ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО |
||||||
ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ |
|
|||||
АРКАН XIX. Veritas facunda 2; Virtus humana; Aurum philosophalum; Vocatio; Lux resplendens (Ослепительный Свет); Sol, le Soleil (Солнце); Иероглиф (топор освобождения, прорубающий окно к свету в крыше предшествующего аркана). |
||||||
com-meminī, isse defect. 1) помнить, вспоминать (aliquem, aliquid С и alicujus rei Pl): si satis commemini Ter если память меня не обманывает; 2) упоминать (Socratis sectatorum in sermonibus AG). [B.32]
cui dolet, meminit погов. C кто пострадал, тот помнит
thēsaurus, ī m (греч.) 1) сокровище, клад…; 3) сокровищница…; хранилище, склад, вместилище (memoria — th. omnium rerum C)… * θησαυρός ὁ 1) клад, сокровище, ценность…; 2) хранилище, сокровищница…; 3) множество, куча (κακῶν Eur.). [B.169]
|
||||||
Prof. Rachel Elior, Hebrew University in Jerusalem: «Мнемозина – муза памяти – самая важная из всех муз. Она праматерь всех остальных муз. Память – это первоисточник творчества, искусства, поэзии, пророчества, литературы. Кто сохраняет память? Кто рассказывает то, что мы помним? Каждая память связана с тем, кто помнит, свидетельствует и описывает. Каждый, кто помнит или свидетельствует, говорит ли он от имени Бога, или от имени пророка, или священника – каждый из хранящих память, имеет свою адженду – нечто, что он хочет передать, подчеркнуть, полемически выделить. Какую бы мы красивую строку в Библии не читали или в другом тексте, всегда нужно помнить, кто сказал эту строку, в связи с чем и в каком контексте, и с кем он спорит этой строкой. То есть, на всякую память есть память альтернативная: память и контрпамять. По отношению к Иерусалиму тоже нет единой памяти: за столько тысяч лет накопилось много противоречивых и альтернативных версий памяти, и они борются друг с другом. И все они относятся к одному городу. Город один – много имён, география одна, но контексты очень разные». [P.125.150] * (agenda – повестка дня, план, цели, программа, интересы, намерения, мотив, замысел)
|
||||||
Dr. Jackie Pickerell, Claremont McKenna College, Cognitive Psychologist: «Мы – это наши воспоминания. Если задуматься, нас определяют наши воспоминания. Люди полагаются на свою память, но с течением времени она слабеет. Думая сегодня о любом событии из своего прошлого, вы автоматически переписываете его, дополняя знаниями, которыми располагаете сегодня». Рядом с тропинкой, по которой им предстоит пройти, было специально подготовлено ложное место крушения с обломками, оградительной лентой и одетым в форму вооружённым часовым. Dr. Jackie Pickerell: «Сегодня наша цель состоит в том, чтобы предоставить некоторым участникам эксперимента информацию, которую можно интерпретировать по-разному, не давая объяснений относительно того, что они видят». Dr. Jackie Pickerell: «Ложные впечатления лучше всего формируются по прошествии времени. Когда истинные воспоминания поблекнут, их место займут ложные впечатления, ложная память. В этом случае у неё больше шансов развиться. И так оно и бывает. Как правило». Через месяц, членов группы вновь собрали вместе, чтобы расспросить об увиденном. Хотя никаких значительных изменений воспоминания не претерпели, многие детали были искажены. В ходе эксперимента, как, по-видимому, и в Розуэлле, ложные воспоминания казались не менее реальными: свидетели верили в то, что говорили. Dr. Jackie Pickerell: «Люди не обманывают – обманывать очень трудно. Они абсолютно уверены, что помнят это. Они поклялись бы на могиле матери, что видели это на самом деле». Чтобы избежать новой волны сообщений об НЛО (мы) объяснили истинный смысл эксперимента его участникам, прежде чем отпустить их. Если память может исказить воспоминания всего за один месяц, что произойдет через тридцать лет? Dr. Jackie Pickerell: «В этом особенность ложной памяти. Здесь нет умысла. С этим сталкиваются сотрудники правоохранительных органов, и даже родители, расспрашивая своих детей. У них может и не быть намерения ввести кого-то в заблуждение. Многое зависит от того, как задавать вопросы!» Спустя полвека бывает невозможно отделить факты от ложной памяти. Вместе с тем, эксперимент доказал, что происшествие в Розуэлле с течением времени почти наверняка обросло новыми подробностями. Общественность требовала объяснений по каждому из трех инцидентов с НЛО. Военные коротко отвечали, что все они были связаны с метеозондами и не сообщили никаких подробностей. В течение длительного времени многие думали, что такое объяснение было также неправдоподобно, как и версия о космическом корабле пришельцев. Dr. Jackie Pickerell: «Сделав информацию совершенно секретной, отказываясь сообщать подробности, они разожгли всеобщее любопытство и заставили работать воображение способствуя распространению различных слухов». Маленькие «зелёные человечки» в Розуэлле, штат Нью-Мексико, тарелки, летящие над вершинами гор со скоростью в два раза превышающей скорость звука, вторжение пришельцев на нашу планету. После трёх сообщений о неопознанных летающих объектах, в конце сороковых по всей Америке прокатилась волна страха. Рассказы очевидцев внушали доверие. Военный лётчик погиб, преследуя НЛО высоко в небе. Но представители правительства опровергли показания очевидцев. Это были метеозонды, – заявили они – и больше ничего. В послевоенном мире, уже напуганном атомной бомбой, паранойя сменилась паникой. Три необъяснимых инцидента открыли новую эру – «Эру НЛО». В американской массовой культуре произошли необратимые изменения. [T.12.XX.3]
