ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН IX. Protectores; Initiatio; Prudentia; Lux Occultata или Lux in Occulto; Отшельник (l' Ermite); Наука Победителя; Иероглиф.

   

Initiatio: Посвящение (2); Идеология; Интеллигенция

 
     
 

cōnsecrātio, ōnis f [consecro] 1) освящение, посвящение (aedium, bonorum С); 2) провозглашение нерушимости (legis aut poenae C); 3) обречение (omnis с., quae offertur ab homine, morte morietur Vlg): с. capitis alicujus С обречение кого-либо на погибель, проклятие; 4) обоготворение, обожествление, причисление к сонму богов, апофеоз Su, Т; 5) магический обряд Tert, Lampr. [B.32]

 

 
     
 

…немецкий учёный Герман Керн (Hermann Kern), исследовавший лабиринты в разных концах света, пришёл к выводу, что основное предназначение лабиринтов – это процесс инициации: из лабиринта выходишь будто заново родившимся, и ты уже никогда не будешь прежним.

Вадим РЯБИКОВ, заместитель руководителя Морской арктической комплексной экспедиции Института наследия им. Д. С. Лихачёва: «Практики инициации, они имеют разное значение: есть возрастные инициации, когда меняется статус человека в племени – он переходит из состояния ребёнка в состояние взрослого. Есть другого рода посвящение, которое уже связано с посвящением в некое тайное знание. И все обряды посвящения – инициации – они проходят через так называемую практику дивинальности (девиальности, лиминальности), сепарации, разделения с привычным миром. То есть, для того, чтобы человек оказался способным для восприятия какого-то нового знания, для получения какого-то очень важного нового опыта, он, прежде всего, должен освободиться от своей персоны, он должен освободиться от своего статуса. И вот некий такой остров оказывается очень удачным для проведения подобного рода практик посвящения…» [T.10.CLXXX.15]

*

dīvidus, a, um [divido] разделённый, отделившийся Acc, AG. [B.32]

dīvīnātio, ōnis f [divino] 1) вдохновение: d. animi C, QC наитие, предчувствие, тж. дар прорицания, предвидение (rerum futurarum C); 2) юр. дивинация, т. е. разбор и решение, кому из ряда претендентов выступить на суде обвинителем C, Q; 3) юр. речь против соперника во время дивинации C. [B.32]

*

līmen, inis n 1) порог: attollere pedem super l. Pl переступить порог, войти; 2) дверь, вход; 3) начало; 4) граница, рубеж; 5) жилище, дом: l. sceleratum V местопребывание нечестивых (в подземном царстве); sacrum l. H = templum; 6) конец: in ipso finitae lucis limine Ар в самом конце жизненного пути

 

 
     
 

Он – настоящий древний герой. Ясон повёл аргонавтов в поход за Золотым Руном. На его корабле легендарные герои: Орфей – прекрасный музыкант, и силач Геракл. Вместе они побывают у селения амазонок, минуют Сциллу и Харибду, избегнут смерти в когтях Сирен и справятся с Драконом, который хранит Золотое Руно.

Почему эта история так волновала воображение древних греков? Ясон – это воплощение мечты каждого греческого мальчика! Как стать Героем? И ещё один важный вопрос: как вести себя с женщинами?

Ясон отправляется в далёкую страну Колхиду, он должен добыть легендарное сокровище – Золотое Руно. Если юноша доставит его в Иолк, его будут считать героем. Кажется, что это невозможно…

Присутствие Геракла, или Геркулеса, среди аргонавтов говорит о том, что такого путешествия на самом деле не было. Это миф, в котором действуют боги, герои и чудовища. Итак, эта история не отчёт о реальном путешествии, не путевые заметки, но в ней, как во всяком мифе, есть своя правда: любому сразу понятно, о чём здесь пойдёт речь. Тестостерон буквально разлит в воздухе: группа мужчин отправляется в поход, с ними не будет ни девушек, ни жён.

