ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН XIII. Immortalitas; Permanentia in essentia; Смерть (Mors); Mors et Reincarnatio; Transmutatio energiae; Transmutatio viriam; la Faux (Коса); Иероглиф (фигура женщины, в качестве посредницы по трансформации плана жизни).

   

Вода 2

 
     
 

aqua, ae f 1) вода (dulcis PM; fluvialis Col; marina C; salsa Col): a. pluvia С (pluvialis О; поэт. caelestis H, Sen) дождевая вода; a. viva Vr (profluens C, L) проточная вода; aquam foras, vinum intro! Pt прочь воду, давайте вина!; dare aquam manibus Pl подать воды для (омовения) рук; ōs aquā implere Sen набрать в рот воды; aspergere alicui aquam Pl опрыскать водой, перен. подбодрить кого-либо; aquam praebere H подавать воду для разбавления вина или омовения (т. е. приглашать к столу, угощать); a. et ignis С вода и огонь (символы основных жизненных потребностей): aquā et igni alicui interdicere C, Cs etc. (aliquem arcere T) лишить кого-либо огня и воды (т. е. всех гражданских прав); aquam terramque ab aliquo petere (poscere) L, QC требовать воды и земли (т. е. изъявления покорности); in aquā scribere погов. М писать (вилами) по воде; 2) море; река; дождь; влага; pl. минеральные источники, целебные воды (ad aquas venire С): ad aquam С на взморье (морском берегу); ignibus jungere aquas погов. SenT соединять огонь с водой, т. е. сочетать несочетаемое; cornix augur aquae H ворона, предвещающая дождь; in hac causa mihi a. haeret погов. С это ставит меня в тупик; а. ех oculis Prp слёзы; secundā aquā L вниз по реке (по течению); 3) вода в водяных часах, т. е. регламент, время: aquam dare PJ дать время оратору; aquam perdere Q потерять время; 4) водопровод (a. Appia L). [B.32]

 

alveus, ī m 1) корыто, жёлоб или кадка Cato, Col, L, PM; 2) воен. тур Vlg (см. alveolus 2); 3) кузов, корпус, тж. корабля (alvei navium Sl, L); 4) судёнышко, лодка, челнок V, О, Prp: cavatus ex materiā a. VP чёлн, выдолбленный из древесного ствола (род пироги); 5) русло (fluminis V); 6) доска для игры в кости (a. cum tesseris PM); 7) игра в кости Vr, VM; 8) бассейн (для купания), ванна С, Sen; 9) дупло (vitiosae ilĭcis a. V); 10) улей Col, PM. Tib. [B.32]

 
 
     
 

В глубинах Земли обязательно есть слои с температурой 374,15ºC. (Температура пород повышается с глубиной) эта цифра – критическая температура воды. При такой температуре, каково бы ни было давление, вода превращается в пар.

С.М. ГРИГОРЬЕВ, доктор технических наук [A.380]

 

Практически все минералы на поверхности планеты – твёрдые тела. Вода и самородная ртуть – вот, видимо, и все исключения. Твёрдые тела делятся на две неравные группы – кристаллические (их большинство) и аморфные, не имеющие кристаллического строения.

Вода – сильный растворитель для многих соединений, легко диссоциирующих в ней. «Растворимость – кардинальная проблема химии – создала всю картину нашего мира», – подчеркнул А.П. Виноградов. Именно этой особенностью обусловлена выдающаяся роль воды в процессах выветривания и осадкообразования. В океане в настоящее время обнаружены все химические элементы и все их изотопы. Основную массу солей составляют одиннадцать главных ионов – Na+, K+, Mg2+, Ca2+, Sr2+, С1, SO42–, HCO3, Br, F, BO33–. Они в сумме дают 99,9 процента всех растворённых в океанической воде соединений. Вода океана значительно минерализована, концентрация солей в ней составляет 3,5 процента (табл. 6).

А. Г. ЖАБИН, доктор геолого-минералогических наук, профессор [B.163]

 

 
     
 

Gentry Lee, Chief System Engineer NASA / Jet Propulsion Laboratory (Джентри Ли, ведущий специалист в лаборатории реактивного запуска НАСА): «Концепция инопланетной жизни не ограничивается фантастикой. Некоторые учёные полагают, что это единственная планета, во Вселенной, на которой возникла и развивалась жизнь. Я к ним не отношусь, я думаю, что наверняка должны существовать и другие формы жизни. Но чтобы найти жизнь в необъятном космосе, учёным требуется отправная точка. Мы начинаем с фундаментального принципа: начинать поиски со знакомых нам форм жизни. Вся жизнь на Земле происходит из одного универсального источника – воды. Вода была причиной возникновения жизни на этой планете, и теперь, когда мы начинаем исследование других планет, мы, прежде всего, ищем воду. Мантра, которую повторяют при этих поисках, – «Следовать за водой». Но большинство миров безнадёжны: слишком экстремальные условия, даже для жидкой воды».