…эти истории удовлетворяют глубокую психологическую потребность. Prof. Chris French, Goldsmiths College, University of London: «Похищенные, как группы, и другие люди, которые рассказывают о паранормальных явлениях, в действе переживали травмы. Возможно, что эти странности психики представляют собой защитный механизм». Bryan Appleyard, Author, Aliens: Why They Are Here: «Я считаю, что гипноз не раскрывает настоящие воспоминания и… туда, куда ведёт вас гипнотизёр, с энтузиазмом и ощущением полной реальности происходящего». Prof. David J. Hufford, Penn State College of Medicine: «Если вы случайно разбудите во время гипноза ложные воспоминания, в последствии человек будет считать их истинными». [T.12.LI.4]
|
||||||
В начале двадцатого века идея Дарби была подхвачена Скоуфилдом – аферистом – известным прелюбодеем и исследователем Библии. Скоуфилд (Rev. C. I. Scofield) снабдил Библию комментариями, основанными на пророчествах Дарби относительно Конца Света. Dr. Paul Samuel Boyer, University of Wisconsin-Madison: «Поместить свои примечания на той же странице, где находился библейский текст, было гениальным планом, ведь часто читатели не могут вспомнить, читали ли они что-то в самой Библии или же в примечаниях». [T.13.LVII.1]
Kendrick (Ken) Frazier, Skeptical Inquirer Magazine: «У людей, рассказывающих подобные истории (о похищении их НЛО) возможно есть затаённая потребность стать частью события, которое интересно, популярно и широко освещается в средствах массовой информации по всему миру». James E. Alcock, Ph. D., Professor of Psychology, York University: «Опасность восстановления вытесненных из сознания воспоминаний состоит в том, что в процессе велика вероятность породить фантазии. И даже если в них есть доля реальности, то правда и фантазия будут настолько перемешаны, что никто не сможет отделить их». Dr. Joe Nickell, Skeptical Inquirer Magazine: «Кто-то может вспомнить, что он был Наполеоном или Клеопатрой и рассказывать детальные красочные истории, в которых не сильны другие люди. Рассказы могут быть очень подробными. Точно также они могут вспомнить, что их похищали инопланетяне и забирали в свой космический корабль. Мы должны понять, что такой гипноз – «жёлтая дорога» в страну фантазий. Определённые люди, а особенно склонные к фантазиям, легко поддаются гипнозу и под гипнозом могут делать просто невероятные вещи». Kendrick (Ken) Frazier, Skeptical Inquirer Magazine: «Что касается истории о похищении людей инопланетянами, то они становятся всё более доскональными. Они становятся настолько подробными, что, как мне кажется, обрушиваются под собственным весом и становятся научной фантастикой не очень хорошего качества, доведенной до крайности». Dr. Joe Nickell, Skeptical Inquirer Magazine: «Вот почему, когда меня просят посоветовать что-нибудь тем, кого похищали, я говорю «Просто постарайтесь быть скептиками, потому что инопланетяне не похищают скептиков». [T.12.XIII.3]
|
||||||
Dr. David M. Jacobs, Temple University, Philadelphia «Эта тема (НЛО) выходит за все возможные рамки, и её разработка негативно отражается на карьере учёного, но ведь никто не может разобраться в этом феномене, потенциально очень важном для жизни похищенного человека». Доктор Сьюзен Клэнси, психолог, специализирующийся на памяти, изучает похищенных уже шесть лет. Она считает, что воспоминая о похищениях не возвращаются на сеансах, а рождаются. Dr. Susan Clancy, Harvard University: «Те похищенные, с которыми я работала, вспоминали события только благодаря гипнозу или созданию образов. Я не знаю никого, кто бы просто так вспомнил о похищении инопланетянами». Но существует метод восстановления памяти – гипноз. Долгое время гипноз считался почти магическим окном в человеческую память. Позже выяснилось, что гипноз способствует, скорее всего, созданию воспоминания, чем его восстановлению. В состоянии гипноза человек легко поддаётся внушению и желает угодить гипнотизёру. Последние исследования показали, что внушаемые люди во время гипноза вспоминали то, о чём их просил гипнотизёр. [T.17.III.2]
|
||||||
Константин Симонов, писатель: «Несколько лет назад я начал задумываться над тем, почему, в сущности, мы называем Мемуарами только книги? Почему библиотека мемуаров это в нашем сознании только библиотека книг? Ведь для нынешнего времени это совсем не так. В наше время пора создавать и киномемуары, и телемемуары. И было бы непростительно, нам не простила бы история, если бы мы не делали этого». [T.10.CXXXVII]
