ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН XVIII. Hierarchia occulta; Hostes occulti (Тайные враги); Pericula occulta (Тайные опасности); Crepusculum (Сумерки); Justitia; Mysterium 3; Canes (Оборотни); la Lune (Луна); Иероглиф (крыша прихлопывающая, стесняющая).

   

Mysterium 3

 
     
 

anagōgicus, a, um [anagoge] внутренний, глубокий, т.е. мистический (sensus Hier). [B.32]

 

 
     
 

Трансгималайская Индия, именуемая так же Индийским западным или Малым Тибетом. Ладакх – «Страна нескольких перевалов»: «Ла» перевал, «дакх» несколько.

Хемис – один из самых богатых и почитаемых монастырей Ладакха. Огромное количество маленьких комнат и залов хранят древние реликвии и украшены затейливой росписью. Так же из монастыря Хемис берёт своё начало легенда о пребывании Иисуса Христа в Тибете. Именно в здешней библиотеке русский исследователь Николай Нотович обнаружил древнюю рукопись с описанием «потерянных» лет Иисуса. [T.9.III.9]

 

…могут многое рассказать о тех событиях, о том, кто с точки зрения нашей веры был не только Богом, но и человеком. И о страданиях, которые он перенёс.

Dr. Alfonso Muсoz-Cobo: «Ведь на самом мы очень мало знаем об Иисусе Христе. Мы много не знаем, например, какого он был роста, какого оттенка у него была кожа, какого цвета были глаза. Многие сведения можно найти в Евангелиях, например, то, каким Его видели люди, но в них отражены в основном Его личные качества, такие как милосердие и любовь. Мы знаем, что Он страдал, что Его беспощадно бичевали, на голову надели терновый венец и распяли, знаем, что Он умер на кресте. Но, тем не менее, мы знаем очень мало подробностей обо всём этом. Существуют вещи, которые сложно объяснять, но, тем не менее, они чётко дают понять, что Воскресение реально имело место. И что всё это чрезвычайно важно для жизни многих людей». [T.10.LXXXIX.2]

 

 
     
 

Dr. Robert R. Cargill, Archaeologist, UCLA: «Упоминание о Соляном Столпе в истории Содома и Гоморры на самом деле этиология, то есть объяснение причины неких событий, происхождения вещей, либо необычного природного явления. В определённое время дня, когда Солнце в зените, если смотреть под определённым углом на расстоянии, эти самые соляные столбы напоминают фигуры людей, стоящих на берегу Мёртвого моря. Поэтому история жены Лота, превратившейся в соляной столб, скорее всего, мифологизированное объяснение природного явления, то есть соляных столбов на южном берегу Мёртвого моря».

Этиологические мотивы присутствуют в сказках и легендах всего мира. Эти истории – попытка объяснить причины природных явлений, например, существование гор, синеву неба, и почему земли Израиля пустынны. Следуя теории этиологии, история Лота и его жены – попытка объяснить существование многочисленных соляных фармаций вблизи Мёртвого моря. Эта местность изобилует соляными фармациями в виде столбов. Их размеры варьируются от десяти-пятнадцати сантиметров до почти двух метров.

Dr. Robert R. Cargill: «Многие события, относящиеся к библейским текстам, не выдерживают проверки научными инструментами. Однако они несут в себе некие духовные истины для тех, кто читает их».

Тысячи лет Библия оставалась символом веры и сводом недоказуемых истин. [T.12.XXI.2]

 

…гора Святого Михаила. Бретань стала ещё одной родиной Артура. В подобных местах сам Бог велел придумывать истории и связывать их с этими захватывающими дух видами. Так рождаются мифыоблаченные в слова грёзы. [T.4.XXX.1]

 

 
     
 

…именно тогда появилась связанная с ним легенда. Предание ранней Церкви сохранило имя римского воина, пронзившего тело Христа. Его звали Лонгин. Слабеющее зрение этого человека было чудесным образом исцелено кровью Иисуса.

