каждый век, приобретая левые идеи, приобретает и новые глаза». Александр ЛУК, кандидат философских наук [A.392]
|
||||||
Мы отделились от других приматов семь миллионов лет назад, но лишь двенадцать тысяч лет назад изобрели земледелие, и чуть более пяти тысяч лет – письменность. Dr. Suzana Herculano-Houzel, Vanderbilt University: «Сравнивая мозг примата с мозгом того же размера, но не примата, мы видим, что первый содержит больше нейронов при том же объёме. Хотя, изучая два мозга одного размера, мы ожидаем, что в них будет одинаковое количество нейронов, и что они обладают схожими когнитивными способностями. При этом, всё таки, нужно иметь ввиду, что кора головного мозга приматов содержит больше нейронов – в десять раз больше, чем можно ожидать, исходя из размеров их мозга». Мозг слона весит пять килограммов, мозг человека – примерно один килограмм триста граммов. Кора головного мозга человека в два раза меньше, но она содержит в три раза больше нейронов, чем кора головного мозга слона или другого млекопитающего. Dr. Suzana Herculano-Houzel: «В коре головного мозга человека невероятное количество нейронов – примерно шестнадцать миллиардов. И именно это даёт нам такое огромное преимущество, потому что нейроны образуют великое множество связей». Prof. Antonio R. Damasio, University of Southern California: «Размер или вес мозга не так важен, потому что размер человеческого мозга адаптирован к размерам тела. Самое важное то, как формируются нейронные связи, как устроены нервные центры и нейронные цепи. Всё это определяет способности человеческого мозга, которыми обладает современный человек». Prof. Michio Kaku, City University of New York (CUNY): «Считается, что в процессе эволюции наш мозг прошёл три основных этапа. Сначала был «рептильный мозг» – мозг змей, который понимает пространство, местонахождения, знает, где еда и где партнёры. Вторая фаза – «эмоциональный мозг» – это мозг обезьян и других животных с групповым поведением. И самая развитая часть – лобная доля мозга – это «рациональный мозг», способный прогнозировать будущее». Dr. Suzana Herculano-Houzel: «Мозг человека стал таким как теперь примерно двести тысяч лет назад, когда его размеры увеличились в три раза, по сравнению с мозгом, которым обладали наши предки на два миллиона лет раньше. Если рассмотреть эволюцию приматов на протяжении примерно пятнадцати миллионов лет, видно, как самый крупный мозг, который тогда существовал, медленно увеличивался у всех видов приматов. И вдруг, два миллиона лет назад рост резко пошёл наверх. Внезапно мозг наших предков стал очень большим – в три раза больше, чем был». Prof. Alexandre Castro Caldas, Universidade Católica Portuguesa: «Мы – потомки приматов-древолазов, которые питались листьями и ягодами. Но однажды в Африке случилась засуха, которая вынудила их слезть с деревьев и искать другую еду. Очевидно, что они по-прежнему оставались травоядными, но этого рациона стало недостаточно: такая пища их больше не устраивала, и они стали всеядными. Именно это могло привести к радикальным изменениям в организме. Действительно, скачок роста мозга совпадает со временем, когда мы начали готовить еду. Тогда мы стали быстрее переваривать пищу». Чтобы получить достаточно калорий для работы мозга, слоны тратят двадцать часов в день на поедание пищи, в то время, как приматам нужно девять часов. Dr. Suzana Herculano-Houzel: «Человеческий мозг невозможен без огромного количества калорий, которые не может себе позволить ни одно другое животное. Наш мозг потребляет от двадцати до двадцати пяти процентов топлива, которое получает тело в течение всего дня. Это очень большие энергозатраты». Prof. Alexandre Castro Caldas: «На самом деле творческая деятельность требует гораздо больше энергии и вызывает большую усталость или утомляемость мозга. Поэтому мы всегда стремимся к упрощению и делаем какие-то вещи одним и тем же образом. Нам нравится рутина, потому что так мы тратим меньше энергии и нам просто легче». Шестьсот миллионов лет назад появление нейронов привело к образованию первых примитивных нервных сетей. Их можно считать предшественниками мозга или центральной нервной системы. Нервная система сначала в виде нейронных связей возникла с одной практической целью – обеспечить пищеварение. Prof. Antonio R. Damasio: «Пищеварительная система – очень интересная вещь. Я бы назвал её даже не «вторым мозгом», а первым, потому что именно она сначала возникла в ходе эволюции. Миллионы лет назад существовали чрезвычайно сложные создания, не обладающие нервной системой. Нервная система появилась на последней стадии цикла развития жизни. Но первыми в качестве упрощённой нервной системы заработали желудок и кишечник. И в этом есть логика, потому, что как мы теперь знаем, наша способность к выживанию всегда была связана с потреблением высококалорийных продуктов, которые позволяли нам жить дальше». [T.10.DCCL.1]
