ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН IX. Protectores; Initiatio; Prudentia; Lux Occultata или Lux in Occulto; Отшельник (l' Ermite); Наука Победителя 3; Иероглиф.

   

competentia, ae f [competo] 1) согласованность частей, соразмерность, симметрия (membrorum inter se AG); 2) сочетание, связь (per jugabilem competentiam foederari Macr); 3) (sc. siderum) сочетание небесных светил (nasci ad eandem competentiam AG). [B.32]

 

sīderālis, e [sidus] звёздный (dies Is): s. scientia PM, Ap астрономия. [B.32]

 

ὄργανα χρόνου Plat. (о небесных светилах) орудия времени

 

διατρέχοντες ἀστέρες Arph. блуждающие звёзды

 

 
     
 

la Porte du Sanctuaire – Jus Proprietatis

(Врата / Проход – Право)

 

δί-οδος ἡ 1) проход, проезд, переезд (τὰς διόδους φυλάσσειν Her.; ἄπειρος τῶν διόδων Thuc.; τὰς διόδους διαθρῆσαι Arph.): τῶν οὐρανίων ἄστρων δίοδοι Aesch. орбиты небесных тел; 2) прохождение, проникание (διὰ τῶν πόρων Arst.); 3) анат. проток, канал (ἡ οὐρήθρα δ. τῷ τοῦ ἄρρενος σπέρματι Arst.); 4) право прохода, пропуск (δίοδον αἰτεῖσθαι Arph. и αἰτεῖν Aeschin.; δῶρα τῆς διόδου Plut.). [B.169]

 

 
     
 

Nicole Douek, Ancient History and Egyptology from University College, London: «…проблема в том, что большинство дисциплин настолько замкнуты в своих маленьких мирках, что их исследователей почти невозможно расшевелить. Не знаю, как у вас в США, но в Британии каждый учёный пребывает в своём мирке, и те, кто изучает тексты, не общаются с теми, кто работает на раскопках. А ведь это одна наука». [T.10.CCLXXX.2]

 

Константин ГУСЕВ, старший преподаватель кафедры зарубежного регионоведения и востоковедения КубГУ: «…третье объяснение – астрология создаёт эффект дополненной реальности. То есть, мы живём в мире, если убрать религию, мифологию, сказки, литературу, достаточно скучном – суровом, жёстком, где всё можно объяснить законами физики, биологии. И вот это нашему мозгу не нравится, потому что эта концепция звучит не очень оптимистично». [P.125.449]

 

 
     
 

В Древнем Египте биология переплеталась с космологией и обе науки считались сакральными.

Prof. Carmen Boulter, University of Calgary: «Пытаясь понять образ мысли древних египтян, нужно иметь ввиду, что у них всё было связано с биологией и деторождением: как мы приходим в эту жизнь, как мы уходим из неё, а наша душа продолжает жить. Большинство древнеегипетских символов, так или иначе, связано с гармонией тела, разума и эмоций». [T.10.CCLXXX.3]

 

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…бывают даже мумии, обёрнутые в Книгу Мёртвых. Мумия жреца седьмого века до новой эры… обёрнут для того, чтобы усвоив это знание, тело могло пользоваться этим знанием. Это очень хитрый момент – «усвоив это знание телом» – совершенно не логично. Как усваивается знание? – В знании есть «письменная форма» – то бишь, Тело, а есть «прочитанная форма» – то бишь, условно, Душа. Как делает древний египтянин в магическом тексте? – Он берёт текст, списывает его краской определённого цвета, например, зелёной, он читает этот папирус, то есть, он усваивает: душа человека усваивает душу текста. После чего он растворяет это написанное в пиве и выпивает. В этот момент текст, с точки зрения египетской концепции, является усвоенным полностью, на всех уровнях». [P.125.2]

 

 
     
 

…в 1506-м году перебрался на Святую Гору где и принял постриг. Десять лет инок Максим счастливо трудился и молился здесь с братия, писал духовные поэмы. А потом прибыли на Афон послы Великого князя Василия и попросили образованного монаха для исправления книг.

Поначалу Святогорского поэта приняли у нас с большой честью и поселили его в Чудовом монастыре. Учёных мужей такого уровня, сведущих не только в богословии и философии, но и в светских науках в Москве не было. К нему сразу стали ходить за советом, его тут же захотели заполучить каждый в свой лагерь «Стяжатели» и «Нестяжатели», – одни настаивали на том, что обители должны быть сильными и богатыми, вторые, что монахи должны отказаться от своих владений и жить собственным трудом. И Максим, конечно, стал на сторону «Нестяжателей».

А кроме того многие надеялись получить от него ответ на вопрос о надвигающемся в 1524-м году Втором Всемирном Потопе. Кремль был повально увлечён астрологией. И вот один придворный немец перевёл на русский язык «Венецианский Альманах» с соответствующим прогнозом, который вызвал тогда панику не только в Москве, но и во всей Европе. Даже такой трезвый мыслитель как Дюрер видел во сне, как хлынуло с неба множество воды, как поток расплескался с великой силой чрезвычайным шумом, и затопил всю землю. «Я дрожал всем телом», – пишет он. Утром он сделал известный рисунок и написал в дневнике: «Боже! Обрати всё к лучшему! Господи Иисусе Христе, не отступи от Тебя. Созови снова воедино овец Своей паствы, коих часть ещё можно найти в Римской Церкви, вместе с московитами, русскими и греками, разделёнными из-за насилия и алчности».

«Если вы, о человеки, сколько нибудь верите во Христа и чаяте воскресения мертвых и пришествия праведного Судии, пред Которым и предстанут все люди, бывшие от века, и каждый даст ответ о содеянном им, даже и до праздного слова, как возвестил Судия, то зачем вы, следуя звездогадательным обманам, проповедываете не стыдясь, что скоро по всей Вселенной будет Потоп. Непреложное Обетование и Завет Создателя, которое он дал праведному Ною, вы признали как бы ложными, а гаданию злочестивого альманаха поверили». Максим Грек.

В этой же работе Максим признаётся, что и сам много лет, учась в Италии, был сторонником этой модной языческой лженауки «Астрологии». Но горячей проповедью Савонаролы (итал. Girolamo Savonarola) он был от неё избавлен.