На этой мрачной поверхности много воды, но она вся промёрзла.

Gentry Lee, Chief System Engineer NASA / Jet Propulsion Laboratory: «Проблема жизни на Титане (спутник Сатурна) как её видят умные люди в том, что мы, жители Земли, и потому земные шовинисты и тепловые шовинисты. Поэтому мы просто не сможем себе вообразить, что на Титане может быть жизнь». [T.12.LII]

*

Dr. Christopher P. McKay, NASA Ames Research Center: «Возможно какие-то формы жизни могут существовать без воды в жидком состоянии, но наблюдаемым фактом является то, что на Земле вода является основой организации любого живого организма». [T.10.CDIX]

 

…ключом к жизни могла стать вода из комет.

Dr. Scott A. Sandford, NASA Ames Research Center: «Вода важна, а по нашим биологическим критериям, просто необходима. Когда кто-то пишет биохимическое уравнение, нужно понимать одно – это случилось не потому, что две молекулы соединились в вакууме, а потому, что они соединились в жидкости. Для больших биохимических молекул вода может играть центральную роль при получении нужной биохимии. Жидкая вода просто необходима для жизни практически в любой среде. Одна из мантр астробиологии – «Следуй за водой» – то есть, если вы найдёте какое-то место с жидкой водой, то существует большая вероятность, что вы найдёте признаки жизни». [T.17.XLVI]

 

…отправить сигнал в космос с Земли в виде лазерной вспышки можно будет только через двадцать лет. Но многие учёные уже сегодня с уверенностью заявляют: «На Глизе есть жизнь». Эта экзопланета по своим параметрам идеально подходит для жизни, – она всего в полтора раза больше Земли и в три раза тяжелее, – а это значит, что у неё, возможно, есть атмосфера. Кроме того, по расчётам учёных, средняя температура на Глизе (Gliese 581) около нуля градусов, но за счёт атмосферы она вырастает примерно на тридцать градусов. Этот эффект учёные называют «Одеялом», под таким же Одеялом находится и Земля.

Леонид КСАНФОМАЛИТИ, доктор физико-математических наук, Институт космических исследований РАН: «Причём «Одеяло» с очень особенными свойствами: оно пропускает солнечное излучение, а когда оно поглотилось, оно должно переизлучиться уже в инфракрасном – тепловом – диапазоне, тут атмосфера его задерживает. Поэтому на Земле на тридцать пять градусов теплее, чем должно было бы быть».

Астрономы уверены, если на Глизе есть своя атмосфера, и температура планеты около тридцати градусов, значит на её поверхности есть вода. А это гарантия, что жизнь в той или иной форме на Глизе существует.

Владимир СУРДИН, кандидат физико-математических наук, Государственный астрономический институт им. П. К. Штернберга: «Если есть вода, всё остальное найдётся. Более ли менее, там вся химия вокруг нас и вокруг любой планеты, она есть. А вот вода – это очень редкая вещь. В Солнечной системе только Земля богата океанами, такими, на поверхности». [T.9.I]

 

 
     
 

Четыре миллиарда лет назад. Часть воды попала к нам их космоса в виде огромных глыб льда, которые были хвостом комет, бомбардировавших Землю. Средних размеров комета содержит примерно миллиард тонн льда. Люди, животные и растения обязаны своим существованием этой инопланетной воде.

…благодаря воде, мы все немного инопланетяне.

Другой источник воды спрятан глубоко-глубоко в недрах планеты, где кислород и водород соединяются друг с другом, образуя водяные пары. Эти пары и кипящая вода извергаются на поверхность Земли в виде гейзеров и вулканических источников. За три миллиарда лет атмосфера Земли хорошо пропиталась водными парами.

Этот пар окутывает нашу планету, словно одеяло и защищает её от губительных лучей Солнца. Он также задерживает солнечное тепло и создаёт благоприятный для жизни климат. Без этого, так называемого «эффекта теплицы», средняя температура на поверхности Земли составляла бы минус восемнадцать градусов, и наша планета была бы замёрзшей пустыней. Жизнь не могла возникнуть в таких условиях. Со временем, атмосфера достаточно прогрелась, и начались дожди. Дождевая вода наполняла океаны, а Солнце стало двигателем, запустившим круговорот воды на нашей планете. Мы все являемся звеньями этого великого круга. Дождевая вода, выпавшая тогда, обернулась вокруг Земли восемь миллионов раз. [T.11.XI]

 

Там, где жидкая вода соприкасается с источником химической энергии, происходит алхимия жизни. Жидкая вода – важное определение, – потому что большая часть воды во Вселенной это либо лёд, либо пар, которые непригодны для той жизни, которую мы знаем. Наша планета уникальна именно благодаря обилию чистой пресной и, разумеется, жидкой воды.