|
||||||
– Ваш ум, – сказал он, – находится в состоянии постоянного нервного бурления нечистот… Именно так и выразился, честное слово. Правда, может, не он сам, а переводчик. Про переводчика я дальше упоминать не буду – он при этих разговорах был рядом всегда. – Для человека вашей профессии – то есть мирского владыки – такое вполне нормально и не является чем-то экстраординарным. Чтобы это не воспрепятствовало достижению джаны, постарайтесь как бы отпустить свои мысли на волю. Представьте, что ваш ум – это клетка с беспокойными птицами. А потом широко распахните дверцу. Не держитесь за конструкции, которые приходят вам в голову. Какими бы они ни были, для нашего опыта они не нужны. В. ПЕЛЕВИН [B.51.26]
Адвокат щёлкнул пальцами. Буклет распустился вокруг его руки трёхмерными визуалами со вставками текста, и, имитируя наглый басок рекламной озвучки, адвокат прочёл: – «Лимбическая система нашего мозга – так называемый мозг палеомлекопитающих – расположена между рептильным мозгом и неокортексом. Если вы живете в физическом теле, эта зона отвечает за ваше выживание. Если вы убегаете, прячетесь, сражаетесь, едите, пьёте или занимаетесь сексом – действует лимбическая система. Все ваши эмоции возникают именно здесь. Большая часть удовольствий – тоже. Если говорить просто, когда вы делаете что-то такое, что может делать ваша кошка, процессом управляет лимбическая система… А теперь скажите – разве в годы вашей земной жизни вам не приходило в голову, что ваша кошка куда счастливее вас? Если нет, то другим людям это приходит в голову уже много сотен лет. Если не тысяч…» Адвокат увеличил рисунок-мем с пародией на программный граф. От вопроса «Я котик?» расходились две стрелки с надписями «Да» и «Нет». Под стрелкой «Да» был оператор «Покушаем и спать». Под стрелкой «Нет» – оператор «Кисдуем на работу». – «Многие верят, – продолжил чтение синий фрак, – что мы разучились получать от жизни простые животные радости, подчинившись диктату неокортекса и связанной с ним второй сигнальной системы. Слова дали нам власть над миром – но заперли нас в тюрьму концепций… В этом и заключён смысл библейской метафоры изгнания из рая… Понтий Пилат спрашивал: «Что есть истина?» Ответ на вопрос гораздо проще, чем думали древние мудрецы. Всё, что возникает в первой сигнальной системе – истина. Ложь существует только во второй… Некоторые даже утверждают, что там одна только ложь…» В. ПЕЛЕВИН [B.51.30] * Кристина ИВАНЕНКО, кандидат психологических наук: «…наш мозг устроен так, что есть Продолговатый мозг – тот, который является самым древним; лимбическая система, которая, по-другому, называется «мозгом млекопитающих», которая отвечает за наши эмоциональные проявления; и неокортекс – это самая молодая, самая логическая кора – собственно наш интеллект. И по факту все наши взаимодействия с деньками являются полем боя между лимбической системой – это эмоциональная наша сфера, и неокортексом, которая способна планировать, контролировать. И вся интрига заключается в том, сможет ли префронтальная кора – кора больших полушарий – контролировать эмоциональные порывы». [T.10.DCCXCI.2]
– И помни главное. Самое страшное, что может случиться с нейросетью – это когда она начинает обучаться на шелухе, которую штампуют в коммерческих целях другие сети. Вот так мы деградируем. Мультиплицируем фальшь и ложь. Всасываем усреднённую по палате подлость, пропитываемся ею и скатываемся в иррелевантность. Но на людей тоже полагаться нельзя. – Почему? – Человек – та же самая нейросеть, просто на биологическом носителе. В. ПЕЛЕВИН [B.51.32] * Вячеслав ДУБЫНИН, доктор биологических наук, МГУ: «…если речь идёт именно о мозговой памяти, то она является результатом цепочек нервных клеток. Вот эти модификации синапсов – их называют «нейропластичностью» – они есть основа памяти. Можем сказать, что наша память – это цепи нейронов, которые, отчасти врождённо заданы, но на девяносто пять, а может на девяносто девять процентов являются результатом дополнительной настройки (мы называем это обучение). И вот именно на таких ассоциативных цепях и держится весь наш индивидуальный опыт от самого простого до самого сложного (связанного с речевыми функциями, творчеством, креативом, математикой, поэзией). Это всё модификации контактов между нейронами». [T.10.CXVII.17]