Ясон – молодой человек, который должен показать своё мужество в первом самостоятельном походе. Это очень важный ритуал.

Prof. Ken Dowden, University of Birmingham: «Ясон уводит в дальний поход группу молодых людей призывного возраста. Они должны совершить великий подвиг и вернуться обратно. Несомненно, это ритуал инициации».

Колхида находилась на восточном побережье Чёрного моря. Аргонавты направляются в те места, где ещё не бывал ни один грек. Они слышали про эти земли только ужасные истории о чудовищах.

Prof. Ken Dowden: «Чудовища – необходимый элемент мифологии. Но если в мифе действуют чудовища, их помещают на окраины мира, это соответствует ритуалу инициации. Юноша отправляется к границам известного мира, он должен совершить нечто важное и вернуться».

Покинув Иолк, «Арго» плывёт вдоль побережья на север. Скоро путешественникам придётся оставить безопасный берег и направиться к островам. Но на военном корабле нет места для сна, аргонавты гребут и отдыхают по очереди, но на ночлег им придётся устраиваться на берегу. Здесь начинаются их приключения.

Согласно преданию, аргонавты остановились на ночлег на Лемносе, это остров в Эгейском море. Сегодня Лемнос – часть Греции, но в древние времена это было неисследованное место. Ясон и Орфей быстро поняли, что на острове живут только женщины. Царица Лемноса объяснила аргонавтам, что все их мужчины ушли: им не нравился запах женщин. Аргонавты в восторге, хотя и удивлены. Они наслаждаются роскошным гостеприимством женщин Лемноса в полной уверенности, что тронутся в путь утром. Но Ясон и Орфей вскоре поняли, что женщинам на Лемносе нужны не только развлечения. Их мужчины ушли, а им надо найти способ рожать детей. Аргонавты могут стать их спасением. Ясон только начал поход, но перед ним уже возникли серьёзные препятствия. Но он человек из плоти и крови, и это его первый поход. Согласно легенде Ясон покинул Иолк девственником, на Лемносе он впервые познал женщину.

Если миф о Ясоне – учебник взросления, то в чём же первый урок?

Prof. Ken Dowden: «Секс – одна из важных составляющих ритуала инициации. Если мальчик становится мужчиной, он должен узнать, что такое секс. И остров Лемнос с его женщинами даёт Ясону такую возможность».

Prof. James Clauss, University of Washington: «И там он первый раз осознал, что его есть за что ценить. Он понял, что его привлекательность – мощный инструмент».

Но миф ещё и предупреждает нас о возможных опасностях. Ведь аргонавты не знают о тёмной тайне женщин Лемноса: на острове нет мужчин вовсе не потому, что они сбежали с рабынями, – женщины Лемноса убили своих мужчин. Но Ясон и аргонавты не знают этого и радуются жизни на острове.

Поход за Золотым Руном может и не состояться. Ясон избрал лёгкий путь: он позволил своим людям поразвлекаться в волю. Это напоминание о том, что настоящий мужчина должен вести себя ответственно. Вернуть аргонавтов на корабль смог только Геракл, источник мудрости которого – его опыт. Это второй урок в греческом учебнике взросления: «Ответственность – это добродетель. Она необходима для выживания». Без неё Ясон не получит Золотое Руно и не вернёт себе трон.

Но история с Лемносом заставляет задуматься: кто лидер отряда – Геракл или Ясон? На этот вопрос аргонавты уже ответили в гавани, перед тем как поднять парус. Ясон нашёл корабль и собрал команду, он умён и осторожен, но он никогда не вёл за собой людей.

Аргонавты считали, что быть лидером отряда должен Геракл, но согласились и на Ясона. Что же говорит миф об этих двух типах зрелости? Когда его записали в третьем веке до новой эры, греки ценили торговлю и дипломатию больше войны. Итак, вот третье правило для будущих героев: «Ум важнее, чем мышцы».

