ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН XIII. Immortalitas; Permanentia in essentia; Смерть (Mors); Mors et Reincarnatio 2; Transmutatio energiae; Transmutatio viriam; la Faux (Коса); Иероглиф (фигура женщины, в качестве посредницы по трансформации плана жизни).

   

I aula, ae f (греч.; лат. chors или cohors) 1) двор H; скотный двор или стойло (in aulam reducere oves Prp); 2) крытый передний зал ( = atrium ): lectus geniālis in aulā est H брачное ложе в зале, т. е. он женат; 3) дворец (regia Vtr; Augusta M; Priămi H); 4) подземное царство: immānis janĭtor aulae H страшный привратник преисподней, т. е. Кербер; 5) улей (как дворец царицы пчёл) V; pl. ячейки (сотов) V; 6) клетка (sc. tigrĭdis Pt); 7) свита, двор, придворные Н etc.; придворная жизнь VM, QC; 8) княжеская власть (auctorĭtas aulae С). [B.32]

 

 
     
 

Мы видим, таким образом, что вера в смерть бога и его последующее воскресение занимала не последнее место в религии Вавилонии. Но вавилоняне, уверовав в смерть бога, и сравнив таким образом бога с человеком, не создали себе, с другой стороны, веры в бессмертие человека, чтобы уравнять человека с богом. На этот путь сравнения человека с богом вступили египтяне уже в древнейшее время, и уверовали, что бог, подобно человеку, умрёт, а человек, подобно богу, опять воскреснет к новой жизни. Вавилоняне на этом пути сделали лишь первые робкие шаги.

Б. А. ТУРАЕВ [B.120.1]

 

Абидос для египтян стал тем же, чем Мекка для мусульман. Но здесь похоронен не пророк, а Осирис – бог Подземного мира. Абидос стал поворотной точкой религиозной мысли Египта. Здесь зародилась революционная вера в то, что каждый сам отвечает за дарованную ему жизнь, и что загробная жизнь доступна всем – и фараону, и крестьянину.

Christy Kenneally, BA, BD, TV presenter, scriptwriter and author: «Почему? Потому что Осирис, как и Иисус, был воскресшим богом. Воскресение Осириса говорило о том, что род фараона продолжается вечно через реинкарнацию».

Но в этой жизни люди, а не боги обладают властью… [T.13.XIV.2]

 

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «Очень важный момент: в Египетской Книге Мёртвых нет перерождений человеческой души обратно на землю – они не знали реинкарнации. Очень редко есть представление о целевой реинкарнации, то есть, например, какая-то беда в стране, боги быстро перерождают душу известного полководца, военачальника, мудрого человека. Такие люди обычно быстро исполняют функцию и быстро умирают. А вот цикловой реинкарнации, как в Индии, нет – то есть, душа живёт на земле очень малый фрагмент своего реального существования. И, плюс, душа имеет в этом тексте возможность дойти до высших состояний божественности».

«Маяк. Энциклопедия древностей. Новости археологии. Египетская Книга мёртвых»

 

 
     
 

Dr. Cathleen Keller, UC Berkeley: «Величайшей ошибкой было бы думать, что жители Древнего Египта были одержимы идеей смерти. Смерть для них была всего лишь неизбежным событием, благодаря которому они могли начать новую лучшую жизнь».

Dr. Salima Ikram, American University in Cairo: «Древние египтяне уделяли большое внимание сохранению тела, поскольку оно являлось вместилищем души. Религия учила их, что и тело и дух одинаково важны для будущей загробной жизни. Поэтому они стремились как можно лучше уберечь и то и другое».

Dr. Salima Ikram: «Совсем не просто постичь египетское понятие души: насколько нам известно, душа человека существовала в трёх ипостасях – Ка, Ба и Акх. Ка, обладающая двойственной природой, появлялась с человеком в момент рождения. Ба вступала в силу с момента его смерти и изображалась в виде птицы с человеческой головой. А Акх являлся последней и наиболее сложной ипостасью души. Обретение Акх было целью каждого египтянина».

Lisa Schwappach-Shirrif, Rosicrucian Egyptian Museum: «Само слово Акх обозначает «могущественный». Если покойному удавалось благополучно добраться до загробного мира, он становился Акх и мог влиять на жизнь своих родных, оставшихся на земле. Когда египтяне смотрели в ночное небо и видели яркие звёзды им представлялось, что то были Акх – души их предков».