|
||||||
…но даже научившись безопасно контролировать длину теломер, мы не сможем праздновать окончательную победу над старостью: природа многократно продублировала механизмы, ведущие к смерти. И отдельно продумала программу уничтожения мозга, который, между прочим, можно считать самым совершенным продуктом эволюции. Виктор ЗУЕВ, доктор медицинских наук, НИЦ эпидемиологии и микробиологии им. Гамалеи: «Нормальное старение сопровождается гибелью нервных клеток и разрастанием клеток соединительной ткани мозга. Почему вдруг в головном мозге ни с того ни с сего начинают размножаться клетки соединительной ткани. Всё причинно в этом мире. Значит должен появиться какой-то фактор, который вызывает вот это размножение клеток соединительной ткани. И мы нашли этот фактор». Им оказался маленький белок, который начинает синтезироваться в наших клетках, как только мы перестаём расти. И с возрастом его концентрация постоянно увеличивается. А ещё нас убивают активные формы кислорода, по-другому – свободные радикалы, что накапливаются в энергетических станциях наших клеток – митохондриях. Максим СКУЛАЧЁВ, кандидат биологических наук: «…куда приходит кислород, там окисляет питательные вещества, чтобы запасалась энергия. Небольшой процент кислорода превращается вовсе не в полезные вещи, а в очень ядовитые активные вещества – активные формы кислорода. Чем мы старше, тем больше продукция этого яда». [T.33.I.3]
|
||||||
В 1929-м году немецкий физиолог Бергер (нем. Hans Berger) открыл электрические колебания в мозгу человека и установил, что с ростом частоты растёт мозговая активность. Сегодня, не считая промежуточных, нам известно пять основных состояний, которым соответствуют свои волновые частоты. Это состояния: «Гамма» – перевозбуждение – от 30 до 170 герц; «Бетта» – бодрствование – от 14 до 30 герц; «Альфа» – засыпание – от 8 до 14 герц, и «Дельта» – от 1 до 4 герц – сон или медитация. Исследования электрической активности мозга, проведённые в наши дни, показали удивительную вещь: отношение граничных значений полосы частот «β», в которых мы бодрствуем, приближаются к значению «1,62», то есть, к «золотому числу». И именно в этом состоянии, входя в информационный резонанс с нашим окружением на частотах «золотого сечения», мы испытываем ощущение радости, лёгкости и внутреннего комфорта. Именно поэтому мы так явственно ощущаем в общении с совершенной природой и неосознанно ищем «золотой слиток» на пустеющей скамейке. [T.22.LVI] * Анекдот: Из отчётного доклада Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева «У советских людей развилось шестое чувство – чувство глубокого удовлетворения».
|
||||||
Prof. Alan R. Duffy, Swinburne University of Technology: «…и так, мы поняли, что главный базовый принцип для каждого живого существа на Земле – размножение: чтобы было больше потомства. Вот собственно и всё». Prof. David Braddon-Mitchell, University of Sydney: «Смысл жизни – самовоспроизведение молекул – в этом её суть. Жизнь – это ауторепликация молекул и их участие в процессе эволюции. Это и есть жизнь. Жизнь – очень сложная химическая реакция. И наш с вами жизненный опыт, все наши действия – это побочный продукт фундаментального принципа. Порядок на локальном уровне создаётся за счёт беспорядка на уровне глобальном». Prof. Alan R. Duffy: «Наш мозг – побочный продукт эволюционного давления. Другими словами, у более умных особей будет больше детей, причём, тоже умных. Эта тенденция привела к возникновению замечательного адаптивного пытливого ума, разгадавшего множество тайн нашей Вселенной. С этим связан главный вектор жизни – искать, осмысливать, исследовать. В этом основа наших отношений с друзьями и близкими. Самое главное – в этом суть жизни». [T.10.DCCLXXXIX] |
||||||
Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «Много высоких и славных, но тайны открываются смиренным, ибо велико могущество Господа, и Он смиренными прославляется. Чрез меру трудного для тебя не ищи, и, что свыше сил твоих, того не испытывай. Что заповедано тебе, о том размышляй; ибо не нужно тебе, что сокрыто» (Сир.3:19-22) Во-первых, размышляй о том, что заповедано: не просто тупо исполняй, формально. Такой способ – «Итальянская забастовка» – когда всё делают строго по инструкции, в результате получается кошмарно. А размышляй, с умом. С другой стороны – что сокрыто, то тебе не нужно: не надо размышлять «если жизнь на Марсе?» [P.125.496]
|
||||||