«Солнцем и Луной знаменуется дождь и засуха, холод и жар, и ветры, а дела, касающиеся нас, – нисколько. Если наш разум и воля (пишет он) находятся во власти зодиаков, которые влекут нас к добру и злу, то тщетна наша вера. Прочь Закон, отбросим Евангелия, прекратим Молитвы, – всё это излишне и бесполезно. Если дела наши совершаются по движению звёзд, то значит, мы принуждённо делаем то, что делаем. А что по принуждению, то не признаётся ни добром ни злом. А если мы ни добра, ни зла не делаем по своей воле, как подъярёмные животные, то не заслуживаем ни похвал, ни наказаний. Судья же наш обещал наградить тех, которые окажутся добрыми по произволению, а не по принуждению, говоря, если кто хочет идти за Мною, да отвержется себе и возьмёт крест свой, и по Мне грядёт. Говоря так, Создатель нашего естества ясно показал, что от нашей свободной воли зависит добрые дела и злые, ибо сказал «Если кто хочет», а не сказал «Да отвержется владеющий им силой». Если бы Он знал, что это зависит не от нашей власти, то ясно сказал бы: «Если кто может следовать за Мной» – Максим Грек, «Против тех, которые силятся посредством рассматривания звёзд предсказывать будущее, и о свободной воле человека» («Слово противу тщащихся звездозрением предрицати о будущих и о самовластии человеком»). [T.10.CDI.10]

 

В сочинениях, направленных против астрологии, апокрифов Максим Грек боролся с существующими в русской культуре и литературе ложными представлениями и суевериями.

Антикатолическая политика была тесно связана с борьбой против астрологии, широко распространившейся в то время в России под влиянием Запада. Максим Грек хорошо знал астрологию, изучив ее еще в Милане. Выступая против астрологии, Максим Грек утверждал, что учение звездочетцев лишает нас «самовластного дара», то есть свободы воли («Слово противу тщащихся звездозрением предрицати о будущих и о самовластии человеком»), и противоречит здравому смыслу [Низаметдинова, 1979, 129]. Это утверждение сближало Грека с гуманистами Возрождения. Однако, борясь против «астрологии гадательной», Грек отграничивал от неё и не отрицал «астрологию научную», занимающуюся «зрением небесных светил».

Максим Грек порицал веру в сновидения, а также в существование добрых и злых дней и часов, веру, истекавшую из астрологии; нападал на разные суеверные приметы, наблюдения птичьего полета, движения глаза, явления облаков, на веру во встречу, в оклик, на разные гадания: на бобах, на ячмене; в особенности вооружался он против ворожбы, допускаемой по случаю судебного поединка, причем осуждал самый этот обычай. [P.74]

 

 
     
 

Однако учёные, приверженные традиционной науки не разделяют фантастических версий о знаниях древних. Их точка зрения опускает нас с небес на грешную землю.

Андрей ФИНКЕЛЬШТЕЙН, доктор физико-математических наук, член-корреспондент Российской академии наук, директор Института прикладной астрономии: «Я хочу вам заметить, из того что я знаю, ничего выдающегося, ничего сверхъестественного, ничего потрясающего в цивилизации Майя с астрономической точки зрения не было. И даже с научной точки зрения. Они, кстати, и десятеричную систему даже не изобрели: они пользовались двадцатеричной системой. Между нами говоря совершенно убогая, никому не нужная, несовершенная система. Если говорить о календаре, календарь какой-то был совершенно ужасный, вот, современный астроном. Всё таки, тогда был Птолемей ещё до этого, он значительно лучше понимал, как движется, египтяне блистательно предсказывали затмения. Так что Майя не какая-то сверхъестественная, с научной точки зрения цивилизация. Может какие-то религиозные вещи были, – это я не обсуждаю. Но вот я думаю, что не нужно опираться на Майя для того, чтобы говорить, что нас ждёт что-то в 12-м году чрезвычайно важное. Хотя я думаю, что в 12-м году изобретательные люди укажут нам на то, что якобы предсказывали тогда эта цивилизация Майя». [T.2.XXII]

 

Эта пирамида высотой тридцать метров на самом деле таит в себе ещё пять более древних. Первая, построенная в шестисотом году до нашей эры, высотой была всего три метра, шириной двадцать четыре метра. Не смотря на скромные размеры, она стала центром притяжения для общины. С её вершины жрецы наблюдали за зрелищем, устроенным самими богами – движением звёзд на небесном своде.

Prof. Arthur Demarest, Vanderbilt University: «Стоя на вершине храма жрецы делали заметки. Они наблюдали за небесными явлениями сотни и сотни лет, и у них было очень точное представление о небесном своде. Они думали, что читают будущее по звёздам и, в частности, определяют даты, подходящие для ритуалов и жертвоприношений».

Предсказание будущего – ключ к огромной власти, которой обладала элита майя. Ради этой власти они изучали циклы Венеры, Луны и Солнца. В Тикале даже строительство центра города обусловлено царственным светилом.

…жрецы наблюдают за движением Солнца. В октябре светило указывает начало засушливого сезона, в апреле – начало сезона дождей. Безупречно сориентированные храмы символизируют зимнее и летнее солнцестояние. Благодаря этому майя знают, когда сеять и когда собирать урожай. Кроме того они станут лучшими астрономами, какие были во всех древних цивилизациях.

Prof. Arthur Demarest, Vanderbilt University: «Это не астрономия, а астрология: майя не пытаются развить научные знания. Этот принцип изучения неба мы видим не только в Мезоамерике, но и повсюду в мире, например, в Стоунхендже. Это распространённая практика. Вот только знания майя были настолько глубокими, что, вероятно, это и стало одной из причин, по которой их обряды так тонко выстроены и так впечатляют». [T.10.DCCXXXV.1]

 

…храм в долине реки Чиллон (Chillon Valley), построенный за две тысячи лет до создания геоглифов Наска.

…это самое древнее скульптурное изображение, найденное в обеих Америках.

Prof. Robert A. Benfer, University of Missouri: «Сначала мы подумали, что здесь изображён грустный человек, но потом мы отправили фотографии в два разных университета, – двум психологам, специалистам по определению эмоций – и оба они сказали, что «Лицо» выражает угрозу. Поэтому мы назвали его «Угрожающим диском». Тот факт, что «Лицо» хмурится, вполне соответствует мифам андских культур, в которых часто говорится о том, что после захода Солнца начинается борьба между Добром и Злом, Известным и неизвестным, Мужчиной и Женщиной – эта борьба ведётся на Космическом уровне».

Бенфер изучал мифологию коренного населения Анд, а также записи астрономических наблюдений в этом регионе.

На рассвете самого долгого дня в году в Южном полушарии свет медленно продвигался по храму, пока, наконец, не вошёл в камеру и не осветил «Хмурящееся лицо».

Prof. Robert A. Benfer: «Я думаю, что это древнейшие астрономические приборы в истории обеих Америк».

…как и в случае с «Кондором» Бенфера, геоглифы Наска можно увидеть только с воздуха.

Dr. Phyllis Burton Pitluga, archeoastronomer, Adler Planetarium: «Фигуры расположены не в случайном порядке, здесь есть определённая структура».

Самый чётко видимый объект в безоблачном ночном небе над Перу – это большая белая полоса – Млечный Путь. Люди цивилизации Наска различали в тёмных областях Млечного Пути определённые формы, которые затем стремились отобразить на земле.