Prof. Mario J. Valdes, University of Toronto: «Лонгин был слеп, он жил во тьме. Когда он сделал это, он осознал, что произошло. Он понял, что пронзил Бога, воплотившегося в человеческом теле».

Кровь Христова не только восстановила зрение Лонгина, она превратила это грубое оружие в священную реликвию. Говорят, что Лонгин носил с собой это копье до конца жизни, но существовал ли он на самом деле?

Dr. Mark Hassall, Institute of Archaeology in London: «Вопрос о том, возможно ли это. Разные люди указывали на то, что это имя напоминает греческое слово «лонхес», которое означает «копьеносец», но на самом деле имя «Лонгин» чисто латинское».

До сего дня память о жизни Лонгина и его копье почитается в Ватикане.

William Dalrymple, Writer and Historian: «Лонгин пронзил тело Христа копьём и вытекла вода и кровь. Это указание на Евхаристию, то есть Лонгин стал символом Церкви». [T.12.XXX]

 

Алексей МУРАВЬЁВ, кандидат исторических наук: «…в конце концов, на этом месте строится собор Светицховели.

Что рассказывает ей местная еврейская община? Что в древности евреи Грузии отправляли своих солдат служить в Римскую империю. И эти евреи попали в Палестинуво время распятия Иисуса Христа. Это были два брата – Элиос (Элияху) и Лонгинос (имя с гораздо более сложной историей). По-грузински Элиос Мцхетели и Лонгинос Карцнели – эти два брата присутствовали при распятии Иисуса и получили по жребию его хитон. И этот хитон был унесён ими обратно в Грузию, где они его отдали своей сестре – Сидонии, которая узнав о распятии, была так потрясена вот этой вот драмой, что предрекла конец царству и умерла в руках с этим хитоном». [P.125.79]

 

 
     
 

Но раз эти храмы дошли до наших дней, не стоит думать, что религиозность греков заключалась лишь в возведении монументальных зданий.

Bettany Hughes, cultural and social historian, writer, and television presenter: «В древнегреческом нет отдельного слова для «религии». Ритуалы были лишь частью повседневной жизни и политического сознания. Считалось, что боги и полубоги блуждают по улицам и могут очутиться в любом месте. Но, к сожалению, часто ими оказывались злые духи, ищущие успокоения своей души».

Учёные часто путались в греческой религии: она не соотносилась с Афинами, которые они хотели видеть – рациональными и понятными. Афинская демократия стала наследницей архаики – древнего политеизма и первобытного общества. Афиняне особенно чтили фестиваль, на котором воспевалось всеобщее единство. Центральное место в празднестве занимали мистерии. Ритуал начинался на кладбище Керамеикос, откуда процессия шла по Священному пути. Многие годы учёные не могли установить, как проходило празднование – так оно было окутано покровом тайны. Посвящённые были связаны обетом молчания. Тайные ритуалы давали надежду на счастливую загробную жизнь.

Bettany Hughes, cultural and social historian, writer, and television presenter: «Мужчины и женщины приезжали в Элевсис на ночные празднования. По пути к храму они проходили мимо пещеры, которая считалась входом в саму Преисподнюю».

Аид – бог Преисподней – похитил дочь богини Деметры Персефону и надругался над ней. Процессии с факелами были призваны облегчить потерю ребёнка для богини. Деметра вернула свою дочь, но Персефона могла находиться на земле лишь восемь месяцев в году. Миф был аллегорией круговорота природы: урожай погибал осенью и чудесным образом возрождался весной. Посвящённые, наверное, воспринимали это как возможность их собственного перерождения после смерти.

Bettany Hughes, cultural and social historian, writer, and television presenter: «Вокруг дымили тысячи сосновых факелов».

Афины ревниво охраняли свои мистерии: граждане, враждовавших с греками государств к ним не допускались. Те, кто раскрывали тайны обряда, рисковали своей жизнью.