Собрание магических текстов, которые сегодня называют «Египетской книгой мёртвых» помогало египтянину сориентироваться в целом мире ритуалов и благополучно миновать все подводные камни на пути к счастливой загробной жизни.

Dr. Cathleen Keller: «Как только фараон вступал на престол, у него появлялись две задачи: во-первых – достойно похоронить предшественника, во-вторых – начать строительство своей собственной гробницы».

Dr. Ann Macy Roth, Howard University: «Для египтян гробницы были крайне важны, поскольку они верили, что земное существование – всего лишь краткий миг, а вот загробная жизнь продлится вечно. Поэтому всё, что у них было вкладывалось в строительство усыпальниц, на обустройство которых не жалели средств. Гробница приобретала статусное значение и могла многое сказать о благосостоянии семьи».

Dr. Salima Ikram: «По мере развития туризма в начале XIX-го века грабители поняли, что от продажи золота и драгоценных камней они выигрывают немного: люди начали интересоваться старинными артефактами, некогда лежавшими в усыпальницах. Поэтому осквернители гробниц начали вырезать маски, украшавшие поверхность саркофагов, отбивать куски стен, покрытые иероглифами и живописью, и продавать свою добычу туристам».

Dr. Stuart Tyson Smith, UC Santa Barbara: «Реинкарнация и восточные религии казались западу крайне привлекательной темой для фильмов, поэтому на мумии и пирамиды теперь взглянули совсем по-другому».

Dr. Cathleen Keller: «Мумии – своего рода точки соприкосновения между нами и миром Древнего Египта. Они помогают нам понять гораздо больше, чем оставшиеся после них гробы, статуи и священные амулеты. Если пристально вглядеться в мумию древнего египтянина, кто знает, может быть она напомнит вам кого-нибудь из знакомых».

В Египет хлынули толпы искателей истины. В течение прошлого года в Гизу прибыло свыше четырёх с половиной миллионов туристов, они забирались на пирамиды, сплавлялись по Нилу и, конечно же, рассматривали мумии, которые теперь хранятся в специальных футлярах с искусственно поддерживаемой температурой. Лишённые своих магических льняных повязок, мумии, по-прежнему, приковывают взгляды. [T.4.X]

 

Dr. Zahi Hawass, Secretary General, SCA, Egypt: «Мумии покорили наши сердца: в них есть тайна и магия. При слове «мумия» загораются глаза любого ребёнка и взрослого, потому что мумия – это тайна». [T.12.LXI]

 

 
     
 

если он хотел жить вечно, то нужно было спешить.

«Фараону нужно было как можно быстрее начинать строительство вечной обители. Джедефра знал, что время работает против него».

А что если она никогда не была достроена? Джедефра не рассчитывал наследовать власть фараона, а когда взошёл на трон, то был уже стариком.

Dr. Salima Ikram, American University in Cairo: «Мало кто в Древнем Египте жил дольше 30 – 35 лет конечно, власть предержащие питались лучше и доживали до 40 – 45 лет».

Путь в мир иной начинался в кромешной тьме.

Dr. Salima Ikram: «Для Джедефры погружение во мрак было очень важно, потому что, не познав истинную тьму, он бы не смог вернуться к настоящему свету. У египтян было несколько описаний перерождения после смерти: в недрах земли, возношение на небо к Полярной Звезде и третий вариант – слияние с богом Ра. Джедефра должен был воплотиться в образе бога Солнца».

Жрецы Джедефры верили, что его освободившаяся душа вознесётся к свету и станет частью Солнца. [T.11.I]

 

Dr. Salima Ikram, American University in Cairo: «Древние египтяне любили золото. Это была одна из самых дорогих вещей в древнем мире. Но для египтян гораздо важнее была их вера в то, что тело бога сделано из золота».

Это соответствует верованиям египтян в перевоплощение и загробную жизнь.