Светлана Алексиевич, писатель: «Я долго искала жанр, который бы отвечал тому, как я вижу мир. Тому, как устроен мой глаз, мое ухо… Пробовала себя… И выбрала жанр человеческих голосов... Свои книги я высматриваю и выслушиваю на улицах. За окном. В них реальные люди рассказывают о главных событиях своего времени – война, развал социалистической империи, Чернобыль, а все вместе они оставляют в слове – историю страны, общую историю. Старую и новейшую. А каждый – историю своей маленькой человеческой судьбы. Из тысячи голосов, кусочков нашего быта и бытия, слов и того, что между слов, за словами – я складываю не реальность (реальность непостижима), а образ… Образ своего времени… То, как мы его видим, как мы его себе представляем. Достоверность рождается из множественности кругов… Я складываю образ своей страны от людей, живущих в мое время… Я хотела бы, чтобы мои книги стали летописью, энциклопедией почти десятка поколений, которых я застала и вместе с которыми иду… Как они жили? Во что верили? Как их убивали, и они убивали? Как хотели и не умели, не получалось быть счастливыми». [P.87]
|
||||||
…с каждым годом ветеранов, встающих в Почётный караул у Братской могилы, становится всё меньше, как всё меньше и тех, кто помнит, чем были эти 900 блокадных дней для каждой живой души, отчаянно боровшейся со смертью. Пётр ДУЛЬКОВ, полковник, блокадник (г. Кронштадт): «Людоедство? Я не знаю! Но кошек-собак мы ели с удовольствием. Вот я лично сам вам скажу: кошачьи котлеты – это такой вкус, это невообразимая штука. И жирная, и питательная, и вкусная. Но сейчас-то, конечно, не будешь есть, потому что ты достаточно нормальный человек. А когда ты доходишь до предела – тебе всё равно, что есть. Ты голоден, ты настолько голоден, что тебе безразлично какая пища». [T.2.XXVI.3]
|
||||||
…под ослепительно яркими лучами полуденного солнца резвятся на песке мальчик и девочка, взявши друг друга за руки; они совершенно обнажены, а их веселый, беззаботный смех громко звучит далеко кругом. Возле них видна старая кирпичная стена, местами полуразвалившаяся, местами занесенная песком выше верха. За стеной начинается берег голубого моря… Ограда полуразрушенная – это остатки былых оков, памятник побежденных препятствий. [B.24.1]
Юрий ПИВОВАРОВ, академик РАН, доктор политических наук, профессор, директор ИНИОН РАН: «Это тема свободы человека, выбора человека в мире. Романтизм. Ну, тут, конечно, и немцы поработали, и англичане. Здесь не французы. Романтизм – это, прежде всего, акцент на истории. Это идеализация каких-то прежних порядков. Но в Европе это были феодальные порядки. Это тогда. Кстати, в Европе начался туризм, когда люди стали ездить по старым замкам и смотреть на эти разрушенные замки и, значит, совершенно, так сказать, сходить с ума. Раньше ходили в паломничество к святым местам, а теперь исторические святые места и романтизм заявляют о том, что, вот, замечательная была раньше история. Сейчас, может быть, хуже. Надо туда смотреть. Да?» [T.10.CI.15]
Виктор ВАХШТАЙН, кандидат социологических наук: «…память – говорит он – есть опыт сосуществования, но именно в этом мы. Интересный ход теоретический, который делает Бергсон: память и внимание – это две вещи, которые позволяют прошлому находиться в настоящем. Это то, что потом появится у феноменологов, как «прошлое присутствует здесь и сейчас». [T.10.D.28] * Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…вне сознания прошлого нет, а будущее – говорит Бергсон – не наступит никогда». Всегда будет только точка настоящего. Сознание скрепляет прошлое и будущее настоящим». [P.125.193]
|
||||||
i. (īn-scrībo) aliquid in animo С запечатлеть что-либо в памяти (в сердце)
Константин АНОХИН, член-корреспондент РАН, доктор медицинских наук: «На прощание мне хотелось сказать следующее, что вот, видите, вопросы, которые были заданы, они касались тех или иных технологий, то есть, возможности управления памятью, возможности получить сразу большой объем информации, возможности перенести и освоить язык за короткое время, возможности получить безопасные и эффективные таблетки улучшении памяти. Это всё так. Но, поскольку мы находимся на канале «Культура», мне хочется сказать о другой стороне, что познания нашей памяти – это познание нами самих себя. Потому что, как сказал Габриэль Гарсия Маркес: «Жизнь – это не те дни, которые прожиты, а те, которые запомнены». И изучение механизмов работы мозга и памяти – это в значительной степени для учёных, исследующих этот вопрос, не проблема создания новых технологий, хотя это важно, а проблема следования древнему оракулу, инструктировавшему – познай самого себя!» [T.10.CI.3]
Станислав ГОВОРУХИН, кинорежиссёр, сценарист, актёр кино: «Как сказал один человек, нужно жизнь прожить так, чтобы было что вспомнить, но стыдно рассказать». [T.10.CCXXIII]
Алексей БАРТОШЕВИЧ, доктор искусствоведения, председатель Шекспировской комиссии Научного совета по истории мировой культуры РАН: «…так вот, возвращаясь к тому, что говорил. Мы не знаем, что думали современники Шекспира о его пьесах. Мы не знаем, в какой степени они были способны видеть в них то, что видим мы. И вот мне пришло в голову простое соображение: ведь запоминание – это форма интерпретации. И, стало бы, понять, что он, этот самый пират запомнил, в какой-то степени означает понять, что они понимали». [T.10.CI.32]
