ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН XIII. Immortalitas 3; Permanentia in essentia; Смерть (Mors); Mors et Reincarnatio; Transmutatio energiae; Transmutatio viriam; la Faux (Коса); Иероглиф (фигура женщины, в качестве посредницы по трансформации плана жизни).

   

careo morte H быть бессмертным [B.32]

 

cedro linendus H (или dignus Pers) заслуживающий быть увековеченным, достойный бессмертия [B.32]

 

ἀθᾰνᾰσία ἡ бессмертие Plat., Plut., Luc., Diod. [B.169]

 

ἀπ-αθᾰνατίζω 1) делать бессмертным Plat., Diod., Luc.; 2) стремиться к бессмертию Arst. [B.169]

 

 
     
 

Мы знаем, что царей третьей династии Ура обожествляли после смерти и даже при жизни. Но мы не знаем наверняка, сколь древней была эта традиция.

В списке царей говорится, что «после потопа царская власть была снова ниспослана свыше». Отсюда можно заключить, что традиция эта восходит к глубокой древности и что по сути дела царская власть считалась божественной.

Но если такие правители, как А-калам-дуг и Мес-калам-дуг, одновременно были царями и богами, то это сразу разрешает все затруднения, связанные с их гробницами.

Бог не может умереть. «Смерть» бога-царя – всего лишь переход в иной мир. Там он продолжает жить и властвовать, а поэтому он берёт с собой свою свиту, свои колесницы и своих воинов. В связи с этим слово «жертвоприношение» здесь, по-видимому, теряет смысл. Я уже отмечал, что эта церемония явно была добровольной: мужчины и женщины спускались в могильный ров и в усыпальницу без всякого принуждения, выпивали приготовленное дня них зелье и спокойно погружались в сон. Характерно и то, что у них не было с собой никакой погребальной утвари, даже сосудов с питьём и пищей, обязательных для покойников в частных могилах. Участники этой церемонии не были жертвами грубого, зверского убийства и, вероятно, даже не думали о смерти. Они просто готовились служить своему царственному повелителю в условиях иного мира и, по-видимому, были уверены, что их ждёт гораздо лучшая участь в потустороннем мире, чем шумерийцев, умирающих естественной смертью. В те отдаленные времена вера, считающая смерть преддверием настоящей жизни, была нередким явлением.

Леонард Вулли [B.156.1]

 

 
     
 

…древний вавилонский эпос, повествующий на двенадцати длинных клинописных табличках о подвигах и странствиях сего героя. Мы знали, как он в поисках бессмертия посетил Ут-напиштима. несомненно, в Дильмуне и услышал от него рассказ о потопе. Но предание на этом не кончается. Подробно рассказав Гильгамешу, каким образом он сам достиг вечной жизни, Ут-напиштим смягчается и даёт наставления, как найти цветок бессмертия. Этот цветок растёт на дне моря или, возможно, в пресных водах бездны под морским дном. Гильгамеш должен привязать к ногам камни, спуститься с их помощью на дно и там сорвать волшебный цветок. Съев его, он вернёт себе молодость.

Версия интереснейшая – ведь бахрейнские ловцы жемчуга и теперь привязывают камни к ногам, чтобы погрузиться на морское дно. Не приходится сомневаться, что «цветок бессмертия» – жемчуг. Я часто спрашивал себя, не было ли предание о жемчуге как об эликсире вечной жизни и вечной молодости известно в Египте античной поры, где Клеопатра якобы пила жемчуг, растворённый в вине.

Конец сказания о Гильгамеше не назовёшь счастливым. Герой в точности выполняет наставления Ут-напиштима. Находит цветок на дне моря, срывает его и решает доставить домой, чтобы поделиться со старейшинами своего родного города, Урука. Но, воспользовавшись тем, что Гилыамеша одолел сон, поднявшаяся из омута змея, совсем как в Книге Бытия, коварно лишает человечество надежды на вечную жизнь. Она сама поедает цветок и обретает бессмертие, как в этом может убедиться всякий. Ведь стоит змее одряхлеть, как она сбрасывает кожу и вновь становится молодой и бодрой.

Мораль этой истории предельно ясна. Где уж человеку победить смерть, если он даже со сном не может справиться? Так или иначе, сказание о Гильгамеше, из которого следовало, что шумерам и вавилонянам с древнейших времен был известен жемчуг и способ его добычи, побудило нас попытаться выяснить, когда зародился промысел жемчуга на Бахрейне.