В отличие от древних греков и египтян, которые формировали свои знания о космосе наблюдая за звёздами, древние перуанцы изучали формы тёмных пространств между ними.

Хотя не все согласны с ней, доктор Петлуго считает, что геоглифы Наска являются зеркальным отражением того, что их создатели видели в ночном небе. В определённые дни года, линии, пересекающие фигуры на земле, указывали прямо на соответствующие им фигуры Млечного Пути, а рисунки в пустыне были их зеркальным отражением. [T.21.XLVII.4]

 

 
     
 

Легко понять, почему ТАРО в настоящее время самая распространённая форма паранормального предвидения. Семьдесят две искусно оформленные карты, иллюстрированные чертями и рыцарями, любовью и смертью. Они экзотичны и загадочны, пугающие и, честно признаться, порой весьма сексуальны.

Prof. Chris French, Goldsmiths College, University of London: «Очень часто процесс гадания, в какой бы манере он не происходил, говорим мы об астрологии, картах ТАРО или спиритизме, основывается на интерпретации. Хорошие предсказатели это обычно люди с хорошо развитой интуицией, люди, умеющие понимать других. Кроме того, они пользуются особым языком, строят фразы не как определённые утверждения, а скорее в форме гипотезы». [T.12.LIV]

 

хотя астрология была запрещена Церковью, инквизиции не удалось искоренить её полностью.

Prof. Anthony Grafton, Princeton University: «Церковь раз за разом пыталась задавить астрологию, но безуспешно. Астрологию можно сравнить с каким-нибудь неубиваемым маньяком из фильма ужасов: стоит вам подумать, что он погиб, как он выскакивает из какого-нибудь укромного уголка, и так повторяется снова и снова. То же самое происходило и с астрологией».

Prof. Mack P. Holt, George Mason University: «Издатели шестнадцатого века, как и издатели современности, были дельцами, их, прежде всего, интересовала прибыль. «Астрологические альманахи» пользовались огромной популярностью, так что эта рыночная ниша была очень перспективной».

Dr. Kathryn M. Olesko, Georgetown University: «В шестнадцатом веке большинство людей не умели читать, однако это не мешало им покупать «Астрологические альманахи». В таких альманахах вместо слов можно было использовать символы. Не обязательно было быть грамотным, чтобы пользоваться альманахом в повседневной жизни». [T.10.CCXCVIII]

 

 
     
 

Prof. Andrew Fraknoi, Foothill College: «Современная жизнь довольно трудна. Звёзды, согласно астрологии, предлагают независимое космическое руководство в принятии трудных решений. Мы могли бы назвать это астрологическим искушением: вам больше не нужно принимать решения – звёзды сделают это за вас, планеты сделают это за вас. Эти рассуждения из области сверхъестественного, – некий вид магического мышления. Они не имеют ничего общего ни со звёздами, ни с нашей жизнью. Всё это появилось тысячи лет назад, когда люди ещё не знали, что такое звёзды. Это просто лишний раз доказывает всю слабость нынешней астрологии».

Учёные не могут подтвердить наличие экстрасенсорных способностей. И критики предостерегают, что отношение между медиумом и его клиентом могут привести к нездоровым последствиям.

Robert A. Steiner, «Don’t Get Taken!»: «Если люди верят в медиумов, они могут почувствовать себя лучше. Медиумы могут даже дать правильный ответ на какой-то срочный вопрос, но главная проблема в том, что люди не учатся решать свои проблемы. Они не приобретают аналитической способности для решения следующих проблем. Экстрасенсы культивируют в человеке слабость, они создают зависимое отношение».

Скептик Боб Стелнер убеждён, что хиромантия – это всего лишь ловкое мошенничество.

Robert A. Steiner, «Don’t Get Taken!»: «Люди верят в хиромантию тысячи лет. Это то, что заставляет некоторых людей говорить: «Вау! В этом что-то есть». Но люди верили тысячи лет и в то, что земля плоская, до тех пор, пока мы не узнали, что это неправда. Хиромант быстро разберётся в личности, он будет смотреть на вашу ладонь, но проанализировав не вашу руку, а вас, он поймёт, чего вы хотите. Вот так они действуют. Это просто трюк. Ладонь – это уловка: хиромант смотрит не на вашу руку, а на вас. Есть много людей, у которых в жизни нет ничего интересного и увлекательного. Они ходят на работу, возвращаются домой, идут спать, и если в их жизни появляется немного мистики, это уже волнует. Им не нужны научные доказательства. Никаких фактов, доказывающих, что хиромантии можно доверять, не существует. Но люди не думают об этом». [T.12.XIII.5]

 

 
     
 

В Британском музее в Лондоне хранятся ранние астрономические трактаты, подтверждающие, насколько большое значение планеты имели для волхвов. Здесь хранится сто тридцать тысяч табличек из персидского города Вавилон. В них содержатся самые первые записи астрономических наблюдений.

Dr. Christopher Walker, Department of Western Asiatic Antiquities in the British Museum: «Самые ранние подробные описания астрономических явлений встречаются в группе табличек, названных «Таблицы наблюдений за Венерой». Эти записи были сделаны около 1 600-го года до нашей эры во время правления древневавилонского царя Амми-цадука. В этой табличке описано перемещение Венеры, происходившее более трёх с половиной тысяч лет назад. Те, кто взял на себя труд наблюдать за Венерой, наверняка интересовались и остальными планетами…» [T.13.CIX]

 

Возвышение Мардука имело важное значение для упрощения пантеона, особенно благодаря тому, что Вавилон окончательно завоевал себе господствующее положение и приучил к верховенству своего бога. Вавилонские цари в своих надписях уже не следуют примеру владетелей Теллоха нагромождать как можно больше имён божеств; параллельно с этим, многочисленные местные божества низводятся на степень простых духов и демонов, если их не удавалось слить с высшими божествами. Этот процесс шёл всё дальше вперёд, и в последние времена вавилонской культуры в сознании образованных классов народа в качестве богов в настоящем смысле этого слова остались почти только Мардук и Истар, а прочие были забыты или отожествлены с ними. Содействовал упрощению религиозных верований и развившийся мало по малу астральный характер религии. То, что уже в клинописи идеограммой бога служит знак звезды, доказывает, что уже в глубокой сумерийской древности астральный характер не был чужд представлениям о богах. Затем астрализация божеств производится последовательно: Мардук был сопоставлен с планетой Юпитером и созвездием Тельца, Набу – с Меркурием, Ниниб (Нинурта) – с Сатурном и созвездием Ориона, Нергал – с Марсом, Истар – с Венерой, Сириусом и, может быть, созвездием Девы, семь злых духов – с Плеядами. Светила, особенно планеты, считались проявлениями силы того или другого божества; оно действовало и объявляло людям свою волю чрез них (ερμηεις у Диодора); мало по малу выработалось представление об единой божественной силе, проявлявшей себя во множестве видимых форм и носившей, сообразно этому, множество различных наименований. Эта ступень к монотеизму, как доказывает Jeremias, была достигнута главами вавилонской религии, которые наглядно выразили свои убеждения в часто цитируемом позднем тексте, в котором боги объявляются различными проявлениями Мардука: «Ниниб (Нинутра) – Мардук силы; Нергал – Мардук битвы; Энлиль – Мардук власти и царства»... Это было последним словом учения вавилонских жрецов.