Prof. Michael B. Cosmopoulos, University of Missouri-St Louis (Майкл Космополис, главный археолог города Элевсис [Элевсин], изучает представление греков о загробной жизни): «Любая попытка разглашения секретов культа считалась ударом по демократии. Страх смерти прогрессивно увеличивается, скорее всего причиной тому развитие индивида, как отдельного элемента в демократических городах-государствах, особенно в Афинах. В демократической системе человек больше чувствует себя обособленным. И тогда он начинает размышлять о загробной жизни. Начинает задумываться о глобальных вещах, таких как жизнь и смерть. И именно в Элевсисе люди стали искать ответы на эти вопросы. Ада и Рая не существует. Мир мёртвых – безнадёжное, угрюмое место. Мистерии давали надежду на лучшую загробную жизнь. Греки мечтали очутиться на полях Элевсиса, которые считали преддверием Рая. По прибытии сюда, посвящённые строились в конце Священного пути, все заходили в храм. Это здание является большим театром. Двери запирали и ритуал начинался. Большинство учёных согласны, что это была инсценировка мифа о похищении Персефоны Аидом и её конечного воссоединения с матерью Деметрой. Когда мы смотрим спектакль или фильм, мы проводим параллели между собой и персонажами. Персефона попала в Преисподнюю и вернулась оттуда, словно твой лучший друг победил смерть. Ты черпаешь силы и смелость от этой победы и больше не боишься смерти. Это было самое близкое соприкосновение греков с виртуальной реальностью, в том смысле, что они имитировали смерть в ритуалах».

Bettany Hughes, cultural and social historian, writer, and television presenter: «Когда строители расширяли эту дорогу, они наткнулись на кое-что неожиданное. Три могилы, принадлежащие знатным афинянам в отличном состоянии. Когда на следующий день сюда прибыли археологи, они были поражены. Эта гробница оказалась доверху переполненной артефактами. Там было полным-полно золота, бронзы и изделий из гипса. Но, тем не менее, самое главное сокровище находилось на самом верху, посреди обуглившихся остатков похоронного костра».

Эта могила наверняка принадлежала какому-то богатому аристократу. Кому-то, кто мог себе позволить настолько искусные украшения. Посреди богатств были найдены фрагменты сожжённого папируса, который оказался самой древней книгой в Европе.

Bettany Hughes, cultural and social historian, writer, and television presenter: «Эти слова были выжжены и высечены на могиле, которая оставалась нетронутой две тысячи четыреста лет. То, что этот папирус сохранился до наших дней, иначе как чудом не назовёшь. Этот маленький фрагмент повествует о том, как Зевс изнасиловал свою мать, которая затем родила Афродиту».

Папирус из Дервени был скручен в свиток, поэтому на его расшифровку потребовалась уйма времени. Но как и со свитками Мёртвого моря, учёным потребовалось много времени, чтобы понять, что хотел сказать автор. Автор комментирует религиозный текст. Он говорит нам, что не стоит воспринимать мифы буквально, а нужно их научно интерпретировать.

Prof. Richard Janko, University of Michigan: «Автор анализирует часть религиозной поэзии, но он считает, что её надо воспринимать аллегорично, а не буквально. И во время своего анализа он излагает точку зрения, на создание мира, которая перекликается с Молекулярной теорией. Это в самом деле нестандартная интерпретация, что то вроде этого можно увидеть в XVIII-м веке, когда Ньютон заново интерпретировал Библию в соответствии с законами физики. Это учёный, который считал, что Вселенная всегда существовала, у неё нет начала или конца. Перед нами истоки современной науки, мы можем создать представление о тех временах, когда греки спорили об основе Вселенной». [T.13.LX]

 

…и ещё один фактор способствовал рождению новой эры. До этого считалось, что миром правят боги, которые выражают свой гнев при помощи явления природы, внушая ужас древним людям.