…он уходит искать дерево для сломанного весла и исчезает. Геракл оставляет аргонавтов в важный для них момент. Это четвёртый урок этого мифа: «Ясон должен начать действовать самостоятельно». Теперь, чтобы достичь Колхиды и найти Золотое Руно ему придётся полагаться только на себя. У аргонавтов всегда был шанс потерпеть неудачу, теперь это становится очень вероятным. Судьба решила хорошенько испытать молодого Ясона. Но на его стороне выступает богиня.

Боги и богини Олимпа не похожи на богов современных религий. Древние греки считали богов бессмертными мужчинами и женщинами, но при этом они вовсе не вели себя как зрелые государственные деятели. Они скорее похожи на детей: иногда боги злорадны и жестоки, иногда милы и добры к людям.

Prof. Edith Hall, University of Durham: «Древнегреческие боги как дети: они действуют по наитию, обязанностей у них нет – одни права. Они очень несовершенны».

Prof. Wendy Doniger, University of Chicago: «Они ревнивы и мелочны, кто то из них глуп, кто то умён. Им довольно скучно на Олимпе, и они всё время вмешиваются в дела обычных смертных людей».

Если человек приглянулся богине, он становился баловнем Судьбы. Гера – жена верховного бога Зевса – на стороне Ясона. Это должно помочь ему. Но и сам он кое что может. Его учили навигации по звёздам, так что плыть по Эгейскому морю ему легко.

Prof. Ken Dowden: «У древних греков не было компасов, они не определяли направлений. Обычно они плавали вдоль берегов или от одного известного острова к другому. Если же им приходилось плыть по открытому морю, они могли находить путь только по звёздам. Поэтому плыли они обычно ночью».

Ясон смотрел на звёзды и вспоминал о цели своего путешествия – о знаменитом Золотом Руне. Греки верили, что это шкура священного животного – Золотого барана, – он сбросил свою шкуру и теперь живёт среди звёзд в виде созвездия Тельца.

Мало что в Эгейском море способно напугать греческого моряка, кроме разве что одного… Путь к Колхиде преграждают высокие скалы. Их можно миновать только двигаясь по узкому каналу между двумя скальными стенами. Но это необычные скалы – это легендарная Сцилла и Харибда, – сталкивающиеся скалы. Они раскрошат в щепки любого, кто проплывёт между ними.

Ясон при помощи богини Геры едва смог спасти аргонавтов, он прошёл проверку на прочность. Если бы за рулём стоял Геракл, «Арго» разбился бы в щепки. Но дело конечно не только в этом. Для греческих исследователей Сцилла и Харибда были очень важным символом. На самом деле речь идёт о Босфорском проливе – это узкий канал, соединяющий Эгейское море с Чёрным. Греки в древности не исследовали Чёрное море, для них Босфорский пролив был концом известного мира. Всё что находилось за Босфором, пугало греческих путешественников. Этот страх нашёл воплощение в образах Сциллы и Харибды.

Prof. Ken Dowden: «Эти скалы – воплощение напряжения между старой географией и новым миром, в который решатся поплыть только смелые люди. Так что Сцилла и Харибда – своего рода знак прогресса».

Настоящий герой должен исследовать и открывать новые земли, даже если придётся плыть в неизвестность. Это пятый урок.

«Арго» заплыл дальше, чем греки считали возможным – в Чёрное море.

Prof. David Braund, University of Exeter: «Это место где многие гибнут. Там начинается другой мир, лежащий между жизнью и смертью. Его окружают опасные воды, опасные тучи и страшные люди. Они не просто убивают, они пытают путешественников».

У Ясона на борту много героев, но он всё равно не стал высаживаться в землях амазонок. Урок номер шесть: «Осторожность – важная часть доблести».

Решения Ясона – мера его уверенности в себе: он понял, что значит жить своим умом.

Но ему ещё надо усвоить несколько уроков, чтобы называться мужчиной.

Один из этих уроков касается женщин.