Джеффри Бибби [B.148]

*

Теми же раздумьями о смерти, утратах и надеждой на бессмертие проникнута знаменитая поэма о легендарном царе Урука Гильгамеше.

В своих скитаниях он встречает Утнапиштима, который говорит, что ему не избежать смерти и что Утнапиштим единственный из смертных, кому даровано бессмертие. Боги оказали ему особую милость. Утнапиштим рассказывает Гильгамешу, как боги однажды решили уничтожить жизнь на земле, наказав людей за их грехи. Боги ниспослали на землю всемирный потоп, а когда увидели, что один лишь Утнапиштим спасся в ковчеге, который он соорудил собственными руками, они даровали ему бессмертие.

В конце концов Утнапиштим сжалился над Гильгамешем и назвал ему место, где на дне огромного озера растёт трава бессмертия. Повесив на шею тяжёлый груз, Гильгамеш отважно нырнул на дно и сорвал траву. Но все его старания пропали зря: однажды, купаясь в пруду, он оставил траву без присмотра. К ней подползла змея и проглотила её. Надежда Гильгамеша на бессмертие разлетелась в прах.

Мэри Чабб [B.149.1]

*

Как повествует табличка, Гильгамеш однажды встретил своего предка Утнапиштима (он же Хасисадра), который рассказал о том, что боги решили разрушить город Шуруппак и посоветовали построить корабль для семьи, слуг, животных и ремесленников.

Когда корабль был готов, начались сильная буря и дождь, которые продолжались семь суток. Все погибли. Только Утнапиштим и все, кто были с ним, остались в живых. Их ковчег пристал к горе Насир, когда прекратился дождь. Прошло еще шесть дней после потопа, Утнапиштим выпустил голубя, который вскоре вернулся обратно, не найдя земной тверди. Безрезультатными были попытки и ласточки. Тогда был пущен ворон, который нашел землю. И тогда Утнапиштим вышел из ковчега на гору Насир (сейчас она называется Арарат), что лежит к востоку от реки Тигр, и принес жертву богам. За это они сделали его бессмертным.

К. МАТВЕЕВ, А. САЗОНОВ [B.147.2]

 

 
     
 

Рей Брэдбери: «Ты живёшь, и вдруг ты осознаешь, что унаследовал дар, и за него кому-то надо платить. Искусство – это вид оплаты Вселенной, за дар жизни дарованной ею, или как бы там это ещё не называли: Бог, Создатель, Иегова, Космос и так далее. Когда мне было 12 лет, на карнавале я встретил фокусника, который утверждал, что будет жить вечно, имея ввиду то, что доступно каждому: создание бесценных произведений или, например, семьи, так как это и есть живое продолжение бессмертия. Моим продолжением являются мои книги…» [T.10.LXXXII.3]

*

Prof. Jonathan R. Eller, Indiana UniversityPurdue University Indianapolis, Center for Ray Bradbury Studies (Джонатан Эллер, директор Центра исследований творчества Рэя Брэдбери): «Я думаю, что четыре, может быть пять поколений молодых людей выросли на произведениях Брэдбери, которые были в учебниках и школьных онтологиях».

…в конце жизни он порой вспоминал встречу с иллюзионистом из своего детства, который предсказал мальчику Рэю, что тот будет жить вечно.

«Через три недели после этой встречи я начал писать, и я писал каждый день в течение последних семидесяти пяти лет. Вот что значит – жить вечно!» [T.10.DCLXVI.2]

 

Нет, весь я не умру,

Мой дух на сотни шуток

Рассыпется, как в почву семена,

А их от мудрецов до проституток

Растащит поговорками страна.

И. ГУБЕРМАН [B.117.1]

 

 
     
 

Dr. John Gordon Melton, Author. «The Vampire Book»: «Почему вампир приобрёл такую популярность? Думается, потому что он вместил в себя три качества: погоню за бессмертием, жажду власти и сексуальное влечение. На фоне тогдашней литературы роман «Дракула» стал подлинно эротическим чтивом. Герой, появившийся из глуши, преследует женщин, прокусывает им шею, на манер орального секса, высасывая из них жизнь». [T.11.II.1]

 

 
     
 

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «То, что испытывает современный человек, глядя на маску Тутанхамона, вот она стоит, десять с половиной килограммов золота, лазурит, это восприятие сокровища древности. На ожерелье маски, на спине, выписаны тексты, которые были созданы, ну как минимум, лет за шестьсот до Тутанхамона. Они рассказывают о том, как создать дух царя нетленным. Маска сравнивает разные части тела царя с разными богами, которые должны объединиться в одно Предвечное божество. И когда они объединятся, на несколько секунд с Предвечным божеством объединится сам царь и этим моментом он победит смерть». [T.2.XXIV]