Б. А. ТУРАЕВ [B.120.1]

*

Особой славой пользовалась вавилонская астрономия, неразрывно связанная с астрологией. В этой области халдеи вообще не имели себе равных. Храмовые зиккураты служили им обсерваториями для наблюдений за ночным небом. И вавилонские звездочёты отлично знали всё, что видно на нём невооруженным глазом. Они изучили движения небесных светил, чётко различали звёзды и планеты. Мы до сих пор пользуемся в греко-латинском переводе вавилонскими названиями пяти планет солнечной системы, различаемых без помощи телескопа: Набу – Меркурий, Иштар – Венера, Нергал – Марс, Мардук – Юпитер, Нинурта – Сатурн. Вавилонского происхождения и названия двенадцати созвездий Зодиака: Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей и Рыбы.

Вавилонские астрономы создали лунный календарь, которым и поныне пользуются мусульмане и государство Израиль. В основе европейского христианского календаря лежит египетский солнечный, дополненный, однако, такими заимствованиями из вавилонского, как семидневная неделя, деление часа на 60 минут, а минуты на 60 секунд. Вавилонянам же принадлежит изобретение солнечных и водяных часов. Из двух великих вавилонских астрономов, имена которых вошли в мировую науку, один – Набу-риманни (Набурианос, около 500 г. до н. э.), а другой – Кидинну (Киденас, около 380 г. до н. э.). Астрономические школы в Вавилоне, Уруке и Сиппаре в VI – III вв. до н. э. пользовались мировой славой.Вместе с тем вавилонские звездочёты оставили в наследство человечеству астрологию, т. е. искусство предсказания по звёздам судьбы и составления гороскопов. В XX в. можно снисходительно улыбаться по этому поводу, но не следует забывать, что в течение многих столетий астрология и магия во всём мире воспринимались вполне серьёзно. Многочисленные греко-римские, арабские, еврейские и европейские трактаты по этим дисциплинам представляли в своей основе переводы и пересказы соответствующих трудов халдеев и египетских мудрецов.

Виталий БЕЛЯВСКИЙ [B.145]

*

Семидневная неделя, наследие вавилонян и ассирийцев, восходит к семи астральным богам, которым поклонялись древние жители Вавилонии и Ассирии: Шамаш (Солнце), Син (Луна), Мардук (Юпитер), Нергал (Марс), Иштар (Венера), Набу (Меркурий), Нинурта (Сатурн). Данные названия хорошо сохранились в днях недели в немецком, английском, французском и других языках: mercredi – день Меркурия по-французски, saturdy – суббота по-английски, день Сатурна, Нинурты.

К. МАТВЕЕВ, А. САЗОНОВ [B.147.1]

 

 
     
 

Dr. Neil Tyson, American Museum of Natural History: «Мыспособ Космоса познать себя. Карл Саган впервые повёл людей в путешествие по Космосу поколение назад. Он был самым успешным популяризатором науки двадцатого века. Но, в первую очередь, он был учёным». [T.21.LXXXI.1]

*

Dr. Neil Tyson, American Museum of Natural History: «…представители разных культур по всей планете смотрели вверх на одни и те же звёзды и видели в небе разные образы. Мы использовали этот дар распознавания образов в природе, чтобы читать Небесный Календарь. Послания, написанные в звёздах на Небе, рассказали нашим праотцам и праматерям, когда разбивать лагерь, и когда уходить, когда время миграции стадных животных, а когда придут дожди и холода. И когда всё это пойдёт. Когда люди увидели прямую связь между движениями звёзд и сменой времён года на Земле, они пришли к естественному выводу, что то, что происходит на Небосводе, происходит специально для нас на Земле. В этом есть смысл: если Небо – это календарь с запиской специально для нас, (то) что это, если не Послание? Таким образом, когда Небесный порядок внезапно нарушался появлением кометы, люди принимали это на свой счёт. Можно ли их винить? – В те времена у них не было другого логического объяснения происходящему. Это было задолго до того, как хоть кто-нибудь мог представить себе Землю как вращающуюся планету с наклонённой осью, обращающуюся вокруг Солнца. Все древние культуры совершили одинаковую ошибку: комета была посланием богов, или одного из них. И практически все наши предки заключали, что это послание было недобрым…

Кометы были предвестниками Злого Рока, единственным отличием была природа предстоящего бедствия.

Древние китайцы были особенно дотошны. Начиная примерно с тысяча четырёхсотого года до нашей эры, они начали вести запись и каталогизацию всех появлений кометы. Трёххвостая комета означала спокойствие для страны, четырёххвостая – приход эпидемии. Человеческий дар распознавания образов – палка о двух концах: мы отлично распознаём закономерности даже там, где их нет. Это называется «ложным распознаванием». Мы жаждем значимости – обнаружение подтверждения того, что само наше существование является чем-то особенно важным для Вселенной. В этом мы готовы обманывать себя и других: обнаруживать «божественные образы» на сэндвиче или «Предупреждение Господне» в комете. Сегодня мы точно знаем, откуда прилетают кометы и из чего они состоят». [T.21.LXXXI.2]

 

Dr. William F. Bottke, Southwest Research Institute: «Если вы видите объект с хвостом от сублимированных газов или от чего-то другого – это комета, – у астероидов хвостов не бывает. Различия между астероидами и кометами весьма тонкие: здесь мы обращаемся к семантике. Если у вас кусок очень примитивного тела, не важно, как вы его назовёте – астероидом или кометой – всё это говорит вам об условиях, которые существовали в солнечном тумане в этой области космоса, когда происходило формирование планет».

Dr. Scott A. Sandford, NASA Ames Research Center: «Для наблюдателей это единственное различие между ними. Изначально всем всё кажется ясным: астероиды – бугристые скалы, летающие в основном между Марсом и Юпитером, а кометы прилетают издалека и, приближаясь к Солнцу, они нагреваются, летучие газы начинают отрываться и образуется хвост, которого не бывает у астероидов. Тем не менее, люди неоднократно обманывались». [T.17.XLVI]

 

…одно из самых удивительных событий в Солнечной системе – это кометы.