…мимо прекрасного, но очень опасного места. Это остров Сирен.

Prof. Wendy Doniger: «Есть много мифологических чудовищ, в образе которых присутствуют женские черты: женщины-птицы, женщины-змеи. Эти создания кажутся прекрасными женщинами, на самом же деле это животные. Причём животная часть та, что ниже пояса – сексуальная».

…Сирен можно миновать, только если заглушить их пение ещё более прекрасной музыкой (пляши под свою дудку). Однако это придумал не Ясон. И это седьмой урок для будущего героя: «Нельзя быть слишком упрямым, надо слушать чужие советы».

Но у мифа о Сиренах есть и более тёмное значение. Оно касается женщин: вначале кажется, что это предупреждение – «Берегись соблазнительных женщин!», – но правда выглядит куда непригляднее. Сирены – очередная группа ужасных женщин, которых встретили Ясон и аргонавты. Женщины Лемноса были гостеприимны, но у них был свой ужасный секрет. Амазонки тоже убивали мужчин. Все эти женщины потеряли человеческий облик.

Prof. Wendy Doniger: «В каждой подобной истории есть женщины-чудовища. Сирены – просто весьма сексуальные женщины, да к тому же ещё и убийцы. Этот образ распространён в мировой мифологии, даже сегодня он встречается в фильмах и книгах. Если женщина прекрасна и возбуждает героя, значит она убьёт его».

Prof. Ken Dowden: «В мифологии находят своё воплощение все тайные мужские страхи. Сирены – прекрасный пример этого: они совращают людей с пути, и те умирают у их ног».

Восьмой урок очень суров: молодые греки узнают, что в мире немало опасных женщин.

Но не отчаивайтесь, в том же мифе мы найдём и другие уроки. В нём проявляется и более добрый взгляд на женщин – Ясону понадобится женская помощь.

…конечно это ловушка. Царю Ээту предсказали, что он будет царствовать, пока владеет Руном. Чтобы спасти трон, он должен убить Ясона. Он решил сделать это во время испытаний. Но царь не рассчитывал на то, что судьбу смертного будут определять боги. У Ясона есть важные друзья, ему хотят помочь Гера – старшая богиня Олимпа и Афина – богиня мудрости. Они поделились с богиней любви Афродитой своим планом. Она уговаривает Эроса-Купидона заставить Медею полюбить Ясона.

Образ Эроса с луком и стрелами сохранился до наших дней, но в Древней Греции он был вооружён до зубов. Он мог использовать топор или кнут, чтобы вызывать у смертных любовь. Но мы сохранили образ Стрелы Любви, – он прекрасно соответствует этому болезненно сладкому чувству.

Как только Эрос выпускает стелу, миф начинает говорить о женщинах по-другому. Теперь Ясону будет нужна их помощь.

Восьмой урок предупреждал молодых греков о вероломности женщин, девятый же урок имеет другое значение – Ясону не обойтись без женщин.

Prof. Wendy Doniger: «Медея похожа на тех девушек из фильмов про Джеймса Бонда, которые служат врагу. Но стоит им увидеть Бонда или переспать с ним, они начинают сочувствовать ему. Это очень древний мифологический сюжет – Женщина, полюбившая Героя».

…но вот что важно: Ясон не мог добыть Руно без помощи Медеи. Возможно это напоминание молодым людям Древней Греции – прекрасный пол может сбить их с пути, но без хорошей женщины они пропадут.

Но в чём же ценность Золотого Руна для древних греков? Ради чего надо плыть на Край Света рисковать жизнью? Руно – служебный элемент этого мифа, это Символ цели Ясона – стать новым греческим Героем. Для цивилизации, построенной деяниями Героев, нет Цели более важной, чем эта. [T.10.CLXIV.1]

 

 
     
 

Prof. Lee A. Siegel, University of Hawaii at Manoa: «Истории вовлекают нас, развлекают и стимулируют наше воображение.