*

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…например, маску Тутанхамона, наверное, стоит здесь привести. Десять с половиной килограммов золота – два кованных: она кованная, она ни в коем случае не отлитая – по центральной линии, срединной линии лица идёт сковка двух листов, которые вы никогда не увидите на поверхности маски, когда вы на неё смотрите в Каирском музее. Но самое интересное – другое: то, что на плечах маски, куда редко заглядывает турист, за спину маски Тутанхамона, там идут ровные ряды иероглифического текста. Это текст, который был создан лет за шестьсот до правления Тутанхамона, и это текст, который рассказывает о создании «идеальной божественной головы». То есть, если не цитировать, а пересказать своими словами, речь о том, что тела коснулось смерть, и задача скульптора, мастера, жреца заупокойного культа сделать так, чтобы душа умершего победила эту смерть. Поэтому не только делается мумия, сложный весь процесс бальзамирования, не только делаются все необходимые аспекты ритуала, делается новое золотое лицо. Золотое – потому что это, как бы, материализованные солнечные лучи, а, с другой стороны, золото – это символ нетленности. И каждая часть лица царя, а, в общем-то, по сути, потом и любого другого ушедшего человека, – это определённое божество. В Древнем Египте верили, что было Единое Предвечное божество, которое в процессе творения мира распадается на вот эти тысячи богов. И с глубокой древности начитывался на мумию ритуал, когда каждая часть тела человека, даже лица, ассоциируется с каким-то божеством, и все божества потом начинают соединяться вот в этого Единого Предвечного бога. А это же Бог-Творец, создавший Мир, в нём смерти нет «a priori». И, получается, что в какой-то момент, благодаря этой погребальной маске, человек, царь, усопший, он ассоциируется с Предвечным божеством, он Им становится. Тем самым побеждает смерть и воссоединяется с этим Предвечным сонмом богов. На самом деле, это инструмент: в древности, практически в любой древности, искусство, оно всегда утилитарно. То есть, декоративная роль, она есть, но она вторична».

«Радио «Маяк». «Энциклопедия древностей». «Маски и портреты Древнего Египта – исполнение, назначение и символика»

*

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…но для самих древних египтян важнее было то, что на маске написано сзади. На заднюю часть никогда не обращают внимание: там, между тем, 531-е изречение знаменитого, очень древнего «текста саркофагов», которое было записано впервые за четыреста лет до рождения Тутанхамона. Каждая часть этой маски – брови, глаза, уши, фрагменты парика – они должны помочь Тутанхамону трансформироваться. Каждый из этих элементов – это отдельное божество, и все вместе, они, когда совпадают в «Единое нечто», в единое целое, они становятся тем самым Предвечным божеством, жизненной силой которого должен возродиться царь». [P.125.4]

 

 
     
 

…последняя из его рода, знаменитая Клеопатра Седьмая совершила самоубийство в 30-м году до нашей эры, после поражения от Октавиана (позднее Августа), первого римского императора.

Египет теперь впервые управлялся из-за рубежа. Для многих египтологов это обозначило период культурного упадка. Однако для римлян это было началом Золотого периода: Египет дал им новые богатства. Но не только это. В Египте они столкнулись со сложной системой верований, отличных от их собственных и развитых за тысячелетия. Религией, которая предлагала нечто такое, что должно было быть крайне привлекательным для римлян – обещания жизни после смерти. [T.4.XVIII]

 

 
     
 

Давняя мечта человечества – бессмертие. И мы подошли к нему вплотную. Синтия Кеньон из Калифорнийского университета считает, что нашла способ остановить часы. Она проверяет свою теорию на червях, с которыми нас объединяет треть ДНК.

Prof. Cyntia Kenyon, University of California: «Как и мы, в молодости они игривы, а в старости становятся менее активными, как и любые живые организмы».

В 1993-м году Кеньон обнаружила ген, который, по её мнению, отвечает за старение. Она назвала его «беспощадным жнецом».

Prof. Cyntia Kenyon: «Он определяет продолжительность жизни и скорость старения».

Потом она придумала способ отключить этот ген. К её удивлению, черви прожили в шесть раз дольше обычного.