Jack Charles Turner, writer and television documentary host, Master of Philosophy (M.Phil.): «Но вскоре ионийцы преодолели страх и бросили вызов богамЯ слышал об одном богатом милетце, который плавал по Средиземному морю и прославил свой родной город. Его звали Фалес. И в своих путешествиях он приобретал не только богатства, но и информацию. Насколько нам известно, Фалес был первым, кто открыл законы природы, что сделало его первым учёным и основоположником естественных наук. Его эволюционные наблюдения и догадки доказали, что в Мире существует Порядок, а не царит Хаос, созданный прихотью богов. Во время своих путешествий, особенно в Египет, Фалес сравнивал собственные наблюдения с наблюдениями других. Он пришёл к убеждению, что человек не зависит от милости богов, что природа действует как механизм, машина, повинуясь заложенным в неё законам. Законы делают события предсказуемыми, и поэтому Фалес стремился их понять. Учётные считают, что он получил данные о циклах вращения звёзд, Луны и Солнца от древних египтян и вавилонян. Фалес открыл закономерность и, когда он применил её к предсказанию природных явлений, то первым в истории предсказал затмение Солнца, что, наверное, потрясло древних. Разве это не доказало, что природа повинуется законам, не зависящим от богов».

Фалес бросил вызов богам, и этим решил богов ореола таинственности. Он отбросил традиции и задал жизненно важный вопрос: «Почему?», так как старался открыть основополагающие законы. Так возник фундамент науки. Традиционные линии и углы богатых сельскохозяйственный угодий вокруг Милета окружали Фалеса. Возможно, когда он сопоставил свои наблюдения с похожими закономерностями, которые наблюдал во время путешествий, у него возникла идея описать мир как систему, и найти законы, которые действуют во всех случаях. Строительные методы египтян и древние записи, касающиеся углов, треугольников и кругов, возможно, побудили Фалеса сформулировать собственные геометрические теории. Фалес стал отцом геометрии. Его открытия легли в основу современной науки и техники. Они описывали основные законы физического мира.

Jack Charles Turner, writer and television documentary host, Master of Philosophy (M.Phil.): «Осматривая эти древние развалины, эти рухнувшие колонны, я восхищался их совершенством. В поисках основополагающих законов природы, древние греки открывали Космос. «Космос» греческое слово, синоним одновременно «Порядка» и «Красоты».

То что нас восхищает, было Космосом для греков. Почти весь этот древний мир был уничтожен. То что осталось, это завещанные нам основные истины, впервые сформулированные Фалесом. Фалес открыл новую эру, когда греки заменили мифы и традиционные догмы критическим подходом, задав вопрос «Почему?» Наблюдение стало более могущественным, чем миф, а применение правила на практике – конечным испытанием. [T.12.XV.3]

 

 
     
 

Рождение мифа о Мата Хари

Михаил ТРОФИМЕНКО, кинокритик: «Миф идеально приспособлен для всевозможных кинематографических интерпретаций, поскольку сам по себе кинематограф – это миф».

 

Винсент Бенет (Vincent Benet), директор Центра франко-российских исследований (CEFR) в Москве: «Американский миф» всегда был, а вот «Российского» не было. Миф об Америке рационален: он предполагает реализацию возможностей, и он создавался кинематографом. И сейчас он прекрасно живёт, в том числе и в России. А попробуйте найти хоть один русский фильм, который бы работал на создание образа России как страны возможностей. Если он и был, то его не показывали. В московских кинотеатрах идут в основном иностранные фильмы и восемьдесят процентов из них именно американские. Все питаются американским кино: оно развлекает – там гениальные сценаристы и режиссёры. Они освоили кинематограф в совершенстве, они заставляют зрителей забыть о проблемах. Они питают мечты и создают образ страны, где жизнь «настоящая», где каждый найдёт себя и сумеет реализоваться.

Началось это ещё в эпоху вестернов: был создан миф о «доме-крепости», где человек сам себе хозяин – «Сунешься ко мне – я тебя убью». Всё это неправда, но миф о «self-made man» живёт и здравствует. Это выражение не перевести на другие языки – это мечта о полной независимости, самодостаточности и успехе. Сюда добавляется «In God We Trust», то есть, «Бог тоже с нами». Это и есть компоненты Американского мифа». [T.1.XLVI.1]

 

Идеалы легко рушатся, в настоящем, но не в прошлом. Исторические и археологические легенды самые живучие, так как практически неопровержимы. Отсутствие фактов вовсе не значит, что того или иного события не было. Может быть доказательства просто не найдены или вообще исчезли, стёрты с лица Земли навсегда. Отсутствие доказательств – это не опровержение.