…Нобелевский лауреат Уотсон предсказал, что молекулярные биологи, изучив мозг, поймут природу памяти. Она – особый мост между свойственным всем организмам и присущим одному, уникальному. Константин АНОХИН, член-корреспондент РАН, доктор медицинских наук: «…более того, в эти моменты реактивации старой памяти возможны имплантации новых воспоминаний. И человек тогда несёт в полной убеждённости искусственные воспоминания, имплантированные ему в мозг. Биологические исследования показывают, что возможно редактирование памяти. В момент, когда происходит это извлечение, можно её стирать, и есть целые направления, которые посвящены этому. Память – это не копия на полочке, которую мы можем зайти в чулан и извлечь, а память – это процесс. И как процесс, он состоит из нескольких специальных механизмов. Каждый раз, когда мы извлекаем, мы активно реконструируем, – мы не берём след, а пытаемся реконструировать то, как было. В момент реконструкции происходит рекатегоризация этого следа: мы по-другому начинаем оценивать и воспринимать этот след особенно с учётом уже накопившегося нового опыта с момента события. И каждая рекатегоризация сопровождается реконсолидацией: мы закладываем новый след вместо старого». У памяти много уровней. Нужно понять, как она со временем эволюционирует в воспоминаниях или снах, как переходит из эпизодической формы – когда мы помним событие как кинофрагмент, – в семантическую, когда этот эпизод как часть нашего опыта превращается в единицу знания. Как трансформируется содержание этих знаний в момент перехода. И, наконец, какие формы памяти могут существовать в обществе. Константин АНОХИН, член-корреспондент РАН, доктор медицинских наук: «Я думаю, что так же как у человека существует эпизодическая и семантическая память, в обществе и в культуре есть и эпизодическая, которая несёт как бы следы воспоминаний, и классифицированная и категоризованная семантическая, которая остаётся в виде сухих знаний. Мы понимаем насколько эта общественная коллективная память, складывающаяся из памяти «нас», может быть ранима, трансформируема, подвержена политическим влияниям или социальным манипуляциям без того, что мы субъективно замечаем, что произошло замещение одного на другое, продолжая думать, что изменённая копия, сохранившаяся вместо прежней, и есть истинное положение дел». Открытие систем памяти подтверждает мысль Бергсона, что у человека два вида памяти: навыки-привычки и «чистая память», которая связана с сознанием. «Человек – это слиток различных форм памяти». [T.10.I.9] * …расшифрованы на клеточном уровне механизмы работы памяти. Константин АНОХИН, профессор, член-корреспондент РАН и РАМН: «…что происходит в мозге, когда рождается мысль? За счёт чего это происходит в мозге? Какие структуры мозга для этого нужны?» На протяжении веков сознанием занималась только одна наука – философия, в двадцатом веке к ней присоединилась психология, на рубеже двадцать первого века появилась нейрофизиология сознания. А совсем недавно учёные начали заниматься биологией сознания, и им удалось открыть четыре явления, связанных с процессом осознания. Константин АНОХИН, профессор, член-корреспондент РАН и РАМН: «Первое – активируются структуры в мозге, которые не работали в момент неосознанного восприятия. Это структуры, которые, например, расположены в передних частях мозга, связанные с целеполаганием, с принятием решений – это области лобной коры». Во-вторых, учёные установили, что при осознанном восприятии работают те же структуры мозга, что и при неосознанном, но работают они в десятки раз интенсивнее. В-третьих, оказалось, что в момент осознания происходит общение между лобовой частью мозга, связанной с целеполаганием и задней – зрительной корой: между ними начинают циркулировать циклы сигналов, координирующих их работу. Константин АНОХИН, профессор, член-корреспондент РАН и РАМН: «И, в-четвёртых, оказалось, что момент осознания, что удивительно, наступает не сразу, и что процессы, которые есть в мозге специфические для осознания, они происходят через несколько сот миллисекунд после предъявления стимула». …учёные убедились, что процессы запоминания и осознания тесно связаны между собой. Похоже, в работе памяти и сознания задействованы одни и те же гены. Константин АНОХИН, профессор, член-корреспондент РАН и РАМН: «Откуда берётся уникальное «Я», которое считается непередаваемым. Оно берётся из-за того, что в жизни каждого из нас существовали тысячи и десятки тысяч эпизодов обучения проходящих через сознание, которые откладывались в нашей памяти. …который и освещает для каждого индивидуально тот сенсорный сигнал – внешний стимул, – который мы воспринимаем, наполняя его содержанием». [T.10.I.31]
|
||||||