Вода находится в непрестанном движении. За три тысячи сто лет каждая капля воды, составляющая Мировой Океан, проходит через атмосферу. Этим бесконечным круговоротом движет энергия Солнца.

Море – это наша Мать, которую мы покинули, и которая нас так и не простила за это. Первые существа, осмелившиеся выйти из воды около шестисот миллионов лет назад, были похожи на Илистых прыгунов с острова Борнео. Почему их так тянуло на сушу, в новый для них мир? Вероятно потому, что он был полон пищи, которую никто не ел. Мы не слишком-то отличаемся от наших далёких предков: нас всё также тянет в новые неисследованные незаселённые земли. Они уже обладали эволюционными усовершенствованиями, которые сохранились у нас и по сей день: спинным и головным мозгом, глазами, зубами и многим другим. Поначалу для передвижения по суше они использовали свои плавники, которые затем превратились в ноги. Однако они не могли сильно удаляться от берега. Чтобы мы смогли полностью покинуть Океан, нам пришлось взять с собой его частицу. Более семидесяти процентов тела человека составляет вода, поэтому никому не приходит в голову в знак протеста морить себя не голодом, а жаждой – акция получится слишком короткой и смертельной.

Ни льдом, ни водяным паром жажды не утолишь. Свою жажду мы утоляем водой, что выпадает из облаков в виде дождя, накапливаясь в озёрах и реках.

Испарившаяся с поверхности океана вода, примерно через десять дней выпадает в виде дождя. [T.10.CC.1]

 

Жизненный цикл пресной воды начинается в океанах. Менее одной тысячной доли всей пресной воды находится в атмосфере. Обычно молекула воды задерживается в атмосфере всего на девять дней, после чего она возвращается на землю в виде дождя. [T.17.XX.2]

 

 
     
 

lātrīna, ae f [из *lavatrina от lavo] 1) баня, купальня LM; 2) отхожее место, уборная (latrinae publicae Su); 3) публичный дом, притон Ар, Tert. [B.32]

*

Совсем недалеко от Львиных Ворот сохранилось чудесное по красоте своей место – Овчая купель (Вифезда). И все год за годом повторяют притчу о том, как здесь Иисус исцелил расслабленного.

Яна ЧЕХАНОВЕЦ (Yana Tchekhanovets, MA, Israel Antiquities Authority): «Предполагается, что Купель называется Овчьей потому, что там омывали скот, который шёл на храмовые жертвоприношения, которыми ведали жрецы – коэны и левиты. И овец, например, прежде чем поднимать их на Храмовую гору для заклания, купали в этой купели».

Prof. Dan Bahat, Former Chief Archaeologist of Jerusalem: «Иисус не хотел пожертвований, потому что люди грешат, затем делают пожертвования, и – всё в порядке. Нет! Не нужно никаких пожертвований! И Он выгнал тех, кто покупал или продавал пожертвования – золото, голубей, и всё такое. Когда Иисус изгонял менял, Он боролся не против обмена денег – обмен денег это их работа – Он был против пожертвований». [T.11.XVIII]

 

Логии из Оксиринха

Среди найденных в Египте папирусов есть два фрагмента, близкие к новозаветным евангелиям, но всё же не тождественные им. В одном из них (он перекликается с отдельными местами из евангелий от Марка, Матфея и Луки) рассказывается о приходе Иисуса с учениками в храм. Жрец по имени Леви упрекает его в том, что он осмелился войти в это чистое место, не омыв себя, а его ученики не вымыли ног. Иисус спрашивает жреца: «А ты чист?» На что тот отвечает, что омыл себя. Тогда Иисус разражается гневной речью против формального понятия чистоты: «Ты купался в воде, в которой собаки и свиньи лежат днём и ночью...» Иисус сравнивает жреца с блудницами и флейтистками, которые очищаются только снаружи: «Внутри вы полны скорпионов, мы же омылись в живой воде...» Здесь проводится основная идея раннего христианства – необходимость внутреннего, духовного очищения, отказ от формального соблюдения обрядов, которое было свойственно не только иудаизму, но и древним религиям вообще.