Prof. Brian Cox, CERN: «Комета – это огромный грязный снежок. Когда она пересекает орбиту Сатурна, Солнце начинает нагревать её, и солнечный свет сдувает вещество с кометы. Лёд буквально выкипает, превращаясь в газ, пыль и камни. Этот поток всегда направлен «от Солнца», он образует газовый хвост, длина которого достигает многих тысяч, а то и миллионов километров. И этот хвост всегда устремлён «от звезды». Он исчезает из виду, когда комета скрывается в ледяном пространстве периферии Солнечной системы».

В Средние века многие художники изображали Вифлеемскую Звезду в виде кометы, сияющей в небе над яслями. [T.13.CIX]

**

 
     
 

**

Древние хорошо представляли себе регулярные движения небесных тел и то, как они связаны со сменой времён года на Земле. Они даже считали, что разнообразные, но предсказуемые движения планет имеют определённое влияние на человеческую жизнь. Если на небе вспыхивало что-то яркое, сверкающее и вовсе непредсказуемое, люди ждали беды: голода, засухи или наводнения, катастроф, болезней.

Чаще всего эти появлявшиеся на небе вспышки не были похожи на звёзды, а виделись как размытое пятно с длинным дымным хвостом. Древние находили в этом сходство с женщиной, которая летит по небу с копной длинных развевающихся волос. По-гречески длинные волосы – «кометес» (kometes), а «кометес астер» – «волосатая звезда». Постепенно «звезда» была отброшена, и до нас дошло упрощенное комета.

Греческий философ Аристотель считал, что небеса совершенны и в отличие от Земли и Подлунного пространства не подвержены изменениям. Поэтому долгое время думали, что кометы возникают в земной атмосфере и вовсе не являются небесными объектами.

Айзек Азимов [B.129.2]

 

…понять, как наши предки воспринимали небо над головой.

Dr. Francisco Diego, University College London: «В прежние времена люди понимали, что небесные светила движутся в очень строгом порядке. Они создавали календари, способы предсказания движения звёзд и планет, но внезапно из неоткуда возникают эти феномены: кометы прилетают быстро, вопреки размеренному и столь предсказуемому движению Небес. Это должно было наводить настоящий ужас».

Даже учёные мужи, астрономы тех лет думали, что кометы – это вестники злого Рока.

Dr. Carey M. Lisse, Johns Hopkins University: «ISON летит из куда более дальних областей. Эта область простирается на половину пути до соседней звезды и называется «Облако Оорта». Миллионы лет назад, незадолго до начала человеческой истории, ISON попала в поле действия проходящей рядом звезды и начала падать внутрь Солнечной системы в сторону Солнца, что мы сегодня и наблюдаем».

Dr. Patricia Fara, Clare College, Cambridge: «Эта книга – «Математические начала натуральной философии» (Philosophiæ Naturalis Principia Mathematica), или «Principia» Исаака Ньютона. Это самая важная книга в истории науки. Именно в этой книге он описал гравитацию как силу, которая связывает все части Вселенной».

Говорят, что Ньютон пришёл к теории гравитации, наблюдая падение яблока с дерева, но всё было совсем иначе.

Dr. Patricia Fara: «К концу 1680-го года в небе появилась новая комета, и многие люди были в ужасе. Но для Ньютона это был ещё один шанс – это был вызов попытаться понять, что происходит».

Ньютон занялся изучением медленного движения кометы 1680-го года по небосводу, пока она не исчезла в сиянии Солнца.

Dr. Patricia Fara: «Он указывает время, когда комета появилась, где она находилась относительно Солнца, широту и долготу кометы».

То, что он увидел потом, заинтриговало его ещё сильнее.

Dr. Patricia Fara: «Через несколько месяцев, в начале 1681-го года в небе появилась ещё одна комета. Ньютон отследил и её. Она была на другой стороне от Солнца, и Ньютон задумался – другая ли это комета, или предыдущая каким-то образом вернулась?»

Ньютон понял нечто поразительное: кометы 1680-го и 81-го года, на самом деле, были одной кометой, которая пролетела по эллиптической орбите вокруг Солнца. На основе своих наблюдений Ньютон сделал смелые предсказания: кометы, как и планеты, должно быть, контролируются одной и той же невидимой силой – гравитацией. Но потребовалось участие другого английского астронома – Эдмунда Галлея – чтобы оценить значение теории Ньютона. Галлей понял, что если Ньютон прав, другие кометы, возможно, тоже облетают Солнце и появляются на небе не один раз.

Dr. Patricia Fara: «Галлей сделал следующий шаг: он начал собирать исторические записи о кометах, которые появлялись в прошлом, и заметил, что несколько из них следовали определённому расписанию».

В частности, три кометы, виденные в 1531-м, 1607-м и 1682-м годах. Затем Галлей делает самое смелое предположение в истории астрономии: он заявил, что это не только одна и та же комета, появляющаяся каждые семьдесят пять лет (или около того), но и смело предсказал, что эта комета вернётся в 1758-м году. На Рождество 1758-го года Комета Галлея вернулась. Её предсказанное появление замечательным образом подтвердило Теорию гравитации Ньютона.

Dr. Patricia Fara: «Может быть он и смотрел на яблоки, падающие с дерева, но куда более значительным было то, что он наблюдал за кометой в небе 1680-го и 81-го годов. Именно комета вдохновила его сформулировать «Великий математический закон гравитации», связывающий вся Вселенную».

К сожалению ни Ньютон, ни Галлей не дожили до возвращения кометы, но их интерес к этим огненным явлениям изменил то, как мы представляем себе Вселенную.

Dr. Patricia Fara: «С тех пор астрологи больше не могли заявить, что появление кометы предвещает невероятные беды: кометы стали частью Вселенной, они вошли во временной механизм Природы». [T.21.LXXII]

***

 
     
 

***

Dr. Patrick McCafferty, Universität Leipzig: «Сегодня небо над нами спокойно, да из-за светового загрязнения мы не видим небо таким, каким его видели древние люди. но время от времени случается метеоритный дождь или близкий пролёт кометы, и это очень эффектное зрелище. Летящая вблизи Земли комета будет больше, ярче и заметнее всего, что есть на небе – ярче всех планет, иногда даже больше Луны. Естественно это производит сильное впечатление и внушает страх».

Таинственный объект, летящий по небу, казался не просто божеством, а гневным и всесокрушающим богом. Приближение комет и метеоров к Земле может иметь разрушительное воздействие.

Научные данные говорят о том, что около 2500-го года до нашей эры Земля чуть не столкнулась с кометой.

Prof. Mike Baillie, Queens University Belfast in Northern Ireland: «Не стоит забывать, что обычно кометы пролетают где-то очень далеко. Но что будет, если комета пройдёт в относительной близости от Земли? – Она будет пугающе яркой, пролетит довольно быстро и может вызвать различные катаклизмы».

Во многих мифах как будто описано нечто подобное. Людям казалось, что по Небу прибыли новые могущественные боги.