John Hamill, Director of Communications of the United Grand Lodge of England: «Ничего оригинального в масонстве нет, мы многое позаимствовали. Наша система обозначений заимствована у профессиональных каменщиков – это их инструменты. Мы также заимствовали религиозные символы: масонскими их делает лишь то, как мы их используем и интерпретируем». Prof. David Stevenson, University of St Andrews: «…блестящей идеей Уильяма Шоу (William Schaw) было распоряжение о том, чтобы в каждой ложе имелся секретарь и велись подробные учётные записи. О чём ещё может мечтать историк? (смеётся)» Robert L. D. Cooper, Curator of the Grand Lodge of Scotland Museum and Library: «…появились вступительные взносы. Дела стали вести более аккуратно, если можно так выразиться. В этом плане Шоу стал создателем современного масонства, установив порядок заседаний и другие процедуры». Установления Шоу также закрепили древние обычаи каменщиков – Слово Масона. Robert L. D. Cooper, Curator of the Grand Lodge of Scotland Museum and Library: «В зависимости от определённого уровня члена ложи, его умения, человека посвящали в тайну секретного слова или рукопожатия». Prof. Roger Dachez, Institut Maçonnique de France: «Согласно Уставам Шоу, в шотландских ложах того времени соблюдался обычай: Мастер масонов не в праве дать работу человеку, желающему её получить, если тот не получил определённый символ, а именно, Слово Масона». И, наконец, в Установлениях есть ещё одна интригующая особенность. Она заключается в нескольких словах, таящих в себе свой смысл и историю, и относящихся, к особого рода, духовному развитию. Это искусство запоминания. Robert L. D. Cooper, Curator of the Grand Lodge of Scotland Museum and Library: «Шоу нашёл способ, благодаря которому масоны могли хранить свои тайны. Поскольку многие были безграмотны, и не умели читать и писать, он придумал следующее. В течение года каждый должен был выучить некий текст наизусть. Ежегодно проводились проверки, когда необходимо было повторить выученное в ложе перед всеми собравшимися». Prof. Roger Dachez: «Крайне удивительно найти не просто упоминание, а подробное описание метода искусства запоминания в тексте, регламентирующем действия масонских лож. Получается, что с искусством запоминания в масонство был привнесён самый настоящий древний метод интеллектуального развития». Искусство запоминания – очень древний метод. Когда-то им пользовались греческие и римские ораторы для запоминания длинных речей. Оригинальность этого метода заключается в том, что в его основе лежит развитое воображение. Представьте себе здание: вы входите в него, идёте и мысленно видите, изучаете и запоминаете различные объекты и места в этом здании. Таким образом, вы как бы составляете экскурсионный маршрут, делая для себя заметки о том, что бы вы хотели рассказать в каждом его пункте, и в каком порядке. Prof. David Stevenson: «И затем, когда нужно произнести длинную речь, человек мысленно повторяет свою экскурсию по тому зданию, вспоминая все заметки в определённых местах и на объектах». Искусство запоминания, скорее всего, использовалось ложами для запоминания ритуала. Эта техника также позволяла конструировать в воображении дома и храмы. Прогулка по воображаемому храму позволяла отправиться в путешествие внутрь себя. Иными словами Уильям Шоу помогал соратникам по цеху самосовершенствоваться. Robert L. D. Cooper, Curator of the Grand Lodge of Scotland Museum and Library: «Он был уверен, что у масонских лож есть знания, которые стоило бы сохранять…» Уильям Шоу умер в 1602-м году (William Schaw) Человеческие отношения в отсутствие войн и конфликтов благоприятствовали появлению новой формы партнёрства – братства. Так сложилось исторически, что символика гильдии каменщиков послужила основой для развития потребности человека в общении «на равных». Эта потребность всегда была частью истории человечества. С помощью преданий о строителях, масоны хотели показать внутреннее построение личности человека. Стремясь возвысить человека к небесам, масоны проложили путь к новой духовности, – духовности, сила которой исходит от человеческих взаимоотношений. Таким образом, масонство сложилось из многих компонентов… [T.13.LXXIV]
Антонио Гауди. Своим хорошим пространственным воображением я обязан тому, что я сын, внук и правнук котельщика. Мой отец был кузнецом, и мой дед был кузнецом, со стороны матери в семье тоже были кузнецы. Один её дед бондарь, а другой – моряк, это тоже люди пространства и расположения. Все эти поколения дали мне необходимую подготовку. …рабочие считали его своим: в их глазах он был живым Иосифом – молоток, отвес, резец. Библейское слово «Плотник», было ведь очень широким понятием, оно могло обозначать и столяра, и скульптора, корабела, каменщика, и специалиста по металлу. Но в первую очередь, со времён Давида и Соломона, – архитектора, строителя Храма. [T.10.CDI.30]
|
||||||