Легенда о существовании великого славянского города Винета, стены которого поглотили волны Балтики, подобно Атлантиде, не имеют фактических подтверждений, материальных, тех самых, что признают археологи. Есть только поверья и слова в хрониках. В XII-м веке западные славяне, те что обитали на землях нынешней Германии, находились в состоянии аффекта: их поработили, заставили стать христианами. Для укрепления славянского духа нужна была ободряющая легенда о былом, но, увы, утраченном величии.

К теме Винеты обращались педагог Ушинский, писатель Чулков и другие.

[T.10.VII]

 

 
     
 

…после всех тех обвинений, которые ещё со времён Никиты Хрущёва высказываются и в адрес его деда, Иосифа Сталина, и по отношению к его отцу, Василию Сталину, чьи-то попытки примазаться к семейному древу его семьи не вызывают у него ничего кроме горькой усмешки.

Александр БУРДОНСКИЙ (сын В. И. Сталина): «Вы понимаете, что в вину ставить Сталину или сыну ли его…

Ну, пусть ставят что хотят, хоть банки. Мне вообще имя там и Сталина превратилось давно в миф. Понимаете, а миф, он как сточная канава, он терпит всё. Правду знать никто не хочет, потому что правда никому не интересна. А интересно всё то что как любая пена, которая может возникать и которая к сути человека никакого отношения не имеет, вот она может быть скажем, там, любопытна». [T.3.XII.6]

 

…и Рузвельт, и Черчиль, и Де Голль, – руководители других стран-победительниц – Америки, Англии и Франции, сравниться с ним просто не могли.

Александр БУРДОНСКИЙ, народный артист РФ, режиссер, внук И. В. Сталина: «Всё таки он был Царь, а они были наёмными работниками. Понимаете. Вот в этом уже, из этого можно исходя иметь разницу».

Николай ТЕПЦОВ, кандидат экономических наук: «Народу нужен был вождь, его надо было создать. Народ создал Сталина, потому что прыгнуть сразу из монархического строя в демократическое государство, с выборами там и т.д. и т.п. это не реально».

Александр БУРДОНСКИЙ: «Есть такая вещь, которая определяет, мне кажется, всю его роль – Сталина – в войне. Это авторитет его имени, – харизма – хорошее слово, хорошее слово. Уникальная харизма. Сталин давно стал мифом. Мифом, который останется на века. Доискиваться до истины здесь очень сложно».

Не покинул Сталин Москву и тогда, когда наступающие фашисты уже видели город в полевые бинокли. Очевидцы рассказывают, что он тогда приехал на вокзал к специально для него подготовленному поезду. Походил по перрону в задумчивости и вернулся в Кремль. Сталин хоть и был никудышным главнокомандующим, но политиком он был отменным, и прекрасно понимал какой психологический эффект на войска и на весь народ в целом окажет тот факт, что руководитель страны и армии бросил свою столицу, струсив при виде наступающего врага. Возможно именно тогда, на перроне возле поезда, который должен был увезти его в эвакуацию, он до конца осознал меру собственной ответственности перед народом, и всю глубину уже сделанных им как главнокомандующим, ошибок. И понял, что сбежать, бросив всё, он просто не имеет права. Тем более что совсем недавно в своём знаменитом обращении к народу от третьего июля сорок первого года Сталин призывал всех стоять перед лицом врага насмерть.

Военным специалистом Сталин не был никогда. И хотя большевистская пропаганда трезвонила о том, как великолепно он провёл оборону Царицына ещё во времена Гражданской войны, это имело мало отношения к тактике и оперативным вопросам современной войны. Это позднее он научится быть истинным главнокомандующим, и даже сможет сам составлять грамотные и дельные стратегические планы. Но не в первые месяцы, и даже не в первые годы войны. Впрочем, когда заговаривают о вине Сталина перед своим народом применительно к Великой Отечественной войне, то, прежде всего, упоминают ни его незнание стратегии или тактики ведения боевых действий, а чисто политические ошибки, которые и привели к тому, что в первые дни и месяцы войны мы потеряли огромные территории и сотни тысяч людей убитыми или попавшими в плен.