…около 2200-го года до нашей эры начался период повышенной космической активности, возможно казавшийся древним людям катастрофой. Каждый год большие кометы сгорали в атмосфере, а их обломки эффектно падали на землю.

Dr. Patrick McCafferty: «Кометы удивляют людей: они появляются из ниоткуда, мечут молнии и снова исчезают в небе. Они похожи на летящих по небу богов. Именно поэтому люди вполне могли считать их небесными божествами».

Кометы – это огромные глыбы камня, льда, металла и пыли, которые регулярно пролетают через нашу Солнечную систему на разном расстоянии от Земли. Путешествуя в космосе, кометы оставляют за собой большие потоки обломков. Один из таких потоков называется «тауридами». Он состоит из частиц, отделившихся от так называемой кометы Энке. Астрономы вычислили, что в третьем веке до нашей эры метеорный поток Тауриды проходил вблизи Земли. В тот период люди наблюдали в небе большую активность. Наверняка всплеск активности комет казался им чем-то сверхъестественным. Их миром правило ночное небо, и странные явления в таинственном космическом пространстве были заметны сразу.

Dr. Mark Boslough, Sandia National Laboratories, University of New Mexico: «По сравнению с нашими неолитическими предками, мы очень нечувствительны, не восприимчивы к небесным явлениям. Мы видим световое загрязнение, мигающие огни – мы постоянно подвергаемся воздействию света и цвета, а древние люди видели лишь пламя костра и огни в ночном небе. Они смотрели на него каждую ночь, хорошо его знали, различали созвездия и звёзды, и сразу же замечали любые изменения».

Кометы влияли не только на наблюдения людей за небом, но и на их верования.

Dr. Patrick McCafferty: «Если мы сравним кометы с планетами или с Солнцем и Луной, то обнаружим, что у комет есть целый ряд характеристик, сходных с характеристиками божеств из древних легенд: кометы гораздо ярче и подвижнее других планет». [T.10.DCX]

 

…о недавних работах известного советского математика В. И. Арнольда, получивших большой резонанс в научном мире. Они касаются устойчивости движения механических (гамильтоновых) систем, в том числе устойчивости планетных орбит.

Развивая идеи своего учителя академика А. Н. Колмогорова. Арнольд доказал несколько важных и сложных теорем, из которых, в частности, жители планеты Земля могут сделать вывод о том, что ещё по крайней мере в течение многих миллионов лет Солнечная система не распадётся, Земля на Солнце не свалится и в этом смысле слухи о «Скором конце света» несостоятельны.

А. КОНОНЕНКО, кандидат физико-математических наук [A.391]

 

 
     
 

В наши дни мы смотрим на часы, чтобы узнать время и на календарь, чтобы узнать, какой сегодня день. По изменениям в телепрограмме мы чувствуем приход осени, а по началу нового спортивного сезона догадываемся о наступлении весны: небо уже не имеет для нас особого значения.

Dr. Phil Plait, Astronomer, Author «Death from the Skies»: «По иронии в нашей теперешней повседневной жизни мы не уделяем особого внимания астрономии. Нам не приходиться рассчитывать точное количество дней в году и тому подобное, потому что всё это уже известно. Известно от майя, от египтян, греков, римлян – они всё уже давно вычислили, и каждый день мы руководствуемся достижением их цивилизаций».

В наши дни многие вообще на него (Небо) не смотрят. Это стало понятно уже через несколько часов после землетрясения в Нортридже в 1994-м году.

Dr. Edwin C. Krupp, Director of Griffith Observatory: «Из-за землетрясения во всём Лос-Анджелесе отключился свет. В Северной Калифорнии ещё никогда не было так темно. И нам стали звонить люди, которые хотели понять, что это за странное небо они видят над собой».

Люди звонили в обсерваторию Гриффита с рассказами о загадочных огнях в небе, о тысячи огней.

Dr. Edwin C. Krupp: «В начале мы не понимали, о чём это они. Чем больше поступало звонков, тем яснее становилось, что звонящие просто видели над собой звёздное небо».

Возможно эти загадочные огни для нас сегодня мало что значат, но именно благодаря им мы живём сейчас так, как живём.

Путь к цивилизации начался, когда первобытный человек стал смотреть на небо и усвоил понятие времени.

Dr. Edwin C. Krupp: «Трудно себе представить, чтобы кто-то пытался вычислить время, не согласуясь при этом с небом, как с основным источником. Мы видим, как времена года сменяют друг друга, а вслед за ними меняются и звёзды на небосклоне, и Солнце движется относительно горизонта, и меняется его угол освещения в полдень. Всё это было настолько очевидно для наших предков десятки, если не сотни тысяч лет назад, что для них естественной привычкой стало слежение за временем».

В древности люди могли изучать множество разных циклов, к примеру, следить за движением Солнца день за днём от рассвета до заката. Ещё одним, даже более важным циклом, был лунный.

Dr. Edwin C. Krupp: «Луна особенно интересна тем, что она меняется каждый день: меняет позицию на небе, а также свой внешний вид. Она яркая и большая, её невозможно не заметить. Равно как и перемены её облика – иногда она предстаёт тонким серебряным месяцем, а иногда ярким сияющим диском».

Сегодня мы узнаём о начале нового месяца по календарю, но само слово «месяц» произошло от названия лунной фазы.

Dr. Edwin C. Krupp: «Полный лунный цикл составляет примерно двадцать семь дней, хотя, на самом деле, он близок к двадцати восьми дням, то есть, числу семь, умноженному на четыре. Поэтому из лунного цикла происходят наши земные месяцы, состоящие из четырёх недель по семь дней. Совершенно очевидно. Что наш календарь напрямую связан с небесными явлениями. Они позволяют считать дни и объединять их в группы, а это и есть основа измерения времени».

Такие компактные группы времени позволяли нашим предкам замечать закономерности или значимые события, которые происходили в определённое время лунных циклов.

Dr. Phil Plait: «Человечество везде ищет закономерность: видя одно явление, происходящее за другим, мы говорим: «Так значит одно, всегда случается после другого».

Лунный цикл дал нашим предкам возможность следить за небольшими интервалами времени – месяцами, но они стали замечать и более длинные периоды, например, времена года. Они заметили, как звёзды и скопления перемещались по небу и смогли связать их движение со сменой времён года.

Prof. David J. Helfand, Quest University Canada: «Например, вы узнаёте определённые скопления звёзд, которые появляются на небе, когда теплеет и возникает много разных источников пищи, и замечаете, что другие звёзды предвещают наступление зимы, когда возникают сложности в поисках пропитания».

Prof. Thomas A. Hockey, University of Northern Iowa: «…ведь человек всегда пытается упорядочить случайное. Древние люди видели в небе объекты, игравшие для них важную роль – животных и домашнюю утварь.

…однако все мы занимаемся одним и тем же – пытаемся внести порядок в хаос».