И. С. Свенцицкая, доктор исторических наук [B.43]

 

Мало кто знает, что такой важный христианский обряд как обряд крещения является ничем иным, как окунанием в микву. Знаменитый Иоанн Креститель, проводя крещение первых христиан, видел в Иордане именно микву, окунувшись в которую, сторонники учения Иисуса как бы очищались для новой жизни…

Миква играла огромную роль не только в жизни отдельной еврейской семьи, но и всего народа. Вот почему, обосновавшись на новом месте, евреи прежде всего были обязаны построить микву. А если у них не было средств для такой постройки, то им следовало продать все свои ценности, включая свитки Торы – ведь без миквы, согласно еврейской традиции, невозможно продолжать нормальную супружескую жизнь.

*

Миква (в букв. пер. с иврита «собрание вод») – водоем или специальный бассейн для ритуального омовения с целью очищения от ритуальной нечистоты («тум’ы»).

Пётр ЛЮКИМСОН, Марк КОТЛЯРСКИЙ [B.88]

 

Михаил КОРОЛЬ израильский культуролог, краевед, пишущий на русском языке: «…здесь стекал поток во время зимних дождей, собирался в арыки, и направлялся в водосборники и в миквы, то есть в бассейны для ритуального очищения. Этих бассейнов было здесь найдено и раскопано порядка пятидесяти.

…вход в микву был разделён барьером – каменным бордюром – для того, чтобы входящие в микву не соприкасались с выходящими. …соприкоснуться случайно с тем, кто выходит, и опять его осквернить, его, уже очищенного. Абсолютно голые, абсолютно. …с головой, сегодня считается, необходимо окунуться нечётное число раз».

Ёмкость должна находиться в земле и быть не меньше сорока сеа. Сеа – древняя мера объёма, которой пользовались во времена Иисуса, и приблизительно соответствует девятнадцати литрам. Получается, что миква содержит около семисот шестидесяти литров. [T.10.CDLXXXIX]

 

Максим КОЗЛОВ, протоиерей, настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ: «При его посещении Иоанна Крестителя на реке Иордан, при принятии погружения, то есть, крещения – а «крещение» и есть по-гречески «погружение» в воды этой реки – на него сниходит Дух Святой в виде голубя и раздается с неба глас Отца: «Это Сын мой возлюбленный, на котором мое благоволение, моя любовь». [P.97.72]

*

Крещение (греч. βάπτισμα – «погружение в воду»)

βάπτισμα, ατος τό крещение NT. [B.169]

βαπτίζω 1) погружать, окунать: ὀφλήμασι βεβαπτισμένος Plut. увязший в долгах; ὑπὸ τῶν πραγμάτων βαπτιζόμενος Plut. поглощённый делами; βεβαπτισμένος Plat., Luc. опьяневший; 2) пускать ко дну, топить; 3) сбивать с толку; 4) черпать; 5) (путём погружения в воду) крестить, med. креститься NT. [B.169]

**

 
     
 

**

Дмитрий ЩЕДРОВИЦКИЙ, библеист: «…об этом подробно рассказывается в Евангелии от Луки. Он происходил от Захария и Елизаветы – священнического рода, то есть коэнов – потомков Аарона, брата Моисеева. Только это колено имело право священнослужения в Древнем Израиле.

А имя его – в оригинале «Иехоханан» – означает «Милость Божия».

…последние находки (Иосифа Флавия, Филона Александрийского) однозначно указывают на принадлежность Иоанна именно к этой секте пустынников (ессеев), готовившихся ко временам эсхатологическим – к Концу Времён».

Александр НАДДЖАР, историк: «Даже если он знал о Кумране, это вовсе не означает, что он был членом этой общины. По двум главным причинам: во-первых, Иоанн всегда был один, и его проповедь была открыта для всех, в то время как Кумран всегда был закрытым сообществом, как монашеский орден. А во-вторых, обряд погружения в воду Предтеча совершал над человеком только один раз, тогда как в Кумране традиционный омовения совершались каждый день: у них это было ритуальным омовением, а у Иоанна – образом внутреннего изменения личности. Вот разница между ним и ессеями». [T.10.LXXXIX.5]

 

…служба совершалась не наверху зиккурата, а перед храмом, у стоявшего на храмовом дворе жертвенника у главного входа в храм; на вершину башни только изредка поднимался верховный жрец или царь испрашивать оракул или волю богов; изображение божества помещалось в особой нише в заднем помещении, за двором, против входа. На храмовом дворе для потребностей культа был также бассейн, который носил мистическое имя «апсу», бездна; подобно тому, как зиккурат был символом горы вселенной, на которой живут боги, или, если угодно, символом земли, бассейн знаменовал собой водную стихию, область бога Эа. Этот бассейн, обложенный украшенными каменными глыбами, служил для омовения и соответствовал «медному морю» Соломонова храма.