Александр БУРДОНСКИЙ: «Я думаю, что война ещё привела его к одиночеству. Он всегда вообще был такой, так сказать бирюк, сам по себе немножко человек. Но думаю, что это привело его и к болезням определённым, и к одиночеству, и к какому-то очень такому со многими вытекающими сложными последствиями, и где-то может быть это… И не может быть, а даже наверняка, наверно укрепило в своей исторической правоте. Хотя она далеко не всегда была правотой такой. Но, тем не менее, это его укрепило…»

Впрочем, не только его одного. Достаточно послушать воспоминания ветеранов Великой Отечественной, чтобы убедиться, что только единицы критично оценивают действия Сталина на посту Главнокомандующего. Большинство же говорит о своём Генералиссимусе, по сути дела, преклоняясь перед ним. [T.3.XVI.1]

 

Александр БУРДОНСКИЙ, режиссер, Народный артист России, внук И. Сталина: «Когда в кино пришёл звук, кино стало просто таким орудием пропаганды, и оно уже не могло пройти мимо внимания самодержца, коим являлся Иосиф Виссарионович Сталин. Советская страна творила свои мифы. Среди них были не только мифы со знаком минус, были и со знаком плюс. Я вообще против развенчания мифов: человечество должно жить мифами, – они создают некую, всё-таки, может быть я дурное слово нахожу, «поэтизацию» некую жизни». [T.17.XV]

 

 
     
 

Анна ШМАИНА-ВЕЛИКАНОВА, доктор культурологии, профессор Центра изучения религий РГГУ: «…есть в Книге Судей и единственное, пожалуй, во всей Библии вторжение несимитских, неиудейских мифов. Это рассказы о Самсоне. Исследователи довольно давно обратили внимание на то, что вот эти главы – с 13-й по 16-ю – рассказывающие о Самсоне, во-первых, совершенно выпадают из общего сюжета Книги Судей, который, довольно таки строгий. Во-вторых, они рассказывают о филистимлянах гораздо больше, чем вся остальная Библия. И, в-третьих, что очень уж герой необычный. Он, конечно, назорей, но во всём остальном – очень сомнительная личность.

В середине двадцатого века, когда происходили раскопки в Угарите, угаритолог Гордон нашёл большое количество филистимских предметов – остатков материальной культуры филистимлян – на побережье, и пришёл к выводу, что племя Дана, колено Даново, к которому особое отношение (в Библии о нём всегда дурно говорят, и все люди из племени Данова описаны, как нехорошие), что оно филистимское. Это ассимилировавшиеся, принявшие иудаизм филистимляне. Сейчас эту гипотезу можно считать практически доказанной. Это какой-то «морской народ», индоевропейский, вроде пеласгов, имевший какое-то отношение к греческой микенской культуре. Который ассимилировался племенами Израиля, но сохранил и свои предания, обычаи и манеру делать светильники или черепки раскрашивать. Строго говоря, уже из Гомера мы знаем о «племени Дана»: это просто не приходило людям в голову – «Бойся данайцев, дары приносящих». Они переправились через море, колонизировали кусок побережья и, затем, частично воевали с израильтянами, а частично объединились.

Имена Самсона и отца его нигде больше в еврейской ономастике не встречаются. «Шимшон» – это «Солнышко». У евреев, строго говоря, не может быть такого имени: это идолопоклонство дать такое имя. И если мы сопоставим несколько обстоятельств – борьбу Самсона со львом, его невероятную физическую силу, его чрезвычайную склонность к женскому полу, его особую связь с Солнцем, его героическую гибель, более славную, чем даже жизнь, то он становится всё более и более по мере этого рассказа похож на Геракла. Конечно, доказать такую вещь невозможно, но сейчас уже очень многие учёные согласны в том, что это семитское преобразование мифов о Геракле, конечно, гораздо более древних, чем изложенных у Аполлодора или у Орфея. Микенских мифов о Геракле: там, где он отчётливо носил ещё черты Солнечного бога». [P.168/2]

 

Анна ШМАИНА-ВЕЛИКАНОВА, доктор культурологии, профессор Центра изучения религий РГГУ: «Мистика – это путь и способ, а книги мистиков – это результат. Поэтому не можем полностью смешивать.