Dr. Salima Ikram: «Когда ты умираешь, то превращаешься из смертного в божественное существо, поэтому они покрывали лица и саркофаги золотом. Это говорило о том, что ты перевоплотился из смертного в бога». [T.12.XLIX]

 

 
     
 

Галина ЕРШОВА, доктор исторических наук: «…и самая интересная и большая, богатая информация появилась из так называемой «Формулы возрождения». «Формула возрождения» – это кольцевая надпись на керамических сосудах, которая появлялась на протяжении нескольких столетий на керамике Майя. Это длинная надпись, она может быть коротенькая, там, четыре знака, а может быть длинная – до шестидесяти некоторые есть. В которой повествуется собственно о том, что происходит с душой в Преисподней. Согласно тексту душа спускается по Холодной Лестнице, где встречает её или Бог-улитка, то есть Горбун, который тоже главный персонаж из архаики Майя, или встречает Летучая Мышь – это главный персонаж, который принимает к себе всех умерших. И поэтому на Холодной Лестнице Летучая Мышь следит за всеми покойниками. Потом попадает в лапы Ягуару, Ягуар обдирает этого бедного покойника. Потом, когда уже очищается, и душа высвобождается, её очищенную уже выносит обратно, как бы на землю. Птица несёт сначала этот узелочек, передаёт Обезьяне, а Обезьяна доставляет его Женщине для того, чтобы та родила. То есть Майя считали, что для того, чтобы родился ребёнок, нужен не только биологический отец, но и мистический отец. А мистический отец, он появляется в виде падающих звёзд.

Вот здесь вот персонажи, которые обращаются с душой умершего в Преисподней, и вместе с тем, это всё зодиакальные созвездия. То есть получается, что вот это вот сказочное описание Большого Пути, как он и называется в тексте, движение души по Преисподней, на самом деле это получается, что это движение души вот как раз по Вселенной, по этому ближайшему Космосу Майя, по зодиакальным созвездиям, по Млечному Пути. И, наконец, душа возрождается в созвездии Черепахи, то есть это созвездие Близнецов, откуда и сыпятся эти звёзды большим потоком, то есть расколотый панцирь Черепахи, откуда и появляется новая жизнь». [T.10.CI.45]

 

 
     
 

Леонид МАЦИХ, кандидат филологических наук, доктор филологии и теологии (PhD): «…греки представляли себе переселение душ не так, как, например, индийцы. В чём они были отчасти согласны с индийцами, – знали ли, что в Индии была такая же идея, до сих пор не доказано. Наверно, знали, а может быть, они сами выдумали нечто похожее. «Колеса сансары» у них не было как образа. У них была идея, что если ты хочешь достичь бессмертия, а любой человек этого хотел, то ты должен понять, что душа, живущая в тебе, она бессмертна. Что есть душа? Это некий идеальный первообраз, который создан где-то в обиталище Вечного Закона. При чём тут боги? Богов никаких там нет. Там есть мир чистых сущностей, схожих с брахманами, как у индийцев, или с Абсолютом. И вот там, в мире вечном и неизменном, возникают души людей, а потом их изгоняют, их ссылают сюда, на Землю. То есть душа здесь находится в ссылке. Тоже ещё интересная мысль. Она потом приведёт к любопытнейшим последствиям. И душа каждого человека находится в теле, как в тюрьме. Этому довольно странному утверждению способствовала одна особенность греческого языка. Тело по-гречески – «сома», отсюда «соматический». А могила – «сэма». И вот на этой игре слов, на игре букв, строилась мысль о том, что тело есть могила для души». [B.141.11]

*

σῶμα, ᾰτος τό (Pind. dat. pl. σωμάτεσσι) 1) (мёртвое) тело, труп Hom., Hes., Her., Pind.: σ. σποδοῦ Soph. сожжённый труп; 2) живое тело Hes., Pind., Her.: αἱ κατὰ τὸ σ. ἡδοναί Plat. плотские наслаждения; τὰ εἰς τὸ σ. τιμήματα Aeschin. телесные наказания; 3) человек (δόμοι καὶ σώματα Aesch.; σώματα καὶ χρήματα Thuc.): καὶ χρήματα καὶ τὰ ἑαυτῶν σώματα Xen. (их) имущество и они сами; 4) жизнь: τὸ σ. (δια)σώζειν или (δια)σώζεσθαι Thuc., Isocr., Xen., Dem. спасать свою жизнь; τῶν σωμάτων στερηθῆναι Xen. лишиться жизни; περὶ τοῦ σώματος ἀγωνίζεσθαι Lys. бороться за свою жизнь; 5) (описательно, без перевода): τὸ σὸν σ. Eur. = σύ; τὰ πολλὰ σώματα Soph. = οἱ πολλοί; σ. ἀνικάτου του θηρός Soph. = ὁ ἀνίκατος θήρ; δοῦλα καὶ ἐλεύθερα σώματα Xen. = δοῦλοι καὶ ἐλεύθεροι; 6) раб Polyb.; 7) основа, сущность (τῆς πίστεως Arst.); 8) физ., мат. тело: μεγέθους τὸ ἐπὶ τρία σ. (ἐστιν) Arst. то, что имеет три измерения, есть тело; 9) совокупность, масса, система (τοῦ κόσμου Plat.); 10) анат. орган, аппарат: τὸ σ. τῶν νεφρῶν Arst. почки. [B.169]