Б. А. ТУРАЕВ [B.120.1]

 

Владимир МИКУШЕВИЧ, писатель, российский поэт, прозаик, переводчик, религиозный философ: «…становится Иван. И, более того, это имя так глубоко укореняется в народных обрядах, что оно начинает обозначать обряды гораздо более древние – предшествующие крещению Руси. И такой более древний обряд – это рождество Иоанна Предтечи, которое совпадает с праздниками русского божества, которого называли Купала или Ярило.

Очень странно Гений русского народа здесь проявляется в том, в чём он будет проявляться неоднократно – в соединении совершенно невозможного и несоединимого: то, что соединимо лишь в этом таинственном творческом акте. Строжайший аскет, который живёт в пустыне, который не вкушает никакой пищи, кроме мёда и акрид, превращается в Бога любви.

Что значит имя «Купала»? Во-первых, в таком простом понимании, оно связано со словом «купать», «крестить». Но, на самом деле, этимология этого слова сложнее: «купать» означает, во-первых, «кипеть», и это слово, как ни странно, родственно слову «cupido» (Купидон). Совершенно невероятно: аскет Иоанн Креститель, умерший мученической смертью, сочетается с таким божеством. И, кроме того, по-видимому, к этому примешивается ещё значение «искуплять». Всё это соединяется в имени Купала, в сочетании со словом «Иван».

Интересно, что Иван Купала чтится, а Иван Ярило не чтится: Ярило остаётся отдельно в этих праздниках». [T.10.DCXX.11]

*

Глеб ЯСТРЕБОВ, библеист-новозаветник: «…всё началось с проповеди Иоанна Крестителя. «Креститель», кстати сказать, надо понимать, что это слово стоит греческое «омывающий», то есть «Омыватель». Иоанн-Омыватель – не очень красиво получается. По-русски ещё можно было бы сказать, перевести, как «Купала», но это было бы уже совсем языческий персонаж». [P.141.35]

 

 
     
 

…осаждать город можно было бесконечно долго: даже лишив его главного – воды, – город покорить не удавалось. И в этом главная тайна древнего Дербента. Никто из тех, кто хотел покорить его стены, не знали в чём загадка водоснабжения, и как жителям удаётся не умереть от жажды.

…по каменным желобам из горных родников сюда – в цитадель – текла вода. Она наполняла целую сеть водохранилищ.

Лишь раз Дербент поддался: предательство – вот главная причина поражения. Узнав о тайнах системы от перебежчика, арабы пустили по желобам кровь ста зарезанных баранов. Кровь, попав в хранилища, испортила воду… [T.10.CCCXXV.2]

 

Владислав ГОНЧАРУК, академик Национальной академии наук Украины, доктор химических наук, директор Института коллоидной химии и химии воды НАН Украины: «…воду можно изучать только в комплексе, и, следуя Вернадскому, изучать просто химию воды бессмысленно. Мы знаем огромное количество неорганических и органических соединений, растворённых в воде. А чем отличается физика воды и биология воды от изучения просто химии воды? И мы получили столь разительные и убедительные результаты, что, не проводя исследований в области этих трёх огромных наук, нельзя было понять, что представляет собой вода.

Я сформулировал два предложения, которые считаю очень важными. Первое: интеллект нации определяется качеством питьевой воды, которую она пьёт. Не сочтите это словоблудием: именно так – если вы пьёте некачественную воду, то, прежде всего, страдает интеллект, интеллект людей. Есть очень много примесей, которые, буквально, тормозят развитие мозга, они блокируют развитие клеток головного мозга. Самым ярким примером – это алюминий, который почти всегда присутствует в водопроводных водах, и много-много других токсичных элементов.

И, второе: развитие цивилизации зависит от технического уровня комплекса сооружения систем канализации. Если в городах нет канализации, то, вообще, речи не может быть о её развитии цивилизации как таковой.

…и вода не просто является универсальным растворителем: абсолютно чистую воду получить на Земле невозможно, потому что нет сосуда, который бы не растворяла в себе вода. Любой материал в той или иной степени растворяется в воде – в этом её уникальность.

…исследование системы и свойств водных систем. «Структуры и свойства» – ничего общего не имеют с той популистской литературой, когда говорят, что находят какие-то «память воды», её «особые свойства», её использование для лечения – это полная профанация не только науки, но и человеческого сознания». [T.10.CI.121]

 

 
     
 

Сергей МЕДВЕДЕВ, кандидат исторических наук: «Русский географ Лев Мечников считал, что в истории человека было три эпохи. Первая эпоха – речная, великие речные цивилизации – Египет, Месопотамия, Индия, Китай. Затем была «Морская эпоха» – эпоха великих цивилизаций Средиземноморья. И, наконец, «Океанская эпоха» – эпоха глобальной цивилизации. Первооткрывателем «Эпохи океанов» был португалец, совершивший первое кругосветное путешествие – Фернан Магеллан». [T.10.LI.78]

 

…полинезийцы иллюстрируют идею, лежащую в основе всех теорий, касающихся контактов с Америкой в «доколумбову эпоху»: океан пересечь проще, чем можно подумать.