Prof. Cyntia Kenyon: «Эти существа давно должны были погибнуть, а они на теннисном корте. Волосы дыбом встают, когда подумаю, что их не должно здесь быть. И всё же вот они».

То есть человек сможет прожить до пятисот лет, и как черви всё это время оставаться активным.

Prof. Cyntia Kenyon: «Оказалось, что гормоны, контролирующие процесс старения взрослого животного, так же отвечают за его способность временно останавливать жизненные функции».

Другими словами, черви заснули. Как медведи, ежи и жабы, они впали в спячку. Жизненные функции замедлились, старение прекратилось. [T.10.VI.2]

 

 
     
 

Словом «Одиссея» мы до сих пор называем долгое путешествие полное приключений. Но «Одиссея» это и путешествие внутрь себя. Все сюжетные повороты, беды и испытания «Одиссеи» Гомер использовал, чтобы рассказать грекам о них самих. С одной стороны «Одиссея» прекрасная история, она знаменует собой начало западной литературы. Но не только это заставляет читать её три тысячи лет подряд. Гомер в этой поэме задаёт вопрос, о котором думаем мы все: «В чём смысл жизни?» У древних греков было мрачное представление о жизни: сегодня ты есть, завтра тебя нет. Они завидовали богам, которым поклонялись, так как боги были вечно молоды и бессмертны. Гомер оспаривает такой взгляд на жизнь в своей поэме о герое, который возвращается с войны.

Гомер использует возвращение домой, чтобы найти ответ на важный вопрос: греки знали, что не могут стать бессмертными, как их боги. Но ведь есть и другой вид бессмертия, такой, при котором твоё имя помнят вечно. Это Слава. Например, слава победоносного воина. Но Гомер считал бессмертие славы пустым и ничего не значащим, он показал нам это в «Одиссее». Боги расстраивают планы царя вернуться домой…

…но Гомер знал, насколько привлекательна идея бессмертия. У древних греков была ещё одна возможность вечной жизни – славная смерть в битве. И боги посылают царя Итаки погостить в Потусторонний Мир. В греческой мифологии он находился под поверхностью земли

Prof. Wendy Doniger, University of Chicago: «Греки верили в жизнь после смерти, но эта вера не имела ничего общего с христианской: там не было ни Рая, ни Ада, ни наград, ни наказаний. Гомер описывает загробный мир как Чистилище, мне это напоминает «Мир Теней» из комиксов про Супермена: там люди могут тебя видеть, но ты их не видишь».

…вскоре Калипсо (др.-греч. Καλυψώ) полюбила Одиссея, она много лет не видела мужчин. А Одиссей не смог устоять перед чарами прекрасной нимфы.

Prof. Wendy Doniger, University of Chicago: «Одна из причин того, почему боги влюбляются в смертных состоит в том, что греки верили – именно краткость жизни делает её ценной. Да, люди не живут вечно, зато их жизнь полна и насыщенна, а боги скучают на Олимпе».

Это очень важная глава «Одиссеи». Гомер снова заставил Одиссея задуматься о смысле жизни…

…это лучшее, чего мог пожелать Одиссей, лучше, чем слава и вечная жизнь в Царстве Мёртвых. Бессмертие, кто может отказаться? Но после семи лет сожительства с нимфой, Рай уже не так манит. Предложение вечного счастья заставляет Одиссея задуматься, – нужна ли ему вечная молодость? Хочет ли он жить как боги и потакать своим страстям?

Prof. James Clauss, University of Washington: «Калипсонимфа, она бессмертна и очень красива. Она предлагает бессмертие Одиссею – это мечта любого мужчины…»

Prof. Ken Dowden, University of Birmingham: «Нам надо понять, почему Одиссей не согласился. Ведь ему предложили исполнение мечты, и такое услышишь не каждый день. Но он тоскует по своей родной Итаке и по жене Пенелопе. Одиссей хочет не бессмертия, он хочет жить полной жизнью».

Prof. Wendy Doniger, University of Chicago: «И, кроме того, ему пришлось бы навсегда остаться с Калипсо. Так что Одиссей говорит, что предпочтёт вернуться на Итаку к жене и сыну. Но надо сказать, что это решение он принял не сразу, Одиссей провёл на острове семь приятных лет».

В поэме говорится, что царь Итаки предпочёл радости и горести семейной жизни, хотя повидал многое: и Царство Мёртвых, и Рай на земле…

...даже жизнь богов может надоесть, но есть ещё один вид бессмертия, очень важный для греков.

соблазнится ли он бессмертием знаменитого атлета? Для жителей Древней Греции такие состязания были способом достичь длительной славы.