+

σῆμα, дор. σᾶμα, ατος τό 1) (при)знак, отметка (σ. ἀριφραδές Hom.); 2) (у животного) отметина (ἐν μετώπῳ Hom.); 3) отличительный знак, эмблема (ἀσπίδος ἐν κύκλῳ σήματα Eur.); 4) знамение (κακὸν σ. Hom.); 5) знак, сигнал (σ. μάχης Eur.); 6) могильный знак, насыпь, курган (σ. χεῖσθαί τινι Hom.); 7) гробница, могила (στῆλαι ἀπὸ σημάτων Thuc.); 8) могильный камень, памятник Arph.; 9) знак зодиака (σήματα οὐράνια Soph.). [B.169]

 

Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…учение «о переселении душ» в Индии чётко коррелируется с учением о «возвращающейся смерти».

Сансара: можно произносить через «м» и через «н» по-русски, потому что в середине сонорная согласная. Сансара в переводе с санскрита – это «блуждание». Речь идёт о блуждании чего-то, вместо того, чтобы идти к той самой ясной цели – к осуществлению в себе познанного Брахмана. Осуществлении принципа тождественности Атмана Брахману.

Это второе, в то время тайное знание после самого великого тождества Брахмана Атману.

…учение, которое вошло в плоть и кровь всех религий южной Азии (не только индуизма, но и буддизма, и джайнизма, и сикхизма). Это общая совершенно идея Сансары. Но она не всегда была.

К тому времени, когда проповедуется Евангелие, то есть, к началу первого века после Рождества Христова, идея перевоплощения, идея многочисленности рождений – то, что по-гречески называлось «полигенесия» – эта идея была распространена по всему греко-римскому миру. Об этом писал Вергилий по латыни, говорил Юлий Цезарь, что вроде бы такие он встречал представления у галлов в нынешней Франции. А до этого об этом говорил Платон, как о новом учении, до этого об этом писал Пиндар в конце шестого – начале пятого века до Рождества Христова. Ещё до этого учил об этом Пифагор, удивляя этим учением своих сограждан. И вроде бы это учение Пифагор получил у своего учителя Ферекида, и говорил, что тот получил от египтян. Но всё удивление заключается в том, что у египтян этого учения нет.

В Индии Сансара противополагается Мокше и Нирване. Мокша – это Спасение (от той же самой Сансары, Освобождение – если точно переводить), а Нирвана – это Угасание (вот этой суетной жизни, повторяющейся).

То есть идея, которая в современной Европе и даже у Вергилия воспринимается как что-то очень положительное, в Индии воспринимается прямо противоположным образом. Она воспринимается как что-то плохое. Цель всех индийских религий – избавление от Сансары. Сансара понимается как «Вторая смерть / возвращающаяся смерть». [P.125.358]

 

 
     
 

Американский психиатр Ян Стивенсон (Ian Stevenson) в течение многих лет занимался изучением реинкарнации, и собрал множество доказательств тому, что это явление, возможно, не выдумка…

У доктора медицины Яна Стивенсона есть всё, о чём мечтают честолюбивые врачи: в тридцать восемь лет он возглавляет кафедру психиатрии в университете Вирджинии (University of Virginia), а также является главным психиатром университетского госпиталя. Однако врача терзают сомнения: учёный ясно видит – многие случаи душевных расстройств, в том числе «Раздвоение личности» и «Мания величия» не укладываются в «Прокрустово ложе» ортодоксальной психиатрии.

…погрузившись в океан паранормального, Стивенсон уже не хочет возвращаться к прежним берегам. Истории людей, которые помнят «прежние жизни», накрывают его с головой.

Пытаясь найти объяснение подобным случаям, Ян Стивенсон публикует большую статью о реинкарнации. Неизвестно как бы сложилась его судьба дальше, ведь в научных кругах уже стали шептаться, что у доктора не всё в порядке с головой, но на счастье Стивенсона публикация попадается на глаза миллионеру, изобретателю машины Ксерокс Честеру Карлсону (англ. Chester Carlson). Не долго думая Карлсон знакомится с одиозным психиатром и финансирует его первую поездку в Индию и Шри-Ланку, где учёный надеется разыскать новые свидетельства о реинкарнации.