Dr. Kathryn A. Klar, University of California, Berkeley: «Вода никогда не была для людей непреодолимой преградой: вот горы – да – они способны надёжно изолировать две соседние популяции друг от друга. Но вода никогда нас не останавливала. Даже океаны, скорее, похожи на шоссе, чем на преграды».

У первых морских путешественников был надёжный способ отыскать сушу – просто следовать за птицами.

Dr. Yosihiko H. Sinoto, Bishop Museum: «Птицы побуждали людей заглянуть за горизонт, откуда они прилетели: там должен быть остров. Следуя за птицами, те, кому повезло, достигали континента». [T.10.CCCXCIX]

 

 
     
 

Prof. Jane Rickson, Cranfield University: «Когда вы льёте воду с высоты, сопротивление воздуха и турбулентность превосходят поверхностное натяжение воды, разбивая поток на более мелкие капли».

При падении вода встречается с сопротивлением воздуха: чем больше объём воды, тем большее сопротивление она испытывает. Трение разбивает воду на более мелкие части, иногда надувая капли как парашюты, прежде чем разбить их. Чем ниже падают капли, тем меньше они становятся, пока не достигнут столь мелкого размера, что воздух уже мало влияет на них. И они падают в виде дождя. Через десять метров воздух действует на воду и разбивает её на капли. Из-за этого расщепления размер средней капли дождя примерно два миллиметра. [T.21.XCIV.1]

 

Андрей СМИРНОВ, директор Западной станции водоподготовки Мосводоканала: «…стабильно, постоянно без всякого снижения вода приходит сюда. Это самое первое сооружение в технологии водоподготовки – смеситель – в который приходит вода с Москвы-реки. В смеситель добавляются реагенты, необходимые для приготовления питьевой воды. Здесь добавляются реагенты для улучшения её свойств – для осветления и для дезинфекции. Для дезинфекции – озон, гипохлорит – это эффективные окислители, которые уничтожают болезнетворные бактерии и разрушают органику. И коагулянты – это реагенты, необходимые для осветления – такие как сернокислый алюминий, оксихлорид алюминия».

Оксихлорид и сульфат алюминия – это вещества коагулянты, которые нужны, чтобы притянуть к себе частицы грязи и вывести их в осадок. Благодаря реагентам – тем самым коагулянтам, которые добавляют в воду, на станции избавляются даже от того, что скрыто от наших глаз.

Светлана ГРИГОРЬЕВА, заведующая отделением Западной станции водоподготовки: «…микробиологические показатели, которые мы ни как не сможем увидеть – ни с помощью микроскопа, ни с помощью никакого прибора, за исключением того, что создать определённые условия для микроорганизмов, чтобы они себя проявили и выросли. Сульфитредуцирующие клостридии. От микроорганизмов мы освобождаемся из воды путём коагулирования и осаждения осадка. Микробионты являются «наездниками». Если нет мутности в воде, то им просто негде обитать. Для того, чтобы очистить воду мы применяем коагулянты, и после коагулирования у нас идёт процесс осаждения мутности, то есть, вся взвесь, которая есть, вместе с микробионтами, оседает на дно».

Хлоркой современная московская вода отдавать и не должна: технологию очистки уже давно перевели с жидкого хлора на безопасный гипохлорит натрия. Это, своего рода, консервант – его добавляют в самом конце. Гипохлорит обеспечивает безопасность воды, пока та идёт к вам по трубам, улетучивается в течение пары часов, и вода становится ровно такой, какой её создала природа, со всеми необходимыми солями и минералами. [T.30.XIV.1]

 

Александр ОСАДЧИЕВ, доктор физико-математических наук, Институт океанологии им. П.П. Ширшова РАН: «…огромное количество микропластика выносится в Мировой океан. Он никак не слипается – он просто плавает на поверхности. Так устроена циркуляция в Мировом океане, что есть пять крупных круговоротов в океанах – в Индийском, два в Тихом и два в Атлантическом. И внутри этих круговоротов сбивается этот микропластик, и дальше ему оттуда никуда не деться, потому что из за сил Кариолиса его внутрь заталкивает и течение оконтуревает. Там образуются мусорные пятна. Реальная концентрация пластика в этих мусорных пятнах: самая высокая концентрация – в эпицентре мусорного пятна на одном квадратном метре плавает один квадратный сантиметр мусора. То есть, плавает два-три фрагмента суммарной площадью один квадратный сантиметр. Это немного: из космоса это не видно. С другой стороны – довольно много: вы в такой воде купаться не будете. Поймёте, что это грязно, и глазом это видно. Кардинальный вред микропластика пока не доказан». [T.10.DCCLXI.8]