Prof. Edith Hall, University of Durham: «Человек, победивший в Олимпийских или иных подобных играх, тоже получал бессмертие. Его имя записывали в «Свиток Победителей», который можно было прочесть и столетие спустя. Скульптуру Победителя устанавливали в Храме, и про его Победу писали Поэму».

Состязания никогда не были просто игрой: Слава во всех видах – род Бессмертия, которого ищут люди…

…в конце концов, он выбирает другое бессмертие, то, которое нам дарят наши дети и внуки. Он выбирает семью.

Prof. Wendy Doniger, University of Chicago: «Одиссей уже был известен, о нём уже рассказывали легенды. В основном те, что о Троянском Коне. Такой славы он получил достаточно, он захотел совсем другого. Вот почему Телемах такой важный персонаж «Одиссеи»: ведь выжить должен не только сам царь, но и его сын, чтобы род Одиссея мог продолжаться в веках».

…но удастся ли Одиссею сохранить жену, сына и царство?

Prof. Wendy Doniger, University of Chicago: «Мало просто вернуться домой. Он должен вернуться домой и увидеть, что всё осталось таким же, как было. Одиссей боится, что этого не случится, поэтому он думает не только о возвращении, но и о том, как вернуть себе положение в обществе, деньги и так далее…»

Итак, какова же мораль «Одиссеи». Желать бессмертия вполне естественно, но это пустая трата времени – у нас есть только одна жизнь. Гомер призывает ценить её и жить здесь и сейчас. Не боясь смерти, мы не можем стать Героями, не боясь потерь, мы не можем любить.

Prof. Wendy Doniger, University of Chicago: «В поэме, как в зеркале, отразились греки, для которых писал Гомер. Он показал им их мир, их жизнь – единственную и неповторимую. Он объяснил, почему жизнь смертного во многом лучше жизни богов».

Но вот что интересно: человек, писавший три тысячи лет назад о путешествии Одиссея, говорил: «Не стоит искать бессмертия», но сам он стал бессмертен. «Одиссея» входит в сокровищницу мировой литературы, она до сих пор не утратила своего значения. И имя её автора – Гомер – живёт в веках. [T.10.CLXIV.2]

 

Scott Huler, Author: «Одиссей постоянно думает, он никогда не сдаётся. Он отказывается верить в то, что его можно победить, и это основная черта его характера. Этот хитроумный тип сделает всё, чтобы вас победить».

Одиссей – это герой людей думающих, это вождь, полагающийся на свой ум больше, чем на свою силу.

Dr. David B. George, Director Institute for Mediterranean Archaeology: «От других древнегреческих героев Одиссей отличается тем, что он простой смертный. Он – человек. Именно поэтому мы ему так сочувствуем. Именно поэтому он был так популярен и среди древних греков».

Robert Bittlestone, Author «Odysseus Unbound»: «Одиссея» напоминает роман о Джеймсе Бонде. Ян Флеминг (англ. Ian Lancaster Fleming) постоянно создаёт для своего героя вполне жизненные ситуации. Гомер поступал точно также».

Во времена, когда греческие моряки исследовали дальние берега Средиземного моря, Одиссей являл собой образец современного путешественника.

Dr. David B. George: «В «Одиссее» отражается довольно много разных историй: об экспансии Греции, о появлении первых греческих колоний, о рассказах про разных чудовищ и разные морские байки».

Dr. Peter T. Struck, University of Pennsylvania: «Лучше всего Одиссей действовал в моменты стресса: бесчисленное количество раз он оказывался в местах, откуда человек не смог бы выбраться. Не раз его поджидала верная смерть, однако, он как-то умудрялся выживать. Он – эдакий древний МакГайвер (Angus MacGyver)».

Ураган уносит флот Одиссея к берегам Северной Африки. Там, на экзотическом острове, Одиссей и его воины случайно оказываются в мифологическом наркопритоне. Аборигены тепло приветствуют их и угощают лотосом – сладким цветком, способным затуманить рассудок.

Некоторые учёные полагают, что лотофаги символизируют реальное бедствие Древней Греции – наркоманию.

Dr. David B. George: «Греки были знакомы с маком: в некоторых предметах с микенских раскопок совершенно точно был мак. Они знали об опиуме и, естественно, о гашише. Дело в том, что человек любит дурманить себя. На примере «Одиссеи» показано, как люди могут потерять себя на пути домой. И это очень по-человечески».