Юго-Восточная Азия, Южная Америка, Ливан, Западная Африка – за долгие годы путешествий Ян Стивенсон посетил десятки континентов и стран, проехав в общей сложности почти шестьсот тысяч миль. Стивенсону и его коллегам удалось собрать сотни историй о реинкарнации, причём каждую из них Стивенсон тщательно анализировал и проверял.

Александр МАРКОН, кандидат психологических наук: «Стивенсон проделал гигантскую работу по трудоёмкости. В каждом из этих двухсот с лишним случаев он опрашивал не только «живущего» человека, но всех членов его семьи. Далее он разыскивал семью «предыдущего воплощения», и опрашивал всех членов той семьи. И, более того, во многих случаях он находил медицинские документы, подтверждающие каким образом погиб вот тот человек, который потом воплотился».

В собранной доктором Стивенсоном картотеке есть истории, как взрослых, так и детей. Но рассказам детей учёный доверял больше: взрослый человек уже прочитал сотни книг, посмотрел сотни фильмов, у него десятки знакомых и богатый жизненный опыт. Он может запомнить какую-то информацию и затем намеренно или неосознанно выдать её за воспоминание о прошлой жизни. С детьми в этом смысле проще: их сознание – «tabula rasa» – чистая доска: если ребёнок вдруг начинает называть себя другим именем, оперировать каким-то цифрами, фактами, то, вполне возможно, что он действительно вспоминает «прошлую жизнь».

Рассказы смерти «в предыдущем воплощении» Яну Стивенсону приходилось выслушивать часто, причём, как правило, речь шла об убийстве, смерти от несчастного случая или самоубийстве. Стивенсон предположил, что шок от насильственной смерти настолько велик, что память ещё долго сохраняет эту информацию, и передаёт её по наследству, чаще всего через сны.

С «прошлой жизнью», если верить Яну Стивенсону, человека связывают не только сны, но и привычки, способности, профессиональные умения. Примеров тому в изысканиях психиатра множество…

…ещё один расхожий упрёк в адрес Яна Стивенсона связан с тем, что он исследовал в основном страны «третьего мира», где широко распространены буддизм и индуизм, признающие явление реинкарнации. Но коллеги Стивенсона подсчитали, что на территории США Стивенсон зафиксировал больше трёхсот случаев перевоплощения, тогда как, например, в Бирме всего сто тридцать девять, а в Индии сто тридцать пять. Эти цифры говорят сами за себя. Не основательной можно считать и версию о том, что респонденты использовали ученого, чтобы нажиться: Ян Стивенсон не платил за рассказанные истории, так что прямой денежной выгоды у семей не было. Каждый случай подробно исследовался, свидетели подвергались утомительным расспросам, так что для них это были одни хлопоты.

Аргументов и контраргументов в споре о том, существует ли «переселение душ» на самом деле, можно найти много. Но Яну Стивенсону удалось почти невозможное: он был первым, кто отыскал не только косвенные, связанные с психикой, но и прямые, материальные существования реинкарнации.

Александр МАРКОН, кандидат психологических наук: «Вот чем принципиально ценны исследования Стивенсона? Все исследователи оставались и, насколько я знаю, остаются в рамках психики, памяти, в основном памяти, ну и прочих атрибутов психики. А вот Стивенсон вылез за рамки психики».

В это трудно поверить, но Стивенсон нашёл более двухсот случаев, когда вновь воплощённый человек не только помнил свою «прошлую жизнь», но и то, при каких обстоятельствах погиб предыдущий владелец тела. А на теле вновь живущего человека имеются врождённые дефекты – родинки, шрамы – как раз на месте повреждений, полученных при смерти.

Сам Ян Стивенсон не настаивал на своём, он лишь предлагал ознакомиться с теми фактами, которые он собрал. И сделать самостоятельные выводы. [T.10.CCLXXVIII.5]

 

– Если демон живет за счёт человеческих эмоций, почему он не исчез вместе с последним обитателем «Кукушки»?

– Эмоции были такие сильные, что хватило ещё на некоторое время, – предположил Ким.

– Ага, – передразнил Артамонов. – Жизнь больного была такой бурной, что он и после смерти пару лет ходил и разговаривал

Леонид КАГАНОВ [B.67.2]

 

 
     
 

1 - 2