Именно изучая эти созвездия, перемещающиеся по небосклону, древние люди могли проследить за сменой времён года. [T.21.CX.2]

 

 
     
 

…один из самых провокационных тестов – исследование образцов ткани – был проведён три месяца спустя доктором Уолтером МакКроном (Dr. Walter C. McCrone, Jr.). Этот учёный, умерший в 2002-м году, был всемирно известным экспертом в области микроскопического анализа с большим опытом работы в области определения аутентичности произведений искусства.

Он исследовал под микроскопом волокна ткани и идентифицировал микрочастицы пигмента.

Dr. Joe Nickell, Senior Research Fellow of the Committee for the Scientific Investigation of Claims of the Paranormal (CSICOP): «МакКрон обнаружил в составе пигмента, которым было нанесено изображение, значительные вкрапления красной охры и искусственной киновари. Красной охрой нанесено на ткань изображение тела, а киноварь, конечно же, изображает кровь, в том числе следы от Тернового Венца. МакКрон обнаружил также коллаген на следах от верёвок, которыми тело было привязано к кресту».

Учёный пришёл к выводу, что изображение тела нанесено на ткань при помощи краски. Кроме того на Плащанице нет следов крови. Но другие исследователи утверждали, что он ошибся: только из того, что на Плащанице присутствуют следы краски, нельзя сделать вывод, что всё изображение является рисунком – возражали они.

В Средние века существовало множество копий Плащаницы, и никто не пытался обмануть верующих, выдавая их за оригинал. Сразу после того, как они были нарисованы, их на несколько секунд прижимали к оригиналу – это называлось «Вторичным освящением». Так что Плащаница многократно побывала в контакте с изображениями, нанесёнными краской… [T.11.VI.12]

*

Вообще-то это называется Контагиозной Магией

 

 
     
 

l'Empereur + Religio

 

…позже, через десять лет правления Анируда (Аноратха) встретил человека, который повлиял не только на его жизнь, но и на будущее всего царства. По легенде один охотник нашёл в лесу странного монаха и привёл его к царю. Никто в Пагане не видел раньше этого человека. Царя заинтересовал таинственный монах, и он решил испытать пришедшего…

«Ты можешь сесть, где пожелаешь»

Услышав эти слова, монах двинулся вперёд. Не глядя по сторонам, он подошёл прямо к трону и опустился на него. Такой поступок не мог совершить простой смертный.

«Меня зовут Шин Арахан, и я следую учению Будды. Я пришёл с его родины»

Монах по имени Шин Арахан из Татона был последователем буддизма школы тхеравада. И в тот же день Анируда, впервые услышав слова Будды, принял его учение всей душой. Эта встреча стала предвестием перемен вскоре охвативших весь Паган.

Prof. Park Jang Sik, Busan University of Foreign Studies: «Сангха – буддийская община, к которой принадлежал Шин Арахан, проповедовала дисциплину и стремление к просветлению. Его вера отвергала компромисс с внешним миром и обещала личное спасение. Для людей той это эпохи это было довольно трудно принять».

В одном из храмов Пагана можно узнать о состоянии буддизма в царстве Анируды до его реформы. Широкое распространение в те времена имела другая школа буддизма под названием ари. На неё большое влияние оказали местные анимистические культы и индуизм.

Анируда не без основания принял всем сердцем новый чистый буддизм Шина Арахана.

Монахи арии изображены (на росписях храма) обнажёнными. Они не обривали голову, предавались распутству, пренебрегали учением Будды и обманывали своих последователей. Официальная история Мьянмы – «Хроника Стеклянного дворца» – описывает упадок буддизма арии. «Какое бы мерзкое преступление не совершил монах арии, даже отцеубийство, его прощали, если он соглашался прочитать отрывок из вероучения. Юношей и девушек, готовых вступить в брак, родители должны были сначала отдать монахам арии».

Анируда начал масштабную религиозную реформу, чтобы избавить своё царство от пагубного влияния ари.

Prof. Park Jang Sik, Busan University of Foreign Studies: «В то время буддизм ари имел большой вес в обществе, но он стал аморальным, развращённым, поэтому его нельзя было принять как основу национальной идеологии. К тому же, как и во всех новых государствах, в Пагане был период социально-политических волнений и царю требовался способ объединить народ. Вот почему Анируда, выслушав Шина Арахана, избрал буддизм толка тхеравада своим политическим и социальным козырем».

Анируда нуждался в новой идеологии в качестве фундамента для своего царства, а Шин Арахан нуждался в аудитории, чтобы проповедовать учение Будды: они объединили силы ради проведения крупных буддистский преобразований. В первую очередь им нужен был «Священный текст», который поможет распространять новые идеалы. Шин Арахан знал, где хранится такой текст – на его родине, в Татоне – небольшом княжестве на юге Мьянмы. И Анируда вторгся на эти земли в 1057-м году. Татон вскоре пал. Через три месяца войско Анируды вернулось с победой. В качестве добычи царь не только забрал все найденные сокровища, но и привёл в Паган три тысячи монахов, учёных, художников и ремесленников. Эти люди стали важным фактором в развитии новой государственной религии Пагана. Но самым главным трофеем несомненно были буддистские тексты, в том числе «Сутра Питака» – свитки с изречениями Будды, «Винайя Питака» – свод дисциплинарных правил, и «Абхидхарма Питака» – философское толкование вероучения. Это собрание священных текстов – «Палийский канон» – представляет буддизм школы тхеравада во всей его полноте.

…белый слон действительно стал на колени на берегу реки, и царь приказал построить там величайшую пагоду в мире. Сегодня мы знаем её под названием Швезигон. Сорокавосьмиметровая пагода во времена Анируды была самым высоким сооружением в Пагане. В ту пору она стала величайшей не только по размерам, но и по красоте: элегантный верх в форме колокола – уникальное новшество – послужил образцом для всех последующих пагод. А вдоль трёхъярусной террасы можно увидеть детально проработанные сцены из жизни Будды.

Замысел проекта оказался столь грандиозным, что строительство пагоды так и не было завершено при жизни Анируды.

Dr. Bob Hudson, University of Sydney: «Каждый правитель Паганского царства совершал деяние, которое должно было обеспечить ему достойное положение в следующих жизнях. И царь Анируда строил Швезигон, прежде всего, для себя – это был его путь к нирване. Но возведением пагоды он также говорил людям: «Это символ нового принятого нами вероучения». Эта пагода воплощает образ объединённого государства, верховная власть над которым принадлежит царю. Это знак великих преобразований в буддизме, и мы возвещаем о том миру».

Пагода Швезигон – первая из новых буддистских храмов, в котором было предусмотрено место для прихожан. И это был символ религиозной реформы.