Ураган уносит флот Одиссея к берегам Северной Африки. Там, на экзотическом острове, Одиссей и его воины случайно оказываются в мифологическом наркопритоне. Аборигены тепло приветствуют их и угощают лотосом – сладким цветком, способным затуманить рассудок. Некоторые учёные полагают, что лотофаги символизируют реальное бедствие Древней Греции – наркоманию. Dr. David B. George, Director Institute for Mediterranean Archaeology: «Греки были знакомы с маком: в некоторых предметах с микенских раскопок совершенно точно был мак. Они знали об опиуме и, естественно, о гашише. Дело в том, что человек любит дурманить себя. На примере «Одиссеи» показано, как люди могут потерять себя на пути домой. И это очень по-человечески». Scott Huler, Author: «…этот эпизод довольно короткий, и, всё же, о нём очень много написано. Мне кажется, причина в том, что большинству из нас этот опыт знаком. Люди устают, люди сталкиваются с трудностями, и что может быть привлекательнее, чем возможность съесть, выпить или покурить что-то, что позволит им забыться». [T.18.XXIII.3] Алла МИЛЁХИНА, кандидат медицинских наук, НИИ социальной и судебной психиатрии имени В. П. Сербского: «Мозг помнит абсолютно всё, но, другое дело, насколько глубоко он это прячет. Процесс забывания чрезвычайно длительный: то, что, как нам кажется, забылось, просто с поверхности мозга ушло вглубь». Михаил ГОРДЕЕВ, доктор медицинских наук, кандидат психологических наук: «Технология гипноза достаточно проста, учитывая то, что гипноз – это естественное свойство организма. Каждый человек входит в это состояние приблизительно раз в полтора часа. То есть состояние транса чем-то нужно мозгу. Примерно раз в полтора часа мы погружаемся в воспоминания, мы погружаемся в мысли, в мечты – во что угодно. И это настолько естественно, что мы даже не замечаем этого. А это уже состояние транса, и, именно, как правило, более глубокое состояние и называется гипнозом». …когда человек находится в состоянии транса, его нервная система менее чувствительна к переживаниям, связанным с грустными событиями. Ложные воспоминания не редкость: впечатлительный фантазёр, или тот, для кого реальные события оказались слишком травмирующими, иногда заменяют настоящую память подделкой, и они не обманывают, а искренне верят в то, что говорят. Подлинные воспоминания оказываются запрятанными настолько глубоко, что иногда нужны годы работы со специалистами, чтобы человек перестал лгать самому себе. Но, оказывается не одно воспоминание нельзя считать достоверным. Павел БАЛАБАН, доктор биологических наук, директор Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН: «Понятие реконсолидации, которое появилось недавно, оно очень интересное. Это чрезвычайно необычное понятие, оно фактически показывает, что происходит переделка существующей памяти у каждого из нас. Мы её можем сами себе изменить путём многократного воспроизведения, чуть-чуть каждый раз в изменяющихся условиях». [T.11.XXIII.2] * …получивший название за сходство с морским коньком – гиппокамп – является частью лимбической системы головного мозга. От неё зависит приспособление организма к внешней среде. Нейронные сети гиппокампа из потока внешних стимулов выделяют важную информацию и отправляют в отдел кратковременной памяти, чтобы затем преобразовать в память долговременную. Павел БАЛАБАН, член-корреспондент РАН, доктор биологических наук: «Человек помнит практически всё, что видит. Но, что такое помнит? Память всегда состоит из двух компонентов: это отдельные ключевые события – запах, какая-то картинка зрительная, какие-то звуки, и обстановка. Если нет связи между ключами, вот такими сенсорными, и обстановкой, то памяти нет». За восприятие запахов, а также зрительной и слуховой информации отвечают разные участки мозга, но существуют ещё интегративные области: они и позволяют возникать полноценным воспоминаниям. Павел БАЛАБАН, член-корреспондент РАН, доктор биологических наук: «При воспоминании конкретного события идёт, как бы, не просто извлечение этой памяти, но её модификация». При запоминании также образуется новый и видоизменяется уже существующий набор нейронных связей, который и является хранителем нашей памяти. Павел БАЛАБАН, член-корреспондент РАН, доктор биологических наук: «Формирование новой памяти происходит с участием синтеза новых белков. С другой стороны, время жизни белковых молекул – это дни, а память существует годы и десятилетия». Прорыв в изучении памяти произошёл благодаря открытию белковой молекулы протеинкиназа M-дзета. Она отвечает за интенсивность синаптических связей между нейронами, которые участвуют в формировании подробных долговременных воспоминаний. [T.10.I.29] * Павел БАЛАБАН, академик РАН, доктор биологических наук, директор Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН: «…на сегодняшний день довольно твёрдо показано, что память можно модифицировать. Память – это одна из самых важных высших функций мозга и личностных. Память и есть «наше Я». Оказывается, определёнными воздействиями её можно менять. Все знают про понятие амнезии, и, фактически – это сдвиг личностного: если у человека полная амнезия – он не помнит «кто он». И, в то же время, он осознаёт себя, как «человека», а не животное. И «личностное» можно заново выработать. Это говорит о том, что, как раз, и память, и Я, и сознание – оно принадлежит конкретному человеку: это не какое-то расплывчатое понятие. И можно найти вплоть до молекулярных механизмов того, как изменить Я и сознание. И это очень опасно, с одной стороны. С другой стороны показано, что даже при амнезии данный индивид обладает своей спецификой – она к нему возвращается». [T.10.D.58]