Scott Huler, Author: «…этот эпизод довольно короткий, и, всё же, о нём очень много написано. Мне кажется, причина в том, что большинству из нас этот опыт знаком. Люди устают, люди сталкиваются с трудностями, и что может быть привлекательнее, чем возможность съесть, выпить или покурить что-то, что позволит им забыться».

…но прежде, чем отправиться на свой родной остров, ему предстоит ещё одно путешествие в место, которого нет на карте. Оно находится под землёй – это Подземный Мир мёртвых.

Цирцея смиряется с его отъездом и даёт ему ценный совет: чтобы преодолеть проклятие Бога Морей Посейдона и вернуться домой, ему нужно встретиться со слепым пророком Тиресием. Но есть одна проблема – Тиресий (греч. Τειρεσίας) давно умер.

Prof. Barry S. Strauss, Cornell University: «Сама мысль об этом пугает Одиссея: ни один смертный ещё не возвращался из Царства Аида живым».

Но у Одиссея нет выбора

Мы привыкли представлять себе Ад как Гиенну Огненную, но древние греки видели его по-другому.

Dr. Peter T. Struck: «Древние греки представляли себе Подземный Мир туманным и холодным местом. В отличие от появившегося позднее христианского Ада, который представлялся местом вечного наказания, древнегреческий Аид не был ужасным раскалённым пеклом. Это довольно серое, призрачное место, исполненное туманов, и находящееся очень далеко».

…он сделал то, чего ни один смертный не смог бы совершить – вернулся из Царства Аида. Так гласит миф

Dr. Peter T. Struck: «Древнегреческие воины зачастую украшали свои доспехи фигурой Одиссея. Для них он был символом человека, превозмогшего страдания. Само имя «Одиссей» на греческом означает «Страдающий». Он страдал так, как страдаем все мы, но в отличие от нас, Одиссей всегда стойко переносил боль. Именно его способность подниматься только для того, чтобы получить очередной удар, делает его героем в глазах самых разных поколений». [T.18.XXIII.3]

 

 
     
 

Леонид МАЦИХ, кандидат филологических наук, доктор филологии и теологии (PhD): «Город этот стал называться Амритсар. Слово «амрита» вам не встречалось? Это название индийских, этих йогических фирм, которые йогической своей силой лечат, и индийских лекарств и так далее. «Мрита» – это смерть, умереть. «А-мрита» – бессмертие. Это одно из классических понятий брахманско-индуистской религии. «Амритсар» – царь бессмертия. Вот такое название у города». [B.141.6]

 

 
     
 

Впервые мы прыгнули в вингсъютах в начале двухтысячного года. И тогда мы ощутили восторг полёта, нас зацепило, мы хотели ещё. Объяснять, каково это летать, всё равно, что пытаться объяснить, каково это любить – это нужно пережить самому. С тех пор я думал только об этом и хотел заниматься только этим.

Jeb Corliss, Wingsuit Pilot: «Если в жизни вы находите что-то, что для вас важнее вашей жизни, значит это и есть ваше жизненное предназначение – смысл, ради которого вы вообще живёте. Я надеюсь, что вы сможете найти своё предназначение – нечто, что вдохнёт смысл в вашу жизнь, и за что вы будете готовы её отдать. Мне повезло найти то, чему я готов посвятить свою жизнь: я делаю это, и поэтому я здесь. Я буду заниматься этим до самой своей смерти». [T.21.CVII]

 

 
     
 

Михаил РЕМИЗОВ, кандидат философских наук: «Гегель определял человека как животное осознающее собственную смертность. И это осознание собственной смертности является источником духовной жизни, потому что человек пытается поставить между собой и осознанной им смертью что-то значимое. И, по сути, весь духовный мир человека, начиная от религии и заканчивая искусством, является деривативом, производной вот этого жестокого факта смертности». [T.10.DCCXXXI.4]

 

 
     
 

«В том-то и состояла особенность японской пропаганды и психологии, что первая утверждала вещи, несообразные с логикой, а вторая принимала их на веру

Тысячи японцев становились смертниками. Смертники – чисто японское изобретение, порожденное слабостью техники Японии. Там, где металл и машина слабее иностранных, – Японии вталкивала в этот металл человека, солдата… Смертничество – свидетельство авантюрности, дефективности японской военной мысли».

«Финал», историко-мемуарный очерк о разгроме империалистической Японии в 1946 году под редакцией Маршала Советского Союза М.В. Захарова. [A.429]

 

 
     
 

1 - 2 - 3