**

 
     
 

**

…один из вариантов кажется очевидным – проложить трубы под большим наклоном. Угол наклона шесть градусов: сначала всё идёт хорошо – вода бежит быстро – но она заполняет трубы стремительно, создавая участок турбулентности под названием «гидравлический прыжок», где замедляется скорость течения воды. Но есть и более серьёзные проблемы: сейчас труба заполнена водой и давление нарастает. В керамическом трубопроводе такое давление может вызвать протечки в соединениях.

Небольшое изменение угла наклона – всего два градуса – оказало значительное влияние на скорость воды. Вода течёт быстро: в этом эксперименте трубы никогда полностью не наполняются водой, и это стало открытием.

Dr. Charles R. Ortloff, University of Chicago: «Над поверхностью потока воды создаётся воздушная прослойка. Она предотвращает протечки в системе.

Глядя на измерения, сделанные на месте, мы выяснили, что набатейские инженеры построили свой водопровод под углом примерно в четыре градуса. Они сформировали научные принципы, которые были официально открыты на Западе лишь две тысячи лет спустя». [T.10.DLXIII]

 

Александр НИКИТИН, старший научный сотрудник Государственного Эрмитажа: «…что это был за «Город Пальм»: «Тадмор» – «Тамара», то есть, значит «Пальма», мы точно не знаем.

…между делом римские войска разрушили ирригационную систему, которую не один десяток лет воздвигали. А без этого засохли поля, засохли пальмы, и восстановить окончательно эту ирригационную систему так до сих пор и не удалось, да, собственно, никто и не пытался». [T.10.DLXXXIV.2]

  

 
     
 

Джон, выросший в среде археологов, суммировал все доводы в пользу отождествления Бахрейна с Дильмуном и подчеркнул роль Бахрейна в шумерской мифологии, а также его значение как промежуточной стоянки на древних торговых путях. Естественно, он показал важность изобильных бахрейнских пресных источников, а заодно, словно походя, предложил собственное толкование названия Бахрейн. В самом деле, бахрейн – арабское слово, означает всего навсего «два моря», только до тех пор никто не смог объяснить, почему остров назвали именно так. В дикторском тексте Джона выражалось предположение что одно море – солёные воды Персидского залива, а второе – выходящая здесь на поверхность пресная вода.

Казалось бы, объяснение весьма натянутое, но меня оно поразило. Ибо я знал, что шумеры и вавилоняне верили в существование моря пресной воды под землёй и под солёным морем, называя его (об этом говорилось выше) абзу. Вот и Библия упоминает «воды подземные». И я уже приметил, что абзу так или иначе присутствует, так сказать, на периферии всех преданий о Дильмуне: Энки, бог Абзу, даровал воду Дильмуну; Энки вмешался и спас Зиусудру во время потопа, и Зиусудра поселился в Дильмуне; текст легенды о Гильгамеше, как мне однажды заметил профессор Ламберт, позволяет заключить, что «цветок бессмертия» рос в подземном море, и Гильгамеш нырял за ним туда через отверстие или ход в дне Горького моря. Бахрейн как раз знаменит, в частности, тем, что вокруг него со дна морского бьёт пресная вода; об этом явлении упоминали в прошлом многие арабские географы.

Получалось так, что для людей, верящих в Абзу – пресноводное море под землёй. Бахрейн неизбежно должен был славиться как место (возможно, единственное), где встречаются пресное и солёное моря. Отсюда естественное название «два моря».

Мешало лишь одно препятствие; я не располагал свидетельствами, что название Бахрейн старше возникновения ислама, что вера в подземное море пережила покорение Вавилонии персами и вытеснение вавилонских богов зороастризмом, иудаизмом, христианством и исламом. Казалось, между религиозными мифами, которые могли бы объяснить название Бахрейн, и действительным его появлением зияет хронологический разрыв в тысячу с лишним лет.

Более того, хорошо известно, что имя Бахрейн лишь в последние шесть веков привязано к конкретному острову; раньше так называли всё побережье от Кувейта на севере до полуострова Дахран и нынешнего Бахрейна. Наконец, если наши гипотезы верны, то ведь во времена Вавилонии Бахрейн назывался не Бахрейн, а Дильмун, впоследствии же – Тилос. Да, загадка! Никто ещё не смог её разгадать, а ответ Андервуда представлялся таким очевидным – только бы преодолеть этот тысячелетний разрыв… Я даже стал подумывать, уж не означало ли на неизвестном нам дильмунском языке слово дильмун – «два моря»? Как-никак, прежний Бахрейн, простиравшийся от Кувейта до Дахрана, включая прибрежные острова, вероятно, соответствовал протяженности древнего Дильмуна. А пресные источники на суше и на дне морском известны не только на Бахрейне, они отмечены на материке напротив острова и в тамошних прибрежных водах.