|
||||||
В «Наивной картине мира» время измеряется человеческой жизнью, поскольку носителем исторической информации является память. Она обладает свойствами отбора и оценки событий и может выстраивать отрезки времени по собственному сценарию. Елена ЛЕВКИЕВСКАЯ, доктор филологических наук, Институт славяноведения РАН: «Такие отрезки времени, через которые человеческая память запоминает события, замечательный английский поэт-романтик начала девятнадцатого века Вордсворд (англ. William Wordsworth) называл «Пятнами времени», а современные лингвисты и современные культурологи называют эти «Пятна времени» «Культурными индексами». То есть это такие важные зарубки, важные вехи в жизни каждого человека, через которые он воспринимает свою биографию». …в традиционной культуре история предстаёт не как последовательная цепь событий, а как трансформированное отражение их в личной памяти конкретного человека. Личная память является частью Коллективной памяти социума. В «Наивной картине мира» происходит нарушение общепринятой иерархии исторических событий. В устных рассказах и письменных свидетельствах личная жизнь уравнивается с событиями большого исторического масштаба. [T.10.I.29]
Глеб САВЧЕНКО, кандидат медицинских наук, нейрофизиолог: «Память обычного человека есть свойство стереотипности. Наша память руководит всеми рутинными действиями, которые мы совершаем каждый день: мы не задумываемся, как держать ложку, как чистить зубы, как надеть пальто – мы и так это всё помним и знаем. Точно также мы помним, что если спрыгнуть с крыши, мы разобьёмся, если сунуть руку в розетку, нас ударит током. Мы не задумываемся, почему не надо это делать, мы просто не делаем этого, что нам вредно. Всё, что можно списать на рутину, всё записывается памятью в стереотип: таким образом, память, как бы систематизирует информацию и упрощает мозгу жизнь каждую минуту». [T.11.V.2] * …почти никто ничего не помнит. Хранительная способность мозга забывать ненужное доведена у наших людей до биологической задачи. Нет памяти, и всё!… А. и Г. ВАЙНЕРЫ [B.133.1]
Иван ЗАСУРСКИЙ, журналист, кандидат филологических наук, зав. кафедрой новых медиа факультета журналистики МГУ: «…мне кажется, что преступления отцов, в данном случае – это беспамятство. То есть беспамятство, как неосознанность. Все эти, как бы, кошмары возможны только потому, что никто из них не осознавал себя как личность, и понятие личной ответственности не использовалось ими для регулирования своего повседневного поведения». [T.10CCCXLIX.1] * Наталья БАСОВСКАЯ, доктор исторических наук: «…орган сословного представительства, который в Испании был сильнее, чем английский Парламент, чем французские Генеральные штаты – Кортесы. Это была большая сила в Кастилии. Это орган сословного представительства, где, конечно, лидируют дворяне, представители дворян, но заметен голос и горожан, ибо, повторяю, горожане – это опора Реконкисты. Взяли город, укрепили, дальше это крепость – дали вольности, фуэрос. И поэтому эти люди… ведь всякие люди, имеющие некие вольности, официальные, политические права, начинают себя чувствовать личностями». [P.97.110]
|
||||||
Впервые понятие «синапс» ввёл английский исследователь Чарльз Шеррингтон в 1897-м году. Синапсы являются сложноорганизованными контактами между нейронами, и играют важную роль – обеспечивают взаимодействие между нервными клетками мозга. Благодаря им осуществляется передача и обработка информации в нервной системе. Синапсы состоят из пресинаптических окончаний, синаптической щели и постсинаптических структур. «Химические» синапсы делятся на возбуждающие и тормозные. Постсинаптические структуры возбуждающих синапсов представляют собой «дендритные шипики», именно они отвечают за нашу память. Когда мы тренируем нашу память, шипики увеличиваются в объёме и размножаются – их становится больше. Постоянные тренировки способствуют активации возбуждающих синапсов, росту шипиков и закреплению памяти. Это имеет серьёзный профилактический эффект в борьбе с такими заболеваниями, как болезнь Альцгеймера. Укрепление памяти достигается благодаря тому, что внутри шипиков находится важный строительный белок – актин: он очень подвижен и умеет быстро уменьшаться и увеличиваться в размерах, что и регулирует размеры и форму шипиков. До 1982-го года считалось, что актин находится только в мышечной ткани, то, что он был обнаружен в шипиках, позволило объяснить некоторые процессы формирования и подвижности памяти. Упрощая можно сказать, что, подобно тому, как человек, заботящийся о своём здоровье, тренирует мускулы, точно так же человек, заботящийся о полноценной умственной деятельности, должен заниматься тренировкой памяти. [T.10.CDLXII]