Все религии начинаются со сказания, и наши ритуалы воплощают эти сказания. Наши догмы и убеждения есть абстракция этих историй, но в их основе всегда лежит Сказание – «Давайте я поведаю вам то-то».

Я думаю, что всюду все настоящие истории – это истории о богах, о таинственном и трансцендентном».

Parvathy Baul, folk singer, musician and storyteller: «Истинный духовный аспект невозможно объяснить словами, он постигается через телесный опыт посредством садханы – духовной практики. Но когда вы облекаете его в стихотворную форму или хотите рассказать о нём другим, тогда вам понадобятся образы. И лучший способ прикоснуться к сердцу другого человека – простые сказания».

Prof. Philip A. Lutgendorf, University of Iowa: «У людей есть чувство истины, реальности и отождествления с этими историями и их героями». [T.10.DCXV.1]

 

Алексей БОЛДЫРЕВ, кандидат философских наук: «…имейте ввиду, вообще, человечество тысячелетиями в качестве условия социализации личности – вхождения в общество – ставило инициацию. Инициатические обряды охотников, воинов, женские обряды – это всегда существовало. Только в новое время человек стал испытывать инициатическую недостаточность». [T.10.D.10]

 

 
     
 

Алексей МУРАВЬЁВ, кандидат исторических наук: «…это понятие, на самом деле, было чисто философским. Это было довольно абстрактное понятие, которое совершенно не понятно вне концепции философствующего иудеохристианства. Дело в том, что, вообще, в данном случае священное слово – само слово «логос» – в этом случае больше соответствует семитскому «двар», нежели греческому «логосу». А «двар» – это «вещь», «концепция», «понятие», «слово» и «цифра» в определённых контекстах.

По этой причине можно сказать, что уже в самом названии была заложена идея некой философской инициации. Первоначально это училище задумывалось, как училище «огласительное»: как известно, в христианстве существовал с ранних времён «институт оглашения».

Глагол «катихо» (катехо), «ихос» – это же самое, что «эхо» наше.

Но κατηχέω стало переводиться на славянский, как «оглашаться». Это училище «инициации» – училище, в котором человека инициируют в определённую религию. Ему дают некие правила». [P.153/12]

*

( דָּבָר ) [dābār] слово; предмет, вещь, дело (мн. -îm) [B.18]

 

Катехизис

от др.-греч. κατηχισμός – «поучение, наставление»; κατηχεῖν = κάτω «вниз» + ήχος «звук» – «внушать, отвечать»

др.-греч. κατήχησις «поучение, назидание», далее из κατηχέω «поучать, обучать», далее из κατά «вниз, под; против» + ἠχώ «отзвук»,

*

I κάτω (ᾰ) adv. 1) вниз; 2) внизу; 3) после, потом, затем; 4) филос.: τὸ и τὰ κ. низший элемент, меньшая общность (οὐδὲν τῶν ἄνω ὑπάρξει τοῖς κ. Arst.). [B.169]

II κάτω praep. cum gen. 1) вниз с (πέτρων κ. ὦσαι Eur.); 2) под (κ. χθονός Aesch.; κ. γῆς Soph.). [B.169]

*

ἦχος ὁ 1) Theocr., Arst., Luc. = ἠχή; 2) отголосок Arst., Plut.; 3) слух, молва (ἐξεπορεύετο ἦ. περὶ αὐτοῦ εἰς πάντα τόπον NT). [B.169]

ἠχώ, дор. ἀχώ (ᾱ), οῦς ἡ 1) шум, грохот (κτύπου χάλυβος Aesch.): ἠ. χθόνιος Eur. подземный гул; 2) звук, глас (σάλπιγγος Eur.); 3) вопль, жалоба, стон; 4) звуки речи, голос; 5) молва, слух; 6) отголосок, эхо: κορυφὴν περιστένει οὔρεος ἠ. Hom. горное эхо оглашает вершину. [B.169]

 

 
     
 

1 - 2