Как бы ни было на самом деле, весьма примечательно, что человек, обретший бессмертие, ассоциируется в древнейшем арабском тексте с «местом соединения двух морей», а место, ныне называемое «два моря», связывали во времена Вавилона с единственным человеком, получившим бессмертие.

Джеффри Бибби [B.148]

 

 
     
 

Анастасия ЯСЕНОВСКАЯ, кандидат исторических наук, ГМИИ им. А.С. Пушкина: «…что урартское искусство ведь не «вещь в себе»: мы должны всё это сопоставлять с иными памятниками, и, в первую очередь, с ассирийскими. Урартская культура можно сказать – это, вообще, преломление, своеобразное, конечно, ассирийской культуры, вообще, месопотамской.

В ассирийском искусстве постоянно встречались мотивы вот этого ромба с вогнутыми сторонами, вокруг которого располагались либо коленопреклонённые гении, которые держат либо ветвь с гранатами, как ветви Священного древа, либо «шишки», которыми совершались ритуалы специальные. Большой фриз с быком: в центре располагаются два быка, которые стоят вокруг ромба, а сверху и снизу более маленькие фризы, на которых изображены священные деревья, вокруг которых стоят жрецы с ведёрками, и, как раз таки, с вот этими «шишками». В урартском искусстве они очень часто держат плоды граната – это отличие от ассирийского искусства. Ассирийские «гении» всегда держали «шишки». Ассириологи предпочитают называть это «колос», потому что мы не знаем, что это такое. Ассирийское (аккадское) название этих предметов: ведёрко – «бандуду», а «колос» – «мулиль». И совершался ритуал, по всей видимости, «очищения», потому что вода – это основа для очистительного ритуала. Тоже сохранились ассирийские ритуальные тексты. «Колос» окунался в «ведёрко», набирал какую-то воду, и проводился ритуал «опрыскивания» водой. Это стандартная вещь для месопотамской культуры». [T.10.D.68]

 

 
     
 

Yana Tchekhanovets (Яна ЧЕХАНОВЕЦ, археолог): «…и Иерусалим такой: город был основан в своё время у родника, и от этой воды очень долго не отходил, пока не появился Александр Македонский с достижениями классической цивилизации вроде водопровода. Были всякие водоводы локального свойства, но водопровод, как мы его понимаем (акведук), это классического мира изобретение – до Александра этого не было. Как только появились водопроводы, телли исчезают: город слез с этого теля и стал распространяться широко, а в некоторых местах вообще далеко от него ушёл». [P.125.120]

 

Степан ШАМИН, кандидат исторических наук, ИРИ РАН: «…изначально, когда появляется городское население, просто люди идут к источнику, набирают оттуда воду и несут её домой. Но, городское поселение растёт, и воды из этого источника начинает не хватать. То есть, город, как центр экономической жизни, становится более важным, чем удобный доступ к воде.

И тогда человек начинает искать способы решения. Один из самых ранних и распространённых – это колодец. Но с колодцем есть одна трудность: не обязательно что есть и жила водоносная. Просто вырытая в земле яма, она в хозяйстве полезная, потому что туда идёт сток талых вод: вода накапливается, оттуда можно начерпать воды, постирать, полить огород, но пить эту воду нельзя.

Как только появляется более-менее крупный город, с населением за несколько тысяч человек, тут же появляется профессия водовоза, которые воду привозят из тех мест, где её ещё не загадили. А такие места оказываются всё дальше и дальше, потому что люди живут, оставляя отходы своей деятельности вокруг себя, и сначала запачкиваются небольшие речки, как Неглинка или Яуза, а потом объём стоков становится достаточным, чтобы запакостить такой крупный водный объект, как Москва-река. Поэтому водоснабжение сразу делится на две категории: водоснабжение питьевое – это там, где водовозы с бочками; и водоснабжение, как бы, для хозяйственных целей.

Но с колодцами было уже во времена Алексея Михайловича совсем плохо, потому что большой город с плотной застройкой: откладывается активно «культурный слой», а культурный слой – это недогнившая органика. А он уже метрами идёт в это время. Соответственно вода через этот слой проходит, она не фильтруется, она, наоборот, собирает…

Поэтому хорошая вода – это исключительно водовоз. И, разумеется это за деньги». [P.141.59]

 

 
     
 

1 - 2