…одних текстов и пагод было недостаточно: чтобы распространять вероучение, царь, прежде всего, нуждался в новом религиозном порядке. И в основу его лёг монашеский обет. Отныне любому желающему стать монахом предстояло пройти обучение и под руководством наставника освоить правила суровой монашеской жизни.

Шин Арахан создал по всей стране буддистские общины, которые распространяли такой порядок и помогали систематизировать методы и временные рамки процесса посвящения в монахи и обучения. Таким образом в Пагане создавалась формальное единство буддизма. Система видоизменялась, становясь всё лучше организованной – храмы превратились в центры образования, чтению и письму, благодаря Палийскому канону, обучались не только монахи, но также дети и женщины. Заложенная таким образом традиция обеспечила высокий уровень грамотности и в последующие века.

…в то время строили храмы двух стилей. В одних в центре помещали священные реликвии, а затем ставили внешние стены, чтобы люди не могли попасть внутрь. В центре других пагод было похожее на пещеру пространство, где верующие могли делать подношения Будде. По четырём сторонам света стояли статуи Будды Шакьямуни и трёх его предшественников. Это центральное святилище окружали внешние конструкции с коридорами для доступа людей. Говорят, в Паганском царстве каждые десять дней вырастала новая пагода. Всего за время существования этого государства было построено четыре с половиной тысячи пагод, а за следующее тысячелетие их число на территории Мьянмы достигло четырёх миллионов. «Страна тысяч пагод» – по количеству храмов с ней не сравнится ни одно буддистское государство. [T.10.DLXXI.1]

 

Алексей РЯБИНИН, доктор исторических наук: «…дело в том, что на Западе довольно рано происходит разделение религиозной и светской власти: это Папа – Император. То есть, крестьянин отдаёт десятину Церкви, и только Церковь имеет право на его душу. А король или император имеет право на его тело.

Вот это разделение на Душу и Тело, это как бы первая эмансипация личности на Западе. На Востоке такого не было, потому что Китайский император, он одновременно и глава культа императорских предков. Все остальные религии, которые существуют в Китае, они подконтрольны – буддизм, даосизм, конфуцианство – это религии «низшего состава»: главное – это императорский культ «Культ предков». И здесь уже император волен делать со своими поданными всё что угодно и в материальном и в духовном плане.

Халиф одновременно и султан в Османской империи – тоже имеет право на душу и тело своих подданных». [P.141.5]

 

 
     
 

А вот то, что платина металл, – это прозвучало для властителей христианского мира как сущая ересь, потому что в Библии названо только шесть металлов – железо, медь, золото, серебро, олово, свинец и, следовательно, седьмого быть не может! Отцам церкви было ясно: «лишний» металл – бесовская выдумка, за которую следует очистить от греха бескровно, на костре инквизиции. Такая участь едва не постигла одного испанского алхимика, который по поводу платины дерзко заметил, что собаки упомянуты в Библии 18 раз, а кошки ни разу, что не мешает им существовать!

Некоторые алхимики склонялись к тому, что и ртуть по многим признакам должна быть причислена к металлам, но об этом было лучше молчать.

Вне христианского мира ртуть давно уже заняла своё место среди металлов, однако и там места для платины не осталось, комплект считался полным вот на каком основании: в небе семь светил: Солнце, Луна и пять планет (остальных тогда ещё не разглядели), и каждая из них имеет на Земле своего посланца – их семь этих великих символов. Поэтому число «семь» от века священно.

Вот как со времён Аристотеля были прописаны металлы в небе: золото – Солнце, серебро – Луна, медь – Венера, железо – Марс, олово – Юпитер, свинец – Сатурн, ртуть – Меркурий. Тем, кто произвёл такую «прописку» металлов, никак нельзя отказать в наблюдательности и поэтичности.

Догмы о семи (или о шести) металлах вошли в сознание так прочно, что всё им противоречащее отметалось. Поэтому во всём мире мышьяк считали «незаконнорожденным полуметаллом», а известные с древности минералы сурьмы и висмута рассматривали как разновидности серебра и не стремились отделить. Вследствие этого многие старинные монеты содержат значительную их примесь, являются в определенной мере фальшивыми (что выявлено уже в наше время спектральным анализом).

Довольно расплывчатый термин «полуметалл» получил распространение после того, как швед Г. Бранд в 1730 году открыл кобальт.

Аркадий ЛОКЕРМАН, кандидат геолого-минералогических наук [B.161.2]

 

 
     
 

Директор Института теоретической астрономии АН СССР профессор Глеб Александрович Чеботарев

Если из всех астероидов вылепить шар, то радиус его окажется чуть больше 700 километров (радиус Луны больше в 2,5 раза). Тут возникает вопрос: если такая планета существовала, то почему она распалась? От быстрого вращения? Но что привело её в такое состояние? Взорвалась, как бомба? Но почему?

Есть возражения более серьёзные. При взрыве любого тела его осколки движутся так, что центр тяжести возникшей системы остаётся неизменным. Не все астероиды выполняют это условие. А это значит, что либо неверны некоторые краеугольные правила механики, либо взорвавшийся Фаэтон – миф.

Вероятней всего было другое. Мощное притяжение Юпитера помешало Фаэтону сформироваться. Образовалось какое-то количество меньших по размеру тел, в результате взаимостолкновения которых и возникло большинство астероидов. Чем на более мелкие куски распадались эти тела, тем чаще происходило дробление. Астероидное кольцо превратилось в настоящие каменоломни Солнечной системы.

А. САМОЙЛОВ [A.468]

 

 
     
 

Александр ГРИЩЕНКО, доктор филологических наук, Институт славяноведения РАН: «…в частности, в главе 31-й Книги Бытия Рахиль, когда бежит от своего отца Лавана, крадёт у Лавана, пока он стриг овец некие штуки. В древнееврейском тексте они называются «терафим» ( תְּרָפִים ), это множественное число: как «серафим», «херувим».

Терафим, согласно современным исследованиям в области гебраистики, библеистики – это некие такие «домашние небольшие идолы» – божки, вроде античных ларов.

Праматерь еврейского народа и её отец были идолопоклонниками – это же большой скандал. И чтобы этот скандал как-то затушевать средневековые комментаторы начинают прибегать к разного рода ухищрениям, поскольку действительно непонятно, что же это были за терафимы, которые она потом ещё подложила под верблюжье седло, чтобы спрятать их от отца.

К девятому-десятому веку возникает идея, что в действительности под этими терафимами подразумевались «астролябии». Зачем они нужны были Лавану? – В качестве навигатора. Если его дочка сбегает куда-то в пустыню, ему нужно ориентироваться по звёздам.

Естественно в эпоху условного Лавана и Рахили никаких астролябий не было – это позднее греческое изобретение. Но, тем не менее, к девятому-десятому веку такое объяснение вполне проходило. Рахиль лишает своего отца навигатора, который помог бы ему догнать». [P.125.545]

 

 
     
 

1 - 2 - 3