Слово «мистика», несомненно происходит от слова «тайна»

…четверо вошли в Гранатовый сад. Бен-Аззай взглянул и умер. О нём сказано: «Честна пред Господом смерть преподобных Его» (Пс.115:6). Шимон бен Аззай – это был учёный-мудрец молодой, который был зятем рабби Акивы, который погиб во время восстания Бар-Кохбы. Бен-Зома взглянул и сошёл с ума. О нём сказано: «вкушая вкусих мало меду… и се, умираю». Шимон бен Зома тоже ученик рабби Акивы, и тоже погиб во время восстания. О том, что он сошёл с ума, известно только отсюда. Ахер, то есть, «другой» взглянул и сжёг насаждения. По другому варианту – «вырубил насаждения», во всяком случае – уничтожил насаждения. О нём сказано: «Рече безумен в сердце своем: несть Бог» (Пс.13:1) / в позднейших источниках Ахер отождествляется с Элишей бен Абуя /

Рабби Акива вошёл с миром и вышел с миром. О нём сказано: «Влеки меня, мы побежим за тобою» (Песн.1:3).

Более подробно эта история рассказывается в Тосефте так, что рабби Акива повёл своих учеников в Гранатовый сад. Гранатовый сад – это полнота богообщения: это и есть Unio mystica. Человек может молитвой, постом, добрыми делами, изучением Писания, особой какой-то мистической практикой, перестановок букв, изучением божественного имени, цифр – разными способами – но он очищает своё сердце, овладевает полностью волей своей и телом, и, в конце концов, достигает полноты богообщения. Это значит, что он вошёл в Гранатовый сад. «Гранатовый сад» на иврите «пардес»: персидское слово, которое обозначает по-персидски фруктовый сад, а на всех европейских языках – Рай – Парадиз. И оно встречается в Танахе, в 4-й главе Песни песней в 13-м стихе.

Именно из Песни песней выходит вся еврейская мистика.

В сущности, со времён рабби Акивы и рабби Ишмаэля (со второго века нашей эры) можно сказать с уверенностью, что еврейская мистика – это интерпретация Песни песней. Потому что Песня песней понята как отношение человеческой души с Богом, и, соответственно вот эта Любовь, Гармония, которая достигается между человеческой душой и Богом – это и есть Unio mystica. Это и есть полнота богообщения, к которой следует стремиться. Кто понял Песнь песней, тот этого достиг. В частности, Вознесение на Небеса – это путешествие, которое называется «восхождением в Гранатовый сад», оно непосредственно связано с Песней песен, потому что именно там говорится о Гранатовом саде, где встречаются Любящий и Любимая, то есть, Человеческая душа и Бог.

…когда добрались до шестого, перед закрытой дверью Рабби Акива предупредил учеников: «Когда мы войдём в этот зал, не кричите: «Вода! Вода!», потому что Всевышний не любит лжи. Но когда двери перед ними распахнулись, они зашли в зал и почувствовали, что тонут. И они закричали: «Акива! Спаси нас! Вода! Вода!»

Он их вывел, и они оказались в Седьмом чертоге, но уже благополучия с ними не было: они были немного порченными. Воды не было, а было Зеркало.

Это обязательная часть мистического опыта: мистик переживает ощущение воды и огня: он бывает мокрый или опалённый. А иногда, сначала одно, а потом другое.

А рабби Акива не видел ни малейшей воды, и поэтому он благополучно прошёл по этому зеркалу и вышел». [P.168/9]

 

 
     
 

1 - 2 - 3 - 4

ДАЛЕЕ