…ваши органы чувств посылают информацию в ваш гиппокамп. Его задача – решить, какую информацию оставить, а от какой избавиться. Информация для хранения посылается в хранилище, чтобы потом можно было к ней вернуться, всё остальное исчезнет из вашей кратковременной памяти в течение двадцати секунд. Этого времени хватит лишь на то, чтобы запомнить номер машины или телефона – от пяти до семи предметов. Prof. André A. Fenton, New York University: «…мы храним наш опыт фрагментарно. И когда вы вспоминаете этот опыт, вы стараетесь восстановить историю вокруг этих фрагментов. Когда вы что-то вспоминаете, вы меняете биохимию памяти, которая у вас была изначально. А когда биохимия меняется, то и эти воспоминания могут легко поддаться изменению». В мозге более ста миллиардов нейронов. Каждый раз, когда вы обращаетесь к своей памяти, нейронные пути обновляются, изменяя мозг физически, а память химически. И, в конце концов, мы верим в то, что мы считаем, мы помним. [T.21.LI.1]
…секреты того как стать сильным передаются из поколения в поколение, как и все индейские традиции. При отсутствии письменности важнейший аспект этой культуры – запоминание наизусть. [T.10.CCCLI]
|
||||||
Марина НЕЁЛОВА, народная артистка РСФСР: «Зачем человеку память? Мне, во-первых, чтобы знать все тексты всех спектаклей, которые я играю. Мне даже кажется, что моя память держит только это. Память – она живёт сама по себе. Она как-то выхватывает из твоей жизни какие-то воспоминания, которые много-много лет тому назад были и прошли, и ты вдруг их помнишь, как будто они случились вчера, и ты не помнишь то, что было вчера или даже сегодня, потому что, наверное, оказывается, что это неважно в твоей жизни. А то, что важно, у меня всё-таки, остаётся, всплывает, и вдруг так ярко, так неожиданно, так прекрасно ты снова проживаешь эти мгновения». [T.10.DV.1]
Филлип Дик предвидит мир, где содержимое человеческой памяти, так же, как компьютерной, можно перезаписать. Недавние прорывы в нейробиологии позволяют предположить, что это в принципе осуществимо. Prof. André A. Fenton, New York University: «Здесь важно уяснить, что воображаемые переживания не так сильно отличаются от настоящих. Нейроны в некоторых частях мозга посылают импульсы и запускают биохимические реакции – они одинаковы – независимо от того, реально ли то, что вы переживаете или нет. По-видимому, в мозгу есть особые молекулы, ответственные за долговременную память, и если вмешаться в этот безостановочный механизм, можно создавать, уничтожать, подправлять и подделывать информацию». [T.22.XLI.1]
|
||||||
Steve Ramirez, Ph.D. candidate, MIT: «…один нейрон скажет немногое, но если взять мозг, в котором восемьдесят-сто миллиардов взаимодействующих нейронов, то можно будет выделить такие свойства, как память и сознание. Эти крохотные участки мозговой ткани – восемьдесят миллиардов клеток – делают нас «собой» и отвечают за чувства – любовь, ненависть, печаль и творчество». Память – это нить, связующая наш опыт в единую сущность: без неё мы бы застряли во времени и утратили самоопределение. Prof. William Hirst, New School University, New York City: «Память считается хранилищем информации, наподобие библиотеки: вы складываете туда информацию до тех пор, пока она вам не понадобится. Однако память работает не так – фактически мы строим память на ходу». [T.21.XCIX.3]
Dr. Rebecca Knight, University of Hertfordshire: «Память очень важна – она делает нас теми, кто мы есть. Если вы пытаетесь вспомнить, чем занимались на прошлых выходных, всегда будут два компонента: во-первых – временная, во-вторых – пространственная составляющая. За память отвечает часть мозга под названием гиппокамп. Гиппокамп отвечает за «пространственную память». [T.21.LXX.24]
|
||||||
Juan Enriquez, Science Entrepreneur (Хуан Энрикес, эксперт в вопросах экономического и политического влияния биологических наук): «После первой пересадки сердца специалисты привели родственников донора и спросили: «Вы любите этого человека? Что-нибудь к нему чувствуете?». Мы тысячелетиями говорили «рука и сердце», «разбить сердце» и так далее. Самый интересный эксперимент следующего десятилетия – пересадка головы мыши. Если у этой мыши останется память прошлой особи, значит, мы можем передавать память. Останется один вопрос – можно ли память передавать только из тела в тело, или её можно загрузить куда-то ещё?» [T.21.CVIII.1]
Исследования профессора Яна Борна показывают, что, действительно, когда мы спим, наша память является наиболее уязвимой. Prof. Dr. Jan Born, University of Tübingen: «Роль сна в процессе запоминания не пассивна: он не только защищает полученную информацию, но и выполняет активную роль. Было доказано, что свежеприобретённая информация повторно активируется на нейронном уровне, когда мы спим. Особенно во время глубокого сна. Эта информация заново воспроизводится для того, чтобы переход из краткосрочной памяти в долгосрочную, расположенную в неокортексе, проходил более эффективно». [T.10.DCXXXI]
|
||||||
1 - 2 |
||||||